Доклад молодежь россии 2000 2025 развитие человеческого капитала

Обновлено: 06.07.2024

Азаренко Н.Ю. Развитие человеческого капитала молодежи в Брянской области / Н.Ю. Азаренко, Е.Д. Серова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №10. — С. 10-16.

Р АЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА МОЛОДЕЖИ

В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Ю. Азаренко , канд. экон . наук, доцент

Е.Д. Серова , студент

Брянский государственный инженерно-технологический

( Россия, г. Брянск )

Аннотация . В данной статье рассм отрен человеческий капитал молодежи и определены факторы, влияющие на него. Описан капитал образования, капитал культуры и капитал здоровья. Предложены направления развития человеческого капитала молодёжи Брянской области и РФ в целом с ледует сформировать и развить информационное мышление. Для этого необходимо р азработать модель единой молодежной информационной среды. Ключ е вым звеном которой, является региональный молодежный информационно-аналитический центр.

Ключевые слова: человеч еский каптал , молодое поколение, капитал образования, кап и тал культуры, капитал здоровья.

Ч еловеческий капитал как объективное экономическое явление признавался ещё со времён А. Смита, К. Маркса. Смит писал, что основной капитал состоит не только из машин и оборудования, но и из полезных способностей членов общества, приобрет е ние которых всегда требует действительных издержек, которые представляют собой о с новной капитал. Маркс отмечает, что с то ч ки зрения непосредственного процесса пр о изводства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство о с новного капитала, причем под этим осно в ным капиталом понимается сам чело век.

Для человеческого капитала (ЧК) хара к терно новое качество – синергизм. Исто ч ником эффекта синергии при объединении индивидуальных человеческих капиталов является дополнительная человеческая энергия, целенаправленно используемая в интересах общей цели личности и организ а ции.

В рамках блока ЧК социальных групп, Салихов Б.В. выделяет подвиды человеч е ского капитала в соответствии с возрастным критерием, а именно: ЧК детей, ЧК мол о дежи, ЧК взрослого населения. Особой с о циальной группой является молодежь, к о торая является носителем формируемого и развивающегося человеческого капитала, специфика и направленность которого пр е допределяют разви тие всего общества в дальнейшем [1, c . 352] .

Исходя из определений человеческого капитала, основополагающи е к омпонент ы представлены на рисунке 1 .


Рис. 1 . Составляющие человеческого капитала молодежи

Молодое поколение – стратегический р е сурс государства и одновременно объект и суб ъ ект всей его социально-экономической политики. Молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, выступая носителями наиболее перспекти в ной части ч е ловеческого капитала, главным воспр оизводственным ресурсом страны.

Факторы, влияющие на человеческий к а питал молод ежи, представлены в табл и це 1 [1, c . 353] .

Таблица 1 . Факторы воздействия на человеческий капитал молодежи

— Позитивная социализация молодежи 14-16 (17) лет;

— Повышение качества образования (фо р мального, неформального, информального );

— Рост востребованности молодежи экон о микой, снижение молодежной безработицы;

— Повышение производительности труда;

— Рост молодежного предпринимательства;

— Рост доходов молодежи;

— Здоровый образ жизни;

— Снижение качества профессионального образования;

— Низкая территориальная (трудовая) м о бильность молодежи;

— Снижение качества здоровья молодого п о коления (слабое вовлечение в занятия фи з культурой и спортом, несбалансированное питание);

— Потребление наркотиков и алкоголя, таб а кокурение и т.д.

Брянская область относится к числу р е гионов, для которых качество человеческ о го кап и тала молодежи являет ся в высшей степени актуальным.

П оказателем качества образования явл я ются результаты итог овой аттестации уч а щи х ся. В 2015 году в Брянской области 53 участника ЕГЭ набрали максимальное к о личество баллов по предметам . 884 учас т ника ЕГЭ набрали от 90 до 99 баллов. К о личество выпускников т е кущего года, не прошедших государственную итоговую а т тестацию – 89 человек, что с о ставляет 1,5% от общего количества выпускников Бря н ской области [6] .

За прошедшее время на Брянщине уд а лось сделать многое, чтобы вновь вернуть знач и мость научной деятельности: создана законодательная база, система управления и координации научной деятельностью в р е гионе.

Научный потенциал области включает в себя более 40 научных организаций, куда входят 4 государственных вуза, 25 фили а лов вузов, научно-исследовательские и пр о ектные институты, научно-технические центры, конструкторские бюро и другие о р ганизации.

Здравоохранению в Брянской области уделяют огромное внимание, так как, име н но, оно лежит в основе развития человеч е ского капитала молодежи.

П оказател и репродуктивных потерь , представлены в таблице 2 .

Таблица 2 . Динамика общих репродуктивных потерь в Брянской области на 1000 р оди в шихся в 2012–2014 гг., в %

Аборт по медицинским показаниям

Важнейшие направления – улучшение демографической ситуации в регионе, п о вышение рождаемости и создание условий, благоприятствующих рождению и воспит а нию детей. При этом особую актуальность приобретают проблемы сохранения здор о вья детского населения, особенно новоро ж денных и детей первого года жизни, а также снижение детской и младенческой смертн о сти [2] .

В 2014 году общая больничная летал ь ность среди детей 0–17 лет составила 0,3% (2013 г. – 0,3%). Высокий показатель бол ь ничной летальности от врожденных аном а лий и пороков развития – 2,5% (2013 г. – 2,2%); от болезней системы кровообращ е ния – 1,4% (2013 г. – 0,7%); от новообраз о ваний – 1,0% (2013 г. – 0,2%).

По данным профилактических осмотров детей и подростков-школьников в 2012 — 2014 гг. значительная часть детей имеют нарушения в состоянии здоровья (табл и ца 3 ).

Таблица 3 . Результаты профилактических осмотров детей до 14 лет и подростков-школьников в Брянской области ( в % к числу осмотренных)

Наименования выявленных нарушений

С понижением остроты слуха

С понижением остроты зрения

С дефектами речи

С нарушением осанки

Самый высокий уровень занимают нар у шения осанки (2012 г. – 6,0%; 2013 г. – 6,1%; 2014 г. – 6,3%). Среди осмотренных детей в 2014 году понизился удельный вес детей с п о нижением остроты зрения (2012 г. – 6,7%; 2013 г. – 6,3%; 2014 г. – 5,8%); с д е фектами речи (2012 г. – 3,1%; 2013 г. – 2,9%; 2014 г. – 2,2%), со сколиозом (2012 г. – 0,8%; 2013 г. – 0,7%; 2014 г. – 0,6%). Ув е личился удельный вес детей с нарушением осанки (2012 г. – 6,0%; 2013 г. – 6,1%; 2014 г. – 6,3%). [4]

Таким образом, в области здравоохран е ния видны значительные как улучшения, так и ухудшение по некоторым показат е лям, касающиеся нарушения здоровья и р е продуктивных по терь детей в возрасте 0-17 лет.

Оказание государственной услуги по и н формированию о положении на рынке труда молодежи осуществляется в центрах зан я тости населения городов (районов) Бря н ской обла с ти, консультационных пунктах службы занятости населения, мобильных центрах занятости н а селения.

С целью отбора выпускников для посл е дующего трудоустройства проводятся м и ни-ярмарки учебных и рабочих мест , ст а жировк и на рабочем месте [2] .

В ходе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:

1) С истема образования в большей ст е пени направлена на воспитание будущего учен о го-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретич е ские знания во многом оторван ы от практ и ческой деятельности.

2) К оррупция в системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бю д жетных средств, и взятки, и продажу по д ложных дипломов, и изготовление поддел ь ных документов об образовании .

Для развития человеческого капитала молодежи в России следует сформировать и развить информационное мышление. И н формационное мышление, вследствие своей глобальности, замыкает на себе все хара к теристики человека – от изначально зал о женных на генетическом уровне до разв и ваемых и приобретаемых в процессе соци а лизации. Особое место среди них занимают информационные потребности, поскольку они в определенном смысле являются пок а зателем уровня информационного мышл е ния, величиной переменной, свидетельс т вующей о состоян ии духовного развития человека.

Для этого необходимо разработать м о дель единой молодежной информационной среды, охватывающей всех адре сатов и п о лучателей информации ( рис . 2 ).


Рис . 2. Модель единой молодежной информационной среды

Как видно из схемы на рисунке 2, модель не является закрытой системой, а находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, что отражено прерывистым конт у ром. Как отмечалось ранее, созданы инфо р мационные потоки в двух направлениях: информация о м о лодежи и информация для молодежи, которые имеют свою целевую аудиторию. Помимо этого источниками и пользователями информации являются и такие институты общества, как СМИ, орг а ны власти и само общество.

Ключевым звеном данной модели явл я ется региональный молодежный информ а ционно-аналитический центр. Основной ц е лью деятельности центра , является решение конкретных задач, касающихся информац и онного обслуживания молодежи по осно в ным социальным аспектам: труд, образов а ние, здоровье, семья, отдых и так далее, создание электронных баз данных и спр а вочно-информационных массивов по мол о дежной проблематике, ориентир о ванных на государственные и общественные структ у ры, работающие с молодежью, обесп е чение оперативного получения достоверной и н формации о проблемах, тенденциях и ра з витии ситуаций в молодежной среде.

Задачи молодежного информационно-аналитического центра:

1) П редоставление интегрированной и дифференцированной информации по таким направлениям как: образование, профор и ентация и подготовка кадров, занятость, п о вышение квалификации, престижность р а бочих и инженерных специальностей (пр о фессий), привлекательность дополнител ь ного образования, поддержка талантливой молодежи, поддержка молодых ученых , с о циальные вопросы и практические пробл е мы повседневной жизни, медицинское о б служивание, жилищные вопросы.

2) П редоставление молодому человеку юридических консультаций по вопросам соблюдения Уголовного кодекса РФ, тел е фонным мошенничества м, семейного нас и лия.

3) С бор, обработка и анализ информации о социальных условиях молодежной среды, выработка решений, рекомендаций к прое к там и планам законодательных и исполн и тельных государственных органов, учас т вующих в реализации молодежной полит и ки .

4) У крепление социальной защищенн о сти молодежи за счет организации доступа к соответствующей информации по пробл е мам молодежи , молодых семей , молодеж и , нуждающе й ся в особой заботе государства .

5) В осп итание здорового образа жизни.

Актуальность проблемы формирования человеческого капитала обусловлена объе к тивными потребностями современного эт а па общемирового социально-экономического развития, спецификой с о временной ситуации в России. Эти обсто я тельства требуют принятия не только инв е стиционных, но комплексных решений, формирующих в государстве, общес т ве и отдельных компаниях новые ресурсы, обе с печивающие как устойчивый экономич е ский рост, так и достижение более высокого уровня благосостояния населен ия и досто й ного кач е ства жизни.

Человеческий капитал молодежи – это особый вид человеческого капитала, п о скольку молодежь в значительной части о б ладает тем уровнем мобильности, интелле к туальной акти в ности и здоровья, который , выгодно отличает ее от других групп нас е ления. Именно данная социальная группа обладает капиталом, который можно и ну ж но формировать и ра з вивать в необходимом русле для региона. В то же время перед л ю бым обществом стоит вопрос о необход и мости минимизации издержек и потерь, к о торые нес ет страна из- за проблем, связа н ных с социализацией молодых людей и и н теграцией их в единое экономическое, п о литическое и социокультурное пространс т во. Выделение человеческого капитала м о лодежи в рамках одного из видов человеч е ского капитала в разрезе социальных групп особенно актуально в связи с тем, что кап и тал именно этой части общества еще можно формировать, развивать и совершенств о вать, притом, что у молодого поколения уже есть определенная база и уровень личнос т ного капитала.

1. Салихов Б.В . Экономическая теория: Учебник: учеб . п особие. – М.: Дашков и К, 2009. –724 с .

THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL OF YOUNG PEOPLE

IN THE BRYANSK REGION

NY Azarenko , candidate of economics, associate professor

ED Serova , student

Bryansk state engineering-technological university

Abstract. This article discusses the human capital of young people and the factors influencing it. Described capital formation, capital, culture and health capital. The directions of the development of the human capital of young people and the Bryansk region of the Russian Federation as a whole should generate information and develop thinking. To do this, you must develop a model of a un i fied information environment of youth. A key element of which is the regional youth information and analytical center.

Keywords: human capital, the young generation, capital formation, capital of culture, capital health.

Читайте также: