Доклад мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования

Обновлено: 05.07.2024

2 Цель педсовета: Повышение компетентности учителей по вопросам формирования и развития у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС.

3 Задачи: Проанализировать и определить теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации учащихся; Используя практический опыт учителей выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательного процесса. Определить перспективы работы педагогов по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.

6 МОЩНОЕ АКТИВНОЕ ПОЛЕ (ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ) Классный коллектив НЕЙТРАЛЬНОЕ ИЛИ ИНЕРТНОЕ ПОЛЕ (СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ)

8 Мотивация или стремление учащегося к учебе - важнейший фактор, обеспечивающий успешное преподавание и высокую результативность качества обучения. Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Мотив конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

11 Ответы к заданиям творческих групп Смысл учения, мотив учения: Совместная работа школьников; Совместная с обучающимися работа по осмыслению и восприятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Создание ситуации успеха; Вера учителя в возможности ученика (сравнение с ним вчерашним); Форсирование адекватной самооценки у обучающихся; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Постановка целей: Совместная с обучающимися работа по осмыслению и восприятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха.

12 Ответы к заданиям творческих групп Эмоции: Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Использование игровых технологий и др. Интерес: Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Нестандартная форма проведения урока; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания;

13 Классификация мотивов С позиций личностного смысла учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности. Ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов; ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов, на приобретение дополнительных знаний. СОЦИАЛЬНЫЕ Связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердить свой социальный статус; стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд)

14 Классификация мотивов Отношение к самой деятельности ВНУТРЕННИЕ мотивы, связаны с деятельностью: удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения. ВНЕШНИЕ мотивы, не связаны с деятельностью: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.

15 Факторы внешней и внутренней привлекательности цели обучения Внутренняя привлекательность возникает тогда, когда результат: 1. обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности 2. открывает путь собственного развития; Внешняя привлекательность возникает тогда, когда результат: 1. позволяет добиться авторитета в группе; 2. повышает престиж; 3. обеспечивает самовыражение; 3. обеспечивает безопасность; 4. вызывает чувство удовлетворения от правильно выполненного задания; 5. удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореализации; 4. увеличивает возможность социально - психологических контактов; 5. обеспечивает материальное благополучие; 6. создает чувство самоценности 6. обеспечивает социальное признание

16 Классификация мотивов: Две тенденции к достижению успеха - постановка перед собой позитивных целей; - активный поиск средств, - свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием. к избеганию неудачи - не уверены в себе; боятся критики, - с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. - Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

17 Какие мотивы преобладают у учащихся 5-6 классов

18 Анализ основных мотивов учения учащихся 5-6 классов Внут.мотивация Внеш. мотивация

19 Анализ основных мотивов учения учащихся 5-6 классов Уровень мотивации высокий средний низкий

20 В мотивации учения важную роль играют: содержание учебного материала организация учебной деятельности: формы, методы, приемы

28 Доминирующие мотивы деятельности На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность. На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний. На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику. На этапе обобщения и систематизации знаний - атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность. На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.

29 Основы учебной мотивации: 1 2 Ощущение успешности Ощущение свободы выбора 3

30 Задание для групп: 1. Каковы причины спада учебной мотивации? 2. Какие способы ликвидации причин вы можете предложить?

31 Причины спада школьной мотивации Переизбыток медийной информации Возрастные особенности Умственное развитие ученика Пропаганда легкого образа жизни Чрезмерные нагрузки Завышенные требования Нечетко сформированное чувство будущего Негативное отношение ученика к учителю Негативное отношение учителя к ученику Стиль воспитания в семье Отсутствие личной значимости предмета Низкая продуктивность учебной деятельности Непонимание цели учения Страх перед школой

33 Условия способствующие развитию познавательного интереса Процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, задачи проблемного характера Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся Обучение должно быть трудным, но посильным Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза было бы лучше, если

34 Условия способствующие развитию познавательного интереса Создание проблемной ситуации. Привлечение учащихся к оценочной деятельности. Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения. Привлекательная цель. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения. Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика. Позитивная психологическая атмосфера урока Необходима дифференциация обучения Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

35 Выводы: Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.

36 Выводы: Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.

37 Проект решения педсовета 1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения качества обучения. 2. Изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование мотивационной сферы учащегося. 3. Продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся 4. Каждому классному руководителю составить уровневую карту учебной мотивацию учащихся. 5. Изучить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ

И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ

В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ

В. А. Сухомлинский

«Результат обучения – учащиеся,

которые получают удовольствие от

учения; средства достижения этой

цели – учителя с внутренней

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.

Мотивация…Мотив… Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, сдать ЕГЭ, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д.

Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательный интерес к предмету.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивационная сфера состоит из идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов, эмоций и т.д. Положительные эмоции, интерес, стимул - это своего рода фундамент формирования положительной мотивации учащихся.

Рассмотрим частный случай мотивации - учебную мотивацию.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом для многих учителей является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, но и это не всегда помогает.

Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. В разных видах деятельности проявляются различные мотивы. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования и т.д.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности школьников.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых , - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых , - организацией образовательного процесса; в-третьих , субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых , - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых , спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передается ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации

Содержание учебного материала;

Организация учебной деятельности;

Коллективные формы учебной деятельности;

Оценка учебной деятельности;

Стиль педагогической деятельности учителя.

Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:

совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

выбор средств, адекватных цели;

учет возрастных особенностей школьников;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

нестандартная форма проведения уроков;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

эмоциональная речь учителя;

использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

применение поощрения и порицания;

вера учителя в возможности ученика;

формирование адекватной самооценки учащихся;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем

эмоциональные:

• свободный выбор задания;

• создание ярких наглядно-образных представлений;

• удовлетворение желания быть значимой личностью.

познавательные:

• активизация познавательных интересов;

• создание проблемных ситуаций;

• опора на жизненный опыт обучающегося;

• выполнение творческих заданий;

• побуждение к поиску альтернативных решений;

• использование сравнений, опытов, парадоксов;

• экскурс в историю;

• использование обучающей интеграции между обучающимися.

• предъявление учебных требований;

• информирование об обязательных результатах обучения;

• формирование ответственного отношения к учению;

• создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;

• прогнозирование будущей деятельности.

• развитие желания быть полезным обществу;

• создание ситуации взаимопомощи;

• поиск контактов и сотрудничества;

• взаимопроверка и рецензирование;

• заинтересованность результатами коллективной работы.

Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению.

1. Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

3. Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

4. Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

5. Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

7. Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Закончить доклад хочется притчей - Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Л.Н. Толстой: Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.

Мотивация…Мотив… Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, сдать ЕГЭ, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д.

Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательный интерес к предмету.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивационная сфера состоит из идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов, эмоций и т.д. Положительные эмоции, интерес, стимул - это своего рода фундамент формирования положительной мотивации учащихся.

Рассмотрим частный случай мотивации - учебную мотивацию.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом для многих учителей является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, но и это не всегда помогает.

Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. В разных видах деятельности проявляются различные мотивы. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования и т.д.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности школьников.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых , - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых , - организацией образовательного процесса; в-третьих , субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых , - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых , спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передается ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации

  • Содержание учебного материала;
  • Организация учебной деятельности;
  • Коллективные формы учебной деятельности;
  • Оценка учебной деятельности;
  • Стиль педагогической деятельности учителя.

Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • выбор средств, адекватных цели;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартная форма проведения уроков;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • применение поощрения и порицания;
  • вера учителя в возможности ученика;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

мотивации обучающихся, используемые учителем

• свободный выбор задания;

• создание ярких наглядно-образных представлений;

• удовлетворение желания быть значимой личностью.

• активизация познавательных интересов;

• создание проблемных ситуаций;

• опора на жизненный опыт обучающегося;

• выполнение творческих заданий;

• побуждение к поиску альтернативных решений;

• использование сравнений, опытов, парадоксов;

• экскурс в историю;

• использование обучающей интеграции между обучающимися.

• предъявление учебных требований;

• информирование об обязательных результатах обучения;

• формирование ответственного отношения к учению;

• создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;

• прогнозирование будущей деятельности.

• развитие желания быть полезным обществу;

• создание ситуации взаимопомощи;

• поиск контактов и сотрудничества;

• взаимопроверка и рецензирование;

• заинтересованность результатами коллективной работы.

Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей”
Эта работа включает следующие направления:
- восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач;
- ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);
- укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).

Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению.


Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Что такое учебная мотивация?

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная система, образуемая мотивами , целями , реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося.

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость - это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться.

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника.

Школьная успеваемость - это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться.

Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: познавательные; коммуникативные; эмоциональные; саморазвития; позиция школьника; достижения; внешние (поощрения, наказания).

Наиболее значимыми для учащихся

являются следующие мотивы:

Главная задача мотивации учения: организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

Способы повышения внутренней мотивации. 1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

2. Как можно меньше использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

4. Помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности.

5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

7. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

ВЫВОД: Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.

  • Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм

организации познавательной деятельности.

  • Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.


-75%

Мотив — побудительная причина действий, поступков человека, которая направляет деятельность учеников.

- мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату;

- стремление развить какие-либо умения, качества;

- интерес к процессу решения,

- интерес к поиску наиболее рационального способа,

- к результату процесса и т.д.

- проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности,

- действует из-за давления родных, учителей и т.д

- желание получить хорошую отметку,

- желание показать умение решать задачи,

- добиться похвалы учителя и т.д.

Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности:

• содержание учебного материала; от того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.

• организация учебной деятельности;

• стиль педагогической деятельности учителя;

• коллективные, групповые формы учебной деятельности;

• оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Эмоциональные методы мотивации :

3 – учебно-познавательная игра,

4 – создание ярких наглядно-образных представлений,

5 – создание ситуации успеха,

6 – стимулирующее оценивание,

7 – свободный выбор задания,

8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.

Условия, способствующие развитию познавательного интереса.

2. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше материал связан с усвоенными знаниями, тем он интереснее для учащихся.

4. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

Мотивацию необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельностию Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода своей деятельности.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности являются:

Стиль общения учителя и учащегося.

Содержание учебного материала.

Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

Познавательные методы мотивации :

1 – опора на жизненный опыт,

2 – познавательный интерес,

3 – создание проблемной ситуации,

4 – побуждение к поиску альтернативных решений,

5 – выполнение творческих заданий,

7 – развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации :

1 – предъявление учебных требований,

2 – информирование об обязательных результатах обучения,

3 – формирование ответственного отношения к учению,

4 – познавательные затруднения,

5 – самооценка деятельности и коррекция,

6 – рефлексия поведения,

7 – прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации :

1 – развитие желания быть полезным отечеству,

2 – побуждение подражать сильной личности,

3 – создание ситуаций взаимопомощи,

4 – поиск контактов и сотрудничества,

5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,

Причины слабой школьной мотивации - загруженность медийной информацией, возрастные особенности, чрезмерные нагрузки, завышенные требования, стиль воспитания в семье, непонимание цели учения. С самого начала и на всём протяжении учебного процесса необходимо полное доверие детям.


Полный текст материала Статья "Мотивация обучающихся - главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: