Доклад на семинар по функциональной грамотности

Обновлено: 02.07.2024

Тема
Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика
Актуальность:
Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Новая парадигма образования базируется на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления и состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность, ее культура, профессионализм, а знания и умения, которыми она обладает, превращаются из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования.
Учителя школы должны не только донести знания до учеников, но и научить их использовать полученные знания в самостоятельной жизни за пределами школы, а также во время обучения удовлетворять свои потребности в саморазвитии и самореализации. Именно от грамотности и образованности учителей зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием внешних границ, информатизацией, компьютеризацией, появлением высоких технологий и вследствие этого повышением уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности. Чтобы соответствовать вызовам глобального мира XXI века, человек как работник, как гражданин, как личность должен быть компетентным и функционально грамотным, он должен достаточно полно ориентироваться в новом, гибко перестраивать старые способы деятельности, творчески использовать свои силы и способности.
Этим и объясняется необходимость проведения ряда семинаров по функциональной грамотности, его соотнесением с социально-личностными потребностями, непрерывностью образовательного процесса.

Цель: Совершенствование функциональной грамотности педагогов для повышения уровня эффективности преподавания предметов.
Задачи:
-Пополнить знания по функциональной грамотности учителя, как средства повышения эффективности качества образования;
-Познакомить слушателей с видами прикладных заданий, позволяющих определить уровень сформированности функциональной грамотности учителей;
-Через практическую деятельность познакомить слушателей с приемами технологии критического мышления (кластер, синквейн, диаманта).

Ход проведения семинара:

Крылья
Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.
— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
— Верно! — удивился прохожий.
— Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек.
— Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчик, а за ним — его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! — гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
— А меня больше радуют твои пёрышки…


Кайрат заметил, что бабушкин индекс – это такое наименьшее шестизначное число, у которого любые две соседние цифры различны и при повороте на 180° также можно увидеть шестизначное число (с нуля шестизначные числа начинаться не могут). Укажите индекс на конверте у Кайрата.

Вывод: значит, для того чтобы выполнить данное задание необходимо обладать определенным уровнем владения математической грамотности.

2. Осмысление.
В повседневной жизни нам постоянно приходится сталкиваться с чем-то новым. Это могут быть новые жизненные обстоятельства, новая работа, новый коллектив.
Вот и нам для дальнейшей работы необходимо сменить обстановку – разделиться на группы и тем самым оказаться рядом с новыми людьми (деление на группы).
Мы предлагаем вашему вниманию следующее задание, которое поможет вам определить уровень ваших знаний по читательской грамотности.

Время выполнения задания – 15 мин.

Время выполнения задания – 20 мин.

6. Рефлексия.
Совершенствование функциональной грамотности педагогов для повышения уровня эффективности преподавания предметов – такова цель нашего семинара.
Достигли ли мы её? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.
И в этом вам поможет таблица, которую мы предлагаем вам заполнить.

• строчка 1: тема (существительное)
• строчка 2: определение (2 прилагательных)
• строчка 3: действие (3 причастия)
• строчка 4: ассоциации(4 существительных)
• строчка 5: действие (3 причастия)
• строчка 6: определение (2 прилагательных)
• строчка 7: тема (существительное)
 Обломов
 Ленивый, добрый,
 Лежащий, мечтающий, умирающий.
 Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
 Работающий, решающий, живущий,
 Настойчивый, расчетливый
 Штольц.
3) Штрихи - штрихи (короткие фразы, слова) к правилам, к мыслям
• 1-я строка. 1 существительное.
• 2-я строка. 2 прилагательных.
• 3-я строка. 3 причастия.
• 4-я строка. 4 глагола.
• 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
• 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Критерии, предъявляемые к эссе
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ доклад.docx

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной?

Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной

образовательной системе может быть решена в контексте каждой

образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Теория функциональной грамотности базируется на одном из более популярных международных оценочных изучений – «(PISA)

С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Основной причиной невысокого рейтинга России являются низкие результаты российских учащихся пятнадцатилетнего возраста практически по всем областям функциональной грамотности, выявленные в исследовании PISA.

Речь идет, прежде всего, о недостаточно сформированной способности у учащихся использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень владения такими умениями, как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. Другими

словами, относительный неуспех наших школьников в решении заданий, предлагаемых в международных исследованиях, кроется в отсутствии практики решения задач, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся в отечественной школе.

Функциональная грамотность – результат целенаправленного организованного процесса познавательной деятельности.

Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность – это человек:

- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

- умеющий отвечать за свои решения;

- способный нести ответственность за себя и своих близких;

- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке

- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

- владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя – развить ребёнка.

- развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно- логическое;

- развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и вообразение, пространственное восприятие;

- развить морорную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

- развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим прведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;

-правила оцениванияотличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.

В современных условиях в школе появляется возможность ыфйти за пределы окружающего социкма, это участие в различныхпроектах, которые позволяют заниматься учебно- познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.

Проектная деятельность учащихся по предметам, участие в школьно – практических конференциях. Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности.

Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении. И требует от учителя более высокого уровня мастерства.

В заключении можно сказать, что:

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональныхзадач, способствуют развитию школьной информационно – образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-тренинг позволяет учителям не только расширить свои знания, но и научиться использовать практически полученные знания.

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках Семинар-тренинг для учителей

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках

Семинар-тренинг для учителей

Задание:

Посовещайтесь в группе и составьте:

 Грамотность = умение писать + умение читать+ умение производить арифметические расчеты

Грамотность = умение писать

+ умение читать+ умение производить арифметические расчеты

Грамотность чтения:

Уметь понимать различные формы представления информации

над содержанием текста

Понимать тексты

смысл и значение текста

Излагать свои

мысли о прочитанном

Что такое функциональная грамотность?

Человек, неспособный к восприятию несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни, является функционально неграмотным

Характеристика человека, который прошел определенный этап образования и получил определенный уровень грамотности

Способность человека свободно использовать навыки техники чтения для извлечения информации из реального текста

Показатель готовности личности к социальной адаптации, связывающий образование с человеческой деятельностью

 Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, а также использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, а также использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

 В 2012г. в Казахстане утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы. Целью Национального плана является создание условий для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. На сегодня универсальным инструментом сравнительной оценки эффективности школьного образования признано рассматривать исследования PISA. Значительное место в ней занимает сегодня изучение уровня читательской грамотности.

В 2012г. в Казахстане утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы. Целью Национального плана является создание условий для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. На сегодня универсальным инструментом сравнительной оценки эффективности школьного образования признано рассматривать исследования PISA. Значительное место в ней занимает сегодня изучение уровня читательской грамотности.

PISA оценивает читательскую грамотность на переходе из основной школы в среднюю, в профессиональную или в самостоятельную жизнь, то есть на этапе перехода от использования чтения как средства обучения к использованию чтения как средства для реальной жизни.

PISA оценивает читательскую грамотность на переходе из основной школы в среднюю, в профессиональную или в самостоятельную жизнь, то есть на этапе перехода от использования чтения как средства обучения к использованию чтения как средства для реальной жизни.

Для справки: 3 декабря 2013 года ОЭСР обнародованы результаты PISA-2012. Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 – по читательской грамотности. Результаты участия казахстанских школьников в данных исследованиях свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности функциональной грамотности

Для справки:

3 декабря 2013 года ОЭСР обнародованы результаты PISA-2012. Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 – по читательской грамотности. Результаты участия казахстанских школьников в данных исследованиях свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности функциональной грамотности

Задание:

Какие тексты используются в международном исследовании PISA?

Основные признаки текста :

1) завершённость ;

2) связность ;

3) стилевое единство;

4) цельность .

ВИДЫ ТЕКСТОВ: СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ ОПИСАНИЕ Отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д. ПОВЕСТВОВАНИЕ Рассказ, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов. РАССУЖДЕНИЕ Сочинение-размышление, комментарий, аргумента-ция собственного мнения.

ВИДЫ ТЕКСТОВ:

СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ

Отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Рассказ, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов.

РАССУЖДЕНИЕ

Сочинение-размышление, комментарий, аргумента-ция собственного мнения.

Сплошной текст: пример

Перевёрнутые мыши

Жил-был старик по имени Левон. Было ему 87 лет. Всю свою жизнь он был тихим и спокойным человеком. Он был очень беден и очень счастлив.

Когда Левон обнаружил у себя дома мышей, он сначала не очень переживал по этому поводу. Но мышей становилось всё больше и больше.

Они начали мешать ему. Наконец наступило время, когда даже Левон не мог этого больше выносить.

Когда Левон вернулся домой, он намазал основание мышеловок клеем и поместил их

на потолок. Затем он закрепил в мышеловках по кусочку сыра и привёл их в готовность.

Ночью, когда мыши вышли из своих норок и увидели мышеловки на потолке, они реши-ли, что это шутка. Они разгуливали по полу, толкая друг друга и показывая передними лапками вверх, и давились от смеха. В конце концов, довольно глупо прикреплять мышеловки на потолок.

Когда на следующее утро Левон вошёл в комнату и увидел, что ни одна мышка не попала в ловушку, он улыбнулся, но ничего не сказал.

ВИДЫ ТЕКСТОВ: НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ

НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ

Карты сайтов

Расписание движения транспорта

План помещения, местности, сооружения

Географические карты и карты местности

Несплошной текст: пример

Несплошной текст: пример

Несплошной текст: пример

Несплошной текст: пример

Несплошной текст: пример

Несплошной текст: пример

Задание для групповой работы Обсудите и ответьте на вопросы: 1) Что такое таксономия Блума? 2) Что она определяет? 3) Для чего она нужна?

Задание для групповой работы

Обсудите и ответьте на вопросы:

1) Что такое таксономия Блума?

2) Что она определяет?

3) Для чего она нужна?


Что такое таксономия? Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней. 16

Что такое таксономия?

Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней.


Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)

Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)

Зачем нужна таксономия в обучении? Чтобы правильно ставить цели в обучении; Чтобы правильно формулировать проблемы и задания для учащихся; Чтобы подбирать адекватные оценочные инструменты; Чтобы правильно проводить рефлексию по результатам обучения

Зачем нужна таксономия в обучении?

Уровень 1 (знание, понимание)

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Может ли ученик извлекать необходимую информацию из памяти, текста или запомнить информацию?

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Узнаёт, припоминает, называет, воспроизводит, описывает, повторяет.

Кто, что, где, когда, как.

Что такое…? Верно ли, что…?

Уровень 2 (применение, анализ, синтез) Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Может ли ученик постичь смысл и значение на базе учебных материалов или опыта? Интерпретирует, приводит примеры, классифицирует, обобщает, рассуждает, сравнивает. Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Почему вы считаете…? Дифференцирует, соотносит, сравнивает/противопоставляет, разбивает, выделяет, отбирает, разграничивает, различает, распознает, исследует, экспериментирует Какие предложения/факты подтверждают…? Какова основная мысль…? С чем можно сравнить…? Какие доказательства вы можете перечислить для…? Какой вывод можно сделать.

Уровень 2 (применение, анализ, синтез)

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Может ли ученик постичь смысл и значение на базе учебных материалов или опыта?

Интерпретирует, приводит примеры, классифицирует, обобщает, рассуждает, сравнивает.

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Почему вы считаете…?

Дифференцирует, соотносит, сравнивает/противопоставляет, разбивает, выделяет, отбирает, разграничивает, различает, распознает, исследует, экспериментирует

Какие предложения/факты подтверждают…?

Какова основная мысль…?

С чем можно сравнить…?

Какие доказательства вы можете перечислить для…? Какой вывод можно сделать.

Уровень 3 (оценка) Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Может ли ученик использовать информацию, процедуру? Решает, конструирует, моделирует, предсказывает, воссоздает, показывает, интерпретирует, планирует, генерирует, проектирует, разрабатывает, производит, собирает, строит, создает. Как это связано…? Что будет если …? Каковы возможные результаты/следствия? Какие идеи вы можете добавить в. Как можно иначе решить возникшую проблему. Как бы вы спроектировали.

Уровень 3 (оценка)

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Может ли ученик использовать информацию, процедуру?

Решает, конструирует, моделирует, предсказывает, воссоздает, показывает, интерпретирует, планирует,

генерирует, проектирует, разрабатывает, производит, собирает, строит, создает.

Как это связано…?

Каковы возможные результаты/следствия?

Какие идеи вы можете добавить в.

Как можно иначе решить возникшую проблему.

Как бы вы спроектировали.

Махаон

Махаон

 Радужная

Радужная

Атлас князь

Атлас князь

Бабочка желтой расцветки

Бабочка желтой расцветки

Монарх

Монарх

Голубая бабочка

Голубая бабочка

Павлиний глаз

Павлиний глаз

Желтая и белая капустницы

Желтая и белая капустницы

Самая крупная бабочка мира

Самая крупная бабочка мира

Прозрачная бабочка

Прозрачная бабочка

Желтая

Желтая

С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной, красотой, вечностью. Их принято считать символом бессмертия души, счастья, верности и любви. Эти загадочные существа являются героями многих мифов и легенд, а также источником поэтического вдохновения.

Бабочки – существа древние. Их изображения обнаружены на египетских фресках, более 3,5 тысяч лет назад.

В природе насчитывают около 157 000 видов. Цикл жизни этих существ состоит из четырех фаз: яйцо, гусеница, куколка и имаго (бабочка). И длится всего лишь несколько дней.

Бабочки – сумеречные существа. Только некоторые из них ведут дневной образ жизни. Они никогда не спят. Бабочки близоруки! Самый сложный по строению орган этих удивительных существ – глаза. Они состоят из 6 тысяч крошечных частей, которые называются линзами.

Единственный континент, где не обитают бабочки – это Антарктида.

Эти создания необыкновенной красоты во все времена поражают людей своим невероятным разнообразием красок, причудливыми формами и затейливыми рисунками. Бабочки рождаются для того, чтобы умереть, дав перед этим жизнь новому поколению.

Доклад к семинару . Тема:

Понятие функциональной грамотности сегодня на слуху у всего мира образования. Все, начиная от специалистов дошкольного образования и заканчивая преподавателями вузов ищут более практико-ориентированные подходы к обучению, чтобы научить своих подопечных не только получать знания, но и эффективно применять их в реальной жизни.

Одно из самых значимых исследований функциональной грамотности в мире, PISA, показывает, что в нашей стране её находится на среднем уровне. Сейчас многие задаются вопросом.

Функциональная грамотность — это способность человека применять на практике свои знания и умения. На ее формирование влияет семья, окружение, могут играть роль даже место жительства, уровень достатка и другие социально-значимые факторы. Задача школы — помочь ребенку достичь базового уровня функциональной грамотности вне зависимости от внешних обстоятельств. Так он сможет быть успешным в жизни: речь идет не о том, что он гарантированно станет директором огромной корпорации, а о том, что он сможет прочитать и понять инструкцию, отличить фейк в интернете от правдивой информации, не пропустить квартплату, прикинуть свою зарплату при условии, что 13% уйдет на налог и так далее. Это бытовая успешность, самостоятельность в современном обществе.

Со временем понятие функциональной грамотности уточняется и расширяется. Если раньше под ней понимали только умение работать с текстовой информацией, то теперь в ее контексте мы говорим, и про математическую, и про естественно-научную, и про финансовую грамотность, и про креативное мышление, и про глобальные компетенции. Другими словами, чем больше вызовов бросает нам современность, тем больше компетенций вбирает в себя понятие функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности — важная задача учителя. Но не все педагоги понимают, что это такое и как встраивать нестандартные задания в учебный процесс.

В основе функциональной грамотности по-прежнему лежит функциональное чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и др., работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией — и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста.

На уроках русского языка формировать функциональную грамотность и развивать ее удобно при работе с текстом. Привычные задания на определение главной мысли и темы текста позволяют поработать с пониманием, поиском и извлечением информации. Задания по составлению плана текста позволяют оценить форму текста, проанализировать его структуру, преобразовать информацию из текста. — Все они так или иначе являются заданиями по функциональной грамотности.

При работе над читательской грамотностью важно работать не только с художественными текстами, но и с научными, бытовыми, учебными и т.д.. Например на платформах Яндекс.Учебник, Я класс, Учи.ру и др. мы можем наблюдать разнообразие текстов, чтобы ученики могли работать с текстами разных жанров, стилей, разного предназначения. Плюс этих платформ ещё и в том, что задания дети могут выполнять как в классе под руководством учителя, так и самостоятельно дома.

На эл. платформе Яндекс.Учебник есть Марафон по функциональной грамотности, предназначенный и для школьников, и для учителей. Задания по функциональной грамотности внутри курса специально спроектированы для обучения ориентации в источнике информации, работе с недостающей информацией, комплексной проработки умений работать с информацией.

Но стоит понимать, что электронные ресурсы не должен быть единственным инструментом для формирования функциональной грамотности: задания на этих платформах вряд ли сформируют комплекс умений с нуля, но они, задают направления, являются примером, на который учителю удобно ориентироваться.

Я считаю, что работа с функциональной грамотностью — важная задача. Но у современного учителя много важных задач, поэтому электронные ресурсы, могут ему в этом помочь. На современных электронных ресурсах есть не только сервис с автоматической проверкой, но и грамотные задания, подготовленные талантливыми учителями-методистами, полезные для формирования функциональной грамотности и интересные детям. Конечно, когда основная методическая работа уже проделана, у учителя есть образцы заданий по функциональной грамотности и аналитика, которая показывает, какие темы даются конкретным ученикам сложнее всего, работать уже легче.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот семинар построен на интерактивных методах,поэтому по его материалам можно издать методическое пособие по формированию функциональной грамотности учащихся.

Городской семинар в рамках работы профессионального сообщества учителей

Выступление учащихся. Мини – спектакль

Практическая часть. Участники семинара.

Оформление результатов тренинга. Кубик Блума

12.20-13.00

Видео – панорама показанных уроков

Самоанализ показанных уроков (по таблице)

Рефлексия с элементами коучинга.

Цель: реализация вопросов формирования функциональной грамотности учащихся по предметам политехнического цикла.

Задачи: изучение состояния проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся в теории и практике обучения; определение теоретических основ формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся.

Обучение учащихся процессу самостоятельной добычи, анализа, структурирования и эффективного использования информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, выступает ведущим направлением процесса модернизации системы образования ряда государств Европы и Азии, в частности Республики Казахстан.


Теоретические основы формирования грамотности учащихся Слайд 3

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Квалификация сертифицированных учителей, на данный момент, повышена максимально. Поэтому именно на нас возложена миссия по формированию функциональных навыков в условиях школы.

В Казахстане завершено проведение трех международных исследований оценки образовательных достижений обучающихся TIMSS-2015, PISA-2015 и PIRLS-2016 (апробация).

Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6% от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 20,5%).

Результаты исследования PISA-2015 будут открыты в конце 2016 года.

PiSA-уникальная модель критериального оценивания образовательных достижений. Технология оценивания исследования функциональной грамотности школьников включают 6 уровней. Эта схема достаточно ясно отражает процесс формирования и развития функциональной грамотности в процессе обучения, которые созвучны уровням таксономии Блума. Поэтому символом нашего семинара является кубик Блума.

Результаты исследований дают серьезную почву для размышлений. Давая обширные теоритические знания, лонгируем ли на применение вне школы?

Если бы не мультик, так и осталось лишь полтора землекопа!

Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на поиск и изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых сейчас мы выбираем:

Работа в малых группах

Создаем малые группы по предметам. Творческое задание: рассматриваем жизненные ситуации, в которых бывает каждый. Полноценно ли мы готовым своих учеников для их решения?

Слайд 9. Ситуация первая. Ремонт.

Малым группам привести примеры задач по своему предмету, которые помогут решить эту проблему.

Читайте также: