Доклад на тему дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста

Обновлено: 28.04.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста

.1 Сущность понятия "сенсорное воспитание ребёнка"

.2 Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике

.3 Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста

. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста в МБДОУ № 5 ЦРР Детский сад г. Радужный

.1 Выявление знаний детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины

.2 Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в условиях ДОУ

.3.Результаты работы направленной на формирование сенсорного воспитания детей

сенсорный воспитание педагогика дидактический

Введение Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Объект исследования - сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Предмет - влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Гипотеза - сенсорное воспитание детей раннего возраста проходит более эффективно, при использовании дидактической игры.

Автор: Семилетва Жанна Сергеевна, воспитатель, МБДОУ д/с №1 "Рябинка", пгт Промышленная

1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кемеровский государственный университет

Центр педагогического образования

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Дошкольное образование

КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

Кемерово
2
Оглавление

Теоретические

дошкольного

дидактической

развитии ………………………………………………………………………….
5 1.1. Понятие сенсорного развития и сенсорных эталонов в психолого- педагогической литературе ……………………………………………………..5 1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………..9 1.3. Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ……………………………………….13
Глава 2. Дидактические игры как средство сенсорного развития

детей младшего дошкольного возраста……………………………………….21
2.1. Дидактические игры, используемые в работе с дошкольниками по формированию сенсорных эталонов…………………………………………. 21 2.2. Методические рекомендации по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……. 34
Заключение
………………………………………………………………. 41
Список литературы
……………………………………………………….43
Приложение
……………………………………………………………..…46
3
Введение
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе [24]. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии [2; 7; 10; 21] показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Игра - ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) должен осуществляться и при сенсорном развитии.
Актуальность
проблемы заключается в том, что, несмотря на то, что сенсорному развитию детей уделили особое место в своих исследованиях такие педагоги как Л.А. Венгер [5; 6], А.В. Запорожец [11], В.С. Мухина [15], Э.Г. Пилюгина [20], А.П. Усова [24] и другие, на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития детей раннего возраста через
4 дидактическую игру
.

Цель:
изучение возможностей дидактической игры как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект:
сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет:
дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста будет успешным, если использовать дидактические игры с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина и др.). Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие
задачи
: 1. Изучить особенности, содержание и задачи развития сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать возможности использования дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 3. Создать комплекс дидактических игр по формированию сенсорных эталонов дошкольников. 4. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Методы

исследования
: теоретические: изучение и анализ научной литературы по сенсорному развитию, конспектирование, реферирование, подбор дидактических игр.
Теоретическая

исследования
: углубление, расширение, обобщение материала по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Практическая

значимость
заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
5
Глава 1. Теоретические аспекты сенсорного развития детей младшего

дошкольного возраста и роль дидактической игры в его развитии

Понятие сенсорного развития и сенсорных эталонов в психолого-

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного

младшего дошкольного возраста

2.1. Дидактические игры, используемые в работе с детьми младшего

51 Цель:  развивать умение различать предметы по величине. Игровой материал: Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины. Ход игры: Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.


Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов и т.д.).

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:

  • повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии,
  • оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию,
  • делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам,
  • соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Обязательным элементом дидактическим игр является:

 Отражение учебного материала.

 Выделение игровых задач.

 Подведение итогов игры.

Методика организации дидактических игр:

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

  • Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).
  • Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.
  • Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
  • Выбор места.
  • Определение количества играющих.
  • Подготовка необходимого дидактического материала.
  • Подготовка к игре самого воспитателя.
  • Подготовка к игре детей.

Проведение игры: ознакомление детей с содержанием игры, объяснение хода и правил игры.

- Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей.

- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре.

От детей требуется - умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Саморазвитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания:

 Сочетание умственной задачи с активными действиями.

 Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).

В целях математического развития детей рекомендуется проводить дидактические игры в возрастных группах:

Презентация опыта воспитателя на тему:

Муниципалное бюджетное общеобразовптельное учреждение

Муниципалное бюджетное общеобразовптельное учреждение

Муниципалное бюджетное общеобразовптельное учреждение Образовательный комплекс "Перспектива" городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и…

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и…

Сенсорное развитие ребенка

это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; - знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; - воспитывать познавательный интерес,…

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; - знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; - воспитывать познавательный интерес,…

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; - знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; - воспитывать познавательный интерес, любознательность; - упражнять в установлении сходства и различия между предметами; - способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; - развивать мелкую моторику рук.

Презентация опыта воспитателя на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация опыта воспитателя на тему:

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитии сенсорных…

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитии сенсорных…

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитии сенсорных способностей детей отводится дидактической игре.

Презентация опыта воспитателя на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация опыта воспитателя на тему:

Презентация опыта воспитателя на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация опыта воспитателя на тему:

Цель: мозаика помогает развивать зрительное восприятие, тактильные функции, зрительную координацию, логическое и пространственное мышление.
Материал: яркая деревянная развивающая игра состоящая из 5 деревянных рамок-вкладышей в виде фруктов с отверстиями для сортировки по цветам. Деревянные фигуры в виде яблока, груши, винограда, клубники, апельсина на долго могут увлечь интересной и полезной игрой малыша. Каждая фигура имеет отверстия, которые заполняются цветными кружками соответствующего цвета.

Презентация опыта воспитателя на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация опыта воспитателя на тему:

Цель: формировать умение различать цвета; учить совмещать трубочки со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: коктейльные трубочки разного цвета; стаканчики.

Цель: данного пособия помочь ребенку достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать его опыт. Можно играть разными способами:
1. найти одинаковые по тактильным ощущениям предметы
2. найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
3. определение фактуры материала при прикосновении с закрытыми глазами.
4. расположить предметы от самого гладкого к самому шершавому и другие способы игры.

Презентация опыта воспитателя на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация опыта воспитателя на тему:

Цель: развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям детей нанизывать бусы в определенной последовательности (желтый, синий, красный). Развивать мелкую моторику рук.
Правила игры: на карточках изображены бусы, детям дается образец. Дети по образцу нанизывают бусы.
Материал: разрезанные коктейльные трубочки , шнурок.

Цель: развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.
Ход. Детям предлагается коробочка с разноцветными предметами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.

Презентация опыта воспитателя на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация опыта воспитателя на тему:

Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью-мех; наждачная бумага; байка (фланель); капли воска; верёвка зигзагами; целые палочки; поломанные палочки; бархат; вельвет; фольга; целлофан.

Презентация опыта воспитателя на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация опыта воспитателя на тему:

Цель: в этих играх работает воображение (придумать сюжет и воплотить его), логика (в уме разделить его на составные части и цвета), мелкая моторика, тренируется усидчивость, развивается произвольное внимание, формируется эстетический вкус, и это далеко не весь перечень тех полезных для ребенка процессов, которые задействованы при работе с мозаикой.
Материал: пазл - фишки никуда не вставляются, а просто соединяются между собой. Интересные цветные фигуры можно составлять на столе, полу или другой ровной поверхности как самому, так и при участии взрослых, что тоже весьма положительно сказывается на развитии коммуникативных навыков у ребенка.

Презентация опыта воспитателя на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация опыта воспитателя на тему:

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.

Презентация опыта воспитателя на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация опыта воспитателя на тему:

Работа с родителями Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта

Работа с родителями Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта

Работа с родителями

Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий дидактических игр, тренажеров мы изготовили и приобрели благодаря помощи наших родителей.
Анкетирование родителей показало, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад. Все родители увидели положительные
изменения в сенсорном развитии своих малышей.
Некоторые из них отмечают, что дети
стали более активными дома после
посещения детского сада. А также родители
отметили, что у них повысился уровень
компетентности в вопросах воспитания и развития малышей.

Подборка игр разнообразна: на изучение цвета, формы, величины, количества, для развития мелкой моторики

Подборка игр разнообразна: на изучение цвета, формы, величины, количества, для развития мелкой моторики

Подборка игр разнообразна: на изучение цвета, формы, величины, количества, для развития мелкой моторики. Используя эти игры, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, увереннее накапливают представления о сенсорных эталонах. У малышей появляются такие качества, как интерес и любознательность, вырабатываются целеустремленность, планомерность действий, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего
настроения. И эта радость является залогом успешного
развития детей на ступени раннего возраста.

Читайте также: