Доклад на тему антикоррупционное образование и воспитание

Обновлено: 05.07.2024

Шевень Людмила Николаевна
ФГБОУ ВПО Смоленский государственный университет
старший преподаватель кафедры менеджмента


Аннотация
В данной статье рассматривается роль антикоррупционного воспитания в молодежной студенческой среде.
Автором излагается практический опыт и методика проведения Дискуссионных площадок по проблеме противодействия коррупции в Смоленской области.


Abstract
This article examines the role of anti-corruption education of students. The author sets out the experience and methodology of discussion forums on the issue of counteration to corruption in the Smolensk region.

В современных условиях коррупция, как крайне негативный социальный феномен, являющийся огромной глобальной проблемой, является подвидом девиантного поведения. Сегодня, как нами было замечено, коррупционные модели поведения, стали в большей степени присущи современной молодежи, которая начинает выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в жизни современного человека. Автор исследования считает, что данное поведение в первую очередь является отклоняющимся от правовых норм, но и особенно затрагивает нормы нравственности и морали.

Ее масштабность феномена в среде российского социума и на поведенческом уровне молодежи, обуславливает необходимость уделять особое внимание антикоррупционному воспитанию как направлению молодежной политики, а также как решающему фактору повышения эффективности борьбы с коррупцией в России. Именно антикоррупционное образование и воспитание молодежи в средних и высших учебных заведениях, от которой будет зависеть вектор и траектория развития России, способствуют решению указанной проблемы посредством устранения глубинных причин, связанных с массовым сознанием, правовой и политической культурой, ее порождающих.

Обобщая перечисленные выше проблемы мы приходим к выводу о необходимости внедрения антикоррупционного воспитания в высшей школе.

Представляется, что антикоррупционное воспитание в вузе целесообразно реализовывать не только формальным, но возможен и неформальный способ решения задач. Так, под формальным воспитанием мы будем понимать включение антикоррупционного воспитания в общеобразовательные программы, реализуемые вузом, а что касается неформального воспитания, то оно должно реализовываться в свободное от учебы время и включает в себя патриотические мероприятия, конференции, экскурсии, различные формы внеучебной практики. Об этом опыте авторской работы и его результате хотелось бы остановиться более подробно.

Основной предполагаемый результат, который мы перед собой поставили заключается в том, что личность, наделенная знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, не желающая мириться с проявлениями коррупции, должна быть способная и желающая их устранять.

При этом нами были выделены следующие задачи антикоррупционного воспитания:

- дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;

- научиться распознавать коррупцию;

- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

- сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и моральноэтическими нормами;

- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения в молодежной среде;

- формировать молодое поколение нетерпимость к проявлениям коррупции;

- продемонстрировать возможности и эффективные способы борьбы с коррупцией и т.д.

Таким образом, Людмилой Николаевной Шевень была предпринята попытка организовать на базе факультета экономики и управления Смоленского государственного университета Дискуссионную площадку, на которой эксперты вместе со студентами различных вузов г. Смоленска смогли бы не только обсуждать сложившуюся ситуацию, но и совместно находить эффективные способы противодействия коррупции как на муниципальном уровне, так и в среде бизнеса.

Дискуссионная площадка в действительности начала свою работу еще в 2012 году и деятельность ее продолжается по настоящее время. На сегодняшний день состоялось огромное количество совместных заседаний различных по своему типу и содержанию. Охвачено более 350 студентов различных высших учебных заведений.

Так, наиболее плодотворными оказались следующие:

С приветственным словом, обращенным к студенческой аудитории и гостям МДСП о роли и необходимости решения вопросов противодействия коррупции в России выступил зав.кафедрой менеджмента, доцент Эдуард Александрович Борохов.

Далее, для студенческой аудитории и своих коллег были подготовлены доклады о возможности антикоррупционного воспитания и его интегрирование в учебные программы высшей школы, в ходе которого удалось продемонстрировать уже существующий опыт работы в данном направлении и перспективы усиления роли антикоррупционного воспитания в учебные планы высшей школы.

На вопрос возможно ли самостоятельно защитить свои нарушенные права и если да, то как следует это делать студенты затруднялись дать однозначный ответ, опираясь на то, что в России слабо представлено правовое поле и у большинства населения отсутствует правовая культура, нет гарантий на сохранность жизни после свободно высказанного мнения. Поэтому абсолютным большинством студенты проголосовали зелеными карточками, т.е. за улучшения процессов в данном вопросе и принятие грамотных и эффективных законов.

Особенно эффективен был процесс работы студенческой аудитории при составлении SWOT-анализа существующей проблемы, и с большим успехом участвовали в командной работе по написанию эффективных мер противодействия коррупции в различных отраслях деятельности человека. При этом в ходе защиты своих авторских проектов они горячо спорили со своими коллегами, с большим энтузиазмом отстаивали свою точку зрения и искренне, с неподдельным чувством патриотизма старались предложить наиболее эффективные мероприятия в области антикоррупционной политики.

В заключении мероприятия было высказано мнение о значимости участия студентов в проектах по противодействию коррупции на территории Смоленской области, а также был дан старт социальному конкурсу на лучший сценарий видео ролика по антикоррупционной социальной рекламе, подведение итогов которого затем прошло весной 2012 года.

II Межвузовская дискуссионная студенческая площадка была посвящена теме государственного регулирования противодействия коррупции при осуществлении предпринимательской деятельности в России и за рубежом.

Очередное мероприятие, проходившее 26 июня 2012 года началось с важности подобных встреч экспертов и студенческой аудитории, когда на основе дискуссии студенты приобретают ценные знания по актуальным общественным проблемам, получают информацию об альтернативных механизмах противодействия коррупции в предпринимательской среде и о построении грамотной и эффективной социально-экономической политики в российском государстве.

Далее звучали доклады, в которых отражалась сущность зарубежного опыта и нормативно-правовой базы, позволяющей нивелировать проблему коррупции во взаимодействии государства и бизнеса. В выступлениях прозвучали основные понятия, которые используются в законодательной базе на примере США, Франции, Великобритании, Германии, Кита и отражают специфику борьбы с коррупционными проявлениями на территории данных стран.

С информацией об этических аспектах отношений государственных служащих и представителей бизнеса выступили сами студенты, которые смогли самостоятельно разобраться с этим аспектом, в их докладе содержалась не только повествовательная информация, но и элементы обратной связи с интерактивной работой.

Следует отметить, что с каждым заседанием студенты достаточно активно участвуют в обсуждении предложенных ситуаций, и уже настойчиво спорят и размышляют над сложившимися обстоятельствами, пытаются вместе с выступающими экспертами находить пути решения и противодействия негативно сложившимся нормам.

В качестве экспертов на этот раз пригласили еще и представителей СМИ, правовых экспертов Общественной Палаты России.

В первой части работы был осуществлен просмотр конкурсных студенческих работ в предложенных номинациях, а именно: номинация 1: Авторский короткометражный видеосюжет на тему: Противодействие коррупции на муниципальном уровне; номинация 2: Агитационный стикер по предотвращению коррупции;

Завершилось мероприятие выступлением экспертов с оценкой конкурсных работ и подведением итогов с вручением дипломов участникам и призерам.

V Межвузовская дискуссионная площадка проходила 20 ноября 2013 года и подразумевала под собой работу над социальными видео роликами антикоррупционной направленности. Студенты более 8 часов совместно трудились над созданием короткометражных сюжетов, которые затем с большим успехов пользовались популярностью в интернет пространстве, и демонстрировались в ряде высших учебных заведениях г. Смоленска и Смоленской области.

VI Межвузовская дискуссионная площадка проходила 28 марта 2014 года, главной целью которой являлась разработка норм и правил антикоррупционного поведения в бизнес-среде. На мероприятие были приглашены не только представители предпринимательских кругов, но и государственные служащие. Это было одно из самых больших и расширенных заседаний, на котором присутствовало более 80 человек. Большое внимание было уделено порядку, закону и ответственности за нарушения. Предпринимателям было предложено поучаствовать в разборе практических кейсов, помогающих понять, в первую очередь, вопросы конфликта интересов.

Практически весь 2015 учебный год прошел под эгидой агитации антикоррупционной направленности. В этот период состоялись VII-IX Дискуссионные площадки, на которых активная молодежь совместными усилиями разработала наклейки и листовки с призывом “Нет коррупции!”, а затем организовывала различные акции среди случайных жителей города, раздавая их каждому в руки. Большое внимание просветительной работе ими было уделено в органах муниципальной власти.

Таким образом, антикоррупционное воспитание в высших учебных заведениях является одним из направлений антикоррупционной стратегии государства и заключается в формировании неприятия к коррупционным преступлениям и персонифицированного понимания коррупции слушателями. Реализация антикоррупционного воспитания в молодежной студенческой среде до сегодняшнего дня продолжается, и предполагает, прежде всего, системное интегрирование знаний в различные изучаемые дисциплины, а также это невозможно без вовлечения слушателей в общественную и социально значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практики.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития.

Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – это залог успешности.

Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития и важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.

Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.

Когда-то слово “коррупция” означало испорченность и моральный упадок. Сейчас она кратко характеризуется как злоупотребление общественной властью для получения личной выгоды .

Корру́пция - это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции

Задачи антикоррупционного воспитания:

Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;

обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе

взаимодействия педагогов и учащихся;

педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);

способствовать реализации различных возможностей: общаться,

находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически

мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история, литература и т.п. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.

В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике.

Для учащихся также проводятся классные часы в форме дискуссий и

ролевых игр со следующей тематикой:

1. Быть честным. По законам справедливости.

3. Откуда берутся запреты?

4. Быть представителем власти. Властные полномочия.

5. Когда все в твоих руках.

6. Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?

7. Закон и необходимость его соблюдения.

8. Государство и человек: конфликт интересов.

9. Требования к человеку, обличенному властью.

10. Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке

человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка.

Основные элементы системы антикоррупционного

воспитания отражены в табл. 1.

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

Учащиеся начальных классов

к хранителям порядка,

порядка в классе и школе

компетентности в решении

жизненных задач по

существующим нормам и правилам

Формирование у учащихся

Формы антикоррупционного воспитания в образовательных организациях

1Мероприятия, проводимые образовательными организациями самостоятельно

2 Мероприятия, проводимые совместно с другими организациями сферы образования, ОВД, правозащиты и др.

3. Мероприятия, проводимые совместно с общественными организациями

4. Функционирование специальной комиссии по работе с родителями и оказание им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания.

Формы проведения профилактических работ в образовательных организациях

-для профилактической работы АВ необходимо иметь информационные стенды в школе

- проведение лекций, бесед, классных часов и т.д.

- проведение интерактивных уроков, просмотр фильмов и т.д.

При этом обязательно должна быть регулярность проф. работ с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания.

Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования

- Обеспечить регулярное проведение региональных практико-ориентированных научно-методических семинаров, конференций во взаимодействии со стажировочной площадкой по вопросам антикоррупционного воспитания

- Обеспечить методическую поддержку педагогов и ресурсного центра по вопросам организации и проведения мероприятий по вопросам антикоррупционного воспитания

Рекомендации органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования

- Обеспечить педагогам возможность пройти повышение квалификации (профессиональную подготовку) по программам, обеспечивающим овладение технологиями и компетенциями для реализации мероприятий с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания

- Обеспечить регулярное проведение муниципальных практико-ориентированных научно- методических семинаров, конференций по вопросам антикоррупционного воспитания.

Рекомендации руководителям ОУ по распространению форм проведения профилактических работ

- Организовать в ОУ специальную комиссию по работе с родителями и оказанию им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания

- Обеспечить регулярное практико-ориентированных, научно-методических встреч, мероприятий с обучающимися и их родителями по вопросам антикоррупционного воспитания

- Оформить договорные отношения с общественными организациями, с организациями сферы образования, ОВД, правозащиты для обеспечения работы с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания.

- учителям-предметникам, классным руководителям вести работу с целью антикоррупционного образования и воспитания.

Примерный план, посвященный антикоррупционному воспитанию

Дата и место проведения

Количество участников мероприятия

Ответственный за организацию и проведение мероприятия

Размещение на общедоступных местах в школе и на школьном сайте:

- устава с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании;
- адреса и телефоны органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств.

Информирование родительской общественности о расходовании средств, поступивших в качестве добровольных пожертвований.

Размещение на школьном сайте информации о реализации планируемых мероприятий

Если же, в каждом ОУ будет проводиться такая работа, то можно в будущем ожидать такой результат:

Предвиденный результат — это сформированная личность, которая

наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культу.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.


Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания.


Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания

Выступление на педагогическом совете.



Антикоррупционное воспитание молодежи: проблемы формирования российской модели

Коррупция, как и любой вид криминальных деяний, возникла и будет существовать только в условиях государственно организованного общества. Сегодня коррупция в России — это самая актуальная проблема управления и прямая угроза национальной безопасности государства. В России, конституционно позиционирующей себя правовым государством, коррупция, к сожалению, стала привычным явлением, и что самое тревожное — проявление вполне терпимого отношения к ней в обыденной жизни как к неизбежному и свойственному новым условиям хозяйственной деятельности.

Тем не менее, несмотря на пристальное внимание к столь порочному социальному явлению, коррупция с каждым годом разрастается. Исходя из криминолого-криминалистической характеристики этого деяния, специалисты всех стран мира пытаются выработать эффективные методики и сформировать действенные модели борьбы с коррупцией. Есть вполне успешные примеры борьбы с ней. До мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Греция являлась самой коррумпированной страной ЕС, обходя по этому показателю только Румынию и Болгарию. Однако с 2012 г. в стране развернулась жестокая борьба с коррупцией. Была создана Генеральная инспекция, напрямую подчиненная парламенту. Разработан и действует комплекс политических, идеологических, правовых и воспитательных мер. В результате на скамье подсудимых оказался и был осужден на 20 лет лишения свободы, например, бывший министр обороны Цохадзапулос!

Кстати, он получал так называемые бонусы от крупного бизнеса за заключение выгодных оружейных контрактов.

Есть сингапурский вариант борьбы с коррупцией. Там установлен высокий уровень зарплаты для госслужащих, но при этом принимаются жесткие меры. Например, были поголовно уволены все сотрудники таможенной службы. Заметим, что по этому же пути пошли в Грузии периода президентства М. Саакашвили, когда изгнанию с государственной службы подвергся весь личный состав действующей системы дорожно-патрульной службы.

Коррупция как негативный социальный феномен, являющийся не только национальной, но и глобальной проблемой современных государств, является подвидом девиантного (отклоняющегося) поведения. Ее нельзя минимизировать лишь силовыми или законодательными методами. Влияние на сознание молодого человека и воспитание в нем нетерпимости к коррупции являются весьма значимыми факторами в борьбе с данным феноменом.

Статистика показывает, что коррупционные модели поведения особенно присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Ярким примером служит пласт высших учебных заведений, однако практика показывает, что в школе ситуация обстоит не менее удручающе.

Анализируя данную проблему, можно с уверенностью сказать, что такое поведение является отклоняющимся не только от правовых норм, но и от норм нравственности и этики. Ускоренный прогресс указанного подтипа поведения служит причиной социальной аномалии, неправильной социализации молодежи, изначальному недоверию к закону и системе правосудия, падению ее духовного и нравственного развития, укоренению стереотипов незаконного поведения, снижения законопослушности и др. Неслучайно особо пристальное внимание в рамках молодежной политики уделяется феномену коррупции на поведенческом уровне в среде молодежи. Государство четко понимает, что антикоррупционное воспитание общества является решающим фактором повышения эффективности борьбы с коррупцией в России.

Именно антикоррупционное образование и воспитание молодежи, от которых зависит будущее страны, способствуют решению указанной проблемы посредством устранения глубинных причин, связанных с массовым сознанием, правовой и политической культурой.

Антикоррупционное воспитание в рамках образовательных учреждений воздействует на самое главное — чувственные, подсознательные, рациональные и ценностные компоненты массового сознания. Это является весьма важным условием успешности борьбы с коррупционными моделями поведения в молодежной среде.

Следует выделить основные задачи антикоррупционного воспитания молодежи: знакомство студентов с феноменом коррупции (понятием, характеристиками, типами, классификациями, причинами, последствиями, механизмами распространения и т.д.); формирование нетерпимости к проявлениям коррупции; ознакомление с возможностями и механизмами борьбы с коррупцией; воспитание ценностей и установок, необходимых для формирования нетерпимости к коррупции. При этом, на наш взгляд, целесообразно было бы выделить отдельный вид подготовки профессионалов по борьбе с коррупцией, в том числе это мог бы быть специальный курс обучения.

Современная молодежь характеризуется достаточно сильным уровнем деформации правосознания. Зачастую взятка и другие коррупционные практики кажутся чем-то привычным, обыденным и даже нормальным. Именно антикоррупционное воспитание, активно внедряемое в образовательную систему и молодежную политику в настоящее время, будет способствовать формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности нашего государства.

Далее, не менее важной проблемой является отсутствие антикоррупционного воспитания в традиционной системе воспитания. В данном аспекте справедливо задают вопрос о том, во сколько лет необходимо начинать антикоррупционное воспитание и конкретно на какую возрастную категорию направлены те или иные разработанные методические рекомендации, а также, что не менее важно, как организовать эту работу? Выделить тему коррупции из контекста жизни в стране в детской аудитории затруднительно. В настоящее время почти отсутствуют специалисты, которые готовы жертвовать свое время на проведение воспитательных бесед с детьми, не хватает и материала, который был бы наработан и готов к применению, адаптирован под нынешнее жесткое общество, в том числе подростковую среду. Не менее важной проблемой является и консервативность педагогической деятельности.

Также следует отметить: одной из проблем в области антикоррупционного воспитания является тот факт, что увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции способствуют обогащению знаний учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем, когда у них появится такая возможность. Как мы отмечали выше, опасность состоит еще и в том, что эта программа (при формальном подходе) может превратиться в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Такую роль, собственно, играет телевидение, тиражируя различные криминальные сериалы, являющиеся по сути систематизированными наглядными пособиями по противоправной деятельности.

Нельзя обойти тот факт, что в нашем обществе сложилось устойчивое мнение о силе закона, коррупции и в целом государстве. Данные социологических исследований показывают, что проблема коррупции прочно укоренилась в общественном сознании и воспринимается уже как естественная составляющая российского общества. Существенную роль в этом вопросе играет роль средств массовой информации, так как каждый день с газетных полос и телеэкранов, гражданам говорится о низкой эффективности работы государственных органов в данном направлении. Исходя из этого, у учащихся, особенно в школах, формируется негативное отношение к мероприятиям, направленным на воспитание правового сознания. Особо примечательно то, что мы с уверенностью, на основе данных ведущих научных школ по психологии, можем утверждать: данное устойчивое мнение передается с психологическими задатками, т.е. ребенок рождается уже подготовленным к реалиям, а реалии плачевны.

В рамках антикоррупционного воспитания нельзя недооценивать роль семьи. Проблема в данном аспекте состоит в том, что родители зачастую недостаточно заинтересованы в подготовке ребенка к взрослой, осознанной жизни. Наоборот, они застольными, бытовыми рассуждениями о состоянии коррупции в России служат негативным элементом в антикоррупционном воспитании общества.

Таким образом, проанализировав проблему борьбы с коррупцией через призму подготовки общества в котором уважают закон, в котором любое отступление от закона общественно порицается, можно сделать вывод о том, что основным ожидаемым результатом антикоррупционного воспитания видится подготовка человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества, и т.д. В работе с учащимися начальных классов необходимо обращать особое внимание на формирование культуры поведения и потребности соблюдения правил. С нашей точки зрения это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что должностные лица всегда будут действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения.

Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.

Завершая рассмотрение данной темы, отметим: мы не убежденными в том, что только благодаря работе с молодым поколением и посредством лишь антикоррупционного воспитания можно победить коррупцию. Антикоррупционное воспитание заслуженно занимает свое место в построении правового государства, так как является элементом повышения равно правового сознания общества и его правовой культуры.

Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности.

Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.

Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям.

Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.

Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления;

сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

На школьных уроках важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества.

Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творческих работ и т. п. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернета и т. д. Учитель сможет расставить смысловые акценты при изучении ряда тем, выявлять отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывать установки на антикоррупционное сознание и поведение.

Содержание по антикоррупционной тематике (прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников различного возраста) может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов (элективов) для старшеклассников, а также изучаться педагогами в виде отдельных модулей в системе повышения квалификации.

Выделим темы, вопросы содержания стандартов, при изучении которых сведения, задания по антикоррупционной тематике могут сделать уроки более интересными, действенными, воспитывающими.

В 2007 году были внесены изменения и дополнения в Программу Министерства образования и науки РТ по реализации антикоррупционной политики (приказ от 16.08.2007 №1552/7) и в состав актикоррупционной комиссии министерства (приказ №1802/7 от 23 октября 2007 г .)

Министерство образования и науки Республики 'Татарстан в рамках предоставленных полномочий исполняет контролирующие, надзорные и разрешительные функции в области образования. Важным фактором предупреждения коррупционных рисков в сфере предоставления государственных услуг является четкая их регламентация.

Министерством образования и науки РТ приняты административные регламенты оказания государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, присвоению учебной литературе грифа Министерства образования и науки Республики Татарстан, утверждены приказом министра от 4.07.2007 за №1200/7.

С целью проверки соблюдения установленных требований организационно-технологических условий про ведения ЕГЭ и ЕРЭ на ППЭ организован контроль за неукоснительным исполнением нормативных правовых требований по организации и проведению ЕГЭ и ЕРЭ.

В целях реализации Программы Министерства образования и науки РТ по реализации антикоррупционной политики в части антикоррупционного образования осуществлялась следующая деятельность.

антикоррупционное образование педагогов осуществляется через организацию семинаров-практикумов, педсоветов, а также изучение нормативных документов по вопросам антикоррупционной направленности.

Организация внеклассной работы с учащимися также предусматривает комплекс мероприятий, позволяющих проводить антикоррупционное воспитание среди детей и подростков.

Большую роль в формировании правосознания подростков, коллективов образовательных учреждений в целом играют уполномоченные по правам участников общеобразовательного процесса.

Автор материала: Хованская Светлана Валерьевна

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.


В статье автор раскрывает проблему антикоррупционного воспитания среди молодежи и предлагают пути устранения указанной проблемы.

Ключевые слова: коррупция, молодежь, антикоррупционное воспитание.

В настоящее время коррупция является негативным социальным феноменом. На сегодняшний день модель коррупционного поведения больше присуща современной молодежи, которая считает данный способ более легким для решения возникших проблем. Данное поведение, безусловно, является безнравственным и противоречащим нормам права.

В связи с этим, возникает необходимость уделять особое внимание антикоррупционному воспитанию у молодёжи, путем устранения массового сознания, порождающего коррупцию, ведь именно от подрастающего поколения зависит будущее России.

Степень разработанности темы данной работы определяется наличием современных исследований, повещённых антикоррупционному воспитанию. Они содержаться в трудах С. М. Николаева [3], Д. А. Рыбалкина [4], Н. В. Сюзевой [6] и др.

Перечисленные научные труды в своей совокупности свидетельствуют о теоретической и практической значимости указанной проблемы и представляют попытку ее решения.

Целью антикоррупционного воспитания является закладывание ценных установок, развитие способностей, которые необходимы для формирования гражданской позиции в отношении коррупции, формирование прочных моральных убеждений.

Задачи антикоррупционного воспитания:

– Показать, что такое коррупция и из чего она состоит;

– Стимулирование путем поощрения неприемлемости к проявлению коррупции;

– Демонстрация возможностей борьбы с коррупцией;

– Формирование антикоррупционной личности непрерывный процесс по привитию человеку: антикоррупционных знаний; моральных убеждений; качеств и чувств; моральных потребностей и привычек.

Таким образом, анализируя некоторые моменты данного опроса, можно сделать вывод о том, что проблеме антикоррупционного воспитания среди молодёжи не уделяется должного внимания.

Важно понимание детьми что коррупция — это плохо, серьезное отношение к антикоррупционному воспитанию подрастающего поколения, к мероприятиям, связанным с антикоррупционным воспитанием с целью заложения в детях нравственных привычек.

Для более качественного понимания сущности коррупции и достижения положительного результата в борьбе с ней, я предлагаю проводить с учащимися работы соответствующие их возрастной категории.

Для начальной школы особое внимание следует уделить формированию культуры поведения детей, понимание добра и зла, понимание детьми что нужно соблюдать определенные правила поведения. Например, проведение конкурса рисунков на тематику добра и зла.

Таким образом, направления антикоррупционного воспитания должны заключаются в следующем:

  1. Информирование подростков о многообразии коррупции, ее сути. Учащиеся должны четко понимать о всех аспектах коррупции, ее формах и видах.
  2. Правовое просвещение учащихся, в частности в сфере антикоррупционного законодательства.
  3. Освоение навыков борьбы с коррупцией, важно понимание что, борьба с коррупцией носит не только пассивный, но и активный характер, если же общество будет находить оправдание коррупции, закон просто не сможет ее предотвратить. Будущее России зависит от того, как в настоящее время сложится отношение к коррупции у подрастающего поколения.
  4. Пропаганда антикоррупционного воспитания, распространение концепции уважения к закону — это важное направление реализации Национального плана противодействия коррупции.
  5. Понимание природы коррупции, формирование у учащихся навыков аргументированно защищать свою позицию в сфере противодействия коррупции.

Изучая антикоррупционное воспитание, необходимо уяснить его суть. Она стоит в том, что необходимо уделять особое внимание антикоррупционному воспитанию у молодёжи, путем устранения массового сознания, порождающего коррупцию.

Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционное воспитание, коррупция, особое внимание, подрастающее поколение, возрастная категория, массовое сознание, понимание детьми, работа, Россия, указанная проблема.

Читайте также: