Доклад министра образования васильевой

Обновлено: 05.07.2024

Недавно Владимир Путин подписал указ о разделении Минобрнауки на два министерства. Министром науки и высшего образования стал Михаил Котюков , а министром просвещения — Ольга Васильева. Мы выяснили, что удалось сделать Ольге Васильевой, пока она возглавляла Минобрнауки, а что так и осталось в планах.

Что Ольга Васильева сделала за это время

1. Вернула астрономию в школы

Что в итоге. В 2017/18 учебном году астрономию действительно ввели в российских школах. Её преподают учителя-физики в 10-11 классах.

2. Ввела (почти) шахматы в начальную школу

3. Приняла новые образовательные стандарты для начальной школы (и почти для средней)

4. Начала передачу школ от муниципальных властей региональным

На одном из заседаний комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Васильева анонсировала реформу, цель которой — передача школ от муниципальных властей региональным. По мнению министра, такая реформа поможет привести образовательные программы во всей стране к единому федеральному стандарту.

Что в итоге. Масштабную реформу решили начать с пилотного проекта, в котором будут участвовать 16 регионов. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге реформа уже началась.

5. Сделала обязательной защиту диссертаций в аспирантуре

6. Изменила приём поступления на целевое обучение

В 2013 году в России ввели модель целевого обучения, по которой между студентом и работодателем заключается двусторонний договор, регламентирующий права и обязанности сторон. По мнению Ольги Васильевой, в этой модели были недостаточно чётко прописаны условия взаимодействия между участниками программы.

Чтобы повысить эффективность целевого приёма, она предложила ввести модель обучения с трёхсторонним договором между вузом, заказчиком (работодателем) и абитуриентом. По этому договору, после окончания вуза студент обязан как минимум три года работать в организации, которая оплатила его учёбу.

Что в итоге. В марте 2018 года Минобрнауки представило законопроект с новыми правилами целевого приёма в вузы, и Госдума приняла его в первом чтении.

Теологию признали научной дисциплиной не так давно — в 2015 году . Год назад протоиерей Павел Хондзинский даже защитил первую в России диссертацию по теологии. Тогда же подписали приказ, согласно которому в России появятся кандидаты и доктора теологии, а Васильева пообещала увеличить количество бюджетных мест.

8. Приостановила процесс объединения вузов

Бывший министр образования Дмитрий Ливанов в 2015 году начал масштабную реформу по реорганизации вузов. Почти сразу после вступления в должность Ольга Васильева объявила о прекращении объединения вузов до тех пор, пока министерство не разберётся в каждой конкретной ситуации.

Что в итоге. Через год после этого заявления министр образования отменила указ о реорганизации Государственного университета управления (ГУУ), который должен был войти в состав Московского государственного юридического университета (МГЮА). При этом через некоторое время подписала приказ об объединении Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП) и Кемеровского государственного университета (КемГУ).

Что обещала сделать, но не сделала

9. Ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку

Что в итоге. До сих пор официальных распоряжений и документов, которые бы подверждали введение устной части в ЕГЭ по русскому языку, нет.

10. Наказывать за натаскивание детей на сдачу ЕГЭ

Министру образования не нравилось, что в погоне за хорошими баллами многие школы натаскивают детей на тесты ЕГЭ. Поэтому в 2016 году она пообещала наказывать руководство школ и региональное начальство, если узнает, что в их школах есть такая практика.

Что в итоге. Прошло два года, но этого обещания она так и не выполнила. По словам московских директоров, случаев наказания школ за натаскивание на ЕГЭ не было. Это неудивительно — с самого начала учителя выражали сомнение в целесообразности этого решения.

11. Увеличить количество часов преподавания религии в школах

Что в итоге. Как ни странно, количество часов на этот предмет до сих пор не увеличили .

12. Ввести трудовое воспитание в школах

Более того, Ольга Васильева даже призывала директоров школ вводить часы трудового воспитания самостоятельно, не дожидаясь специальных распоряжений.

13. Ввести обязательный ЕГЭ по истории и иностранному языку

Что в итоге. Заявления Васильева сделала год назад, но официального решения по поводу расширения списка обязательных ЕГЭ до сих пор нет.

14. Сократить в 10 раз места в аспирантуре

В итоге. Позднее в министерстве эту идею решили отложить , так что количество бюджетных мест в аспирантуре пока сокращать не планируют.

15. Установить предельный уровень нагрузки учителей

"Независимая газета" опубликовала колонку министра просвещения Ольги Васильевой. Публикуем ее полностью.

Исходя из стратегической задачи по воспитанию гармоничной личности возникает несколько значимых вопросов, на которые мы обязательно должны дать ответы. Без этого сложно видеть четко очерченный образ достижимого результата.

С опорой на духовную силу

Какие они – сегодняшние школьники и студенты, в какой живут среде, какие читают книги и смотрят фильмы, слушают музыку и выбирают себе кумиров? Однозначного ответа нет. Все разные – со своими увлечениями, взглядами на жизнь и интересами. Но также многое и объединяет: энергия молодости, желание быть востребованными, любовь к родному краю, близким и друзьям. Очевидно, что это нельзя игнорировать при воспитании чувства гражданственности и патриотизма, при культивировании нравственной модели, включающей понятия чести и достоинства, силы духа и милосердия. Тем не менее задача по учету интересов молодежных групп, исследованию их в разрезе тенденций современной культуры, науки и образования остается в актуальной повестке. Меры государственной политики должны вызывать искренний отклик у молодых.

В целом сегодня, по данным ежегодного мониторинга, 83% детей и молодежи от 14 до 23 лет участвуют в гражданско-патриотических мероприятиях.

Вне всякого сомнения, что главной объединяющей темой остается Победа в Великой Отечественной войне, 75-летие которой мы отмечаем в 2020 году. Стоит отметить, что это совершенно объективные данные, и мы это воочию можем наблюдать, например, при шествии Бессмертного полка по улицам городов, поселков и деревень. И как бы ни было стремительно время, стирающее боль и остроту восприятия тех событий, в нашей генетической памяти навсегда останется бессмертный подвиг народа.

В последнее время часто можно слышать критику, что обращение к прошлому не дает молодежи развиваться и смотреть в будущее. Это очевидная недальновидность. В любой стране мира уважение к своей истории, героям является государственным делом, имеет мощную административную и общественную поддержку.

Для молодого человека очень важно, даже если порой и неосознанно, понять и обрести свое место в мире, соотнести себя в системе координат мироздания.

И именно в неразрывной связи поколений, в опоре на историю своего народа, его духовную силу заложен ответ на многие актуальные вопросы современности.

Модель дополнительного образования

Другое стратегическое направление работы – обеспечение увеличения числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам. Необходимо отметить, что последовательное осуществление мероприятий по формированию эффективной системы дополнительного образования детей, развитию научной и творческой среды в образовательных организациях позволило обеспечить более чем 70-процентный охват детей в возрасте от 5 до 18 лет.

В настоящий момент в 63 субъектах Российской Федерации открыто 89 технопарков, более 80 тыс. детей обучаются в них на постоянной основе.

Конечно, одним из самых важных показателей результатов детского творчества является Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ), которая проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации по 24 общеобразовательным предметам.

В прошедшем учебном году участниками ВсОШ стали около 6 млн учащихся 4–11-х классов. Результаты выступления сборных команд страны на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, астрономии и естественно-научной олимпиаде подтверждают, что Россия – один из лидеров как по числу завоеванных наград в целом, так и по числу золотых медалей.

Безусловно, есть много вопросов, которые необходимо решать в рамках широкого межведомственного взаимодействия. Яркий пример – добровольческая деятельность. Вовлечение школьников и студентов в добровольчество невозможно без сотрудничества с различными молодежными общественными организациями. Минпросвещения России ведет эту работу совместно с Росмолодежью, Роспатриотцентром и Росдетцентром, оказывая всестороннюю поддержку реализуемым проектам.

Деструктивные информационные пространства

Продолжая тему сотрудничества разных ведомств в работе с подрастающим поколением, особое внимание стоит уделить противодействию экстремистским и деструктивным движениям, а также детской безопасности в социальных сетях и Интернете. Реакция со стороны государства должна быть направлена как на профилактику, так и на пресечение опасных тенденций.

Диагностировать риски призвана психологическая служба. Индивидуальная профилактическая работа опирается на деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. На наш взгляд, сегодня возможна разработка профессионального стандарта сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних, учитывающая специфику его деятельности, связанной с правоприменительной практикой, проведением выступлений перед детской и взрослой аудиторией по правовой тематике, решением вопросов детско-родительских отношений, индивидуальной работой с несовершеннолетними, требующие знаний по педагогике, психологии, в меньшей степени – наркологии. Такие сотрудники также должны обладать знаниями о распространенных в подростковой среде течениях, направлениях, субкультурах как позитивной, так и негативной окраски.

Цель – помочь школам создать и реализовать на практике свои программы воспитания, способные решать проблемы гармоничного вхождения школьников в социум, налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми и профилактики экстремизма и противоправного поведения.

Главное звено этой модели – педагог. И это не просто специалист, передающий детям знания. Одна из важнейших миссий учителя – заложить основу нравственного развития личности, помочь ребенку найти свое место в обществе, стать настоящим гражданином.

Каждый педагог должен в первую очередь быть ребенку наставником, человеком, который занимается его воспитанием, ведь процесс воспитания неотрывно связан с процессами его обучения.

Основатель отечественной научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, говорил он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

Повышение эффективности воспитательной работы должно стать важнейшей темой при проведении повышения квалификации учителей.

Проблема творческого отношения к своей профессиональной деятельности, обозначенная Василием Александровичем Сухомлинским, актуальна всегда.

Умение ставить цели и достигать их – вот лишь немногие из тех положительных качеств, которые мы должны воспитывать в наших детях в каждую минуту пребывания их в школе. Это и есть одна из главных миссий педагога – воспитать настоящего Человека.

О результатах работы по подготовке системы образования к началу нового учебного года.

Код для вставки в блог

Правительственная информация в контексте работы министерств и ведомств

По министерствам и ведомствам

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом "Поиск"

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Во вторник Владимир Путин подписал указ о разделении Минобрнауки на два министерства. Министром науки и высшего образования стал Михаил Котюков, а министром просвещения — Ольга Васильева. Мы выяснили, что удалось сделать Ольге Васильевой, пока она возглавляла Минобрнауки, а что так и осталось в планах.

Что Ольга Васильева сделала за это время


1. Вернула астрономию в школы

Что в итоге. В 2017/18 учебном году астрономию действительно ввели в российских школах. Её преподают учителя-физики в 10-11 классах.

2. Ввела (почти) шахматы в начальную школу

3. Приняла новые образовательные стандарты для начальной школы (и почти для средней)

4. Начала передачу школ от муниципальных властей региональным

На одном из заседаний комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Васильева анонсировала реформу, цель которой — передача школ от муниципальных властей региональным. По мнению министра, такая реформа поможет привести образовательные программы во всей стране к единому федеральному стандарту.

Что в итоге. Масштабную реформу решили начать с пилотного проекта, в котором будут участвовать 16 регионов. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге реформа уже началась.

5. Сделала обязательной защиту диссертаций в аспирантуре

6. Изменила приём поступления на целевое обучение

В 2013 году в России ввели модель целевого обучения, по которой между студентом и работодателем заключается двусторонний договор, регламентирующий права и обязанности сторон. По мнению Ольги Васильевой, в этой модели были недостаточно чётко прописаны условия взаимодействия между участниками программы.

Чтобы повысить эффективность целевого приёма, она предложила ввести модель обучения с трёхсторонним договором между вузом, заказчиком (работодателем) и абитуриентом. По этому договору, после окончания вуза студент обязан как минимум три года работать в организации, которая оплатила его учёбу.

Что в итоге. В марте 2018 года Минобрнауки представило законопроект с новыми правилами целевого приёма в вузы, и Госдума приняла его в первом чтении.

Теологию признали научной дисциплиной не так давно — в 2015 году. Год назад протоиерей Павел Хондзинский даже защитил первую в России диссертацию по теологии. Тогда же подписали приказ, согласно которому в России появятся кандидаты и доктора теологии, а Васильева пообещала увеличить количество бюджетных мест.

8. Приостановила процесс объединения вузов

Бывший министр образования Дмитрий Ливанов в 2015 году начал масштабную реформу по реорганизации вузов. Почти сразу после вступления в должность Ольга Васильева объявила о прекращении объединения вузов до тех пор, пока министерство не разберётся в каждой конкретной ситуации.

Что в итоге. Через год после этого заявления министр образования отменила указ о реорганизации Государственного университета управления (ГУУ), который должен был войти в состав Московского государственного юридического университета (МГЮА). При этом через некоторое время подписала приказ об объединении Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП) и Кемеровского государственного университета (КемГУ).

Что обещала сделать, но не сделала


9. Ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку

Что в итоге. До сих пор официальных распоряжений и документов, которые бы подверждали введение устной части в ЕГЭ по русскому языку, нет.

10. Наказывать за натаскивание детей на сдачу ЕГЭ

Министру образования не нравилось, что в погоне за хорошими баллами многие школы натаскивают детей на тесты ЕГЭ. Поэтому в 2016 году она пообещала наказывать руководство школ и региональное начальство, если узнает, что в их школах есть такая практика.

Что в итоге. Прошло два года, но этого обещания она так и не выполнила. По словам московских директоров, случаев наказания школ за натаскивание на ЕГЭ не было. Это неудивительно — с самого начала учителя выражали сомнение в целесообразности этого решения.

11. Увеличить количество часов преподавания религии в школах

Что в итоге. Как ни странно, количество часов на этот предмет до сих пор не увеличили.

12. Ввести трудовое воспитание в школах

Более того, Ольга Васильева даже призывала директоров школ вводить часы трудового воспитания самостоятельно, не дожидаясь специальных распоряжений.

13. Ввести обязательный ЕГЭ по истории и иностранному языку

Что в итоге. Заявления Васильева сделала год назад, но официального решения по поводу расширения списка обязательных ЕГЭ до сих пор нет.

14. Сократить в 10 раз места в аспирантуре

В итоге. Позднее в министерстве эту идею решили отложить, так что количество бюджетных мест в аспирантуре пока сокращать не планируют.

15. Установить предельный уровень нагрузки учителей

Читайте также: