Доклад на тему детективная литература

Обновлено: 17.05.2024

Детекти́в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными.

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д. ).

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

Что часто встречается в жанре детектива:

• Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.

• Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.

• Существование правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно, перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Первыми разработчиками жанра были такие знаменитые писатели, как Э. А. По, Г. К. Честертон, А. Конан-Дойль, Г. Леру, Э. Уоллес, С. С. Ван Дайн, Д. Хамметт, Э. Куин и др.

Среди современных исследователей детектива следует назвать А. Адамова, Г. Анджапаридзе, Н. Берковского, В. Руднева, А. Вулиса. В их работах прослеживается история жанра, анализируется его поэтика, проводится исследование художественных параллелей в произведениях разных авторов.

Еще раз обратимся к определению жанра:

ДЕТЕКТИВ (лат. detectio – раскрытие англ. detective – сыщик) – художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления.

Получается, что на первый план в детективе выходят воспитательный и психологический момент: детектив должен показать торжество добра, неотвратимость наказания для зла, а еще он дает возможность раскрыть природу преступления. Как человек склоняется к совершению преступления? Как это происходит: во всем виновата среда или он склоняется к этому сам?

Детектив показывает человека в редкой ситуации - во время личной или социальной драмы. Детектив - это напряженная борьба, будь то интеллектуальная схватка, допрос, погоня, стрельба или рукопашный бой.

Чарльз П. Сноу писал, что детективная литература - признак цивилизации и расследование преступления - символ всего положительного, что есть в современном мире, романтика в полном смысле слова. Это свойство детектива особенно ценно сейчас, в пору острейшего дефицита истинной романтики, опасной борьбы со злом, его разоблачения и наказания. [10]

Анализ произведения Агаты Кристи

Действие романа происходит в вымышленной английской деревне Кингз Эббот. Повествование начинается со смерти миссис Феррар, богатой вдовы, по слухам, убившей своего мужа. Жители деревни полагают, что вдова совершила самоубийство, до тех пор, пока не погибает Роджер Экройд — вдовец, собиравшийся жениться на миссис Феррар.

Прибывший на место Эркюль Пуаро начинает расследование, имея вокруг множество подозреваемых - родственников и знакомых Экройда, каждый из которых был заинтересован в его смерти. Один из них, - последний, кто видел Экройда живым, - доктор Джеймс Шепард - является рассказчиком истории и шаг за шагом отслеживает действия Пуаро, выступая в роли своеобразного "доктора Ватсона" - помощника и биографа сыщика-профессионала. Здесь и там в тексте романа рассыпаны "ключи" к тайне - намеки, оговорки, подробности, - способные при внимательном чтении открыть глаза на происходящее задолго до развязки повествования.

«Мы стали говорить о Ральфе Пэтоне.

- Человек он слабовольный, - настаивал я, - но не порочный.

- А! Но слабоволие, где оно кончается?

- Это верно, - сказала Каролина, - взять хотя бы Джеймса мягок, как вода. Если бы не было меня возле, чтобы присматривать за ним

- Моя дорогая Каролина, - сказал я раздраженно, - не могла бы ты не переходить на личности?

Именно слабоволие приводит к драматическим последствиям: шантаж, доведение до самоубийства, убийство человека и предательство друга ради личных интересов. Вот как об этом говорит Эркюль Пуаро:

Кто знает, сколько еще убийств могло бы последовать, если бы преступника не остановили? Под удар могли попасть и самые близкие люди.

Наиболее примечательный приём, использование которого привело к многочисленным дискуссиям, — это использование ненадежного рассказчика, который в итоге оказывается убийцей. В своём финальном признании доктор Шеппард так пытается оправдаться от возможных обвинений о лжи:

События приобретают новое значение в глазах читателя, когда становится известен убийца. Доктор Шеппард сам изумлён своей двуличностью, сложностью расследования и тем, что под подозрением оказалось так много человек. С одной стороны, его одолевает страх перед разоблачением, с другой стороны, он любуется и гордится своей хитроумностью, тем, что может обвести вокруг пальца такого знаменитого сыщика, как Пуаро!

Даже после разоблачения убийца не сожалеет о сделанном, о загубленных жизнях, считая, что они получили заслуженное наказание, возмездие. Ему даже себя не жаль. Он удручен одним: что там появился Эркюль Пуаро.

Итак, опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы

2. В детективах можно уловить много воспитывающего и даже предостерегающего, даются ситуации, связанные с общечеловеческими пороками. Обычно, герои поставлены в весьма крайние ситуации, что помогает автору выявить скрытые черты личности, во внешне благополучных людях.

• Предательство близкого человека в угоду корысти

• Предательство друга ради личных интересов

А что в результате?

• Легкие деньги, не приносящие счастье

• Доведение до самоубийства

• Постоянный страх разоблачения

Но зачем, спрашивается, человеку нужны какие-то дополнительные проблемы, ведь жизнь и без того полна разных неприятностей. Загнанность в тупик, финансовый недостаток и другие проблемы понемногу ломают человека, и вскоре он поддается порокам, опускаясь, например, до воровства или до шантажа. Затем наступает момент непреодолимого страха, и в итоге приходится совершать другое, более тяжкое злодеяние во избежание наказания за первое.

Думает ли человек в этот момент о том, что вдвое усложняет свое положение? Зло разъедает человека, один порок тянет за собой другой, а шальные деньги идут только прахом, как легко они достаются, так легко они и уходят.

Людям нельзя забывать о том, что любое преступление не остается безнаказанным, и если приговор не будет вынесен судом, то его вынесет жизнь, более суровая и беспощадная.

Материалы данного исследования можно использовать при проведении внеклассных занятий по литературе, на уроках при изучении зарубежной литературы 20 века как дополнительный материал.

Страшнова Ирина Викторовна

Существует много различных точек зрения на детективную литературу: то её называют интеллектуальным “кроссвордом”, то неким смешением литературы и игры, то “производственным” романом из жизни работников уголовного розыска.

Цель данной работы: изучение жанра детектива с ХIX по XXI век на примере самых ярких произведений известных авторов.

Задача: проанализировать детективы Эдгара По, Чарльза Диккенса, Агаты Кристи и Бориса Акунина, выявить их общие черты и обозначить общие тенденции в развитии жанра детективной литературы.

ВложениеРазмер
razvitie_detektivnogo_zhanra.doc 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по литературе

Развитие детективного жанра

Обзор с XIX века по наше время

(на примере произведений Эдгара По, Чарльза Диккенса,

Агаты Кристи и Бориса Акунина)

Выполнила: Пупцева Ирина,9Акласс

Научный руководитель: Страшнова И.В

г. Мурманск 2008

1.Введение. Развитие детективного жанра.

Детектив- ответвление приключенческой литературы, посвящённое раскрытию загадочных преступлений.

Детектив как особая разновидность литературы родился в XIX веке, в эпоху романтизма, и генетически связан с романтической эстетикой, с теми принципами типизации, которые тогда сложились. Начало классической детективной литературы связывают с именем американского писателя Эдгара По, который в новелле “Убийство на улице Морг” (1841г) впервые вывел образ детектива- любителя, наделенного необыкновенными способностями к логическому анализу. Авантюрно-приключенческую линию в детективной литературе утвердил англичанин У.Коллинз (романы” Женщина в белом”, ” Лунный камень”). Развитие детективной литературы в XIX веке было обусловлено появлением массового читателя и тем, что книги становятся более доступными. Особую популярность детективная литература приобрела в ХХ веке. Существует много различных точек зрения на детективную литературу: то её называют интеллектуальным “кроссвордом”, то неким смешением литературы и игры, то “производственным” романом из жизни работников уголовного розыска.

Цель данной работы: изучение жанра детектива с ХIX по XXI век на примере самых ярких произведений известных авторов.

Задача : проанализировать детективы Эдгара По, Чарльза Диккенса, Агаты Кристи и Бориса Акунина, выявить их общие черты и обозначить общие тенденции в развитии жанра детективной литературы.

2.Анализ произведений детективного жанра.

Автор создает для разгадки идеальные условия: у героя нашлись друзья в полиции, которые помогли пройти на место преступления; нет ограничения во времени; герой не озадачен другими проблемами и может размышлять, выстраивая цепочку логических умозаключений. Таким образом, внимание читателя, не рассеиваясь на мелочи, концентрируется только на раскрытии тайны. Так формируются основные слагаемые всего детективного жанра: романтический герой, окруженный ореолом загадочности, криминальное необычное расследование, стремительный сюжет, интрига, которая остаётся до самого конца, удачливость героя, неожиданная разгадка . Все прочее оказывается второстепенным и вытесняется за пределы рассказа: психологическая достоверность, правдоподобие некоторых фактов, причины преступления, социальная подоплека или критика - все это несущественно. Поэтому детективу свойственен некоторый схематизм, который охотно прощает читатель, увлеченный закрученным сюжетом.

Но не всегда можно проверить свои догадки на практике. Судьба направляет к нему очень интересного посетителя, к которому у мистера Сэмсона сразу возникает антипатия, просыпается чувство, что что-то в этом господине не так. И тут он может проверить свои предположения насчет мистера Слинктона - так зовут этого нового знакомца. И здесь интуиция не подвела, тот действительно оказался нечист на руку.

Чарльз Диккенс сохраняет основные каноны детективного жанра , открытого Эдгаром По, и не меняет в нем чего-то кардинально. Герой так же наделен недюжинными аналитическими данными и способностью угадывать по манерам и поведению истинное лицо человека. Криминального преступления как такового сначала мы не видим, но, узнавая все больше о мистере Слинктоне, подозреваем, что он способен на преступление (на это указывают характерные черты портрета, такие как навязчиво прямой пробор и вкрадчивая речь). Сюжет развивается очень стремительно. Кажется, что только предположения, основанные на догадках, составляют наше отношение к мистеру Слинктону, и вот уже драматичная развязка, подтверждающая наши опасения на счет этого господина. А сама интрига и есть наши предположения, ожидание развязки. Как и в любом детективе, финал неожиданный: оказывается, преступник сам угодил в ловушку, подстроенную для другого. Мистер Бэкет, которого думал погубить Слинктон, произносит разоблачительную речь - аргументированную, четкую, учитывающую малейшие нюансы и второстепенные детали. Этот прием тоже впоследствии станет излюбленным для мастеров детективного жанра.

Незначительный разговор ставит последнюю точку в расследовании и косвенно укажет на преступника.

Кульминация повести – все предполагаемые преступники собираются вместе и выслушивают сокрушительный монолог блистательного сыщика, выстроенный до малейшей детали, учитывающий все явные и неявные нюансы происходящего. Финал, как и следует в детективе, абсолютно неожиданный: убийцей становится девушка, которая очень любила убитого, и, естественно, ее никто не подозревал. Агата Кристи сохраняет основные черты детектива, такие как криминальное необычное расследование, стремительный сюжет и интрига, сохраняющаяся до самого конца. Герою присущи идеальные черты, только он способен видеть картину преступления в целом и обязательно раскроет преступление. Но, кроме этого, писательница открывает новые возможности детективного жанра и тем самым расширяет его границы.

Используя детективную канву, Акунин исследует судьбы героев и главным для него становится не расследование убийства, а выявление психологии персонажа. В этом он близок к стилю Агаты Кристи. Он использует приемы стилизации и погружает читателя в эпоху позапрошлого века: можно подумать, что это произведение написано во времена Достоевского. Опытный читатель без труда угадает прямые и косвенные цитаты из русской классики на страницах его романов. Акунин перевоплощается в героя и усваивает его мировоззрение (как мужчины, так и женщины), он великолепно говорит за героя - как за Фандорина с его манерой, изобличающей светского человека, так и за Сеньку, всю жизнь прожившего на улице. Акунин индивидуализирует второстепенных героев, т.е. это не просто безликие персонажи, они обладают качествами, выделяющими их и делающими их интересными.

Акунин раздвигает рамки детектива до необозримых пределов. Это уже не просто расследование, как у Эдгара По, социально-психологический роман, как у Диккенса или психологическая игра, как у Агаты Кристи. Романы Акунина – некий сплав истории, философии, литературы, журналистики и уличных разговоров. Сверхзадача для него – не просто отыскать убийцу при помощи гениального сыщика Фандорина, а установить контакт с эпохой золотой русской классики, приблизить ее настолько, что герои начинают казаться нашими современниками.

Определение

ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) — художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления.

 Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

ДЕТЕКТИ́В дэтэ, детектива, ·муж. (·англ. detective). Сыщик, агент сыскной полиции.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство . Москва. 2003.

ДЕТЕКТИ́В Английское – detective (сыщик).

Латинское – detego (обнаруживаю).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Детекти́в (англ. detective , от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Жанровые особенности детектива

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам.

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок — излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).

В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

Типичные персонажи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общественно-гуманитарные предметы

Выполнила: Кириллова Ольга,

ученица 10А класса

Руководитель: Павлова М. П.,

учитель русского языка и литературы

Глава 1. Особенности жанра детектива………………………………..4-6

1.3. Двадцать правил для пишущих детективы……………………….10-12

1.4. Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса………..12-13

Глава 2. Виды детективов………………………………………………..14-16

Глава 3. Афоризмы о детективе………………………………………. 17

Одним из популярных жанров литературы среди читателей является детектив. Мне так же нравится читать книги этого жанра. И я решила посвятить свою проектную работу его исследованию.

Актуальность: я решила сделать эту проектную работ потому что мои знакомые редко читают книги и мне бы хотелось чтобы читали побольше книг для своего саморазвития. Чтение детективов положительно влияет на читателя, помогает научиться логическому мышлению и сопоставлению фактов.

Цель проекта: изучить историю возникновения и особенности детективного жанра в литературе.

Задачи проекта:

Определение жанрового канона детектива и его разновидностей;

Узнать историю возникновения жанра детектива.

Детектив (англ. detective, от лат, detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Глава 1. Особенности жанра детектива

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.

Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.

Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и не выявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

Читателю детектива предлагается соучастие в своего рода игре — разгадке тайны или имени преступника;

Схематичность - отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

1.1. Типичные персонажи

Сыщик — непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда — совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика — центральная в детективе.

Сыщик-профессионал — работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может — и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).

Преступник — совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.

Потерпевший — тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива — потерпевший сам оказывается преступником.

Свидетель — лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.

Компаньон сыщика — человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача — более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов — доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.

Консультант — человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).

Помощник — сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.

1.2. История детектива

1.3. Двадцать правил для пишущих детективы

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе — убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив — читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

18. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

20. Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.

1.4. Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Глава 2. Виды детективов

Детектив закрытого типа поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев. Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно — убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается.

Психологический детектив данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

Исторический детектив историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

Иронический детектив детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.

Фантастический детектив произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире.

Полицейский детектив описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).

Гост

ГОСТ

Детектив как жанр в художественной литературе

Детектив – это совершенно особенный жанр, сочетающий в себе захватывающий, напряженный сюжет и реальность. Действие детектива обычно происходят в каком-либо реально существующем городе, а персонажами его являются обычные люди. Как жанр, детектив возник в конце девятнадцатого века, в литературе реализма.

Детектив относится к художественной литературе. Детектив можно рассматривать как один из самых популярных жанров художественной литературы девятнадцатого-двадцатого веков.

К характерным чертам детектива, как жанра художественной литературы, можно отнести:

Детектив как жанр зародился в дождливой и туманной Великобритании в конце девятнадцатого века. Стоит отметить, что в этот период в мировой литературе царил культ реализма. Это нашло свое отражение и в первых детективах: они были особо реалистичными и сдержанными.

Детективы сразу же приобрели несказанную популярность в массах. Это было обусловлено тем, что детектив априори вызывает интерес своим сюжетом и простой, понятной композицией.

Объем детектива мог варьировать от нескольких десятков до нескольких тысяч страниц.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что детектив является значительной частью литературы девятнадцатого и двадцатого веков, а также имеет свои уникальные отличительные особенности, определяющие популярность этого жанра во все времена.

Наиболее известные детективы в мировой художественной литературе

К наиболее известным детективным произведениям мировой художественной литературы можно отнести следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, исходя из всего этого, можно сказать, что детективы имели очень большое значение в мировой художественной литературе. Они помогали понять иначе тот мир, который окружал читателей, позволяли окунуться в захватывающие приключения и расследование. Это вызывало и продолжает вызывать большой интерес.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что детектив – это довольно-таки специфический жанр, требующий соответствия определенной линейной композиции. Этот жанр вызывает большой интерес у читателей и кинозрителей. Также детектив может содержать в себе элементы фантастики, приключенческого романа, а также фэнтэзи. Все это делает детектив по-настоящему уникальным жанров в мировой художественной литературе.

Читайте также: