Доклад на совещание по качеству

Обновлено: 04.07.2024

Подобный формат совещаний, с анализом работы по качеству выпускаемой продукции за месяц, практикуется в рамках дней качества службы главного инженера и постоянно действующей комиссии по качеству (ПДКК) службы генерального конструктора. Ранее проводились дни качества на уровне управляющего директора, на которых обсуждались проблемы и пути их решения при производстве конкретного изделия. Мы заметили, что многие проблемы носят управленческий характер и приняли решение расширить формат мероприятия, чтобы распространить информацию по всем подразделениям, участвующим в производстве разных видов изделий.

– Каков формат мероприятия?

– На совещании по каждой теме рассматриваются конкретные события и проблемы. Можно сказать, что День качества – это озвучивание проблем и методов их решения. Если проблема уже решена, то методы решения должны быть доведены до всего персонала – в том числе через участников данного совещания. А к участию в нем приглашаются не только директора по направлениям и начальники цехов/корпусов, но и цеховые советы по качеству, куда входят заместители начальников цехов, начальники техбюро и БТК – непосредственные организаторы работы на цеховом полу.

Также по инициативе управляющего директора в этом году в цеховых днях качества будут участвовать директора по направлениям.

Учитывая внимание к вопросам качества на уровне первого лица, мы рассчитываем, что в целом проведение дней качества приведет к более высокой исполнительской дисциплине.

– Можно подробней остановиться на том, чем вызвана необходимость проведения дней качества?

Дни качества направлены на то, чтобы показать – как нужно действовать в той или иной ситуации: случается какой-то инцидент – смотри документы, там описан весь механизм действий, алгоритм действий уже существует (!). Надеюсь, что дни качества помогут всем на них присутствующим услышать ценную информацию и организовывать работу в своих подразделениях по правилам.


– Чем наступивший 2019 год будет отличаться от предыдущих периодов с точки зрения обеспечения качества?

– Работа планомерно продолжается. Повторю, мы должны целенаправленно приближать людей к системе, чтобы они работали в ней, а не за ее рамками. Помимо дней качества в планах организовать регулярные, ежемесячные, встречи с начальниками центров производственных компетенций и цехов, вести разговор о показателях качества конкретного ЦПК и цеха.

– Это будет Ваш личный спрос с начальников цехов?

– Да, и с директором производства это уже согласовано.

Многие думают – есть служба качества, вот она и занимается качеством. Нет. Качество – это интегральный показатель, результат деятельности каждого. И, конечно, руководители цехов и корпусов должны первыми радеть о четком исполнении всех требований обеспечения качества выпускаемой продукции.

Первая реакция у большинства на любое событие – усилить контроль. Не контролем качество достигается, а технологией (!). Функция контролеров – приемка годной продукции. Им должны мастера подавать на контроль продукцию, убедившись сами в ее годности. А мастеру – рабочий.

– Старясь приблизить человека и систему, какой Вы видите идеальную картину этого сближения?

– Не будем скрывать, это в нашей ментальности – прочитать инструкцию и тут же придумать, как ее обойти. Простой пример. Рабочий посмотрел технологию, там сказано – возьми такой-то инструмент и обработай такую-то поверхность, подошел к рабочему месту, а этого инструмента нет. Но он же мастер на все руки! Взял другой инструмент да сделал. Правда, не подумал, что у этого инструмента обороты другие, у материала проникающая способность иная и прочее. Размер получился – ура! На самом деле, радоваться тут нечему.

В идеале человек даже не должен размышлять на тему, выполнять ему технологию и все другие инструкции, стандарты, требования или нет, он однозначно должен знать их и безоговорочно выполнять (!). И если работник не может их выполнить, он обязан заявить об этом, а не пытаться найти решение самостоятельно.

– Задача сложная, ее решение, наверно, стоит начинать с момента приема человека на работу? А Вашим союзником должен стать не только директор производства, но и директор по персоналу?

– Директор по персоналу давно является нашим союзником в этом вопросе. Четыре года назад при приеме на работу мы ввели вводные инструктажи. Даже в целях на год директора по качеству прописано: обеспечить 100-процентный вводный инструктаж по системе менеджмента качества всех поступающих вновь работников. Мы сняли учебный фильм по этой теме и 2–3 раза в неделю рассказываем новобранцам наглядно, с примерами о нашем предприятии, о том, что человек поступает на работу на серьезное предприятие и у нас действуют свои правила, которые надо выполнять.

– Что Вы еще ждете от других служб?

Мы очень надеемся на еще большее внимание к производству службы главного инженера. СГИ играет огромную роль в обеспечении качества: инструмент, оснастка – технологическое оснащение в цехах, регламентное обслуживание оборудования – все в их ведении.

Служба генерального конструктора уже развернулась лицом к производству. Мы рассчитываем, что СГК будет гибко реагировать на потребности и возможности производства в части искоренения повторяющихся несоответствий, через внесение изменений в конструкторскую документацию – когда нет иных технологических возможностей.

От продуктовых направлений мы ждем большего внимания к сборочному производству, чтобы решение всех проблем, возникающих на цеховом полу, не отдавалось на откуп руководству цеха.

Советую всем и каждому не забывать тезисы из Декларации о качестве. В нее заложены простые емкие ценные постулаты. Они утверждены управляющим директором. Основной из них – сроки не являются основанием выпуска некачественной продукции.

– Это плановая кропотливая работа, направленная на достижение определенных целей, которая поможет улучшить показатели в будущем году, а именно: минимизировать возвраты из эксплуатации, снизить количество съемов двигателей с испытаний и возвратов продукции из смежных цехов, повысить уровень технологической дисциплины на местах и так далее. Система показателей качества установлена нашей управляющей компанией, мы ежемесячно по ней отчитываемся и рассчитываем улучшить результаты по всем показателям. Уверен, что всем вместе нам это по плечу, и компания максимально оправдает ожидания наших заказчиков.

Структура и цель.Составление служебных документов может преследовать две цели: первая — информирование, вторая — ин­формирование и убеждение. Когда назначение документа — ин­формирование, материалы располагаются в простом порядке, по­зволяющем доводить информацию ясно и четко, с минимальной вероятностью того, что читающий что-то перепутает. Беспорядоч­ное перечисление фактов может привести к ошибке, поэтому очень важно, чтобы факты излагались в логической последовательности. Это может быть

- хронологическая последовательность событий;

- географическая последовательность (разобраться с районом А, прежде чем переходить к району В);

- степень важности (более важные факты упоминаются перед менее важными или наоборот).

Эти логические цепочки могут показаться простыми, и пото­му-то они так привлекательны. Опираясь на них, можно предло­жить несколько простых конструкций, соответствующих различ­ным целям:

для доклада — описание событий в логической или хронологи­ческой последовательности; заключения (если требуются); реко­мендации (если требуются);

для текущего отчета — констатация достижений к определен­ному времени; описание работы, которую осталось сделать; ука­зание на проблемы, стоящие на пути завершения задания; опре­деление путей решения проблем; рекомендации.

Если в докладе намереваются не просто провести аргументы, но сделать это способом, заставляющим прийти к определенным выводам и рекомендациям, существует правило: начать с более слабых аргументов и постепенно переходить к более сильным. Это может значит, что, например, если обсуждается некая программа действий, а автор доклада хочет противостоять ей, в докладе сна­чала должны быть рассмотрены аргументы в защиту данной про­граммы, а затем противопоставлены им более сильные аргументы против. Такая последовательность естественно приведет к выводу, что одобрять программу действий не нужно. Аналогично, если на обсуждение было представлено несколько вариантов программы действии, доклад следует начинать с наименее желательных, ко­торые отвергаются при помощи более веских аргументов против этих вариантов. Затем надо систематически рассмотреть оставшие­ся варианты, отвергая их подобным же образом один за другим. Наконец, очередь доходит до самого желательного варианта, ос­тающегося как бы одним-единственным, который логически дол­жен быть принят.

Структура и образец.Итак, наибольшее влияние на структуру документа оказывает то, для какой цели он предназначен. Вторым определяющим фактором являются, как уже говорилось, правила оформления, которые зафиксированы в образцах. Образец отра­жают общую структуру и способы представления документа. В док­ладе необходимы следующие элементы:

· вступление — указание на сущность содержания документа, хотя бы в одном предложении;

· определение цели, т.е. отражение того самого существенного в документе, что объясняет его назначение;

· основная часть — изложение основных фактов;

· выводы (заключения), если они требуются, т.е. если цель доку­мента — не только информирование, но и убеждение;

· рекомендации, если они требуются, т.е. если защищается некий план действий;

· резюме — краткое изложение сути документа, если он длинный или сложный (может быть помещено и в начале, и в конце).

Рассмотрим последовательно все элементы.

Вступление и определение цели. Назначение вступ­ления — представить документ наиболее понятно и доступно.

Основная часть. Эта часть менее всего подчиняется образ­цу. В ней автору предоставляется полная свобода обращения с ма­териалом для достижения своих целей. Некоторые указания, каса­ющиеся того, как лучше сгруппировать материал, даны выше.

Выводы. Назначение этого элемента — свести воедино выво­ды, которые должны вытекать из основной части документа. Но­вые факты или аргументы здесь не приводятся. Все выводы пред­ставляют в виде простого списка четких положений.

Рекомендации. Рекомендации — это предложения относи­тельно действий, которые, возможно, потребуются в результате сделанных выводов. Они должны, конечно, вытекать из этих вы­водов. Например:

1. Все существующие учебные материалы должны быть просмотрены и приведены в соответствие с учебными установками, данными в Прило­жении 2 доклада.

2. Ответственному за обучение необходимо разработать и предел курс по использованию методики раздельного обучения и обесш ознакомление с ней всего педагогического состава до конца года.

Резюме. Этот элемент, как правило, применяется при написании сложных докладов и сводит воедино основные положен] документа, включая выводы и рекомендации. Заголовок и резюме должны давать достаточно ясное представление об основном со­держании документа. По этой причине, возможно, резюме лучше помещать не в конце, а в начале.

Правила написания служебных документов.Написание доклада или какого-то иного сложного документа — работа благодарная. Систематизация информации в сжатой, логичной форме и в со­ответствии с вашими целями оттачивает ум. Три основные характеристики доклада, как и любого функционального документа, это ясность, краткость, точность.

Ясности можно достичь различными путями. Необходимая ос­нова для этого — четкая структура, даже в таком простом доку­менте, как письмо. В более сложных документах хорошую помощь окажут четкие заголовки, система нумерации разделов и абзацев, перемещение деталей из основной части в приложение.

Нумерация разделов. Как автору, так и читающему мо­жет понадобиться быстро отыскать какой-то раздел документа. Для этих целей предназначена система нумерации. Она поможет также подчеркнуть структуру документа, а значит, сделать его более яс­ным. Как минимум должны быть пронумерованы заголовки и под­заголовки. Чтобы упростить обращение к абзацам, могут быть про­нумерованы и они.

Подбор слов. Используйте самые простые слова. Избегайте незнакомых слов, жаргона, а также сомнительных и двусмыслен­ных фраз. В служебном документе (отчете) не должно быть латин­ских выражений или малоизвестных терминов. Все аббревиатуры должны быть объяснены или в Списке сокращений, помещаемым в начале документа, или в расшифровке при первом их употреб­лении. Некоторые сокращения и жаргонные выражения, конеч­но, могут быть понятны всем в пределах вашей организации, и вам судить, что из них приемлемо. Но при отправлении документа во внешнюю организацию требуется повышенное внимание. Пра­вило гласит: если есть сомнение в слове — не применяйте его, но если очень нужно — хотя бы объясните.

Структура абзацев (параграфов) также заслуживает вниматель­ного рассмотрения, поскольку она может способствовать ясности или препятствовать ей. Каждый абзац связан с определенным ас­пектом основной темы. В абзаце каждое предложение должно от­ражать именно эту тему и никакую другую. Предложения должны строиться в логической последовательности, способствуя ясному проведению мысли. В каждом абзаце первое предложение — реша­ющее: в нескольких словах надо дать точное представление о том, какой аспект основной темы разрабатывается в данном абзаце.

Структура предложений подчиняется простейшим правилам. Два или три первых слова сейчас же дают понять, о чем предложение. Для усиления воздействия следует ставить главные слова в пред­ложении (особенно это касается длинных предложений или предложений, в которых несколько сопутствующих мыслей) в самом начале или в самом конце.

Правописание имеет существенное значение хотя бы потому, что при наличии грамматических ошибок именно они привлека­ют к себе внимание читающего, и отношение к документу попа­дает в зависимость от серьезности ошибок. По этой причине оши­бок нужно избегать, по крайней мере, грубых! Внимательная и, по возможности, беспристрастная проверка — надежный способ из­бавиться от ошибок.

Стиль большинства, если не всех, докладов характеризуется краткостью. Достигается она использованием простых слов, про­стых выражений и простых, коротких предложений.

Длинные, бессвязные распространенные предложения совершенно неприемлемы. Следует стремиться к тому, чтобы в предложении было не больше двадцати слов, но излишний педантизм здесь не нужен. Если в предложении больше тридцати слов, чаще всего оно отражает больше одной мысли. Значит, его с успехом можно разделить на два предложения.

Что касается точности, то не надо представлять как факты свое мнение или свое отношение. Представляя свое мнение, необходи­мо стремиться к тому, чтобы оно со всей очевидностью вытекало из фактов, приведенных в документе, или подтверждалось ссыл­кой на внешний источник, авторитет которого вне сомнения. Это верно и для всех выводов и заключений. Не подтвержденные со всей очевидностью, заключения и выводы становятся голослов­ными утверждениями, уязвимыми для возражений и противопос­тавлений.

Черновик и работа над ним.Первая стадия написания доклада или отчета — это всегда подбор материала и определение основ­ных пунктов. Однако не следует подбирать слишком много мате­риала. Отбросьте факты, без которых можно обойтись. Напишите на черновике заголовки по своему плану и подведите каждый из определенных ранее пунктов под соответствующий заголовок. Эта деятельность должна четко регламентироваться по времени. Вто­рая стадия — написание первого черновика. Изложите альтерна­тивные линии документа, оставив при этом место для изменений и добавлений. Проработав черновик, вы увидите, что нужно оста­вить, а что — выбросить. Если есть время, отложите этот текст на день или два. Третья стадия — написание второго черновика, про­верка фактов, их уместности. Затем отложив текст доклада на не­сколько дней, вы сможете проглядеть его потом свежим глазом. Проверьте, вытекают ли выводы из приведенных фактов. Где только можно, упростите язык. Просмотрите, легко, плавно ли идет чте­ние. Предложения должны быть короткими, без орфографичес­ких, грамматических, пунктуационных ошибок. Проверьте правильность всех данных. Проверьте, соответствуют ли заголовки содержанию. Убедитесь, что все написанное соответствует пред­мету и назначению доклада.

Может быть, дело в том, что выступающий (или автор докла­да) позволяет цифрам говорить самим за себя, однако при этом не всегда достигается нужный эффект. Поэтому читающим или слушающим доклад приходится самим интерпретировать цифро­вые данные, сопоставлять их и т.д. Не у всех читающих или слуша­ющих доклад есть время, склонности и, может быть, необходи­мое умение для того, чтобы разобраться во всем этом, и они полностью правы в том, что считают представление цифровых дан­ных в приемлемой форме обязанностью автора

Так же, как вы шлифуете слова, когда пишете черновик докла­да, нужно шлифовать цифровые данные. Однако речь не идет о том, чтобы все упростить. От вас требуется выбрать наиболее эф­фективный способ представления цифр, так чтобы читающий или слушающий доклад пришел к тому заключению, которое вам тре­буется.

Предисловие

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы следующие руководящие документы:

3. Определения и термины

В настоящем стандарте использованы термины и определения, установленные в ГОСТах и международных стандартах СМК.

4. Обозначения и сокращения

БУСК — бюро управления системой качества
ДК — день качества
НД — нормативная документация
ОТК — отдел технического контроля
СМК — система менеджмента качества
СТП — стандарт предприятия

5. Общие положения

-При необходимости на участках проводят ежедневные-оперативные собрания.
7.3.1 Порядок и время проведения оперативных собраний определяет мастер (бригадир) участка. Это может быть пятиминутка в начале или конце смены.
7.3.2 На оперативных собраниях участвует производственный персонал. При необходимости на него могут приглашаться инженер технолог, администрация цеха, представители ОТК.
7.3.3 Для проведения оперативных собраний администрацией цеха определяются специальные места, оборудованные столом-трибуной, маркерами и доской регистрации проблем по форме: Описание проблемы Решение Сроки выполнения Ответственный за выполнение.
7.3.4 Обсуждаемые вопросы таких собраний:
текущая ситуация по качеству продукции, возникновение нетипичных ситуаций;
— предложения персонала по улучшению и оптимизации работы на участке;
— принятые решения, мероприятия направленные на улучшение и оптимизацию работы на участке;
-оценка выполнения мероприятий.
Обнаруженные бракованные детали показывают персоналу. Для лучшего понимания их помещают на информационный стенд, в дальнейшем делают фотографию с бракованной детали и помещают ее в Альбом дефектности.
7.3.5 По итогам проведения оперативного собрания мастер оформляет протокол по форме:
ПРОТОКОЛ ОПЕРАТИВНОГО СОБРАНИЯ | ЦЕХ №
УЧАСТОК | МАСТЕР ДАТА

№п/п Обсуждаемый вопрос Примечание

Информацию на доску регистрации проблем вносит и аннулирует мастер участка


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1 День качества – это оперативное деловое совещание по вопросам качества выпускаемой продукции, проводится с целью систематического контроля и анализа результатов работы структурных подразделений, цехов, участков.

1.2 Цеховая комиссия назначается распоряжением начальника цеха.

1.3 Состав комиссии предприятия определяет генеральный директор предприятия.

1.4 Полномочной считается комиссия, в составе которой на момент проверки имеется 75% ее членов.

2. ФУНКЦИИ И ПРАВА КОМИССИИ.

2.1 Комиссия раз в неделю производит проверку культуры производства в цехах и на участках, дает замечания о выявленных недостатках, оформляет акт проверки культуры производства (форма акта – приложение № 1).

2.2 Контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий осуществляется комиссией предприятия при очередной проверке или внепланово согласно установленным срокам выполнения. Если мероприятия не выполнены в срок, то на основании служебной записки председателя комиссии на имя руководителя предприятия, налагается взыскание на виновного.

2.3 Проверке подлежит состояние технологического оборудования, транспортных средств; состояние и чистота всех производственных, административно-хозяйственных, вспомогательных помещений, помещений, сдаваемых в аренду, а также территория, закрепленная за этими объектами.

2.4 Председатель комиссии предприятия:

- представляет администрации предложения о премировании отдельных лиц и коллективов, проявивших активность по улучшению культуры производства;

- вносит предложения о наложении взысканий на лиц, не обеспечивших должный уровень культуры производства, несвоевременно выполняющих планы мероприятий и указаний комиссии.

2.5 Руководитель каждого подразделения обязан присутствовать при проверке культуры производства комиссией на каждом участка.

2.6 Руководители участков, служб и отделов следят за культурой производства каждого рабочего места ежедневно.

2.7 По результатам всех проверок за месяц выставляется общая оценка руководителю подразделения.

2.8 В случае несогласия с решением комиссии производства рабочий или руководитель может выразить свое мнение в служебной записке на имя руководителя предприятия.

3. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЦЕНКИ

КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА.

3.1 Показателями для определения оценки культуры производства являются:

- состояние оборудования, проходов, рабочих мест и транспорта;

- состояние производственных и вспомогательных помещений, а также несущих конструкций зданий;

- состояние мест общего пользования (санузлов, гардеробов, душевых и др. помещений);

- состояние световых проемов и светильников, вентиляционных систем;

- состояние средств пожаротушения и подходов к ним;

- состояние ограждений и применение средств индивидуальной защиты;

- наличие и состояние наглядной агитации;

- состояние закрепленной территории, прилегающей к цехам и участкам;

- состояние зеленых насаждений (цветов, кустарников, деревьев);

- сбор и вывоз отходов;

- своевременное выполнение ранее предложенных мероприятий.

4. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА.

4.1 Оценка пять (5) баллов выставляется, если по показателям п. 3.1 не имеется замечаний со стороны комиссии.

Читайте также: