Доклад на тему демократия как общечеловеческая ценность и форма осуществления власти

Обновлено: 23.06.2024

Демократия — способ политической организации общества, его политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Основные ценности демократии

Собственная ценность (социальное назначение)

Личностная ценность (на благо личности)

  • Устанавливает соответствие между формально провозглашёнными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости: реально воплощает их в личную, государственную и общественную жизнь.
  • Сочетает государственные и общественные начала в управлении обществом.
  • Формирует атмосферу гарантии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами политической системы общества
  • участия человека в формировании органов государственной власти и местного самоуправления;
  • самоорганизации людей, в профсоюзы, партии, движения и т.д.;
  • осуществления контроля над деятельностью избираемых органов государственной власти и иных субъектов политической системы общества;
  • закрепления и реального обеспечения (с помощью материальных, политических, юридических, духовно-культурных гарантий) прав и свобод человека;
  • действия эффективного механизма защиты прав и свобод человека

Условия существования демократии

  • Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов
  • Высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии
  • Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства

Признаки демократии

Наименование признаков

Их сущность

Народ — источник власти (суверенитет народа)

Граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме

Граждане сами, без какого-либо давления извне принимают решение на выборах

Наличие независимых средств массовой информации (СМИ)

СМИ доносят до граждан разные политические альтернативы и их вероятные последствия. В пределах разумного каждый индивид информирован по основным вопросам жизни общества и государства

Идеологическое многообразие и плюрализм мнений

Ни одна идеология не должна иметь преимуществ и устанавливаться в качестве государственной или обязательной

В обществе существуют оппозиционные партии, которые выявляют и критикуют недостатки и просчёты в деятельности государственной власти. Оппозиция всячески поддерживается и культивируется

Широкие и гарантированные права и свободы граждан

Гарантии в реализации своих прав и свобод предоставляются всем гражданам. Личность достаточно социально защищена и имеет достойный уровень жизни

Принятие политико-управленческих решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства

В основе принятия решений лежит общая воля, вырабатываемая с помощью консенсуса (общего согласия), а если его достичь не удаётся, то принимается компромиссное решение (соглашение на основе взаимных уступок), устраивающее и большинство, и меньшинство

Повышение значимости морали как средства социального регулирования

Люди становятся более гуманными и нравственными, поэтому и значение морали в отношениях между ними возрастает

Достоинства демократии

  • Избавление общества от деспотии.
  • Создание условий для развития личности.
  • Обеспечение: свободы граждан; условий для их благополучной и мирной жизни

Таким образом, демократия — это наиболее предпочтительный политический режим по сравнению с другими (тоталитарным, авторитарным).

Виды демократии

Прямая демократия (непосредственная)

Плебисцитная (от лат. plebs — простой народ, scitum — решение, постановление) (плебисцитарная) демократия

Граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений (используется главным образом на уровне местного самоуправления)

Граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, однако сами принять участие в его подготовке и контролировать его выполнение граждане не в силах (референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и др.)

Граждане опосредованно (непрямо) участвуют в принятии решений (выборы своих представителей (депутатов), главы государства и др.)

— Большая территория государства, что создаёт трудности для гражданина самому прибыть для принятия решений

— Большое количество людей, желающих лично участвовать в принятии решений

— Сложность политических решений, требующих высокого профессионализма и компетентности

Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с госу­дарством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления.

1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение - служить пользе личности, обществу, государству:

а. установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную обществен­ную и государственную жизнь;

б. сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;

в. создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.

2) Инструментальная ценность - через ее функциональное назначение - служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел:

а. принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;

б. самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;

в. защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;

г. осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества. Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.

3) Личностная ценность - раскрывается через признание прав личности:

а. их формального закрепления;

б. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специштьно-социальных (юридических) гарантий;

в. действия эффективного механизма их защиты;

г. установления ответственности за неисполнение обязан­ностей, поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии

Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ее ответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

6. Демократия и права социальных меньшинств

Все демократии являются политическими системами, в которых граждане свободно принимают политические решения в соответствии с волей большинства, т.е. по большинству голосов. Однако подчинение меньшинства большинству не всегда бывает демократическим. В демократическом обществе воля большинства должна сочетаться с гарантиями прав личности, которые в свою очередь служат защите прав меньшинства — будь то этническое меньшинство, религиозное или политическое. Права меньшинства не зависят от доброй воли большинства и не могут быть отменены большинством голосов.

Уже демократии прошлого знали принцип большинства и проводили его в жизнь. Но только с развитием буржуазного общества, появлением теорий естественного права и разделения властей соотношение между большинством и меньшинством в их правах приобрело политическую принципиальность. Некоторые мыслители (Ж.-Ж. Руссо) считали, что решения большинства обязательны для меньшинства. Другие (Дж.Милль, Б. Констан, Г.Спенсер, О. Токвиль) требовали, чтобы воле большинства были поставлены границы, поскольку полное господство большинства - путь к угнетению, тирании. Границей воли большинства призваны были стать права отдельного индивида. Формами защиты индивида и меньшинства назывались независимый суд, административная юстиция, представительство меньшинства в парламенте и др.

Рассмотрим право меньшинства в парламенте.

Основой демократии является развитый публичный диалог (коммуникация) представителей разной политической ориентации. Такой диалог происходит в обществе и концентрируется в парламенте. Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция (от лат. oppositio - противопоставление), включающая депутатов парламентского меньшинства, расходящегося по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства. Оппозиция критикует деятельность правительства, пользуется случаем поставить вопрос о доверии правительству.

Наличие оппозиции считается неотъемлемым компонентом демократического общества, правового государства. Пока в обществе существует разница интересов, будет существовать и оппозиция.

Парламентское меньшинство призвано отражать реально существующие в обществе интересы групп, которые имеют не доминирующие, но солидарные, политические установки (движения, партии) или не имеют идеологически выраженных позиций (внепартийные, профессиональные и другие группы). Так, во Франции, классической стране партийного плюрализма -действует большое количество политических объединений, которые не определяют партийной системы страны, и их представители в парламенте составляют меньшинство.

Следует учесть, что меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Ощущение сильной и непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию. Важно, чтобы оппозиция в парламенте была конструктивной, а не деструктивной. Деструктивная оппозиция ограничивается критикой существующей власти без предложений программы действий, тогда как конструктивная оппозиция способна выдвинуть, обосновать и бороться за осуществление программы, которая отличается от официальной программы, является её альтернативой.

Таким образом, демократия - это не только проявление воли большинства, но и гарантия права меньшинства на критику и свободное выражение своих взглядов - конструктивных, а не разрушительных. Право говорить и быть услышанным. Право быть оспоренным, но не угнетенным. Власть может стоять прочно только тогда, когда она ощущает сопротивление со стороны оппозиции - политического меньшинства. Это заставляет её постоянно подтверждать свое право управлять обществом и государством.

Парламент Украины стремится придерживаться соотношения: доминирование воли большинства при учете прав меньшинства; признавать, что каждая группа имеет свои интересы, которые вправе проводить в жизнь только в рамках закона.

Рассмотрим право этнических (национальных) меньшинств.

Взаимоотношения этносов внутри государства должны строиться на основе консенсуса, взаимопонимания, поэтому первым условием консолидации общества является свобода личности и свободное развитие этнических групп (национальных меньшинств).

ü - право проживать в местах традиционного исторического поселения (запрещается их депортация, принудительное переселение);

ü право на неассимиляцию;

ü право на получение пропорциональной доли централизованных государственных фондов, выделяемых для соответствующих целей;

ü право на участие в принятии государственных решений, на представительство в законодательных и иных коллегиальных органах государства;

ü право на недискриминацию;

ü право на защиту со стороны государства от любых проявлений вражды, угроз, унижения и ущемления.

В демократическом государстве воля большинства и права меньшинства защищены законом и институтами, которые проводят законы в жизнь.

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Работа состоит из 1 файл

Люди время от времени.docx

  • ко всему обществу: общественное самоуправление;
  • к отдельным территориям: региональное и местное само-управление;
  • к управлению производством: производственное самоуправ-ление (например, самоуправление учреждений образования);
  • к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять?

Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением, поскольку самоуправление - более объемное понятие и более долговременное явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее.

Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление, поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами.

Но противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, поскольку демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может существовать и без демократии как формы политической власти народа.

На ранних стадиях общественного развития системы самоуправления нередко входили в конфликт с недемократической формой государства (например, Запорожская Сечь в Украине с монархической формой правления в России). По мере развития демократии - со времени возникновения буржуазных государств, провозгласивших источником власти народ, - самоуправление находит в демократии гаранта своей эффективности.

Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты:

  • строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности;
  • являются формами осуществления власти;
  • реализуются непосредственно и через выборные органы;
  • могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

Однако между ними есть различия:

Самоуправление Демократия
Возникает по времени раньше демократии Возникает по времени позже самоуправления
Может существовать без демократии Предполагает наличие систем самоуправления
Не имеет политического характера, но может приобретать и политический характер В обществе существует только одна государственная система демократии
В обществе может быть несколько систем самоуправления Основные формы и институты демократии закреплены в законе, что определяет их обязательность для всех
Самоуправляющиеся организации действуют в рамках закона Имеет только политический характер

Государственное управление и самоуправление - не альтер-нативны. В рамках демократии они действуют параллельно на основе взаимодействия и взаимного дополнения. Демократия является условием развития самоуправления. Самоуправление является ядром демократии. Элементы самоуправления используются при осуществлении политической власти. В моменты участия в решении государственных дел системы самоуправления приобретают политический характер, который определяется конкретной мерой этого участия.

Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономике многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия.

Особой разновидностью самоуправления является местное самоуправление

5. Демократия как общечеловеческая ценность

Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления.

  1. Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение - служить пользе личности, обществу, государству:
    1. установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;
    2. сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;
    3. создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.
    1. принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;
    2. самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;
    3. защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;
    4. осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества. Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.
    1. их формального закрепления;
    2. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специштьно-социальных (юридических) гарантий;
    3. действия эффективного механизма их защиты;
    4. установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии

    Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ее ответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

    6. Демократия и права социальных меньшинств

    Все демократии являются политическими системами, в которых граждане свободно принимают политические решения в соответствии с волей большинства, т.е. по большинству голосов. Однако подчинение меньшинства большинству не всегда бывает демократическим. В демократическом обществе воля большинства должна сочетаться с гарантиями прав личности, которые в свою очередь служат защите прав меньшинства — будь то этническое меньшинство, религиозное или политическое. Права меньшинства не зависят от доброй воли большинства и не могут быть отменены большинством голосов.

    Уже демократии прошлого знали принцип большинства и проводили его в жизнь. Но только с развитием буржуазного общества, появлением теорий естественного права и разделения властей соотношение между большинством и меньшинством в их правах приобрело политическую принципиальность. Некоторые мыслители (Ж.-Ж. Руссо) считали, что решения большинства обязательны для меньшинства. Другие (Дж.Милль, Б. Констан, Г.Спенсер, О. Токвиль) требовали, чтобы воле большинства были поставлены границы, поскольку полное господство большинства - путь к угнетению, тирании. Границей воли большинства призваны были стать права отдельного индивида. Формами защиты индивида и меньшинства назывались независимый суд, административная юстиция, представительство меньшинства в парламенте и др.

    Рассмотрим право меньшинства в парламенте.

    Основой демократии является развитый публичный диалог (коммуникация) представителей разной политической ориентации. Такой диалог происходит в обществе и концентрируется в парламенте. Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция (от лат. oppositio - противопоставление), включающая депутатов парламентского меньшинства, расходящегося по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства. Оппозиция критикует деятельность правительства, пользуется случаем поставить вопрос о доверии правительству.

    Наличие оппозиции считается неотъемлемым компонентом демократического общества, правового государства. Пока в обществе существует разница интересов, будет существовать и оппозиция.

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………………………………………………..3
    Глава 1. Понятие и теория демократии………………………………………………………………..4
    Глава 2. Сущность демократической формы организации и осуществления
    власти……………………………………………………………………………………………………………………11
    2.1. Демократический режим………………………………………………………………12
    2.2. Демократическая форма правления…………………………………………….18
    2.3. Демократическая политическая система……………………………………..21
    Глава III. Демократия: достоинства и недостатки……………………………………………….24
    Заключение…………………………………………………………………………………………………………..28
    Список использованной литературы………………………………

    Работа содержит 1 файл

    Demokratia_kak_forma_organizatsii_i_osuschestvleni.docx

    Глава 1. Понятие и теория демократии…………………………………………………… …………..4

    Глава 2. Сущность демократической формы организации и осуществления
    власти……………………………………………………………… ……………………………………………………11

    2.1. Демократический режим……………………………………………………………… 12
    2.2. Демократическая форма правления…………………………………………….18
    2.3. Демократическая политическая система……………………………………..21

    Глава III. Демократия: достоинства и недостатки………………………………………………. 24

    Список использованной литературы…………………………………………………… ……………..29

    Проблема понимания демократии сейчас по-настоящему актуальна. В связи с провозглашением большинства политических систем современных государств демократическими, данным словом постоянно оперируют лица, связанные с политикой. Так что же они подразумевают и понимают под демократией? На этот вопрос я и постараюсь ответить.

    Глава I. Понятие и теория демократии

    В повседневной жизни, познавая ту или иную ситуацию, разбирая свойства предметов, явлений, человек неизбежно сталкивается с вопросом: а что представляет собой данный объект вообще, на чисто теоретическом уровне? Как его понимают, как определяют? С этого предложу Вам начать и я, ведь для глубокого осмысления вещей необходимо начинать с общего, универсального.

    Конечно, никто и думать не собирался останавливаться на данном не совсем понятном, неоднозначном значении красивого греческого слова. С самого его появления философы старались объяснить, в чем именно проявляется власть народа, как она может быть осуществима. Об этом думали, думают и будут думать, потому что, как бы мы не пытались найти ответ, на вопросы философии однозначно и точно ответить невозможно. Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, Т.Джефферсон и множество других величайших умов пыталось развить понятие демократии, унифицировать его.

    Конечно, сложно обозначить приведенные изречения, как понятия, но они дают демократии определение, определение не в прямом смысле этого слова. Называя демократию формой правления, Авраам Линкольн, к примеру, определяет не народовластие само, а его качество, что тоже немаловажно для дальнейшего изучения темы.

    Тем не менее, демократия в настоящее время существует не только в умах и неприменимых на практике теориях, но и провозглашена во многих странах, ее пытаются осуществить в реальных жизненных условиях. Это значит, человек не остановился перед пугающим своим величеством, недостижимым идеалом, человек пытается приблизиться к этой самой линии горизонта. Но, как и каким способом? Об этом разговор пойдет дальше.

    Глава II. Сущность демократической формы организации
    и осуществления власти

    Рассматривая демократию как форму организации и осуществления власти (т.е. в наиболее общем смысле), необходимо выделить три формы практической реализации и функционирования демократии, три аспекта народовластия, определяющих суть политической организации общества. Демократию следует оценить отдельно, во-первых, как вид политического режима, во-вторых, как форму правления в государстве и, наконец, как форму организации политической системы.

    Общее понятие и явление демократии включает в себя все три компонента,

    и только при рассмотрении всех, можно будет четко понять сущность демократической формы организации и осуществления власти.

    Читайте также: