Доклад на педсовет адаптация пятиклассников

Обновлено: 27.04.2024

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптациюфизиологическую, психологическую и социальную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с учителями, одноклассниками и подчиняться школьным правилам..

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для учителей.

Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.

Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в основную школу.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса:

учащихся, учителях, родителях, администрации школы, специалистах психолого- педагогической службы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• сменой социальной обстановки;

• изменением роли учащегося;

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• разностью систем и форм обучения;

• нестыковкой программ начальной и основной школы;

• различием требований со стороны учителей-предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с учителями, какие требования обязательны для выполнения– к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – основная цель сегодняшнего педсовета

Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения учителей и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Давайте обсудим в чем проявляются сложности организационного и учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен учителем без соответствия с реальными возможностями.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, учителя порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным мнением учителей среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и основной школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на учителя, способного организовать значимое для школьников общение.

5. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

8. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж учителя, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителей.

Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в школе.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Результаты наблюдений за учебным процессом в 5-м классе.

Основные трудности, отмеченные в ходе наблюдения касаются самоорганизации учеников на уроках и во время перемен. Новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, произвольности часто заполняется стихийной деятельностью, как правило, общением, к чему в данный возрастной период наблюдается и большее предрасположение. Новый уровень сложности домашнего задания также приводит к тому, что часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности по самостоятельной работе с учебным материалом. Все это свидетельствует о проблемах в мотивационном компонентах деятельности.

1.В нашей школе мне больше всего нравится

наш класс, столовая, спортзал

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________

4. Моя учительница часто говорит, что я______________

5. Мои родители говорят о школе

часто редко никогда

6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________

7. Когда я вспоминаю о 4-м классе, то__________________________.

Учебная мотивация выражена у 16%. Очевидно, что данный уровень мотивации снижен и необходима целенаправленная работа педагогов и родителей для ее укрепления.

Среди выбираемых предметов следует отметить математику. Это трудоемкий и сложный предмет основного курса, поэтому необходимо отметить, что интерес может быть обусловлен мастерством педагога. Наиболее любимые уроки – физкультура, изобразительное искусство, технология, музыка, история.

Более 33% детей необходима помощь в выполнении домашних заданий. Это говорит о переживании большинством учеников субъективной трудности учебного материала. Это указывает скорее не на объективную трудность материала, а на необходимость семейной и педагогической помощи в организации самостоятельной учебной деятельности учеников.

58% учеников отмечают, что учеба часто становится предметом разговоров в семье, и говорят о положительной оценке родителям учебной деятельности.

Анализ анкеты учащегося 5-го класса.

В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:

- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

- правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком;

готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо
прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть
с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главн ая общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

8.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четки ми инструкциями.

9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила повед ения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
10.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний. На йдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей, контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.

11.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

12. Введите правило среди учащихся помогать больным, передавать им до машнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

13.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптация пятиклассников в школе

Подготовила

Сапранцова Анастасия Валерьевна,

учителя немецкого языка,

классный руководитель 5 класса

Адаптация пятиклассников в школе

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей.

Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя к многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. И эта резкая перемена вызывает стресс. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов и родителей.

Как преодолеть трудности периода адаптации.

Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа.

Первый – время эйфории. Ребята встречаются после долгой разлуки, у них много впечатлений, которыми они хотят поделиться. Все испытывают прилив новых сил. Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта. И даже если у кого-то что-то не задается, на летнем ресурсе многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимают новые задачи и требования, предъявляемые школой. Период эйфории длится первые две недели сентября. А следующие 2-3 недели позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. На школу накатывает рутина повседневности, летний запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки.

Второй этап растягивается тоже на две-три недели. А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель-предметник уже представляет, какой у него класс. В период адаптации не нужно требовать по максимуму, но и не позволять совершенно расслабиться.

Обычно адаптационный период длится 2-3 месяца. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо понимать, что все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года.

Очевидно, что успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность. Таким ученикам нужно прежде всего помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен.

Другая ситуация, когда ребенку все дается легко. Перейдя на новую ступень обучения, такие дети нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим.

Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе.

Помимо индивидуальных различий следует принимать в расчет возрастные особенности, а также специфику различных этапов школьной жизни. В 5 классе я являюсь классным руководителем.
Результаты успеваемости в 1 четверти (5 класс)

Учащихся – 6 чел.

Качество знаний – 83%

1 – отличник (Погуляева М .)

4 – хорошиста (Бохан Д., Буренок М., Гильмуллин Д., Жукова А.)

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.

Основными задачами этого направления является содействие:

· культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи,

· духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;

· возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

· Не запрещать, а направлять;

· Не управлять, а соуправлять;

· Не принуждать, а убеждать;

· Не командовать, а организовывать;

· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.

Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.

Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса.

Осознавая, что здоровье школьников это главная задача современной школы, уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Это и физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке, и предметные праздники, посвященные охране здоровья. И главное, конечно, это большое количество спортивных эстафет, соревнований, турниров, которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.

В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работе

Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.

Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии.

Работа с родителями учащихся

Большое значение я придаю работе с родителями. Прежде всего – это родительские собрания. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои плоды: родители не бояться, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций. Связующим звеном между школой и всеми родителями класса является родительский актив, который активно помогает мне в организации досуга детей, в ремонте, участвуют во всех организационных вопросах.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

Так как мой 5 класс небольшой – 6 человек, то после избрания командира класса, выбираются ответственные за классные сектора (учебный сектор, трудовой сектор, спортивный сектор, сектор досуга). Строго распределяются обязанности.

Функции совета класса :

· Подготовка и проведение классных собраний

· Анализ деятельности своих членов

· Подготовка, составление плана воспитательной работы класса

· Подготовка информации – отчета и предложений в вышестоящие органы.

· Заслушивание информации о решениях совета учащихся класса;

· Принятие решений по вопросам деятельности класса

· Проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий.

· Организация традиционных праздников (День Учителя, и др.)

· Коллективно - творческие дела

В конце каждой четверти, учащиеся, ответственные за сектора, отчитываются за свою работу, так как при реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты.

Хотелось бы отметить, что являясь посредником между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей коллективно - творческие дела очень сплачивают детский коллектив.

Работа с учителями-предметниками

Важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребенка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной. Ребенок един, целостно его становление. Поэтому важным направлением деятельности классного руководителя является его сотрудничество с учителями-предметниками.

Сделать детей эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет личностно-ориентированный подход в обучении. Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы, который осуществляется в совместной деятельности классного руководителя и учителей-предметников. Эта работа включает совместную разработку общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам.

В самом начале учебного года я обращаю внимание учителей – предметников на учеников, у которых есть проблемы, связанные с поведением и здоровьем. Мы вместе решаем, как помочь ребенку. Иногда использую анкетирование, которое помогает выявить отношение ученика к предмету, причины его неуспеха в изучении данного предмета, способствует развитию сотруднических отношений между учителем – предметником и учащимся.

Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей степени зависит от того, каким был его учитель.

И моя цель – воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного, отзывчивого. Для этого надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.

Я думаю, что нам, учителям , надо чаще вспоминать эту заповедь, чтобы не устать раньше срока от нашего нелегкого труда, чтобы не изнемогла душа в ежедневной нелегкой работе. Уверена, любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовет "Адаптация пятиклассников. Сравнительная характеристика успеваемости и качества знаний обучающихся 4 класса и начала 5 класса" может использовать в своей работе классный руководитель 5 класса.

Курского района Курской области

классный руководитель 5 класса,

учитель русского языка и литературы,

Гладких Светлана Анатольевна

Переход детей из начальной школы в пятый класс – стресс не только для самих школьников, но и для их родителей.

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Задача классного руководителя — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь может оказать ребятам

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:

Изучение классного коллектива.

Знакомство с родительским коллективом.

Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

Разговор с учителем начальных классов Лавлинской Ниной Алексеевной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Нины Алексеевны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены классные часы и беседы:

Классные часы по ПДД и ППБ

Знакомство с родительским коллективом.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

Проведено анкетирование родителей в конце первой четверти

На собрании обсуждались следующие вопросы:

Знакомство с родителями

Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям (анкеты детей).

Выбор родительского комитета класса.

Планирование воспитательной работы на учебный год.

Текущая успеваемость учащихся за I триместр. Раздала ведомость текущих оценок за I триместр. Обратила особое внимание на проблемы по предметам и замечания учителей.

Организационные вопросы (состояние учебников, плата за питание, ремонт класса)

Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения обучающихся класса.

Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.

Конкурс поделок из природного материала.

Подготовка номера ко дню учителя.

Общероссийские предметные олимпиады

Сравнительная характеристика успеваемости и качества знаний в конце 4 и в начале года 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для педсовета о результатах работы классного руководителя по адаптации пятиклассников.

Муниципальное казенное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.П. Гайдара

тема: «Адаптация учащихся 5 а класса

учитель иностранного языка

классный руководитель 5а класса

г. Кизляр, 2021 г.

Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.

Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни

Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам

1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

На начало учебного года в классе 32 учащихся.
Выбыл 1 ученик – Умалатов Ахмедхан
Итого: 15 мальчиков, 16 девочка
По итогам 1четверти, в классе 1 отличник- Багавов Исмаил,

7 хорошистов- Багадурова Рабият, Гасинов Гаджимагомед, Джумалиев Ренат, Иноземцева Мария, Менафова Сафия, Мякинин Роман, Трубицина Дарьяна.

Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

Произвольность психических процессов. Некоторые учащиеся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.

Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.

Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что один ребёнок держится обособленно от коллектива. (Попова Дарья) И это не связанно с периодом адаптации, а обусловленно уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.

Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.

Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:

Изучение классного коллектива.

Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

Разговор с учителем начальных классов Юсуповой Саният Султановной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Саният Султановны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены классные часы и беседы:

Классные часы по ПДД

2.Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Особенности класса: активные, дружные, творческие. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

3.Организация внеклассной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.

4.Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания. В основном, это общешкольные и общегородские субботники.

5. Анкетирование учащихся

Было проведено анкетирование, оценивающее уровень мотивации и адаптации учащихся в 5 классе. Присутствовало 28 человек.

Читайте также: