Доклад на тему антитеррор

Обновлено: 02.07.2024

Название работы: Антитеррористическая безопасность Российской Федерации

Предметная область: Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Описание: Правовые и организационные принципы противодействия терроризму. Основные понятия принципы противодействия терроризму правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма устанавливает ФЗ О противодействии терроризму от 06. Направления террористической деятельности: подготовка организация финансирование и реализация террористических актов; подстрекательство к терроризму; организация незаконных вооруженных формирований сообществ групп для реализации.

Дата добавления: 2013-09-06

Размер файла: 54.5 KB

Работу скачали: 92 чел.

71. Антитеррористическая безопасность Российской Федерации . Терроризм как социально-политическое явление. Правовые и организационные принципы противодействия терроризму.

Терроризм – насилие или угрозы его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение(повреждение) или угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, содержащее опасность гибели людей, причинение значительного ущерба имуществу, нарушение общественной безопасности, устрашение населения. Или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных или других интересов: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекращения его деятельности. Нападение на представительства международных организаций с целью обострения международных отношений.

Направления террористической деятельности:

  1. подготовка, организация, финансирование и реализация террористических актов;
  2. подстрекательство к терроризму;
  3. организация незаконных вооруженных формирований, сообществ, групп для реализации теракта;
  4. вербовка, вооружение, обучение террористов;
  5. информирование или иная помощь в планировании, подготовки или реализации теракта;
  6. пропаганда идей теракта, распространение материалов или информации, призывы к осуществлению террористической деятельности, либо оправдание ее необходимости.

Террористическая акция – непосредственное совершение преступления террористического характера:

  1. взрыв, поджог, применение или угрозы применения ядерного взрыва;
  2. применение радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых или отравляющих веществ;
  3. уничтожение, повреждение или захват транспортных средств или других объектов;
  4. в форме посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля представителя национальных, религиозных, общественных или иных групп населения;
  5. захват заложников, похищение людей;
  6. форма создания опасности, причинение вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц, путем создания такой опасности;
  7. распространение угроз в любой форме и любыми средствами

Терроризм как социально-политической явление представляет единство следующих элементов:

  1. Социально-политические концепции и установки (национально-экстремистские, неофашистские, левоэкстремистские, религиозно-экстремистские)
  2. Военизированные боевые и собственно террористические организации, формирования, иные структуры, существующие автономно или в составе партий, общественно-политических организаций, коммерческих структур, преступных сообществ.
  3. Террористическую деятельность – насильственные и демонстративные действия террористического характера, предусматривающие насилие или угрозу его применения в целях устрашения и вынуждения объектов терроризма(общественные и частные организации, граждане) к принятию решений и совершению действий, невыгодных и даже не приемлемых для них в интересах субъекта терроризма.

Выявление и изучение указанных элементов терроризма как сложного явления представляет собой предпосылку для осуществления системного противодействия ему, которое требует общественного воздействия на каждый из названных элементов и определение комплекса мер, адекватных характеру, содержанию и опасности конкретной террористической угрозы.

Особенности терроризма как социально-политического явления:

  1. применение насилия и устрашения, которые достигаются исполнение особо острых форм и методов;
  2. направленность на достижение политических и социальных целей;
  3. повышенная общественная опасность, связанная с непосредственной угрозой жизни людей;
  4. использование конспирации как необходимого условия существования террористических структур и результативности их действий;
  5. нелигитимность

Основные разновидности современного терроризма:

Несмотря на то, что виды терроризма различаются по пропагандистским целям, они нередко совпадают с реальными целями лидеров терроризма: стремлению к противоправному переделу политической власти, собственности, национального богатства. Расхождения между провозглашенными и реальными целями террористических организаций можно использовать для идейно-политического и морально-психологического противодействия терроризму и отрыву от него рядовых участников.

Международные документы, регламентирующие антитеррористическую деятельность:

- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27.01.1977

- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников ,1979 г.

- Протокол по борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию, дополняет конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. 1988 год

- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, 1994

- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997

- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, 2007

Организационные основы противодействия терроризму:

  1. определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
  2. устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти
  3. принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью
  1. определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;
  2. организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и ликвидацию последствий проявлений терроризма;
  3. организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В целях наиболее эффективного и комплексного подхода обеспечения антитеррористической безопасности на государственном уровне в 2002 году была создана Федеральная антитеррористическая комиссия, которая явилась координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 года был образован Национальный антитеррористический комитет, осуществляющий свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, а также заинтересованными организациями.

Помимо единой антитеррористической системы управления на федеральном, региональном и местном уровне в сфере обеспечения безопасности задействованы и другие институты, ведомства, организации, ведущие антитеррористическую деятельность на местном уровне. Это региональные отделения Федеральных органов исполнительной власти, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ. А также органы МСУ, в которых созданы антитеррористические комиссии, как организационная форма противодействия терроризму, и которые подотчетны Национальному антитеррористическому комитету.

Основные принципы противодействия терроризму в РФ:

  1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
  4. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  5. системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
  7. приоритет мер предупреждения терроризма
  8. единоначалие в руководстве, привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористической операции
  9. сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму
  10. конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с террором, а также о составе их участников;
  11. недопустимость политических уступок террористам;
  12. минимизация или ликвидация последствий проявлений терроризма
  13. соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Таким образом , противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов МСУ по:

  1. профилактике терроризма: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов;
  2. борьбе с терроризмом: выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта;
  3. минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

Контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Применение Вооруженных сил РФ в целях борьбы с терроризмом. Вооруженные силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в целях пресечения и устранения угрозы террористического акта в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде. А также для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ.

Терроризм является одним из бичей двадцать первого столетия. Он известен очень давно, однако вскормлен современный терроризм за океаном. В этой связи борьба с терроризмом стратегическая задача любого государства, серьёзно относящегося к своему суверенитету.

В Российской Федерации важным аспектом национальной безопасности является антитеррористическая безопасность. Что же это такое? В настоящее время под антитеррористической безопасностью принято понимать противодействие террористическим деяниям в государстве на всех уровнях.

Чтобы осознать важность антитеррористической безопасности на государственном уровне следует отдельно выделить, что включает в себя террористическая деятельность. Направления террористической деятельности отражены на рисунке ниже.

направления террористической деятельности

Направления террористической деятельности

Понятие антитеррористической безопасности включает в себя все мероприятия по борьбе и предотвращению терроризма.

Виды терроризма

Терроризм отрицательно сказывается на работе любого государства. Он многолик. Существует несколько видов терроризма:

  • политический терроризм
  • националистический терроризм
  • религиозный терроризм
  • уголовный терроризм.

Борьба с каждым видом терроризма требует серьёзных антитеррористических мер, направленных на защиту граждан России иеё суверенитета.

Правовое регулирование антитеррористической безопасности в РФ

Борьба с терроризмом – это общемировая проблема. В этой связи следует отметить, что антитеррористическая деятельность регулируется как международными, так и локальными нормативными актами. Так на международном уровне действуют следующие документы:

  • Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27.01.1977
  • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников,1979 год
  • Протокол по борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию, дополняет конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. 1988 год
  • Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, 1994
  • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997
  • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, 2007.

События начала двухтысячных подстегнули Россию на ужесточение антитеррористического законодательства. После 2014года, когда США и их союзники стали более масштабно спонсировать террористические группировки по всему миру, стало очевидным, что необходимы особые документы, направленные на обеспечение

Правовая основа борьбы с терроризмом в РФ определена в ФЗ "О противодействии терроризму", Конституции РФ, в общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ, а также в принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах других федеральных органов государственной власти.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ. В ред. от 23.04.2018
  2. Уголовный кодекс РФ
  3. ФЗ "О противодействии терроризму" – 2006 г.
  4. ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" – 2006 г.
  5. Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 (ред. от 19.01.2018) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".
  6. Указ Президента РФ "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" – 1996 г.,
  7. Постановление Правительства РФ "О мерах по противодействию терроризму" – 1999 г.

Организационные основы противодействия терроризму в РФ

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется на разных уровнях. Рассмотрим полномочия каждого уровня власти отдельно.

Президент РФ:

  1. определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
  2. устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти
  3. принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью.

Правительство РФ:

  1. определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;
  2. организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и ликвидацию последствий проявлений терроризма;
  3. организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В целях наиболее эффективного и комплексного подхода обеспечения антитеррористической безопасности на государственном уровне в 2002 году была создана Федеральная антитеррористическая комиссия, которая явилась координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

В 2006 году был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Он создан Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму". Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

структура НАК

Структура аппарата Национального антитеррористического комитета РФ

Помимо единой антитеррористической системы управления на федеральном, региональном и местном уровне в сфере обеспечения безопасности задействованы и другие институты, ведомства, организации, ведущие антитеррористическую деятельность на местном уровне. Это региональные отделения Федеральных органов исполнительной власти, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ. А также органы МСУ, в которых созданы антитеррористические комиссии, как организационная форма противодействия терроризму, и которые подотчетны Национальному антитеррористическому комитету.

Принципы противодействия терроризму в РФ

Противодействие террористической угрозе в Российской Федерации строится на основе принципов закрепленных в нормах действующего законодательства. К числу принципов можно смело отнести следующее:

террористической угрозе в образовательном учреждении.

Глава 1. Теоретические аспекты определения террористической деятельности…….5

  1. Определение терроризма.
  2. Классификация терроризма………………………………………………………..6
  3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма………….8
  4. Антитеррористическая деятельность……………………………………………. 9
  5. Действия при террористической угрозе в образовательном учреждении……11

Список использованной литературы…………………………………………………….15

В наши дни терроризм вошёл в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, угон самолётов, взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, физическое устранение политических соперников, покушения на представителей различных ветвей власти и т.д. стали уже привычным явлением. [1,c.15]

Каждая новость о совершенном теракте вызывает ужас во всем мире. Становясь одной трагедией для всех стран. Чаще всего объектами террористов становится мирное население, а косвенным объектом являются органы государственной власти, высокопоставленные политические деятели. [4, c.8]

Тема терроризма весьма остро стоит и в России.
Одно из самых страшных терактов произошедших в России - это террористический акт в Беслане. Были убиты ни в чем неповинные люди, прежде всего дети. Беслан стал ужасом для страны и для всего мира, потому, что ничего похожего раньше не происходило. Никогда ранее специально не проводился захват школы, где подавляющее большинство составляли именно дети. [8, c.28]

Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. [14]

Проблема терроризма является междисциплинарной и исследуется во многих науках: политологии, истории, социологии, конфликтологии, юриспруденции, психологии. Многие исследователи занимаются данной проблемой, это такие авторы как, Р. Адельханян, Ю. А. Ансимов, А. К. Боташева, О.В. Будницкий, Н. Н. Даниленко, А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Кудрявцев, А.В. Малашенко, А. Ю. Пиджаков, В.Б. Петухов, Э.А. Паин, И. Л. Трунов. Это далеко не весь перечень авторов, занимающихся исследованиями в данной области.

Цель – раскрыть понятие терроризм и изучить действия при террористической угрозе.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1)Анализ и обобщение теоретико-методологических подходов к исследованию терроризма как сложного негативного социально-политического явления.

Глава 1. Теоретические аспекты определения террористической деятельности.

Террористический акт, по своей сути, имеет чрезвычайный характер, который определяется следующими факторами:

- тщательность планирования, организации, подготовки и высокий уровень конспиративности действий террористов;

- захват заложников, что объективно служит гарантией для террористов и достижения их целей;

- выбор различных транспортных средств, что нередко затрудняет действия штурмовых групп, сил правопорядка;

- гибкость и неординарность тактики действий террористов практически на всём протяжении преступной акции;

- наличие у преступников достаточного количества оружия, а нередко и взрывных устройств, что делает угрозу уничтожения заложников весьма реальной;

- отсутствие достаточного опыта в некоторых по проведению социальных операций, когда в силу отдалённости или недостатка времени не могут быть использованы специальные подразделения;

- высокая вероятность возникновения массовых волнений и беспорядков, конфликтов на межнациональной почве и других криминальных ситуаций в связи с возможностью утечки информации, возникновением и распространением слухов о принадлежности террористов к той или иной национальности;

- большой общественный, в том числе, международный резонанс. [4,c.27]

1.2. Классификация терроризма.

Существует разнообразие классификаций и типологий терроризма. Исследователь О. Балан, например, выделяет следующие:

1) По цели и намерению террористического акта:

а) Уголовный терроризм - он преследует материальный или персональный интерес, сопровождается вымогательством, шантажом, угрозами;

б) Социальный терроризм - имеет цель свергать правительство, изменять общественный строй в какой - либо стране.

в) Политический терроризм - главной целью его является разрыв отношений между государствами, устранение конкретных политических лидеров или глав государств. Из самых громких актов такого типа можно перечислить убийства бывших президентов: Джона Кеннеди в США, Анвара Садата в Египте, Сальвадора Альенде в Чили, бывших премьер-министров Индии -Индиры и Раджива Ганди, Ицхака Рабина в Израиле;

г) Государственный терроризм предполагает использование государством террористических актов против каких-то движений или конкретных лиц. [9,c.50]

2) По территории, где он практикуется, деструктивным факторам и их распространению:

а) Национальный или внутренний терроризм - он создает террористическую среду для того, чтобы с помощью актов насилия воздействовать на моральное состояние населения;

б) Международный терроризм - это нелегальное использование силы и насилия, совершающееся группой лиц, которая находится за рубежом (или руководится из-за границы), он направлен против населения и правительств других стран.

3) По главным причинам появления терроризма:

а) Расовый терроризм - возник в США во второй половине XX века, представлен известной организацией ку-клукс-клан.

б) Национальный терроризм - обычно встречается только в пределах одного государства;

в) Неофашистский терроризм - направлен на установление политики правых сил, проявление насилия, вмешательство во внутренние дела других стран;

г) Фундаментально-религиозный терроризм - в качестве примера можно привести террористические акты, совершенных сектой "Аум Синрикё" в Японии, ИРА в Ирландии, ХАМАС в Израиле.

4) По способам исполнения террористических актов:

а) Направленный терроризм - террористические акты направлены на реализацию поставленной цели;

б) Косвенный терроризм - террористические акты совершаются с использованием косвенных приемов и методов, приводящих к достижению поставленной цели"[20, C.99].

По методам воздействия различают:

- терроризм с использованием физического насилия (лишение отдельных лиц или даже целых их групп жизни, нанесение увечий и иных телесных повреждений, ограничение свободы);

- терроризм, сопряженный с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение государственных объектов, общественного, коллективного или частного имущества);

- терроризм с применением методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов и т.д.). [13,c.23-32]

В конце 20 века проблема терроризма приобрела особое значение. Терроризм стал многоликим по своему характеру. Он совершается не только экстремистскими организациями и преступниками одиночками, но в ряде тоталитарных государств – их спецслужбами. [1,c.77]

Наибольшую угрозу для мирного сообщества представляет международный терроризм, стремительный рост которого принёс страдание и гибель большому числу людей. [1,c.58]

1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма.

Специалисты и ученые постоянно обращают внимание на причины распространения терроризма.

Значительное влияние на распространение терроризма в нашей стране и в ближайшем зарубежье оказывает в настоящее время подъём исламского терроризма на Ближнем Востоке и в ряде других стран Азии и Африки. [2,c.48]

Основными причинами распространения терроризма имеют следующие факторы:

Социально-экономические факторы:
- рост безработицы и возникновение серьезных экономических проблем;

- снижение жизненного уровня населения одновременно с возросшей социальной дифференциацией, которые вызывают у граждан к жизни такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ненависть, ностальгия по прошлому;

- экономический кризис, рост цен;

- кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный опыт и лиц, имеющих опыт работы со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами.

- репрессии со стороны правящей элиты по отношению к оппозиционным политическим партиям;

- усиление внутриполитических конфликтов в государстве;

- столкновение политических интересов двух стран в каком-либо регионе;

- поощрение терроризма на уровне государственной политики;

- недовольство деятельностью правительства иностранных государств, в связи с чем, совершаются террористические акты против его представителей и учреждений;

- агрессия в отношении другого государства и его оккупация в большинстве случаев влечет за собой вооруженное сопротивление мирного населения (партизан), использующего террористические методы.

- нерешенность национальных, экономических, религиозных и иных проблем, имеющая для данной этнической, религиозной группы важное значение, а также стремление к перераспределению жизненных ресурсов и природных богатств;

- несовпадение этнических и религиозных границ, предъявление в связи с этим территориальных и политических претензий, одной нацией другой , одной религией другой, и также желание сделать свою страну мононациональной или монорелигиозной. [2,c.79-91]

В последние годы терроризм приобрел целый ряд новых черт, которые делают его особо опасным для государств, социально-экономических и политических систем. Речь идет, в частности, о терактах, нарушении экономических взаимосвязей, стабильности транспортных перевозок и т.д. По мнению экспертов, терроризм в XXI веке будет носить еще более организованный и изощренный характер, увеличит масштабность акций за счет применения достижений научно-технического прогресса. Происходящая экспансия терроризма в мире порождает встречный процесс со стороны ряда государств по созданию и развитию механизмов противодействия этой угрозе. Стало очевидным, что для эффективной борьбы с ним требуется совместные усилия всего мирового сообщества. [9,c.82]

1.4. Антитеррористическая деятельность.

Борьба с терроризмом – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности. [12,c.67]

В настоящий момент в РФ сложилась система нормативных актов, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Федеральные законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти.

- организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

- подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

- организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им. [14]

Анализ политико-правовых документов и нормативных актов, научных и публицистических работ, реальной практики позволяет определить, что основное содержание современной государственной политики противодействия терроризму в России - деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. [10,c.128]

Юридической ответственности подлежат не только лица, непосредственно осуществляющие террористическую деятельность, но и те, кто способствует осуществлению террористической деятельности (путём финансирования, легализации доходов), а также лица, которые в результате неисполнения требований закона способствуют совершению террористических актов (журналист, раскрывший местоположение сотрудников правоохранительных сил, работник банка, не сообщивший об операциях, направленных на финансирование терроризма и т.д.). [14]

1.5. Действия при террористической угрозе в образовательном учреждении.

В современном мире необходимо уметь ориентироваться и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, а также научиться обеспечивать условия, способствующие расследованию преступлений. И учителя, и дети, и их родители должны хорошо представлять свое поведение в экстремальных ситуациях, психологически быть готовыми к самозащите. [6,c.47]

В последнее время нередки случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами (ВУ). Подобные предметы находят в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

- наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоляционной ленты;

- подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов.

- Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет, не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и

мобильных, вблизи данного предмета;

- Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы;

- Зафиксировать время и место обнаружения.

Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки, находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. [5,c.63-65]

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п. Все чаше человеческая жизнь становиться предметом торга для террористов. Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

Несмотря на то, что каждый случай захвата своеобразен и имеет свою специфику, практика деятельности органов правопорядка все же позволяет дать некоторые рекомендации. Они могут оказаться полезными для тех, кто попал в такую ситуацию.

- не пытаться оказывать сопротивление, не проявлять ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к выходу или окну. Неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов;

- не допускать действий, которые могут спровоцировать применение оружия и привести к человеческим жертвам;

- не смотреть преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе;

- если заставляют выйти из помещения, говоря, что вы взяты в заложники, не сопротивляться;

- при необходимости выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, стараться не допускать истерики и паники;

- в случае когда необходима медицинская помощь, говорить спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимать, пока не получите разрешение.

Нужно быть внимательным и постараться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, разговоры и т. п.

Террористы — это особо опасные преступники. Они разрабатывают и применяют различные средства террористической деятельности, в том числе предполагающие использование отравляющих химических веществ и биологических средств (агентов). Поэтому только постоянное проявление наблюдательности, высокой бдительности и дисциплинированности, строгое соблюдение требований данной инструкции каждым сотрудником и обучающимся могут предупредить и предотвратить террористические акты и другие преступления в школе и на ее территории, обеспечить безопасность школьников и персонала во время их нахождения в образовательном учреждении. [9,c.55]

Инструктаж по антитеррористической безопасности является процедурой, предполагающей изучение гражданами порядка действий в случае возникновения угроз для жизни или здоровья. Процесс обучения может происходить на территории предприятий, учебных заведений, публичных учреждений. Как же осуществляется обеспечение антитеррористической безопасности и защищенности?

Антитеррористическая защищенность в РФ

Антитеррор

Терроризм в последние десятилетия стал довольно-таки распространенным явлением на планете. Напряженность ситуации предопределяется увеличением и без того многих незаконных формирований, которые обостряют обстановку главным образом на территории ближневосточных государств. Целями террористических атак могут быть самые разнообразные места: самолеты и аэропорты, черта города, детские учреждения, организации, в общем, любые общественные места с большим скоплением людей.

Подобная опасность требует более эффективных мер, чтобы предотвратить новые трагедии. Подготовка антитеррористической защищенности на особо важных объектах, усиление охраны в режимных организациях не всегда могут быть достаточными мерами. Кроме всего прочего, особое внимание уделяется и подготовке непосредственного персонала этих и других организаций.

Антитеррористическая безопасность Российской Федерации

В школах, в больницах, на предприятиях и в любых других организациях должны быть утверждены документы, определяющие порядок действий людей при возникающих угрозах. Это так называемые антитеррористические инструкции и паспорта. Их основные положения обязаны быть доведены до сведения всего персонала. В дополнение ко всему, чтобы произошло большее публичное ознакомление, следует вывешивать и наглядную агитацию. Всеми этими мероприятиями должно заниматься руководство, причем в самостоятельном порядке.

Антитеррористическое подразделение

Федеральным законодательством определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны заниматься обеспечением условий по предотвращению угроз для жизней граждан. Тем не менее, нормативными документами не разъясняется подробно, каким образом можно гарантировать антитеррористическую защищенность в РФ. В результате перечень мероприятий разрабатывают ответственные лица в самостоятельном порядке. Практически это выглядит как утверждение локального документа, паспорта, в котором должны быть прописаны соответственные меры.

Рекомендации по антитеррористической защищенности в РФ

Примером одного такого локального документа, отвечающего за антитеррористическую безопасность, можно назвать Инструкцию. В ней имеются некоторые разделы, в которых говорится об:

  • Общих положениях;
  • Обязанностях охраны;
  • Действиях персонала при угрозах.

Что написано в общих положениях

Здесь обычно описываются общие назначения документа. Этим же разделом перечисляются некоторые меры, которые должны предприниматься персоналом. К первичным мероприятиям антитеррористической безопасности могут предъявляться следующие требования:

Россия против террора

Что написано в обязанностях службы безопасности

Здесь описываются задачи, которые исполняются охраной на предприятиях. В частности, под антитеррористической безопасностью в школах предполагается:

  • Осуществление регулярных проверок исправности сигнализаций, средств защиты;
  • Незамедлительные уведомления в правоохранительные органы о нахождении подозрительных свертков, пакетов, коробок;
  • Проведение регулярных обходов зданий и дворов.

Какие требования предъявляются к порядку действий персонала

Здесь описываются правила, которыми обязаны пользоваться сотрудники в случае возникновения угроз для их жизней. К примеру, полностью обрисовывается последовательность всех действий в случае обнаружения подозрительных предметов, которыми могут быть свертки, коробки, пакеты и прочие вещи, а также необходимая в таких случаях срочная эвакуация и другие мероприятия. Обязательно наличие разных приложений к инструкции в виде схем с указанием аварийных выходов, номеров телефонов экстренных и специальных служб и др.

Как проводятся инструктажи

Они проводятся несколькими этапами. Антитеррористической безопасностью объектов предполагается непременное обучение персонала порядку действий в условиях опасности. В ходе его проведения персонал знакомится с направленностью политики предприятия в области антитеррористической защищенности. Все руководители могут определять свои собственные системы обучения. Главным образом выделяют четыре основных этапа, которые связаны:

  • С назначением ответственного сотрудника;
  • С разработкой плана обучения;
  • С выполнением инструктажей;
  • С отражением итогов в журналах.

Но и этим стадиям могут сопутствовать самые разнообразные процедурные действия, которые должны способствовать равномерному распределению нагрузок среди подразделений компании.

Каким образом назначаются ответственные

Назначение ответственных может осуществляться на основании распоряжений руководителей. Следует отметить, что когда количество персонала довольно-таки большое, целесообразнее всего было бы заняться созданием специальной службы. А когда численность персонала невелика, можно ограничиться и одним служащим. Распоряжения руководителей доводятся до сведения ответственных сотрудников. В их должностные инструкции вносятся соответственные поправки.

Как разрабатывается план обучения

Первым делом ответственными лицами компании разрабатывается программа, в которой должны быть предусмотрены организационные вопросы со всеми необходимыми мероприятиями. Вслед за этим подбираются способы по ознакомлению персонала с информацией. Это могут быть устные разъяснения, демонстрация фото- или видеоматериалов. В программе содержатся разделы, в которых должно сообщаться:

Терроризму - нет

Порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах

Когда наступают чрезвычайные обстоятельства, например, угроза террористической атаки, все сотрудники обязаны быть подготовлены к этому и знать правила действий при ЧО. Для этих целей в программу дополнительно должны включаться правила действий персонала сотрудников, с:

  • Предоставлением эвакуационного плана;
  • Обозначением мест, в которых персонал может укрываться;
  • Информированием сотрудников о правилах общения с правоохранительными органами об угрозах.

Таким образом, все сотрудники должны располагать четким планом антитеррора, в котором должны быть расписаны все действия по предотвращению терактов, а также при возникновении иных опасностей.

Какие имеются способы обучения

Особенности мероприятий антитеррора

Ко всем мероприятиям, при выполнении которых необходимо обладать специальной подготовкой, следует подходить планомерно. Например, это может быть тренировка действий по тревоге, вследствие обнаружения подозрительных предметов. Планы можно составлять в виде таблиц с указанием в них:

  • Порядковых номеров;
  • Наименований мероприятий;
  • Ответственных лиц;
  • Времени проведения.

Если понадобится, подготовительные мероприятия можно разбивать по фазам и проводить с сотрудниками в разное время. Планы согласовываются на заседаниях комитетов с руководителями. Информация об инструктажах должна доводиться до всех служащих или работников. Обычно, это делается при помощи публичного оповещения (объявлений, рассылок писем и прочими).

Индивидуальные и коллективные мероприятия

Инструктажи могут проводиться самыми разнообразными методами. В основном подготовку проводят в группах персонала. Индивидуально изучать правила можно и с новичками. Стоит подметить, что все мероприятия допустимы исключительно в рабочее время. Законодательством запрещено задерживать персонал или работать с ним по выходным дням.

Плакат о взрывных устройствах

Но когда проведение обучения в рабочее время не получается, сверхурочные выходы должны быть оформлены соответственно к нормативной базе, это же касается и оплаты. Запрещается проведение обучения и в обеденные перерывы. Руководители предприятий должны также выделять специальные помещения, в которых персоналу будет разъяснено все об антитеррористической безопасности РФ, вместе с правилами поведения на случай угроз.

Как оформляются результаты

Результаты инструктажей должны отмечаться в специальных журналах. Их ведут лица, которые постановлением руководителей уполномочены проводить обучение. Законодательство не установило требования по ведению журналов. Таким образом, их формы утверждаются локальными документами руководителей предприятий. Однако контролирующими органами могут проводиться проверки содержания журналов. По итогам ревизий могут предъявляться претензии, которые необходимо устранять. Журналы должны храниться у уполномоченных лиц. Они должны быть подписаны, пронумерованы, прошнурованы и заверены печатью. Заполняются журналы по мере надобности.

Чем занимается Антитеррористическая комиссия

Антитеррористическая комиссия – это орган, который занимается осуществлением координационной деятельности на территориях субъектов РФ. а также работает с территориальными органами исполнительной, в том числе и местной власти, по вопросам профилактики терроризма, минимизации и ликвидации возможных последствий его выражения. Комиссии занимаются реализацией на всей российской территории госполитики по противодействию терроризма, изучают политические, социально-экономические и иные процессы в регионах, которые оказывают воздействие на обстановку в сфере противодействия террористической деятельности, разрабатывают меры по профилактике терроризма, а также выполняют многие другие задачи. Председателями комиссий, как правило, являются губернаторы регионов. С положениями об Антитеррористических комиссиях можно ознакомиться на официальных сайтах.

Краткие выводы по антитеррору

Алгоритм действий при терракте

Гарантии обеспечения безопасности на любых предприятиях являются одними из основополагающих задач руководителей. Некоторым директорам не совсем понятна значительность этих процессов. Такие руководители ссылаются на невозможность остановки производственных процессов и не занимаются исполнением требований законодательства об обязательном обучении персонала. Но, как известно, от террористических угроз никто не застрахован.

Как правило, начинается паника, которая может привести к самым серьезным последствиям, поэтому правоохранительными органами систематически проводятся напоминания о том, что необходимо проводить инструктажи по антитеррору. Не достаточно того, чтобы демонстрировались исключительно документальные фильмы по этой тематике. Инструктажи по безопасности не являются прихотью законодателя. Необходимость в их проведении диктуется реалиями наших дней.

Читайте также: