Доклад на тему дрессировка животных

Обновлено: 30.06.2024

Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Дрессировка может производиться с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах или развлечения. Дрессировка является необходимостью для комфортного взаимного сосуществования человека с определёнными видами животных.

· Дрессировка — один из древнейших методов управления животными и людьми. Многие люди используют дрессировку и подвергаются дрессировке, даже не подозревая об этом. Дрессировка — это научно обоснованное, целенаправленное, методическое и систематическое воздействие на животное, с целью выработки у него конкретных, необходимых навыков и умений для использования какой-либо службе, народно-хозяйственной деятельности или управления поведением в повседневной жизни.

· Позитивное подкрепление, например улыбка, ласка, доброе слово, в целом эффективнее, чем негативное, и достаточно широко используется как в отношении животных, так и между людьми. Негативное подкрепление (нахмуренные брови, недовольная интонация и пр.) не эффективно в отношении свободных существ, которые могут просто уплыть, уйти или убежать из-под негативного воздействия.

· Считается, что для выработки устойчивого целевого поведения у животного требуется от 20 до 200 подкреплений, у человека — от 2 до 20.

Основа дрессировки

Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, согласно учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Используя самые различные раздражители, например, такие как звуковые, пищевые и сигналы жестом, являющиеся условными, и механические действия, считающиеся безусловными рефлексами. Именно такое воздействие вызывает у животных необходимую реакцию, которую пытается закрепить дрессировщик.

Способы и методы дрессировки

Человек, занимающийся дрессировкой должен уметь чувствовать зависимость типа высшей нервной деятельности обучаемого животного от его особенностей и только после определения этой зависимости можно выбрать необходимый для данного животного метод дрессировки.

Контрастные методы

В случае выполнения необходимых команд животное поощряют, в случае неподчинения — наказывают. Для того, чтобы выработанные навыки закрепились, животное необходимо периодически тренировать. В этом случае дрессированное животное будет идеально выполнять все действия, которые требует от него человек.

Болевой метод

Болевой метод, который вынуждает животное выполнять необходимые дрессировщику действия, основан на ощущениях боли, которое заставляет дрессируемый объект делать то, чего от него добивается человек. Этот негуманный метод применяется некоторыми специалистами при дрессировке хищников в цирке и крупных животных. Также он получил распространение в сельской местности, в обращении со скотом. Вырабатывая навыки, человек добивается от животного выполнения заданных действий.

Жестокие и болевые методы дрессировки много лет подвергаются критике различных обществ защиты животных.

Поощрительный метод

Безболевая (поощрительная) дрессировка животных

Поощрительный метод дрессировки используется в обучении охотничьих и пастушьих собак, а также цирковых животных. Собака, как существо с достаточно развитой высшей нервной деятельностью, хорошо воспринимает такой метод обучения. При поощрительном методе обучения натуральные рефлексы закрепляют дачей корма, или лаской. Например, многие животные готовы выполнить необходимое задание за то, что хозяин их просто погладит, или даст кусочек лакомства. Чем выше развит в интеллектуальном уровне объект дрессировки, тем быстрее он воспринимает и выполняет задания, тем быстрее происходит закрепление необходимого рефлекса.

Подражательный метод

Подражательный метод дрессировки основывается на повторении молодым животным действий другого, более старшего и уже обученного. Этот метод широко применяется для обучения пастушьих собак, охраняющих отару овец и помогающих чабану собирать животных в отару. Щенки, видя как их родители выполняют необходимые команды, получают похвалу человека, очень быстро повторяют действия старших особей и дрессируются в процессе работы.

Подражательный метод применяется также при дрессировке дельфинов.

Виды и разнообразие дрессируемых животных.

Дрессировке подлежат различные виды как диких, так и домашних животных. Диких животных предварительно приручают, а потом дрессируют. Чем моложе животное, тем легче оно дрессируется и привыкает к человеку. Элементами дрессировки могут быть простейшие действия с сельскохозяйственными животными, например, доярка доит корову, но если животное предварительно не подвергалось определённой дрессировке, то дойка будет проблематичной и корова просто не отдаст доярке молоко. Именно поэтому животное предварительно приучают к месту, помещению, к виду и запаху человека. Это простейшая дрессировка, но даже такое приучение и приручение считается тренингом.

Лошадь дрессируют, приучая к хождению в поводе, чистке, закрепленному у неё на спине седлу, а тренинг лошадей для выездки или для высшей школы верховой езды является достаточно сложной дрессировкой, требующей определённых знаний и умений человека.

Современная теория дрессировки основывается на данных многих психологических и физиологических школ и направлений. Особое внимание при этом уделяется значению мотиваций, потребностей и эмоций в поведении, а также разнообразным формам обучения. Дрессировка является более сложным процессом, чем простое обуславливание или оперантное научение. Выполняемые животным действия и движения, хотя и входят в поведенческий репертуар вида, являются зачастую непривычными или трудноосуществимыми в заданных дрессировщиком условиях.

Содержание работы

1. Дрессировка
2. Дифференцировочные условные рефлексы
3. Обучение животных в естественных условиях
Натуральные условные рефлексы
Импринтинг
Опосредованное, или имитационное, обучение
Облигатное обучение
Факультативное обучение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС зоопсихология.docx

  1. Дрессировка
  2. Дифференцировочные условные рефлексы
  3. Обучение животных в естественных условиях
  • Натуральные условные рефлексы
  • Импринтинг
  • Опосредованное, или имитационное, обучение
  • Облигатное обучение
  • Факультативное обучение
  1. Список использованной литературы

Все домашние и дикие животные, вовлеченные в сферу деятельности человека, в большей или меньшей степени подвергаются дрессировке. Современная теория дрессировки основывается на данных многих психологических и физиологических школ и направлений. Особое внимание при этом уделяется значению мотиваций, потребностей и эмоций в поведении, а также разнообразным формам обучения. Дрессировка является более сложным процессом, чем простое обуславливание или оперантное научение. Выполняемые животным действия и движения, хотя и входят в поведенческий репертуар вида, являются зачастую непривычными или трудноосуществимыми в заданных дрессировщиком условиях. Процесс дрессировки не сводится к простой выработке условных рефлексов, а является сложным комплексным обучением, основанным на совершенствовании и видоизменении врожденной основы психической деятельности. В процессе дрессировки формируются и знания, и умения, и навыки, фактически создаются новые формы и программы поведения.

Дрессировка делится, по М.А. Герд, на три стадии:

Наталкивание – задача: впервые вызвать у животного нужную систему движений. Это осуществляется 3 способами: Непосредственное наталкивание – следование животного или поворачивание головы вслед за пищевыми или иными актуальными раздражителями. Косвенным наталкиванием провоцируются движения, непосредственно не направленные на раздражитель, но обуславливаемые общим возбуждением. При сложном наталкивании дрессировщик вырабатывает у животного сначала определенный навык, а потом меняет ситуацию, заставляя животного применять выработанное умение.

Стадия отработки – этап, при котором совершается отшлифовка первичной требуемой системы движений и выработка удобной сигнализации для дальнейшего управления животным. Также на этом этапе происходит замена пищевого награждения положительной реакцией дрессировщика на подаваемый им сигнал.

Стадия упрочнения – усилия дрессировщика направлены на закрепление навыка и надежность его воспроизведения на сигнал дрессировщика.

Произведенный М.А. Герд анализ дрессировки указывает на сложность, гетерогенность и многоплановость поведения животных при дрессировке. Аналогичная картина наблюдается и при приобретении навыка животными в естественных условиях.

Дрессировка осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакции и их сочетания, и одновременно устраняются нежелательные. Специфическая трудность заключается в том, чтобы дать понять животному, какие действия оно должно выполнить. Желаемые действия животного при дрессировке всегда выполняются в ответ на определенные сигналы человека. Интересно отметить, что довольно часто для выдрессированного животного основным сигналом становится не тот, который подает дрессировщик, а какое-то его действие или даже физиологическая реакция, автоматически совершаемые одновременно с сигналом. Подобное поведение животного зачастую совершенно ошибочно трактуется как улавливание мыслей дрессировщика на расстоянии или самостоятельное решение задач.

– она показала, сколь сложное поведение могло быть результатом обучения методом проб и ошибок;

– впервые привлекла внимание к проблеме чистоты эксперимента с точки зрения возможности неосознанного влияния экспериментатора на его результаты;

– заставила по-новому взглянуть на возможности восприятия животных: способность уловить едва заметные движения человека свидетельствовала об их большой наблюдательности и способности концентрировать внимание.

Дифференцировочные условные рефлексы

Каждое животное и человек постоянно сталкивается с необходимосью дифференцировки похожих раздражителей. Собака, впервые вышедшая на прогулку в новом месте, сначала просто находит пахучие метки, оставленные именно собаками, а позже научается определять их индивидуальную принадлежность.

Выработка дифференцировочных условных рефлексов в экспериментальной обстановке.

Эксперименты по выработке дифференцировочных условных рефлексов часто проводят в лабораторных условиях, преследуя различные научные цели.

Данный эксперимент проводится в несколько этапов.

1. У животного вырабатывают нужный условный рефлекс. Как известно, в начале формирования условного рефлекса животное реагирует не только на строго конкретный условный стимул, например звук определенной частоты, но и на сходные с ним звуки, хотя и не полностью ему идентичные, например звуки близких частот. Эта стадия выработки условного рефлекса называется генерализацией.

В основе формирования дифференцировочных условных рефлексов лежит дифференцировочное торможение – один из видов внутреннего торможения.

Метод выработки дифференцировочных УР в разных его комбинациях является одним из ведущих в физиологии ВНД и используется как инструмент для исследования целого ряда проблем. Так, при помощи выработки у животного дифференцировки двух цветовых стимулов, можно изучать механизмы восприятия цвета, выравнивая их другие параметры (яркость, оттенки). В случае невозможности выработать устойчивую дифференцировку такой пары стимулов у животного, можно сделать правомочный вывод о том, что оно не способно воспринимать различия между двумя зрительными стимулами (цветами спектра) в силу особенностей развития органов чувств.

Выработки разнообразных дифференцировок широко используются для оценки когнитивных способностей животных и довербального мышления. С данными целями могут использоваться разные способы выработки дифференцировочных условных рефлексов.

Экспериментальные данные, полученные с помощью метода дифференцировочных условных рефлексов, создали основу для сравнительной оценки способности животных к обучению, и показали, что в процессе такого обучения, наряду с ассоциативными, участвуют и механизмы другого уровня – когнитивные.

Обучение животных в естественных условиях

  • Натуральные условные рефлексы
  • Импринтинг
  • Опосредованное, или имитационное, обучение
  • Облигатное обучение
  • Факультативное обучение

Лабораторное изучение условных рефлексов проводится в условиях максимально защищенных от воздействий внешних раздражителей, которые могут вмешаться в проведение опыта и исказить его результаты. Экспериментальные камеры делают звуконепроницаемыми, сюда не попадают посторонние запахи, камеры защищены от вибрации, в них сохраняется постоянная температура, влажность, освещенность и т.п. Для выработки условных рефлексов обычно подбирают самые простые и незамысловатые раздражители: звонки, свистки, свет электрической лампочки, стук метронома, чистые тоны, тактильные воздействия на определенные участки кожи. Таким образом создаются сугубо искусственные условия.

В то же время мир, в котором обитают все живые существа, перенасыщен раздражителями. До нас постоянно доносятся какие-то звуки; меняются картины перед глазами; всегда чем-то пахнет; кожные рецепторы передают в мозг информацию о дуновениях теплого ветерка, пощипывании мороза, неприятное ощущение от стекающей по лицу капли пота. Чрезвычайно редко создается ситуация, когда о явлениях окружающего мира нас информируют простые одиночные раздражители. Для волка олень не только комплекс зрительных стимулов; о его присутствии хищнику сообщают запах, рев оленя, стук копыт, треск ломающихся сучьев, раздвигаемых телом зверя, шелест травы и тревожный крик птицы, вылетевшей при его приближении. Вот почему условные рефлексы животных, обитающих в привычной для них среде, обычно вырабатываются на целые комплексы раздражителей. Формирование поведения животных в естественной обстановке является синтезом поведенческих актов, типичных для вида и индивидуального опыта животного, приобретаемого в процессе жизни в сложных, постоянно меняющихся условиях. Процесс накопления индивидуального опыта каждым животным начинается практически с самого рождения. Врожденное поведение как снежный ком обрастает приобретенными компонентами, которые гармонично встраиваются в инстинктивное поведение. При этом необходимо отметить, что навыки, которыми в течение жизни овладевает животное, образуются с разной скоростью, имеют разную прочность, и возникают под воздействием различных стимулов. Кроме хорошо изученных в лабораторных условиях типов условных рефлексов, в естественных условиях проявляются и некоторые другие.

Так, ученые выделяют следующие виды обучения, наблюдаемые в природной обстановке: натуральные условные рефлексы, импринтинг, или запечатление, опосредованное, или имитационное, обучение, а также такие формы обучения, как облигатное и факультативное.

Рассматривая поведение как процесс, можно заметить, что основным компонентом является навык.

Навык – автоматическое действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии.

Навык является важнейшей формой факультативного научения. Рассмотрим несколько основных особенностей навыка.

Первая особенность заключается в том, что способность к выработке навыка проявляется только лишь на определенном уровне филогенеза.

В процессе формирования навыка применяется врожденная двигательная реакция или новая на впервые предъявленную ситуацию. В последнем случае появляется новое, генетически не фиксированное поведение.

Вне зависимости от качества получаемого навыка, решающим для закрепления его является положительное подкрепление совершенного действия.


Содержание
1.Введение
2.Способы и методы дрессировки
3.Цирковая дрессировка
4. Виды и разнообразие дрессируемых животных
5. Дрессировка собак
6. Спортивные виды дрессировки
7.Европейские и американские виды дрессировки
8.Список использованной литературы


Введение
Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Дрессировка может производиться с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах или развлечения. Дрессировка является необходимостью для комфортного взаимососуществования человека с определенными видами животных.
Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, согласно учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Используя самые различные раздражители, например, такие как звуковые, пищевые и сигналы жестом, являющиеся условными, и механические действия, считающиеся безусловными рефлексами. Именно такое воздействие вызывает у животных необходимую реакцию, которую пытается закрепить дрессировщик.
1 Способы и методы дрессировки
Человек, занимающийся дрессировкой должен уметь чувствовать зависимость типа высшей нервной деятельности обучаемого животного от его особенностей и только после определения этой зависимости можно выбрать необходимый для данного животного метод дрессировки.
1.1 Контрастные методы
В случае выполнения необходимых команд животное поощряют, в случае неподчинения — наказывают. Для того, чтобы выработанные навыки закрепились, животное необходимо периодически тренировать. В этом случае дрессированное животное будет идеально выполнять все действия, которые требует от него человек.
1. 2 Болевой метод
Болевой метод, который вынуждает животное выполнять необходимые дрессировщику действия, основан на ощущениях боли, которое заставляет дрессируемый объект делать то, чего от него добивается человек. Этот негуманный метод применяется при дрессировке хищников в цирке и крупных животных. Также он получил распространение в сельской местности, в обращении со скотом.
Вырабатывая навыки, человек добивается от животного выполнения заданных действий.

животное, тем легче оно дрессируется и привыкает к человеку. Элементами дрессировки могут быть простейшие действия с сельскохозяйственными животными, например, доярка доит корову, но если животное предварительно не подвергалось определенной дрессировке, то дойка будет проблематичной и корова просто не отдаст доярке молоко. Именно поэтому животное предварительно приучают к месту, помещению, к виду и запаху человека. Это простейшая дрессировка, но даже такое приучение и приручение считается тренингом.
Лошадь дрессируют, приучая к хождению в поводе, чистке, закрепленному у нее на спине седлу, а тренинг лошадей для выездки или для высшей школы верховой езды является достаточно сложной дрессировкой, требующей определенных знаний и умений человека.
4 Дрессировка собак
- Аттестация прикладных собак
Новый российский норматив аттестация прикладных собак (АПС) по дрессировке собак, ориентированный на проверку нервной системы и качества подготовки прикладных защитных собак, является синтезом прикладной дрессировки и спортивного мероприятия. Особое внимание уделяется проверке социализации собак и управляемости в сложных нестандартных условиях при наличии большого количества раздражителей. Норматив АПС выстроен таким образом, что на первом уровне без разучивания дополнительных навыков и упражнений возможно выступление собак, подготовленных в рамках других программ: IPO, MR,ЗКС, Большой или Русский ринг.
Мероприятия по АПС служат следующим целям:
• выявление собак, пригодных для выполнения прикладной защитной работы, в том числе подготовленных по различным курсам дрессировки;
• получение информации для целей разведения рабочего поголовья;
• улучшение подготовки собак, применяемых для несения патрульно-постовой службы;
• сохранение и улучшение состояния здоровья собак;
• привлечение владельцев собак к прикладной дрессировке.
Концепция АПС состоит в том, что работа собаки в реальных условиях осуществляется в осложненной обстановке, поэтому на мероприятиях навыки собаки должны проверяться с использованием различных раздражителей: шумовых, визуальных и контактных, причем детали выполнения становятся известными непосредственно на мероприятиях.


- Общий курс дрессировки
Общий курс дрессировки (ОКД) относится к российскому виду дрессировки собак. ОКД отличается жёсткими требованиями к действиям дрессировщика по управлению собакой и выполнению собакой каждого навыка. В процессе ОКД у собаки вырабатываются навыки, дисциплинирующие животное, позволяющее управлять её поведением, как в процессе повседневного обращения, так и в практической деятельности. Разработка программы ОКД относится к 20 м годам прошлого века, в настоящее время по нему проводятся соревнования.
- Защитно-караульная служба
Свое развитие защитно-караульная служба (ЗКС) получила из военных направлений дрессировки в ХХ веке. В современных условиях в силовых структурах
России на базе навыков ЗКС готовят розыскных собак, караульных, сторожевых, конвойных. Этот курс называется курсом специальной дрессировки и включает в себя более обширную программу подготовки в соответствии со специализацией и дальнейшим применением собаки.
Любительский курс ЗКС возник с ростом числа любителей — собаководов, которые работали с собаками служебных пород и заботились о поддержании и развитии рабочих качеств, своих собак. Собаководы советской эпохи знали, что без сдачи норм ОКД и ЗКС служебные собаки не допускались к племенному разведению, причем требования к рабочим качествам кобелей были выше, чем у сук. Таким образом, программа ЗКС была взята на вооружение всеми клубами служебного собаководства СССР.
- Караульная служба
Основой направления ЗКС стали дрессировки военного направления прошлого века. На сегодняшний день ЗКС используют во многих силовых структурах для подготовки собак розыскной, караульной, конвойной или охранной специализации. В этот дрессировочный курс входит обучение животных специальным навыкам и способностям, которые будут необходимы для дальнейшей их специализации и практического использования. Также сейчас существует курс
ЗКС для любителей. Его появление было вызвано тем, что владельцы собак служебных пород захотели развивать у своих животных полезные качества и способности. Программа дрессировки ЗКС сейчас является основной во многих клубах служебного собаководства по все территории СНГ.

мондьюринга разделены на три степени сложности. Соревнования проводятся в
Европе, Америке. По своему стилю напоминает облегченный вариант ОКД.
-Обидиенс
Общедисциплинарная тренировка собаки. Обидиенсе это вариант международных правил послушания собаки, принятых FCI. Очень похож на ОКД, но с небольшими различиями в исполнении команд собакой.
-Основные принципы дрессировки собак
Киноло́гия (от др.-греч. κύων (кион) — собака и λογος (логос) — слово) — наука о собаках, выведении пород собак, дрессировке собак, истории происхождения собак. Кинология возникла в последней четверти XIX века, когда началась работа по организации ведения родословных собак.
-Особенности дрессировки птиц и насекомых
Дрессировке поддаются птицы и насекомые. Например, приручение голубей к перелетам на дальние расстояния. Именно благодаря работе человека с этими птицами, и выработалась способность почтовых голубей находить дорогу к дому.
Пчеловоды, которые хотят получить мёд с определенного вида растений, заранее работают над созданием у пчёл условных рефлексов на запах необходимых цветов. Этот метод был впервые предложен советским учёным А. Ф. Губиным в 1933 году. Достигаюся необходимые действия методом подкармливания насекомых сахарным сиропом с добавлением аромата опрределенного медоноса. Привыкнув к определенному виду, вкусу и запаху, пчёлы в дальнейшем будут искать именно это растение.


Список использованной литературы
1 Высоцкий, В. Б. Общий курс дрессировки собак разных пород/ В. Б. Высоцкий .—
М.: АСТ, Стакер, 2006.
2. Пономарев, В. Т. Искусство дрессировки/ В. Т. Пономарев. - М.: ООО Изд-во
АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.- 155 с.
3. Круковер, В. 600 практических советов. Домашние животные. Дрессирвка/ В.
Круковер, - М.: ТИД КОНТИНЕНТ-Пресс, 2002.- 400 с
4. Псалмов, М. Г. Книга собаковода/ М. Г. Псалмов, - М.:
РОСАГРОПРОМИЗДАТ.- 1990,- 192 с.
5 Карен, Прайор. Нe рычите на собаку!О ДРЕССИРОВКЕ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ/
Прайор Карен. – М: СЕЛЕНА +", 1995.
6 Дуров, В. Л. Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными дрессированными по моему методу (40-летний опыт)/ В. Л. Дуров. –
М.:Универсальное издательство, 1924. - 529с.


Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Дрессировка может производиться с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах или развлечения. Дрессировка является необходимостью для комфортного взаимососуществования человека с определёнными видами животных.

Содержание

Основа дрессировки

Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, согласно учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Используя самые различные раздражители, например, такие как звуковые, пищевые и сигналы жестом, являющиеся условными, и механические действия, считающиеся безусловными рефлексами. Именно такое воздействие вызывает у животных необходимую реакцию, которую пытается закрепить дрессировщик.

Способы и методы дрессировки



Человек, занимающийся дрессировкой должен уметь чувствовать зависимость типа высшей нервной деятельности обучаемого животного от его особенностей и только после определения этой зависимости можно выбрать необходимый для данного животного метод дрессировки.

Контрастные методы

В случае выполнения необходимых команд животное поощряют, в случае неподчинения — наказывают. Для того, чтобы выработанные навыки закрепились, животное необходимо периодически тренировать. В этом случае дрессированное животное будет идеально выполнять все действия, которые требует от него человек.

Болевой метод

Болевой метод, который вынуждает животное выполнять необходимые дрессировщику действия, основан на ощущениях боли, которое заставляет дрессируемый объект делать то, чего от него добивается человек. Этот негуманный метод применяется при дрессировке хищников в цирке и крупных животных. Также он получил распространение в сельской местности, в обращении со скотом. Вырабатывая навыки, человек добивается от животного выполнения заданных действий.

Жестокие и болевые методы дрессировки много лет подвергаются критике различных обществ защиты животных.

Поощрительный метод

Поощрительный метод дрессировки используется в обучении охотничьих и пастушьих собак. Собака, как существо с достаточно развитой высшей нервной деятельностью, хорошо воспринимает такой метод обучения. При поощрительном методе обучения натуральные рефлексы закрепляют дачей корма, или лаской. Например, многие животные готовы выполнить необходимое задание за то, что хозяин их просто погладит, или даст кусочек лакомства. Чем выше развит в интеллектуальном уровне объект дрессировки, тем быстрее он воспринимает и выполняет задания, тем быстрее происходит закрепление необходимого рефлекса.

Подражательный метод

Подражательный метод дрессировки основывается на повторении молодым животным действий другого, более старшего и уже обученного. Этот метод широко применяется для обучения пастушьих собак, охраняющих отару овец и помогающих чабану собирать животных в отару. Щенки, видя как их родители выполняют необходимые команды, получают похвалу человека, очень быстро повторяют действия старших особей и дрессируются в процессе работы.

Подражательный метод применяется также при дрессировке дельфинов.

Цирковая дрессировка



Виды и разнообразие дрессируемых животных

Дрессировке подлежат различные виды как диких, так и домашних животных. Диких животных предварительно приручают, а потом дрессируют. Чем моложе животное, тем легче оно дрессируется и привыкает к человеку. Элементами дрессировки могут быть простейшие действия с сельскохозяйственными животными, например, доярка доит корову, но если животное предварительно не подвергалось определённой дрессировке, то дойка будет проблематичной и корова просто не отдаст доярке молоко. Именно поэтому животное предварительно приучают к месту, помещению, к виду и запаху человека. Это простейшая дрессировка, но даже такое приучение и приручение считается тренингом.

Лошадь дрессируют, приучая к хождению в поводе, чистке, закрепленному у неё на спине седлу, а тренинг лошадей для выездки или для высшей школы верховой езды является достаточно сложной дрессировкой, требующей определённых знаний и умений человека.

Дрессировка собак

Основные принципы дрессировки собак

Особенности дрессировки птиц и насекомых

Дрессировке поддаются птицы и насекомые. Например, приручение голубей к перелетам на дальние расстояния. Именно благодаря работе человека с этими птицами, и выработалась способность почтовых голубей находить дорогу к дому.

Пчеловоды, которые хотят получить мёд с определённого вида растений, заранее работают над созданием у пчёл условных рефлексов на запах необходимых цветов. Этот метод был впервые предложен советским учёным А. Ф. Губиным в 1933 году. Достигаюся необходимые действия методом подкармливания насекомых сахарным сиропом с добавлением аромата опрределенного медоноса. Привыкнув к определённому виду, вкусу и запаху, пчёлы в дальнейшем будут искать именно это растение.

См. также

Ссылки

Примечания

Литература

  • Животные
  • Дрессировка
  • Цирковые умения
  • Дрессировщики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дрессировка животных" в других словарях:

Дрессировка ( животных) — Дрессировка (от франц. dresser ‒ выправлять, обучать, дрессировать), методы воздействия на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате образования условных рефлексов. Теоретическая… … Большая советская энциклопедия

ДРЕССИРОВКА (животных) — ДРЕССИРОВКА (от франц. dresser выправлять, обучать), методы воздействия на животных с целью выработать и закрепить у них определенные условные рефлексы и навыки. Применяют дрессировку, напр., в служебном собаководстве, при подготовке цирковых… … Энциклопедический словарь

Дрессировка — (от фр. dresser выправлять, обучать) выработка фиксированных форм поведения с помощью чередования положительных и отрицательных подкреплений. Дрессировка один из древнейших методов управления животными и людьми. Многие люди … Википедия

Дрессировка — I Дрессировка (от франц. dresser выправлять, обучать, дрессировать) методы воздействия на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате образования условных рефлексов.… … Большая советская энциклопедия

ДРЕССИРОВКА — (от французского dresser выправлять, обучать), воздействие различными методами на животных для выработки и закрепления у них определенных условных рефлексов и навыков. Применяют дрессировку, например, в служебном собаководстве, при подготовке… … Современная энциклопедия

дрессировка — и, ж. dresser. 1. Действие по знач. гл. дрессировать; метод обучения животных, связанный с систематическим закреплением полученных им навыков. БАС 2. 2. перен., устаревающее. Выучка, привитие навыков поведения (обычно жестокими методами, муштрой) … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДРЕССИРОВКА — (от франц. dresser выправлять обучать), методы воздействия на животных с целью выработать и закрепить у них определенные условные рефлексы и навыки. Применяют дрессировку, напр., в служебном собаководстве, при подготовке цирковых животных к… … Большой Энциклопедический словарь

дрессировка — I (от франц. dresser выправлять, обучать), методы воздействия на животных с целью выработать и закрепить у них определенные условные рефлексы и навыки. Применяют дрессировку, например, в служебном собаководстве, при подготовке цирковых животных… … Энциклопедический словарь

дрессировка — ДРЕССИРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; несов., кого (что). Приучать (животных) к выполнению каких н. действий, вырабатывать нужные человеку навыки. Д. собаку. Дрессированные звери. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Читайте также: