Доклад метод проектов на уроках музыки

Обновлено: 25.06.2024

Занятия музыкой в начальной школе предполагают знакомство с музыкальной культурой и её освоение. На уроках музыки возможно создание необходимой среды, в которой ребёнок будет совершенствовать умение планировать и осуществлять не только творческую, но и поисковую, деятельность как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими учениками.

Групповые задания способствуют тренировке у учеников навыка совместной работы, распределения ответственности в небольших группах, выявляют способности учеников, а также способ коммуникации с окружающими людьми.

Индивидуальные задания преследуют цель активизации личного поиска детей при освоении материала, предполагают большую свободу творчества и большую ответственность за результат.

Смена групповых и индивидуальных заданий стимулирует активность ученика в обеих формах работы и обеспечивает больший простор для реализации фантазий, замыслов, которые играют важную роль и имеют большое значение в младшем школьном возрасте. То, что нельзя сделать индивидуально, возможно в группе и наоборот - то, что не получается осуществить в группе, ученик может сделать сам.

Проектный подход к обучению, с использованием групповых и индивидуальных заданий, позволит ориентироваться на личность ученика, что поможет раскрыть его способности, будет способствовать развитию интереса к освоению материала и к учебной деятельности вообще, что положительно скажется на дальнейшем обучении в школе.

Всё это является реализацией принципов гуманистической психологии и педагогики, предполагающей особый акцент на ученике, как отдельном самостоятельном человеке. Данный подход реализуется на практике при помощи таких педагогических технологий, цель которых состоит в выявлении и развитии творческих интересов ребёнка, расширении его сферы интересов, общей эрудиции, формировании способности в процессе самостоятельной и продуктивной учебной деятельности.

Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой предлагает проектно-исследовательский способ обучения в серии тематически запланированных уроков музыки. Это позволяет заинтересовать учеников, удерживать их внимание на протяжении длительного времени [1].

Проектная деятельность на уроках может преследовать различные цели, добиваться различного результата в зависимости от вида и характера конечного продукта этой деятельности.

Проектная деятельность может включать:

Ролевые проекты. Это может быть театрализованная инсценировка песен или разыгрывание "по ролям" тех или иных фрагментов биографии известных композиторов. Подобное погружение в тему позволяет ученикам лучше запомнить материал, "вжиться", сделать знание личностным.

Классическая работа в стиле информационно-исследовательских проектов, в ходе которых изучается, например, биография композитора с целью выступления перед классом, способствует развитию устной речи ученика.

Ученики участвуют в создании сценария внеклассного мероприятия с музыкальными или информационными элементами. Таким образом, ребята будут погружены не только в "жизнь класса", но и в "жизнь школы".

Разнообразные творческие проекты, которыми могут быть музыкальные спектакли, танцы, фестивали ещё больше способствуют раскрытию способностей и талантов учеников.

Создание стенгазет, стендов, то есть дополнительных информационных проектов, результаты которых станут фондом музыкального класса, останутся для дальнейшей работы.

Для учеников, обладающих выдающимися способностями, возможна дополнительная форма работы, предполагающая создание дидактических, разъясняющих материалов. Проект "Помощь начинающим музыкантам".

  • планирование работы,
  • поиск материалов по теме,
  • установка контактов с людьми,
  • решение возникающих конфликтов,
  • подбор и запись музыки.

При работе над проектом ученики с различным уровнем музыкальной подготовки могут выполнять разные действия, что позволит каждому поучаствовать в создании продукта.

Таким образом, учитель, задающий общие правила и контуры задания, оставляет большую долю свободы для реализации замысла учащихся. Такой подход, не снимая профессионального участия педагога, как специалиста, пробуждает интерес в самих учениках, поскольку проект - это их личный результат, их личная фантазия, нашедшая воплощение на практике.

В начальной школе проектная учебная деятельность существует в форме творческих заданий по темам, изученным ранее. На первых этапах обучения такой подход становится наиболее эффективным, он позволяет сформировать соответствующие навыки учеников и привычки к новой и нестандартной форме работы.

"От простого к сложному" - принцип работы проектной деятельности на уроках. В своей практической деятельности я использую следующие проекты для развития познавательного интереса к музыке.

Во 2-м классе учащиеся выполняют творческие проекты.

Проект: "Посмотрите, песенка".

Цель: Составление презентации, подбор рисунков к песне, создание мультипликационного фильма.

Планируемый результат: исполнение песни сопровождается презентацией или рисунками на выбранную тему, выполненную учениками.

В качестве тем предлагаю слова: дружба, природа, мама, папа и др.

Выбрав тему и подготовив выступление, ребята исполняют песню, сопровождая ее презентацией рисунков или фотографий. Важным требованием к рисункам будет их уникальность - они не должны повторяться, поэтому лучшим решением будет нарисованная авторская иллюстрация. То же относится и к фотографиям.

Также возможна упрощённая форма работы, когда дети в группах изображают ту или иную сцену из детской песни, которая разучивается на уроке. Разные группы рисуют сценки из различных куплетов.

Проект: "Мой музыкальный инструмент".

Цель: создание группы шумовых инструментов.

Планируемый результат: ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.

В ходе выполнения этого задания ученики ищут способы звукоизвлечения из разнообразных предметов окружающего мира. Ученики могут найти или смастерить различные шумовые музыкальные инструменты, а затем показать его классу, продемонстрировав музыкальные возможности.

Такое задание позволит создать уникальные шумовые инструменты для дальнейшей работы в классе. Эти инструменты мы активно используем на уроках. Через исследование окружающего мира рождается новый уникальный инструмент.

Важно не только найти и смастерить свой музыкальный инструмент, но и составить инструкцию по его использованию для других. Это позволит выявить и развить артистические, коммуникативные и творческие навыки учеников.

Проектный характер деятельности, работа с необычными предметами будут способствовать концентрации внимания, развитию мышления и представления об окружающем мире.

Учитель должен правильно распределить ребят на группы для выполнения этого задания, потому что важно не только придумать и найти необычный музыкальный инструмент, но ещё и описать его, и продемонстрировать классу.

Сначала требуется указать на важность этого процесса и даже на его серьёзность, поскольку музыканты нередко прибегают к помощи необычных предметов для получения нужных им звуков.

Создание инструкции по использованию - ещё одна важная часть работы. Описание инструмента должно быть таким, чтобы любой ученик мог им воспользоваться.

  1. Тщательно изучить предметы дома и на улице, исследовать возможность получения необычных звуков.
  2. Продумать и смастерить "свой" инструмент, способный издавать эти звуки.
  3. Составить подробное описание того, как сделан музыкальный инструмент и как на нем играть.
  4. Рассказать в классе о полученном результате другим обучающимся, продемонстрировать игру на авторском инструменте.
  5. При возникновении трудности обратиться за помощью к родителям.

Технология проекта на уроках музыки продолжается и в 4-5 классах. И в этих классах проект предполагает творчество учащихся.

Проект: "Тайны музыкальной Вселенной".

Цель: создание стенгазеты с загадками по тематике изученного материала.

Планируемый результат: ученики должны составить загадки по темам изученного материала на уроках музыки и оформить их на стенгазете. Это могут быть кроссворды, шарады, ребусы и так далее.

Продолжительность данного проекта - 3 урока.

В дальнейшем следует организовать конкурс стенгазет, определив лучшие варианты, отметив находки и оригинальные решения в работах учеников. При составлении можно использовать справочные издания, различные учебники.

Учитель объявляет о предстоящем конкурсе стенгазет с загадками, разделив класс на небольшие группы, доходчиво объясняет смысл задания.

Эскизы выполняются учениками самостоятельно во внеучебное время. Помощь родителей возможна при выполнении данного задания.

Также к третьему уроку готовится итоговый вариант стенгазеты, выбранной редакционной командой. На заключительном третьем занятии всем классом обсуждается полученный продукт.

В пятом классе задания по проектам усложняются, но творческий характер работ остается.

Проект: "Я расскажу тебе сказку . "

Цель: сочинение музыкальной сказки.

Планируемый результат: разработка и сочинение сказок о "волшебной" силе музыки, изготовление сборника музыкальных сказок.

Продолжительность данного проекта - 3 урока.

Сочинение учениками сказок об особой, "волшебной" или "чудесной" силе музыки может стать сложным и интересным испытанием для детей. Создание сказок, то есть фантастических коротких историй, учениками способствует развитию их эстетических способностей, художественных интересов, коммуникативных навыков, вовлечение в учебный процесс даже тех, кто не имеет особенных склонностей к занятиям музыкой.

Ученик может выступать здесь в нескольких ролях. Он может стать автором текста, художником, который оформит текст в виде иллюстраций, или руководителем проекта, координирующим деятельность одноклассников.

  • "История появления музыкального инструмента";
  • "Как появилась музыка";
  • "Где прячутся музыкальные нотки" и т.д.

Ученики, распределившись по ролям, приступают к выполнению задания на черновиках к следующему занятию. На третьем уроке обсуждаются готовые работы, выбираются лучшие для общего сборника.

Проект: "Музыка в театре, в кино, на телевидении. Компиляция известных детских песен".

Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой.

Планируемый результат: развить художественно-эстетические способности и навыки детей при создании своего произведения на основе известных детских песен.

Задача заключается в том, чтобы композиция была целостной, то есть представляла последовательно какую-то единую тему, например, дружбу или красоту.

  1. Что общего между музыкой и литературой?
  2. Что стало бы с музыкой без литературы?
  3. А возможна ли литература без музыки?
  4. Являются ли музыка и литература соперниками?

Важно, чтобы ученики аргументировали свои ответы, подтверждали теми или иными фактами, примерами.

Разделившись заранее по группам, ученики к занятию готовят свои варианты компиляций из известных песен (кинофильмов, мультипликационных фильмов). На уроке группы представляют свои проекты, затем в совместном обсуждении происходит выбор наилучших вариантов. В конце защиты проекта оцениваются содержательность, логика подбора и исполнение песен.

Таким образом, общая цель проектного подхода на уроках музыки состоит в том, чтобы вовлечь ученика в образовательный процесс, создать такие условия, когда он сам захочет активно и творчески искать информацию по теме в различных справочных источниках.

Дети учатся использовать приобретенные знания на практике, развивают коммуникативные навыки, навыки презентации.

Объёмы, способы и темы выступлений различны и зависят от количества времени и объёма пройденного материала.

Подобный тип работы позволяет закрепить изученные темы, сделать акцент на чём-то важном для обучения, заинтересовать учеников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале рассматриваются цели и задачи уроков музыки в современном образовательном процессе, описаны современные подходы к использованию метода проектов на уроках музыки.

Метод проектов на уроках музыки.

Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень. Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность.

Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка, она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.

Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.

Поэтапная разработка проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов практику преподавания музыки:

- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

- тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

-проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

• во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Методологические характеристики:

Проблема– вопрос или комплекс вопросов

Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

Цель – запланированный результат.

Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Методы – как решать задачи, проводить исследование.

Гипотеза – предположение, требующее доказательств.

Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.

Объект – что исследуется.

Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.

Параметры внешней оценки проекта:

- значимость и актуальность темы;

- корректность используемых методов;

- активность каждого участника проекта;

- коллективный характер принимаемых решений;

- характер общения и взаимопомощи;

- глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

- эстетика оформления результатов;

- умение отвечать на вопросы оппонентов.

Работы рецензируются по следующим критериям:

- Актуальность поставленной цели.

- Новизна решаемой задачи.

- Оригинальность методов решения задачи, исследования.

- Новизна полученных результатов.

- Уровень проработанности исследования.

- Изложение доклада и эрудированность автора.

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

По признаку предметно-содержательной области:

- монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)

- межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)

По количеству участников проекта:

По продолжительности проекта:

По результатам:

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Наиболее полно и широко применяю проектный метод в классах, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Проектный метод использую, как на уроках в рамках программного материала, так и во внеурочной деятельности.

В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне владения способами действия. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала, расширяющие для ребенка ареал применения способа.

Тип проекта: творческий

Планируемый результат: исполнение песни во время демонстрации презентации выполненной детьми.

Цель: Создание презентации (рисунков) к песни.

Тип проекта: творческий.

Планируемый результат: ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.

Цель: Создание группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в классе путём исследования окружающего пространства, применяя на практике свойства предметов для извлечения звуков.

Изготовление шумовых инструментов, подготовка инструкций, как другим ребятам можно сделать такие же инструменты.

Развитие исследовательских, коммуникативных, презентационных, артистических, творческих навыков, музыкальных способностей.

Развитие внимания, мышления, творческих способностей, представлений об окружающем мире.

Работа над проектом.

Сразу определяется алгоритм работы:

Исследовать всё в доме и на улице, что может издавать необычные шумовые звуки, при недостатке идей обратиться в библиотеку.

Пользуясь этими исследованиями, попытаться смастерить шумовой инструмент.

При затруднении можно обратиться к родителям или учителю для помощи.

Описать, как и из чего можно изготовить такой же инструмент.

Рассказать о своём инструменте на уроке ребятам и показать, как он звучит, используя известную песню.

Тип проекта: творческий

Цель и содержание: проект нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка и т. д.)

Продукт: стенгазета с музыкальными загадками к предметной неделе.

Задачи проекта: разработка и составление музыкальных загадок, оформление лучших из них в общую классную стенгазету для участия в конкурсе стенгазет по музыке.

Материалы: справочные издания, учебники по музыке, 4 листа ватмана, оформительские наборы.

Тип проекта: творческий

Цель: познакомится с русскими народными инструментами.

Тип проекта: творческий

Педагогические задачи проекта: развитие художественно-эстетических творческих способностей младших школьников, формирование коммуникативных умений, навыков ролевого группового взаимодействия, воспитание интереса, увлеченности и деятельностного отношения к музыке.

Роли: Авторы, Художники-оформители, Руководитель проекта.

Ваша задача разработать, сочинить и оформить сказки, в которых музыка бы играла главную роль и помогала героям сказки в жизни. Решите, о чем вы хотите рассказать в своей сказке, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на листе задания.

Тип проекта: творческий

Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой.

Педагогические задачи проекта: развитие художественно-эстетических творческих способностей школьников, формирование коммуникативных умений, навыков ролевого группового взаимодействия, воспитание интереса, увлеченности и деятельностного отношения к музыке.

Готовясь к проектному уроку, дети готовят ответы на учебные вопросы по группам:

Что роднит музыку с литературой?

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы?

На этом этапе дети учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации.

На уроке используя полученные знания, дети, находят ответы на проблемные вопросы:

Что стало бы с литературой, если б не было музыки?

Соперники или друзья музыка и литература?

Ответы на учебные и проблемные вопросы помогают ребятам ответить на главный основополагающий вопрос урока: Можно ли провести точную грань между искусствами: музыка и литература?

К концу урока учащиеся каждой группы представляют свой музыкальный проект: Попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов. Каждый такой проект должен быть не просто набором куплетов, но и иметь общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и т. д. На уроке каждая группа представляет свою работу, другие участники выбирают самый удачный, при этом оцениваются содержательность, смысловая последовательность куплетов и эмоциональное исполнение.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (в том числе и в Интернете); учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения, мышление). Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы.

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету.

Таким образом, уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

Искусство возникло раньше наук. Издревле человек стремился к прекрасному, воплощая свои мысли и эмоции в произведениях искусства.

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал.

Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
-личностно ориентирована;
-характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
-позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
-позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
-приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами:

предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование

исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру:

мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.

Необходимо через различные формы организации: урок, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Результатом метода проектов могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.

В основу урока должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства, видит в них не только средство получить оценку, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

тематика музыкального проекта должна быть актуальной

проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации

необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

-формируются группы, где перед каждым стоит своя задача

-распределяются обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. социальных групп.

3. Выполнение проекта.

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

3.Сценарные проекты — сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

Вывод: Проект всегда дает возможность ученику учиться самому, учиться действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства, помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно — исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей.

В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал.

Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания.

Проект может выполняться и представляться в различных формах: презентация, устный рассказ, подготовка и показ видеоролика

Участвовать в создании проекта могут не более 3-х человек, при этом работа должна быть достаточно информативной

Представлять свои проектные работы на суд зрителей в обязательном порядке.

Государственная филармония Кузбасса и ее коллективы

Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса и дирижеры, которые им руководили.

Оркестр народных инструментов

Театр музыкальной комедии

Дворцы культуры и коллективы, которые при них существуют.

Музыкальные школы, так как без воспитания подрастающего поколения, музыкальная культура не может развиваться.

Результатом данного вида проектной деятельности учащихся на уроках музыки стал сборник работ учащихся, записанный на компакт – диск и хранящийся в школьной библиотеке. Также было принято решение делать ежегодно записи работ учащихся, с указанием года, в котором были созданы данные проекты. Такое решение было предложено самими учащимися, что дает возможность судить о положительной оценке большинством из них своей собственной работы с информацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая программа предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. В настоящее время уроки музыки нужно выводить на новый уровень.

Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.

Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.

Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности.

В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты, хотя, скорее, это просто творческие задания. Эти микропроекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность, хотя и способствуют ее появлению в дальнейшем.

Именно использование микропроектов позволяет индивидуализировать ситуацию обучения. Функция проектов в начальной школе – не столько сформировать какие-то новые способности, сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее, - инициативности, которая возникла исходно в игре, воображению, свободе.

В старшей школе происходит обратное - проектная деятельность становится средством управления своим поведением в учебной работе.

При организации проектной деятельности школьников педагог работает проектно. Именно педагог видит образовательные цели того, что происходит, именно он предлагает способы работы. Именно он организует внешнюю ситуацию презентации итогового продукта. Таким образом, деятельность педагога является проектной. Можно разделить деятельность педагога на собственно проектную и деятельность управления.

Школьный проект имеет следующую структуру:

1.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

- планирование учителем проекта в рамках тем программы,

- выдвижение идеи учителем на уроке,

- обсуждение идеи обучающимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.

2. Организация работы:

- формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов,

- распределение заданий в микрогруппах,

- практическая деятельность обучающихся в рамках проекта.

3. Завершающий этап:

- промежуточный контроль (при длительном проекте),

- обсуждение способа оформления проекта,

- презентация результатов проектов,

- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

4. Этап практического использования результатов проекта.

Проекты могут делиться и по числу участников – групповые, индивидуальные. По типу руководства проект может быть осуществлен под непосредственным руководством педагога или с выделением точек контроля, которые предъявляются как оказание консультационной помощи. В любом случае проект управляется педагогом.

В формировании коммуникативной компетентности существует преемственность: сформированные в начальной школе компоненты поддерживаются в основной, на их основе формируется более сложные формы, этот процесс продолжается в основной и старшей школе. В школе вводятся новые стандарты обучения и преимущество приходиться отдавать даже не проектам, а некоторым заданиям со свободным пространством для действия. Проект может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом, но он никак не может превращаться в упражнение. Вот здесь и проходит граница между развивающим проектом и просто еще одной формой традиционной учебной работы.

При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Признаком сформированности учебно-практической самостоятельности является не просто участие в проектной деятельности, а именно выполнение, завершение проекта - пусть короткого, локального, узкопредметного.

Применение проектно- исследовательской деятельности на уроках музыки.

В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне владения способами действия. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала, расширяющие для ребенка ареал применения способа. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, музыкальные игры, произведения музыкального искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) являются: выставки рисунков, газеты, шумовые инструменты, праздники, музыкальные иллюстрации, сказки. Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Краткое содержание проекта:

2.Дать определение оркестра

3.Обогащать знания детей о свойствах и особенностях групп симфонического оркестра.

4.Рассказать легенды о происхождении музыкальных инструментов.

5.Обогатить словарь детей музыкальными терминами.

6.Познакомить с расположением симфонического оркестра.

7.Расширять музыкальные впечатления детей.

8.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

1.Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.

2.Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.

3.Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

4.Вовлечение детей каждого ребенка в творческую деятельность.

5.Формирование у детей представления о разнообразии музыкальных инструментов.

Главным результатом всех проектов является: развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной, владеющей музыкальными навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно- исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большойс использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

Использованная литература:

1. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. -288 с.

Читайте также: