Доклад на тему экскурсия по музею

Обновлено: 04.07.2024

Я часто посещаю всякие музеи, мне очень нравится это ощущение встречи с прошлым, чувствуешь себя героем старинного романа и частью другой эпохи. В музеях хранятся артефакты, картины, рукописи, вещи и предметы, которые появились задолго до нас, все это в наше время имеет большую культурную и историческую ценность.­

Музеи бывают разных видов. Например, исторический музей, который хранит сведения о значимых событиях в истории. Этнографический музей рассказывает об обрядах и традициях разных народов.

уникальные памятники культуры: национальном костюмы, бытовые принадлежности, поверья и фольклор и т. п. Краеведческий музей может познакомить с прошлым родного края. Бродя по залам музея, мы знакомимся с прошлым. Очень важной фигурой в любом музее является экскурсовод, с помощью его рассказа можно сопоставить экспонаты и истории, тогда картинка становится более полной.

Экскурсоводу можно задать вопросы,­ у него всегда найдется своевременный и развернутый вопрос.

Вот однажды перед Днем Победы, мы с классом решили пойти в наш городской музей Музей боевой славы, там проводилась неделя открытых дверей.

Нас встретил работник музея, она поздоровалась с нами и представилась, задала нам несколько вопросов на знание истории Великой Отечественной войны, мы с воодушевлением отвечали на них. Она рассказала нам, что в музее мы увидим героев нашего города, услышим их историю.

­Когда мы вошли в зал, мы словно окунулись в прошлое. Комната напоминала военный штаб и архив одновременно, экскурсовод рассказала, что они использовали сохранившиеся письма, фотографии, приказы, офицерские планшетки и т. д. Вокруг все было в темных тонах, преобладал серый, темно-синий, цвет хаки и коричневые цвета. На стенах было множество портретов, медалей, лозунгов.

Рассказ экскурсовода впечатлил нас до глубины души, она рассказала о жителе нашего города, который потерял все во время войны, но все же не сдался, сражаясь до победного конца. После посещения музея, мы долго еще шли молча, каждый из нас думал о важном подвиге советского народа, в глазах каждого была скорбь и благодарность за мирное небо подаренное ценной тысячей жизней. Теперь никто из нас не будет сомневаться, стоит ли пойти на парад в честь Победы.

Я думаю, надо чаще посещать музеи и учить историю, ведь у народа, не знающего своего прошлого, нет и будущего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности проведения экскурсии в музее

Одна из основных форм экскурсионного обслуживания – музейная экскурсия, экскурсия с использованием музейной экспозиции, выставки.

Музейные выставки в основе своей тематические и они всегда рассчитаны на экскурсионное обслуживание.

Обычно несколько сотрудников музея специально готовятся для проведения экскурсий по новой выставочной экспозиции. Если выставка создана по материалам фондов данного музея, то все сотрудники должны быть готовы к проведению экскурсий. Но в любом случае, каждая экскурсионная группа будет обслужена сотрудником музея.

Если создана передвижная выставка и нет возможности сотруднику музея сопровождать её весь период демонстрации, то он готовит на месте эксплуатации выставки экскурсовода. В этом очень помогает текстовка по всем разделам выставки, которую готовят авторы и которая всегда сопровождает передвижные выставки.

Очень повышает посещаемость любой выставки какой-нибудь эмоциональный толчок перед её открытием (праздник, встреча с художником, юбилейная дата, приезд артистов) и, конечно, реклама (статья, афиша, пригласительные билеты, выступление на телевидении, красочные каталоги.)

Часто практикуется на выставках такая форма обслуживания, как консультация обзорная. Это краткая информация (без показа) о самом главном, чему посвящена выставочная экспозиция. Консультации проводятся перед началом осмотра экспозиции. Часто проводятся и на многоотраслевых выставках, когда площадь каждого раздела не позволяет разместить экскурсионную группу, или поток посетителей не даёт возможности для проведения полноценной экскурсии.

На выставках любого уровня главное – задержать посетителя у своего стенда как можно дольше, чтобы произошёл контакт с ним. Для этого используют рекламу, видеофильмы, красочные сувениры, но самый эффективный способ – экскурсия.

Экскурсия музейная должна усилить познавательное, воспитательное и эмоциональное воздействие экспозиции на зрителя и связать воедино события, факты, явления с экспонатами.

Все экскурсии и музейные и маршрутные имеют много общего. Они все несут познавательные, воспитательные, эмоциональные функции, дают предметно-образное представление о фактах, событиях, явлениях истории, природы, общества. При этом музейная экскурсия имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами экскурсий:

- музейная экскурсия от начала до конца строится на чувственном восприятии;

- в музее изложение темы определяется зависимостью от экспозиции;

- все объекты показа в музеях находятся в экспозиционных помещениях, а объекты маршрутные – в естественных условиях;

- музейные экспонаты всегда с текстами, с определённым оформлением;

- в экспозициях музейных меньше места для пауз, разрядки, снятия утомляемости, для отдыха, чем на маршруте;

- в музеях уникальные подлинные материалы и предметы дают возможность полней и убедительней раскрывать тему;

- в музеях нет зависимости от погоды и времени.

Главными этапами в подготовке музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме, отбор и детальное изучение объектов экскурсионного показа и источников, составление маршрута, написание контрольного текста и методической разработки, определение методических приемов.

При определении цели музейной экскурсии не следует глобализировать, цель должна быть достаточно узкой, но конкретной и достижимой.

Кандидат исторических наук, специалист в области истории культуры и музееведения подразделяет музейные экскурсии на:

- обзорные экскурсии, которые дают общее представление о музее и сведения об истории музея

- тематические экскурсии, как правило, имеют ряд вариантов и могут делиться на темы, охватывающие несколько исторических периодов, и на темы об отдельных исторических периодах или событиях, дающие характеристику жизни и деятельности отдельного лица, коллектива.

- специализированные экскурсии, которые строятся на материале исторических экспозиций для освещения тем и проблем других дисциплин. Такие экскурсии увеличивают масштаб деятельности музея, привлекают к нему новые контингенты посетителей.

При подготовке экскурсии по музею необходимо исходить из того, насколько доходчива и универсальна экспозиция. В основе музейной экспозиции должна лежать концепция определяющая содержание экспозиции, принципы отбора предметов и их группировку, композицию, интерпретацию и обосновывать требования к художественным решениям оформления. На экскурсии нельзя нарушать логику построения композиции показом второстепенных предметов. Поэтому, при подготовке экскурсии надо обязательно узнать и изучить метод построения экспозиции, зафиксировать внимание на группировке материалов (предметов). Так как часто, выставленные в музее предметы как бы вступают во взаимодействие, все вместе способствуя выявлению заключенной в них информации.

Отбор и изучение объектов показа – узловой момент подготовки музейной экскурсии. Поэтому при отборе объектов показа рекомендуются следующие показатели:

- познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретным историческим событием, историческим деятелем;

- известность (популярность) объекта, его необычность или уникальность;

- выразительность объекта, то есть его взаимодействие с фоном, окружающей его музейной средой.

Информация о музейном экспонате должна быть актуальной, фактической, достаточной для понимания и раскрытия темы. Она должна соответствовать уровню, интересам экскурсантов.

Главный признак музейных экскурсий – это непосредственное восприятие подлинника. Подлинный исторический предмет всегда несёт уникальную информацию. Эта информация самая яркая, образная, убедительная. Работа экскурсовода с подлинником – это главная особенность музейной экскурсии.

Маршрут музейной экскурсии так же имеет свою своеобразную заданность, свои стандарты. Он должен отвечать основной идее композиции, не выходить на второстепенные линии. Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Маршрут осмотра и система освещения могут стать определяющими моментами в построении композиционных схем.

Пауза обычно применяется при показе подлинников, когда объект (экспонат) сохранен в первозданном виде или имеет эстетические достоинства. Закончив показ и рассказ, целесообразно предоставить экскурсантам 2-3 мин для самостоятельного осмотра.

В то же время в музеях используются свои специфические приемы. В музейной практике имеет место и прием, выходящий за границы экскурсионного метода. Его можно назвать лекционно-иллюстративным. При этом превалирует речь ведущего, экспонаты же используются лишь в качестве иллюстраций.

Целью данной экскурсии является ознакомление экскурсантов с историей города во время Великой Отечественной войны.

-показ исторической роли города в Великой Отечественной войне;

-воспитание любви и уважения к городу и его истории;

- воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Целевой аудиторией данной экскурсии являются студенты, взрослые, пенсионеры.

Продолжительность экскурсии составляет один астрономический час.

Библиографический список

1. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник [Текст] / Т.Ю. Юренева – М. : Академический проект, 2014. – 504 с.

Цель работы. Рассмотреть специфику организации и проведения музейной экскурсии.
Задачи:
1. Проанализировать основные признаки и принципы музейной экскурсии.
2. Определить особенности проведения музейной экскурсии
3. Изучить классификацию музейных экскурсий

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……..3
§ 1. Основные признаки и принципы музейной экскурсии………….…….5
§ 2. Классификация музейных экскурсий ……………………………..…. 8
§ 3. Особенности проведения музейной экскурсии …………………..…..10
Заключение………………………………………………………………..…15
Библиографический список……………………………………..…….……16

Прикрепленные файлы: 1 файл

организация и проведение музейной экскурсии.docx

организация и проведение музейной экскурсии

§ 1. Основные признаки и принципы музейной экскурсии………….…….5

§ 2. Классификация музейных экскурсий ……………………………..…. 8

§ 3. Особенности проведения музейной экскурсии …………………..…..10

Актуальность работы. Значение музеев в культурной жизни современного человека трудно переоценить. Организация и проведение экскурсии является одним из видов музейной деятельности. Поэтому очень важно детально изучат и анализировать способы организации и проведения экскурсий, с целью улучшения просветительской и культурно-воспитательной деятельности в этой области. Учитывая то, что музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека, правильная организация и проведение выставок, поможет привлечь потенциальных посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях. Выработка этих форм – главная задача музейной работы. На сегодняшний день имеются вполне сложившиеся традиции в области организации и проведении выставок, хотя идет поиск новых форм.

Музейная экскурсия является одной из основных форм культурно-образовательной и рекреационной работы музеев, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста, гида. В отличие от других видов экскурсии, музейная имеет ряд преимуществ. Во-первых, подобная экскурсия опирается на подлинник. Во-вторых, процесс экскурсионного обслуживания проходит в залах музея, являющихся наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника [1, С. 8].В последнее десятилетие в российских музеях зафиксировано изменение традиционной формы обзорной экскурсии. Это связано с учетом возраста детской и взрослой аудитории, профессиональной, национальной, конфессиональной и других составляющих аудитории.

Объект исследования. Процесс организации и проведения музейной экскурсии.

Предмет исследования. Музеи, применяющие на практике такую форму культурно-образовательной и рекреационной работы, как экскурсия.

Цель работы. Рассмотреть специфику организации и проведения музейной экскурсии.

1. Проанализировать основные признаки и принципы музейной экскурсии.

2. Определить особенности проведения музейной экскурсии

3. Изучить классификацию музейных экскурсий

Методологическую базу составляют труды отечественных и зарубежных авторов, изучающих организацию и проведение музейной экскурсии, а именно: Е. М. Акулича, Б. В. Емельянова, Б. А. Столярова.

Методы исследования. Основными методами исследования при написании контрольной работы являлись сравнение, анализ литературы, синтез.

Контрольная работа состоит из 3 параграфов, заключения, библиографического списка.

Во введении отражена актуальность, цели, задачи исследования, определен объект, предмет работы, методы исследования и определена методологическая база.

В основной части рассматриваются признаки и принципы музейной экскурсии, классификация экскурсий, особенности их организации и проведения.

В заключении подводятся итоги по работе в целом.

Библиографический список включает 12 источников.

§ 1. Основные признаки и принципы музейной экскурсии

В современных условиях музей как социокультурный институт строит свою деятельность преимущественно на основе экскурсий, поскольку именно экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Основная функция музеев заключается в собирании, хранении и пополнении коллекций ценными историческими материалами и памятниками. Следовательно, задача музея – привлечение посетителей, что возможно только посредством проведения качественных организационных мероприятий. Основная форма его работы – подготовка и проведение экскурсий.

Известный ученый Б.А. Столяров определяет экскурсию как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений [8, С.47].

Музейная экскурсия всегда привязана к специально организованному пространству – к музейным помещениям и территории. В ней сочетается показ предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с различных расстояний, в процессе перемещения по музейному помещению. Рассказ экскурсовода включает увиденные предметы в более широкий информационный контекст, передаваемый вербально. В свою очередь, вербальная информация усиливается за счет формирования особого предметного образа тех феноменов, которым посвящена экскурсия [6, С. 84].

Усилению воздействия материалов экспозиции способствует и коллективный характер экскурсии, порождающий общность переживаний, дающий возможность обменяться мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсии все чаще рассматривают как особый вид коммуникации, предмет которого – ценности истории, культуры, природы, имеющие значимость для всех участников экскурсии – экскурсантов и экскурсовода.

Экскурсия, как и другие формы культурно- просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них. Основными признаками являются следующие [4, С. 90]:

а) Протяженность по времени проведения (в зависимости от вида экскурсии).

б) Наличие экскурсантов.

в) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

г) Наглядность, зрительное восприятие.

д) Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

е) Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

ж) Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки [3, С. 66]:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

При разработке и проведении музейной экскурсии необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы [3, С. 70]:

  • Комплексность – включение всех типов восприятия;
  • Программность. Данный принцип обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
  • Научность. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний.
  • Принцип идейности. То есть четкий план действий для достижения поставленной цели. Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Каждая экскурсия должна быть подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
  • Правдивость.
  • Связь теории с практикой.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность.

Таким образом, музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

§ 2. Классификация музейных экскурсий

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Классификация экскурсий - это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам параметрами.

Каждая классификационная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. В настоящее время музейные экскурсии разделяют [1, С. 7] :

а) по содержанию (обзорные (многоплановые) и тематические);

б) по составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные и групповые. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. По составу участников различают экскурсии, рассчитанные на следующие категории: детей и школьников; взрослых (студентов, учащуюся молодежь и т. д. ); городских жителей; сельских жителей; местное население; приезжих туристов; индивидуалов.

в) по продолжительности. Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин);

г) по месту проведения и объектам показа различают:

  • по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея на закрытом хранении, экскурсия по музейной территории;
  • комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников (внемузейных музеефицированных и немузеефицированных объектов);

д) по форме проведения различают:

Таким образом, деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. Каждая рассмотренная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Группы делятся на подгруппы. Классификация способствует выделению основных черт экскурсий, определяющих характер их разработки, составления и проведения.

§ 3. Особенности проведения музейной экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. На этом этапе работа творческой группы состоит из нескольких частей [4, С. 89]:

- отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;

- определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;

- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;

- отбор правил техники ведения экскурсии.

Важным моментом подготовки и проведения музейной экскурсии является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, на необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной – 10-12 залов, но только 5-10 памятников [5, С. 50].

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2: Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.

Краевед 1: Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Арсеньевский
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!

Краевед 2: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 1: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.


Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.

Краевед 2: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель.Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.


Краевед 1: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.


Краевед 2: Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.


Краевед 1: Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.


Краевед 2: Полотенце — "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.


Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

Краевед 1: Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, "рукава", из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.


Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.



Краевед 1: Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.


Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение. Приложение

Учитель: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Читайте также: