Доклад на тему джаз в современном мире

Обновлено: 05.07.2024

Цель исследования: охарактеризовать джаз, как наиболее сложный музыкальный стиль ХХ века.

ВложениеРазмер
referat.docx 59.9 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Министерство образования и наук Челябинской области ГБПОУ

Рахмангулова Альбина Рашитовна

ДЖАЗ – ЯВЛЕНИЕ XX ВЕКА

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ДЖАЗА

1.1. История развития джаза

1.2. Основные течения джаза

1.3. Джаз в России и в современном мире

Выводы по I главе

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность проблемы исследования, в наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени .

На сегодняшний день джаз имеет все большее проникновение в мировую культуру. Приобретает все более активное значение в развитии современных музыкантов. Постоянное развитие джаза за 100 лет привели к тому, что даже вчерашний его характеристик не может быть полностью применен сегодня. Сфера культуры не успевает выпускать все больше качественных передач и запускать известные джазовые стандарты на радио. Несмотря на то, что молодое поколение подвержено сильному влиянию действующих, на данный момент, принципов и взглядов, о том, что попса – это самое что ни на есть модное и профессиональное, джаз имеет своих продвиженцев и тем более достойную историю .

Цель исследования : охарактеризовать джаз, как наиболее сложный музыкальный стиль ХХ века.

2. Изучить истоки зарождения джазовой культуры;

3. Рассмотреть становление джаза, как музыкального стиля;

4. Проанализировать пути распространения джаза в мире.

При написании реферата, нами были использованы теоретические методы – анализ литературы, обобщение и систематизации литературы, метод сравнения.

ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ДЖАЗА

1.1 История развития джаза

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой,

зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку

исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке [1, с.15].

Джаз – результат 300-летнего смешивания на американской земле двух великих музыкальных традиций - европейской и западно-африканской. И хотя в отношении музыкальной культуры преобладающую роль здесь сыграла именно европейская традиция, но те качества, которые сделали джаз столь характерной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Западной Африки.

Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч афроамериканцев, не могли, предвидеть, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит мир и распространится почти на всех континентах.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель.

Т орговля африканскими рабами – одна из самых мрачных страниц в истории белой цивилизации. Похищенных с берегов Западной Африки афроамериканцев сотнями загоняли в трюмы и везли в таких условиях, что половина гибла в пути. Оставшихся в живых продавали на рынках рабов американского континента, а затем использовали для тяжелых работ на обширных плантациях Юга, при осушении дельты Миссисипи, на строительстве плотин, портов, набережных.

Пение – то немногое, что осталось у народа, лишенного материальной, физической и моральной свободы. Закончив трудовой день, негры собирались в поле или на берегу реки и начинали петь, ритмически аккомпанируя себе ударами палок по ящикам, пустым бидонам, по всему, что оказывалось под рукой, а то и просто хлопая в ладоши.

У первых, переселенных в Америку рабов эти песни и ритмы еще мало чем отличались от африканского пения и африканского там-тама. Со временем память об африканской музыке стиралась, чему значительно способствовало то, что миссионеры, обращая рабов в христианство, обучали их религиозным гимнам европейского происхождения. Однако афроамериканцы пели эти мелодии по-своему. Фактически это уже были спиричуэлс, то есть негритянские религиозные песни.

После окончания гражданской войны 1861-1865 годов в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец, смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах [2, c.36].

Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере исполнения спиричуэлс и блюзов – их национальной вокальной музыки. На своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали, музыкальные школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по слуху сочиняли.

В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка – джаз.

Джаз – это вид музыкального искусства, возникший из сочетания черт европейской и африканской культур (на базе импровизации, неровного ритма и темпа), оркестр из духовых, ударных и шумовых инструментов, играющий такую музыку.

1.2 Основные течения джаза

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов – африканских ритмов и европейской гармонии. Необходимость объединения жителей Нового Света привела к объединению множества традиций и к созданию единой культуры. Результатом проходивших процессов смешения стало сначала появление рэгтайма, блюза и протоджаза, а затем и джаза в общепринятом понимании.

При этом традиционным принято считать новоорлеанский джаз. Этим термином обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в 1900-1917 годах, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали свои пластинки с 1917-го и на протяжении всех 1920-х годов.

Достаточно быстро из регионального фольклорного жанра джаз начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Наряду с Новым Орлеаном большое значение в его развитии сыграли такие города, как Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.

Всё большее количество людей начало увлекаться джазом и, как следствие, стало появляться всё больше различных поджанров [6, c. 28].

Жанр музыки, оформившийся в конце 19-го – начале 20-го веков в США на основе ритмов лирических песен афроамериканцев – блюз, это жалоба, крик протеста, исторгнутый из негритянской души сначала рабством, а затем продолжающимся угнетением. Музыка блюза тосклива, но не слишком, ибо негр не любит стенать над собой. Он поет блюз не для того, чтобы расчувствоваться и отяжелеть от своего страдания, от своих несчастий, а чтобы освободиться от них.

Еще один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу XIX века – рэгтайм.

Десятилетие с середины 30-х до середины же 40-х годов, время бурного расцвета биг-бэндов и малых, камерных ансамблей, игравших в стиле свинг, обычно именуется эрой свинга. Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов и сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов, как правило, чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как звуки биг-бэнда (the big band sound).

Биг-бэнды достигли пика славы в середине 1930-х. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

В конце 1940-х и начале 1950-х годов началось развитие менее яростного, более гладкого подхода к импровизации. Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную охлаждённость, получивший название кул-джаз.

Музыканты сосредоточились на инструментальной окраске и замедленности движения, на застывшей гармонии, которая создавала иллюзию простора. Диссонанс также играл некоторую роль в их музыке, но отличался при этом смягчённым, приглушённым характером. Формат кул-джаза оставлял пространство для несколько больших по составу ансамблей типа нонетов и тентетов. Некоторые аранжировщики экспериментировали с изменённой инструментовкой, включая конусообразные медные духовые, например валторну и тубу.

Исполнители, захваченные движением кул-джаза, в 1950-е много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса, поэтому позднее это направление начали называть – джаз Западного побережья [2, c. 84].

Начиная с конца 1950-х в области подхода к мелодии и импровизации были развёрнуты новые эксперименты. В частности, музыканты для формирования мелодий вместо аккордов стали использовать небольшое количество специфических ладов. Результатом стала гармонически статичная, построенная почти исключительно на мелодии форма джаза – ладовый (модальный) джаз. Солисты иногда рисковали, отступая от заданной тональности, но это и создавало острое ощущение напряжённости и освобождения. Применялись и различные темпы (от медленного до быстрого), но в целом музыка имела непостоянный, извилистый характер, её отличало чувство неторопливости. Для создания более экзотического эффекта исполнители в качестве модальной основы для своей музыки иногда использовали неевропейские гаммы, например индийские, арабские или африканские. Неопределённый тональный центр модального джаза стал неким стартовым фундаментом для фри-джазовых взлётов тех экспериментаторов, которые пришли на следующем этапе джазовой истории.

Пожалуй, очень неординарным периодом развития джаза можно назвать конец 1950-х-1960-е, когда музыканты экспериментировали не только с общим настроением мелодии, но и с её структурой, ритмикой и тональностью.

Одно из самых спорных движений в истории джаза – фри-джаз. Хотя его элементы существовали в пределах музыкальной структуры задолго до появления самого термина, как самостоятельный стиль это направление оформилось только к концу 1950-х. Среди новшеств – отказ от последовательности аккордов, что позволяло музыке двигаться в любом направлении. Другое фундаментальное изменение было найдено в области ритмики: свинг был или пересмотрен, или игнорировался в целом – другими словами, пульсация, метр и грув больше не являлись существенным элементом в этом прочтении джаза. Ещё один ключевой компонент был связан с атональностью: теперь музыкальное изречение больше не строилось на обычной тональной системе, а пронзительные, лающие, конвульсивные ноты полностью заполнили этот новый звуковой мир. Но свободный джаз и сегодня продолжает существовать как жизнеспособная форма выражения и фактически уже не является тем спорным стилем, каким он был на заре своего возникновения [4, c.115].

1.3 Джаз в России и в современном мире

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз – это действительно мировая музыка.

До России волна этого нового увлечения почти не докатывалась. Лишь хоровая капелла негритянских студентов университета Фиска с колоссальным успехом объехавшая полмира, попала к нам. В 1873 году негритянские спиричуэлс впервые прозвучали в Петербурге в исполнении этого ансамбля.

В 1914 году саксофоновая группа огромного придворного симфонического оркестра состояла из семи человек, в их числе были А. Козлов, Н. Бавурин, Н. Мещанчук-Чабан, имена которых встретятся впоследствии в составах первых советских джаз-оркестров [3, c.5].

Для популяризации джаза в эти годы много сделали Леонид Варпаховский (в Москве) и Юлий Мейтус (в Харькове), организовавшие джазовые ансамбли.

Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х гг., которыми руководили Александр Цфасман и Александр Варламов. Джаз-оркестр Всесоюзного радио под управлением А. Варламова принял участие в первой советской телепередаче. Единственным составом, сохранившимся с той поры, оказался оркестр Олега Лундстрема. Этот широко известный ныне биг-бэнд принадлежал к числу немногих и лучших джазовых ансамблей русской диаспоры, выступая в 1935-1947 гг. в Китае.

Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чьё творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.).

Значение джаза огромно и занимает, чуть ли не первое место среди остальных себе подобных. Тысячи людей собираются и слушают его шумными компаниями и в одиночестве, в гостях и дома. Музыка помогает человеку размышлять о совершённых поступках, раздумывать над превратностями судьбы и, главное, оставаться самим собой. Можно быть меломаном, а можно просто любить хорошую музыку.

Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых музыкантов, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и в то же время участвует в записи с другим великим авангардистом, барабанщиком Полом Мотианом. Аналогично, другие легенды джаза, относящиеся к различным джазовым мирам могут встречаться под одним знаменем, как это было например при совместной записи Элвина Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и пианиста Сесила Тэйлора[7, c. 204].

Много сегодня в джазе музыкантов, сохраняющих верность старым формам. У них тоже есть свои поклонники и слушатели. Это, например, молодые пианисты Брэйд Мелдоа, Бенни Грин и Джекки Террассон, саксофонисты Дэвид Санчес и Джошуа Редман.

Популярными у многочисленной аудитории слушателей и коммерчески успешными формами современного джаза являются также Soul-Jazz, Jazz-Funk, Crossover Jazz, Соntemporary Jazz, Smooth Jazz.

Нет смысла гадать как будет дальше развиваться джаз. Джон Фелл, видный джазовый авторитет, заявлял, что джаз сегодня настолько переплетается с другой музыкой, что сохраниться как самостоятельное явление вряд ли сможет. Будущее джаза в его прошлом: необходимо оглянуться назад, переосмыслить все достижения и увидеть дальнейший путь[1, c.285].

Выводы по первой главе

Джаз несопоставим ни с одним классическим музыкальным жанром, чье развитие совершалось веками. Это талантливое детище негритянского народа, проделал невиданный путь: возникнув в замкнутой социальной среде, будучи поначалу бытовой, он щедро, чуть ли не каждое десятилетие, рождал все новые и новые формы, преобразил музыкальный быт современного мира и, наконец, стал в наши дни явлением поистине интернациональным, без которого уже невозможно представить культуру XX века.

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Джаз – искусство ХХ века. В джазе отражается свобода, техничность, бесконечное движение, поиск, присущий XX веку и веку XXI.

На сегодняшний день джаз имеет все большее проникновение в мировую культуру. Приобретает все более активное значение в развитии современных музыкантов. Постоянное развитие джаза за 100 лет привели к тому, что даже вчерашний его характеристик не может быть полностью применен сегодня.

Стили и жанры, появившиеся на ранней стадии развития джаза, привели к появлению целого вида музыкального искусства, ставшего наиболее творчески направленным в музыке ХХ-го века. Джаз стал, в свою очередь, источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

Цель реферата, которую мы сформулировали в начале, работы была достигнута, поставленные задачи были решены.

В дальнейшем мы планируем рассмотреть влияние джаза на развитие творческого мышления у детей среднего школьного возраста.


Необязательно углубляться в истоки появления джаза для того, чтобы явно понять, что зародилась эта музыка в Америке. Но, как известно, она постоянно находится под влиянием развивающейся музыкальной культуры, благодаря чему и эволюционирует.

Популярные джазовые тенденции

Если мысленно перенестись в 2000 год, можно было бы уже почувствовать дух музыкального обновления. Мир джаза словно предвкушал приближающиеся перемены с наступлением нового миллениума. Джазмены во многих странах стали шире смотреть на варианты аранжировок, включая в них ритмические изменения, звуковые электронные эффекты и прочие технические новинки.

Все чаще стали появляться полноценные ансамбли экспериментального, электро-, рок- и хип-хоп джаза, музыканты стали в большей степени раскованы, в некоторой степени стерлись границы. Объединяя порой сразу не один музыкальный стиль, фьюжн-джаз полностью преобразился, снова сумев вызвать повышенный интерес к тому безграничному творческому простору, который он предоставлял.

Современные джазовые тенденции Алексей Козлов JazzPeople

Алексей Козлов

Набирало популярность и влияние этнической музыки и до этого не использованных ранее народных инструментов со всего мира. Джаз принимал принципиально новый облик, благодаря многочисленным фестивалям, объединяющим музыкантов со всей планеты. Ведь помимо инструментов, присущих культуре разных стран, в обиходе были новые авторские и очень необычные музыкальные приспособления, с уникальным звуком, что конечно же, в некоторых случаях даже способствовало образованию новых джазовых направлений.

Обновления коснулись и вокального джаза. Очень популярным стали а капелла коллективы, исполняющие как джазовые стандарты в новом переложении, так и собственные оригинальные композиции, имитируя самые частые джазовые инструменты, такие как труба, саксофон, контрабас и другие.

Словно возродившийся битбокс (прим.автора – исполнение музыкальной мелодии с помощью звуков, издаваемых ртом), задуманный прежде всего в качестве еще одного элемента хип-хоп музыки, тоже стал очередным экспериментом в джазовом пении. В Петербурге в жанре а капелла выступает коллектив молодых исполнителей Plus Five.

Джазмены сегодня

Как и любой уважающий себя музыкант, современные джазмены не останавливаются в своем творческом поиске и все время стремятся обнаружить некие границы и выйти за их пределы. Стоит заметить, что несмотря на большое количество музыкальных метаморфоз, классический джаз не утратил своей популярности и по сей день.

К примеру, в нашей стране не теряют актуальности известные джазовые стандарты, которые музыканты исполняют в собственных аранжировках, ставя во главу угла авторскую подачу и взгляд на проверенные временем песни.

Очень часто концертные программы многочисленных отечественных джаз-клубов изобилуют коллективами, играющими бибоп, хард-боп и мейнстрим. Очевидно, удивительная энергичность и профессиональный рост, который требует эта музыка, так привлекает инструменталистов и в настоящее время.

Современные джазовые тенденции

Модернизированный фьюжн-джаз с большим количеством технических новшеств и электронных эффектов привлекает к себе все больше новых приверженцев этого стиля по всему миру. Очень часто встречается смус-джаз, релаксирующее звучание, мягкие тона, и плавные соло.

Не оставляет равнодушными музыкантов и фанк-джазовое направление, что заметно особенно по молодым музыкальным коллективам, желающим сделать акценты в своем творчестве на активном ритме и порадовать слушателей ярким звуком.

Что же касается западной сцены, то сейчас стали заметны духовые инструменталисты. Особенно в последнее время часто появляются ансамбли, использующие только духовую секцию, или же группы, в которых доминирующую роль занимает труба, саксофон или тромбон.

Стоит вспомнить хотя бы Hypnotic Brass Ensemble или Trombone Shorty, первые из которых к тому же регулярно добавляют в свое мощное джазовое звучание элементы хип-хопа и фанка, а вторые – создают объемное и плотное звучание, благодаря объединению с тяжелым роком.

Предлагает узнать о других стилях джаза в современной музыкальной культуре.

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз - потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей - противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

Что такое джаз?

  • полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
  • бит - регулярная пульсация,
  • свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
  • импровизационность,
  • красочный гармонический и тембровый ряд.

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки - трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре, фортепиано, ударных инструментах.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа — новоорлеанский, чикагский — объединяются термином "диксиленд".

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название "свинг". Для свинга характерно появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов — секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" — это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется "рифф" — двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Среди первых биг-бэндов — оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов - Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название "боп" или "бибоп". Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза— Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других — фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили "cool" - "прохладный", и "west coast" - “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки - развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили "хардбоп" - "горячий", "энергичный" и близкий ему “soul-jazz" (в переводе с английского "soul" — "душа"), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

Были предприняты попытки создания произведений крупной формы - симфоджаз. Например "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и у русских исполнителей ("Концерт для оркестра" А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.

С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой - Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков — лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название "fusion", т.е. "сплав".

Говоря кратко, история джаза - это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

История советского джаза

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив "Tea-джаз". Стиль "диксиленд" и "свинг" практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы ("Восьмерка ЦДРИ", "Ленинградский диксиленд"). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с "вечерами джазовой импровизации". Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, "Арсенал", "Аллегро", "Каданс" (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла ("Современник").

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс "Warmdaddy" Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей - эта повесть еще не дописана до конца!

i

Джаз сегодня остается музыкой, которая переживает существенные преобразования. Лучшее творчество этого жанра сейчас представляет собой чудо с разными обличьями. Традиции, присущие давним корням джаза как целого явления, сосуществуют с современными мелодиями поп-музыки, а авангардные блики ярко сверкают в текучих и свободных от рамок композициях. Что бы ни говорили критики, джаз сейчас – это вовсе не поле битвы древних хранителей музейных сокровищ и необузданных в своих стремлениях эксперименталистов. Многие исполнители стремятся к созданию мостов между прошлым и настоящим, импровизируя, переосмысливая и преображая джаз до той музыки, которую мы знаем сегодня.

Главные тенденции

К чему стремится современный джаз?

Джазовая музыка всегда отличалась превосходящим числом американских исполнителей, что обосновывалось историей; при этом европейцы составляли в большинстве своем благодарно внемлющую публику, а европейские джазмэны продолжали американские традиции. Но с окончанием 20 века все изменилось: скандинавские и французские исполнители почувствовали, насколько устарело звучание американского джаза и решили внести свои музыкальные коррективы. Вернувшись к корням джаза как танцевальной музыки, исполнители комбинируют элементы техно, драм-н-бейс, соул, рок и поп-музыки с акустическим и электронным звучанием, создавая уникальный джаз 21 века.

  • Джазовые направления и их след в истории
    Безусловно, джаз является одним из интереснейших и мелодичных направлений в музыке. Также он имеет очень много стилей, которые как похожи между .
  • Этот зажигательный рок-н-рол
    Танцевальная музыка всегда была и остается в почете у молодежи и людей средней возрастной группы. Да и некоторые пенсионеры не прочь потанцевать под .
  • Рок-н-ролл – музыкальное направление
    Рок-н-ролл начал зарождаться в 50-х годах XX века. Первым кто начал играть в этом жанре, был известный на то время музыкант Алан Фрид. Рок-н-ролл - .
  • Особенности электронной музыки
    Электронная музыка или электроника – это обобщенный термин, под категорию которого попадает вся музыка, созданная с помощью электронных технологий. .
  • Поп-музыка – основные особенности
    Поп-музыка – это не только направление в музыке, а и целый вид культуры современности. Впервые этот жанр возник в Великобритании в середине 50-х .

Читайте также: