Доклад на рождественские чтения петр первый

Обновлено: 06.07.2024

Личности императора Петра I и его роли в судьбе Русской Православной Церкви было посвящено выступление председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, руководителя организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения.

Напомним, выступление митрополита Евгения прошло на Парламентских встречах, которые состоялись 15 декабря на площадке регионального Законодательного собрания в Екатеринбурге.

В своем выступлении владыка отметил важность обсуждения актуальных вопросов нашей жизни, взаимодействия Церкви, общества и государства по ключевым аспектам образовательной, социальной, культурной, молодежной работы. Это ключевые направления нашего соработничества, призванного содействовать просвещению и духовно-нравственному воспитанию общества.

Архипастырь призвал внимательно отнестись к изучению личности первого российского императора, поскольку она гораздо более многогранна, чем это представлено в популярной литературе.

Владыка Евгений привел ряд примеров, показывающих императора Петра I как человека, радеющего за судьбу Русской Церкви, храмостроителя, ревнителя духовного просвещения и настоящего православного верующего.

— Царь Петр Алексеевич не был ангелом, в его реформах имелось зерно вреда для Церкви, но были и зерна пользы. Никогда не впадал он в атеизм, не считал Церковь своим врагом и сам врагом ей не был. Говорить так, значит выплескивать с водой и ребенка, — сказал митрополит Евгений, отметив актуальность темы Чтений для сегодняшнего дня.

Архипастырь подчеркнул, что, давая оценки великим государственным мужам: великому князю Александру Невскому и государю Петру Алексеевичу, мы имеем возможность посмотреть и на свои, может быть, не столь великие, но для нас очень значимые решения, дать им оценку с той или иной точки зрения, избежать тех ошибок и, наоборот, опереться на те удачные и правильные решения, которые были приняты нашими предками.

Глава Екатеринбургской митрополии пожелал всем вам крепкого здравия и неуклонного следования Божьим заповедям.

— И чтобы вокруг вас, в особенности это касается депутатского корпуса, чтобы ваши избиратели были каждый в своей семье, в своем муниципалитете, в своем доме счастливыми людьми. Желаю вам, чтобы ваши решения приносили именно такие плоды, — сказал архипастырь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема нынешних Рождественских образовательных чтений обусловлена 350-летним юбилеем со дня рождения императора Петра I, который, согласно указу Президента РФ отмечается на Всероссийском уровне.

Без сомнения, первый Российский император Пётр, названный Великим, заслужил благодарную память потомков. Российский флот, северная столица, славные победы в Северной войне, развитие российской науки – вот что подарил Пётр I России.

Все славные дела императора, как бы их не оценивали современники и последующие историки, говорили об одном – о его горячей любви к России и истинном патриоте своей страны. Эту любовь не смогли угасить ни увлечения европейской модой, ни соблазны европейской философской мысли.

Пётр не стал католиком, потому что ещё свежа была память о нашествии поляков. Не стал протестантом, хотя и скопировал немецкую протестантскую модель церковного устройства. Не стал атеистом, хотя атеизм в это время уже становился модным в среде европейской интеллигенции.

При нём молодёжь едет учиться за границу с одной целью – получив образование, вернуться обратно в Россию и послужить Родине. Духовный стержень Петра не был сломлен. Этот стержень – православная вера, чувство патриотизма и любовь к Родине.

Поэтому, когда мы говорим сейчас о патриотическом воспитании в свете проблем, соблазнов и духовных вызовов нашего времени, нам важно обратиться к памяти императора Петра I. Он дал достойный ответ вызовам времени.

Сам император брался за топор, когда строил флот, сам разделял с солдатами и матросами тяготы и лишения военной службы. Даже последняя болезнь и смерть Петра показательны в этом отношении.

В порыве гнева, он мог обидеть праведника, о чём потом сам глубоко жалел. Именно так вышло с преподобным Иовом Анзерским, который был духовником Петра, но по ложному обвинению был сослан на Соловки. Спустя время, Пётр I поймёт, какого друга и человека он потерял, попытается вернуть отца Иова обратно, да только смиренный монах откажется от царской милости и останется молиться на Соловках за царя и всю Русскую землю, потому что Богом ему было открыто, что ждёт дальше Россию.

Воспитывая современников, Пётр I торжественно переносит в новую столицу мощи святого благоверного князя Александра Невского в новый монастырь – Александро-Невскую лавру. Князь Александр Невский был для императора примером жертвенного служения.

Вот и урок всем нам.

Да, но останутся армия и флот! Мы выиграем у немцев страшную II Мировую войну и спасём мир от фашизма, помогая всем странам мира с миротворческой миссией.

Пётр I себя не потерял, не потерял и страну. Что ему помогло? Он был русским православным и патриотом своей Родины.

Мы сейчас говорим о гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании. Но, говоря о нём, мы не затрагиваем глубины духовной жизни, коренящиеся в религии. Бог есть любовь, а значит, человек, верующий в Бога не может любить только себя, потому что любовь Божия – жертвенная любовь. И высшим выражением этой жертвенной любви является Крест – символ христианства.

Император Пётр I не только носил крест на груди. Он нёс крест жертвенного служения Родине. И это главное. Поэтому сейчас, когда мы вспоминаем подвиги императора Петра Великого, важно детям говорить не только о флоте, Полтаве и Петербурге, но и задеть эти живые струны сердца и воспитать сердце.

Молитва, вера, примеры подлинной святости – всё это воспитало не только императора Петра I, но и многих выдающихся русских людей на протяжении столетий. Живая вера облагораживает человека. Неверие и эгоизм убивают душу. Важно сейчас найти этот родник живой воды, оживляющей наши души. Особенно это важно при воспитании детей. И именно сегодня в рядах ВС РФ много верующих в том числе и православных.

У нас сейчас много совместных проектов в образовании

направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. И цель здесь одна – донести до детских сердец те духовные ценности, которые по-настоящему украшают душу человека, осмыслить основы духовной жизни наших предков, дать оценку собственному духовному состоянию. Опыт показывает, что мы можем вместе работать на благо наших детей.

Согласно исторической концепции Петр Великий на протяжении своего жизненного пути воплощал определенную совокупность твердо усвоенных им установок, взглядов. В основе его последовательного продвижения по пути преобразований лежала, как представляется, мысль о превращении отсталой страны в великую державу с цветущей культурой, передовой наукой, современной высокоразвитой экономикой и мощными профессиональными вооруженными силами — армией и военно-морскими флотами, способными придать надлежащий вес действиям Российского государства на международной арене.

Определенно большую роль в формировании имперского стиля мышления Петра Великого сыграла книга римского автора Квинта Курция Руфа (I в. н.э.) о деяниях Александра Великого Македонского. В конце 1699 г. она уже предлагалась царю для напечатания. Рукопись этого произведения, выполненная в конце XVII в., хранится в собрании книг Петра Великого.

Таким образом, все государственные расходы России были тогда в десять раз меньше, чем только военные затраты Великобритании. Это важнейшая особенность военной мощи Петровской России — она стоила стране с точки зрения финансового бремени несоизмеримо меньше, чем, скажем, Великобритании. Каким же образом располагавший несопоставимо меньшей доходной базой госбюджета, чем правители Великобритании и Франции, Петр Великий сумел вывести Россию в ряд первостепенных военных держав Европы?

Как представляется, мысль В.Фуллера плодотворна в своей основе. Однако подавать ее следует в другом ключе. Существовавшие при Петре Великом самодержавие и крепостничество соответствовали уровню развития страны, ее географическим, почвенно-климатическим условиям, многоэтническому и многоконфессиональному составу населения, и именно они позволили обеспечить поступательное развитие страны и предотвратить ее распад. Монарх сумел реформировать архаичную по характеру государственности военно-служилую монархию и сформировать новый тип государственной и военной машины.

Самодержавная воля монарха, правильно и глубоко понимавшего главные нужды развития страны, позволила сосредоточить сравнительно небольшие финансовые ресурсы России на ключевых направлениях модернизации. В первую очередь финансовые, материальные и людские ресурсы страны были направлены на создание и развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, ориентированных на производство для армии и флота.

Малые финансовые возможности страны на рубеже XVII и XVIII столетий восполняли также многомиллионные людские ресурсы России.

Согласно данным первой ревизии 1719 г., страна имела население 15,7 млн. чел. Эта особенность России стала одной из предпосылок для обретения страной при Петре Великом статуса великой державы. Большая численность населения имела огромное значение для пребывания в этом почетном ранге тогдашних великих держав — Великобритании, Франции и Австрии. Великобритания (без колоний) имела 9 млн. обитателей, Священная Римская империя германской нации, разобщенный конгломерат государств, — 8 млн. Франция же являлась тогда самой многонаселенной страной христианской Европы; на 1700 г. она располагала округленно 20 млн. жителей.

Напротив, малое число жителей после выхода из войны за Испанское наследство (1713) не в последнюю очередь не позволило правительству Нидерландов продолжить великодержавную политику. Нидерланды располагали тогда только 1,8 млн. жителей. Швеция, соперник России в Великой Северной войне, имела тогда население в 6 раз меньшее, чем ее противник. Во всех пестрых в национальном отношении владениях Швеции проживало до 2,5 млн. жителей.

Таким образом, важнейший для современности урок Петровской эпохи — создать условия для сохранения и роста численности населения страны — это важнейшая предпосылка сохранения великодержавного статуса, суверенитета и территориальной целостности. Современная Россия имеет даже более выгодную позицию по сравнению со временем Петра Великого, являясь ныне не второй по численности населения страной в Европе, как в начале XVIII в., но первой.

Урок из сказанного для современной России в том, чтобы сохранять еще в течение длительного времени обязательную всеобщую воинскую повинность — выгодное наследие эпохи промышленного капитализма. При обширности пространств, при соседстве с многонаселенными странами — это важная предпосылка сохранения территориальной целостности и суверенитета Российского государства. Кроме того, Россия, как и в эпоху Петра Великого, имеет преобладающую часть земель, недра в государственной собственности — это важнейший источник материальных ресурсов и поступления денежных средств для пополнения государственного бюджета.

Показателен сам факт, что Петровская Россия оказалась с точки зрения наличия финансовых и материальных ресурсов в состоянии создать и содержать отвечавший самому передовому европейскому уровню сильный военно-морской флот. Российский флот при Петре Великом был создан в исторически кратчайшие сроки на памяти одного поколения и только за счет российских внутренних финансовых источников. Вопрос о необходимости для страны сильного военно-морского флота злободневен и для нынешней России. Он продолжает вызывать острые споры.

Вот и Петр I начал создавать Российский флот для Азовского и Балтийского морей еще до обретения страной выхода к этим морям. В основе созидания российского флота лежали постановка цели, определение задач. Понятно поэтому, почему российский флот изначально строился по программам, не хаотично.

Появление и развитие флота не было прихотью, забавой монарха или чем-либо подобным, но строго соответствовало внешнеполитическим задачам страны. Так, в феврале — первой половине марта 1703 г. была принята к исполнению первая кораблестроительная программа Балтийского флота России. Ее целью была защита Санкт-Петербурга со стороны моря. В ноябре 1707 г., когда шведские войска шли походом на Москву и находились уже на рубеже Вислы, пребывавший в Санкт-Петербурге русский монарх начал принимать самые решительные меры по воплощению принятой тогда же второй кораблестроительной программы. Это был масштабный план создания мощного флота из 27 линейных кораблей, который был рассчитан на ведение наступательных действий на открытых пространствах Балтийского моря.

Петр I являлся великим правителем, рассчитывавшим ход исторического процесса на много ходов вперед. Он уже тогда думал о грядущих действиях русского флота против основной территории Швеции, которые должны были последовать вслед за разгромом главной шведской армии, двигавшейся на Москву.

был оформлен в международном праве по Амстердамскому договору России, Франции и Пруссии от 4 (15) августа 1717 г. По этому договору в международном праве впервые закреплялась новая роль России, свойственная именно великой державе, — гарант общеевропейской системы международных отношений.

Подводя итоги, следует отметить, что опыт успешной государственной реформы Петра Великого в высшей степени поучителен для современной России и наша страна сегодня двигается в правильном направлении хорошо развитого государства. А обучающиеся нашей школы особенно юноши с честью идут служить в ряды ВС РФ не только неся службу по призыву, но и становятся профессиональными военными. (Свиридено А.С.,Парачь К.А., Краснов Т.В., Бережной И.А, Конев А.А., Салодун М.А, Зуев А.С., и другие)

И сегодняшние реформы в российской армии, как и при Петре 1 имели три этапа. По словам Путина, на сегодняшний день доля современных образцов вооружения и военной техники в войсках по силам общего назначения составила более 70%, а в ядерных силах – 86%. В планах по силам общего назначения достичь к 2024 году показателя в 75,9%, а по силам ядерного сдерживания – к 2021 году довести долю современных образцов до 88,3%.

Дело Петра 1 живет в сердцах российских граждан и будет передаваться из рук в руки на протяжении еще многих веков, хотя мне кажется, что оно впитывается с молоком матери. Россиянин, христианин, патриот и гражданин!

Владимир Путин призвал россиян быть достойными своих предков и помнить их выдающиеся результаты. По его словам, у России было много славных периодов в истории еще "до петровских времен и Петра I, который провел такие крупные реформы, которые преобразили страну"

Подобная тематика выбрана не случайно. В текущем учебном году отмечаются две значимые даты 300-летие Российской империи, на праздник Казанской иконы Матери Божией 4 ноября 2021 года и 350-летие со дня рождения императора Петра I, приходящийся на день памяти преподобного Исаакия Далматского, 12 июня 2022 года.

Как мы воспринимаем Российскую империю, и ее создателя?

Историческая оценка деятельности Петра I является весьма неоднозначной, в первую очередь, с духовной точки зрения.

Вероятно, оценка деятельности основателя Российской империи может быть дана только в контексте понимания тех процессов, которые происходили со страной в целом. Присмотримся к самим принципам, лежавшим в основе нашей государственности в различные эпохи ее существования. Какие цели ставила перед собой власть?

Одновременно делались попытки создать образ Царства Небесного уже на земле. По инициативе преподобного Сергия Радонежского, его учеников и последователей развивается монашеское общежительное движение. Монастырь с крупным хозяйством, с большим количеством братии воспринимался как образец идеального христианского общественного устройства. Здесь подражали первохристианской общине, где все было общим. Само общее житие строилось на принципе послушания старшим и служения ближним.

Обители обладали обширными землями, организовывали на них хозяйство и обустраивали так, как будто бы устрояли рай на земле. Монастыри несли социальную ответственность за крестьян в своих селах, оказывали всяческую поддержку населению, учили детей, принимали странников, кормили голодных. Во всяком случае, так было в главной магистральной линии развития русского монашества, связанной с именем преподобного Иосифа Волоцкого.

Конечно, в истории XV-XVI веков мы видим и много негативных моментов, не все в ней соответствовало исповедуемым идеалам. Тем не менее сами цели и принципы развития России были именно таковы, как изложено выше.

Страна продолжала оставаться православной, но власть больше не ставила своей целью привести ее народ в Царство Небесное. Люди начинают мыслиться в качестве источника средств для власти, в качестве силы экономики. Церковь всё более превращается в инструмент для реализации задач власти. Следует подчеркнуть, что происходило это еще при отце Петра I — царе Алексее Михайловиче. Недаром именно на его правление пришлась одна из величайших трагедий русской истории – церковный раскол.

Однако именно по современному для XVII века греческому образцу царь Алексей Михайлович, патриарх Никон и их окружение стали переделывать русские церковные обычаи. Этот процесс осуществлялся насильственно. Население страны, фактически, раскололась на две части. Многие из людей, придерживавшихся дониконовских церковных обычаев, так называемые старообрядцы, стали воспринимать церковные и светские власти не просто в качестве носителей социального зла, а как прямое проявление Антихриста, обещанного в Откровении апостола Иоанна Богослова. Русский народ больше не был единым.

Собственно, при Петре I все эти тенденции лишь усугубились.

Еще при царе Алексее Михайловиче была введена система подворного обложения – теперь государству деньги должны были все домохозяйства. За недоимки, неуплату податей строго взыскивали, в городах ввели круговую поруку, то есть общую ответственность жителей за сбор налогов.

Петр I строил новый флот, создавал армию, вел напряженную Северную войну и, соответственно ему необходимо было много денег. Появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конюшни и площадки, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды. Они платили двойной налог за приверженность к старым обрядам. Особым сбором обложили даже дубовые колоды, которые шли на изготовление гробов. Всего с населения взималось до 30 различных налогов. Наконец, была введена подушная подать, для чего устроена всеобщая перепись. Теперь уже каждый житель новой Империи был должен государству.

Страна оказалась расколота на социальные и культурные группы. Единственными объединяющими ее началами были сама государственная власть и Православная Церковь. Церковь как Тело Христово по-прежнему являлась пространством, где дворянин, купец, мещанин и крестьянин, очень разные во всем остальном, чувствовали себя единым целым перед Богом.

При этом она же рассматривалась властью в качестве прикладного, служилого элемента. В 1721 году, практически одновременно с созданием Российской империи Петр I проводит церковную реформу. Патриаршество, существовавшее с 1589 года, было отменено. Управление Церковью строилось теперь по протестантскому европейскому образцу. Ее главой стал император.

В имперский период прихожане начинают рассматриваться властью в качестве источника денежных средств. Петру I принадлежала идея изъятия всех свечных доходов на государственные нужды. Она осуществится во второй половине XVIII столетия.

Еще при царе Алексее Михайловиче епархии, монастыри и приходы были лишены права свободно распоряжаться своими земельными наделами. Екатерина II в 1764 году конфисковала все церковные земли в пользу государства, провела секуляризацию. Церковь лишилась своей экономической самостоятельности и стала полностью зависеть во всех вопросах от власти. Больше не шла речь ни о какой особой социальной модели, которая здесь, на земле, могла бы быть своеобразной иконой Царства Небесного.

Стоит особо заметить, что Русская Церковь в XVIII-ом – первой половине XIX-го века оказывается одной из главных сил модернизации страны. Она создала собственную систему образования по самым передовым на тот момент времени образцам. Практически во всех регионах открылись духовные семинарии, уже к середине XVIII столетия дававшие качественное гуманитарное образование. В конце этого века вводится преподавание естественных наук. Еще пятьдесят лет спустя, с 1840 года в семинариях стали преподавать медицину и сельское хозяйство. Священник получал весьма обширные знания. Даже в начале XIX века уровень преподавания в духовных школах был выше, чем в открытых тогда же губернских гимназиях.

Особое внимание уделялось в семинариях процессу воспитания, формированию нравственного облика учащихся, их интеллектуальному развитию, физическому здоровью. Здесь собираются обширные библиотеки, устраиваются специальные классы с физическими приборами, создаются хоры и оркестры.

Во второй половине XVIII века происходит систематизация педагогического опыта, накопленного в духовных школах. Издается целый ряд трактатов, описывающих воспитательный идеал духовного образования, его практические методы.

Именно латынь была языком преподавания в русских духовных школах на протяжении более века, до середины XIX столетия. Она являлась международным языком научного сообщества, как сейчас английский. Возникавшая система светской высшей школы в России также была латинизированной. Особенно это касалось медицинских учебных заведений, таких, как Медико-хирургическая академия в Петербурге (будущая Военно-медицинская академия).

Абитуриентов для этих учебных заведений набирали среди семинаристов, так как, фактически, только они в тогдашнем русском обществе знали латынь. В результате появилась целая плеяда выдающихся русских врачей. Их сотни. В качестве яркого примера можно привести вице-президента Медико-хирургической академии Ивана Тимофеевича Глебова. С его именем связаны обширная реформа русской медицины XIX века. Целый ряд теоретических работ по проблемам переливания крови в 40-е годы того же столетия опубликовал другой бывший семинарист Иван Матвеевич Соколов. Создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов – тоже выпускник семинарии.

По сути, возникшее в XVIII веке русское духовное образование выполняло важную функцию социального лифта. Дети бедных дьячков и пономарей достигали важного общественного положения, совершали прорывы в науке. Показательна судьба семьи великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Его дед был сельским священником в Тверской губернии, образование получил в местной семинарии. Отец Дмитрия Ивановича из духовной семинарии поступил на филологическое отделение Главного педагогического института в Петербурге и впоследствии был назначен директором Тобольской классической гимназии.

На системной основе создавались церковные школы для крестьян. В 1840 году Министерство государственных имуществ привлекло священнослужителей в качестве учителей в свои народные учебные заведения. Ко времени реформ императора Александра II педагогический стаж многих из них достигал 20 лет.

После освобождения крестьян от крепостной зависимости во всех епархиях открывается огромное количество училищ. Однако педагогическая активность духовенства столкнулась с резким противодействием со стороны дворянства и бюрократии. В конечном счете эту борьбу за школу Церковь проиграла.

Еще в 1859 году некоторые губернские дворянские собрания составляли наказы, в которых подчеркивалась необходимость ограничить социальную активность священнослужителей на селе. Вновь возникшие земства начали всячески выдавливать духовенство из школы. Старый правящий класс опасался, что священники окажутся реальными народными лидерами.

К этому времени секуляризация России шла уже на протяжении полутора веков. Русское дворянство становилось все более европейским и все дальше уходило от веры своих предков. Его церковность во многом являлось формальной. Нравственный уровень сначала высшего света, а за ним и других слоев населения опускался все ниже.

Церковность использовалась в качестве внешнего, социально-государственного регулятора. Каждый православный житель Империи был обязан раз в год, Великим постом причаститься Святых Христовых Таин. Причастие документально фиксировалось местным духовенством и было, по сути, признаком политической лояльности. Так продолжалось вплоть до 1905 года, до указа о веротерпимости императора Николая II.

Чем дальше, тем больше духовенство рассматривалось властью как служилый слой мелких чиновников. Священник должен был собирать, по сути, полицейские сведения о лояльности прихожан, заниматься статистическими исследованиями, оспопрививанием, агитировать крестьян за разведение картофеля. В разделенном социальными перегородками обществе духовное сословие постепенно оказывалось в изоляции.

По сути, модернизация России, начатая Петром I, могла бы проходить на православной основе. Как мы видели выше, Церковь активно встраивалась в модернизационные процессы. На протяжении долгого времени она была лидером в области образования. Именно Церковь, как Тело Христово, могла бы быть гарантом народного единства. К сожалению, этого не произошло.

Государство больше не ставило перед собой духовных целей, не стремилось привести своих граждан в Царство Небесное. Российская империя, при своей внешней православности, по сути, становилось все более и более светским государством. После революции эти процессы необычайно углубились. Но они продолжали те тенденции, которые уже были заложены в предыдущие два века.

Хочется обратить особое внимание на следующий факт. Вплоть до XVII века в нашей истории мы видим много правителей, прославленных в лике святых. Причем, речь идет как о великих, так и об удельных князьях. Руководители страны, аристократия и народ были частью одного Тела Христова.

В имперский период народ — исключительно источник доходов для элиты. Новая аристократия, созданная империей, оказывается оторванной от своих духовных корней, противостоит своему народу. Она не является с ним единым целым – ни в церковности, ни в одежде, ни в манерах, ни даже в языке. Именно здесь, на мой взгляд, лежит главная причина событий 1917 года.

Все описанное выше является уроком и для нашего времени. Печальным итогом имперских разделений стала революция. Церковь – вот реальная основа общественного единства, опора развития страны. Только ни в коем случае нельзя воспринимать церковность как внешний инструмент, как социальный регулятор. У России по-прежнему остаются цели, поставленные еще нашими государями в XV – XVI веках – достижение Царства Божия, устроение земной жизни как иконы новой, небесной реальности. Идя по этому пути, мы смогли бы разрешить все свои общественные проблемы.



XXX Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап



XXIX Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап



XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения



XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап


Доклад игумена Августина (Неводничка), наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Ярославской митрополии и М.Л. Рубцовой, референта по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, на региональном этапе XXVIII Рождественских Международных образовательных чтений в Ярославской митрополии (Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, 13 декабря 2019 года)


Доклад игумена Августина (Неводничка), наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Ярославской митрополии и М.Л. Рубцовой, референта по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, на региональном этапе XXVIII Рождественских Международных образовательных чтений в Ярославской митрополии (Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, 13 декабря 2019 года)

XXVII Международные Рождественские образовательные чтения



XXVII Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап



XXVI Международные Рождественские образовательные чтения



XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап


Доклад епископа Воскресенского Саввы, доктора церковной истории, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, и кандидата исторических наук А. Е. Виденеевой на круглом столе в рамках регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений (Ярославская митрополия, Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь; 20 декабря 2017 года).


Доклад епископа Воскресенского Саввы, доктора церковной истории, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, и кандидата исторических наук А. Е. Виденеевой на круглом столе в рамках регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений (Ярославская митрополия, Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь; 20 декабря 2017 года).

XXV Международные Рождественские образовательные чтения





XXIV Международные Рождественские образовательные чтения


Читайте также: