Доклад на тему экспериментальные переменные

Обновлено: 16.05.2024

Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явлениями.

Первый признакразделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию. Если исследователь обнаруживает изменения в объекте после экспериментального воздействия, по сравнению с аналогичным объектом, который воздействию не подвергался, у него есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и сравнение объектов являются необходимыми условиями такого вывода, ибо не всегда предшествующее событие — причина последующего.

Отлет гусей на юг отнюдь не является причиной выпадения снега через месяц.

Второй признак наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием). Изменение величины одной из переменных должно сопровождаться изменением величины другой. Иначе говоря, между переменными должна наблюдаться либо линейная корреляция, как между уровнем вербального интеллекта и школьной успеваемостью, либо нелинейная корреляция, как между уровнем активации и степенью эффективности научения (закон Йеркса—Додсона).

Наличие корреляции — недостаточное условие для вывода о причинно-следственной связи, так как связь может быть случайной или обусловленной третьей переменной.

Третий признак причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная процедура исключает иные возможности объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все другие альтернативные причины возникновения явления В исключены.

Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений производится следующим образом.

*Экспериментатор моделирует предполагаемую причину: она выступает в качестве экспериментального воздействия,

*а следствие — изменение состояния объекта — регистрируется с помощью какого-либо измерительного инструмента.

Среди внешних переменных выделяют:

1) побочные переменные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых);

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Среди зависимых переменных выделяются базисные.

Базисная переменная — единственная зависимая переменная, на которую оказывает влияние независимая переменная. Какие независимые, зависимые и внешние переменные встречаются при проведении психологического эксперимента?

5.1 Независимая переменная

Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, называют чистым экспериментом. Но чаще всего в ходе эксперимента, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это изменение может быть вызвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух переменных.

Например, в эксперименте по выработке простого двигательного навыка он наказывает испытуемого за неудачи электрическим током. Размер наказания может выступать в качестве независимой переменной, а скорость выработки навыка — зависимой переменной. Наказание не только закрепляет у испытуемого соответствующие реакции, но и порождает у него ситуативную тревогу, которая влияет на результаты — увеличивает число ошибок и уменьшает скорость выработки навыка.

Центральная проблема при проведении экспериментального исследования — выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Характеристика задания — то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экспериментатор варьирует только характеристики стимулов (рис. 4.14).

Рассмотрим последовательно различные способы контроля внешних переменных.


камеры, изолирующие испытуемого от внешних звуков, шумов, вибрационного воздействия и электромагнитных полей. Но зачастую элиминировать влияние внешних переменных невозможно. Например, трудно представить себе, как можно исключить влияние таких переменных, как пол, возраст или интеллект.

Следует стандартизировать технику проведения исследования и оборудование экспериментальных помещений

Исследователь стремится сделать константными дополнительные переменные — уравнять группы испытуемых по основным значимым для исследования индивидуальным характеристикам (уровню образования, полу, возрасту).

Экспериментатор должен предъявлять инструкцию одинаково всем испытуемым (разумеется, исключая те случаи, когда она изменяется в соответствии с планом эксперимента). Он должен стремиться сохранять неизменными интонацию и силу голоса. Рекомендуется записывать инструкцию на магнитофон и предъявлять запись (кроме особых случаев).

3. Балансировка. В тех случаях, когда отсутствует возможность создать константные условия проведения эксперимента или константности условий недостаточно, применяют технику балансировки эффекта от действия внешних переменных. Балансировка применяется в двух ситуациях: 1) в том случае, если невозможно идентифицировать внешнюю переменную; 2) в том случае, если можно ее идентифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля этой переменной.

Рассмотрим способ балансировки влияния неспецифических внешних переменных. Он состоит в том, что в дополнение к экспериментальной группе в план эксперимента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование контрольной группы проводится в тех же условиях, что и исследование экспериментальной. Отличие в том, что экспериментальное воздействие осуществляется только на испытуемых, включенных в экспериментальную группу. Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними переменными, а в экспериментальной — совместным действием внешних и независимой переменных.

Разумеется, при этом нельзя выделить специфическое влияние каждой внешней переменной и особенности такого влияния независимой переменной из-за эффекта взаимодействия переменных,

1. Способ балансировки с применением контрольной группы (рис. 4.16).

2. Способ балансировки с выделением эффекта внешней переменной (рис. 4.17).

Для того чтобы определить, как влияет на зависимую переменную та или иная внешняя переменная, используют план, включающий более чем одну контрольную группу. В общем случае число контрольных групп в экспериментальном плане должно быть N = п + 1, где п — число внешних («прочих*) переменных. Вторая контрольная группа помещается в экспериментальные условия, где исключено действие одной из внешних переменных, влияющих на зависимую переменную экспериментальной и первой контрольной групп. Различие в результатах 1-й и 2-й контрольных групп позволяет выделить специфическое влияние одной из внешних переменных. Несколько отличается процедура балансировки при контроле известных внешних переменных. Типичный пример учета такой переменной — выявление уровня


влияния принадлежности испытуемых к тому или иному полу на результаты эксперимента, поскольку известно, что многие данные, полученные на выборке мужчин, невозможно перенести на женскую выборку. Пол — это дополнительная переменная, поэтому планирование эксперимента сводится к выявлению эффекта действия независимой переменной на зависимую в каждой из двух экспериментальных групп.

Аналогично строится эксперимент по сравнению эффекта от различных аппаратурных методик в зависимости от возраста испытуемых и др.

В более сложных экспериментах применяется балансировка нескольких переменных одновременно.

Примером может служить учет влияния пола экспериментатора на поведение испытуемых при тестировании интеллекта. У нас две группы испытуемых, мужчин и женщин, и два экспериментатора (мужчина и женщина). План эксперимента может выглядеть следующим образом:

Группа I (эксперимент)

1.Мужчины — экспериментатор

2. Мужчины — экспериментатор

3. Женщины — экспериментатор

4. Женщины — экспериментатор

Группа II (контроль)

Мужчины — экспериментатор мужчина

Мужчины — экспериментатор женщина

Женщины — экспериментатор мужчина

Женщины — экспериментатор женщина

4.Контрбалансировка.

Этот прием контроля дополнительной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих условий. К примеру, при исследовании дифференциальной слуховой чувствительности не безразлично, какой звук, громкий или более тихий, предъявлялся испытуемому первым, а какой — вторым. Также при выполнении тестов на интеллект важен порядок предъявления испытуемому задач: от простой к сложной или от сложной к простой, В первом случае более интеллектуально развитые испытуемые больше утомляются и теряют мотивацию, так как вынуждены решать большее количество задач, чем остальные. При втором варианте предъявления заданий менее интеллектуально развитые испытуемые испытывают стресс неуспеха и вынуждены решать больше задач, чем их более интеллектуальные коллеги. В этих случаях для ликвидации эффектов последовательности и эффекта последствия используют контрбалансировку. Смысл ее состоит в том, что порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе.

Приведем пример плана контроля за внешней переменной для 2 условий (табл. 4.2).

Для 3 независимых переменных применяется такой план контрбалансировки, например для предъявления 3-х цветов — красного, желтого, зеленого: (табл. 4.3).

Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть возможность провести несколько серий. Следует лишь учитывать, что большое число попыток может

Гост

ГОСТ

Экспериментальные переменные - это те переменные, которые изменяются по желанию экспериментатора для наблюдения их влияния на зависимые переменные.

Когда необходимо найти связи между двумя явлениями, экспериментатор проверяет гипотезу о наличии причин этих связей.

Два события или явления имеют эмпирические признаки причинной связи:

  • Первый признак говорит о том, что причины и следствия разделены во времени, а причина предшествует следствию. Когда после эксперимента исследователь обнаруживает в объекте какие-либо изменения по сравнению с аналогичным объектом, но не подвергавшемуся воздействию, появляется повод считать, что именно воздействие на уровне эксперимента и есть причина изменившегося состояния объекта. Для такого вывода необходимое условие заключается в наличии воздействия и сравнении объектов. Например, осенний отлет птиц на юг, совсем не говорит о том, что на следующей неделе придет зима;
  • Следующий признак заключается в наличии статистической связи между причиной и следствием, т.е. двумя переменными. При изменении величины одной переменной происходит изменение величины и другой переменной. Это означает, что между ними должна быть линейная или нелинейная корреляция, хотя наличие корреляции недостаточно для вывода о причинно-следственных связях, потому что связь может быть случайной;
  • Третий признак говорит о том, что причинно-следственная связь будет регистрироваться, если в эксперименте нет других возможностей её объяснения, кроме причинной.

Экспериментальная гипотеза о наличии причинной связи двух явлений проверяется следующим образом – моделируется предполагаемая причина, выступающая в качестве экспериментального воздействия, а следствие регистрируется при помощи измерительного инструмента.

Изменения независимой переменной происходят в результате экспериментального воздействия, которое в свою очередь и будет причиной изменения зависимой переменной.

Внешние переменные экспериментальной ситуации тоже контролируются экспериментатором. Среди них выделяют: побочные переменные – фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых и дополнительную переменную, существенную для изучаемой связи между причиной и следствием.

Например, для того, чтобы изучить связи уровня развития непосредственного и опосредованного запоминания дети должны быть одного возраста, который и будет дополнительной переменной.

Готовые работы на аналогичную тему

Независимая переменная

Независимая переменная может быть качественной и количественной. Есть среди зависимых переменных базисная переменная, это единственная переменная, на которую свое влияние оказывает независимая переменная.

При проведении психологического эксперимента встречаются независимые, зависимые и внешние переменные.

Для исследователя в эксперименте важно оперировать только независимой переменной и то исследование, где это условие соблюдается, будет чистым экспериментом.

Но бывает и так, когда в ходе эксперимента экспериментатор, варьируя одну переменную, изменяет и ряд других. Подобное изменение может произойти в результате связи двух переменных и вызвано действием экспериментатора.

При проведении экспериментального исследования центральной проблемой будет выделение независимой переменной и изоляция её от других переменных.

В психологическом эксперименте в качестве независимых переменных могут выступать характеристики заданий, внешние условия, состояние испытуемого.

Иногда выделяют четвертый вид переменных – это возраст, интеллект, пол и др., их называют константные характеристики. Поскольку на эти характеристики воздействовать никак нельзя, то их можно отнести к дополнительным переменным, которые находятся под контролем экспериментатора в общепсихологическом эксперименте.

Более свободно экспериментатор может манипулировать с характеристикой задания – варьировать стимулы или материал задания, изменять ответ испытуемого на вербальный или невербальный, менять шкалу оценивания. Кроме этого он может варьировать инструкцию, меняя цели для испытуемого. Также он может варьировать средства для решения задачи, имеющиеся у испытуемого, ставить перед ним препятствия. В ходе выполнения задания может изменять систему поощрений и наказаний и др.

Переменные, не входящие непосредственно в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым, относятся к особенностям ситуации, например, температура воздуха в помещении, присутствие постороннего наблюдателя, общая обстановка и др.

Независимая переменная в планировании экспериментального исследования играет ключевую роль. До начала практических действий экспериментатор должен представлять, сколько независимых переменных будет в его исследовании, какие это будут переменные, сколько уровней будет у каждой из них, и как эти уровни будут фиксироваться в исследовании.

Зависимая переменная

Психологи имеют дело не только с испытуемым, но и с его поведением, поэтому в качестве зависимой переменной будут параметры вербального и невербального поведения – это число ошибок, например, которое совершает испытуемое животное, пробегая лабиринт, время, затраченное на решение задачи, изменение мимики лица испытуемого при просмотре эротического фильма, время двигательной реакции на сигнал звука и др.

Исходная экспериментальная гипотеза определяет выбор поведенческого параметра, и исследователь должен максимально её конкретизировать. Это значит, что зависимая переменная должна поддаваться регистрации в ходе эксперимента. Кроме этого она должна быть валидной и надежной, что проявляется в устойчивости её регистрируемости, если условия эксперимента в течение времени изменятся.

Валидность определяется только в конкретных условиях и применительно к определенной гипотезе.

Выделяются следующие типы зависимых переменных:

  • одновременная,
  • многомерная,
  • фундаментальная.

В одновременной зависимой переменной регистрируется только один параметр, который считается её проявлением. Во втором случае, естественно, она будет содержать много параметров. В третьем случае параметры рассматриваются как аргументы, а сама зависимая переменная рассматривается в качестве функции, когда известно отношение между отдельными параметрами зависимой переменной.

Зависимая переменная имеет ещё одно важное свойство – сензитивность, т.е. чувствительность к изменениям независимой переменной. Смысл заключается в том, что при манипуляции независимой переменной происходит изменение зависимой переменной. Если же зависимая переменная при манипуляции независимой переменной не изменяется, то зависимая переменная будет несензитивна относительно независимой переменной.

  • Эффект потолка возникает, когда предъявляемая задача проста и уровень её выполнения выше всех уровней независимой переменной.
  • Эффект пола, наоборот, возникает при сложном задании и уровень его выполнения ниже всех уровней независимой переменной.

Как и другие компоненты психологического исследования, зависимая переменная тоже должна быть валидна, надежна, должна обладать чувствительностью к изменению уровня независимой переменной.

Презентация на тему: " Экспериментальные переменные Переменная в психологическом эксперименте Переменная в психологическом эксперименте это реальность, изменения которой могут." — Транскрипт:

2 Экспериментальные переменные Переменная в психологическом эксперименте Переменная в психологическом эксперименте это реальность, изменения которой могут быть измерены, зафиксированы и представлены в виде регистрации частоты встречаемости тех или иных показателей и характеристик в поведении испытуемого.

3 Виды переменных Независимая переменная Зависимая переменная Внешние переменные

4 Независимая переменная Независимая переменная экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор, управляемый и активно изменяемый самим экспериментатором. Независимая переменная

5 условия обстановка, расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура в помещении, размещение мебели, окраска стен, время проведения эксперимента (время суток, длительность) условия, в которых осуществляется деятельность испытуемого (обстановка, расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура в помещении, размещение мебели, окраска стен, время проведения эксперимента (время суток, длительность) и т.д.) Независимая переменная В качестве независимой переменной в эксперименте могут выступать: В качестве независимой переменной в эксперименте могут выступать:

6 социально- психологические характеристики социально- психологические характеристики (наличие внешнего наблюдателя, изоляция или работа в присутствии экспериментатора, работа в одиночку или работа с группой, особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора) Независимая переменная

7 задания вербальный или невербальный задания, выполнение которых требуется от испытуемого (то, чем экспериментатор манипулирует более или менее свободно: варьирование стимулов или материала задания, изменение типа ответа испытуемого (вербальный или невербальный), изменение шкалы оценивания, изменение цели, которой должен достичь испытуемый, или средств, которые имеет испытуемый для решения задачи, установление перед ним препятствий, изменение системы поощрений и наказаний и т.д.); Независимая переменная

8 константные характеристики испытуемого (возрастные, половые, интеллектуальные, статусные и другие различия испытуемых). Независимая переменная

9 На основе данных возможностей манипулирования выделяются следующие типы независимых перемен: Ситуационные которые не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым, но оказывают непосредственное воздействие на его деятельность и могут варьироваться экспериментатором (социально- психологические характеристики и характеристики, связанные с условиями, в которых осуществляется деятельность испытуемого) Инструктивные связанные с экспериментальным заданием, его качественными и количественными характеристиками, а также способами его выполнения Персональные которые представляют собой управляемые особенности испытуемого (например, различные эмоциональные состояния или состояния работоспособности или утомления)

11 Зависимая переменная Зависимая переменная психическое явление, характеристика или фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной. Зависимая переменная

12 сенситивностью, Зависимая переменная должна обладать сенситивностью, т.е. чувствительностью к изменению уровня независимой переменной. Зависимая переменная В качестве зависимой переменной в эксперименте могут выступать: формально-динамические формально-динамические параметры поведения, поддающиеся аппаратурной регистрации (точность, которая является наиболее часто регистрируемым параметром; латентность, латентность, выявление которой особенно важно при решении мыслительных задач; длительность длительность, или скорость, исполнения; темп, темп, или частота, действий; продуктивность, продуктивность, т.е отношение числа ошибок или качества выполнения действий ко времени выполнения); формально-динамические формально-динамические параметры поведения, поддающиеся аппаратурной регистрации (точность, которая является наиболее часто регистрируемым параметром; латентность, латентность, выявление которой особенно важно при решении мыслительных задач; длительность длительность, или скорость, исполнения; темп, темп, или частота, действий; продуктивность, продуктивность, т.е отношение числа ошибок или качества выполнения действий ко времени выполнения);

13 содержательные содержательные параметры поведения (физиологические, эмоциональные, поведенческие и иные психические характеристики, которые описываются и категори-руются в терминах обыденного языка или в терминах той теории, гипотеза которой проверяется в эксперименте). Зависимая переменная

14 по способу регистрации изменения выделяют переменные: 1) по способу регистрации изменения выделяют переменные: наблюдаемые непосредственно (вербальные и невербальные поведенческие проявления, которые однозначно могут быть оценены экспериментатором, например, отказ от деятельности, плач, высказывание испытуемого и т.д.); Классификация зависимых перемен

15 требующие аппаратуры для регистрации психофизиологические реакции ( требующие аппаратуры для регистрации (физиологические (пульс, величина артериального давления и т.д.) и психофизиологические реакции (время реакции, латентное время, длительность, скорость выполнения действий и т.д.); требующие психологического измерения требующие психологического измерения (такие характеристики, как уровень притязаний, уровень развития или сформированности тех или иных качеств, форм поведения и т.д., могут быть измерены с помощью тестов, опросников и т.д.); Зависимая переменная

17 Существуют два способа фиксации изменений зависимой переменной: непосредственный способ, а) непосредственный способ, когда экспериментатор после повторения ряда стимулов фиксирует их количество, воспроизведенное испытуемым; отсроченный способ, б) отсроченный способ, когда между воздействием и эффектом проходит определенный промежуток времени. Зависимая переменная

18 Внешние переменные Внешние переменные искажающие процесс и результаты эксперимента посторонние факторы, которые экспериментатор постоянно должен контролировать (избавиться, максимально снизить или стабилизировать) Внешние переменные

19 К внешним переменным относятся: побочная переменная а) побочная переменная факторы, порождающие систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор задачи, времени, освещенности, температуры, звуковой фон, пространственные характеристики помещения, дизайн измерительных приборов, рабочий шум, личность экспериментатора, настроение и мотивация испытуемых, их отношение к экспериментатору, их психологические установки, склонности, знания, умения, навыки и опыт в данном виде деятельности, уровень утомления, самочувствие и т.д.); Внешние переменные

20 дополнительная переменная б) дополнительная переменная фактор, существенный для изучаемой связи между причиной и следствием (например, при изучении связи уровня развития непосредственного и опосредованного запоминания дети должны быть одного возраста, который и выступает в этом случае дополнительной переменной); дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется ключевой. Внешние переменные

21 Практическая сторона проведения эксперимента заключается в варьировании экспериментатором независимой переменной, регистрации изменений зависимой переменной и контроле внешних переменных. Вывод

Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явления­ми. Первый признак — разделенность причины и следствия во времени и предше­ствование причины следствию. Если исследователь обнаруживает изменения в объекте после экспериментального воздействия, по сравнению с аналогичным объектом, который воздействию не подвергался, у него есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и сравнение объектов являются необходимыми условиями та­кого вывода, ибо не всегда предшествующее событие — причина последующего.

Отлет гусей на юг отнюдь не является причиной выпадения снега через месяц. Вто­рой признак — наличие статистической связи между двумя переменными (причи­ной и следствием). Изменение величины одной из переменных должно сопровож­даться изменением величины другой. Иначе говоря, между переменными должна наблюдаться либо линейная корреляция, как между уровнем вербального интеллек­та и школьной успеваемостью, либо нелинейная корреляция, как между уровнем активации и степенью эффективности научения (закон Йеркса—Додсона).

Наличие корреляции — недостаточное условие для вывода о причинно-след­ственной связи, так как связь может быть случайной или обусловленной третьей переменной.

Третий признак — причинно-следственная связь регистрируется, если экспе­риментальная процедура исключает иные возможности объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все другие альтернативные причины возникновения явле­ния В исключены.

Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений произ­водится следующим образом. Экспериментатор моделирует предполагаемую при­чину: она выступает в качестве экспериментального воздействия, а следствие — изменение состояния объекта — регистрируется с помощью какого-либо измери­тельного инструмента.

1) побочные пере­менные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению не­надежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых);

2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием.

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внеш­ние (побочные) переменные.

Среди зависимых переменных выделяются базисные. Базисная переменная — единственная зависимая переменная, на которую оказывает влияние независимая переменная.

Читайте также: