Доклад на тему бульвары

Обновлено: 07.05.2024

 Бульвары — линейные элементы озеленения города, предназначенные для массового пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха. В зависимости от местоположения бульваров в городе, их назначения и плановых характеристик могут быть: прямолинейные и кольцевые бульвары, прогулочные и транзитные, прибрежные бульвары. Существуют исторические бульвары, имеющие определеннуюкультурно-познавательную ценность. Например, бульвар Унтерденлинден в Берлине, Кленовый бульвар в Ленинграде, Приморский бульвар в Одессе.
Первые бульвары появились в XIX в., когда в европейских городах стали сносить крепостные стены, пришедшие в негодность и мешавшие транспортным связям. Так появился знаменитый Ринг в Вене, Большие бульвары в Париже, Бульварное кольцо в Москве и в ряде других городов. Первоначально такие бульварыпредставляли собой прогулочные аллеи с площадками для кратковременного отдыха. В условиях почти полного отсутствия публичных садов эти территории, явившиеся своеобразными центрами общения, сыграли немаловажную социальную роль в формировании нравов, обычаев, представлений. Картины Маковского, Ренуара, Федотова дают яркое представление о социальной роли бульваров в XIX в.
С ростом общественногосознания и развитием городов менялось и смысловое содержание бульваров. Появились бульвары, не ограниченные одной лишь транзитной аллеей, а с развитой планировочной системой, фонтанами, бассейнами, площадками для игр детей, торговыми киосками, информационными витринами, декоративными насаждениями, монументами. Большое развитие строительство бульваров получило после второй мировой войны в районахновостроек, на набережных, в торговых центрах, вдоль основных транспортных магистралей. Бульвары положили начало разделению городских территорий на пешеходные и транспортные зоны, созданию системы не пересекающихся в одном уровне пешеходных и транспортных коммуникаций, возникновению пешеходных улиц. Основными элементами бульваров являются аллеи, дорожки и площадки, группы и живая изгородь из кустарников, газоныи цветники. В настоящее время в крупных городах появились сложные системы бульваров, выявляющие планировочную структуру города. Такие системы можно видеть в центрах Москвы, Киева, Еревана, Харькова, Ташкента и многих других крупных городов. Это обусловлено их дальнейшим ростом и постепенным превращением крупных городских центров в деловые, торговые, культурно-познавательные зоны.
Создаваяландшафтный проект бульвара, необходимо проводить не только анализ природных особенностей его будущей территории, но и функциональный анализ всех окружающих его сооружений и городских участков, а также их перспективное развитие. Бульвары имеют длинные и короткие стороны, они тянутся иногда на несколько километров, к ним могут примыкать скверы, пешеходные улицы, сады. Поэтому композиционная организация бульвара— задача довольно сложная.
Определенную роль в ее решении имеет система входов на бульвар по длинным сторонам. Их обычно устраивают через 150…250 м в зависимости от окружающей градостроительной ситуации, а на улицах с интенсивным движением —400…500 м и в увязке с пешеходными переходами. Поперечные проходы через бульвар желательно не делать, а при их необходимости такое пересечение лучшеразвивать в композиционный акцент на бульваре, подчиняя поперечное движение движению вдоль бульвара.
Бульвары располагаются между проезжей частью и тротуаром, по одной или обеим сторонам улицы, прежде всего в зависимости от ее ориентации по сторонам света. При этом, если улица имеет меридиональную ориентацию, то бульвар может быть по обеим ее сторонам, а если широтную, то с одной, северной стороны, таккак при расположении на южной стороне он будет затенен застройкой.
При двустороннем размещении бульвара и проезжей части в центре улицы необходима акустическая проработка профиля его озеленения во избежание усиления шума от транспорта при многократном отражении от крон высоких деревьев. В профиле озеленения должен быть создан конус звуковой волны.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

реконструкция исторического бульвара в городе се

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре

. Цветном бульваре Московский цирк Никулина на Цветном бульваре Московский.

2 Стр. 97 Просмотры

«PR-кампания культурно-торгового комплекса «Буль

37 Стр. 2 Просмотры

О производственной преддипломной практике в АО «


Историческое описание бульвара

Зеленый массив

Современный бульвар

Постепенно с наступлением более мирного времени актуальность бульваров как оборонительных сооружений стала снижаться. Бульвары с XVIII-XIX вв. стали использоваться для прогулок. Городские власти стали по обеим сторонам облагораживать их деревьями, ровнять и делать пригодными для прогулок. Что такое бульвар сейчас? Это широкая пешеходная зона, ограниченная зелеными насаждениями и украшенная газонами, клумбами, памятниками и скульптурными композициями. Нередко бульвар украшают фонтанами, оснащают скамейками.

Значение бульвара для формирования городской среды

Важную роль бульвары играют в решении архитектурно-планировочного и экологического вопросов. Со стремительным развитием городов возникает необходимость в расширении сети автомобильных дорог. С повышением количества автомобилей происходит усиление загрязненности воздуха в крупных городах. Размещение бульварных сетей вдоль дорог с широкой полосой зеленых насаждений позволяет снизить неблагоприятное воздействие городской среды на человека.

В современной планировке городской среды важным моментом стало наветренное размещение бульвара по отношению к крупным автомобильным узлам. Здесь является целесообразным высадка деревьев с высокими и плотными кронами в несколько рядов по обеим сторонам.

бульвар в городской среде

Значение бульвара для внешнего облика города

бульвар в центре Ташкента

Чем отличается бульвар от проспекта?

Проспект – это широкая длинная улица, с обеих сторон обсаженная деревьями, предназначенная для движения автотранспорта. Проспект имеет несколько основных признаков:

  • проспект должен быть сквозным (несмотря на наличие пешеходных зон, должна быть возможность проехать из одного конца проспекта в другой, не прерывая маршрут);
  • проспект ориентирован на движение по нему общественного транспорта;
  • началом и концом проспекта должны быть транспортные развязки.

Проспект может иметь пешеходные зоны. Но в основном проспектом называют наиболее крупные улицы в городе, предназначенные для движения автомобилей. В некоторых городах проспекты бывают частично или полностью пешеходные, но это скорее исключение, нежели правило. Главное отличие бульвара от проспекта – назначение и размеры. Проспект зачастую длиннее и шире бульвара и ориентирован на транспорт.

Чистопрудный бульвар

Известные бульвары, созданные в советский период

Что такое бульвар для города в целом? Это место отдыха, прогулок для жителей. Это и украшение города. Знаменитое Бульварное кольцо Москвы состоит из десяти бульваров, общей протяженностью девять километров. Бульварное кольцо расположилось на месте бывших укреплений Белого Города. Их снесли в XVIII в. На площадях, куда бульвары имеют выход, и на пересечениях с крупными улицами установлены памятники знаменитым людям России.

Очень красивый бульвар им В. И. Ленина и Узбекский сад были построены в Ташкенте в 70-х гг. XX в. Бульвар состоит из нескольких полос для пешеходного движения и полос с зелеными массивами. В ширину он составляет 110 метров. Протяженность бульвара – около полукилометра. В центре расположен знаменитый Узбекский сад. Он имеет регулярную планировку. В его оформлении использовались разные породы плодовых деревьев. В период их цветения бульвар окутывает аромат цветов. Сад также украшен небольшими водоемами и скульптурными композициями.

Интересный бульвар был сооружен в Баку. Он называется Приморским и состоит из двух террас, расположенных на разных уровнях. Интересен этот бульвар тем, что террасы находятся на материковой части и на искусственной насыпи. Сам бульвар разделен искусственными водоемами. Протяженность его составляет около 3 км. Он украшен различными композициями из клумб, газонов и малых архитектурных форм.

бульвар в Баку

Таким образом, можно говорить о том, что бульвар – это необходимый элемент в формировании городской среды. Их можно совмещать с парковыми зонами. Они придают городу неповторимый облик и колорит.

Бульвары представляют собой озелененные территории в виде полос с развитой сетью аллей и дорог, предназначенные для интенсивного целенаправленного пешеходного движения. Протяженность бульвара многократно превышает его ширину, которая бывает от 10 м и более. Бульвары целесообразно создавать на магистралях, улицах, набережных, ведущих к крупным общественным центрам, паркам, стадионам, выставочным и торговым комплексам.

Бульвары используются жителями ближайших домов для прогулок и кратковременного отдыха, зеленые насаждения при этом выполняют важную санитарно-гигиеническую и архитектурно-планировочную роль. В композициях нередко используют монументы, фонтаны, цветники, малые архитектурные формы, но сооружения на бульварах, как правило, не размещают.

Возросшее транспортное движение современном городе потребовало отказа от традиционного устройства бульваров по оси улицы. Размещение бульваров в зоне проезжей части допускается только для сохранения существующих насаждений при условии проведения реконструкции с целью защиты от шума, пыли, выхлопных газов автомобильного транспорта и создания безопасного движения пешеходов, особенно при последовательном размещении нескольких бульваров.

Бульвары шириной 20—40 м целесообразно приближать к тротуару одной из сторон улицы, что позволяет увеличить массив зеленых насаждений, повысить сопротивляемость деревьев и кустарников неблагоприятному воздействию городской среды. Целесообразно наветренное размещение бульвара по отношению к магистрали. По периметру бульвара для улучшения изоляции рекомендуется создать плотную зеленую полосу двух-, четырехрядными посадками деревьев с густыми кронами и высокой (до 2 м) живой изгороди из кустарников. Для обеспечения видимости водителям автотранспорта изгороди ближе к перекресткам должны понижаться до 0,7 м. Во всех случаях необходимо с помощью зелени стремиться к максимальному разделению пешеходного и транспортного движения.

При ширине бульвара 15—20 м устраивается одна продольная аллея шириной 4—7 м со скамьями для отдыха в нишах-карманах. На бульварах шириной свыше 25 м целесообразно прокладывать дорожку-дублер шириной 1,5—2,5 м. Аллеям могут быть приданы плавные криволинейные очертания. На бульварах шириной свыше 40 м организуется развитая сеть аллей и дорог, создаются изолированные площадки для отдыха взрослых и детей, размещаемые вдоль противоположной от магистрали стороны.

Архитектурно-планировочные решения бульваров определяются конкретным расположением территории в плане города, интенсивностью потоков пешеходов, организацией движения транспорта, ориентацией улиц, климатическими условиями.

Для создания на бульварах затененных и освещенных солнцем участков аллей и площадок, защиты от воздействия городской среды рекомендуется на узких бульварах площадью до 1 га иметь не менее 50—65 % озелененных пространств, а на более крупных — до 75 % общей площади. Интервалы между деревьями должны обеспечивать вертикальное проветривание. На 1 га бульвара рекомендуется размещать 300—400 деревьев. В южных районах пешеходные аллеи и площадки максимально затеняют в расчете на вторую половину дня при условии организации проветривания.

В северных городах очень важно, как бульвар освещается солнцем. Чтобы застройка не затеняла бульвар, его размещают вдоль северной стороны улиц широтного направления и вдоль восточной стороны меридионального направления улицы.

Особая роль в архитектурном оформлении бульвара отводится его торцовым участкам, которые входят в композицию городской площади. Нередко здесь устанавливают памятники или декоративную скульптуру.

Бульвары на набережных не должны мешать обозрению водоема, а лишь оформлять живописные перспективы, открывающиеся с аллей.

Бульварное кольцо Москвы создано на месте укреплений Белого города, снесенных в конце XVIII в. Десять бульваров протянулись на 9 км. При выходе бульваров на площади, в местах их пересечения с улицами установлены памятники Н. В. Гоголю, А. С. Пушкину, Н. К. Крупской, А. С. Грибоедову. Всего в Москве более 100 бульваров. Некоторые из них получили названия из-за высаженных растений (Сиреневый бульвар, Кленовый).

Примеры планировки бульваров
Примеры планировки бульваров: а — Приморский бульвар (Одесса); б — бульвар на Неглинной улице (Москва)

В Баку Приморский бульвар расположен на двух террасах: верхняя лежит на материковой части побережья, нижняя — на искусственном основании, по которому вдоль бухты проложен прогулочный терренкур. Газоны, цветники, живописные композиции из деревьев и кустарников, декоративные водоемы и каналы придают особый колорит протянувшемуся почти на 3 км бульвару.

Бульвар Эркиндик (бывший им. Дзержинского) в Бишкеке (шириной 66 м) имеет пешеходные аллеи, расположенные под высоким (10 м) сводом ширококронных деревьев. Насаждения размещены вдоль аллей. Открытые пространства способствуют проветриванию. Деревья вдоль улиц снижают тепловые излучения от покрытия мостовых и воздействия автотранспорта.

г. Бишкек. Бульвар Эркиндик (бывший им. Дзержинского)
г. Бишкек. Бульвар Эркиндик (бывший им. Дзержинского)
Ташкент. Бульвар им. Ленина. Узбекский сад
Ташкент. Бульвар им. Ленина. Узбекский сад: 1 — цветник; 2 — плодовые деревья; 3 — декоративные деревья; 4 — красивой ветущие кустарники; 5 — газон; 6 — пергола; 7 — водоем
Бульвар в Загребе
Бульвар в Загребе

В генеральном плане Ташкента предусмотрена система зеленых насаждений в виде крупных массивов и непрерывных широких полос — бульваров, связующих их. Озеленение города должно улучшить микроклимат и создать места отдыха жителей. Бульвар им. В. И. Ленина (гл. архит. проекта Ю. Халдеев) имеет ширину 110 м и протянулся на полкилометра. В проекте использованы элементы узбекской, русской, японской и французской школ садово-паркового искусства.

Узбекский сад отличается регулярностью планировки и яркостью цветов. В каждой части сада имеются водоем с проточной водой и цветники, состоящие из четырех квадратов с декоративным эффектом в течение всего вегетационного периода. В одном из квадратов установлены керамические вазы. Во всех цветниках использованы различные окраски, но в сочетании с белым. Большое значение придается аромату (широко используются душистые розы). В саду растут урюк, черешня, ирга, барбарис, шелковица, лох узколистный, платан восточный и другие деревья и кустарники.

Нередко проектировщики стремятся одним и тем же объектам придавать различные функции. Бульвар в Загребе (Югославия) длиной 400 м и шириной 30 м кроме сквозной пешеходной аллеи имеет стоянку на 130 автомашин, размещенную вдоль улиц и занимающую около 30 % общей площади. Для данной территории более подходит название автостоянка (с хорошим озеленением).

В Москве более 60 бульваров. Часть из них находится в самом центре, часть разбросана по разным районам города. Вместе с компанией Ingrad разбираемся, откуда появились бульвары, почему советские аллеи на окраинах далеки от идеала и как мог бы выглядеть огромный бульвар будущего.

Откуда взялись бульвары

Бульвар дю Тампль, дагеротипия 1838 года Лиу Дагера – первое в мире печатное изображение бульвара

Первые бульвары появились в Европе на месте оборонительных сооружений. Достаточно вспомнить Бульварное кольцо в Москве, Рингштрассе в Вене или Большие бульвары в Париже. В некоторых городах прогулочные аллеи проложены вдоль сохранившихся крепостных стен или прямо на них. Такое можно увидеть в Пскове или в итальянском городе Лукка .

Бульвар вдоль крепостных стен в городе Лукка. Фото: depositphotos / tupungato

Впрочем, там же автор отмечает, что это лишь один из вариантов планировки. По большому счёту бульваром можно назвать любую широкую аллею , проложенную вдоль проезжей части, набережной или морского берега.

Как на бульварах зародилась городская жизнь

Важнее другое: бульвар стал первым по-настоящему демократичным пространством в городе. Он был открыт каждому, вне зависимости от ранга или сословия. Именно здесь зарождалась настоящая уличная жизнь — с бесцельными прогулками, свиданиями и посиделками на верандах кафе.

К середине XIX века на парижских бульварах даже сформировался новый тип горожанина — фланёр. Так называли людей, которые выходили на прогулку просто ради удовольствия и наблюдали за происходящим вокруг.

Что не так с советскими бульварами

Тверской бульвар. Демонстрация 1 мая, 1982 год. Фото: pastvu / Wanderlust676

В Москве более 60 бульваров. Десять из них образуют Бульварное кольцо, остальные разбросаны по разным районам столицы. Самый старый бульвар — Тверской, его заложили в 1796 году.

В 1960 году Москва расширилась до МКАД, и в городе началось массовое жилищное строительство. В проектах новых микрорайонов бульварам отводилась роль общественных центров под открытым небом. Часто они пронизывали жилые массивы насквозь, и каждый житель мог быстро добраться до прогулочной зоны.

Вдоль этих улиц возводились универмаги, кинотеатры и киноконцертные залы. Так появились Сиреневый, Самаркандский и Кавказский бульвары.

Вид на Сиреневый бульвар от площади 82-й квартал, 1975 год. Фото: pastvu / Виталий Титов

Он отмечает, что с тех пор изменился не только образ жизни людей, но и нормативная база, которая регулирует застройку и благоустройство. Благодаря этому любой районный бульвар можно сделать более насыщенным. Достаточно разместить на его территории сезонные кафе, велосипедные дорожки, спортплощадки и места для выгула собак.

В 2016 году Москва утвердила Стандарт благоустройства улиц , подготовленный в КБ Стрелка. В нём перечислены 13 признаков хорошего бульвара. Вот некоторые из них: непрерывные пешеходные дорожки, развитая сеть площадок отдыха и островков активности, непрерывные двусторонние велосипедные дорожки и шумозащитные насыпи вдоль бульвара, а также регулярное освещение, которое выполняет навигационную функцию.

Читайте также: