Доклад на совещание по качеству
Обновлено: 04.07.2024
Подобный формат совещаний, с анализом работы по качеству выпускаемой продукции за месяц, практикуется в рамках дней качества службы главного инженера и постоянно действующей комиссии по качеству (ПДКК) службы генерального конструктора. Ранее проводились дни качества на уровне управляющего директора, на которых обсуждались проблемы и пути их решения при производстве конкретного изделия. Мы заметили, что многие проблемы носят управленческий характер и приняли решение расширить формат мероприятия, чтобы распространить информацию по всем подразделениям, участвующим в производстве разных видов изделий.
– Каков формат мероприятия?
– На совещании по каждой теме рассматриваются конкретные события и проблемы. Можно сказать, что День качества – это озвучивание проблем и методов их решения. Если проблема уже решена, то методы решения должны быть доведены до всего персонала – в том числе через участников данного совещания. А к участию в нем приглашаются не только директора по направлениям и начальники цехов/корпусов, но и цеховые советы по качеству, куда входят заместители начальников цехов, начальники техбюро и БТК – непосредственные организаторы работы на цеховом полу.
Также по инициативе управляющего директора в этом году в цеховых днях качества будут участвовать директора по направлениям.
Учитывая внимание к вопросам качества на уровне первого лица, мы рассчитываем, что в целом проведение дней качества приведет к более высокой исполнительской дисциплине.
– Можно подробней остановиться на том, чем вызвана необходимость проведения дней качества?
Дни качества направлены на то, чтобы показать – как нужно действовать в той или иной ситуации: случается какой-то инцидент – смотри документы, там описан весь механизм действий, алгоритм действий уже существует (!). Надеюсь, что дни качества помогут всем на них присутствующим услышать ценную информацию и организовывать работу в своих подразделениях по правилам.
– Чем наступивший 2019 год будет отличаться от предыдущих периодов с точки зрения обеспечения качества?
– Работа планомерно продолжается. Повторю, мы должны целенаправленно приближать людей к системе, чтобы они работали в ней, а не за ее рамками. Помимо дней качества в планах организовать регулярные, ежемесячные, встречи с начальниками центров производственных компетенций и цехов, вести разговор о показателях качества конкретного ЦПК и цеха.
– Это будет Ваш личный спрос с начальников цехов?
– Да, и с директором производства это уже согласовано.
Многие думают – есть служба качества, вот она и занимается качеством. Нет. Качество – это интегральный показатель, результат деятельности каждого. И, конечно, руководители цехов и корпусов должны первыми радеть о четком исполнении всех требований обеспечения качества выпускаемой продукции.
Первая реакция у большинства на любое событие – усилить контроль. Не контролем качество достигается, а технологией (!). Функция контролеров – приемка годной продукции. Им должны мастера подавать на контроль продукцию, убедившись сами в ее годности. А мастеру – рабочий.
– Старясь приблизить человека и систему, какой Вы видите идеальную картину этого сближения?
– Не будем скрывать, это в нашей ментальности – прочитать инструкцию и тут же придумать, как ее обойти. Простой пример. Рабочий посмотрел технологию, там сказано – возьми такой-то инструмент и обработай такую-то поверхность, подошел к рабочему месту, а этого инструмента нет. Но он же мастер на все руки! Взял другой инструмент да сделал. Правда, не подумал, что у этого инструмента обороты другие, у материала проникающая способность иная и прочее. Размер получился – ура! На самом деле, радоваться тут нечему.
В идеале человек даже не должен размышлять на тему, выполнять ему технологию и все другие инструкции, стандарты, требования или нет, он однозначно должен знать их и безоговорочно выполнять (!). И если работник не может их выполнить, он обязан заявить об этом, а не пытаться найти решение самостоятельно.
– Задача сложная, ее решение, наверно, стоит начинать с момента приема человека на работу? А Вашим союзником должен стать не только директор производства, но и директор по персоналу?
– Директор по персоналу давно является нашим союзником в этом вопросе. Четыре года назад при приеме на работу мы ввели вводные инструктажи. Даже в целях на год директора по качеству прописано: обеспечить 100-процентный вводный инструктаж по системе менеджмента качества всех поступающих вновь работников. Мы сняли учебный фильм по этой теме и 2–3 раза в неделю рассказываем новобранцам наглядно, с примерами о нашем предприятии, о том, что человек поступает на работу на серьезное предприятие и у нас действуют свои правила, которые надо выполнять.
– Что Вы еще ждете от других служб?
Мы очень надеемся на еще большее внимание к производству службы главного инженера. СГИ играет огромную роль в обеспечении качества: инструмент, оснастка – технологическое оснащение в цехах, регламентное обслуживание оборудования – все в их ведении.
Служба генерального конструктора уже развернулась лицом к производству. Мы рассчитываем, что СГК будет гибко реагировать на потребности и возможности производства в части искоренения повторяющихся несоответствий, через внесение изменений в конструкторскую документацию – когда нет иных технологических возможностей.
От продуктовых направлений мы ждем большего внимания к сборочному производству, чтобы решение всех проблем, возникающих на цеховом полу, не отдавалось на откуп руководству цеха.
Советую всем и каждому не забывать тезисы из Декларации о качестве. В нее заложены простые емкие ценные постулаты. Они утверждены управляющим директором. Основной из них – сроки не являются основанием выпуска некачественной продукции.
– Это плановая кропотливая работа, направленная на достижение определенных целей, которая поможет улучшить показатели в будущем году, а именно: минимизировать возвраты из эксплуатации, снизить количество съемов двигателей с испытаний и возвратов продукции из смежных цехов, повысить уровень технологической дисциплины на местах и так далее. Система показателей качества установлена нашей управляющей компанией, мы ежемесячно по ней отчитываемся и рассчитываем улучшить результаты по всем показателям. Уверен, что всем вместе нам это по плечу, и компания максимально оправдает ожидания наших заказчиков.
Структура и цель.Составление служебных документов может преследовать две цели: первая — информирование, вторая — информирование и убеждение. Когда назначение документа — информирование, материалы располагаются в простом порядке, позволяющем доводить информацию ясно и четко, с минимальной вероятностью того, что читающий что-то перепутает. Беспорядочное перечисление фактов может привести к ошибке, поэтому очень важно, чтобы факты излагались в логической последовательности. Это может быть
- хронологическая последовательность событий;
- географическая последовательность (разобраться с районом А, прежде чем переходить к району В);
- степень важности (более важные факты упоминаются перед менее важными или наоборот).
Эти логические цепочки могут показаться простыми, и потому-то они так привлекательны. Опираясь на них, можно предложить несколько простых конструкций, соответствующих различным целям:
для доклада — описание событий в логической или хронологической последовательности; заключения (если требуются); рекомендации (если требуются);
для текущего отчета — констатация достижений к определенному времени; описание работы, которую осталось сделать; указание на проблемы, стоящие на пути завершения задания; определение путей решения проблем; рекомендации.
Если в докладе намереваются не просто провести аргументы, но сделать это способом, заставляющим прийти к определенным выводам и рекомендациям, существует правило: начать с более слабых аргументов и постепенно переходить к более сильным. Это может значит, что, например, если обсуждается некая программа действий, а автор доклада хочет противостоять ей, в докладе сначала должны быть рассмотрены аргументы в защиту данной программы, а затем противопоставлены им более сильные аргументы против. Такая последовательность естественно приведет к выводу, что одобрять программу действий не нужно. Аналогично, если на обсуждение было представлено несколько вариантов программы действии, доклад следует начинать с наименее желательных, которые отвергаются при помощи более веских аргументов против этих вариантов. Затем надо систематически рассмотреть оставшиеся варианты, отвергая их подобным же образом один за другим. Наконец, очередь доходит до самого желательного варианта, остающегося как бы одним-единственным, который логически должен быть принят.
Структура и образец.Итак, наибольшее влияние на структуру документа оказывает то, для какой цели он предназначен. Вторым определяющим фактором являются, как уже говорилось, правила оформления, которые зафиксированы в образцах. Образец отражают общую структуру и способы представления документа. В докладе необходимы следующие элементы:
· вступление — указание на сущность содержания документа, хотя бы в одном предложении;
· определение цели, т.е. отражение того самого существенного в документе, что объясняет его назначение;
· основная часть — изложение основных фактов;
· выводы (заключения), если они требуются, т.е. если цель документа — не только информирование, но и убеждение;
· рекомендации, если они требуются, т.е. если защищается некий план действий;
· резюме — краткое изложение сути документа, если он длинный или сложный (может быть помещено и в начале, и в конце).
Рассмотрим последовательно все элементы.
Вступление и определение цели. Назначение вступления — представить документ наиболее понятно и доступно.
Основная часть. Эта часть менее всего подчиняется образцу. В ней автору предоставляется полная свобода обращения с материалом для достижения своих целей. Некоторые указания, касающиеся того, как лучше сгруппировать материал, даны выше.
Выводы. Назначение этого элемента — свести воедино выводы, которые должны вытекать из основной части документа. Новые факты или аргументы здесь не приводятся. Все выводы представляют в виде простого списка четких положений.
Рекомендации. Рекомендации — это предложения относительно действий, которые, возможно, потребуются в результате сделанных выводов. Они должны, конечно, вытекать из этих выводов. Например:
1. Все существующие учебные материалы должны быть просмотрены и приведены в соответствие с учебными установками, данными в Приложении 2 доклада.
2. Ответственному за обучение необходимо разработать и предел курс по использованию методики раздельного обучения и обесш ознакомление с ней всего педагогического состава до конца года.
Резюме. Этот элемент, как правило, применяется при написании сложных докладов и сводит воедино основные положен] документа, включая выводы и рекомендации. Заголовок и резюме должны давать достаточно ясное представление об основном содержании документа. По этой причине, возможно, резюме лучше помещать не в конце, а в начале.
Правила написания служебных документов.Написание доклада или какого-то иного сложного документа — работа благодарная. Систематизация информации в сжатой, логичной форме и в соответствии с вашими целями оттачивает ум. Три основные характеристики доклада, как и любого функционального документа, это ясность, краткость, точность.
Ясности можно достичь различными путями. Необходимая основа для этого — четкая структура, даже в таком простом документе, как письмо. В более сложных документах хорошую помощь окажут четкие заголовки, система нумерации разделов и абзацев, перемещение деталей из основной части в приложение.
Нумерация разделов. Как автору, так и читающему может понадобиться быстро отыскать какой-то раздел документа. Для этих целей предназначена система нумерации. Она поможет также подчеркнуть структуру документа, а значит, сделать его более ясным. Как минимум должны быть пронумерованы заголовки и подзаголовки. Чтобы упростить обращение к абзацам, могут быть пронумерованы и они.
Подбор слов. Используйте самые простые слова. Избегайте незнакомых слов, жаргона, а также сомнительных и двусмысленных фраз. В служебном документе (отчете) не должно быть латинских выражений или малоизвестных терминов. Все аббревиатуры должны быть объяснены или в Списке сокращений, помещаемым в начале документа, или в расшифровке при первом их употреблении. Некоторые сокращения и жаргонные выражения, конечно, могут быть понятны всем в пределах вашей организации, и вам судить, что из них приемлемо. Но при отправлении документа во внешнюю организацию требуется повышенное внимание. Правило гласит: если есть сомнение в слове — не применяйте его, но если очень нужно — хотя бы объясните.
Структура абзацев (параграфов) также заслуживает внимательного рассмотрения, поскольку она может способствовать ясности или препятствовать ей. Каждый абзац связан с определенным аспектом основной темы. В абзаце каждое предложение должно отражать именно эту тему и никакую другую. Предложения должны строиться в логической последовательности, способствуя ясному проведению мысли. В каждом абзаце первое предложение — решающее: в нескольких словах надо дать точное представление о том, какой аспект основной темы разрабатывается в данном абзаце.
Структура предложений подчиняется простейшим правилам. Два или три первых слова сейчас же дают понять, о чем предложение. Для усиления воздействия следует ставить главные слова в предложении (особенно это касается длинных предложений или предложений, в которых несколько сопутствующих мыслей) в самом начале или в самом конце.
Правописание имеет существенное значение хотя бы потому, что при наличии грамматических ошибок именно они привлекают к себе внимание читающего, и отношение к документу попадает в зависимость от серьезности ошибок. По этой причине ошибок нужно избегать, по крайней мере, грубых! Внимательная и, по возможности, беспристрастная проверка — надежный способ избавиться от ошибок.
Стиль большинства, если не всех, докладов характеризуется краткостью. Достигается она использованием простых слов, простых выражений и простых, коротких предложений.
Длинные, бессвязные распространенные предложения совершенно неприемлемы. Следует стремиться к тому, чтобы в предложении было не больше двадцати слов, но излишний педантизм здесь не нужен. Если в предложении больше тридцати слов, чаще всего оно отражает больше одной мысли. Значит, его с успехом можно разделить на два предложения.
Что касается точности, то не надо представлять как факты свое мнение или свое отношение. Представляя свое мнение, необходимо стремиться к тому, чтобы оно со всей очевидностью вытекало из фактов, приведенных в документе, или подтверждалось ссылкой на внешний источник, авторитет которого вне сомнения. Это верно и для всех выводов и заключений. Не подтвержденные со всей очевидностью, заключения и выводы становятся голословными утверждениями, уязвимыми для возражений и противопоставлений.
Черновик и работа над ним.Первая стадия написания доклада или отчета — это всегда подбор материала и определение основных пунктов. Однако не следует подбирать слишком много материала. Отбросьте факты, без которых можно обойтись. Напишите на черновике заголовки по своему плану и подведите каждый из определенных ранее пунктов под соответствующий заголовок. Эта деятельность должна четко регламентироваться по времени. Вторая стадия — написание первого черновика. Изложите альтернативные линии документа, оставив при этом место для изменений и добавлений. Проработав черновик, вы увидите, что нужно оставить, а что — выбросить. Если есть время, отложите этот текст на день или два. Третья стадия — написание второго черновика, проверка фактов, их уместности. Затем отложив текст доклада на несколько дней, вы сможете проглядеть его потом свежим глазом. Проверьте, вытекают ли выводы из приведенных фактов. Где только можно, упростите язык. Просмотрите, легко, плавно ли идет чтение. Предложения должны быть короткими, без орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок. Проверьте правильность всех данных. Проверьте, соответствуют ли заголовки содержанию. Убедитесь, что все написанное соответствует предмету и назначению доклада.
Может быть, дело в том, что выступающий (или автор доклада) позволяет цифрам говорить самим за себя, однако при этом не всегда достигается нужный эффект. Поэтому читающим или слушающим доклад приходится самим интерпретировать цифровые данные, сопоставлять их и т.д. Не у всех читающих или слушающих доклад есть время, склонности и, может быть, необходимое умение для того, чтобы разобраться во всем этом, и они полностью правы в том, что считают представление цифровых данных в приемлемой форме обязанностью автора
Так же, как вы шлифуете слова, когда пишете черновик доклада, нужно шлифовать цифровые данные. Однако речь не идет о том, чтобы все упростить. От вас требуется выбрать наиболее эффективный способ представления цифр, так чтобы читающий или слушающий доклад пришел к тому заключению, которое вам требуется.
Предисловие
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы следующие руководящие документы:
3. Определения и термины
В настоящем стандарте использованы термины и определения, установленные в ГОСТах и международных стандартах СМК.
4. Обозначения и сокращения
БУСК — бюро управления системой качества
ДК — день качества
НД — нормативная документация
ОТК — отдел технического контроля
СМК — система менеджмента качества
СТП — стандарт предприятия
5. Общие положения
-При необходимости на участках проводят ежедневные-оперативные собрания.
7.3.1 Порядок и время проведения оперативных собраний определяет мастер (бригадир) участка. Это может быть пятиминутка в начале или конце смены.
7.3.2 На оперативных собраниях участвует производственный персонал. При необходимости на него могут приглашаться инженер технолог, администрация цеха, представители ОТК.
7.3.3 Для проведения оперативных собраний администрацией цеха определяются специальные места, оборудованные столом-трибуной, маркерами и доской регистрации проблем по форме: Описание проблемы Решение Сроки выполнения Ответственный за выполнение.
7.3.4 Обсуждаемые вопросы таких собраний:
текущая ситуация по качеству продукции, возникновение нетипичных ситуаций;
— предложения персонала по улучшению и оптимизации работы на участке;
— принятые решения, мероприятия направленные на улучшение и оптимизацию работы на участке;
-оценка выполнения мероприятий.
Обнаруженные бракованные детали показывают персоналу. Для лучшего понимания их помещают на информационный стенд, в дальнейшем делают фотографию с бракованной детали и помещают ее в Альбом дефектности.
7.3.5 По итогам проведения оперативного собрания мастер оформляет протокол по форме:
ПРОТОКОЛ ОПЕРАТИВНОГО СОБРАНИЯ | ЦЕХ №
УЧАСТОК | МАСТЕР ДАТА
№п/п Обсуждаемый вопрос Примечание
Информацию на доску регистрации проблем вносит и аннулирует мастер участка
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1 День качества – это оперативное деловое совещание по вопросам качества выпускаемой продукции, проводится с целью систематического контроля и анализа результатов работы структурных подразделений, цехов, участков.
1.2 Цеховая комиссия назначается распоряжением начальника цеха.
1.3 Состав комиссии предприятия определяет генеральный директор предприятия.
1.4 Полномочной считается комиссия, в составе которой на момент проверки имеется 75% ее членов.
2. ФУНКЦИИ И ПРАВА КОМИССИИ.
2.1 Комиссия раз в неделю производит проверку культуры производства в цехах и на участках, дает замечания о выявленных недостатках, оформляет акт проверки культуры производства (форма акта – приложение № 1).
2.2 Контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий осуществляется комиссией предприятия при очередной проверке или внепланово согласно установленным срокам выполнения. Если мероприятия не выполнены в срок, то на основании служебной записки председателя комиссии на имя руководителя предприятия, налагается взыскание на виновного.
2.3 Проверке подлежит состояние технологического оборудования, транспортных средств; состояние и чистота всех производственных, административно-хозяйственных, вспомогательных помещений, помещений, сдаваемых в аренду, а также территория, закрепленная за этими объектами.
2.4 Председатель комиссии предприятия:
- представляет администрации предложения о премировании отдельных лиц и коллективов, проявивших активность по улучшению культуры производства;
- вносит предложения о наложении взысканий на лиц, не обеспечивших должный уровень культуры производства, несвоевременно выполняющих планы мероприятий и указаний комиссии.
2.5 Руководитель каждого подразделения обязан присутствовать при проверке культуры производства комиссией на каждом участка.
2.6 Руководители участков, служб и отделов следят за культурой производства каждого рабочего места ежедневно.
2.7 По результатам всех проверок за месяц выставляется общая оценка руководителю подразделения.
2.8 В случае несогласия с решением комиссии производства рабочий или руководитель может выразить свое мнение в служебной записке на имя руководителя предприятия.
3. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЦЕНКИ
КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА.
3.1 Показателями для определения оценки культуры производства являются:
- состояние оборудования, проходов, рабочих мест и транспорта;
- состояние производственных и вспомогательных помещений, а также несущих конструкций зданий;
- состояние мест общего пользования (санузлов, гардеробов, душевых и др. помещений);
- состояние световых проемов и светильников, вентиляционных систем;
- состояние средств пожаротушения и подходов к ним;
- состояние ограждений и применение средств индивидуальной защиты;
- наличие и состояние наглядной агитации;
- состояние закрепленной территории, прилегающей к цехам и участкам;
- состояние зеленых насаждений (цветов, кустарников, деревьев);
- сбор и вывоз отходов;
- своевременное выполнение ранее предложенных мероприятий.
4. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА.
4.1 Оценка пять (5) баллов выставляется, если по показателям п. 3.1 не имеется замечаний со стороны комиссии.
Читайте также: