Доклад на тему активизация познавательной деятельности на уроках математики

Обновлено: 08.07.2024

Цель: Создание условий для развития, проявления познавательного интереса, самоутверждения учащихся в своих возможностях.

Повышать уровень познавательной активности и учебную мотивацию учащихся по математике.

Формировать самостоятельность учащихся при изучении данного предмета.

Стимулировать познавательные интересы школьников.

Актуальность.

К сожалению большие трудности обучающиеся испытывают при изучении математики. Этот предмет многим учащимся неинтересен. В результате снижается уровень подготовки учащихся по математике. В современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Поэтому, с моей точки зрения, наряду с содержанием образования очень важны также и методы, способы передачи знаний детям. Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса является воспитание познавательного интереса, познавательной активности школьника. Познавательный интерес - это глубинный, внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Наличие интереса является свидетельством правильной организации учебного процесса, а его отсутствие - показателем серьезных недостатков в организации обучения. Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению.

Проблема активизации познавательной деятельности была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.

обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Этапы работы по самообразованию

2.Постановка целей и задач.

4.Изучение методической, педагогической, психологической литературы.

5.Посещение уроков учителей по данной теме.

1. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.

2. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме в связи с внедрением ФГОС для детей с УО (интеллектуальными нарушениями).

3.Курсы повышения квалификации учителей.

4.Участие в семинарах, на конференциях.

1.Участие в семинарах, на конференциях.

2. Результаты участия в районных, республиканских, всероссийских конкурсах.

3. Посещение семинаров, уроков учителей по данной теме.

4. Выступления с собственным опытом.

5. Проведение открытых уроков.

1. Выступление на заседании методического объединения

2. Консультативная помощь учителям и учащимся.

3. Участие и результаты на республиканских конкурсах, конференциях.

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия. Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом или другим источником знаний. Учащиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с педагогом, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие

Составлен план самообразования:

Обзор в методической литературы по требованию ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями ;

Освоение новых компьютерных программ, работа с интерактивной доской;

Давать открытые уроки;

Постоянно знакомиться с методикой работы творчески работающих учителей;

Регулярно обновлять методическую литературу;

Выступление на заседании школьного МО

Пропагандировать среди учащихся и родителей здоровый образ жизни;

Своевременно проходить курсы повышения квалификации, повышать свой интеллектуальный уровень, эрудицию, культуру.

Познавательная активность включает:

1.Мотивы и цели деятельности.

2.Интерес к предмету.

3.Внимание к изучаемому объекту.

7.Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.

Познавательной активности учащихся не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике. Для активизации познавательной деятельности учащихся я использую разнообразные приемы и методы обучения математике, учитывая уровень развития и индивидуальные особенности учащихся.

Для решения поставленной перед собой цели я применяю такие педагогические технологии:

Технология уровневой дифференциации.

Образовательная технология

Цель применения образовательной технологии

Эффекты, результативность использования образовательной технологии

Повышение качества образовательного процесса

Поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.

Формирование и совершенствование самореализации личности.

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Технология уровневой дифференциации.

Повышение уровня мотивации учения, создание ситуации успеха для каждого ученика, развитие его индивидуальных качеств.

Овладение умением самостоятельно приобретать знания; формирование умений и навыков практического характера; развитие творческого потенциала, умения применять знания в усложненной ситуации.

Активизация учебного процесса, развитие творческой активности и познавательного интереса учащихся, развитие внимание и стимулирование умственной деятельности.

Умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива.

В связи с внедрением ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями для освоения области развития жизненной компетенции своей работе стараюсь больше использовать задачи практического характера. Для этого собран материал с заданиями, которые способствуют повышению интереса к математике. В начале урока математики для разминки или на этапе организационного момента я использую различные задания.

Примерные варианты заданий:

Задачи на смекалку;

Задачи практического характера;

Упражнения с геометрическими фигурами;

Упражнения на развитие наблюдательности;

Упражнения на восприятие.

Главная задача для меня не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться. Жизнь постоянно требует, чтобы воспитание интереса к знаниям шло на уроке интересном, развивающем активность и самостоятельность мышления, приучают к труду и активной умственной деятельности. Механическая работа на уроке, приводящая к ничтожному напряжению мысли, мало полезна. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения. Когда учащемуся надо самому подумать, сделать вывод, обобщение, когда он видит перспективу применения полученных знаний на практике.

Продукты по самообразованию

Проводила Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест с ответами, В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик).
Распространение опыта

В заключение своей работы можно сделать вывод, что познавательный интерес представляет важнейший фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

- характером (многосторонним, широкими интересами, локальными стержневыми, либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействие;

- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

- связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.

У учащихся формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Применяя на своих уроках творческие задания при активизации познавательного интереса, у учащихся прививается интерес к уроку, любовь к математике, достигаются обязательные результаты обучения.

Список источников:

1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1992. - № 7-8. –с. 27.

2. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 401 с.

3. Симановский, А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка /А.Э. Симановский. - М.: Рольф, 2000. - 160 с.

4. Тихомирова,Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11 – 14 лет). /Л.Ф. Тихомирова.- М.: Рольф, 2001. - 160 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики


Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения, убивает

в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике – это появление необходимых, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых “почему”, там, где, казалось бы, все ясно и понятно. Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы – это главное чему надо научить ребенка при обучении математике в начальной школе. Реализация поставленной цели осуществляется с помощью упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти.

Современная педагогика исходит из того, что ученик должен быть не только объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию учителя, но и быть активным субъектом его, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Для этого у него необходимо вырабатывать не только навыки внимательного восприятия учебной информации, но и самостоятельность учения, умение выполнять учебные упражнения, проводить опыты, а также решать проблемные задачи.

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень владения знаниями и способами деятельности определяет ход мыслительного процесса и его результат, а, следовательно, и продуктивность познавательной деятельности.

Развитие познавательной деятельности младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения и осуществляется на протяжении всего младшего возраста.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Развитие ребёнка неразрывно связано с его активностью. Развитие может происходить только через активность. Активность учащихся как психическое состояние является основой для всей их учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности. Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем и формированию активности как свойства личности.

Активизация означает, с одной стороны, проявление активности как состояния и, с другой стороны, увеличение меры активности.

Для активизации познавательной деятельности можно использовать следующие формы:

Групповая форма обучения;

Устный счет на уроках математики;

Организация самостоятельной работы;

Метод исследовательского обучения;

Игровые моменты (урок-игра);

Творческие домашние задания;

Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет делать то, что желает учитель.

В своей практике я использую приёмы, которые способствуют активизации процессов восприятия и запоминания.

Приёмы, способствующие активизации процесса восприятия:

-организация самостоятельной работы учащихся при ознакомлении с новым материалом;

-ознакомление с планом работы над новым материалом;

-постановка проблемных вопросов, которые способствуют непосредственному включению учащихся в процесс рассуждения;

-использование элементов исследовательской деятельности;

-использование сравнения в процессе работы;

-установление связей между ранее изученным материалом и новым;

-применение различных средств наглядности.

Приёмы, способствующие активизации запоминания:

-установка на запоминание определенного материала на длительный срок и сосредоточение внимания на материале;

-обязательная проверка понимания учебного материала и сопоставление его с ранее изученным материалом;

Очень часто на своих уроках использую игру для активизации умственной работы детей. В игре отрабатываются навыки продуктивного мышления, развивается желание решать проблемы. Чтобы правильно организовать игру, необходимо определить её цель, порядок проведения, используемое оборудование, инструкции для участников.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, решать задачи.

Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно в коллективных, формируются нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что даёт возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, и с интересом приступают к выполнению различных заданий. На уроке созданы все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем идёт обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Оптимальные условия для овладения знаний каждым учеником и для развития каждого ученика могут возникнуть тогда, когда обеспечивается максимальная активизация деятельности школьников. Таким образом, стараюсь обеспечивать напряжение мысли каждого своего ученика, создавать условия для проявления детьми творчества, сознательно и целенаправленно управлять процессом овладения знаниями, умениями и навыками учащихся, побуждать их самостоятельно думать.

Что ценнее всего для человека? “Здоровье”- не задумываясь, скажет каждый. Мне хочется добавить: “Мысль”. Готовясь к уроку, учитель так подбирает материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. А хороший учитель, кроме этого, еще и предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматривает методы ее стимуляции, причем не какими-нибудь волюнтаристскими способами, а путем разумной инъекции в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, азартного, веселого, т.е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку- этого главного могильщика учебного процесса.

У хорошего учителя уроки не только полезны, но и приятны. Да и результаты гораздо более надежны, потому что они получены в комфортных (для души) условиях.

По проблеме активизации познавательной деятельности в свое время печаталось много трудов. Т. В. Ситникова (журнал “Математика в школе“ № 2, 1993 г.), О. И. Овечкина (№5, 1993 г.), И. П. Мигунова (№ 6, 2000 г.), В. А. Далингер (№7, 2007 г.), газета “Математика“ № 14, № 15, 2008 г.

Перечислю ряд приемов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся:

Предлагаю несколько приемов используемых мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Все предложенные приемы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий. Они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне, как учителю.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных методов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотреблять трудолюбием ребят.

1. Использование активных игровых технологий.

Хорошим помощником на уроках является мячик- экзаменатор, к поверхности которого, по желанию, можно прикрепить любую информацию, начиная от табличного умножения, формул сокращенного умножения, прогрессии и т.д. Перебрасывая мяч друг другу ребята выполняют задание, проговаривая его вслух. При этом остальные учащиеся контролируют правильность формулировок и выполнения заданий. Это довольно активная форма работы, позволяющая подвигаться, даже попрыгать.

2. Игра “Рыбалка”.

Из четырех, предложенных на “рыбках” примерах, ребята I варианта “вылавливают” примеры с ответом, например 5, а учащиеся II варианта отбирают примеры с ответом, например, 6.

3. “Устный счет- гимнастика ума”.

Перед уроком на каждую парту выдается карточка для счета. Она может быть тематической или общего характера.

4. Примеры оформленные в виде блок-схем, лесенок

5. Табличные задания

Найдите правило, по которому составлена следующая таблица.

6. Задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении.

7.Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие стимулируют работу учащихся.

В этом помогает “Мелоежка”- забавное игрушечное животное с белыми пушистыми щечками (вероятно, испачканное съеденным мелом). Он появляется на доске, когда предстоит восстановить пропущенное число, знак, слово или фразу в тексте. Подразумевается что их “съел” Мелоежка.

8. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами- шутками, заданиями на внимание.

Известно, что дробь (В*А*Р*Е*Н*Ь*Е) / (К*А*Р*Л*С*О*Н)

равна целому числу. В числителе и знаменателе стоят произведения цифр, и разные буквы обозначают разные цифры. Чему равна эта дробь?

9. Сочинительство задач, сказок - это целый раздел в методике работы с детьми.

По теме " Пропорции”, после конкурса творческих работ, провожу урок по детским задачам с обязательным указанием авторов.

Когда я вру? мой нос вырастает на 2 см. Сейчас его длина 12 см. Сколько раз я соврал?

Хозяйственный кот Матроскин завел корову и решил делать сливочное масло. Из одного литра молока получается 40 грамм масла. Сколько молока надо надоить Мотроскину, чтобы получить 100 кг. масла?

“Ваши знания - это …”

11. Для фронтальной работы удобно использовать различные игры, проводить соревнования.

В моем арсенале такие игры как: “Домино”, “Хоккей ”, “Перестрелка“, “Скачки “, “Ринг “, “Улей”, “Деловая игра” и другие.

12.Форма выбора ребятами заданий также может быть различна:

Например броском кубика, на гранях которого указаны номера заданий, либо по выбору геометрических фигур, под которыми указаны номера упражнений, что позволяет даже выявить психологические особенности ребенка (добрые обычно выбирают круг), либо вытягивание номеров, закодированных буквами (в конце урока из этих букв можно предложить ребятам составить слово)

Виды мониторинга по изучению интереса учащихся к математике

Нужно разместить все школьные предметы на ступеньках лестницы. На 1 ступеньке самые скучные, трудные, нелюбимые, а на последней - интересные, полезные, любимые.

Цель проекта: посмотреть, как изменяется отношение учащихся к учебному предмету- математике и ее роли в изучении школьного курса.

Опрошено 58 учащихся 6-х классов - 2007 год.

68 учащихся 6-7 классов- 2008 год.

Разместить все школьные предметы на “ступенях лестницы знаний”.

На первой ступеньке - самые скучные, трудные, нелюбимые. На последней – интересные, полезные, любимые.

Итого: Математику как школьный предмет размещают…

с 2 по 4 ступеньку – 20% опрошенных (12 учащихся)-2007 год.
- 7% опрошенных (5 учащихся) -2008 год.
с 5 по 8 ступеньку – 10.3% опрошенных (6 учащихся)-2007 год.
15% опрошенных (10 учащихся)-2008 год.
с 9 по 12 ступеньку – 67.2% опрошенных (39 учащихся)-2007 год.
76% опрошенных (52 учащихся)-2008 год.

Из общего количества учебных предметов выше по ступенькам были расположены – музыка, ИЗО, география, история и физкультура.

Учащимся было предложено оценить по 5-бальной системе различные объекты, связанные с изучением математики по следующим категориям:

1 балл – совсем не нравится.
2 балла – не нравится.
3 балла – так себе.
4 балла – нравится.
5 баллов – очень нравится.

Оценивалось 16 объектов. Результаты показаны в диаграмме.

Очень хорошо активизируют познавательную деятельность ребят внеклассные мероприятия.

Факультатив “Дополнительные главы к учебнику математики” они посещают с удовольствием.

И в заключение несколько фраз из работ моих учеников. На итоговом уроке ребята пишут, что им понравилось на уроках в этом учебном году, а что нет. Вот их ответы.


Доклад поможет понять, что формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения.

Описание разработки

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований. И это закономерно, т. к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно - техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности. Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка?

Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

С древнейших времён педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставят задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности.

Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умении учиться. В современной школе учитель должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к изучению материала, их желание узнать что - то новое.

Учёба обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Степень активности школьников является реакцией, методы, и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Значительным вкладом в педагогическую науку являются исследования В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина. Они выявили возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Т. И. Шамова различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.

При организации воспроизводящей деятельности учитель пользуется объяснительно - иллюстративными методами преподавания, что и обеспечивает воспроизводящую активность учащихся (работа с дидактическими средствами обучения, с печатным материалом).

Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. Сущность деятельности педагога связана с использованием информационно - поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично - поисковый характер деятельности ученика.

Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Педагогическим средством, позволяющим развить творческую активность, является организация исследовательской деятельности учащихся.

Активизировать познавательную активность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ: и дифференцированный подход в обучении, и самостоятельную работу на уроке, проблемные и игровые ситуации, поощрения, эмоциональное воздействие, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Познавательная активность развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует познавательные возможности учащихся; вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию нравственных, эстетических качеств учащихся. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

«Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случая

Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка?
Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Читайте также: