Доклад на тему экологический контроль в рф

Обновлено: 15.05.2024

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие, виды и задачи экологического контроля……………3
Глава 2. Государственный экологический контроль……………………………………………………………………4
Глава 3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему экологический контроль.docx

Глава 1. Понятие, виды и задачи экологического контроля……………3

Глава 2. Государственный экологический контроль………………………………………………………… …………4

Глава 3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль…………………………………………………11

Список используемой литературы………………………………………17

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

Глава 1. Понятие, виды и задачи экологического контроля.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан. При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Глава 2. Государственный экологический контроль.

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (над ведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный – органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов.

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный специальный (над ведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами над ведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного над ведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

    • Министерство природных ресурсов РФ;
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
    • Федеральное агентство водных ресурсов;
    • Федеральное агентство лесного хозяйства;
    • Федеральное агентство по недропользованию.

    Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству.

    Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.

    Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены функциональные министерства и ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль над использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства. Осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов. Контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

    Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право в установленном порядке:

      • посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
      • проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
      • выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
      • устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
      • назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
      • требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
      • привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;
      • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

      Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.


      СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РОССИИ

      Текст работы размещён без изображений и формул.
      Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

      Одной из злободневных проблем в России является проблема охраны окружающей среды, состояние которой находится на грани кризиса. Поэтому особое значение в данной ситуации приобретают проблемы научной обоснованности и практической реализации экологического контроля, т.к. произошедшие в России изменения экономического и политического характера повлекли за собой реформы практически во всех областях общественной жизни, что привело к преобразованию системы органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих экологический контроль.

      Экологическая безопасность – это состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

      В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

      Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

      Экологический контроль – проверка соблюдения предприятиями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы.

      Цель данной работы: показать необходимость постоянного контроля за экологической безопасностью России и определить пути улучшения экологической обстановки для совершенствования взаимосвязи человека с окружающей средой.

      Задачи:

      - изучить специальную литературу по теме;

      - определить понятие, формы и системы экологического контроля;

      - обозначить различия экологического мониторинга и государственного экологического контроля;

      - сделать соответствующие выводы.

      Понятие, формы и система экологического контроля

      Необходимым элементом осуществления государственного управления охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является проведение экологического контроля. Данная функция управления сложилась давно, имеет определенные традиции в практике применения. В юридической литературе вопросы понятия, формы и системы экологического контроля освещаются достаточно полно, но неоднозначно. Отсюда и понятие экологического контроля, как в законодательстве, так и в юридической литературе различно по своему содержанию. Так, например, В.В. Петров определяет экологический контроль как ведомственную проверку соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами, экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества.

      Б.В. Ерофеев считает, что экологический контроль – это способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы, представляющий собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения.

      По мнению С.А. Боголюбова, экологический контроль является важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды. В задачи экологического контроля входят наблюдение за состоянием и изменениями окружающей среды, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. По моему мнению, данное суждение необходимо поддержать в части рассмотрения всех стадий экологического контроля в совокупности. Вместе с тем, нельзя согласиться с определением контроля как способа организационно-правового механизма, которое лишено самостоятельности (как и у Б.В. Ерофеева). В работах указанного автора также просматривается отождествление экологического контроля с экологическим мониторингом. Ошибочность такой позиции заключается в том, что экологический мониторинг является самостоятельным, обособленным механизмом, и одной из функций государственного управления в области охраны окружающей среды.

      Теоретическое исследование понятия экологического контроля позволяет сделать вывод о том, что экологический контроль является одним из основных и масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды и природных ресурсов.

      Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

      Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный – органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

      Экологический мониторинг

      Экологический мониторинг осуществляется специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий. В России к созданию единой государственной системы экологического мониторинга приступили в 1993 году.

      Основными задачами экологического мониторинга являются:

      1. Наблюдение за состоянием окружающей среды, её загрязнения, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве;

      2. Оценка и прогноз изменения климата, водных ресурсов, загрязняющих веществ.

      Объектами экологического мониторинга являются:

      1. Окружающая среда в целом и отдельные её элементы в частности;

      2. Негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий;

      3. Виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий;

      4. Оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование, уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей;

      5. Чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства – аварии, инциденты, иные нештатные ситуации, способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей;

      6. Обладающие особым правовым статусом территории и объекты.

      К субъектам экологического мониторинга относятся:

      1. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ;

      2. Органы местного самоуправления;

      3. Специализированные организации, уполномоченные на реализацию функций экологического мониторинга;

      4. Организации и лица, осуществляющие экономическую деятельность;

      5. Общественные объединения.

      Предусмотрены различные виды экологического мониторинга, которые выделяют в зависимости

      Экологический контроль — проверка соблюдения предпри­ятиями и гражданами экологических требований по охране ок­ружающей природной среды и обеспечению экологической бе­зопасности. Контроль осуществляют законодательные и испол­нительные органы, а также специально уполномоченные орга­ны.

      Цель экологического контроля — охрана окружающей при­родной среды путем предупреждения и устранения экологичес­ких правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля: инфор­мационный (сбор и обобщение экологической информации), предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий) и карательный (применение мер государствен­ного принуждения к эконарушителям). Его объектами являют­ся состояние окружающей природной среды, выполнение обя­зательных мер по охране и соблюдение экологического законо­дательства юридическими и физическими лицами.

      • принимать решения об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экологического за­конодательства;

      • привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодатель­ства.

      Помимо государственного, в нашей стране действует еще производственный и общественный экологический контроль. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выпол­нение планов и мероприятий по выполнению требований при­родоохранного законодательства на самом предприятии. Все большее развитие получает общественный контроль, когда кон­троль за выполнением природоохранных требований осуществ­ляется со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

      Правовой механизм управления природопользованием и ох­раной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертиза. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

      Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) по­нимают предварительную проверку представленных материа­лов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача — оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам. Объектами государствен­ной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.

      Государственная экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опаснос­ти любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Она одновременно выполняет функции предупредительного контроля проектной документации и функции надзора за эко­логическим соответствием результатов работы. Финансирова­ние работ по всем проектам и программам открывается только при наличии ее положительного заключения.

      Кроме государственной существуют и другие виды экспер­тиз — общественная, научная и др., которые проводятся обыч­но на добровольной основе и носят рекомендательный или ин­формационный характер.

      • разрабатывать, утверждать и обнародовать свои програм­мы;

      • требовать своевременной и полной информации о состо­янии окружающей среды;

      • требовать назначения государственной экологической эк­спертизы и рекомендовать своих представителей для уча­стия в ней;

      • настаивать на ограничении или прекращении деятельно­сти экологически опасных производств путем подачи в органы государственной власти, органы местного само­управления и суды соответствующих обращений.

      За последние годы по требованию общественных экологи­ческих организаций в России приостановлена деятельность свы­ше тысячи предприятий.

      Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Еще более глубоким и объемным вариантом экологического сопровожде­ния хозяйственной деятельности в последние годы служит оцен­ка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

      ОВОС проводится при разработке всех вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной и проектной доку­ментации. Процедура ОВОС предшествует проведению госу­дарственной экологической экспертизы и выполняется для пред­варительной оценки прямого или косвенного воздействия, ко­торое может оказать хозяйственная или иная деятельность на окружающую среду. Организует и обеспечивает ОВОС заказ­чик проекта, привлекая для этих целей компетентные органи­зации и специалистов.

      4.Понятие об экологическом менеджменте, аудите и сер­тификации

      Экологический менеджмент определяют как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на эффективную реализацию экологических проектов и программ. Система эко­логического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 14000, определяющих эколо­гическую политику в системе управления качеством охраны среды.

      Экологический аудит (экоаудит) — это независимая, ком­плексная проверка (ревизия) соответствия деятельности пред­приятия природоохранным нормам и правилам и оценка эф­фективности существующей системы управления охраной ок­ружающей природной среды с подготовкой рекомендаций.

      Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (рыночную) направленность и полные информационные мате­риалы об аудируемом объекте. Экоаудит проводится по иници­ативе самих предприятий (на коммерческой основе) и представ­ляет собой специфическую форму производственного экологи­ческого контроля. В состав экоаудита входят анализ бухучета предприятия по экологическим показателям, прогноз экологи­ческих рисков и ущербов, инструментальные измерения раз­личных экологических параметров аудируемого объекта и ок­ружающей среды, разработка рекомендаций и др.

      Руководящие указания по экоаудиту, процедуры аудита и квалификационные критерии для аудиторов в области эколо­гии регламентированы ГОСТ Р ИСО 14010-98, ГОСТ Р ИСО 14011—98 и ГОСТ Р ИСО 14012—98. Дальнейшее внедрение экоаудита в практику экологического управления будет способ­ствовать продвижению к более эффективной и экологически безопасной экономике.

      Неотъемлемым элементом механизма управления являет­ся экологическая сертификация, т.е. деятельность по подтвер­ждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленным соответствующими нормативно-правовыми документами. Экологическая сертификация может быть обя­зательной и добровольной. Объектами обязательной экологи­ческой сертификации являются предприятия и организации, в том числе и оборонной промышленности, отходы производ­ства и потребления, различные строительные материалы и из­делия и т.п.


      СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




      ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      Автор работы награжден дипломом победителя I степени

      Текст работы размещён без изображений и формул.
      Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

      Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля можно обеспечить принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований и применить юридическую ответственность за экологические правонарушения.

      Негативное воздействие хозяйственной деятельности человека на экологию налагает на государство обязанность содействовать и контролировать те сферы, которые могут нанести вред окружающей среде, ухудшить экологию и создать угрозу жизни и здоровья человека. Вопросы правового регулирования экологических отношений в настоящее время требуют пристального внимания, поскольку защита права на благоприятную окружающую среду становится очень актуальной как на международном уровне, так и на национальном. В России право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в Конституции Российской Федерации [1]. 2017 год Президент РФ объявилВ целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю: в России Годом экологии для привлечения внимания к вопросам экологического развития [13]. Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

      Цель исследовательской работы - изучение законодательства и публикаций в сфере охраны окружающей среды и осуществления экологического контроля для выявления неурегулированных или спорных вопросов и поиска возможностей урегулирования данных проблем.

      Задачи исследовательской работы:

      - изучить законодательство и публикации в области охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации;

      - выявить недостаточно урегулированные вопросы;

      - предложить варианты решения выявленных проблем.

      Методологическую основу исследования составили следующие методы познания: общенаучный диалектический, комплексный, формально-логический, формально-юридический, системный и другие.

      1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

      ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФУНКЦИИ

      Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. В настоящее время существуютвиды экологического контроля:государственный контроль (надзор), отраслевой контроль, производственный контроль, муниципальный контроль, общественный контроль [3].Экологический контроль выполняет ряд функций:

      - предупредительная - субъекты экологического контроля самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений;

      - информационная - в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов;

      - карательная - применение к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

      1.1 Государственный экологический контроль (надзор)

      Суть государственного контроля (надзора) состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан. Задачей государственного экологического надзора является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы.

      Существенной особенностью государственного экологического контроля - ведется от имени государства. Как инструмент осуществления экологической функции государство может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются: меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

      Государственный экологический контроль проводится в формах:

      - предупредительный - недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, ввода объектов в эксплуатацию.

      - текущий - осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий, в процессе природопользования.

      Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль (надзор) можно подразделить на:

      - общий - проводится Президентом России, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

      - специальный - проводится органами специальной компетенции. В систему органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, входят, например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и др.

      Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в формах:

      - предупредительный - осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности [6, ст. 50].

      - текущий - осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

      Контроль за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных экологических требований должен быть плановым. Одновременно предусматривается проведение внепланового контроля, например, внеплановые проверки проводятся для контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в хозяйственной деятельности, выявленных в результате планового контроля. Также внеплановый контроль проводится в случаях, когда может возникнуть угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества [5].

      1.2 Ведомственный (отраслевой) экологический контроль

      Сущность ведомственного экологического контроля заключается в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов.

      Ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними - прежде всего в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

      1.3 Муниципальный экологический контроль

      Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и гражданами.

      1.4 Производственный экологический контроль

      Служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

      Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений.

      Задачей производственного экологического контроля является проверка: выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию; выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

      1.5 Общественный экологический контроль

      Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы. Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды и право обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы в суде.

      2. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР: ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

      Очень часто в публикациях поднимается вопрос обеспечения законности в при проведении лицензирования деятельности субъекта. Лицензия – это официальный документ, который дает право заниматься лицензируемыми видами деятельности только определенным организациям, имеющим лицензию (разрешение на определенный вид деятельности) [3]. Нормы законодательства о лицензировании определяют что контроль, который возлагается на лицензирующие органы, с целью осуществления разрешительного механизма государственного регулирования путем установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении [21, С.28]. Именно обеспечение законности при соблюдении лицензиатом лицензионных требований с целью предотвратить причинение вреда, а не просто контроль за соответствием деятельности лицензионным требованиям и условиям, будет основополагающим в данном вопросе.

      Прокурорам предписано сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов государственными контролирующими и иными органами, уполномоченными на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур, пресекать их действия, выходящие за пределы установленных полномочий [16]. Прокуроры обязаны незамедлительно принять меры по повышению эффективности прокурорского надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, при выявлении нарушений закона использовать весь комплекс полномочий и мер прокурорского реагирования по устранению нарушений закона и наказанию виновных лиц [17].

      В области природоресурсного права и охраны окружающей среды прокурорский надзор осуществляется за деятельностью Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воспроизводства и охраны природных ресурсов, государственного экологического мониторинга окружающей среды, по выработке и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, государственной экологической экспертизы и т.п. [15].

      В целях соблюдения лицензионного законодательства прокурорскому надзору подвергается деятельность Росприроднадзора, правоохранительных и контролирующих органов по выдаче заключений, подлежащих предъявлению соискателем лицензии в рамках предварительного лицензионногоконтроля; выявлению и пресечению правонарушений, связанных с лицензированием [14].

      На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в области экологического права прокурорский надзор за исполнением законодательства о лицензировании при решении вопросов охраны окружающей среды имеет ярко выраженный профилактический характер, поскольку воздействует на причины и условия совершения экологических правонарушений.

      3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫЭКОЛОГИЧЕСКОГО

      КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      По мнению депутатов Федерального Собрания РФ одной из самых важных задач на сегодня остается выработка предложений по совершенствованию и развитию государственной политики и законодательства в области экологического контроля (надзора) в стране поскольку экологическая ситуация в стране до сих пор остается неутешительной. [20]. В Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года отмечается, что для решения экологических проблем необходимо сформировать эффективную систему управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающую взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, а также повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях [23].

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Для достижения цели исследовательской работы были изучены законодательство и публикаций в сфере охраны окружающей среды и осуществления экологического контроля в Российской Федерации. В ходе исследования выявлено:

      1. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Экологический контроль осуществляет правовые меры обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды через реализацию различных направлений: экологическое нормирование, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация.

      2. Экологический контроль выполняет ряд функций: предупредительную, информационную, карательную.

      3. В настоящее время существует5 видов экологического контроля:государственный контроль (надзор), отраслевой контроль, муниципальный контроль, производственный контроль, общественный контроль.

      4. Еще два направления контроля выделяют особо:

      - лицензионный контроль, который возлагается на лицензирующие органы, с целью осуществления разрешительного механизма государственного регулирования путем установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении;

      - прокурорский надзор за деятельностью лицензирующих органов, их должностных лиц и лицензиатов, который входит в компетенцию органов прокуратуры Российской Федерации.

      5. Повышению эффективности экологического контроля в России способствовало бы развитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественного, с органами прокуратуры.

      6. Выявлены неурегулированные или спорные вопросы и предложены их решения. Существует потребность:

      - в дальнейшей работе по обеспечению создания эффективной системы экологического контроля (надзора) через четкое разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

      - в совершенствовании системы экологического контроля (надзора) путем расширения полномочий субъектов Российской Федерации при проведении государственного экологического надзора;

      - органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо проводить единую централизованную государственную экологическую политику, реализуемую на региональном уровне.

      Таким образом, совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды через систему экологического контроля позволит реализовать человеку свое право на благоприятную окружающую среду.

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Конституция (основной закон) Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием) // Российская газета. – № 237. – 1993.

      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

      Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.

      Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.

      Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

      Алферова В.А. Практика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в сфере противодействия коррупции // Организация работы прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур: сб. материалов семинаров по обмену опытом: вып. 6 / под общ. ред. Э. Б. Хатова; Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. – М., 2012. – 88 с.

      Карпова, Е.В. Пространство как объект философско-правового восприятия // Политика и общество. – 2013. – № 3 (99). – С. 315-321.

      Кичигин Н.В. Правовые проблемы публичного экологического контроля (надзора): монография / Кичигин Н.В.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Изд-во Триумф, 2012. – 328 с.

      Спектор Е. И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: Юстицинформ, 2007. – 200 с.

      Читайте также: