Доклад на тему детям беслана невинным жертвам террора

Обновлено: 18.05.2024

Фото: Corbis/All Over Press

Амина Качмазова, 18 лет. Cтудентка Северо-Осетинского государственного университета во Владикавказе

Когда у меня были зашиты глаза, я трогала игрушки. Пыталась наощупь определить, какие они. Мама сказала, что у меня в руках тигр, и что он белый, а я не верила. Это было единственное, чего я хотела: увидеть его.

Это было в больнице. У меня было осколочное ранение в лицо. Когда я наконец открыла глаза и увидела тигра, я заплакала.

У всех терактников с головой проблемы, я знаю. Я очень нервная. У меня руки дрожат. Я могу расстроиться из-за любой фигни! Мне так бывает стыдно иногда! Это бесит. И так все чаще и чаще. Мне кажется, я сойду с ума когда-нибудь. Какое-то время я думала: убью себя, возьму нож… У меня пару раз реально так было — я уже его брала, а потом думала, если я себя убью, я точно не попаду никуда. Точно не попаду в рай. А там — все мои друзья. Мне нужно в рай. Поэтому я остаюсь жить.

Я ненавижу 31 августа. Потому что понимаю: сегодня я была еще нормальным, обычным ребенком, но уже завтра произойдет то, что полностью изменит мою жизнь. Каждое 31 августа я закрываюсь в ванной и начинаю выть. Серьезно. Не плакать, не хныкать, а выть.

Я лежала на полу в захваченной школе, а снаружи шел сильный дождь, и я думала: блин, вода просто пропадает даром. а мы так хотим пить. Отпустили бы нас хоть на пять минут под дождем постоять, а потом обратно. Я, наверное, боготворю воду. И чтобы искупаться, и чтобы пить. Если тебе плохо — попей воды. Я не ем таблетки. Никогда не мерила давление. Потому что знаю: попью воды и станет лучше. После теракта у нас часто отключали воду, и я всегда плакала. Отключали на два часа, а я набирала семь ведер и три бидона. Я очень боялась остаться без воды.

Летом в нашей старой школе зажигали свечи по погибшим на Украине. Я не люблю эти вещи. По мне так лучше выслать их семьям материальную помощь. Я не могу сочувствовать людям, попавшим в катастрофы. У меня нет этого качества — сочувствия или сопереживания. Иногда я думаю, что я камень. У меня не бывает вообще никаких чувств. Мне кажется, что там, где я, там жизнь проходит, а там, где нет меня — идет.

Фото: REUTERS

Фариза Митдзиева, 18 лет, учится на психолога

Я не верю в рай, в этих святых людей, у которых нимб на голове. И в ангелочков я не верю. Я верю в инопланетян. Они реально существуют. Если бы Бог был, он бы всем помог. Он бы не допустил этого.

Террористы ходили по залу и расстреливали тех, кто шевелился. Мы притворялись мертвыми. Мама лежала рядом, я ее трогала, а она не реагировала. Я тогда очень испугалась. А какая-то девочка пела. Или мне показалось. Взрывы гремели, а она пела.

У нас вся семья была в теракте: я, мама, брат и бабушка. Кроме папы. Мне кажется, ему было даже хуже, чем нам. У него там жена, мама, дети. И вот как он себя чувствовал? Я бы не хотела быть на его месте.

Я всегда буду помнить своих одноклассников, которые там остались. Но я не хочу, чтобы Беслан ассоциировался с тем, что тут умерли дети. Сюда же только из-за этого приезжают? А я хочу, чтобы что-нибудь веселое было! Чтобы у нас музей какой-нибудь построили… Лувр, Эйфелеву башню!

Недавно приезжала журналистка из New York Times и заставляла нас рисовать террористов. Даже шахидку. Амина Качмазова всего террориста голубым нарисовала. Она любит голубой цвет. Но рисунок выкинули. Он получился слишком веселым.

Фото: PhotoXpress

Амага Цибирова, 22 года. Студентка Горно-металлургического института во Владикавказе

В моей голове все очень четко. И не размывается. И не размоется, я думаю, не пройдет. И я не хочу, чтобы проходило.

Кого, Путина что ли винить? Я вот ждала Дзасохова почему-то, думала, сейчас он придет и всех спасет. На второй день глючили уже все. Боевики занесли в комнату физкультурников какие-то пакеты, желтые большие пакеты. Нам показалось, что там еда. И кто-то сказал, что это президент Осетии Дзасохов передал пироги и салат, а боевики не раздают и там будут сами хомячить.

У того, кто меня спас, никого в Беслане вообще не было. Он приехал из села и все три дня был возле школы. И внутрь школы одним из первых прошел. Он меня вытащил оттуда и в раздевалку занес. А мне казалось, что это мой парень, он мне показывает свой новый дом, который хочет купить, и тут где-то бассейн есть.

Все бумаги по льготам я пыталась скрыть. И медицинские справки я скрывала. Я не поступала в институт с основной массой детей Беслана. Я не хотела, чтобы ко мне испытывали жалость. Меня наоборот злость берет! Я ничем не отличаюсь от других — я такая же!

Когда в первый раз ко мне пришел психолог, к концу разговора вышло так, что я ее успокаивала. Она плакала, медсестры прибежали, отпаивали ее корвалолом. Что ты ей рассказала, спрашивают. Она попросила рассказать, что было в школе, и я рассказала.

Они на самом деле хотели помочь, но они не сталкивались с такими случаями. Растерянные были. Вообще в России вся эта система плохо развита: психологи, психоаналитики…

Я думала, если ты вышел из той мясорубки, то всё, у тебя зеленый свет на всю жизнь. Оказалось, это не так.

Фото: REUTERS

Заур Абоев, 26 лет. Занимается бизнесом, живет во Владикавказе

На Кавказе всегда находили оправдание кровной мести. Но терроризм — это не кровная месть. Понятно, что среди этих боевиков, может быть, были люди, у которых тоже умерли дети. Тогда иди и убивай того, кто убил твоего ребенка! Но не убивай чужого ребенка.

Забыть эти три дня — значит забыть всех этих людей, которых больше нет. Не дай Бог. Я хочу помнить их последние слова. Я не вижу в этом никаких минусов. Как можно взять и забыть мечты девочки, которая умерла?

В первый день хотелось есть. Во второй день — хотелось пить. В третий день уже не хотелось ни есть, ни пить. Просто хотелось жить. Но были моменты, когда думал: слушай, ну давай уже все закончится.

Одно дело — когда ты просто сидишь со всеми. Другое — когда террорист говорит: я убью тебя. Когда тебя бьет террорист, потому что ты выпил воды. Когда взрывают шахидок, и этой волной тебя выкидывает в зал.

Посидев на перекрестке двух миров, понимаешь, что самое главное в жизни — это жизнь.

Вот Оксана Кокова. Она же не может умереть? А она берет и умирает. Инна Туаева не может умереть? Умирает! Хасан Рубаев не может умереть? Ну как же так? Они же люди… Они же дети! И тут ты понимаешь, что умереть могут все. И ребенок, и мать, и беременная, и пьяный, и трезвый. Кто угодно. В любой момент. И от тебя это не зависит.

Хочется прожить несколько жизней еще и за тех, которые погибли. Хочется выпить две кружки воды. Одну за себя, другую за того, кто так и не смог ее выпить.

Всю жизнь, кроме этих трех дней, со мной случаются хорошие вещи. Эти три дня не могут, не должны оказать на меня давление, перечеркнуть все позитивное и прекрасное. Это невозможно. Нам сейчас всем по 20-25 лет. Мне 26. Дай Бог, чтоб все до ста дожили. Как же это так — еще семьдесят пять лет думать о том, что было? А жить когда?

Фото: Corbis/All Over Press

Вика Каллагова, 22 года, закончила медицинский, поступает в аспирантуру

Когда я убегала, я не думала. Просто бежала, как по инерции. Инстинкт самосохранения. Спасала свою жизнь. Возможно, те, кто бежал со мной, потом пожалели, что убежали. А я просто рада, что у меня вовремя включилась голова, и я поняла, что Оля там осталась.

Я не считаю себя ни героем, ни особенным человеком. Герой делает что-то для страны, для народа. Все, что я делала, я делала для себя, для своей семьи. Я четко понимала: если не вернусь — Оля оттуда не выйдет. Она худенькая, такая стеснительная. Ее даже если бы убивали, она б ничего не сказала.

Мы с Олей остались одни. В нашей жизни было уже много чего плохого. И больше я просто не смогу. У меня просто нет сил.

Фото: AFP/East News

Лидия Цалиева, 83 года, бывший директор школы №1

Это был 25-й год моего директорства. Я и училась в этой школе, и работать меня сюда прислали. Начала с начальной школы: начальные классы, потом завучем, У меня все награды есть! У меня была така-ая красивая жизнь! Я бы заново прожила каждый ее день. Но только не это первое сентября. Не первое сентября четвертого года.

Я отказалась от директорства. Я сказала, что не смогу. У меня такое было состояние. Вам не понять, и не хочу, чтоб вы понимали. И не дай Бог, чтоб вы меня поняли. Это, это. Десять лет скоро будет. Еще ни одного часа, ни одного мгновения нет, чтобы я об этом не думала, чтобы я не видела перед собой детей, умирающих с голоду и без воды. Падают дети, на меня смотрят! Я же старше всех, я же главнее всех! А я ничего не могу сделать. Ничего не могу.

Я унижалась перед этими. Террористами. Я даже слово это ненавижу! Я стояла перед ними на коленях, когда зашел Аушев — это были переговоры. Он меня, правда, поднял, я ему благодарна, он меня за руку взял и посадил на диван. Они в учительской расположились. У нас такая учительская была — просто дом отдыха! Я принесла накидки, на диваны набросить. Это было чудо! И что они сделали с моей школой!? Я не хочу видеть ее в таком виде! Я любовалась раньше своей школой, хоть она и была старая. Я ею любовалась! Я была от нее без ума! А теперь я просто отворачиваюсь, когда проезжаю мимо.

Если бы меня спросили, я б назло всем врагам из нее сделала куклу! Заменила бы окна, крышу, изменила фасад, и сделала бы на этом месте новую школу! Я бы очень этого хотела.

Он погиб. Очень много детей погибло.

Касполат Рамонов, 65 лет, смотритель городского кладбища.

В первый год тут по газонам росли колючки. Идет мать, крест подопрет и уходит. Чтоб территорию отчистить, я становился на колени, брал кухонный широкий нож, втыкал его в землю возле колючки, расшатывал и с корнем выдирал. Так на коленях я прополз всю территорию.

Среди заложников люди были разные. Некоторых готов сейчас поставить к стенке и расстрелять. Вот так они себя показали.

Люди очень разные. Некоторые здесь цветы возлагают для ритуала. А другие. Министр один. Не республиканского — российского масштаба. Зашел, встал на колени и плакал. Министр! А один генерал со свитой прошел через арку, перед газончиком на колени встал, фуражку снял, ткнулся лбом в землю и ревел. Я полчаса его успокаивал, он не мог в себя прийти. Генерал. Который войны прошел.

Мы в детстве друг друга пугали: кто сможет на кладбище прийти ночью? Кто посмеет? А сюда ночью маленькие дети приходят. Им не страшно. Сюда тянет людей. Здесь спокойно, тепло. Но многие из ребят–охранников работать тут не смогли — по ночам на погосте им слышались детские голоса.

В зале находились мои жена, дочь и сын. Третьего сентября дочь, Марианна, погибла. Я не помню, что было потом: говорят, я спал у могильного креста дочери несколько недель, а все кругом считали меня сумасшедшим. Я не помню.

В сентябре 2004 года, 13 лет назад, весь мир содрогнулся от страшной трагедии в городе Беслан. Еще в августе многие даже не слышали ни разу в жизни названия этого городка, а после 3 сентября он был у всех на устах. Беслан стал ассоциироваться с бедой, трагедией, горем. Никто не смог остаться равнодушным к этому ужасающему событию. В память о жертвах теракта во многих городах мира были установлены памятники и мемориальные знаки. Какие самые значимые из них? Как они выглядят и кто автор монументальных сооружений?

История бесланской трагедии

1 сентября 2004 года боевиками была захвачена общеобразовательная школа в городе Беслан. Они удерживали в заминированном учебном заведении заложников, количество которых достигало 1128 человек (дети, родители, учителя школы). 3 сентября в школе прогремела череда взрывов, произошло обрушение здания, возник пожар. После взрыва некоторые заложники стали выбегать из здания, спецназ ФСБ принял решение о штурме. В результате теракта погибли более 330 человек, из них 186 детей. Более 850 человек было ранено, погибло 10 сотрудников спецназа ФСБ.

памятник детям Беслана

Памятники жертвам трагедии

В память о жертвах трагедии было установлено огромное количество мемориалов как на территории России, так и за рубежом:

- в 2005 году в Беслане – памятник детям, жертвам теракта – хачкар;

- в 2005 году во Владикавказе по эскизу бесланских школьников установлен памятник погибшим детям;

- в 2005 году в деревне Мураново – обелиск;

- в 2006 году в Сан-Марино – памятник "Жертвам трагедии в Беслане";

- в 2007 году в Санкт-Петербурге – памятник "Детям Беслана";

- в 2010 году в Москве памятник "Детям Беслана";

- в 2011 году в Карачаево-Черкесии в селе Коста-Хетагурова открыт красно-черный обелиск, посвященный жертвам бесланского теракта;

- в 2012 году в Беслане сооружен Мемориальный комплекс на территории бывшей школы.

Памятники жертвам теракта в Беслане

Памятник детям Беслана в Москве

Хачкар – это тип армянского архитектурного памятника, который представляет собой стелу с резным крестом на ней. Памятник установлен в честь всех погибших в теракте.

памятник погибшим детям Беслана в Москве

Поклонный крест был установлен по инициативе местных жителей в знак памятной молитвы за ушедших из жизни невинных детей, учителей и выполняющих свой военный долг спецназовцев.

Памятник погибшим детям Беслана в Москве

У Храма Рождества Пресвятой Богородицы в центре столицы в 2010 году был установлен памятный знак детям, погибшим во время теракта в Беслане. Автор монумента – знаменитый скульптор Зураб Церетели. Памятник представляет собой мемориал высотой 5 метров, который символизирует души деток, погибших в страшной трагедии, их уносит ангел на небо. Композицию дополняют разбросанные игрушки вокруг памятника: велосипед, паровозик, плюшевый мишка, Буратино.

памятник детям Беслана в Петербурге

Инициаторами сооружения в Москве памятника детям Беслана выступило руководство Северной Осетии, которое поддержало и правительство Москвы.

Памятник в Санкт-Петербурге


Памятник в Сан-Марино

Памятник детям Беслана в Сан-Марино – это дань памяти погибшим невинным душам, пострадавшим от рук безжалостных боевиков. На свои собственные средства итальянский скульптор Ренцо Венди создал бронзовый монумент, который был установлен в 2006 году на одной из площадей в центре города Сан-Марино. За тысячи километров от города, где произошла трагедия, обычные люди сопереживали страшному и безграничному горю осетинского городка. Памятник представляет собой скульптуру ребенка, испуганного до полусмерти, который застыл в беззвучном крике. Глядя на него, возникает острое желание сделать все, чтобы такая жестокость и бессердечность к детям и маленьким жизням больше никогда не повторилась.

Памятник детям Беслана в Сан-Марино

Памятники погибшим сотрудникам спецназа

В нашей стране с уважением относятся к памяти о погибших и чтят имена тех, кто лишился жизни при исполнении своего служебного долга, освобождая заложников в школе Беслана. В честь погибших сотрудников спецназа ФСБ, установлены мемориалы:

- В Ульяновске открыт памятник подполковнику Разумовскому Дмитрию, Герою России, погибшему в Беслане. Он командовал одной из штурмовых групп, лично уничтожил двух террористов, отвлекая внимание на себя, был убит снайпером боевиков. Инициаторами установки мемориала выступила семья погибшего и его сослуживцы.

памятник на Солянке детям Беслана

- В Юрово установлен памятник уроженцу села – майору Кузнецову Михаилу. Он эвакуировал около 20 раненных заложников, был смертельно ранен и скончался в больнице того же дня.

- В Васильевке был открыт памятник Лоськову Олегу, который в свои 23 года участвовал в штурмовой операции в Беслане и погиб.

Отношение к терроризму на государственном уровне

Государственным законом был учрежден День солидарности в борьбе с терроризмом, который с 2005 года отмечают 3 сентября.

памятник детям Беслана

В этот день вся Россия вспоминает трагическое и ужасное событие, развернувшееся в среднеобразовательной бесланской школе и унесшее жизни более 300 человек. Захват в заложники детей осудила вся мировая общественность. В память о трагедии по всему миру были установлены памятники, а в школе Беслана (в настоящее время мемориальный комплекс) каждый год зажигают свечи, которые горят ровно 51 час 50 минут - именно такое количество времени террористы удерживали заложников. Зажигают свечи 1 сентября в 09:15 и горят они до 3 сентября 13:05 (время когда прогремели взрывы и начался штурм школы).

Колесникова Яна Александровна

Сочинение о терракте в Беслане. Я описала актуальную тему сегодняшнего дня, и выразила свое мнение по данной проблеме.

ВложениеРазмер
tragediya_beslana_v_nashih_serdtsah.docx 18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Террористический акт по захвату школы стал самым жестоким и дерзким из всех террористических актов, совершенных в нашей стране. Произошёл он 1 сентября 2004 года в школе №1 маленького города Беслан республики Северная Осетия.

Мирный город готовился к торжественной школьной линейке по случаю начала нового учебного года. На школьный двор пришло более тысячи человек, большинство из которых – женщины и дети. Учащиеся школы, учителя, родители, друзья учеников, младшие сестры и братья.

В самый разгар праздника появились террористы и сразу открыли стрельбу в воздух, заставляя людей заходить в здание школы. Более тысячи человек оказались заперты в школе. Большинство людей загнали в спортивный зал, остальных в столовой и других помещениях. Повсюду боевики установили взрывные устройства, охраняли все выходы. За малейшее непослушание сразу же людей убивали.

Захват школы длился почти трое суток. Власти пытались вступить в переговоры с террористами, предлагали крупные суммы денег, безопасные пути отступления, только чтобы не допустить гибели людей. Однако боевики от всего отказывались. Находящиеся в стрессовом состоянии, без еды и воды, в страшной духоте заложники были очень обессилены и многие падали в обморок.

Захват школы принес много жертв, большинство из них были беззащитные дети. Триста тридцать четыре человека погибли в результате теракта, из которых было сто восемьдесят шесть детей в возрасте от одного до семнадцати лет. Убиты семнадцать учителей и работников школы, сто восемнадцать родственников, гостей и друзей учеников, один милиционер. В шестидесяти семьях погибло от двух до шести человек, семнадцать детей остались круглыми сиротами. О масштабах теракта говорят следующие факты: за четыре года Великой Отечественной Войны на различных фронтах из города Беслан погибли триста пятьдесят семь взрослых мужчин, а эта трагедия унесла одновременно более трехсот жизней.

Когда был совершен этот теракт, я была маленькой девочкой, мне было три с половиной года, но я знаю об этом событии. Каждый год в начале сентября по телевизору показывают и рассказывают о произошедшей трагедии в Беслане в школе №1.

Выжившие дети рассказывали о своих учителях, которые как могли противостояли террористам и защищали своих учеников. Бывший учитель физкультуры Иван Константинович Каниди, которому было уже семьдесят четыре года, спас нескольких учеников впервые минуты после захвата, когда смог их закрыть в одной из комнат школы, а они смогли потом убежать. Он не боялся говорить боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми. За это его жестоко избили. И.К. Каниди смог обезвредить несколько взрывных устройств, сам перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей.

Произошедший теракт потряс не только всю нашу страну, но и людей во всем мире. Злодеи взяли в заложники сотни ни в чем неповинных людей: детей и взрослых, которые пришли на школьный праздник, посвященный Дню Знаний, и убили более трехсот человек. Этот день стал Днем памяти о погибших школьниках Беслана. Уже никогда у детей в Беслане 1 сентября не будет беззаботным и счастливым праздником. Еще долго будут храниться в сердцах воспоминания о тех страшных событиях.

В память о жертвах трагедии установлены памятники в Беслане, Владикавказе, Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске, даже заграницей в городе Сан-Марино. Бесланская трагедия нашла свое отражение в массовой культуре: ей посвящены книги, песни, документальные фильмы, написано много стихов.

В чем же вина детей, за что они были уничтожены? Те, кто готовит такие теракты, хотят, чтобы у людей был страх, неуверенность в жизни. Терроризм страшное зло во всем мире и с ним наша страна ведет непримиримую борьбу. Каждый из нас должен осознать, что человеческая жизнь самая главная ценность, которую нам даровал Бог. И все мы должны ценить ее и защищать. Нам нельзя поддаваться ни на какую агитацию, не слушать разных проповедников зла и насилия. Наше общее дело - сохранить мир между народами, остановить террор. Мы за мирное будущее на земле, голубое небо над головой, за цветущую землю, за безопасность и благополучие для всех людей на земле.

1 сентября 2004 года жители города Беслана (Северная Осетия) и всей России помнят не как праздник, а как одну из величайших трагедий в истории современной России. В тот день группа террористов захватила городскую школу №1, вместе с находившимися там учениками, их родителями и сотрудниками учебного учреждения.

Общее число заложников в Беслане составило около полутора тысяч человек (1100 детей). Согласно официальным данным в захвате школы участвовало 32 террориста, 1 из которых остался в живых и был впоследствии приговорён к пожизненному заключению, а остальные уничтожены в ходе операции по освобождению заложников. Организатором теракта считается чеченский полевой командир Шамиль Басаев, который сам взял на себя ответственность за захват школы.

Захват произошёл утром 1 сентября, когда ученики находились перед зданием школы на торжественной линейке по случаю открытия нового учебного года. В этот момент к школе подъехали несколько автомобилей, из которых вышли несколько человек в масках, вооружённых автоматами и пулемётами Калашникова, гранатами и самодельным взрывными устройствами. Угрожая детям и их родителям оружием, террористы заставили их войти в здание школы.

В качестве основного условия освобождения заложников террористы выдвинули требования об освобождении боевиков, которые были задержаны по подозрению в нападении на Ингушетию 21—22 июня 2004 и выводе с территории Чечни. После переговоров на второй день удалось освободить 26 заложников без выполнения каких-либо требований.

3 сентября в 12:40 была достигнута договорённость об эвакуации из школы тел убитых заложников, количество которых точно не было установлено. Около часа дня в здании школы, в которое вошли представители МЧС, прозвучало два взрыва. Вскоре после этого из здания начали выбегать заложники, по которым террористы вели огонь из окон здания. В связи со сложившейся обстановкой было принято решение начать штурм школы. Чтобы прикрыть бегущих заложников, спецназовцы открыли огонь по террористам.

После того как все оставшиеся в живых заложники были эвакуированы из здания (около 6 часов вечера), для ликвидации оставшихся в нём боевиков была применена бронетехника. В результате к ночи 4 сентября здание школы было освобождено от террористов.

Жертвами теракта стали более 350 человек, более половины из которых дети. Некоторые из них погибли от выстрелов, другие в результате начавшегося в здании школа после взрывов пожара. Погибли также несколько спецназовцев, участвующих в штурме.

Беслан. Трагедия, которая не должна повториться

1 сентября вся наша страна отмечает замечательный праздник – День знаний. Тысячи нарядно одетых мальчиков и девочек отправляются в школы, чтобы окунуться в волшебный мир знаний. Это всенародный праздник. Правда, этот праздник обернулся кровавой трагедией для жителей города Беслана в Северной Осетии 1 сентября 2004 года, когда группа чеченских боевиков провела подлую террористическую акцию, погубившая сотни мирных людей.

Смена тактики

В феврале 2000 года формально закончилась 2-я чеченская война. Этому способствовало то, что федеральные войска заметно улучшили свою подготовку и на сторону армии перешел муфтий Ичкерии Ахмат Кадыров, который осудил ваххабизм и выступил против боевиков Масхадова. В ноябре 1999 года федеральные войска подошли к Грозному. 6 февраля после длительных боев от бандитов был освобожден Грозный, но боевые действия на этом не закончились: часть боевиков смогла вырваться из города и начала партизанскую войну. Силы боевиков были подорваны, и постепенно их активность снизилась. Многие восприняли ситуацию с надеждой, что чеченский конфликт пошел на спад. Действительно, медленно, но верно федеральные власти продолжали выбивать отряды террористов, к этому времени многие военные вожди Ичкерии погибли или попали в плен, да и в самой Чечне медленно, но налаживалась мирная жизнь. Действующая практика амнистий также нарушила целостность подполья и боевых отрядов. К этому времени практически иссяк поток желающих пополнить ряды бандитских отрядов, а многие боевики просто сдавали оружие или уезжали за границу.

5aktsva758o6SiAiO8wZgTUhh64Sox7TrpmE46Mw

Главари сепаратистов понимали, что пройдет еще немного времени и их формирования будут полностью разгромлены. В этих условиях они стали менять не только тактику, но и весь стиль войны. Была предпринята попытка вывести военные действия за пределы Чечни. Свои военные усилия они сосредотачивают у своих соседей – в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Вторым элементом новой стратегии становится террор. Они запомнили, какой эффект произвел теракт в Буденновске и постарались объединить отдельные акты до полноценной кампании.

QHmkGm7d1E7w5XfQqTSa3MFSCosqsGnJuvph3Z39

Наиболее активным стал 2004 год. Дважды были проведены акции в московском метро, 22 августа бандиты напали на Ингушетию, а затем были взорваны два пассажирских самолета. Но этого им казалось мало. Нужен был такой теракт, чтобы вся страна содрогнулась, чтобы вызвал паралич воли.

Бесланская трагедия

Btso7ZTkIFZinO92RjA4nGkgiSNwyJtqndrpJip3

Банду нападавших сформировали из опытных боевиков, неоднократно попадавших в поле зрения милиции, а сам главарь банды Руслан Хучбаров разыскивался за убийство. Всего в банду входило 32 человека.

Рано утром 1 сентября грузовик ГАЗ-66, полный бандитов, подъехал к школе №1 города Беслана. Только начавшаяся праздничная линейка была прервана автоматными очередями. Сразу был убит один из родителей, что продемонстрировало серьезность намерений бандитов. Всех, кто был на площади, а это родители, учителя и школьники, загнали в спортзал. В этом маленьком помещении оказалось 1128 человек. Спортивный зал был превращен в одну большую самодельную мину, которую боевики готовы был взорвать в любую минуту.

7ftRxJc2lr3DsDb7Y7ZKEB5j8SjZW8nRCxDZ6cCO

Попытку освободить школьников предприняли милиционеры из соседнего отделения милиции, но сделать уже ничего не могли. В перестрелке был убит один из боевиков.

Террористы выставили свои требования. Одно из них – не отключать связь и свет, иначе они откроют огонь, а второе – политическое требование Басаева о признании Ичкерии. Школа была превращена в крепость, мужчин из числа заложников, которых они заставили баррикадировать здание, позже расстреляли, а тела выкинули в окна.

Что делать?

EoHeyoMQHjSjqlLO109tfrdhZOMyOVrdliGbKGSs

Вокруг школы суетились местные ополченцы. Они были вооружены различным оружием, оставшимся от военных конфликтов 90-х годов. Помощи от них не было никакой, а сумятицу они вносили значительную. Местное отделение ФСБ пыталось найти выход из положения, но не находило. Хучбаров требовал, чтобы велись переговоры с Масхадовым, но тот не выходил на связь.

9YQl0LZ9q4vFIGhgJSy9fvkIFdZFcpLZacSbBAof

Непредвиденный штурм

Такими обстоятельствами стали спасатели МЧС. По договоренности с бандитами они подъехали для уборки трупов, выброшенных из окон. В то время, когда спасатели грузили тела, внутри здания произошли два взрыва. Самодельные взрывные устройства имеют недостаток – они ненадежны, потому взорвались они, по всей видимости, случайно. Эти взрывы убили и ранили сотни людей. Все, кто мог ходить, ринулись из здания. Боевики открыли по ним шквальный огонь.

luhims6ZssElywt38mySxSVDHNV9heqFrAAg89QG

T0OGwRUQit6LekTxp7hWi08bGcqasG372SugvYGH

Результат этой бойни ужасает: в Беслане погибло 334 человека, включая 186 детей, десять офицеров и девять человек из спасательной службы и МВД. Был убит 31 террорист. Басаеву удалось организовать практически идеальное убийство, и жертвами его стали дети. Результат этой кровавой бойни не принес ожидаемого успеха бандитам. Война не получила дополнительной подпитки, как они ожидали. Руины школы в Беслане так и остаются самым жутким памятником человеческой жестокости со времен Великой Отечественной войны. Беслан не принес никаких политических дивидендов Басаеву и Масхадову. Он только ускорил их движение к бесславной гибели.

Cg9dTTufdzTM2VHRFd7OMF56FTWtWjeFONIWsObf

Читайте также: