Доклад мвф по россии 2016

Обновлено: 17.05.2024

Во втором полугодии 2016 года глобальный экономический климат начал меняться в лучшую сторону. При этом пессимистические прогнозы по России на ближайшие годы сохраняются. Об этом сегодня, 16 января, заявил главный экономист организации Морис Обстфелд, который представил обновленный прогнозно-аналитический доклад МВФ по состоянию и перспективам мировой экономики.

Вместе с тем авторы нового документа предупреждают, что пока сохраняется неопределенность в отношении политических подходов формируемой администрации США, которые будут влиять и на мировую экономику в целом. Соответственно, на их взгляд, реально оценить перспективы легче будет в докладе, который эксперты подготовят к регулярной весенней сессии руководящих органов Фонда и Всемирного банка в апреле.

Прогнозы для зоны евро оставлены почти без изменений — по 1,6% роста за 2017 и 2018 годы. При этом оценка экономики Италии ухудшена на 0,2 п.п. за 2017 год и 0,3 п.п. за 2018 г. — соответственно до 0,7% и 0,8% роста. В Японии МВФ ожидает 0,8% (на 0,2 п.п. лучше октябрьского прогноза) и 0,5% роста экономики. Фонд улучшил оценку экономики Великобритании в 2017 году до 1,5% против 1,1% ранее озвученного прогноза, а в 2018 году ухудшил до 1,4% против 1,7%.

Локомотивами роста в мире остаются страны группы БРИКС. По прогнозам МВФ, рост экономики Индии в 2017—2018 годах составит 7,2% (ранее 7,6%) и 7,7%, Китая — 6,5% (прогноз улучшен на 0,3 п.п.) и 6%. Без изменений оставлены оценки для ЮАР — 0,8% и 1,6%. При этом для Бразилии МВФ ухудшил прогноз по росту экономики до 0,2% и 1,5% против ожидавшихся в октябре 0,5% и 1,8%.

В странах СНГ в целом МВФ теперь прогнозирует 1,5% и 1,8% роста экономики. Оба показателя лучше октябрьских на 0,1 п.п. Данные по странам содружества не приводятся, поскольку основные прогнозно-аналитические доклады фонд готовит весной и осенью, а летние и зимние обновления составляются в упрощенном формате.

МВФ ожидает роста средней цены на нефть в 2017 году на 19,9% относительно показателя 2016 года, а также увеличения цены на 3,7% в 2018 году. На основании конъюнктуры на фьючерсных рынках по состоянию на 6 декабря прошлого года эксперты МВФ оценивают средний уровень цен на нефть в текущем году в $ 51,2 за баррель, а в 2018 году — в $ 53,1. В 2016 году цена составляла, по этим же оценкам, в среднем $ 42,7 за баррель. При этом в МВФ поясняют, что имеется в виду простое среднее арифметическое цен на нефть сортов Brent, Dubai и западно-техасской нефти WTI.

Рекомендации МВФ по структурным реформам в еврозоне сходны с советами России

Россия не единственная страна, которой необходимо для экономического роста привлекать инвестиции и проводить структурные реформы. Международный валютный фонд (МВФ) наметил план структурных реформ для еврозоны — по мнению аналитиков структуры, если не привлечь инвестиции и не улучшить налоговое администрирование, остающимся в ней странам грозит стагнация. Основные предложения для еврозоны, как и для РФ,— дерегуляция услуг и торговли, рынка труда, реформа соцсферы. Также среди предложенных мер — новые институты развития еврозоны, которые вкладывались бы в транспорт, энергетику и адаптацию беженцев с Ближнего Востока.


Фото: Regis Duvignau / Reuters

МВФ опубликовал ежегодный прогноз по еврозоне: из-за евроскептицизма и миграционного кризиса ей обещают медленное восстановление экономики (около 1,5% через пять лет при инфляции 1,7%). Выход Великобритании из Евросоюза (Brexit), за который проголосовали 24 июня 52% участников референдума, на момент подготовки еще не рассматривался как реальный фактор: в докладе он приводится как один из существенных рисков, который неизбежно спровоцирует нестабильность на валютных рынках. Впрочем, даже за пределами Brexit, если не провести структурные реформы и не уменьшить барьеры в бизнесе, не улучшить управление и налоговое администрирование, не адаптировать беженцев с Ближнего Востока, ситуация с экономическим ростом в ЕС в целом и в еврозоне в частности может ухудшиться, говорится в докладе. После решения о Brexit, несмотря на то что Великобритания в еврозону не входит, актуальность реформ еще более очевидна: экономика Соединенного Королевства растет быстрее ЕС и зоны евро — и дезинтеграция кооперационных связей с ней, и волатильность финансовых рынков (хотя бы на негативных ожиданиях) вполне могут привести к остановке и без этого хрупкого роста в зоне евро.

Как инвесторы почувствовали силу народного волеизъявления

Как инвесторы почувствовали силу народного волеизъявления

Необходимость структурных реформ для еврозоны обсуждается достаточно давно, но впервые МВФ описал, что может иметься в виду в ближайшие годы. Так, аналитики фонда предлагают и выделять централизованные инвестиции в развитие инфраструктурных проектов внутри союза, и стимулировать частные вложения в перспективные сектора экономики ЕС: инновационные цифровые проекты, коммуникации и транспорт, энергетику и климатические проекты, а также в аккомодацию беженцев. Сейчас многим странам ЕС, отмечают в МВФ, мешает развиваться высокий внешний долг, и общеевропейская кооперация может снять часть ограничений в этой сфере. Часть работы, констатируют в МВФ, уже началась в 2015 году, когда был основан Европейский фонд стратегических инвестиций (European Fund for Strategic Investment, EFSI) под управлением European Investment Bank (EIB) — он уже одобрил исследовательских проектов больше чем на €100 млн. В фонде предлагают на этом не останавливаться и постепенно развивать другие подобные проекты — рабочая группа по этому вопросу будет создана до конца года.

Где начинается мировая торговля

Где начинается мировая торговля

Вкладываться в инновации предполагается на средства из бюджета Евросоюза либо из нового общего финансового фонда. Создание новых фондов, отмечается в прогнозе МВФ, потребует "некоторой утраты самостоятельности" в налоговой политике. В июне 2015 года о необходимости налоговой интеграции говорилось в докладе "пяти президентов" под руководством Жан-Клода Юнкера — нынешние рекомендации делают эту риторику чуть более предметной. Рекомендации МВФ, по существу, поддерживают популярную в Еврокомиссии в 2010-2013 годах идею "европейского налога", которая без обсуждения была отвергнута правительствами ЕС как несвоевременная.

В фонде также предлагают для стран еврозоны снижать регуляторные барьеры для бизнеса в сфере услуг и в ритейле. Кроме того, впервые еврозоне напрямую предлагается пожертвовать частью социальных гарантий, аккуратно уменьшая гарантии прав работающих и пособия безработным. При этом также рекомендуется снижать высокие налоговые ставки на труд и использование капитала — это должно увеличить конкуренцию внутри еврозоны, считают авторы доклада. Впрочем, идею частичного и мягкого демонтажа "социализма зоны евро" предлагается сопровождать продолжением политики количественного смягчения ЕЦБ — для увеличения инфляции и запуска спроса. Отметим, в целом рекомендации МВФ по структурным реформам в еврозоне принципиально не отличаются от российских проектов структурных реформ — ключевые элементы рекомендаций фонда и предложений экспертов для РФ в 2011-2016 годах идентичны.


В опубликованном в мае докладе по России МВФ дает рекомендации, сделаем разбор ключевых пунктов.

Ну что же дамы и господа, вот и завершился очередной этап работы миссии МВФ в России, начнем разбирать чего же нам ожидать от правительства и Центробанка в 2020 году.

Далее по тексту, курсивом выделены мои комментарии.

Российская Федерация: Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2019 года в соответствии со статьей IV

Группа персонала Международного валютного фонда (МВФ) во главе с г-ном Джеймсом Роафом находилась с визитом в Москв e в течение 14-24 мая для проведения консультаций 2019 года в соответствии со Статьей IV.

Перспективы экономического роста в России будут зависеть от эффективности внутренней экономической политики и реформ. В последние три года рост ВВП составлял в среднем 1,4%, и прогнозируется сохранение подобных темпов роста и в 2019 году. Внешняя поддержка росту ожидается ограниченной, поскольку благоприятная внешняя конъюнктура, способствовавшая быстрому росту во время экономического подъема 2000-х, сменилась санкциями, неопределенностью в мировой политике и торговле и снижением цен на нефть.

Смысл данной фразы заключается в том что инвестиций особо не ждите, тучные года с нефтью за 100 долларов закончились, выплату дани нужно увеличить, как увеличить далее по тексту.

В этих условиях, чтобы повысить потенциал роста, России необходимо сосредоточить основные усилия на внутренних реформах. Важнейший фундамент для этой работы уже заложен: это построенная в сложных условиях, начиная с 2014 года, надежная макроэкономическая основа, включая таргетирование инфляции, гибкий обменный курс и бюджетное правило.

Ну да таргетирование инфляции это прекрасная вещь. А по факту вымывание денег из экономики, отсутствие реального роста, сокращение реального располагаемого дохода населения. Мы прекрасно понимаем почему так заботит главу центробанка таргетирование инфляции, госпожа Набиуллина защищала дипломный проект по этой теме, вот теперь в реальности и реализует. Ведь этому ее научили в Йельском университете в США где она прошла программу обучения лидерству — IVLP (International Visitor Leadership Program). Гибкий обменный курс? А как же по Конституции? Гарантировать и поддерживать устойчивость рубля? А бюджетное правило это вообще красота, для тех кто не в курсе что это такой за зверь я поясню. Бюджетное правило это финансовое правило, накладывающее длительное ограничение на бюджетную политику посредством количественных ограничений на бюджетные показатели. Бюджетные правила в основном направлены на сдерживание чрезмерного роста расходов бюджета, особенно в благоприятные для экономики времена, для обеспечения финансовой ответственности и устойчивости государственного долга. У нас что сейчас эпоха особенного благоденствия? Сам же МВФ говорит у вас все не очень хорошо , но бюджетное правило не трогать исполнять как отче наш. Для нас оно заключается в том что все налоговые поступления от продажи нефти свыше 40 долларов за баррель, идут не в бюджет. А в кубышку МВФ через фонд, который кредитуют экономику "развитых стран" через их валюту и долговые обязательства.

Вот как попытался Кудрин в 2018 году попросить Лагард смягчить бюджетное правило и как получил отповедь, короткое видео:

Следование этим принципам позволило выдержать внешние шоки и снизить степень неопределенности, связанной с внутренними условиями. В результате повышения устойчивости финансового сектора улучшились возможности банков по поддержке роста. Пенсионная реформа 2018 года поможет смягчить негативные демографические тенденции на рынке труда. Помимо этих факторов, для повышения среднесрочного роста потребуется ускорение структурных реформ, способных улучшить работу экономики. Национальные проекты, объявленные в 2018 году, способны стимулировать экономическую активность, но только при условии их эффективной реализации и дополнительных масштабных усилий по развитию конкуренции, сокращению участия государства в экономике и повышению эффективности государственных предприятий.

Перевожу на русский. После зачистки банковского сектора и вливания кучу денег в разорившиеся нужные банки, улучшилась возможность у крупных банков кредитовать. Но вы посмотрите на каких условиях. 14-20%. Это реально для предприятия с нормой прибыли в 2-5%?

Ладно пошли дальше пенсионная реформа не помогла смягчить демографические тенденции на рынке труда, а вызовет в ближайшем будущем конкуренцию старшего и молодого поколения за зарплату, а также отнимет возможность людей с детьми оставить малышей на попечение родителей, а самим спокойно трудится. НИКАКОЙ экономии не получится. Люди массово пойдут на биржу труда, от людей предпенсионного возраста будут стараться избавится. А сейчас это делается очень просто через аттестацию. Не прошел - свободен.

А вот про нац проекты как красиво завернули, перевожу на русский:

Вы конечно можете попробовать раскрутить свои нацпроекты, то только кто же вам даст, мы пригоним и на этот рынок своих людей и только попробуйте помешать, и реализовывать нацпроекты будут наши люди, и больше приватизируйте.

Сохранение устойчивой макроэкономической и финансовой политики

Бюджетное правило фиксирует бюджетную конструкцию и защищает экономику от колебаний цен на нефть. Чтобы закрепить доверие к правилу, рекомендуется избегать дальнейших его изменений, особенно после небольшого смягчения в прошлом году. Официальным органам рекомендуется также воздерживаться от квазибюджетных операций со средствами Фонда национального благосостояния, а следует продолжать инвестировать их в качественные иностранные активы (даже после достижения ликвидной части фонда 7% ВВП), чтобы сберечь ресурсы для будущих поколений и избежать процикличности.

Тут вообще красавцы, в наглую, напрямую требуют усилить дань. Поясню изменять бюджетное правило нельзя никак, для вас это теперь табу, а то ишь в 18 году мухлевать удумали и бюджет частично финансировали, МВэфовцы назвали это Квазибюджетными операциями. И все деньги несите в иностранные активы. Вот это хуцпа! И даже после превышении доли Фонда ВВП в 7% по нормам заложенном в законе, все равно деньги не в бюджет, а в фонд и нам тащите. Такого я еще ни разу не в одном отчете не видел. Это прямые указания на выплату дани.

Денежно-кредитная политика успешно справляется с потенциальными угрозами ценовой стабильности, и в настоящее время смягчение представляется обоснованным. В настоящее время денежно-кредитная политика оценивается как умеренно жесткая. Повышение НДС оказало более слабое, чем ожидалось, влияние на инфляцию. Кроме того, инфляционное давление ослабляется некоторым укреплением рубля и стабильностью внутренних цен на топливо. С учетом этих факторов можно прогнозировать достижение целевого показателя инфляции на уровне 4% в начале 2020 г., даже в условиях снижения ключевой ставки Банком России. Запаздывание со снижением ставки может повысить вероятность снижения инфляции ниже целевого уровня в будущем году.

Представляете НДС подняли, а инфляция даже не очень то и подскочила, и даже ставку можно снизить, вот дела. Сами удивились. Да у людей денег просто не осталось. Кто может по максимуму скидки дает, да на акции переходят.

Дальнейшее укрепление устойчивости финансового сектора поможет поддержать экономический рост. Необходимо довести до конца работу по расчистке банковского сектора. Одновременно необходимо продолжать работу по укреплению банковского надзора и регулирования, а именно, снижать концентрацию риска на одного заемщика и кредитование связанных сторон, совершенствовать работу по оценке качества активов, а также полностью внедрить стандарты Базеля III в соответствии с графиком. Могут потребоваться дополнительные меры по сдерживанию необеспеченного потребительского кредитования, если действующих мер окажется недостаточно для ограничения угроз финансовой стабильности. Необходимо также разработать такую стратегию по возвращению санированных банков в частные руки, чтобы способствовать развитию конкуренции в банковском секторе.

Ну тут опять не скрываются, банковский сектор продолжаем зачищать, запрещаем кредитование реального сектора местными банками и создаем сложности для кредитования в крупных, ведь после введения Базеля 3 даже Европейсте банки стонали. А для наших это вообще тяжело вот нормы за последний года в соответствии с Базелем 3. Ну мелкие вообще загнутся.

  • с 1 января 2015 года включить LCR в перечень обязательных нормативов;
  • с 1 января 2018 года включить NSFR в перечень обязательных нормативов;
  • с 29 марта 2019 года 100 % включение LCR ( это коэффициент покрытия ликвидности)

И опять санируемые банки за счет средств центробанка и агенства будем передавать в частные руки. Это просто край по самым скромным подсчетам на санацию банков потратили 2,6 триллиона рублей. Вы в порядок цифр вдумайтесь. Они за счет увеличения пенсионного возраста хотят экономить по 600 млрд. в год. Да тут только этих денег хватило бы что бы вопрос о поднятии пенсионного возраста отложить на 6 лет.

Повышение эффективности государства для поддержки экономического роста

Ну опять, вы конечно попробуйте со своими проектами поиграться, но приказ о приватизации не забудьте выполнить.

Мы приветствуем планы по способствующим росту сдвигам в налогообложении и расходах, но рекомендуем их возможное расширение, не нарушая бюджетное правило. Наряду с запланированным увеличением государственных инвестиций, мы приветствуем дополнительные расходы на здравоохранение и образование в рамках национальных проектов при условии их адресности и четкой направленности на дальнейшее развитие человеческого капитала (в этой сфере у России сравнительно сильные позиции). Рекомендуется упрощение и повышение прозрачности налогообложения нефтегазового сектора, включая постепенную отмену субсидирования внутреннего потребления, при одновременном обеспечении защиты уязвимых групп. За счет улучшения сбора налогов и устранения неэффективных налоговых льгот можно было бы финансировать снижение тарифов страховых взносов, что могло бы способствовать сокращению неформальной занятости. Несмотря на проведенную недавно пенсионную реформу, сохраняются избыточно щедрые возможности досрочного выхода на пенсию. Можно было бы повысить адресность социальных пособий за счет перехода к проверке нуждаемости, чтобы более эффективно бороться с бедностью.

Переводим на русский: Денег на здравоохранение и образование не дадим. У вас не будет адресности. Все. Вот проверьте за ними потом, так и будет. Не дадут. Так, и нефтянку хорош субсидировать, пусть дорогие Россияне заправляются бензином как в европах, по сто рублей за литр. Так и льготы отменяйте, что кстати уже и делается. А вот эту фразу я предлагаю выбить в гранит. Что бы все наши пенсионеры знали что об их пенсиях думает МВФ и остальные нехорошие люди, вчитайтесь. "Несмотря на проведенную недавно пенсионную реформу, сохраняются избыточно щедрые возможности досрочного выхода на пенсию". Гады, у меня других слов нет.

Россия добилась значительных результатов с 2014 года, когда она одной из первых присоединилась к программе МВФ по оценке прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Открытость бюджета прочно ассоциируется с более высокой эффективностью государственного сектора, более низкой стоимостью заимствований и пониженными коррупционными рисками. За последние пять лет правительство дополнительно упрочило свои сравнительно сильные позиции в этой сфере, предоставив оценки запасов природных ископаемых, подробную разбивку затрат на налоговые расходы, опубликовав комплексный доклад о бюджетных рисках и долгосрочные бюджетные прогнозы и приняв программную бюджетную классификацию. Вместе с тем, остаются возможности дальнейшего совершенствования, в том числе путем предоставления отчетности по государственным обязательствам в рамках ГЧП, снижения доли закрытых статей расходов в бюджете (прогнозируется увеличение этой доли до 20% в 2021 году) и улучшения корпоративного управления и финансовой отчетности более чем 30 тысяч государственных предприятий.

Мы хотели знать о вас все что бы ударить побольнее и что бы знать, где у вас можно отнять, теперь знаем, трудись и дальше на наше благосостояние. Ваш МВФ.

Вид на здание Центрального Банка России

Юридически точных формулировок этих ограничений пока нет, однако из заявлений западных лидеров следует, что, скорее всего, речь не идет о полных блокирующих санкциях (как в отношении банка ВТБ и ряда других банков).

РБК разбирался, что будут означать санкции против Банка России и к каким последствиям они могут привести.

Были ли прецеденты

Банк России станет первым крупным центробанком, столкнувшимся с таким сценарием, отмечает заместитель главного экономиста Института международных финансов (IIF) Элина Рыбакова. Но подобные санкции против менее значимых центробанков уже вводились — например, против иранского ЦБ, напоминает она.

По данным Брайана О'Тула, бывшего советника санкционного подразделения Минфина США OFAC, Центробанк Ирана находится под блокирующими санкциями США уже более двух десятилетий (фигурирует в списке SDN). Некогда принадлежавшие ему $1,9 млрд в американском Citibank были заморожены. Кроме того, за существенные транзакции с ЦБ Ирана неамериканским гражданам и юрлицам грозят вторичные санкции США.

Сколько активов ЦБ может быть заблокировано

По состоянию на 18 февраля международные резервы Банка России составляли эквивалент $643 млрд (они размещены в активах, номинированных в различных валютах, а также в золоте), сообщал ЦБ. На 1 февраля $311 млрд резервов было размещено в ценных бумагах иностранных эмитентов, $152 млрд — в наличной валюте и депозитах в банках за рубежом.

Еще $132 млрд хранилось в золоте на территории России (почти 74 млн тройских унций), порядка $30 млрд — в резервах в Международном валютном фонде (МВФ) и специальных правах заимствования (SDR, расчетная единица МВФ). Эта часть резервов практически защищена от блокировки.

Валютную и географическую структуру своих активов Банк России последний раз раскрывал в январе 2022 года по состоянию на середину 2021 года. Это распределение раскрывается с полугодовым лагом, поэтому текущая структура может отличаться, учитывая резко возросшие санкционные риски в последние месяцы и недели. По данным на 30 июня в долларовых активах находилось 16,4% резервов ЦБ, или $96 млрд. Впрочем, фактический объем может быть меньше с учетом того, что за последнее время ЦБ мог вывести из долларов еще часть резервов.

В евро были номинированы активы эквивалентом $189 млрд на середину 2021 года, следовало из данных Банка России. И еще $38 млрд — в британских фунтах. РБК направил запрос в пресс-службу ЦБ.

В каких странах и активах размещены резервы Банка России

Доподлинно неизвестно, в каких конкретно активах были размещены доллары Банка России на последнюю отчетную дату. Однако в долларах хранилось больше (16,4%) резервов, чем в юрисдикции США (лишь 6,6%, или $38,6 млрд). Расхождение может объясняться двумя причинами: во-первых, ЦБ мог вложиться в долларовые облигации, например, Банка развития Японии (доля активов ЦБ в японских иенах ниже, чем доля активов в юрисдикции Японии). Во-вторых, ЦБ мог держать часть казначейских облигаций США (Treasuries) в депозитариях других стран — например, Бельгии или Люксембурге. Официально Россия в конце 2021 года владела Treasuries на сумму лишь $3,9 млрд, следует из данных Минфина США.

Если даже Россия перевела часть казначейских облигаций США в Европу, американские санкции до них все равно доберутся, уверяет О'Тул. Кроме того, их теперь может заблокировать и сам Евросоюз.

По данным Банка России, на 1 февраля он держал $94,7 млрд на счетах и депозитах в других центробанках, Банке международных расчетов и МВФ. Часть этих средств хранится в национальных центробанках некоторых стран еврозоны, утверждает ресурс Central Banking со ссылкой на Европейский центральный банк. Часть этих резервов — от нескольких миллиардов до нескольких десятков миллиардов евро — Банк России может держать в Бундесбанке, написал в Twitter бывший экономист МВФ Крис Марш. Теперь эти активы потенциально тоже могут быть заблокированы.

Чуть более 13% золотовалютных активов ЦБ (эквивалент $77 млрд) на середину 2021 года было размещено в активах, номинированных в китайских юанях. Китай не присоединялся к объявленным санкциям в отношении Банка России.

Как изменится политика ЦБ в случае блокировки резервов

При заморозке резервов, размещенных в долларах, евро и фунтах стерлингов, Банк России будет иметь значительно меньше ресурсов для проведения валютных интервенций в поддержку рубля. 24 февраля ЦБ начал собственные интервенции (продажу валюты из резервов) впервые с 2014 года на фоне российских военных действий на Украине. Перед началом интервенций курс доллара к рублю на рынке Форекс достигал почти 90 руб., после — начал стабилизироваться (на закрытии торгов 26 февраля составил 83 руб. за доллар).

ЦБ еще не раскрывал, сколько потратил валюты в первый день интервенций. Давление на рубль может быть сильнее в условиях потенциальной блокировки части резервов. Можно провести аналогию с потенциальным падением цен на золото, которое сократило бы российские золотовалютные активы: Альфа-банк в начале февраля оценивал, что при снижении стоимости золота на 40% резервы ЦБ подешевеют на $50 млрд, что будет означать снижение справедливого курса рубля примерно на 5–7 руб. за доллар.

Рейтинговое агентство Moody's отмечает, что валютные резервы Банка России в объеме $469 млрд на конец января (без учета золота) более чем в три раза превышали весь объем предстоящих платежей по внешнему долгу российских резидентов на 2022 год и почти равнялись всему внешнему долгу страны. Однако если США, ЕС, Великобритания и Канада заблокируют активы Банка России, то он может лишиться доступа к почти 60% ($340 млрд) своих резервов, исходя из данных на середину 2021 года, без учета возможных переводов средств в такие валюты, как иена или юань, в последующий период.

Иными словами, в случае, например, внесения Банка России в список SDN правительство не сможет или не захочет выплачивать иностранным инвесторам долларовые долговые платежи. Именно на такой случай при выпуске еврооблигаций после 2016 года Россия добавляла особое условие: если по причинам, не зависящим от государства, станут невозможны выплаты в долларах или евро, платежи инвесторам должны быть осуществлены в британских фунтах или швейцарских франках, а если и в этих валютах они будут невозможны, то в рублях. Однако значительная доля торгуемых евробондов России не включает это условие.

Читайте также: