Негосударственные центры бесплатной юридической помощи доклад

Обновлено: 14.06.2024

1. В целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

2. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица - некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может не являться юридическим лицом.

3. Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы:

1) помещение, в котором будет осуществляться прием граждан;

2) лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные, в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору, осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре бесплатной юридической помощи.

4. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

5. Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.

6. При оказании бесплатной юридической помощи в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

7. В случае, если негосударственным центром бесплатной юридической помощи не определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, за оказанием бесплатной юридической помощи в этот центр имеют право обращаться граждане, указанные в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

8. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители должны информировать граждан о вопросах, по которым в этом центре оказывается бесплатная юридическая помощь.

9. Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие такую помощь, негосударственный центр бесплатной юридической помощи и (или) учредители такого центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Оказание бесплатной юридической помощи в Российской Федерации как актуальная проблема современности


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что большинство граждан Российской Федерации ввиду затяжного финансового кризиса и отсутствия постоянного источника средств к существованию объективно не могут получать качественные возмездные юридические услуги, тем самым обеспечить защиту своих прав и законных интересов.

Цель исследования – изучить особенности и проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

изучить понятие и основные принципы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации;

проанализировать правовую основу оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации;

определить категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи;

рассмотреть субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

выявить особенности и проблемы обеспечения прав граждан на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации;

предложить меры совершенствования системы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Теоретической основой исследования выступают фундаментальные теоретические положения конституционного права, гражданского права, уголовного права, административного права, трудового права, права социального обеспечения, а также общей теории государства и права. Прежде всего, это работы таких ученых, как: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, М.И. Байтин, П.П. Баранов, И.Н. Барциц, H.A. Богданова, H.A. Боброва, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, А.Я. Гришко, В.Е. Гулиев, Ю.А. Дмитриев, Т.Д. Зражевскай, В.Т. Кабышев, А.Н. Кокотов, Е.В. Колесников, Е.И. Козлова, И.А. Кравец, В.И. Крусс, В.А. Кряжков, O.E. Кутафин, В.В. Лазерев, В.А. Лебедев, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин и другие.

Методологическую основу исследования составили современные общенаучные методы познания: диалектический метод, индукция, дедукция, обобщение, анализ, синтез, а также специально-юридические: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический, метод анализа документов.

Эмпирическая основа работы включает в себя статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики.

Настоящая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

РАЗДЕЛ 1. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Малоимущие граждане, а именно: граждане, среднедушевой доход семей, которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума.

Документами, подтверждающими принадлежность гражданина к данной категории граждан, является справка органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, о среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина).

Также к рассматриваемым категориям относятся Ветераны Великой Отечественной войны; Герои Российской Федерации; Герои Советского Союза; Герои Социалистического Труда.

В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи право на получение имеют также дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

Документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут являться: свидетельство о смерти родителей; решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими; справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители; медицинское заключение о состоянии здоровья родителей, выданное медицинской организацией; решение суда об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей; справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено.

Согласно положениям ст. 12 вышеуказанного закона закреплены права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Согласно указанной статье граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с вышеуказанным законом. К гражданам пожилого возраста ст. 5 отнесены женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет.

Документом, подтверждающим принадлежность гражданина к данной категории, может являться справка, выданная стационарным учреждением социального обслуживания, о проживании гражданина пожилого возраста или инвалида в стационарном учреждении социального обслуживания.

РАЗДЕЛ 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство юстиции Российской Федерации с 2011 года приложило много усилий по организации и развитию бесплатной юридической помощи для определенных категорий населения. Однако в процессе этой работы были, на наш взгляд, допущены методические ошибки. В частности, за основу была принята финская модель, что в условиях размеров нашей страны было ошибкой. В 2011 году уже были достаточно развиты в России и телефония, и интернет, поэтому необходимо было строить межрегиональные центры оказания юридических услуг на основе современных технологий, что позволило бы существенно поднять уровень оказания услуг при значительно меньших затратах. Вместо этого пошли по пути создания региональных юридических бюро, которые на сегодняшний день созданы практически во всех субъектах России, что мы считаем существенной ошибкой, так как финская модель государственных юридических услуг устарела и не позволяет донести услугу до отдаленных мест проживания российских граждан.

В Московской области в 2014 году оказано 174 случая бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) и затрачено бюджетных средств 98.926.000 рублей, то есть 1 случай помощи обошелся более чем в 52.000 рублей. В то же время есть субъекты Российской Федерации, где бюджетное финансирование на 1 случай БЮП составляет менее 400 рублей (Пензенская область, 27.046 случаев оказания БЮП), в основном же в большинстве регионов на один случай БЮП бюджетное финансирование составляет 3-5 тысяч рублей. В Республике Башкортостан – от 300 до 1500 рублей в зависимости от вида оказываемой услуги. [32, с. 177].

Во многих субъектах Российской Федерации, как было отмечено выше, невелика степень осведомленности населения о системе бесплатной юридической помощи.

Учитывая региональные особенности отдельных территорий, многие проживающие там граждане просто не знают, что бесплатная юридическая помощь существует, что ее можно получить в юридических клиниках и некоммерческих организациях, и что она может быть качественной.

Для ликвидации этой серьезной проблемы в сфере информирования населения о бесплатной юридической помощи нужно прилагать существенные усилия. Необходимо разработать систему, правового просвещения населения путем проведения именно адресной работы с выделением целевых групп. Значительную помощь в информировании граждан может оказать и информационно-разъяснительная работа посредством электронного ресурса.

Кроме того, переориентация работы по БЮП на другую технологическую модель работы – оказание БЮП по интернету и телефону – расширила бы и осведомленность граждан, и круг лиц, которым оказывается БЮП, и удельная себестоимость БЮП существенно бы снизилась.

По нашему мнению, в стране достаточно восьми центров БЮП по числу федеральных округов, оснащенных современной компьютерной техникой и специальным программным обеспечением.

Другая проблема, связанная с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи, связана с механизмом определения права гражданина на получение бесплатной юридической помощи, особенно в отношении малоимущих граждан. В ходе проводимого мониторинга по всем субъектам Российской Федерации выявлены существенные недостатки, свидетельствующие о крайне низком коэффициенте доступности юридической помощи для малоимущих граждан на территории Российской Федерации.

Из общего числа граждан (148.169.166 чел.), проживающих на территории России, 17,88% (26.491.701 чел.) имеют право на получение бесплатной юридической помощи, из них 49,12% (13.013.474 чел.) отнесены к категории малоимущих граждан. В 77 субъектах Российской Федерации процент оказанной бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам составляет менее 1% общего количества малоимущих граждан, проживающих в регионе. У граждан зачастую отсутствуют документы, подтверждающие их принадлежность к категориям, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи; сбор необходимых документов затруднителен и длителен, так как, к примеру, процедура признания граждан малоимущими подразумевает представление в орган социальной защиты населения перечня документов, свидетельствующих о наличии у него этого права, на сбор которых требуется длительное время [21, с. 54].

В ряде регионов, где основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, возникают определенные трудности, связанные со сложностью подготовки адвокатами отчетов для получения оплаты труда за оказанную помощь и получении компенсации понесенных расходов.

Кроме большого количества документов, необходимых для формирования отчетности, к таким проблемам относятся трудности подтверждения участия в судебных заседаниях, если рассмотрение дела не окончено, трудности подтверждения представления гражданина в государственных и муниципальных органах, проблема длительных сроков, установленных региональным законодательством для возмещения расходов.

Закон в ст. 8 закрепил положения, устанавливающие квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. В данной статье сказано, что все виды юридической помощи может осуществлять субъект, имеющий высшее юридическое образование. Думается, что одного требования, отражающего качество предоставления бесплатной юридической помощи мало для реализации в полном объеме конституционного права на предоставление бесплатной юридической помощи.

Создается много препятствий для получения бесплатной юридической помощи категориями граждан, которые определены в ст. 20 закона. Эти препятствия обусловлены временем сбора и предоставления различных документов для доказывания той или иной категории (например, малоимущим гражданам). Целесообразно решить существующие проблемы следующим образом.

В-третьих, представляется целесообразным ввести единый для РФ порядок регистрации малоимущих граждан в органах социального обеспечения населения с получением соответствующего документа, который при его представлении обязывал бы субъекта государственной системы бесплатной юридической помощи оказать данному гражданину бесплатную юридическую помощь. Данный порядок позволит дебюрократизировать существующие в субъектах РФ правила документального подтверждения малоимущего статуса гражданина, нуждающегося в получении юридической помощи бесплатно.

Оказание бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы формируется на добровольной основе и включает в себя: юридические клиники, созданные образовательными учреждениями высшего образования и негосударственные центры, созданные некоммерческими организациями и профессиональными объединениями юристов.

Таким образом, существующие проблемы в сфере бесплатного оказания юридических услуг требуют оперативного вмешательства законодателей и органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне для правового регулирования и обеспечения реализации конституционного права граждан Российской Федерации на бесплатную юридическую помощь.

Полноценное развитие института бесплатной юридической помощи требует принятия ряда комплексных мер, в частности, безотлагательного упрощения порядка подтверждения статуса гражданина, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи.

С учетом того, что, по данным Всероссийского центра уровня жизни по состоянию на 01 июля 2017 года примерно 42 % жителей страны находятся за чертой бедности, при этом право на получение бесплатной юридической помощи из-за множества нарушений права граждан становится все более востребованным.

Квалифицированная юридическая помощь открыта для всех, но не каждый может себе ее позволить. Определенные категории граждан, а именно, малоимущие, инвалиды I и II группы, ветераны, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и иные лица, определяемы федеральными законами и законами субъектов РФ, имеют право на получение бесплатной юридической помощи, что обеспечивает конституционное право, закрепленное в ч. 1. ст. 48 Конституции РФ.

В-третьих, представляется целесообразным ввести единый для РФ порядок регистрации малоимущих граждан в органах социального обеспечения населения с получением соответствующего документа, который при его представлении обязывал бы субъекта государственной системы бесплатной юридической помощи оказать данному гражданину бесплатную юридическую помощь. Данный порядок позволит дебюрократизировать существующие в субъектах РФ правила документального подтверждения малоимущего статуса гражданина, нуждающегося в получении юридической помощи бесплатно.

Таким образом, поставленные в ходе данного исследования задачи выполнены, а цель – изучить особенности и проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты и иные официальные документы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25.12.1993. – № 237.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 23.05.2018) // Российская газета. – 13.03.1993. – № 49.

Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Состояние и проблемы оказания бесплатной юридической помощи населению // Мониторинг правоприменения. – 2015. – №4(13). – С.52-58.

Бугрова В.Р. Бесплатная юридическая помощь: теория и практика // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – №2. – С. 76-84.

Васильев В.И. Муниципальное право России. – М.: Юстицинформ, 2014. – 464 с.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2014. – 607 с.

Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор. – М.: Юрайт, 2015. – 418 с.

Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. – М.: Юрайт, 2016. – 472 с.

Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2014. – 464 c.

Гусов К.Н. Трудовое право России: учебник. – М.: Юристъ, 2015. – 480 с.

Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Норма, 2015. – 1040 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2016. – 588 с.

Кони А.Ф. Закон и справедливость. Судебные речи и статьи. – М.: Эксмо, 2015. – 640 c.

Крутер М.С. Оказание бесплатной юридической помощи населению: проблемы и перспективы // Вестник РУДН. – 2017. – № 3. – С. 176-181.

Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2016. – 652 с.

Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. – М.: Городец, 2015. – 208 с.

Некрасов Н.И. Конституционное право: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 176 с.

Остапенко А.С. Принципы оказания бесплатной юридической помощи // Актуальные проблемы Российского права. – 2015. – №7. – С. 37-44.

Плетень А.С. Реализация конституционного права граждан на получение юридической помощи бесплатно посредством обращения в государственные юридические бюро // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 7. – С. 12-16.

Печерский В.В. Юридическая помощь и юридическая услуга: формирование и сравнение понятий // Вопросы адвокатуры. – 2015. – № 1. – С. 50-59.

Рождествина А.А. Право социального обеспечения. – М.: Дана. 2015. – 487 с.

Стрекозов В.Г. Конституционное право. – М.: Юрайт. 2016. – 316 с.

Тучкова Э. Право социального обеспечения России. – М.: Проспект, 2014. – 462 с.

Шаров Г.К. Адвокатура на рынке юридических услуг // Вестник Федеральной палаты адвокатов России. – 2016. – № 3. – С. 45-49.

Шайхатдина В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 351 с.


Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально ориентированная экономика, целью которой выступает удовлетворение потребностей человека в материальных и духовных благах, социальное развитие становятся приоритетом государственного строительства страны в ближайшей перспективе. Гарантии социальной защиты граждан находятся в сфере этих приоритетов, что находит отражение в законодательстве, развивающем положения Конституции РФ [1, ст.7].

В нормах данного закона нашло свое начало обеспечение доступа к юридической помощи. Концептуальная идея Закона о БЮП заключается в создании правовых условий для формирования в Российской Федерации эффективной государственной системы оказания бесплатной юридическойпомощи малоимущим гражданам, а также иным категориям граждан [6].

На сегодняшний день бесплатная юридическая помощь оказываться в рамках двух систем — государственной и негосударственной, поскольку эта сфера находится в совместном ведении Российской Федерации и регионов.

В рамках данного Закона также определены виды и основные принципы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь ограниченного характера — в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию положений Федерального закона одним из двух возможных путей: созданием государственных юридических бюро и непосредственным привлечением к этой работе адвокатов. При этом сами субъекты осуществляют финансирование такой деятельности и самостоятельно определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов исходя из своих финансовых возможностей.

К тому же, участие адвокатов в государственной системе оказания бесплатной юридической помощи осуществляется на добровольной основе. Адвокат заключает с гражданином договор об оказании бесплатной юридической помощи и проверяет наличие документов, подтверждающих право гражданина на ее получение [11].

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в государственной системе бесплатной юридической помощи участвуют только адвокаты. При этом их численность в системе — 265 человек, т. е. 46,5 % от общего количества адвокатов в округе. Количество граждан, обратившихся к адвокатам за бесплатной юридической помощью за 2014 год, составляет 1905 человек. Финансирование в региональном бюджете предусмотрено в размере 7,7 млн. руб., фактически выплачено адвокатам 6,43 млн. руб. (83,4 %).

Взаимодействие адвокатов и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам наглядно показывает взаимную заинтересованность в эффективной реализацииЗакона о БЮП в регионе [10]. Безусловно, адвокатура рассматривается как неотъемлемый элемент гражданского общества, что отражается на востребованности данного института в системе юридической помощи [7].

В действующем законодательстве появление нотариата как структуры, участвующей в оказании бесплатной юридической помощи, впервые стало возможным только в рамках Закона о БЮП. В соответствии со статьей 19 Закона нотариусы действуют в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывают ее гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий. Соответственно перечень нотариальных действий определяется в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, определивших конкретные функции нотариусов [3].

Стоит заметить, что деятельность нотариуса не относится к правовой деятельности, т. е. к деятельности по оказанию правовых услуг. Нотариус выступает как лицо, уполномоченное действовать в интересах государства. Обращаясь к нотариусу для нотариального удостоверения договора, его стороны имеют в виду интерес не в правовой помощи, а в необходимости застраховать сделку от каких-либо неблагоприятных юридических последствий [5].

Что же касается оказания бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы, то она формируется на добровольной основе и включает в себя: юридические клиники, созданные образовательными учреждениями высшего профессионального образования и негосударственные центры, созданные некоммерческими организациями и профессиональными объединениями юристов [2, ст.22].

Юридические клиники созданы и действуют во всех ведущих вузах России. Бесплатная помощь в этом случае оказывается коллективом, состоящим из преподавателей и студентов учебного заведения. В настоящее время большое количество юридических клиник оказывает бесплатную юридическую помощь всем категориям населения.

Следует помнить, что адвокат или нотариус не вправе отказывать в правовой помощи лицу, имеющему право на ее бесплатное получение в соответствии с законом, в отличие от частнопрактикующих юристов [4, с. 254].

На сегодняшний день в законодательстве представлен достаточно широкий перечень нормативных актов, закрепляющих право на бесплатную юридическую помощь, которая предусмотрена лишь для некоторых социально слабо защищенных категорий граждан.

На наш взгляд, важным вопросом, сдерживающим использование бесплатных правовых ресурсов, является закрепленная в Законе о БЮП обязанность гражданина доказать наличие оснований для получения бесплатной юридической помощи по гражданскому делу. Подтверждает это требование Закона обязанность для граждан представить документальное подтверждение статуса лица, имеющего право на бесплатную юридическую помощь. Тем самым перед получением юридической помощи гражданин должен представить перечень необходимых документов, свидетельствующих о наличии у него этого права. Данный административный барьер может быть преодолен только благодаря усилиям самого гражданина, для которого по результатам сбора всех требуемых документов может уже отпасть сама необходимость в юридической помощи.

В тоже время, перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев ее оказания могут быть расширены нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Перспективными задачами в 2015 году в сфере бесплатной юридической помощи в обеспечении граждан бесплатной юридической помощью являются [10]:

 совершенствование регионального законодательства по реализации Федерального закона;

 методическое обеспечение деятельности участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

 активизация работы по развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Таким образом, бесплатная юридическая помощь, безусловно, предполагает организацию ее оказания с использованием государственных и частных ресурсов.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что построение системы бесплатной юридической помощи исключительно на государственной основе представляется малоэффективным, поскольку решение проблемы правовой защиты населения возможно в комплексном варианте, с привлечением всех общественных институтов. Поэтому вполне оправданно предоставление юридической помощи, как на государственном, так и негосударственном уровне, в том числе на общественных началах. Собственно, подобное видение организации правозащитной деятельности нашло отражение непосредственно в законе, где наряду с государственной системой в рамках решения задач правовой помощи представлена и негосударственная система в виде юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи.

До окончательного формирования системы нормативного регулирования предоставления гражданам бесплатной юридической помощи следует ожидать принятия ряда нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня.

Основные термины (генерируются автоматически): бесплатная юридическая помощь, Российская Федерация, негосударственная система, юридическая помощь, гражданин, оказание, государственная система, правовая помощь, добровольная основа, Ханты-Мансийский автономный округ.

Похожие статьи

Проблемы толкования понятия квалифицированной юридической.

юридическая помощь, бесплатная юридическая помощь, Российская Федерация, квалифицированная юридическая помощь, гражданин, адвокатская деятельность, прожиточный минимум, оказание, Россия.

Сравнительный анализ законодательства, регулирующего.

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические

О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

Основные термины (генерируются автоматически): бесплатная юридическая помощь, юридическая.

Психологические особенности клиентов юридической клиники

бесплатная юридическая помощь, Российская Федерация, юридическая помощь, негосударственная система, гражданин, оказание, государственная система, правовая помощь, добровольная основа.

Оказание правовой помощи осужденным консультантами.

законами субъектов Российской Федерации (далее — бесплатная юридическая помощь); формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Государственное юридическое бюро или адвокатура?

Правовые основы оказания бесплатной юридической помощи. Таким образом, бесплатная юридическая помощь, безусловно, предполагает.

юридическая помощь, Российская Федерация, квалифицированная юридическая помощь, адвокат, Россия, лицо, адвокатская.

Понятие квалифицированной юридической помощи в уголовном.

юридическая помощь, Российская Федерация, квалифицированная юридическая помощь, адвокат, Россия, лицо, адвокатская деятельность, высшее юридическое образование, профессиональная. Правовые основы статуса и деятельности.

Квалифицированную юридическую помощь вам оказывают или.

юридическая помощь, Российская Федерация, квалифицированная юридическая помощь, адвокат, Россия, лицо

Правовые основы оказания бесплатной юридической помощи. Кирилловых А. А. Адвокатская деятельность: юридическая помощь через правовую услугу/А.

К проблеме системы субъектов оказания юридической помощи.

юридическая помощь, субъект оказания, круг субъектов оказания, деятельность, Российская Федерация, широкий подход, деятельность адвокатуры.

бесплатная юридическая помощь, юридическая помощь.

Закон определяет две системы бесплатной юридической помощи: первая — государственная и вторая — негосударственная. Государственная помощь будет оказываться гражданам за счет бюджетных денег.

15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", закрепивший право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной правовой поддержки.

Отношения, регламентируемые законом N 324-ФЗ, для России не новы. Напомним, возможность оказания бесплатной юридической помощи была закреплена еще законом об адвокатуре, где в статье № 26 устанавливается перечень льготных категорий граждан, имеющих право на ее получение. Более того, Правительством Российской Федерации были приняты постановления “О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам” (от 22.08.2005 № 534) и “О государственных юридических бюро” (от 03.12.2009 № 991), позволившие создать в регионах специализированные центры в целях оказания правовой помощи малоимущим гражданам.

Между тем, действующее до настоящего времени законодательство относилось к данному вопросу формально, без учета потребностей граждан и возможностей юридических работников, требований к ним, не предусматривая практически никаких гарантий для обеих сторон. Подобным же образом оставались неурегулированными вопросы достойного денежного вознаграждения адвокатов и компенсации расходов, связанных с предоставлением помощи.

Предмет закона

Ценность нового закона состоит в том, что он закрепляет доступность бесплатной юридической помощи для гораздо более широкой группы граждан, устанавливает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания соответствующих услуг,а также предъявляет жесткие требования к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

При этом теперь оказание бесплатной юридической помощи должно строиться на таких принципах, как объективность, беспристрастность, своевременность, равенство доступа граждан к получению помощи и обеспечение конфиденциальности при ее оказании.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов, государственное юридическое бюро, адвокаты и нотариусы. В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ вправе самостоятельно решать - учреждать ли им государственные юридические бюро или же привлекать для оказания бесплатной юридической помощи адвокатов. Они же призваны определять размер и порядок оплаты труда адвокатов и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Главными участниками государственной системы бесплатной помощи представлены государственные юридические бюро, являющиеся юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ, которые вправе оказывать все предусмотренные законом виды бесплатной юридической помощи. Обеспечение деятельности бюро возлагается на региональные власти. Только по предварительным данным консолидированный объем бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов в случае создания во всех субъектах государственных юридических бюро может составить 630,33437 млн. рублей. В свою очередь все государственные юридические бюро, созданные ранее, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации.

Закон выделяет несколько форм бесплатной юридической помощи. Бесплатная помощь может оказываться в виде правового консультирования в устной и письменной форме, путем составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также посредством представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Такую помощь могут оказывать исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование. Помимо этого, законами могут быть установлены и дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах и органах власти.

Одновременно закон определяет, что бесплатная юридическая помощь может оказываться гражданам не только в рамках государственной, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Участниками последней будут являться юридические клиники и негосударственные юридические центры.

Кому может быть оказана бесплатная юридическая помощь

Лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, закон делит на две большие категории. Во-первых, это граждане, которые вправе обратиться за помощью по любым вопросам, указанным в законе. Во-вторых, это лица с особым статусом,обусловленным возрастом, отношениями представительства и требованиями специальных законов.

Первую группу составляют, прежде всего, граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, и одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Также сюда относятся инвалиды 1-ой и 2-ой группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда.

Ко второй группе относятся дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, граждане, признанные судом недееспособными, а также законные представители указанных лиц.

Кроме того, рассчитывать на получение бесплатной помощи вправе граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, и законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

Законные представители вышеуказанных граждан имеют некоторые ограничения при осуществлении своих прав на бесплатную юридическую защиту. Так, например, представители несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы,и несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности,могут обратиться за помощью только по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних, за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве.

Стоит отметить, что перечень льготных категорий граждан по новым правилам может быть пересмотрен в сторону увеличения. Так, закон предоставляет субъектам РФ право принимать собственные законы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи путем расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, а такжедополнения перечня случаев оказания такой помощи.

Что касается негосударственных центров бесплатной юридической помощи, то категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются ими самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в первую очередь должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, здесь не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Устное и письменное консультирование, составление документации

Бесплатное правовое консультирование и составление заявлений, жалоб и ходатайств производится при заключенииуказанными в законе гражданами сделок с недвижимостью, признании прав на жилье, земельный участок, при защите прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг, признании гражданина безработным и установлении пособия по безработице, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца.

Также данный вид правовой поддержки может быть запрошен при отказе работодателя в заключении трудового договора, предоставлении мер социальной поддержки, установлении отцовства, взыскании алиментов, реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий, ограничении дееспособности, обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи, обжаловании во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Помимо этого, бесплатную помощь обязаны оказать в случаях назначения, перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем, а также при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Представительство в суде и государственных органах

Возможность представления в судах, государственных и муниципальных органах интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, поставлена в зависимость от того, являются ли данные гражданами истцами, или ответчиками. Так, закон определяет всего три группы споров, по которым могут быть бесплатно представлены интересы как истцов, так и ответчиков. Это споры о:

- расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав.

- признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения.

- признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Бесплатное представительство граждан, являющихся истцами и заявителями, осуществляется при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.

Отдельно государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, обязаны представлять интересы обратившихся к ним заявителей, если они являются гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией, или гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

Обращение за помощью и отказ в предоставлении бесплатной помощи

В целях получения юридической помощи граждане должны предоставить в бюро, или адвокатам определенный пакет документов. В него входят документ, удостоверяющий личность, заявление об оказании юридической помощи и справку о среднедушевом доходе семьи, которую можно получить в подразделениях государственного учреждения социальной защиты населения по месту жительства. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение помощи по другим основаниям, необходимо предоставить предусмотренные законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к соответствующим льготным категориям.

В свою очередь вопросы, которые могут быть разрешены в рамках бесплатной помощи, должны отвечать ряду критериев. Они должны иметь правовой характер, быть ранее неразрешенными вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Помимо этого, помощь может быть оказана только по вопросу, по которому не имеется принятого по спору между теми же сторонами решения третейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Одновременно закон детально регламентирует случаи возможного отказа в предоставлении юридической помощи, не допуская произвольного расширения их перечня. При этом если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Во-первых, юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин не соответствует требованиям, обозначенным самим законом, то есть является ненадлежащим заявителем. Во-вторых, в помощи отказывается, если гражданин обратился по вопросу, не имеющему правового характера, просит составить документ при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований, или просит представлять его интересы при наличии препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган.

Наконец, бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор уже обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов данного гражданина.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

Читайте также: