Доклад на тему доктора медицины и лекари

Обновлено: 12.06.2024

Давным-давно появилась профессия врача. Люди всегда хотели избавиться от многих болезней и заболеваний. В древние времена людей умеющих излечивать приравнивали к целителям, которые обладают особенным даром. Именно они помогали бороться с недугами. Конечно, время двигалось вперед, и многие поняли, что одного дара мало, и требуются как минимум, определенные знания и умения. Древние лекари усовершенствовали свою работу, открывая все новые и новые способы врачевания, которые позже записывали в книги. С XVII века медицина набирает больших оборотов, готовятся специалисты, которые имеют определенную медицинскую подготовку. Теперь они могут не только лечить болезни, но еще и определять и предотвратить распространение болезни по организму человека.

На сегодняшний день врач - это специалист, который посвящает себя служению человечеству. Именно он берет на себя ответственность за жизнь своего пациента. Это достаточно благородная, но очень тяжелая работа. Сама по себе профессия врача делиться на много отраслей. Конечно, все мы не очень хотим болеть, но если это случается, мы в первую очередь обращаемся к врачу за помощью. Врачей всегда уважали и считали их самыми образованными людьми. Как правило, каждый врач специализируется на чем-то одном. Кто-то лечит детей, а кто-то делает операции. Окулист изучает проблемы со зрением, а врач отоларинголог следит за проблемами носа, ушей и горла. Ортопеды занимаются излечиванием костей, а стоматологи помогают нам избавиться от кариеса и ставят пломбы, спасая их, таким образом, от разрушения. Казалось бы, что перечень врачей очень велик, но каждый из них очень важен для человека.

С самого рождения человеком занимается врач педиатр, он ведет его историю рождения, все перенесенные болезни. На враче педиатре лежит очень большая ответственность ведь он, по сути, отвечает за нашу жизнь с рождения. Работа врача довольно не простая, ему приходится не только знать все виды болезней и их проявления. Он должен вовремя различить симптомы того или иного заболевания, и самое главное назначить правильное лечение. Врач определяет для пациента метод борьбы с недугом, ему решать отправлять больного в больницу или нет. Получается, что пациент полностью отдает свое здоровье в руки знающего человека. Человек, который решает связать свою судьбу с медициной должен обладать такими качествами как: хорошее медицинское образование, любовь к людям, готовность к стрессовым ситуациям и быстрой реакцией на непредвиденные обстоятельства. Врач должен быть смелым, ведь есть специалисты, которые работают в зонах заражения и эпидемий, а некоторые просто у себя в кабинетах лечат пациентов с опасными болезнями.

Сегодня профессия врача считается одной из самых востребованных. Медицинские работники встречаются не только в городских поликлиниках, но и в частных больницах и кабинетах. Ни одна школа, детский сад или предприятие не может обойтись без медицинского работника.

Для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6 классов. Професия врача

Профессия врача

Профессия врача

Если посмотреть на нашу планету с космоса, то мы увидим, что она голубого и синего цветов. И этот цвет Земле придаёт не небо, а вода, которой на планете очень много. Водные ресурсы занимают более 70% площади Земли. Чем глубже водные массивы,

Семейно права - это прежде всего отношения всех норм и правил, которые сформировались в брачной жизни. Если взять семейное законодательство, то можно сказать, что каждый член брака обязан сохранять и развивать

В эпоху технологических новинок и их внедрения в повседневную жизнь человечества все более актуальным становиться знания тех или иных фактов про уже обычные для нас вещи. Компьютеры, электронные банковские системы, социальные сети и т.д.

Доктора медицины занимались лечением внутренних болезней; лекари лечили наружные болезни и занимались хирургией.

В Средние века не было ученых степеней кандидатов и докторов наук. Степень доктора медицины того времени сравнима с современным званием врача. В европейских университетах по окончании медицинского факультета выпускник защищал докторскую диссертацию (в современном представлении выпускную дипломную работу) на выбранную им тему. После успешной защиты диссертации ему присваивалась степень доктора медицины, что аналогично современному диплому врача. Лекари университетского образования не имели.

Подготовка лекарей в Московском государстве долгое время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких пекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдавали набор хирургических инструментов.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Обучение длилось пять — семь лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам учились от 3 до 12 лет.

Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась лишь в XVIII в. Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре были сооружены больничные палаты. В Новодевичьем, Кирилло-Белозерского и других монастырей также лечили больных. Во времена вражеских нашествий на базе их больничных палат создавали временные (военные) госпитали для лечения раненых. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и их лечение во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было отличительной особенностью русской медицины XVII столетия.

Торговые отношения и политическое сближение с Западом, имели следствием и приглашение к царском двору иноземных докторов, аптекарей и фельдшеров из Англии, Голландии, Германии и других стран.

Иноземные доктора пользовались уважением и почетом в Московском государстве.

Первые доктора медицины (т.е. врачи с университетским образованием) среди славян появились в конце XV в.

Георгий из Дрогобыча (ок. 1450 ― 1494 гг.) получил степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (1476 г.). Впоследствии он был одним из ректоров Болонского университета (1481 ― 1482 гг.), работал в Венгрии (1482 ― 1485 гг.), читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.).

В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (Италия) получил выдающийся белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина из Полоцка (в то время Полоцк входил в Речь Посполитую). Впоследствии работал в Праге, Вильне, Кенигсберге.

В Падуанском университете степени доктора медицины был удостоен Петр Васильевич Посников (1696 г.). Первый российский доктор медицины, вернувшийся с иноземным дипломом на Родину. В 1701 г. он был зачислен в Аптекарский приказ.

XVI ― XVII вв. на Руси были временем становления аптек и аптечного дела, создания первых больниц в городах, начала подготовки врачей из прирожденных россиян, зарождения государственной организации медицинского дела в России.

На том этапе истории доктора медицины занимались по преимуществу, лечением внутренних болезней; лекари лечили наружные болезни и занима­лись хирургией.

В Средние века не было ученых степеней кандидатов (Ph.D.) и докторов наук (D.Sc). Степень доктора медицины того времени сравнима с современ­ным званием врача. В европейских университетах по окончании медицинского факультета выпускник защищал докторскую диссертацию (в современном пред­ставлении — выпускную дипломную работу) на выбранную им тему. После успешной защиты диссертации ему присваивалась степень доктора медицины, что аналогично современному диплому врача (англ. MDMedical Doctor, или Doctor of Medicine). Лекари университетского образования не имели.

Подготовка лекарей в Московском государстве долгое время носила ремес­ленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощни­ка. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдавали набор хирургических инструментов.

Епифаний Славинецкий (1609—1675 гг.) был весьма образованным и ода­ренным человеком. Он окончил Краковский университет и преподавал снача­ла в Киево-Могилянской академии, а затем — в Лекарской школе при Апте­карском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда А. Везалия явился первой в России научной книгой по анатомии и использовался в преподава­нии анатомии в Лекарской школе. Эта рукопись долгое время хранилась в Си­нодальной библиотеке, но впоследствии была утрачена и по сей день не най-

1 Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Ч. 1. — М.: ЦОЛИУВ, 1960. — С. 40.

2 Куприянов В. В., Татевосянц Г. О. Отечественная анатомия на этапах истории. — М.: Медици­ на, 1981.-С. 66-68.

21 Сорокина 321

дена 2 . Считают, что во время Отечественной войны 1812 г. она сгорела при пожаре Москвы.

Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре были сооружены двухэтажные больничные пала­ты, которые сохранились до наших дней так же как и больничные палаты Новодевичьего, Кирилло-Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во време­на вражеских нашествий на базе их больничных палат создавали временные (военные) госпитали для лечения раненых. И, несмотря на то что Аптекарс­кий приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содер­жание больных и их лечение во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было отличительной осо­бенностью русской медицины XVII столетия.

Торговые отношения и политическое сближение с Западом, наметившиеся во времена Ивана VI Грозного и заметно укрепившиеся с воцарением на пре­стол дома Романовых (1613 г.), имели следствием и приглашение к царскому двору иноземных докторов, аптекарей и фельдшеров из Англии, Голландии, Германии и других стран (табл. 13).


В этот день мы решили вспомнить выдающихся отечественных врачей.

Фёдор Петрович Гааз (1780 — 1853)

Гааз был членом Московского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Также он добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов.

Кроме этого Гааз боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, и принимал и снабжал лекарствами бедных больных.

Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897)


Русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы. Окончил медицинский факультет Московского университета, был профессором по кафедре диагностики Московского университета, позднее - директором факультетской терапевтической клиники. В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III.

Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. При этом Захарьин уделял мало внимания объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.

Доктор Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении с больными.

Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881)


Хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов, первым предложил ректальный наркоз и начал использовать эфирный наркоз. Впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии.

Пирогов впервые широко применил гипсовую повязку. До этого гипс в медицине почти не использовался. Ограниченное применение имела крахмальная повязка, медленно высыхающая, размокающая от гноя и крови и неудобная в полевых условиях.

Во время обороны Севастополя привлек женщин к уходу за ранеными на фронте. Также именно он впервые ввёл обязательную первичную сортировку раненых на четыре группы. Смертельно раненным помощь оказывали священники и медсёстры, тяжелоранеными, требующими немедленной помощи, врач занимался в первую очередь. Тех, кому не требовалась срочная операция, отправляли в тыл. Легкоранеными, которых можно было быстро вернуть в строй, занимались фельдшеры.

Ещё до появления антисептиков Пирогов отделил раненых с гнойными и гангренозными осложнениями от тех, у кого раны были чистыми, что помогало избежать распространения инфекции.

Как педагог Пирогов стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ. Также он боролся за отмену телесных наказаний в гимназии.

Николай Васильевич Склифосовский (1836 — 1904)

Склифосовскому принадлежат более чем семидесят научных работ по хирургии, развитию асептики и хирургии в целом.

Имя Склифосовского присвоено Московскому научно-исследовательскому институту скорой помощи.

Черным пятном в биографии Склифосовского стала судьба его семьи. Единственный сын легендарного врача покончил жизнь самоубийством. Владимир застрелился незадолго до Октябрьской революции. Он состоял в террористической организации и должен был убить полтавского губернатора, однако, не смог застрелить человека, с которым дружила его семья.

В 1919 году казаки пробольшевистского отряда зверски убили жену Николая Васильевича и его старшую дочь. Причем от расправы их не смог спасти документ, подписанный Лениным, в котором говорилось, что на семью известного хирурга репрессии не распространяются.

Сергей Петрович Боткин

(1832 — 1889)


Русский врач-терапевт, основатель учения о целостности организма человека, общественный деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был участником Крымской войны, работал в Симферопольском госпитале. Также работал в клиниках Кенигсберга, Берлина, Вены, Англии, Парижа.

В 1860 году Сергей Боткин переехал в Санкт-Петербург, где защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины.

Боткин стал одним из основателей женского медицинского образования, организовал школу для женщин-фельшеров, а также женские врачебные курсы. Впервые в России создал экспериментальную лабораторию, где исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Создал новое направление в медицине, названное нервизмом. Именно он установил инфекционный характер такого заболевания, как вирусный гепатит, разработал диагностику и клинику блуждающей почки.

В 1861 открыл первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе А. А. Нечаев, М. В. Яновский, Н. Я. Чистович, И. П. Павлов, А. Г. Полотебнов, Т. П. Павлов, Н. П. Симановский.

Иван Петрович Павлов

(1849 — 1936)


В результате его работы формировалась новая научная дисциплина — наука о высшей нервной деятельности, в основе которой лежало представление о разделении рефлексов на условные и безусловные. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, были исследованы разные типы и виды торможения, открыты законы основных нервных процессов, изучены проблемы сна и установлены его фазы, и многое другое.

Широкую известность Павлову принесли его учение о типах нервной системы, которое основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения, и учение о сигнальных системах.

Научная работа Павлова оказала влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, в том числе в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

Сергей Сергеевич Юдин (1891 — 1954)


Крупный советский хирург и учёный, главный хирург НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, директор НИИ хирургии им. А. В. Вишневского.

Юдин разработал методики резекции желудка при язвенной болезни, прободной язве желудка и желудочном кровотечении, операции создания искусственного пищевода.

Сергей Сергеевич Юин написал 15 монографий, опубликовал 181 научную работу.

Владимир Петрович Филатов (1875 — 1956)


Советский офтальмолог, разработавший метод пересадки роговицы, при котором пересадочным материалом является донорская роговица. В области восстановительной хирургии предложил метод пересадки кожи при помощи так называемого мигрирующего круглого кожного стебля. Также Филатов разработал и ввел в практику хирургической офтальмологии методы пересаживания роговицы глаз трупов, предложил новые методы лечения глаукомы, трахомы, травматизма в офтальмологии.

В ходе практики изобрел много оригинальных офтальмологических инструментов, создал учение о биогенных стимуляторах и разработал методы тканевой терапии, которая широко применяется в медицине и ветеринарии.

За свою жизнь Филатов опубликовал более 430 работ, основал большую офтальмологическую школу, среди его учеников: Н. А. Пучковская, Т. И. Ерошевский.


Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука)

Хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви. С 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени.

Позже работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии, проходил практику в Московских клиниках. Сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах. Своей работой внес много нового в технику операций. В 1908 году Валентин Феликсович приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета, был избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. В разного рода сложных операциях он находил и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание.

В 1921 году Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона, потом во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, при этом оставаясь профессором университета, продолжая оперировать и читать лекции. В 1923 году принял монашество с именем в честь святого апостола и евангелиста Луки. В этом же году началась череда арестов и репрессий. В общей сложности архиепи́скоп Лука́ провёл в ссылке 11 лет.

Был реабилитирован в апреле 2000 года. Украинская православная церковь причислила Архиепископа Луку к лику святых 1995 году, а в 2000 году канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Кроме значимых трудов на медицинские темы, архиепископ Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.

Гавриил Абрамович Илизаров (1921 — 1992)


Хирург-ортопед, одним из основных достижений которого является изобретение в 1951 году универсального аппарата внешней фиксации для лечения переломов и деформаций костей, которым и сегодня широко пользуются во всем мире.

Также Илизаров является основателем Центра восстановительной травматологии и ортопедии, который носит его имя. Илизаров является автором более чем 600 научных медицинских работ, автором 194 изобретений.

Читайте также: