Доклад на тему читательская грамотность

Обновлено: 05.07.2024

1. Умение найти и извлечь информацию из текста;

2. Умение интегрировать и интерпретировать прочитанного;

3.Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.

Влияние чтения на успеваемость обучающихся

Педагоги и ученые уже не первый год бьют тревогу по поводу резкого снижения общей культуры, в том числе и любви к чтению у современных школьников. При этом хуже всего ситуация с чтением обстоит у ребят старше 10 лет. Если в младшей школе дети еще читают с удовольствием, то к 15 годам о любви к книге говорят уже не более 9% подростков. Исследования также показали, что отчасти вина за отсутствие у детей любви к чтению лежит на их семье.

Итак, ребята не читают, и это сказывается на образовании. Согласно международным результатам исследования PISA в 2018 году, Россия по направлению Читательская грамотность на 31 месте. На результаты теста ориентируются российские чиновники. По поручению президента Владимира Путина Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования. Задача попала в нацплан по образованию и основные направления работы правительства до 2024 г. У нас уже проводятся многочисленные ВПР, НИКО,ОГЭ, ЕГЭ. А теперь еще и PISA. Что же можно сделать?

Формирование читательской грамотности обучающихся

Принципы отбора текстов для определения читательской грамотности:

1. тексты разных видов, позволяющие осуществлять поиск и отбор информации, сопоставлять информацию из разных источников, делать выводы на основе текстов и собственного опыта;

2. тексты, с которыми учащиеся встречаются чаще всего в повседневной жизни: буклеты, статьи из научной литературы, страницы интернет-сайтов и др.

Заключение

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

В докладе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, повысить активность учащихся, сделать уроки насыщенными и интересными и обеспечить достижение планируемых результатов.

II .Основная часть

1.Масштабность проблемы чтения

2.Смысловое чтение текста

3.Стратегии работы с текстом

IV.Список используемой литературы

I . Введение.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП ОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

На данный момент современными критериями проверки результатов обучения учащихся являются КИМы ОГЭ и ЕГЭ. Насколько успешно ученики сдадут эти экзамены, зависит от того, сумел ли коллектив педагогов создать условия для формирования универсальных учебных действий на уроках каждому. Ведь только формирование всех УУД в комплексе позволит ребенку реализовать свои способности в полной мере.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Актуальность проблемы чтения.

Взяться за данную тему нас заставило устное собеседование в 9 классе по русскому языку в прошлом году.От данного собеседования мы, учителя, удовлетворения не получили. Проблема, стоящая перед нами, была налицо. Дети не читают, речь развита плохо, строить монологическое высказывание не умеют, поэтому решили поучиться сами: поработали с научной литературой, изучили опыт работы других преподавателей,чтобы попробовать что-то изменить или внести что-то новое в свою работу на уроках.

II .Основная часть.

1.Масштабность проблемы чтения.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На наш взгляд, их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба:

Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)

Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере

Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.

К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

3. Стратегии работы с текстом.

Пока в своей деятельности мы выбрали немного стратегий, но стараемся их отрабатывать, чтобы был какой-то результат. Итоговое собеседование в 9 классе показало, что начало положено, и это радует.

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание - прочитать текст. По технологии профессора Н.Н. Сметанниковой, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Целью предтекстовых стратегий являются:

постановка цели и задач чтения;

актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами;

актуализация предшествующих знаний;

формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий;

повышение скорости чтения и количества прочтений;

включение механизма антиципации – прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности;

формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

Предваряющие чтение вопросы. Предваряющие изложение вопросы побуждают ученика искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете, т.е. активизируют мыслительную деятельность.

С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения являются:

выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение или отклонение, контекстуальная и смысловая догадка;

размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Цель данной стратегии – применение и использование материала в самых различных ситуациях, сферах, формах и включение его в более масштабную деятельность: тестирование, таблицы, планы, рефераты, сценарии, плакаты, иллюстрации и т.д. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Рассмотрим некоторые стратегии послетекстовой деятельности:

III . Вывод.

Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что особо важно в

каждом образовательном учреждении создать систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя как основного фактора повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ОГЭ и ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами.

Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной и во внеучебной работе, а так же привлечь к данной проблеме родителей.

IV . Список используемой литературы.

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6

2.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2008

3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.

4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.

5.Сметанникова Н. Н.Через чтение в мировое образовательное пространство.-М.,2001

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на городской секции учителей начальных классов.

Выполнила: Елкова Н.Н.

учитель начальных классов

Методист ГорОО: Майшыбекова А.К.

Зав.метод.кабинетом: Кайсанова М.А.

Руководитель МО УНК: Мостовых Л.И.

Выполнила: Елкова Н.Н.

учитель начальных классов

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда,

когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературного чтения и организацию внеклассной деятельности;

Что я жду от своих учеников?

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитания интереса к чтению и книге;

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;

Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;

-Сам задай вопрос;

-Личный пример учителя;

-Приём устного словесного рисования;

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, а так же формированием духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Большую пользу оказывают работы с текстами, для формирования техники чтения и понимания прочитанного, например: Самые важные способы:

обучение поиску информации,

рефлексия их содержания,

Оценивание прочитанного – это умение

выделение основной мысли самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);

поиск информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

выделение главной и второстепенной информации;

выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

Для обучения работе с текстами, по нашему мнению, нужно соблюдать и некоторые условия:

Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

Параллельно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

При работе в данном направлении (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

Данные приемы способствуют подготовке четвероклассников к обучению по обновленной программе в 5 классе.

Технология критического мышления.

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы р аботы:

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки,

"+" – это новое для меня

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Назовите главных героев рассказа?

Где происходят события?

Какие чувства испытывали мальчики, оказавшись в открытом море? Подтвердите ответ словами из текста.

Как автор относится к мальчикам? Какими словами он пишет о них?

Что случилось в море? Найдите в тексте соответствующее предложение.

Как поступил артиллерист?

Перечитайте описание поведения артиллериста. Выпишите глаголы

Почему артиллерист закрыл лицо руками?

Чем заканчивается рассказ?

-Кто главный герой этого рассказа?

-Что случилось с Павликом?

-Как об этом узнал старик?

- Как выглядел старик?

- Можете ли вы вспомнить моменты, доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо?

- Только ли с родными он так разговаривал?

- Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?

- Что заставило героя так измениться?

- Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?

- Как меняется поведение Павлика? ( Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)

- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

1.Как звали деда?

2.Как звали девочку и кошку?

3.Кто был Серебряное копытце?

4.Куда собирался дед?

5.На какой ноге у козла было серебряное копытце?

6. Сколько у козла было веток на рогах?

7. Что ест козел?

8.Куда пошел дед, чтобы увезти сало?

Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности. Так, работая над баснями И.А. Крылова учащиеся 4 класса заполняли проектные листы.

Басни Крылова высмеивают жадность, глупость, наглую самоуверенность.

Басни учат тому, что не верить, когда говорят красивые слова. Они хотят забрать что-нибудь вкусное или вещь.

В рамках работы по формированию читательской грамотно информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации.

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

- извлекать из текста информацию данную в явном и неявном виде,

-самостоятельно делать выводы и обосновывать их,

-правильно интерпретировать иносказание, понимать основную мысль текста,

- целесообразность выбора того или иного языкового средства,

-преобразовывать информацию из текстовой формы в табличную и наоборот. Дается инструкция. К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом .

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир .

Нажмите, чтобы узнать подробности

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Приёмы формирования читательской грамотности

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения

В данном разделе познакомимся с наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами работы в рамках современных педагогических технологий.

2.1 Технология критического мышления (РКМЧП)

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Назовите главных героев произведения.

Где происходят события?

Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

Что однажды произошло?

Что случилось с собачкой через год?

Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

Чем заканчивается быль?

Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

Каково ваше впечатление от рассказа?

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Дайте несколько объяснений, почему.

Почему Вы считаете (думаете) …?

Предположите, что будет, если…?

Верно ли …? Было ли …?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

2.2 Технология проблемного обучения

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями

- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?

- Прочитайте стихотворение с грустью (1 вариант) и с радостью (2 вариант).

- Какое чтение правильно отражает настроение автора? Почему?

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

2.3 Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Так, работая над баснями И.А. Крылова, на уроках (произведения, предложенные для изучения в учебнике) и дома (басни, прочитанные дополнительно) ученики заполняли проектные листы (задание 1, 2). После изучения темы в качестве домашнего задания выполнили №3 и №4. Эти творческие работы (кроссворды, ребусы) впоследствии можно включить в обобщающий урок по разделу.


уч-ся 3 класса _______________________________________

Отметь слова или словосочетания, которые характеризуют басню как литературный жанр:

Читайте также: