Доклад на тему этические нормы служебных взаимоотношений

Обновлено: 17.06.2024

В статье рассмотрены этические особенности взаимоотношений мужчины и женщины в служебной обстановке. В современном деловом мире каждый, кто имеет отношение к офисной работе и бизнесу, должен знать этические нормы и соблюдать правила делового этикета.

Ключевые слова

Текст научной работы

В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Существует и такое понятие, как этика производственных отношений – правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени.

Этика деловых отношений между мужчиной и женщиной – это не просто свод скучных правил и норм поведения, которые присущи представителям бизнес – элиты. Этика – это собранная по крупицам мудрость лучших представителей бизнеса, которая позволяет не наступать на те грабли, по которым прошлись уже целые поколения успешных предпринимателей [1].

Этические правила подразумевают не столько исключительную политкорректность, сколько знание основных проблем, которые возникают между разными группами людей.

Этика деловых отношений требует минимального знания психологии бизнеса, и умение вести себя в соответствии с этим знанием.

Безусловно, овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этике и этикету вообще, и управленческому – конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении – закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мира [2; 3].

Взаимоотношения мужчины и женщины в служебной обстановке – особая сфера, весьма сложная для формирования каких-либо принципов установления этих отношений. Известно, что главное в деловой субординации и координации – должность, принадлежность к более высокому или какому-либо другому должностному уровню, тем не менее, принадлежность к тому или иному полу играет значительную роль в построении деловых взаимоотношений, в продвижении по служебной лестнице, в служебном поведении и конкретных поступках [4; 5].

Как же проявляются эти особенности в повседневной служебной деятельности, и какие этические ошибки следует избегать мужчине и женщине в процессе делового общения!?

Психологи и физиологи утверждают, что женщины имеют более тонкий вкус, чем мужчины, они более четко видят различия в материалах, цветах, формах, внешнем виде конструкций. Поэтому не стоит спорить с женщиной-сотрудником по этим вопросам, лучше довериться ее суждениям.

Несмотря на то, что уровень приспособляемости у мужчин ниже, они быстрее реагируют на изменения ситуации, новые методы работы и способы воздействия на коллектив. Поэтому не стоит торопить женщину, чтобы она быстрее высказала свое мнение или проявила отношение к чему-либо, так как это только спровоцирует противоречие, конфликт или другую неэтичную ситуацию [6].

Еще одна причина проявления различий в деловых отношениях: у мужчин лучше развито пространственное воображение, чем у женщин. Именно поэтому среди великих художников и талантливых конструкторов совсем нет представительниц прекрасного пола.

Следует это учитывать и не создавать таких ситуаций, которые провоцировали бы этические нарушения.

В деловом этикете есть ряд рекомендаций, являющихся результатом того, что в некоторых случаях предпочтение отдается женщине:

  • женщина первая протягивает руку для рукопожатия;
  • женщине представляют мужчину, а не, наоборот;
  • в служебном автомобиле женщина занимает более почетное место и первой садится в автомобиль;
  • в служебном помещении женщина вправе принять помощь мужчины (с учетом его большей физической силы) при необходимости передвинуть или перенести мебель или какое-либо тяжелое оборудование;
  • мужчина уступает женщине дорогу.

Таким образом, принадлежность к тому или другому полу накладывает на сотрудников организации дополнительные обязанности по соблюдению норм делового этикета [9; 13].

Вот еще некоторые моменты служебных отношений мужчин и женщин, которые необходимо знать:

  • Дверь открывает тот, кто ближе к ней стоит.
  • В лифт входит или выходит из него человек, находящийся ближе к двери.
  • И мужчины, и женщины поднимаются со стула, чтобы приветствовать клиента или посетителя, вне зависимости от его пола.
  • И мужчины, и женщины обмениваются рукопожатиями на службе.

Итак, для предупреждения возможного возникновения ситуаций, чреватых этическими нарушениями, следует учитывать психологические особенности, характерные для представителей полов. Такие особенности есть, и нельзя допустить, чтобы они служили почвой попирания морали – ни в большой степени, ни в малой. И мужчины, и женщины в сложной системе деловых отношений устремлены к одним и тем же целям – эффективности деятельности, следованию принципам морали и т.п., и для создания этической атмосферы, благоприятствующей достижению этих целей, разумно учитывать психологические особенности представителей разных полов [12].

Список литературы

Цитировать

Служебные этика и этикет: правила поведения работников и руководителя

В чем заключается служебная этика? Что это такое? Какие известны основы типового кодекса этики и правила этикета для работников и руководителя? Как вести себя с клиентами? Чем чревато некорректное поведение в трудовом коллективе? Обо все этом и пойдет речь в нашей статье.


Что заключает в себе понятие?

Служебная этика – это комплекс основ, правил поведения человека в сфере его профессиональной, производственной либо служебной деятельности.

Под служебным этикетом понимается норма морального поведения человека в коллективе. Знание этикета выражается в приобретении профессиональных качеств и постоянном совершенствовании имеющихся навыков. Ключевым условием слаженной работы любой организации, компании или учреждения является культура поведения и взаимоотношений между руководством и работниками, а также между клиентами и партнерами.

В рабочей среде работник постоянно находится во взаимосвязи со всеми. Блюсти правила и требования делового этикета обязаны и руководители, и подчиненные.


Согласно правилам этикета на мероприятиях светского характера разговоры должны вестись без обсуждения личной жизни, обговаривать лучше только текущие деловые проблемы и вопросы.

Соблюдение служебного этикета по всем правилам призвано создавать здоровую эмоциональную рабочую обстановку, улучшать настроение, что поможет повысить трудовую производительность и удовлетворить личностное самоутверждение.

Основополагающие принципы этикета в служебной деятельности имеют существенные различия в компаниях, организациях, учреждениях разных отраслей. Существуют общие нормы, обязательные для соблюдения сотрудниками компаний и государственными служащими. Можно выделить несколько из основных принципов: пунктуальность, соответствие внешнего вида сотрудника установленному дресс-коду компании, умение сохранять конфиденциальность, а личные проблемы оставлять за стенами рабочего кабинета.

Читайте также: