Доклад на тему эмпиризм конвенционализм сенсуализм новые методы научного познания

Обновлено: 07.07.2024

Поиск нового метода познания в течениях эмпиризма, сенсуализма, рационализма. Спор о субстанциональности мира в философских течениях монизма, дуализма, плюрализма. Развитие европейской философии XVIII века, общие черты философии эпохи Просвещения.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.09.2013
Размер файла 22,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Философия нового времени

1. Поиск нового метода познания

а) эмпиризм Ф. Бэкона

Идолами Бэкон называет заблуждения разума, искажающие познание. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.

Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведёт к пренебрежению фактами. Путь муравья - узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания - путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мёд.Влияние Бэкона на развитие науки велико, поскольку его философия являлась выражением духа экспериментального естествознания.

б) рационализм Р. Декарта

в) сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка

Сенсуализм (восприятие, чувство, ощущение)-это учение, согласно которому чувственность является главной формой познания.

Знание, по Гоббсу, бывает двух видов: чувственное и рациональное. Истина достигается на путях рационального знания; чувственное же знание не совсем достоверно. Рациональное знание -- это знание необходимое, всеобщее и достоверное.

В ощущениях Гоббс отмечает два элемента: реальный и воображаемый. Реальный элемент -- это физиологическая реакция тела на раздражение. Воображаемый элемент -- это то, что представляется в снах, галлюцинациях и других кажущихся или ошибочных восприятиях.

В результате ощущений в уме возникают представления. Представления -- это угасшие ощущения, которые производят некоторый отпечаток в душе, который может некоторое время сохраняться, постепенно теряя свою яркость и отчетливость.

Гоббс возражает против понятия субстанции, которое ввел Декарт, утверждая, что никакой абстрактной субстанции в мире не существует, ибо все наше знание происходит из ощущений.

В Англии последователем Т. Гоббса был Джон Локк (1632--1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма, т. е. происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира.

В первую очередь Локка интересует вопрос о происхождении и об источниках знания. Идеи ощущения (зрение, слух, осязание, обоняние и т. д.) -- основной источник всех наших идей, которые возникают в нас. Когда наш ум рассматривает внутренние состояния и деятельность нашей души. Посредством идей мы воспринимаем и качества вещей, среди которых Д. Локк выделяет два класса: первичные и вторичные. Первичные качества принадлежат самим предметам. Они неотделимы от тела. Это -- плотность, протяженность, фигура, движение и число. Идеи первичных качеств -- копии самих качеств. Вторичные качества -- те, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле не находятся в них самих. Это -- идеи цвета, звука, вкуса и т. д. В самих вещах есть только способность производить в нас эти ощущения.

Главное его произведение -- "Опыт о человеческом разуме", в котором он критикует учение Р. Декарта о врожденных идеях. По его мнению, для того чтобы показать, что идеи не врождены человеку, достаточно показать, откуда они происходят.

Единственным источником знания по Локку является внутренний и внешний опыт. Внешний опыт дает нам знание о предметах внешнего мира, а внутренний -- о нашем внутреннем мире. Поэтому, разделяя идеалы сенсуализма, Локк тем не менее строит более широкую систему-эмпиризм.

Эмпиризм -- это учение, в соответствии с которым все знание приходит из опыта, а чувственный опыт является лишь одним из видов возможного опыта; другим видом является внутренний опыт.

Д. Локк обосновал философию здравого человеческого смысла, т. е. косвенно указал на то, что не может быть философии, отличной от рассудка, опирающегося на показания здоровых человеческих чувств.

2. Спор о субстанциональности мира

а) монизм Б. Спинозы

Монимзм-- философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

б) дуализм Р. Декарта

В целом - дуализм Декарта, имеет два проявления:

1. дуализм души и тела в человеке. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга. Мыслящая субстанция не имеет пространственных параметров, телесная субстанция - имеет пространственные параметры. Декарт отбрасывает признание существования тела; оставляет мыслящую внетелесную субстанцию, она сама по себе, а тело - само по себе, если его признать.

2. дуальность Бога и мира. Бог есть творец мира, отворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок. Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики.

Посредством этих двух проявлений дуализма заострена проблема соотношения мышления и бытия (основной вопрос философии). Намечаются все возможные варианты решения этого вопроса: материализм, идеализм, дуализм.

в) плюрализм Г.В. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716)- немецкий философ, логик и разносторонний учёный. Он занимался геологией, математикой, историей и другими науками, выдвинув много ценных идей, предвосхитивших будущие открытия.

В этике Лейбниц уделяет внимание проблеме зла. Он разработал учение о 3 видах зла:

1. Метафизическое зло как несовершенство всех земных творений в сравнении с их создателем

2. Физическое зло, под которым подразумевается всё, ведущее к страданию

3. Нравственное зло как грех, порок, нарушение нравственных норм.

Поскольку наш мир, по мнению Лейбница, является наилучшим из возможных миров, зло, которое выпадает на долю каждого индивида, сколь бы несправедливым оно ему ни казалось, является необходимым условием мировой гармонии. Даже среди множества бедствий и страданий человек должен утешаться, что живёт в лучшем из возможных миров.

3. Европейская философия XVIII в.

а) субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма

Идеи Локка получили своеобразную интерпретацию в философии его соотечественника Джорджа Беркли (1684-1753). Она исходит из того, что ощущения - основа познания, идеи - это ощущения или результаты воздействия разума на ощущения.

В теории познания Юм - агностик. Отрицание рациональной основы познания ведет к иррационализму в понимании человека: нравственность также не имеет надежных рациональных оснований, страсти господствуют над человеком, чувство страха - основа возникновения религии. Идеи Юма сыграли большую роль в дальнейшем развитии западноевропейской философии.

б) общие черты философии эпохи Просвещения

В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей,-вот духовная атмосфера этого времени. Исходные идеи эпохи Просвещения-культ науки(а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно!-таков призыв Просвещения. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными ибогатыми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер, Пьер Бейль и Жан Мелье.

Бейль пытался доказать, что все верующие могут быть порядочными людьми. Был искренне верующим, но лояльно относился и к неверующим, лишая церковь монополии на нравственность.

Жан Мелье -обычный пастор, который оставил завещание с описанием католической церкви изнутри(невежество, распутство священников, воровство изнутри). На смертном одре не лгут-и Мелье поверили. Авторитет церкви был подорван.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)-происходил из низкого сословия. Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство-это частная собственность, основная причина безнравственности. Руссо-автор теории общественного договора(часть людей следит за соблюдением порядка(государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства-частная собственность. Неравенство усугубляется государством(одни властвуют, другие подчиняются). Тирания-высшая степень неравенства(диктатор обманывает и народ, и государство).

4. Постклассическая европейская философия ХIХ в.

а) иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

Иррационалимзм -- философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера.

Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир - обитель страдания, оптимизм бессовестен. Этика Шопенгауэра - этика пессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь укрощая волю.

Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни.

познание философский эапиризм просвещение

б) философии С. Кьеркегора и А. Берксона

Сёрен Обюм Кьемркегор -- датский философ, протестантский теолог и писатель.

Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования:

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель, эстетик, этик, религиозный человек.

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту, плывёт по течению, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни.

Эстетик знает, что ему не нужно следовать за всеми, сам выбирает свой путь, жизнь, полную удовольствий. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью.

У этика развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

На духовной стадии человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен, знает, что грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог -- совершенен, человек -- нет.

Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

У человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой возникает страх. Он является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Анрим Бергсомн -- один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни.

Подобные документы

Развитие философии в западной Европе в XVI-XVIII веках. Формирование философского мышления Нового времени. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии Нового времени. Английские корни эпохи Просвещения. Французский материализм ХVIII века.

реферат [41,0 K], добавлен 13.05.2013

Характерные черты философии Нового времени и ее ориентация на науку. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта. Поиски метода научного познания и проблема бытия. Рационализм и гуманизм социальной философии Просвещения, ее основные представители.

презентация [1,7 M], добавлен 26.09.2013

Изучение проблемы метода познания. Деятельность представителей материалистического и идеалистического эмпиризма - Гоббса, Беркли и Юма. Характерные черты рационализма философии Нового времени. Содержание учения о субстанции Спинозы, Локка и Лейбница.

реферат [104,8 K], добавлен 21.11.2010

Развитие философии Нового времени в Европейской культуре XVIII в.; идейные течения - антиклерикализм, наукоцентризм, прагматизм. Различие и общие черты мировоззренческих и социально-политических позиций английского, французского и немецкого Просвещения.

реферат [15,6 K], добавлен 04.04.2012

Характерные черты эмпиризма философии Нового времени. Рационализм философии Нового времени. Отличия и взаимосвязь чувственного и рационального в научном познании. Идеальная пропорция, правильное сочетание разума и чувств.






В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод – путь познания. Проблема метода – проблема основ познания и критериев истины. Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии Нового времени она получает систематическое развитие.

Философия Нового времени даёт три основных решения: сенсуализм, рационализм и эмпиризм. Сенсуализм и рационализм берут свое начало в античной философии, эмпиризм – принципиально новая концепция, появление которой соответствовало интенциям развития новоевропейской науки.

В философии Нового времени сенсуализм представлен в философии англичанина Джона Локка (1632–1704).


Насколько достоверно чувственное восприятие реальности? Локк доверяет чувствам, но, принимая во внимание их возможную субъективность, развивает концепцию первичных и вторичных качеств: он различает пространственно-временные характеристики объектов (первичные качества) и их субъективное преломление (вторичные качества). К первичным качествам следует отнести фигуры, величины, положения и т. д. Вторичные качества – это цвет, вкус, запах и т. д. Различение первичных и вторичных качеств имело большое значение для последующего развития философии Нового времени, когда в ней был поставлен вопрос о границах человеческого познания.

Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626)


Идолы пещеры – это те же идолы рода, только по-разному и у разных людей проявившиеся в силу воспитания или иных особенностей развития. Это индивидуальные особенности мышления, которые, будучи доведены до крайности, могут привести к ошибкам познания. Есть, например, умы консервативные, не способные к восприятию нового, а есть, наоборот, умы, в погоне за новым теряющие свои основы. Есть умы аналитические, не способные к синтезу, а есть синтетические умы, неоправданно пренебрегающие тонкостями и деталями.

Идолы театра – догматизированные теории и концепции, мешающие дальнейшему развитию познания. Ф. Бэкон таковыми считает софистику, суеверия, теологию и философию Аристотеля.

Избавиться от идолов площади и театра возможно, от идолов рода и пещеры – фактически нет. Однако знание ученым свойств своего разума и свойств человеческого разума вообще, как считает Ф. Бэкон, поможет избежать если не всех, то многих ошибок в познании, либо ускорить процесс освобождения от них.

Рационализм


Р. Декарт разработал следующие правила своего метода.

Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.

Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных.

Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.

[1] Бэкон Ф. Новый Органон // Ф. Бэкон. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 56.

Философы Нового времени считали, что в разумно устроенном мире нет ничего, что было бы недоступно человеческому разуму, надо лишь найти верный метод познания. Развитие методологии развивается в трёх основных философских направлениях: в рационализме, сенсуализме и эмпиризме.

3. Развитие методологии научного познания в философии Нового времени на основе рационализма (Р.Декарт)

Рационализмв познании- это философская концепция, считающая разум основой познания и критерием истины. Эти взгляды разделяли: Р. Декарт, Н. Мальбранш, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Рационалистический метод познания получает наибольшее развитие в философии Рене Декарта (1596-1650), французского философа и математика.

Врожденные идеи рассматривались Декартом в качестве основы научного и философского познания.

Декарт разработал методику познания, в которую входили четыре основных правила:

Первое правило: Во всём сомневаться. За основу познания брать только те истины, которые представляются разуму предельно ясными, очевидными, не требующими доказательств(например аксиомы: сумма расстояний двух сторон треугольника больше третьей).Таким образом у Декартакритерием истиныявляется очевидность.

Второе правило - правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.

Третье правило - правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных(например пытаясь изучить конкретного человека необходимо начать с того, что он является прежде всего просто человеком, то есть обладает набором общечеловеческих качеств. А затем, в процессе его изучения, уточнить и конкретизировать как проявляются эти качества в данном индивиде. Например все люди обладают мышлением, но у данного человека наиболее развито абстрактное мышление; все обладают памятью, но у данного – фотографическая память).

Четвертое правило - правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.

Согласно Декарту, главным средством познания природыдолжна статьматематика. При этомв само в понятие природы Декарт вкладывал лишь те её свойства, которые были подвластныматематическим методам анализа: протяжение, форму и движение.

4. Сенсуализм и его взгляды на соотношение чувственного и рационального компонентов в процессе человеческого познания (Джон Локк)

Локк доверяет чувствам, но понимает, что они могут быть субъективны. Поэтому разделяет все качества, воспринимаемые чувствами на первичные и вторичные. Первичные качества – объективны, они принадлежат самим вещам и описывают пространственно-временные характеристики объектоввосприятия (форма, положение, расстояние). Вторичные качества - субъективны, в них отражена природа самого воспринимающего человека. Это цвет, вкус, запах и т. д. Вторичные качества являются производными от первичных.

Познание истинно лишь тогда, когда идеи в нас сообразны с действительностью. Когда соединение или разъединение идей внутри нас аналогично отношению обозначаемых ими вещейв реальном мире.

Эмпиризм: философская концепция, котораяосновым средством познания и критерием истины считает опыт или эксперемент. (Ф.Бэкон, Т.Гоббс)

Эмпиризм опирается наиндуктивный метод познания, в которомсначала изучаются частные свойства многих предметов одной группы, затем эти знания обобщаются и на их основе делаются выводы об общих свойствах данной группы.

Проблема данного метода: индукция никогда не бывает полной, так как невозможно (за редким исключением) рассмотреть все предметы какого-либо класса. В силу того, что их либо нет рядом, либо их уже нет (они в прошлом), либо ещё нет (в будущем).

Поэтому Бэкон разрабатывает методику использования неполной индукции. Когда общие свойства какого-либо класса явлений выводятся из рассмотрения неполного их количества. Это может происходить следующим образом: Например, когда учёный, изучающий какую либо группу (например лебедей) сталкивается с отклонением от общих свойств группы (чёрный лебедь), он может изучить, с какими особенностями природы представителей данной группы это отклонение связано, и тем самым углубить представления о природе данной группы в целом.

– Идолы рынка (площади) – эти ошибки и заблуждения, усваиваемые в процессе общения.

– Идолы театра – эти предрассудки основаны на слепой вере в авторитет, благодаря которому вещи рассматриваются не такими, каковы они в действительности, а под углом зрения этих авторитетов.

6. Учения об обществе и государстве в Новое время

Взгляды на природу общества и государства: В естественном (догосударственном) состоянии своей истории люди рождаются равными и свободными, имеющими право на всё. Они живут в гармонии с природой и в мире друг с другом, на что подталкивает их инстинкт самосохранения. Но со временем, в силу возрастания рождаемости, жизненных благ начинает не хватать, и естественное состояние постепенно перерастаетв войну всех против всех.

Чтобы достигнуть мира и получить защиту люди объединяются в государство. Это происходит путём принятия ими общественного договора, по которому люди передают часть своих естественных прав государству в лице правителя, добровольно ограничивая свою свободу. Так на смену естественному состоянию приходит гражданское.

Власть правителя по Гоббсу должна быть полной, абсолютной и не ограниченной ничем кроме Божественной воли и естественного закона (это в наибольшей степени соответствовало абсолютной монархии). Гоббс считал, что делить власть означает ослаблять и разрушать её. А слабая власть не способна защитить людей.

Локк является сторонником разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Естественное состояние он понимал, как свободу и равенство людей, живущих своим трудом. Но для закрепления права собственности необходимо было принятие законов, которое помогает избежать конфликтов в обществе. Это возможно только при наличии государства, которое и создаётся людьми путём принятия общественного договора.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введения

Семнадцатый и восемнадцатый века в истории Европы принято называть Новым временем. В начале этого периода вся западноевропейская культура начала подвергаться глубокой трансформации под влиянием зарождающегося капиталистического общественного строя. Эти изменения проявились, прежде всего, во взглядах на науку. Она стала рассматриваться как главное средство рационализации практики и даже как основа житейской мудрости.

Такая ориентация на науку не могла оставить философию незатронутой. Прогрессивная философия стала рассматривать свою первую задачу как установление методологии научного поиска. Однако развитие знаний может происходить либо в форме экспериментальной науки, основанной на опыте, либо в форме теоретических систем, подчиненных строгим правилам логического вывода. Поэтому не случайно, что в философии Нового времени возникли два основных течения: Эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм Ф. Бэкона

Первым шагом к реформированию науки Бэкон считает освобождение разума от постоянно угрожающих ему четырех видов заблуждений или идолов. Первый вид заблуждения он называет идолами вида. Это заблуждения, которые возникают потому, что человеческий разум, подобно наклоненному зеркалу, может искажать факты. Среди идолов пещеры Бэкон называет заблуждения, возникающие из-за склонности людей. К идолам площади Бэкон относит коллективные заблуждения (вера в авторитеты, мифы и т.д.). Наконец, разум также должен освободиться от идолов театра — веры в то, что только аристотелевский силлогизм является единственным методом постижения истины.

Суть метода подобия проста. Из того, что, например, радуга наблюдается, когда солнце светит в игре кристаллов в солнечный день, в пыли водопадов, ученый должен признать общую особенность: прохождение солнечного света через прозрачную сферическую или призматическую поверхность. Это может быть причиной появления радуги. (В обычной индукции мышление идет в другом направлении. Следуя обычной индукции, мы обнаруживаем, например, что в этом месте вороны черные, в другом — черные и так далее, а белые вороны — редкое исключение, и из этого делаем вывод, что все вороны черные). Бэконовская исключающая индукция составляет основу методологии всей экспериментальной науки и по сей день.

Ф. Бэкон привносит в свою методологию мировоззренческую основу. Вся окружающая нас природа — это материя, совокупность тел, наделенных разнообразными свойствами. Одним из неотъемлемых свойств материи является движение. Он не ограничивается механическим движением, а имеет 19 типов или форм. Задача науки — изучать различные комбинации этих форм и находить причины различных явлений.

Рационализм Р. Декарта

Французский естествоиспытатель и философ Рене Декарт (1596-1650), (имя Декарта на латыни — Cartesius), как и Бэкон, призывал к радикальной реформе схоластической науки. Он также отмечает, что его фокус на аристотелевском силлогизме позволяет ему в лучшем случае объяснить, как частное знание возникает с логической необходимостью из известных общих предпосылок. Но она не может объяснить логику творческого мышления, открывающего новые истины в математике и других теоретических науках. И Декарт задался целью создать логику творческого мышления, логику интеллектуальной интуиции.

Эта логика основана на четырех простых правилах. Первое — нужно принимать за истину только то, что ясно воспринимается разумом. Второе — вы должны разбить проблему на более простые проблемы. В-третьих, следует переходить от решения простых задач к более сложным. В-четвертых, вам необходимо получить общее представление о каждом этапе, чтобы ничего не осталось недосказанным.

Материалистический монизм Спинозы

Голландский философ Б. Спиноза (1632-1667) был один из первых мыслителей, который предпринял попытку преодолеть дуализм Декарта. В качестве исходной предпосылки философствования о мире и человеке он выдвигает положение о существовании лишь одной субстанции — природы или бога в его терминологии. Она есть причина самой себя (cause — sui) и поэтому не нуждается для своего существования ни в какой другой субстанции. Она вечна и бесконечна. Она и причина и следствие, и сущность и существование. Субстанция проявляет себя в модусах — бесконечном многообразии вещей. Они относятся к единой субстанции, как бесчисленное множество точек прямой к самой прямой. Если бы человеческий ум был всемогущим, всевидящим и безграничным, то он мог бы постичь субстанцию сразу со всеми ее модусами. Но человеческий рассудок, увы, ограничен. Поэтому он постигает субстанцию по частям сначала как протяжение, а затем как мышление. Так что протяжение и мышление — это не две субстанции, как у Декарта, а лишь атрибуты единой субстанции.

Хотя в человеке протяжение и мышление объединяются, (он есть единство души и тела), но это не может служить поводом для раздвоения сущности человека на субстанцию мыслящую и субстанционно протяженную, потому что они суть лишь главные свойства единой субстанции. Значит, считает Спиноза, учение о человеке (этика в терминологии Спинозы) должно выводится из природы. Многообразие душевной жизни человека, согласно Спинозе, можно свести к двум: страстям или аффектам и разуму или воле. Человек прокладывает себе дорогу в жизни, руководствуясь не каким-то абстрактным законом добра и отвращения ко злу, а инстинктом самосохранения и личной выгодой. Но вещи и ситуации, имеющие значение для жизни человека, порождаются природой помимо его воли и желаний. И человек должен с этим считаться.

Значит, чтобы достигать свободы, т.е. иметь возможность реализовывать свои цели, человек, как часть природы, как ее модус, должен научиться истолковывать внешнюю детерминацию своего поведения как собственное добровольное решение. Свобода, таким образом, представляет собой осознанную необходимость.

Но Спиноза отлично понимает, что такое понимание свободы имеет ощутимый фаталистический оттенок. И он ищет активное человеческое начало согласования мотивов человеческих поступков с внешними обстоятельствами. Чтобы принимать решения, соответствующие внешней необходимости, человек должен научиться обуздывать свои аффекты, вызываемые внешними обстоятельствами, подчиняя их более мощному аффекту — познанию.

Только благодаря познанию происходит перестройка взаимоотношений между аффектами, и доминирующую роль в них начинают занимать те, которые в полном соответствии с законами природы возвышают человека. Свобода тем самым предстает как достояние немногих — достояние мудрецов.

Монадология Лейбница

Лейбниц отбрасывает декартовское деление мира на две субстанции. Из протяжения невозможно объяснить качественное разнообразие реальных вещей, а лишь их геометрические свойства. Он отбрасывает и спинозовское представление о единой субстанции, потому что из него невозможно объяснить активность вещей. Поэтому любая вещь, по Лейбницу, аналогична человеку, который активен, потому что имеет и тело и душу. Она есть и субстанция и ее обнаружение. Субстанция — это душа вещи, ее монада (единица), а сама вещь со всеми своими свойствами есть телесное обнаружение монады.

Итак, совокупный мир вещей, по Лейбницу, есть обнаружение совокупного мира монад. Каждая монада живет своей жизнью. Внешняя необходимость реализуется через свободную волю монад. Человек, не знающий этой самодеятельности монад, не может и согласовывать свои поступки с этой внешней необходимостью, а значит обрести свободу. Стало быть, свобода есть познанная необходимость.

Духовную жизнь монад нельзя понять по ее проявлениям, ибо эти проявления вторичны. Так что эмпиризм Ф.Бэкона, провозгласивший единственным источником нашего знания опыт, по Лейбницу, ошибочен. Эмпирический опыт выполняет лишь роль толчка для деятельности человеческого мышления, которое только и способно увидеть за явлениями природы жизнь монад.

В разуме нет ничего кроме самого разума, так Лейбниц подытоживает рационализм Декарта. Знание о самодеятельности монад разум получает посредством логического вывода из немногих врожденных идей. Но истина — это не достояние интеллектуальной интуиции. Истинность рассуждения обеспечивается строгим соблюдением всех законов логики. Достоверно истинно то, обратное чему ложно.

Истинность рассуждений, следовательно, заключается в их непротиворечивости и протекает по одной и той же программе. Лейбниц мечтал о машинах, которые механизировали бы процесс получения знаний. Эта идея Лейбница была реализована лишь спустя два столетия после его смерти в счетно-решающих компьютерных системах.

Из представления о вещном мире как мире проявления самодеятельности монад следовала возможность самых различных миров. Но наш мир, по Лейбницу, есть таким, каким он есть, благодаря тому, что синхронизацию, объединение и гармонизацию деятельности монад осуществляет бог. Этот мир — наилучший из миров. И если в нем есть зло, так это для того, чтобы человек мог ценить добро. И вообще мир, лишенный зла, не мог бы совершенствоваться, был бы статичным.

Философия Лейбница давала впечатляющую оптимистическую картину мира как единого восходящего движения. Это во многом способствовало тому, что она нашла многочисленных последователей, особенно в лице Х.Вольфа и других деятелей немецкого Просвещения.

Сенсуализм Дж. Локка

Развитие методологии научного познания неизбежно привело к общим вопросам эпистемологии. Первым философом нового времени, который начал систематически разрабатывать эпистемологию как особую область философии, был английский философ Джон Локк (1632 — 1704).

По его мнению, сознание ребенка представляет собой чистую доску (tabula rasa) и приобретает конкретное содержание только через опыт. Опыт, согласно Локку, делится на внешний и внутренний. Внешний опыт состоит из осмысленных восприятий объектов, которые действуют на наши органы чувств. Есть знание уникальных свойств вещей и явлений, уникальных связей и отношений, состояний наших душ.

Теория Локка об образовании абстракций (общих понятий) соответствовала практике научных исследований в XVII-XVIII веках, которая была направлена на сбор, фиксацию и упорядочивание фактов. Ее поддержали, не случайно, Ньютон и многие другие естествоиспытатели и философы. Но у нее была серьезная проблема: ее можно считать истинной, если признать, что все показания наших органов чувств являются точными копиями, образами предметов и вещей.

Локк, исследуя эту проблему, обнаружил, что наше чувственное восприятие не всегда определяется свойствами объектов (дальтоник не может различать цвета, мы теряем чувство осязания и т.д.). Ища выход из этого затруднения, Локк разделил все свойства вещей на первичные и вторичные. К первым он относил те восприятия, которые не зависят от наших органов чувств (гравитация, фигура и т.д.). К последним относятся те восприятия, которые являются зависимыми (цвет, запах и т.д.). Но тогда получается, что представления вторичных качеств созданы нашим умом, и есть то, чего нет в органах чувств. Эта непоследовательность чувственности была исходной предпосылкой субъективного идеализма Дж. Беркли, с одной стороны, и скептицизма Юма, с другой.

Заключения

Очень трудно сделать вывод об окончательной правильности какой-либо из описанных концепций познания — полное отрицание важности опыта одной школой и отрицание организующего принципа как более сложной системы (частью которой является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет этого сделать.

Это занятие увлекательно и достойно уважения, но абсолютно неприемлемо для человеческого разума на современном этапе его развития, поскольку невозможно найти начало у идеального круга. Идея рождает материю и наоборот. Этот процесс всегда был и будет бесконечным.

Что касается Фрэнсиса Бэкона, то если мы сегодня задумаемся над его наследием — философией далекого английского Возрождения и одновременно европейского научного Ренессанса, — то сможем различить в нем множество элементов и слоев — новаторских и традиционалистских, научных и политических, мудрых и наивных, глубоко уходящих корнями в Средневековье и тех, которые со временем протягивают свои вечнозеленые побеги в мир иных структур, проблем и способов мышления. Это уже удел классической философской мысли — долгая жизнь, в отличие от эпигонов и неглубоких философий, чья претенциозность уже болезненно ощущается современниками. Анализ и оценка последних, как правило, не представляет никакой сложности и может легко замаскировать их жалкое содержание. Напротив, оригинальная мысль всегда хранит в себе тайну метаморфозы, возможность многократного и неожиданного преломления в сознании будущих поколений.

Список Литературы

  1. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. — М.:1969
  2. краткий очерк истории философии. — М.: 1971
  3. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Избранные философские произведения, т.1. — М.: 1960.
  4. В.Н. Чекер, Н.Н… Каськов. Философия: цикл лекций для студентов, магистрантов и аспирантов. Философия: программы бакалавриата и аспирантуры по философии, Луганск, 2003.
  5. Риккерт Г. О понятии философии. — В: Логос, 1910.
  6. Кун Т. Структура научных революций. — М.: 1975
  7. Мулуд Н. Современный структурализм. — Москва: Прогресс, 1973.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: