Доклад моральные принципы социального работника

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лекция 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Цель: познакомить студентов с профессиональной этикой социального работника.

Основные понятия

Этические нормы, этика социального работника, долг, этикет в социальной работе, ценности социальной работы.

Этика социального работника представляет собой совокупность принципов, правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками. Цель этики социальной работы - обеспечение и поддержание социально одобряемых моделей профессиональной деятельности. Ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют основу мировоззрения профессионала, где реализуются убеждения, идеалы, этические правила и профессиональные ценности.

Ценности социальной работы - базируются на уважении к равенству, ценности каждой личности и достоинства каждого человека. Обеспечение прав человека и социальной справедливости служит мотивацией и поводом для деятельности социальных работников. Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах.

Этические принципы непосредственно связаны с ценностной ориентацией в социальной работе и касаются следующих взаимосвязанных аспектов:

определение ценностной базы профессии в зависимости от ее социальной роли, целей, приоритетов;

внедрение этических стандартов в соответствии с ценностной базой;

обсуждение с коллегами этических затруднений (дилемм), с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей.

Важнейшими ценностями профессиональной социальной работы являются:

гуманизм и безусловное уважение к человеку;

обостренное чувство профессионального долга;

обостренное чувство добра и справедливости;

добросовестность, вежливость и терпимость;

честность и порядочность.

Противопоказаны следующие антиподы морали: бюрократизм и волокита, черствость и равнодушие к личности, несправедливость, высокомерие, взяточничество, коррупция.

Ценности социальной работы анализируются в соотношении с профессиональными нормами и требованиями на трех уровнях:

макроуровень связан с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями коллективной ответственности;

мезоуровень связан с ценностями клиентов: групповыми, корпоративными, религиозными, этическими.

микроуровень отражает ценностный спектр взаимодействия социального работника и клиента.

Макроуровень ценностей социальной работы дает обоснование конкретным действиям социального работника в пределах профессиональной компетенции. Они базируются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей:

преимущества индивида по отношению к обществу;

уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;

готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений;

стремление к развитию самопомощи клиента и т. д.

К ценностям мезоуровня относят различные группы ценностей, которые отражают общепринятые стандарты социальной жизни в обществе: демократию, равенство, прогресс, свободу, самореализацию.

Микроценности социальной работы определяются нравственной культурой специалиста, выступают на межличностном уровне и являются основой для эффективного взаимодействия социального работника и клиента.

Нравственная культура личности проявляет себя в соблюдении этикета - правил, манер поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде. Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием — отличительная черта профессионального этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам - суть этикета социального работника.

В России профессионально-этический кодекс социального работника был принят в 1994 г. В этом документе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессий, и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.

В заключении данного документа подчеркивается, что в случае возникновения в практике социальной работы профессиональноэтических дилемм, предполагающих в целях их разрешения конкретное применение положений кодекса, важно рассматривать его статьи не изолированно, а в тесной взаимосвязи.

Практическая этика социального работника включает внутреннюю и внешнюю нравственную культуру. Важны внешний вид работника, качество и внешний вид помещения, его удобство для посетителей, психологическая атмосфера и доверие к посетителям. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам — основа этикета социального работника.

Важнейшим понятием профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством требуют профессионального мастерства при решении всех задач и проблем населения. Долг специалиста перед своей профессией предполагает реализацию гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую значимость и престиж.

Изучение практики социальной работы на индивидуальном уровне позволило выявить следующие этические затруднения.

Независимость и манипулирование: для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.

Патернализм и самоопределение клиента: патернализм допускает вмешательство социального работника в личную жизнь клиента для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающего клиента в партнера.

Законы и благополучие клиента: законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни. В некоторых случаях возможность обеспечения благополучия клиента вступает в противоречие с существующим законодательством.

Личные и профессиональные ценности: социальный работник может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или другим мотивам. Однако свой долг он обязан выполнить.

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий единым для всего коллектива поставленным целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиентам заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента. За выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность.

Важнейший долг социального работника перед самим собой - поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких профессиональных качеств и ценности как специалиста и личности. Необходимость оказывать эффективное воздействие на сознание клиента является важным основанием для предъявления очень высоких требований к личности социального работника и его профессиональной подготовке, системе взглядов и мировоззрению.

Особую роль в практической этике социального работника играет нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:

внешний вид работника;

внешний вид помещения;

удобство для посетителей;

психологическая атмосфера доверия к посетителю.

Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в

соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.

Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи и его воззрение необязательно совпадет с убеждениями социального работника.

Этические профессиональные нормы социальных работников можно разбить на шесть групп.

Поведение и облик социального работника (следование лучшим профессиональным образцам).

Этические обязательства по отношению к своим клиентам (содействовать клиентам в самостоятельном решении существующих проблем; не распространять информацию, полученную от клиентов).

Этические обязательства по отношению к своим коллегам (относиться к ним с уважением и доверием).

Этические обязательства по отношению к организациям, с которыми осуществляется сотрудничество (быть верным обязательствам) .

Этические обязательства по отношению к своей профессии (содействовать общественному признанию и престижу профессии).

Этические обязательства по отношению к обществу (содействовать социальным изменениям во благо отечества).

Список использованных источников:

Медведева, Г. О. Профессионально-этические основы социальной работы: курс лекций. — М., 2013.

Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. — М., 2014.

Якушев, В. А. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. — М., 2014.

Ярская-Смирнова, Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., 2013.

Гост

ГОСТ

Моральные нормы и принципы в социальной работе

В социальной работе нормы и принципы тесно взаимодействуют между собой. Нормы конкретно предписывают, какие поступки следует совершать, принципы дают общее направление деятельности

Моральные принципы в социальной работе являются основополагающими. Так, каждый человек имеет право на самореализацию, но, в то же время, долен вносить свой вклад в развитие общества. Социальный работник в своей деятельности руководствуется принципом социальной справедливости, он уважает основные права человека и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими конвенциями в этой области. Сотрудники социальных служб обязаны направлять все свои знания и навыки на оказание необходимой помощи своим клиентам.

Существует ряд важнейших принципов, которыми в своей деятельности должен руководствоваться каждый социальный работник.

Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие по отношению к людям, но и рациональность в организации помощи. Гуманизм включает в себя профилактику деструктивных явлений (наркомании, алкоголизма, преступности, суицида), защиту прав граждан, их личностное развитие.

Принцип личностного подхода к человеку акцентирует внимание человеке как уникальной личности. В человеке соединяется уникальное и универсальное, биологическое и социальное. Такой подход предполагает поиск нераскрытых способностей. Клиента надо не осуждать, а понять, не быть высокомерным по отношению к нему. Его необходимо привлекать к сотрудничеству.

Принцип доверия подразумевает необходимость доверия к клиенту и поддержание доверия клиента к социальному работнику. Только так социальный работник может расположить клиента к взаимодействию и взаимопониманию. Социальный работник должен ставить интересы клиента выше собственных сиюминутных эгоистических мотиваций.

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип гибкости предполагает гибкий подход, с учетом личностных характеристик клиента, специфики конкретного региона, культурных особенностей.

Принцип посредничества связан с работой в системе, в команде. Данный принцип продиктован междисциплинарностью теории социальной работы, ее неразрывной связью с другими дисциплинами.

Также профессиональная этика социальной работы требует осуществления деятельности в соответствии с этическим кодексом или другим подобным руководством своей страны, в котором должны быть описаны нормы и принципы, соответствующие национальной специфике. Можно выделить несколько принципов, актуальных для российской практики:

  • Социальные работники должны исключить какие-либо злоупотребления доверием клиентов, необходимо признание границ между личной жизнью и профессиональной деятельностью;
  • Социальные работники должны поступать по отношению к клиентам с состраданием и заботой;
  • Необходимо, чтобы социальные работники брали на себя ответственность за принятие этически обоснованных решений.

Кодекс социального работника

Не лишним будет обратить внимание на этический кодекс, выпущенный Ассоциацией социальных работников. В нем закреплены нормы отношений между социальным работником и клиентом, коллегами, профессиональным сообществом и обществом в целом. В нем назван ряд принципов:

  1. Принцип моральной ответственности перед клиентом: отношения сотрудников социальных служб и клиентов должны иметь гуманистическую направленность; интересы клиентов для них являются приоритетным, благополучие клиента нужно рассматривать как основной фактор при принятии любых решений. Работники служб социальной защиты должны соблюдать конфиденциальность в отношениях с клиентами. Также они должны максимально способствовать самостоятельному решению клиентами своих проблем.
  2. Принцип моральной ответственности перед обществом: деятельность социальных работников должны способствовать повышению благосостояния общества. Они должны откликаться на просьбу любого клиента, независимо от его пола, возраста, социального положения, состояния здоровья и пр.
  3. Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами: сотрудники социальных служб должны углублять и расширять свои знания, чтобы применять в своей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы сотрудник работник социальной службы стремился к сотрудничеству с коллегами в интересах своих клиентов.

Основные личностно-нравственные качества социального работника

Не каждый человек по своим личностным качествам сможет осуществлять профессиональную деятельность в сфере социальной работы. Главным фактором здесь является его система ценностей, которая и определяет эффективность практической деятельности.

Для работы в социальных службах требуется не только профессиональной образование соответствующего направления, но и готовность следовать определенным нормам и принципам

Личностные качества социальных работников можно разделить на три группы:

Первая группа - это требования, предъявляемые к психическим процессам (памяти, мышлению, воображению), состояниям, вниманию, эмоциональным и волевым характеристикам.

Ко второй группе относятся самокритичность, самоконтроль, умение управлять своими эмоциями и переключаться, стрессоустойчивость.

Третья группа: коммуникабельность, способность к эмпатии, владение словом, умение убеждать.


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества. Социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы формализованы. Институт социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важнейшую для государства и общества задачу — задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития, по сути дела, является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.
Закономерен вопрос, так ли уж необходима, помимо законодательного оформления и закрепления статуса и функций социальной работы, формализация этических норм в социальной работе, будь то принятие морального кодекса социального работника, этических норм и правил или какого-либо аналогичного свода правил? Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. В ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Так следует ли говорить об определении и установлении специфических нравственных норм в одной из самых гуманных и нравственных сфер профессиональной деятельности?
К решению этого вопроса можно подойти двояко.
Классический подход рассматривает вопросы этики в профессиональной деятельности, как нечто внешнее по отношению к содержанию самой деятельности и подвергает этической оценке скорее результаты деятельности, т. е. сам ее продукт и ценность его для общества, нежели саму деятельность. В этом случае мы руководствуемся не этикой специфической сферы профессиональной деятельности, а общечеловеческими нормами и стандартами и, главное, — теми ценностями, которые принимает и провозглашает современное общество в качестве базовых.
С одной стороны, социальная работа является специфическим видом деятельности, социальным по своему историческому генезису, сущности, условиям протекания и последствиям, особым видом человеческих взаимоотношений. Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении, следовательно, социальная работа может быть оценена с точки зрения общих моральных норм. С другой, - являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, и будучи направленной непосредственно на человека, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур и представителей.
Цель работы – определить место моральных норм и принципов в социальной работе и их роль в жизни государства и общества.
Задачи:
1) проследить историю становления этических отношений в обществе;
2) раскрыть основные понятия моральных норм и принципов этики;
3) показать, что моральные нормы и принципы социальной работы являются залогом достижения эффективности профессиональной социальной работы.
4) рассмотреть личностные качества и этический кодекс социального работника, являющиеся основополагающими в профессиональной социальной работе.
Объект исследования – моральные нормы и принципы в социальной работе.
Предмет исследования – применение моральных норм и принципов социальной работы для достижения эффективной социальной помощи нуждающимся.
Актуальность темы:
Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении социальная работа может быть оценена с точки зрения общих моральных норм. Однако, являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, и будучи направленной непосредственно на человека, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими нормами и принципами, регламентирующими деятельность ее структур и представителей.

2.2. Этический кодекс социального работника
В свете исследуемой темы, необходимо обратить внимание на этический кодекс Ассоциации социальных работников, в котором предусмотрены этические отношения между социальным работником и клиентом, обществом, коллегами и профессией. Топчий Л.В. выделяет следующие принципы:
Принцип моральной ответственности перед клиентом:
1 работники соц. служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;
2 интересы клиентов являются приоритетными для работников соц. служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;
2 работники соц. служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;
3 работники соц. служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.
Принцип моральной ответственности перед обществом:
4 деятельность работников соц. служб должна способствовать росту благосостояния общества;
5 работники соц. служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.
Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:
6 работники соц. служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;
7 работники соц. служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения;
8 работник соц. службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц. служб должны строиться на взаимном уважении и доверии [7].
В учебном пособии Медведьевой Г.П. сформулирован профессионально-этический кодекс социального работника (см. Приложение 2). Отдельные положения в нём представляются нам важными:
Стиль
Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.
Честность
Социальный работник должен соизмерять свои поступки с высшими стандартами профессиональной честности.
Этическая ответственность перед профессией.
Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы.
Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.
[1,с.190].
Приведенные этические стандарты не являются единственными и всеобъемлющими, но они могут оказать какую-то помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям, стремление сделать общество более процветающим и совершенным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Безусловно, практика социальной работы далека от совершенства, что делает особенно актуальным вопрос о ее развитии.
Социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий, является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек.
В ходе исследования мы достигли поставленной цели: определили место моральных норм и принципов в социальной работе и их роль в жизни государства и общества. Также решили поставленные задачи: проследили историю становления этических отношений в обществе; раскрыли основные понятия моральных норм и принципов этики; показали, что моральные нормы и принципы социальной работы являются залогом достижения эффективности профессиональной социальной работы; рассмотрели личностные качества и этический кодекс социального работника, являющиеся основополагающими в профессиональной социальной работе.
Пришли к выводу, что:
1. Только пронизанная гуманизмом и нравственностью социальная работа, направленная на достижение блага каждого человека и всего общества, защиту их интересов, может создать условия, которые позволят людям жить в гармонии с природой и друг с другом, и обеспечить возможность развития общества и каждого отдельного индивида.
2. Деятельность социального работника носит преимущественно творческий характер, и всегда в жестких рамках формальной схемы есть место творчеству и инициативе, которые делают работу с каждым клиентом неповторимой и оригинальной.
3. Эффективность работы во многом зависит от понимания и восприятия специалистом сущности профессии и его творческих способностей и в свою очередь определяет социальное, духовное и материальное положение клиента. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, способствующая формированию единства подходов к решению проблем и обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов.
Эти причины с нашей точки зрения являются достойными для актуализации вопроса о разработке и принятии этических норм и принципов, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения с другими институтами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета белорусского народа и ожиданий общества.
Социальная работа как любая отрасль знаний, находится в процессе постоянного развития и обогащения новыми знаниями, новым опытом и в будущем станет неотъемлемой частью нашего общества.


НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, где на первый план выходят личностные качества специалиста, которые определяют уровень эффективности работы, а профессиональные знания и навыки являются содействующим звеном.

Человеку, не готовому работать в данной профессии будет морально достаточно сложно. Но если человек выбрал данную профессию абсолютно осознанно, где основой для выбора явилось призвание, то несмотря на все встречающиеся трудности, работа принесет пользу, в конечном итоге, и всему обществу [4].

Нравственность, в данном случае, является фундаментом для становления личностных качеств социального работника. Ведь только высокоморальный человек в силах адекватно понять проблемы другого человека и оказать необходимую помощь тактично. Нравственность раскрывается в таких понятиях как добро и справедливость.

Первостепенной характеристикой личности социального работника является степень нравственности, которая проявляется в его нравственном поведении.

Нравственное сознание социального работника состоит из трех компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.

Нравственные знания социальные работники получают в средних специальных и высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации. Там они овладевают той базой знаний об этике и морали работы в социальной сфере, которая помогает им лучше понимать общественные проблемы и трудности [5]. На данном уровне социальный работник сопоставляет полученные профессиональные знания о нравственности с личными нормами, формулирует собственную нравственную позицию, а также вырабатывает нравственные навыки поведения в профессиональной деятельности.

База знаний, этическая подготовка специалистам социальной службы необходима, иначе, имея лишь практическую деятельность, специалист будет решать поставленные задачи, основываясь лишь на собственном понимании нравственных поступков и на общественных ценностях. А в данном случае возможны несовпадения личных и профессиональных моральных установок.

Вместе с тем, существуют и такие сложности в профессиональной деятельности социального работника, как игнорирование нравственных знаний на практике. То есть, теоретически зная нормы профессиональной морали, работник не применяет их на практике. Следует заметить, что только человек, который постоянно занимается саморазвитием, повышает свой уровень нравственной культуры на постоянной основе способен органично применять свои нравственные знания в работе.

Нравственные убеждения – это система взглядов специалиста социальной работы на нормы морали. Такая система формируется на основе жизненной и профессиональной деятельности. Социальный работник рассматривает собственные нравственные убеждения, в данном случае, в качестве единственно верных и составляют основу его профессиональной деятельности. Так же как и нравственные знания, нравственные убеждения носят относительно самостоятельный характер, поскольку социальный работник, в силу различных обстоятельств, поступает в соответствии с личными убеждениями.

Наивысшим уровнем нравственного сознания социального работника является нравственная потребность. Следуя нормам морали, социальный работник организует свое поведение и деятельность так, что данные нормы морали перерастают не просто в соблюдение нравственных требований, а в потребность поступать именно таким образом. Происходит постоянное стремление специалиста по социальной работе преднамеренно и бескорыстно выполнять свою работу, соблюдая требования. Чем выше характер нравственных потребностей, тем выше уровень нравственных качеств профессионала.

Поведение и профессиональная деятельность профессионала, предопределенная его нравственной потребностью, как правило, не зависит от ситуативных случайностей и отличается стремлением к гуманизму, уважению, добру и справедливости.

В основе этики социального работника лежат следующие ключевые принципы и нормы морали:

гуманизм и безусловное уважение к человеку;

обостренное чувство профессионального долга;

обостренное чувство добра и справедливости;

добросовестность и вежливость, толерантность;

честность и порядочность [1].

Выделяют следующие направления деятельности социального работника:

прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические, культурные и пр.) во избежание возможных проблем у клиентов;

оказывает разного рода консультирования, способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

оказывает, выявляя интересы клиентов, психолого-педагогическую и организационную помощь в их реализации;

способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации [2].

Социальный работник должен быть:

эрудированным человеком в области культуры, политики, экономики и социального развития общества;

твердо стоящим на ценностных позициях и умело проводящим их в жизнь;

прозорливым человеком, умеющим предвидеть последствия своих действий;

общительным человеком, имеющим навыки коммуникативного общения;

тактичным человеком, соблюдающим конфиденциальность, деликатным в вопросах, затрагивающих личные стороны жизни;

решительным человеком, способным быстро принимать правильные решения в трудных ситуациях;

эмоционально устойчивым человеком, готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания [1].

Все эти требования, предъявляемые к социальному работнику, свидетельствуют о профессиональной пригодности, выделяя при этом особый моральный тип личности.

Читайте также: