Доклад на тему двигательная активность школьников

Обновлено: 02.07.2024

Двигательная активность как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников.

Слайд 2 Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Здоровье – это важнейшее достояние человека, основа его жизни, работоспособности, творческих успехов, семейного благополучия, настроения и долголетия.

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов.

К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Движение – это жизнь. Движение – естественная потребность человека, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности

Важность и высокую значимость физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие.

Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.

Работами известного отечественного физиолога профессора И. А. Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и с лихвой восполняет израсходованное. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм.

Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения – задача государственной важности. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

СЛАЙД 4 Поэтому главная задача нашего лицея – организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью.

В нашей работе мы используем различные формы и методы двигательной активности, СЛАЙД 5 в первую очередь рекомендуем родителям выполнять вместе с детьми утреннюю зарядку, чтобы это вошло в привычку.

СЛАЙД 6 Далее: педагоги нашего лицея проводят физкультминутки на уроках и подвижные игры на переменах, что способствует смене двигательной активности.

СЛАЙД 7 Большое количество обучающихся нашего лицея занимаются в кружках и спортивных секциях дополнительного образования вне и внутри образовательного учреждения.

СЛАЙД 8 Также широко используем занятия и прогулки на свежем воздухе, массовые, культурные спортивно-оздоровительные мероприятия.

СЛАЙД 11 Налажено сотрудничество с дошкольным учреждением. Проводятся соревнования между воспитанниками.

СЛАЙД 12 Два раза в год в начале и в конце проводятся традиционно Дни здоровья с выездом на природу.

СЛАЙД 13 Принимаем активное участие во Всероссийских спортивных мероприятиях как: Кросс Нации, Азимут, лыжня России.

В лицее проводятся спортивные мероприятия с участием родителей и их детей.

Необходимо донести до сознания каждого школьника, чтобы здоровый образ жизни был для него не капризом взрослого, а условием для успешного саморазвития.

СЛАЙД 24 Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа в лицее является основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, становится средством сохранения и укрепления здоровья школьников. Осуществляя комплексный подход, учитель добивается максимальной заинтересованности обучающихся, высокой активности, а также оптимального уровня допустимых нагрузок при выполнении упражнений, постоянно контролируя состояние здоровья детей.

История показывает, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки (ходьба, бег, плавание и т. п., развивать до оптимальных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т. п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи с целью сохранения и укрепления здоровья детей Формы взаимодействия ДОУ и семьи с целью сохранения и укрепления здоровья детей Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание.

Двигательная активность как фактор укрепления и развития дошкольников Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время учебы в школе, дети получают умения и знания, проходят школу воспитания, формируется основа морально-волевых качеств, которые необходимы для дальнейшей жизни. Но насколько глубокими и обширными знаниями ни обладал ребенок, какой бы отличной ни была его подготовка к взрослой, самостоятельной жизни, многое у ребенка скорее всего не получиться, если с самого детства не заложить фундамент креп­кого здоровья. Потери в этом случае понесет и сам человек, и все общество.

Двигательная активность – это насущная потребность детского организма!

В наше время, государство практически не уделяет внимание здоровью людей. Хотя в Советском союзе, вопро­сы дальнейшего развития спорта и физической культуры стояли в одном ряду с такими перспективами как научное, экономическое, социальное развитие.

Ситуацию ухудшает так сказать научно-технический прогресс, экология, отсутствие или дороговизна спортивных секций, клубов, кружков, ДЮСШ, бассейнов. Все это с одной стороны влечет к снижению мышечной активности человека, а с другой стороны существенно повышается нервно-психические нагрузки. Используя различные игровые приставки, компьютеры, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны, уменьшается физическое напряжение, что еще в свою очередь усугубляет недостаток движений.

Поэтому необходимо больше времени уделять физической культуре и спорту, которые призваны компенсировать дефицит движений, рационализировать образ жизни человека, предупредить негативные последствия гиподи­намии.

Достаточная двигательная актив­ность — это обязательное условие гармонического развития личности подростков и детей. Но недостаток двигательной активности на протяжении дня детей школьного возраста, вызван различными причинами.

Сидячий образ жизни влияет на опорно — двигательную систему, функции практически всех систем организма, особенно дыхательную и сердечно-сосудистою. При дли­тельном сидении мышцы, которые поддерживают правильную позу, утомляются, дыхание становится не глубоким и лег­кие ребенка недостаточно вентилируются; работа сердца меняется, происходит застой крови в ногах и малом тазу. Работоспособность всего организма ребенка и особенно мозга постепенно снижается: снижается внимание, ослабляется па­мять, увеличи­вается время мыслительных операций, нарушается координация движений. У большого количества детей школьного возраста, особенно у девочек обнаруживается искривление осанки, а у определенного числа детей — ско­лиоз (искривление позвоночника) из-за слабости мышц спины.

Родителям также следует учесть неблагоприятное влия­ние на развитие и рост детского организма гиподинамии, это касается, длительного сидения во время просмотра телевизора, игрой за компьютером.

Двигательный режим детей и подростков состоит из утренней гигиенической гимнастики, подвижных игр на уроках физической культу­ры, школьных переменах, активного отдыха на свежем воздухе, занятий в спортивных секциях, ДЮСШ, кружках, заня­тий физическими упражнениями и подвижными играми в специально отведенных площадках по месту жительства, прогулок перед сном. Именно комплекс мероприятий, который входит в двигательный режим ребенка, принесет желае­мый результат.

Глава I. Литературный обзор

1.1. Необходимость в двигательной активности.

Двигательная активность — не только особенность высокоорганизованной живой материи, но и в наиболее общей форме-форме движения материи - необходимое условие самой жизни. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит душу и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни. Природа не прощает пренебрежение ее законами. Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого - увеличение продолжительности жизни. В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности. Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем у незанимающихся. Снижение активной двигательной деятельности пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к нарушению обмена веществ. Физические упражнения предупреждают атеросклеротические изменения в сосудах, уменьшают риск заболевания ишемической болезнью сердца. Длительное значительное ограничение движений очень рез­ко ухудшает развитие мышц, угнетает нервную систему. При гиподинамии в организме ребенка снижается об­мен веществ до предельного уровня, задерживается развитие внутренних орга­нов, дыхательной, пищеваритель­ной и сердечно-сосудистой систем, желез внутренней секреции. Для того что бы преодолеть неблагоприятное влияние гиподинамии необходимо родителям, учителям способствовать широкому рациональному применению физических упражнений и игр в перерывах уроков в школе и выполнением домашних заданий. Чем больше ребенок будет активен в течение дня, тем более у него будут формироваться новые условно — рефлекторные двигательные акты, которые ускоряют образование новых навыков бытового и трудового плана.

Двигательная активность детей школьного возраста со временем становится сложнее благодаря физическим упражнениям. Двига­тельная активность учеников старшей школы — уменьшается, и связано это с тем, что они больше времени выделяют общению со сверстниками в социальных сетях, с помощью средств общения, просмотром фильмов, чтением, и т. п. Скорее всего, спад дви­гательной активности у подростков после 13—14 лет, имеет объяснение наи­большим развитием в данном возрасте двигательного ана­лизатора движения, требующий: скорости, точности, хо­рошей ориентировкой в пространстве, отлично осваиваю­тся подростками.

После уроков в школе нужен активный отдых на свежем воздухе, занятия физическими упражнениями и подвижными играми на свежем воздухе. Это укрепляет и успокаивает нервную сис­тему, снимает нервное напряжение, создает жизнерадост­ное, бодрое настроение, что в свою очередь содействует повышению работоспо­собности детей.

Пренебрежение уроками физической культуры, утренней гигиенической гимнастикой, занятиями в спортивных секциях, кружках, спортивных клубах, прогулками и играми на свежем воздухе приводит к тому, что ре­бенок устает гораздо быстрее что в свою очередь мешает ему в полном объеме усваивать новые, необходимые знания. Большинство родителей не понимают значение и необходимость физических нагрузок на уроках физической культурой. И, наоборот, стараются заменить их из другими видами деятельности: изучением иностранного языка, информатикой, посещением музыкальных школ, кружков по рисованию, что в свою очередь лишает ребенка возможности пойти на 1 — 2 ч на спортивную площадку, стадион или в бассейн. Негативное влияние данной позиции родителей подтверждают результаты различных исследований.

Сейчас нужно доказывать родителям, что физическая культура, должна быть частью общей культуры и воспитания молодого поколения, необходима каждому ребенку без исключения! Научными и исследовательскими работами доказано, что целенаправленная двигательная активность ребенка является основой нормального физического развития, увеличивает сопротивляемость орга­низма различным заболеваниям и работоспособность.

Средние показатели развития и роста, а также неко­торые функциональные показатели у детей, которые посещают уроки физкультуры и занимаются в спортивных секциях, на порядок выше, чем у их ровесников.

Двигательная активность может давать хороший эф­фект в том случае, когда занятия спортом, физическими упражнениями и подвижными играми дозируются по интенсивности и времени в зави­симости от возрастных и индивидуальных особенностей организма детей.

1.2. Адаптация к окружающей среде.

1. Поддержание исходного высокого функционального состояния организма (как физического, так и эмоционального).

2. Соблюдение ступенчатости при адаптации к новым условиям (природно- климатическим, производственным, временным), а также при переключении с донного вида деятельности на другой, т.е. постепенное вхождение в новую среду и в любой труд. Соблюдение этого условия позволяет включаться без перенапряжения физиологическим системам организма и тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности. Такая стратегия способствует сохранению ресурсов организма, уменьшению платы за адаптацию.

3. Организация режима труда, отдыха, питания с учетом не только возрастных и половых особенностей человека, но и природно- климатических (сезоны года, температурный режим, содержание кислорода в атмосфере) условий.

4. Необходимое для обеспечения долговременной адаптации человека в экстремальных условиях поддержание не только достаточно высокого уровня физического состояния, но и характера социально значимой мотивации и сохранения здорового морального климата в коллективе.

Научно-техническая революция двадцатого столетия многократно увеличила способность человека воздействовать на природную среду. К сожалению, это воздействие нередко носит разрушительный характер, что приводит к огромному экономическому ущербу, ухудшению благосостояния и здоровья людей. В конечном счете, все экологические проблемы прямо или косвенно оказывают влияние на физическое и нравственное здоровье человека. Экологическим исследованиям принадлежит большая роль в профилактике различных заболеваний. Постоянными атрибутами современной жизни людей, проживающих в промышленно развитых странах, является не только нервно-психическое напряжение, которое они испытывают в процессе повседневной деятельности, но и воздействие на их организм факторов физической, химической и биологической природы, в частности таких, как загрязнение атмосферы и воды, химизация сельского хозяйства. Диапазон компенсанторно-приспособительных способностей и резервных возможностей человека не измеряется альтернативой - здоровье или болезнь. Между здоровьем и болезнью располагается целый ряд промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеваемости и все же не являющиеся ни тем и ни другим. Для адаптации к окружающей среде человек должен двигаться очень активно, ведь движение играет большую роль в социально-биологическом процессе.

1.3. Последствия недостаточной двигательной активности.

Становление человека происходило в условиях высокой двигательной активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального процесса. Тончайшая сработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Недостаточность движений в современном обществе — социальный, а не биологический феномен. Спорт способствует формированию популяризации людей, более устойчивых к воздействию издержек цивилизации: малоподвижного образа жизни, увеличение агрессивных агентов среды обитания. В процессе эволюции на Земле выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Можно сказать поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором, элиминируного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации сводятся к использованию малоинтенсивных форм двигательной активности. Их полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на основные системы жизнеобеспечения, и в первую очередь на сердечно- сосудистую систему, у них оказывается недостаточной. Физические нагрузки, оказывающие мощное тренирующие воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они способствуют формированию популяции, степень устойчивости которых к агрессивным факторам внешней среды повышается. С появлением на Земле человека разумного получила развитие новая форма адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческой культуры. Средства физической культуры - физические упражнения, различной интенсивности, естественные силы природы, гигиенические факторы- стали важными средствами повышение адаптивных возможностей человека, совершенствование его социальной и биологической природы. Действие главного фактора эволюции, естественного отбора, с начала появления человеческого сознания, а с ним и его вещественных результатов резко сократилось, и на современном уровне развития человечества практически оказалось исчерпанным. Сама эволюция человека пошла по пути совершенствования механизмов выживания за счет прогрессивного развития мозга, сознательного отражения действительности, изыскания эффективных форм адаптации к ней. Снижению элиминирующей роли естественного отбора в обратно пропорциональной зависимости способствовали высокие темпы так называемого социального наследования. Материализация его начинается там, где создаются условия накопления культурных ценностей, созданных человеком, и передачи их последующим поколениям. Будучи изолированными от общества людей в раннем детстве, человек никак не проявляет активности, потребности в подлинно человеческом познании окружающего мира. И наоборот, чем больше он к этому побуждается специальным педагогическим руководством, тем быстрее и охотнее приобщается к ценностям общечеловеческой культуры. В связи с этим активное приобщение детей к овладению теоретическими основами спорта, физиологическими, тактико-техническими знаниями необходимо не только для спортивного роста, но и для социализации человека, формирования его личности. Разумеется, социальное исследование не меняет основ биологической наследственности человека: и у кроманьонца, и у нашего современника врожденные задатки закодированы в 46 хромосомах. И в обозримом, и в отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках очень жесткой программы наследственности может меняться активность отдельных участков генома под воздействием агрессивных факторов внешней среды. Об этом свидетельствуют как экспериментальные данные, так и житейский опыт. Научно-техническая революция ведет к уменьшению доли тяжелого труда, физических нагрузок и на производстве, и в быту, а, следовательно, снижению доли активной двигательной деятельности. Каковы же причины столь неблагоприятных последствий недостаточной двигательной активности (гипокинезии)? Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат регуляции. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению структур. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность. Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции. Последние полмиллиона лет человек эволюционирует без изменения в своей генетической программе. Между тем условия, в которых жили наши предки, и условия, в которых живем мы, отличаются, прежде всего, требованиями к объему выполняемых движений. Мы затрачиваем несравненно меньше физических сил, чтобы обеспечить собственное существование. Нормальное функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной двигательной деятельности, вдруг на последнем 10-50 летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни гипокинезии. Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов), нервная и гуморальная регуляции. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно- мышечная система, и функции внутренних органов. В отличие от механической системы, изнашивающейся от работы, деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными функциональными, но и морфологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные процессы и резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц и внутренних органов — на единицу выполняемой работы затрачивается меньше энергии, быстрее идут восстановительные процессы.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Одной из важнейших потребностей человека является потребность в движении. Движения растущему человеку нужны ежедневно. Здоровый ребенок много бегает, прыгает, лазает – он растет в движениях. Суточная двигательная активность - СДА - зависит от генетических факторов, внешних воздействий и состояния здоровья человека, стимулирует и одновременно отражает развитие организма, определяет самочувствие человека. Как определить суточную двигательную активность – мою и моих друзей? Моя мама – врач, и она говорит, что мы с братом мало двигаемся. Как узнать, достаточно я двигаюсь или мало?

У многих людей в телефоне установлено мобильное приложение – шагомер. Он позволяет подсчитать количество шагов за сутки (локомоций) и определить, таким образом, свою суточную двигательную активность и количество потраченных калорий. У многих моих сверстников, особенно у девочек, установлено это мобильное приложение, и они действительно его активно используют. Мы решили воспользоваться всеобщим увлечением для того, чтобы провести интересное и полезное исследование.

Мы предположили, что современные подростки, проживающие в крупном городе, не выполняют возрастные нормы двигательной активности. А выполнение этих норм в принципе возможно? Возникла гипотеза: без посещения дополнительных занятий двигательно-активного характера подросток не сможет выполнить возрастную норму двигательной активности.

Мы сформулировали цель исследования: изучить суточную двигательную активность подростков и ее соответствие возрастным нормам.

Задачи:

Выяснить, что известно специалистам о потребности подростков в движении.

Познакомиться с методиками определения количества локомоций; функциональных возможностей сердечнососудистой системы; поиск мобильных приложений, позволяющих измерять количество шагов в сутки; подбор фитнес-браслетов.

Определить суточную двигательную активность подростков нашей школы, выявить ее соответствие возрастной норме и установить зависимость между состоянием здоровья и уровнем двигательной активности.

Осуществлять профилактику гиподинамии, используя результаты наших исследований.

Объект исследования: двигательная активность подростков.

Предмет исследования: соответствие суточной двигательной активности подростков возрастной норме.

Методы исследования: наблюдение, опрос, измерение СДА, эксперимент (Гарвардский степ-тест), анализ полученных данных.

1.1 Литературный обзор.

1.1.1 Ученые, изучавшие двигательную активность.

Изучением двигательной активности занимался наш соотечественник. В 1964 г. Сухарев Александр Григорьевич возглавил вновь созданный отдел гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Он успешно осуществил серию научных исследований по гигиеническому обоснованию организации физического воспитания, способствующего охране и укреплению здоровья детей. Актуальность этой проблемы подтверждена временем, а произведенные А.Г. Сухаревым научные исследования создали ему прочный авторитет одного из ведущих специалистов в данной области не только в нашей стране, но и за рубежом.

А.Г. Сухарев впервые обосновал теоретическую концепцию о параболической зависимости между величиной суточной двигательной активности и состоянием здоровья населения. Широко известны также его исследования, связанные с проблемой школьной гипокинезии и спортивной гиперкинезии. [9]

1.1.2 Что такое суточная двигательная активность и почему ее нужно выполнять?

Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой заболеваний сердечнососудистой системы у различных групп населения. Зависимость между количественной величиной суточной двигательной активности и реакциями организма на нее носит параболический характер, то есть вреден недостаток движение (гипокинезия) и избыток движения (гиперкинезия).

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация зависит от социальных факторов.

Суточная двигательная активность -это сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количеству локомоций (шагов), величине энерготрат и изменениям ЧСС.

Основные причины гипокинезии у школьников:

• ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

• отсутствие систематических и достаточных занятий физиче­скими упражнениями;

• хронические заболевания и дефекты развития, ограничива­ющие двигательную активность.

У школьников 6 — 8 лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9—12-летних она не отмечена только у 30%, ею не страдают только 25 % старшеклассников. [6]

Исследования гигиенистов и физиологов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). У младших школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Отмечают также изменение величины ДА в разных учебных четвертях: снижение зимой, увеличение ДА весной и осенью. [2]

Только при оптимальной величине суточной двигательной активности будет достигнут наибольший оздоровительный эффект. Такая оптимальная величина рекомендуется в качестве гигиенической нормы. [8]

Массовые обследования здоровых детей с нормальным морфофункциональным развитием, находящихся в благоприятных условиях окружающей среды и имеющих рациональное физическое воспитание и режим дня, позволили А.Г. Сухареву (1991) обосновать гигиенический норматив суточных локомоций для детей и подростков разного возраста и пола (табл. 1) [Приложение 1].

Отличительная черта нормирования двигательной активности детей и подростков – учет возрастных особенностей. Чем старше возраст, тем большая величина суточной двигательной активности рекомендуется в качестве нормы. Нормы двигательной активности зависят и от пола детей. Двигательная активность девочек на 5 – 10% ниже, чем мальчиков соответствующего возраста. Эти различия в наибольшей степени проявляются в подростковом возрасте, когда активность девушек может быть на 20 – 25% ниже, чем юношей.

Нагрузки разной интенсивности имеют не одинаковый тренировочный эффект. Физические нагрузки малой интенсивности не увеличивают достигнутый уровень физической работоспособности. Положительный эффект для укреплений здоровья и гармоничного физического развития детей и подростков имеет более интенсивная ДА. Группировка интенсивностей физических нагрузок приведена в табл.3 [Приложение 1].

С помощью табл. 4 [Приложение 1]. можно оценить величину физической нагрузки у школьников (которые входят в основную медицинскую группу). [5]

1.1.3 Почему нужно стараться выполнить норму суточной двигательной активности?

Гиподинамия - нарушение различных функций организма вследствие ограничения двигательной активности, снижения силы сокращения его мышц. Однако чаще всего причины детской гиподинамии носят совершенно другой характер - они обусловлены неправильным образом жизни ребёнка, в формировании которого (с самого раннего возраста) виноваты родители. К такому отклонению приводят: лишний вес; привычка сидеть у компьютера, телевизора, за книгами длительное время; отсутствие прогулок на свежем воздухе; полное игнорирование любых физических нагрузок, начиная с небольших поручений по дому, заканчивая спортом. Зачастую родители сами способствуют тому, что ребёнок с младенческих лет ограничен в двигательной активности. Сидит тихо у себя в комнате, никому не мешает, не доставляет хлопот. Начало школьной жизни обнаруживает серьёзные проблемы в развитии таких деток — как в физическом, так и в психическом плане. Чтобы вовремя обратиться к врачу, нужно знать, какие признаки указывают на данную патологию. [7]

При недостаточной активности нарушается обмен веществ во всех системах организма. В результате того, что скелетные мышцы уменьшают свою потребность в кислороде, сокращается также и снабжение их кровью. Из-за того, что мышцы сердца становятся детренированными, их объем постепенно сокращается. А сокращение двигательной активности сердца уже приводит к тому, что появляются многочисленные кардиологические заболевания, такие как: инфаркт, кардиосклероз, стенокардия.

Определенные изменения из-за недостатка движения испытывают и кости. Они теряют в своей прочности из-за того, что кальций переходит в кровь из костной ткани. На фоне этого развивается остеопороз. Дефицит кальция в зубах приводит к развитию пародонтоза и кариеса. Нарушенный кальциевый обмен приводит к образованию тромбов в кровеносных сосудах, камней в почках, а также повышает свертываемость крови.

Недостаток движения ведет к снижению иммунитета и сопротивляемости организма к хроническим заболеваниям и инфекциям. В результате у человека появляются утомляемость, раздражительность, нарушается сон и ухудшается память. [11]

1.1.4. Какие методики позволяют изучать двигательную активность?

Существуют различные методики, достаточно сложные и более простые. Особенно мы заинтересовались исследованием Г.А. Ворониной, кандидата биологических наук, доцента, Т.В. Малых, кандидата биологических наук, М.С. Авдеевой, старшего преподавателя кафедры физического воспитания, мастера спорта из города Кирова. Они изучали объем двигательной активности младших школьников на основе хронометража в течение учебного дня и недели. [2]

Для изучения функциональных возможностей сердечнососудистой системы часто используют Гарвардский степ – тест. [1]

Обследуемому предлагают выполнить мышечную работу в виде восхождений на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Продолжительность нагрузки и высота ступеньки зависят от пола, возраста и антропометрических данных (табл. 5) [Приложение 1].

Темп движений задают метрономом, частоту которого устанавливают на 120 уд/мин. Подъем и спуск состоят из четырех движений, каждому из которых соответствует один удар метронома: 1 – испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, 2 – другую ногу, 3 – опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, 4 – опускает на пол другую ногу. В момент постановки обеих ног на ступеньку колени должны быть выпрямлены, а туловище находиться в строго вертикальном положении. Руки во время выполнения теста выполняют обычные для ходьбы движения. В тех случаях, когда обследуемый не в состоянии выполнить работу в течение всего заданного отрезка времени, фиксируют время, в течение которого она совершалась.

Регистрацию ЧСС после выполненной нагрузки осуществляют в положении сидя в течение первых 30 секунд 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

Расчет индекса Гарвардского степ-теста производят по формуле:

где ИГСТ – индекс Гарвардского степ-теста в условных единицах; t – продолжительность реально выполненной физической работы в с; f1, f2, f3– ЧСС на 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления за 30 с.

При массовых обследованиях можно пользоваться сокращенной формулой:

ИГСТ= t x 100 / f x 5,5

где t — время восхождения в секундах, f— частота сердечных сокращений (ЧСС).

Таблица 6 [Приложение 1]облегчает расчет ИГСТ при неполном времени восхождения (сокращенная форма). В левом вертикальном столбике находят фактическое время восхождения (округленное до 30 с), а в верхней горизонтальной строчке — число ударов пульса за первые 30 с со 2-й минуты восстановления. [3]

2. Основная часть

2.1 Методика исследования.

В течение недели испытуемые записывали количество шагов, пройденных за сутки. Собранные данные позволили получить количество локомоций за неделю и найти средний показатель за неделю. Зима считается периодом сниженной двигательной активности, поэтому мы собирали информацию в мае месяце. Так как во время занятий спортом или танцами носить на себе мобильный телефон неудобно, мы уточняли физические нагрузки при помощи фитнес-браслетов. Они есть не у всех ребят, и один фитнес-браслет по очереди использовали несколько человек. Считается, что существенная физическая нагрузка – та, при которой пульс превышает 140 ударов в минуту. Мы проверили интенсивность нагрузок также при помощи фитнес-браслета, одной из дополнительных функций которого является подсчет пульса. Интенсивные нагрузки занесли в дополнительные графы общей таблицы. Так как ходьба обеспечивает повышение обмена веществ по сравнению с уровнем основного обмена в три раза (таблица 3), а при занятиях спортом обмен веществ возрастает в 4-10 раз (таблица 3) [Приложение 1], мы решили ввести дополнительный коэффициент. Количество шагов при ходьбе посчитали с коэффициентом 1, количество шагов при занятиях танцами, на уроке физкультуры посчитали с коэффициентом 2, количество шагов при занятиях игровыми видами спорта (футбол, волейбол, теннис), легкой атлетикой, гимнастикой, акробатикой, единоборствами, посчитали с коэффициентом 3. [Приложение 1]

Собранные данные мы сравнили с рекомендуемыми возрастными нормами. Практически все участники исследования не выполняют рекомендованную возрасту суточную норму двигательной активности, причем некоторые – очень сильно.

Пульс за первые 30 с со 2-й минуты восстановления

Мы считаем, что наше исследование позволило нам получить достоверные данные, так мы использовали несколько методик.

2.2 Результаты исследований.

Сначала мы занесли в таблицы собранную информацию по СДА: среднее количество локомоций, учли возможность интенсивность двигательной активности и сравнили с суточной половой и возрастной нормой. Таблица 8; таблица 10 [Приложение 1]

Мы проанализировали сайты, содержащие информацию о популярных спортивных секциях и танцевальных клубах нашего города, выбрали наиболее популярные сайты и подготовили памятку для родителей и детей. На этих сайтах родители смогут получить информацию об объединениях дополнительного образования, на занятиях в которых ребенок будет интенсивно двигаться, укреплять свое здоровье и получать удовольствие. [Приложение 2]

2.3 Выводы.

В ходе проведения исследования была достигнута поставленная нами цель и решены почти все имеющиеся задачи. Наша гипотеза подтвердилась: современные школьники, жители крупного города, не выполняют норму суточной двигательной активности, если не занимаются дополнительно спортом или танцами.

Мы определили суточную двигательную активность 160 учащихся нашей школы в возрасте от 11 до 18 лет. Выяснили, что подавляющее большинство из них не выполняют суточную норму двигательной активности, даже те, кто занимается спортом, танцами и утверждает, что много гуляет. Те ученики, кто дополнительно получает физическую нагрузку высокой интенсивности, показывают лучший результат по функциональной пробе сердечнососудистой системы (их сердце легче справляется с повышением физической нагрузки). Превышение нормы двигательной активности наблюдается у ребят, имеющих спортивные достижения в легкой атлетике и футболе.

Результаты наших исследований интересны не только для детей, но и для родителей, которые беспокоятся о состоянии здоровья своих детей. Многие подростки не понимают, что заботиться о своем здоровье нужно уже сейчас и предпочитают компьютерные игры прогулкам на свежем воздухе. Поэтому с результатами нашего исследования мы выступили на родительских собраниях. Заботливые родители понимают, что будущее ребенка не обеспечит сидение за учебниками. Дети должны двигаться, и любовь к движению надо прививать, а лучший метод воспитания – это личный пример.

3. Заключение.

Мы не можем говорить об оптимальной двигательной активности, так как у школьников-подростков выражена гипокинезия. И нужно стремиться к элементарному повышению двигательной активности, который поможет подросткам восстановить баланс движений и здоровья. В большинстве статей, с которыми мы познакомились при выполнении исследования, указано, что больше внимания должно уделяться урокам физкультуры. Но мы установили, что занятия на уроках не позволяют выполнять необходимое количество движений, даже если ученик и учитель очень стараются. Возрастную норму двигательной активности выполняют те ребята, которые любят гулять и много ходят пешком. А любовь к прогулкам прививают в семье. Второй эффективный способ – занятия спортом. Но ведь и в спортивных секциях дети занимаются при поддержке и одобрении семьи. Поэтому мы считаем, что основная причина, которая позволит современным подросткам двигаться столько, сколько необходимо для поддержания здоровья, – это позиция их семьи.

4. Литература

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.

4. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. В.Р. Кучмы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 560 с.

5. Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков 5-18 лет

10. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник для вузов/ В.Р. Кучма. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 480 с.

Приложение 1.

Исследование двигательной активности подростков

Таблица 1. Допустимые границы колебаний возрастной нормы суммарных локомоций

Цель работы - исследовать особенности двигательной активности и здоровья детей и подростков, взаимосвязь двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста, созревания организма, когда особенно велико влияние на физическое и эмоциональное состояние детей и подростков.
Таким образом, в рамках данного реферата предстоит решить следующие задачи: - изучение научно-методической литературы по теме исследования; - изучить педагогические и физиологические особенности двигательной активности детей и подростков; - рассмотреть основные средства и методы повышения двигательной активности детей и подростков; - исследовать методики организации занятий направленных на повышение двигательной активности детей и подростков.

Содержание

· ВВЕДЕНИЕ.
· 1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 1.1 Педагогическое обоснование.
· 1.2 Физиологическое обоснование.
· 2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 2.1 Средства для увеличения двигательной активности детей и подростков.
· 2.2 Методы повышения двигательной активности на занятиях.
· 2.3 Особенности методики увеличения объёма двигательной активности детей и подростков.
· 3. ЗАНЯТИЯ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

· 1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

· 1.1 Педагогическое обоснование.

· 1.2 Физиологическое обоснование.

· 2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

· 2.1 Средства для увеличения двигательной активности детей и подростков.

· 2.2 Методы повышения двигательной активности на занятиях.

· 2.3 Особенности методики увеличения объёма двигательной активности детей и подростков.

· 3. ЗАНЯТИЯ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.) и реализуются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека.

Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка на человеческий организм уменьшилась в 100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями. Если разобраться в этом утверждении, то можно прийти к выводу, что здесь нет никакого преувеличения. Достаточно представить себе крестьянина прошлых столетий. Он, как правило, имел небольшой надел земли, инвентаря и удобрений почти никаких. Однако, зачастую, ему приходилось кормить около десяти детей. Многие к тому же отрабатывали барщину. Всю эту огромную нагрузку люди несли на себе изо дня в день и всю жизнь. Предки человека испытывали не меньшие нагрузки. Постоянные погони за добычей, бегство от врага и т.п. Конечно же, физическое перенапряжение не может добавить здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма. Истина как всегда лежит где-то посредине. Трудно перечислить все положительные явления, возникающие в организме во время разумно организованных физических упражнений. Воистину - движение это жизнь.

Развитие физических качеств, как формирование двигательных навыков, во многом зависит от образования условно-рефлекторных отношений в центральной нервной системе, большое значение имеют биохимические и морфологические перестройки в организме в целом.

Можно рассказывать человеку, как надо выполнять то или иное движение, но такие объяснения не помогут установить наилучшее координационное отношение в деятельности сердечно-сосудистой системы, чтобы добиться большей выносливости необходимо формирование навыков в непосредственной физической деятельности.

Цель работы - исследовать особенности двигательной активности и здоровья детей и подростков, взаимосвязь двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста, созревания организма, когда особенно велико влияние на физическое и эмоциональное состояние детей и подростков.

Таким образом, в рамках данного реферата предстоит решить следующие задачи:

- изучение научно-методической литературы по теме исследования;

- изучить педагогические и физиологические особенности двигательной активности детей и подростков;

- рассмотреть основные средства и методы повышения двигательной активности детей и подростков;

- исследовать методики организации занятий направленных на повышение двигательной активности детей и подростков.

1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

1.1 Педагогическое обоснование.

Хорошее здоровье в основном определятся правильным расположением, устройством, функциональной деятельности всех органов тела, отсутствие предрасположений к каким либо заболеваниям.

Нормальное физическое развитие - это изменения строения и функций организма ребенка с возрастом, происходящее в естественном соответствии с его ростом. О нормальном или ненормальном ходе развития можно судить с достаточной степенью объективности по некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс: рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимосвязи этих факторов можно оценить крепость телосложения ребенка.

В младшем возрасте у детей продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4 см., а вес на 2 кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления.

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств.

Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, активность являются, прежде всего, результатом наследования определенных физических данных от родителей, а также правильным питанием, соблюдением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решающим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособности детей.

Дети, не занимающиеся физическими упражнениями, как правило, отстают в развитии и росте, это может привести даже к постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьезным нарушениям. В школах около 75% учащихся начальных классов имеют среднее физическое развитие, 15% - высокое и выше среднего, 10% - ниже среднее и низкое.

Различия в физических нагрузках должны затрагивать главным образом силу и скорость, выносливость. В отдельных случаях некоторые из физических показателей могут быть низкими у физически высокоразвитых детей и наоборот, следовательно, дозировать физические нагрузки необходимо с учетом индивидуальных данных каждого ребенка.

Слабо физически развитые дети должны быть в центре внимания педагогов, так как они в наибольшей степени нуждаются в правильно организованных упражнениях. Уже в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок к мальчикам и девочкам нужен дифференцированный подход. По некоторым показателям развития, большой разницы между мальчиками и девочками нет: в 7 лет вес мальчика больше всего на 0,2 кг., в 10 лет - меньше на 0,4 кг.; в 7 лет рост мальчика превышает рост девочек лишь на 1 см, в 11 лет рост девочки больше на 0,6 см. До 11-12 лет пропорции частей тела у мальчиков и девочек почти одинаковые, но окружность груди у девочек на 1,2-2 см. меньше чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100-200 см. Следовательно, нагрузки в циклических упражнениях девочкам должны быть несколько ниже. Кроме того, сила мышц кисти у девочек в 7-8 лет меньше чем у мальчиков примерно на 5 кг., а в 11 лет на 10 кг. Значит силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть таким же как и для мальчиков но по напряжению меньше.

Одновременно с общей задачей - с помощью физических упражнений содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей - перед физическим воспитанием стоит и другая, более узкая задача: исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физического развития. Занятия физической культурой и ведение активного образа жизни укрепляют нервную систему, совершенствуют органы чувств, нормализуют вес тела. Другими словами они положительно действуют на все системы и органы тела человека.

Для исправления ранее возникших нарушений осанки, прежде всего, нужна разносторонняя общая физическая подготовка, большой объем упражнений на развитие дыхания и равновесия. Значительную часть упражнений следует проводить в положениях благоприятствующих разгрузке позвоночника - лежа на спине и на животе, на четвереньках. Важно чтоб занятия были эмоциональными, так как для многих детей с нарушениями осанки характерно депрессивное состояние. Необходимо вселить в них бодрость, веру в возможность исправления в их возрасте имеющихся недостатков. Естественно на уроках физической культуры надо разъяснять детям вред таких привычек как сидеть боком к столу, согнувшись, на ноге, на слишком высоком стуле стоять с опорой на одну ногу и т.д.

Огромное значение в осуществлении оздоровительных задач физического воспитания детей и подростков имеют игры. Игры должны помогать нормальному росту, развитию, укреплению мышечной системы и формированию правильной осанки ребенка. Игры должны благоприятно влиять на нервную систему проявлять только положительные эмоции. При проведении урока следует учитывать общую нагрузку урока.

В младшем школьном возрасте дети легко выполняют движения с участием больших мышечных групп и с большой амплитудой выполнений точных и мелких движений. Это объясняется развитием высшей нервной деятельности заканчивается формирование тканей головного мозга нервные клетки, приобретают характерную для них форму, интенсивно развиваются ассоциативные волокна коры больших полушарий головного мозга. В психологии этот возрастной период рассматривается как период понятийной организации ребенком окружающей его среды.

Яркие изменения в этом возрасте наблюдаются в высшей нервной деятельности подростков - результат изменений взаимоотношений процессов возбуждения и торможения: сила возбуждения увеличивается, а сила всего внутреннего торможения становится недостаточной. В результате генерализации возбудительного процесса у подростков наблюдаются повышенная возбудимость. Внешне это выражается в лишних движениях рук, ног, головы, туловища. Сила и форма ответных реакций зачастую не соответствуют вызывающим их раздражителям; как правило, они превышают интенсивность раздражителя. Характерная яркая особенность наблюдается в росте и развитии сердечно-сосудистой системы, также заканчивается образование физиологических изгибов позвоночника - лордозов и кифозов, увеличивается общая масса мышц и возрастает их сила.

В этом возрасте особенно большое значение приобретает рационально организованный режим дня - учебы, сна, отдыха, питания, занятия физическими упражнениями, закаливания, развлечения. Занятия физкультурой должны отвечать следующим требованиям:

- применяться систематически, а не от случая к случаю;

- не вызывать чрезмерного утомления;

- быть разнообразными, т.е. воздействовать на весь организм.

Под влиянием физических упражнений большую подвижность приобретает позвоночник, что предупреждает образование сутуловатости или искривлений (сколиозов),вызывает проявление бодрости, жизнерадостности, в пробуждении энергии активности.

Физические упражнения могут использоваться в различных формах: утренняя гимнастика, длительные прогулки, различные подвижные игры на свежем воздухе, уроки физкультуры в школе, туристические походы и т.п.

1.2 Физиологическое обоснование

Необходимым условием гармоничного развития личности детей и подростков является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки и ряда других причин в школе и дома у большинства детей и подростков отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме подростка.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у детей 7-ми, 10-ти лет произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Двигательная активность детей и подростков особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.Детям и подросткам приходится не только ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Малоподвижное положение за партой отражается на функционировании многих систем организма подростка, особенно сердечно сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствия гипокинезии так же проявляются в сопротивляемости молодого организма "простудным и инфекционным заболеваниям", создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Читайте также: