Трудоустройство в казахстане доклад

Обновлено: 13.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 2.1 Занятость и трудоустройство

1. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству.

2. Понятие занятости населения и безработные

1.Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству.

Эти правоотношения возникают в тех случаях, когда гражда­нин за содействием в трудоустройстве обращается в орган заня­тости. Если он устраивается на работу самостоятельно, без по­мощи этих органов, то такие правоотношения у него не возни­кают.

Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустрой­ству возникают в трех последовательно взаимосвязанных видах:

между гражданином и органами службы занятости с мо­мента обращения в этот орган для подыскания подходящей ра­боты и устройства на нее;

между гражданином, получившим направление от органа службы занятости, и работодателем, к которому его направили по поводу заключения трудового договора (если этот договор за­ключен, то правоотношения по трудоустройству прекращаются, если нет, то продолжается его первое правоотношение с органом службы занятости);

между органом службы занятости и работодателем, обя­занными информировать друг друга о спросе и предложении ра­бочих мест; работодатель также обязан перечислять соответст­вующие взносы в фонд занятости и принимать направляемых по его запросу подходящих работников; это длящееся правоотно­шение данных субъектов.

2. Понятие занятости населения и безработные

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удов­летворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Она означает фактическую реализацию права на труд. Гражданин имеет исключительное право распоряжаться своими способностями к произ­водительному и творческому труду. Принуждение к труду запрещено, в том числе и как средство обеспечения трудовой дисциплины. Оно воз­можно лишь в случаях, особо установленных законодательством. Так, не считается нарушением запретов работа, требуемая на основании во­енной службы, а также в условиях чрезвычайных обстоятельств и работа при отбывании наказания по приговору суда, выполняемая под надзо­ром соответствующих государственных органов. Незанятость не может быть основанием для правовой ответственности. Реализация принципа свободы труда — это свободный, добровольный акт гражданина. Он мо­жет и не реализовывать данное право, но от этого он не теряет его и в лю­бое время может пожелать его осуществить.

Конституция РФ не обязывает трудоспособного гражданина тру­диться; она запрещает принудительный труд, подчеркивает, что труд свободен (ст. 37).

Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона о занятости):

1) работающие по трудовому договору (контракту), имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе за­нятые индивидуальной трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов и лица, выполняющие работы по гражданско-правовым Договорам (подряды);

3) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

4) военнослужащие любых родов войск, служащие органов без­опасности и внутренних дел;

5) трудоспособные учащиеся любых очных образовательных заве­дений.

Федеральный закон об охране труда в категорию занятых также включил учредителей (участников) организаций, всех работающих по гражданско-правовым договорам (авторскому, индивидуально - предпринимательскому и др.).

Безработными признаются:

трудоспособные граждане по возрасту и по состоянию здоровья. Пенсионер, который хочет работать и ищет работу, не признается без­работным, так как считается нетрудоспособным и имеет доход в виде пенсии;

Безработный должен предъявить в органы службы заня­тости следующие документы:

паспорт (документ, удостове­ряющий личность);

трудовую книжку (иные документы, под­тверждающие стаж работы);

документ об образовании (квалификации);

справку о среднем заработке (доходе, де­нежном довольствии) за три последних месяца.

Граждане, ко­торые впервые ищут работу, ранее не работавшие и не име­ющие профессии, специальности, обязаны предоставить паспорт и документ об образовании. Беженцы и вынужден­ные переселенцы предоставляют в органы службы занято­сти документы, удостоверяющие личность, и удостоверение установленного образца. Помимо перечисленных докумен­тов, лица, имеющие ограничения по состоянию здоровья, предоставляют справки ВТЭК и другие необходимые заклю­чения медицинских учреждений.

Безработными могут быть и впервые ищущие работу, и уволенные с производства, и демобилизованные из Вооруженных Сил, и моло­дежь по окончании учебного заведения. Гражданин признается безра­ботным со дня предъявления им необходимых документов. Решение об этом орган занятости должен принять не позднее 11 дней со дня предъявления документов, если в течение 10 дней со дня регистрации невозможно было предоставить подходящую работу.

После предоставления документов органы службы за­нятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы должны предложить два варианта под­ходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. При невозможно­сти предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы они признаются безработ­ными с первого дня предъявления указанных документов.

Не признаются безработными граждане:

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органе за­нятости от двух вариантов подходящей работы. Впервые ищущие рабо­ту, не имеющие профессиональной подготовки, не могут быть призна­ны безработными, если дважды отказались от получения профессио­нальной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом нельзя предлагать дважды одну и ту же работу (место учебы);

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок для перерегистрации их в качестве безработных.

Не признанный органом занятости безработным гражданин имеет право через две недели повторно обратиться в этот орган занятости для признания его безработным. Не регистрируются как безработные лица, осужденные к исправительным работам без лишения свободы. Ес­ли же на момент вступления в силу такого приговора гражданин уже имел статус безработного, то орган занятости прекращает ему выплату пособия по безработице и снимает с учета. Если же в приговоре огово­рено условие неприменения установленного наказания к виновному в определенный испытательный срок или было условно-досрочное ос­вобождение от наказания, то это лицо органом занятости может быть признано безработным.

Подходящая и неподходящая работа

Подходящей считается такая работа, в том числе временная, кото­рая соответствует профессиональной пригодности с учетом уровня подготовки, условиям прежней работы, состоянию здоровья, транс­портной доступности рабочего места. При этом максимальная удален­ность подходящей работы от места жительства безработного определя­ется местным органом власти с учетом развития сети общественного транспорта. Так, если инженеру, имеющему высшее техническое обра­зование и проработавшему инженером 7 лет, предлагают работу техни­ка, то это будет неподходящая для него работа, или же ему предлагают работу инженера, но на дорогу ему в один конец до такой работы надо затрачивать 3—4 часа на общественном транспорте, то и эта работа для него будет неподходящей.

Подходящей считается любая оплачиваемая работа (с учетом возраста и иных особенностей граждан), включая временную работу для граждан, впервые ищущих работу, но не имеющих специальности, и граждан, отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после трехлетнего перерыва в работе или по окончании первоначального (12-месячного) периода безработицы.

Не может считаться подходящей работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия на то гражданина;

2) условия труда на ней не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3) заработок на ней ниже среднего заработка гражданина за последние три месяца на последнем месте его работы. А когда последний указанный его заработок превышал средний уровень заработка в данной местности, то подходящей не может считаться работа, если заработок по ней ниже среднего уровня на территории данного субъекта Российской Федерации.

Государственная служба занятости

Государственная служба занятости существует в составе Министерства труда и социального развития РФ. Услугами органов службы занятости могут бесплат­но пользоваться все без исключения граждане. Деятельность службы финансируется за счет государственного внебюджет­ного фонда занятости, создаваемого за счет отчислений рабо­тодателей, работников, ассигнований из бюджета и других по­ступлений. Средства фонда расходуются на содержание службы занятости, на безработных и находящихся под рис­ком увольнения, через негосударственные коммерческие службы занятости, поскольку содействие негосударственных служб не дает права на государственные льготы и гарантии.

 Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда Казахстана

В условиях развития международной интеграции и усиления конкуренции в Казахстане, как и во многих зарубежных странах, наблюдаются проблемы по вопросам трудоустройства молодежи.

По данным Международной организации труда (МОТ), сокращение безработицы среди молодежи вдвое обеспечило бы прирост мирового валового продукта. В данном аспекте особую актуальность приобретают вопросы трудоустройства молодежи в Казахстане, где ее удельный вес составляет около 25,0% всего населения страны.

Как известно, молодежь является социально-экономическим активным слоем населения, обладает инновационным и творческим потенциалом, хотя в силу своего возраста не обладает достаточным опытом в той или иной сфере профессиональной деятельности. Поэтому вопросы трудоустройства, поддержка и развитие профессиональной конкурентоспособности молодежи на рынке труда являются весьма актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Основополагающим фактором формирования конкурентоспособной молодежи является ее высокая квалификация и востребованность на рынке труда национальной экономики. Рынок труда как базовый элемент социальной сферы, имеющий механизм эффективной занятости населения, ориентирован на борьбу с безработицей.

Данная ситуация, как известно, связана с несбалансированностью в подготовке специалистов гуманитарного, технического профилей, а также среднего профессионального образования.

Следует отметить, что уровень безработицы среди молодежи, имеющей среднее профессиональное образование, значительно ниже, чем у выпускников высшего учебного заведения.

Это связано с тем, что молодые люди с вузовским дипломом во многих случаях имеют завышенные требования при устройстве на работу, особенно по уровню заработной платы, соответствующим социальным условиям и быстроте карьерного роста. Поэтому работодателям выгоднее нанимать людей с практическим опытом, а не неопытного сотрудника, да еще и не доказавшего свою квалификацию. В то же время практика показывает, что выпускники колледжей менее требовательны к условиям работы и в более короткие сроки могут найти работу в различных сферах экономики.

В условиях функционирования и развития Евразийского экономического союза ожидается большая потребность высококвалифицированных кадров на рынке труда. Следовательно, как в масштабе республики, так и разрезе отдельных отраслей необходимо скорректировать структуру и количество подготовки кадров по специальностям среднего специального и высшего образования.

В Концепции государственной молодежной политики Казахстана до 2020 года предусмотрено создание центров поддержки молодежных инициатив, стимулы и механизмы для трудоустройства молодежи, льготное кредитование, развитие государственно-частного партнерства, подготовка специалистов по заказу работодателя и др.

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования системы трудоустройства и снижения безработицы среди молодежи необходимо провести комплексную работу по подготовке кадров для формирования практического навыка по избранной специальности. Необходимо внедрить систему планирования численности подготовки кадров как в разрезе специальностей, так и по уровню образования с учетом особенностей и структуры национальной экономики, активно использовать передовой зарубежный опыт по трудоустройству и снижению уровня безработицы молодежи, а также усилить роль государственно-частного партнерства в процессе подготовки и трудоустройства молодежи.

Существует несколько способов поиска работы, которыми можно воспользоваться одновременно:

  • Через друзей и знакомых;
  • Через сайты по поиску работы;
  • Через объявления и сообщества в социальных сетях;
  • Через Центры занятости.

Поиск работы через друзей и знакомых

Когда у вас есть определенный опыт работы, значимые навыки и достижения, то наверняка найдутся друзья, знакомые, текущие или бывшие коллеги, которые могут порекомендовать вас или хотя бы дать информацию о наличии подходящей вакансии. От хорошей рекомендации может зависеть многое при трудоустройстве.

Не стоит пренебрегать этим способом даже в том случае, когда у вас нет опыта работы, например, если вы выпускник ВУЗа или ещё студент. Если вы соответствуете минимальным основным требованиям к вакансии и дополнительно имеете хоть какую-нибудь рекомендацию от знакомых, то вероятность трудоустройства заметно повышается.

Поиск через рекрутинговые сайты

Это общепринятый метод поиска работы. Популярные рекрутинговые сайты довольно удобны, эффективны и дают результат обоим сторонам рынка труда, т.е. и соискателям, и работодателям.

Принцип работы этих сайтов практически одинаковый для всех.

  1. Вам нужно зарегистрироваться на нем, заполнить данные о себе, которые преобразовываются в удобочитаемое резюме для работодателей;
  2. Большинство HR-менеджеров компаний публикуют объявления о вакансиях на рекрутинговых сайтах и, как правило, пристально следят за откликами соискателей. Вам нужно взять привычку постоянно мониторить списки вакансий, знакомиться с их деталями и откликаться на них через специальные механизмы сайта либо напрямую связываться с рекрутером, при наличии такой возможности.

Список популярных рекрутинговых сайтов в Казахстане

Поиск через объявления и сообщества в социальных сетях

Если вы достаточно активны в социальных сетях, то можете сделать объявление о поиске работы и попросить своих подписчиков о помощи с распространением объявления, которое вполне может дойти до потенциальных работодателей. При этом, важно понимать, что то, как вы ведёте свой аккаунт и какой контент вы публикуете, будет напрямую влиять на первое впечатление о вас, как о человеке и потенциальном работнике.

Также в социальных сетях существует множество сообществ по поиску работы, которые могут разделяться по определенным сферам деятельности и по регионам. В них могут публиковаться актуальные вакансии от различных компаний и объявления самих соискателей. Подпишитесь на подобные сообщества и регулярно мониторьте их. Если вы ищете работу в какой-нибудь узкоспециализированной сфере, то подходящую вакансию можно найти и таким способом.

Обращение в Центр занятости

Если все вышеперечисленные методы не дали результат, то следует обратиться в Центр занятости для регистрации в качестве лица, ищущего работу. Это можно сделать через онлайн-услугу

Необходимые документы при посещении Центра занятости:

– Трудовая книжка (при наличии);

– Диплом об образовании (при наличии).

После того, как вас зарегистрируют в качестве лица, ищущего работу, сотрудники Центра занятости разместят ваше резюме на сайте Государственной бирже труда enbek.kz и при нахождении подходящих вакансий дадут направления по ним.

В случае, если вам отказали в работе или же она вам не подошла по объективным причинам, сотрудники Центра занятости продолжат искать для вас другие варианты.

Данная программа предназначена для студентов, окончивших ВУЗ по специальностям:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • социальное обеспечение;
  • культура и спорт;
  • ветеринария.

Этим студентам государство предлагает работу в сельской местности с социальной поддержкой, которая включает:

  • предоставление выплаты единовременного подъемного пособия в размере 70 МРП;
  • выдачу бюджетного кредита для приобретения и строительства жилья сроком на 15 лет, со ставкой вознаграждения в размере 0,01% в размере 1500 МРП;
  • повышение должностного оклада не менее чем на 25% от тарифных ставок (в городских населенных пунктах) специалистам учреждений социальной сферы, расположенных в сельских населенных пунктах.

Для участия в программе необходимо:

  • самостоятельно найти работу в выбранном вами населенном пункте (сельская школа, больница, Дом культуры, спорткомплексы и др.);
  • при приеме на работу кандидат подает заявление на участие в программе в районную комиссию;
  • при отсутствии возможности самостоятельного поиска работы вы можете обратиться в Министерство сельского хозяйства РК или к ответственным работникам в регионах;
  • данные о потребностях кадров в регионах размещены на сайтах управлений областных акиматов.

Специалист, заключивший договор по программе, берет на себя обязательство отработать не менее 3 лет в сельской местности.

Как принять участие в программе

Необходимо выбрать населенный пункт на территории сельской местности Республики Казахстан и самостоятельно найти там работу (сельская школа, больница, Дом культуры, спорткомплексы и др). При отсутствии возможности самостоятельного поиска работы, можно обратиться в акиматы областей. О наличии вакансий можно узнать на сайтах акиматов.

Далее следует обратиться в районный акимат или в акимат города районного значения с заявлением о том, что вы хотите принять участие в Проекте. Его перенаправят в специальную комиссию, которая рассмотрит документы и примет решение.

Необходимые документы

Для получения подъемного пособия:

  • заявление;
  • копия удостоверения личности;
  • копия диплома;
  • копия трудовой книжки, заверенная кадровой службой по новому месту работы;
  • адресная справка с места жительства, подтверждающая проживание в соответствующем населенном пункте;
  • сведения о предыдущем месте прописки из миграционной службы.

Для получения бюджетного кредита на приобретение жилья дополнительно представляются:

  • акт оценки приобретаемого недвижимого имущества;
  • копия свидетельства о браке (если женат или замужем);
  • справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества у специалиста, его(ее) супруги(а) и детей в данном сельском населенном пункте.

Для получения бюджетного кредита на строительство жилья дополнительно представляются:

  • акт на право пользования земельным участком, предоставленным на строительство жилья на имя специалиста;
  • акт оценки залогового имущества;
  • договор страхования залогового имущества;
  • письменное согласие на софинансирование части строительства жилья, превышающей размер выдаваемого кредита;
  • копия свидетельства о браке (если женат или замужем);

Для установления подлинности вместе с копиями документов также представляются их оригиналы. Прочие документы, отличные от перечисленных выше, требовать у кандидата не имеют права.

Госпрограмма развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы

Цель Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства – содействие продуктивной занятости населения и вовлечение граждан в предпринимательство.

Участниками Программы являются молодежь в возрасте до 29 лет, безработные и самозанятые.

Одним из направлений Программы предусматривает усиление адресной поддержки в трудоустройстве отдельных категорий граждан, повышение мобильности трудовых ресурсов и развитие инфраструктуры рынка труда.

По данному направлению участникам Программы предоставляются следующие возможности:

  • трудоустройства на существующие в базе данных вакантные рабочие места;
  • трудоустройства на временные рабочие места.

Социальные рабочие места

При распределении рабочих мест помните, что данное рабочее место предусматривает частичное субсидирование со стороны государства не более чем на 12 месяцев, с учетом всех необходимых отчислений.

Ежемесячный размер субсидий на заработную плату участникам Программы, трудоустроенным на социальные рабочие места, с учетом налогов, обязательных социальных отчислений и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск без учета выплат по экологическим надбавкам составляет 35 % от установленного размера заработной платы, но не более размера минимальной заработной платы, определенной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Молодежная практика

Молодежная практика организуется для выпускников организаций образования с целью получения выпускниками первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности). Размер оплаты труда физических лиц, направленных на молодежную практику, из республиканского бюджета составляет 25 МРП в месяц.

Общественные работы

Общественные работы организуются центрами занятости населения для обеспечения безработных временной занятостью. Они не требуют предварительной профессиональной подготовки работника и финансируются в пределах средств местного бюджета и средств работодателей по их заявкам.

Право на участие в общественных работах имеют:

  1. безработные;
  2. студенты и учащиеся старших классов общеобразовательных школ в период летних каникул;
  3. лица, не обеспеченные работой в связи с простоем.

Для участия в социальных рабочих местах, молодежной практике, общественных работах необходимо принести следующие документы в Центр занятости:

  • заявление на участие;
  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, справка сельского акима);
  • копия трудовой книжки (при наличии);
  • копии документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом), а также документов, подтверждающих прохождение обучения (удостоверение, сертификат) при наличии;
  • копия документа, подтверждающего наличие технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования (для МП);
  • акт работодателя о переводе на режим неполного рабочего времени или сокращенную продолжительность рабочего времени, или о предоставлении социального отпуска, или о вынужденном простое, отпуске без сохранения заработной платы (для частично занятых наемных работников) (для ОР);
  • справка с учебного заведения о нахождении на каникулах (для ОР).

Какие документы готовить

После успешного собеседования и согласия работодателя взять вас на работу, возникает необходимость сбора стандартного пакета документов для заключения трудового договора.

Трудовой договор – это письменное соглашение между работодателем и кандидатом, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику определенную работу, обеспечить условия труда и своевременно в полном объеме выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять эту работу и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации.

Трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается обеими сторонами. Один экземпляр передается вам, другой хранится у работодателя.

Необходимые документы для заключения трудового договора:

  • удостоверение личности или паспорт (свидетельство о рождении для лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста);
  • вид на жительство или удостоверение лица без гражданства (для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан;
  • документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков;
  • документ, подтверждающий трудовую деятельность (для лиц, имеющих трудовой стаж);
  • документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (мед.справка 086-У).

В некоторых случаях от вас могут потребовать справку о несудимости. Её можно получить онлайн

Что нужно знать людям с ограниченными возможностями

Лицо с ограниченными возможностями – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.

В сфере трудоустройства и занятости лица с инвалидностью имеют право на свободный выбор рода деятельности, в том числе и трудовой, а также на профессиональную подготовку и переподготовку, восстановление трудоспособности и трудоустройство.

Квота устанавливается местными исполнительными органами организациям со списочной численностью работников:

  • от 50 до 100 человек – в размере 2% списочной численности работников;
  • от 101 до 250 человек – в размере 3% списочной численности работников;
  • свыше 251 человека – в размере 4% списочной численности работников.

Вместе с тем, общественным объединениям инвалидов, а также организациям, где численность инвалидов составляет более 20% от среднегодовой численности работников, квота не устанавливается.

При отсутствии в населенных пунктах безработных лиц с инвалидностью трудоспособного возраста, не имеющих медицинских противопоказаний для трудовой деятельности, квота в организациях, находящихся на территории данных населенных пунктов, не устанавливается.

Данная квота не распространяется для лиц пенсионного возраста.

При изъявлении желания участия в Программе необходимо обратиться в Центр занятости населения по месту жительства.

Что нужно знать, если вас увольняют или вы попадаете под сокращение

В соответствии со статьей 131 Трудового кодекса РК работодатель производит компенсационные выплаты в связи с потерей работы, в размере средней заработной платы за месяц при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя, расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников, расторжении трудового договора по инициативе работника в случае неисполнения работодателем условий трудового договора.

Работодатель производит компенсационные выплаты в связи с потерей работы при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя, в размере средней заработной платы за два месяца.

Согласно статье 96 Трудового кодекса РК при прекращении трудового договора работнику, который не использовал или использовал не полностью оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, производится компенсационная выплата за неиспользованные им дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, которая исчисляется из расчета средней заработной платы работника.

Социальные выплаты на случай потери работы

Социальная выплата на случай потери работы назначается со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в центр занятости населения.

Но для того чтобы получить статус безработного, вам нужно снова зарегистрироваться в качестве лица, ищущего работу, как описано в первом шаге.

Затем, центр занятости населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации оказывает вам содействие в трудоустройстве путем подбора подходящей работы. Параллельно по истечении десяти календарных дней со дня регистрации лица, ищущего работу, центр занятости направляет ваши документы в местный орган по вопросам занятости населения для регистрации в качестве безработного.


В свою очередь, местный орган по вопросам занятости в течение двух рабочих дней принимает решение о регистрации в качестве безработного.
После этого в центре занятости вам выдадут бумажную справку о регистрации в качестве безработного со сроком на 30 календарных дней.

После всех этих процедур, там же в центре занятости можно подать заявку на оформление социальной выплаты на случай потери работы.

Необходимые документы

  1. Удостоверение личности;
  2. Выписка из акта работодателя, подтверждающая расторжение трудовых отношений по следующим основаниям – ликвидация компании, сокращение штата, снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя.
  3. Адресная справка;
  4. Справка о регистрации в качестве безработного;
  5. Сведения о номере банковского счета.

Онлайн услуга доступна лицам, за исключением тех, кто потерял работу из-за ликвидации компании, сокращения штата либо ухудшения экономического состояния работодателя.

Размер выплат

Индивидуально высчитываемая сумма из расчета среднего размера дохода за 2 года, делится на 24 месяца, полученная сумма умножается на коэффициент 0,3.

Участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, социальные выплаты на случай потери работы назначаются:


Казахстан считается одной из самых богатых и развитых республик СНГ. Но размер средней заработной платы в стране варьируется от 40 до 50 тыс. тенге. Несмотря на нехватку рабочих рук, безработица в Казахстане продолжает увеличиваться.

Об уровне жизни в странах СНГ можете узнать на нашем сайте.

Статистика утверждает, что фактический уровень безработицы в Казахстане в 2022 году составляет 4.9%.

Уровень безработицы в Казахстане

Статистика безработицы в Казахстане

Общая информация

Количество официально трудоустроенных казахстанцев составляет 8,744 млн человек. Процентное соотношение непродуктивной и продуктивной занятости представлено на диаграмме.

уровень занятости в Казахстане

Регулярные социальные и пенсионные отчисления делают около 5900000 казахстанцев.

Основные причины безработицы

В табличке представлены распространенные причины безработицы в Казахстане.

Причина Описание
Родительская гипер опека Количество работающих и подрабатывающих студентов составляет всего 20%. Большинство молодых людей предпочитают жить за счет родителей.
Последствия экономического кризиса 90-х Родители многих молодых людей, даже имея на руках дипломы престижных ВУЗов, были вынуждены заниматься низкоквалифицированным трудом. По этой причине современная молодежь не смогла получить достойное образование.
Высокий темп жизни Современных работодателей в большей степени интересуют такие аспекты, как эффективность, высокая производительность и оптимизация персонала. Морально-нравственные ценности постепенно забываются.
Конфликт между потребностями людей и реалиями рынка труда Молодые казахстанцы стараются выбирать такие престижные профессии, как менеджмент, юридическое право, экономика, банковское дело. Но рынок труда в РК уже не нуждается в таких специалистах.

С большим трудом работу в Казахстане могут найти люди среднего возраста и женщины.

Проблема молодежной безработицы

Казахстанская молодежь в возрасте до 25 лет также испытывает серьезные трудности с трудоустройством. Это связано не только с тем, что активно строящийся Казахстан испытывает дефицит рабочих профессий, но и с конфликтом желаний и возможностей молодых специалистов.

Иные факторы роста безработицы среди молодежи представлены в табличке.

Фактор Описание
Продолжительность обучения Многие молодые люди учатся до 22-23 лет.
Востребованность неквалифицированного труда Современные казахстанские работодатели в большей степени ценят высокий темп и мощную производительность. Многие выпускники не выдерживают нагрузку и увольняются по собственной инициативе.
Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков Крупные компании предъявляют очень строгие требования к соискателям. Молодым людям, недавно окончившим университет, негде получить нужные навыки.
Завышенные амбиции Большая часть молодежи желает сразу зарабатывать большие деньги. Но работодатели готовы платить выпускникам маленькую з/п – до 25000 тенге.

Где больше безработных

Уровень безработицы в РК по регионам (%) представлен на диаграмме.

безработица в Казахстане

Печальная ситуация наблюдается в маленьких городах Казахстана. Местные работодатели не могут платить людям больше 30000 тенге. Поэтому выпускники ВУЗов не торопятся ехать в районные центры.

Получение пособия

Размер пособия составляет 40% от з/п, но не более 10 МЗП. Общее количество людей, получающих выплаты, составляет 6,3 тыс. человек. В среднем, объем пособия составляет 27000 тенге.

Насколько щедро государство?

Помощь государства заключается в следующем:

  • проведение профориентации;
  • помощь в устройстве на новое место;
  • оказание финансовой поддержки.

Сумма пособия по безработице высчитывается по следующей формуле: сумма среднемесячного дохода за последние 2 года делится на 24 и умножается на коэффициент замещения дохода (0,3).

Как оформить пособие?

В 2022 году процедура оформления пособия была упрощена. Теперь для того, чтобы получить пособие по безработице, человек должен будет обратиться в центр занятости.

Пособие по безработице

Как получить пособие по безработице в Казахстане показано в таблице

Информация о нем отправляется в государственный центр по выплате пенсий.

По словам министра труда и социальной защиты Т. Дуйсеновой, финансовая помощь теперь будет основываться на принципах обусловленности.

Каждый трудоспособный казахстанец обязуется принимать участие в мерах занятости.

Граждане Казахстана теперь будут получать не только адресную социальную помощь, но и поддержку при получении профессии. Человек, желающий открыть собственное дело, теперь сможет получить кредит.

Социальная помощь

Граждане Казахстана будут получать социальную помощь

При отказе от участия в мерах занятости адресная социальная помощь назначена не будет.

Какие документы нужно предоставить?

Для того чтобы получить пособие по безработице в Казахстане, необходимо предоставить в центр занятости следующие справки:

  1. Заявление о назначении социальной поддержки по случаю потери рабочего места.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Документ о регистрации или прописке.

Деньги поступают на номер счета в банке.

Документы для оформления пособия по безработице теперь будут запрашиваться банками 2 уровня и системами государственных органов в режиме online.

Каковы сроки выплат?

Временные рамки, предусмотренные законодательством, разнятся.

Срок Описание
30 дней Если соц. отчисления за казахстанца, потерявшего работу, производились от 6 до 12 месяцев, то деньги выплачиваются 1 раз.
60 дней Соц. отчисления при этом должны поступать в течение 12-24 месяцев.
90 дней Регулярные соц. отчисления должны поступать на протяжении 24-36 месяцев.
120 дней Страховые платежи должны были вноситься на протяжении 36 месяцев.
150 дней Актуально для людей, потерявших рабочее место по подпунктам 1-3 ТК РК. Главным условием является выплата соц. отчислений в течение 36 месяцев.

Основные пути решения

С целью решения проблемы безработицы в Казахстане была разработана программа занятости населения.

К основным задачам программы следует отнести:

  • повышение качества рабочей силы;
  • оказание содействия людям, нуждающимся в соц. помощи;
  • квотирование рабочих мест для людей с инвалидностью.

Рабочие места для людей с инвалидностью

Для решения проблемы безработицы в Казахстане были созданы рабочие места для людей с инвалидностью

А также населению будет оказана информационная поддержка.

Как будет реализована программа?

Основные направления представлены в табличке.

Что делать? Как делать?
Стимулировать рост уровня занятости людей Создавать дополнительные раб. места в отраслях экономики.
Сбалансировать спрос и предложение раб. силы Совершенствовать мониторинг на рынке труда.
Организовывать занятость граждан Создавать социальные рабочие места, устраивать людей на актуальные вакансии, обучать людей, вышедших на свободу из тюрьмы или колонии.
Организовывать гибкую систему проф. подготовки и переподготовки Повышать конкурентоспособность людей, учитывая потребности рынка труда.
Усовершенствовать общественные работы Расширять и ориентировать общественные работы на улучшение сан-эпидем состояния городов и районных центров. Ремонтировать социально-культурные объекты, принимать участие в общественных мероприятиях.
Решать региональные проблемы занятости Консультировать людей, которые испытывают затруднения в поиске работы.
Взаимодействовать с руководителями фирм, общественными организациями. Активно интегрировать работу уполномоченной организации с организациями, которые занимаются трудовым посредничеством.

Усовершенствованная программа

  1. Помощь при трудоустройстве малообеспеченным гражданам РК.
  2. Содействие при трудоустройстве самозанятых и безработных граждан РК.
  3. Мобилизация трудовых ресурсов.

Сейчас наблюдается 3-й этап реализации данной программы.

Помощь предпринимателям

К естественному спросу на дополнительную занятость приводит создание новых бизнес-единиц. Власти республики обязаны:

  • минимизировать коррупционные риски;
  • ликвидировать административные риски;
  • расширить доступ к рынкам сбыта;
  • развивать предпринимательство в сельской местности;
  • создать благоприятные условия для кредитования субъектов малого бизнеса;
  • содействовать развитию национальных промыслов.

Очень важно обучать безработных казахстанцев и ориентировать их на самостоятельное создание рабочих мест.

Заключение

Несмотря на это, власти страны сохраняют оптимистический взгляд. По их мнению, уровень безработицы в стране втрое ниже, чем 4 года назад. Сколько потребуется времени для окончательной нормализации ситуации, пока неизвестно.

Читайте также: