Доклад медиаобразование как средство формирования метапредметных предметных и личностных компетенций

Обновлено: 30.06.2024

Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления, обладают уникальными дидактическими возможностями. Все, что приобретено учащимся на начальном этапе формирования и становления его личности, сохраняется на всю жизнь. Это касается и умения критически мыслить и критически относиться к информации, которая его окружает и сопровождает. ИКТ на уроках истории позволяют обучающимся представлять информацию в различной форме (текст, графика, видео, аудио), активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, мобилизируют внимание учащихся, помогают воспроизводить и комментировать информацию, видеть реальное применение в жизни изучаемых процессов и явлений. На уроках истории целесообразно использование презентаций, исследований, проектов, кейс-технологий, защита творческих работ. В работе с презентациями на уроках гуманитарного цикла осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое мышление. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Мультимедийные презентации задействуют различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Активная роль на таком уроке принадлежит и учителю, и ученику. Основой урока является изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. Учащиеся активно участвуют в поиске материала. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельно на компьютере, учащиеся могут работать в группах и парах, обсуждать результаты своей работы. Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке. Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности, такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, медиаресурсами, с информацией на экране. 8 Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Большое значение на современном уроке имеет применение кейс- метода как варианта активного обучения на основе реальных ситуаций. Применение данного метода позволяет оптимально сочетать теорию и практику, позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками. В кейсе прослеживается процесс решения проблемы, и творческий процесс познания. По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В первом случае результатом является формулирование основной проблемы, формирование проблемного поля и оценка сложности. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в конкретной ситуации. Данный метод приемлем на уроках истории на этапе усвоения нового материала. Одним из современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска, использование которой обогащает возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. При использовании электронной интерактивной доски используются следующие виды образовательной деятельности: 1) работа с текстом и изображениями; 2) создание заметок с помощью электронных чернил; 3) сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в интернете или печати; 4) демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов; 5) демонстрация презентаций, созданных учащимися. 6) работа с историческими картами. Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока, вовлечь в него весь класс, позволяют всем учащимся проявить свои способности и активность на уроке. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Применение ИКТ в процессе преподавания истории приводит к следующим результатам: 1) повышается уровень наглядности на уроке; 2) развиваются межпредметные связи с основами информатики; 3) становится возможной организация проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя; 9 4) повышается мотивация учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности; 5) каждый учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем, организация изучения материала позволяет ему вживаться в роль исследователя; 6)повышается индивидуализация обучения, обеспечивается личностноориентированный подход. ИКТ, интегрированные в курс школьной программы, призваны выполнять уникальную функцию подготовки учащихся к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразовательной компетентности при изучении различных дисциплин, в том числе и истории. Интеграция информационных и коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс связана с развитием аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа, развитие способностей учащихся к восприятию, пониманию и анализу языка медиа, умений, учащихся создавать и распространять собственные медиапродукты. Одна из главных задач учителя заключается в том, чтобы научить учащихся выделять в огромном мире информации ценное, вечное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Документ – камера как средство развития предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.

Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей.

Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение.

Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными. Способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Компетенция – в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом и включает набор ЗУНов, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Метапредметные компетенции – это формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно или с помощью учителя определять учебную проблему и находить пути решения.

Формирование ИКТ-компетентности

умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию

умение набирать небольшие тексты на родном языке

умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов

умение сканировать рисунки и тексты

5.3. Обработка и поиск информации

умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования

умение использовать сменные носители (флэш-карты)

умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ

умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей

умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей

умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора

умение следовать основным правилам оформления текста

умение использовать полуавтоматический орфографический контроль

умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера

умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете

умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок)

умение заполнять учебные базы данных

умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.

умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера

умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация)

5.5. Планирование деятельности, управление и организация

умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий

умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения

Основные достоинства документ – камеры

Во-вторых , документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников.

В-третьих , появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, приносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога.

В-четвертых , устройство реально и существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока.

В-пятых , позволяет использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа.

При использовании камеры, наглядность изучаемого материала значительно возрастает

В первом классе одной из задач учителя является научить учащихся ориентироваться в учебниках, в прописях, в тетрадях. Дети должны уметь находить верхнюю и нижнюю рабочую строки, отступать определённое количество строчек, клеток, а для этого использую возможности документ – камеры, положив пособие под её объектив, страницы пособий мгновенно проецируются на экран интерактивной доски. Документ-камера помогает детям по показу учителя сориентироваться в задании учебника, позволяет вывести на экран любой рукописный текст, образец прописных букв и другой рукотворный материал, демонстрация которого требуется на уроке.
Динамические возможности документ-камеры позволяют демонстрировать прописывание букв, проверку и другие виды работы в онлайн-режиме.

На уроке русского языка удобно применять документ-камеру, например, при вставке пропущенных букв в слова, разбор слова по составу, работа с предложением и многое другое. В режиме реального времени через камеру проецируются все действия ученика. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД С одной стороны, эта деятельность имитирует традиционно устоявшуюся работу мелом на доске, с другой, мы применяем современные средства информационно-компьютерных технологий, что вызывает большой интерес к обучению

Иногда на уроке возникает необходимость динамического моделирования ( когда изучается состав слова, предложения и т.п.). Я предлагаю детям выйти к документ-камере и начать манипулировать приготовленными карточками.

Документ – камеру часто использую на этапе контроля знаний . Например, можно проверить самостоятельную работу, выполненную на уроке, причём лучше, если в роли проверяющего выступят сами ученики. Кладём тетрадь под объектив документ – камеры, и выполненная самостоятельная работа мгновенно проецируется на экран. Проверяющий ученик имеет возможность исправлять ошибки.

Использование документ – камеры на таких уроках, как ИЗО и технология, позволяет наглядно продемонстрировать этапы практической деятельности. Например, на уроках технологии это работа с тканью, работа по шаблону, работа с пластилином, с циркулем.

На уроках ИЗО документ – камера позволяет продемонстрировать технику рисования. Учитель выполняет работу в поле видимости камеры, а работа мгновенно проецируется на экран интерактивной доски, при этом мелкие детали, невидимые при обычном показе, становятся доступными для всех учащихся.

Основные направления использования:

Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке.

Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.

Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке.

Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.

При организации групповой работы всегда жалеешь, что нет возможности дать документ-камеру каждой группе, поэтому приходится выполнять задание в коробочке и аккуратно переносить его к документ камере для общего обсуждения.

Для фиксации времени можно использовать разные приемы, самые простые это положить перед собой часы и сообщать детям об остатке времени. Но эффективнее работает отчет времени на песочных часах, а если их еще поставить в зону документ-камеры и проецировать на большой экран, чтобы всем было хорошо видно остаток времени.

Выращивая растение из горошины, делали фотографии документ камерой два раза в день (утром и днем), а когда собрали видеоряд, оказалось, что растение не только растет, но и "кивает головой” солнышку. Вряд ли это открытие сделали бы дети, если просто наблюдали за растением и записывали.

предоставила нам документ-камера - почувствовать себя актерами-кукловодами. Организовать теневой театр можно и без громоздких занавесов. Вырезав фигурки из черного картона, прикрепляем к ним проволочки и начинаем действо. Два кукловода лихо управились с десятком объектов, зрители рукоплескали. Дети не только придумали сюжет, изготовили персонажей, но предложили технологию воплощения: перемещаем темные объекты на белом столе под документ-камерой, а проектор помогает проецировать все на большой экран.

Таким образом, документ-камера оказывается неоценимым помощником, который заставляет с новой стороны посмотреть на способы использования данного вида техники на уроках и внеурочных занятиях.

Использование документ-камеры позволяет формировать ИКТ-компетентность учащихся как важного элемента формирования УУД на ступени начального образования.

Анастасия Стрижень

Коллеги, добрый день. Я молодой специалист, но завуч принесла мне тему для выступления на педсовете. Руководствуясь тем, что у меня 4 класс.
Тема выступления "Методический арсенал методов, форм, и приёмов по формированию навыков контроля и оценки на уроках в начальной школе".
Может у кого из вас есть или было такое выступление.

Ольга Гайдукевич

Добрый вечер. Может у кого-нибудь есть доклад на Мо на тему: "Научно-методические журналы как средство информационной поддержки учителей начальных классов"

Анна Стреха

Здравствуйте, может у кого есть доклад на тему "Функциональные возможности учебных пособий для формирования компетенций, обеспечения образовательных результатов учебной деятельности"? Буду очень благодарна!

Елена Касач

Татьяна Зданович

Майя Рыбалко

Майя Рыбалко

..Вопросы методики преподавания учебных предметов на I ступени общего среднего образования в контексте рассматриваемой темы с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона

Майя Рыбалко

Валентина Машковская

Ирина Слюнькова

Наталья Юрасова

Елена Тимошенко

Инна Карлюк (турко)

Здравствуйте, может кто уже проводил 2-ое заседание ШМО начальных классов? Поделитесь, пожалуйста, планом и протоколом. Заранее спасибо!

Кристина Крупенько

Ольга Блохина

Здравствуйте. Может у кого есть доклад на тему "Методы и приемы формирования читательских навыков младших школьников"?
Буду очень благодарна


Да, время покажет, кто из них был прав. Чтобы правильно воспринимать всю информацию, современному человеку необходимо ориентироваться в этом потоке. Отсюда возрастает роль дальнейшего развития процесса медиаобразования в формировании личности учащихся.

Медиаобразование – это возможность развития творчества как для учителей, так и для учащихся. Оно делает процесс обучение более эффективным и увлекательным. На данном этапе школа должна стать тем притягательным объектом, где ученик получит не только набор знаний, а научится ориентироваться и выстраивать свою жизнь в современном информационном пространстве. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях; к правильному пониманию большого объёма информации; научить человека понимать её; осознавать последствия её воздействия на психику; осваивать способы общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Знания того, как функционируют медиа, как мы взаимодействуем с ними, как мы можем использовать их с максимальной пользой для себя, становятся необходимым компонентом компетентности современного человека. Остановлюсь на некоторых современных технологиях, которые активно использую в своей педагогической деятельности:

1. Метод проектов использую на уроках окружающего мира, математике, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства. Имея дома свободный доступ в Интернет, ребенок получает возможность участвовать в сетевых проектах, извлекает полезную информацию, может проявить социальную активность.



2. Здоровьесберегающая технология (сохранение физического и психического здоровья ребёнка) – физминутки, совместные спортивные праздники, походы, выпуски газет, классные часы и мероприятия, направленные на охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни.


Разговор о правильном питании


4. Технология КТД – коллективных творческих дел (И.П. Иванова). Это эффективный метод воспитания и развития учащихся. Он основан на коллективной деятельности, активности, положительных эмоциях. Игровые технологии использую также при проведении классных часов, семейных праздников, новогодних представлений, проводов зимы, 8 Марта, 23 февраля, Дня Матери.


Встреча Нового года


7. Разнообразные формы внеучебной деятельности с использованием средств медиаобразования могут быть организованы по окончании учебных занятий, в период каникул, с привлечением центров детского творчества, Городского Центра истории Новосибирской книги. В современном мире невозможно представить проведение воспитательных и внеклассных мероприятий без мультимедийных технологий. Все мероприятия, на которых удаётся использовать мультимедийный проектор, музыку, проходят на высоком уровне и очень нравятся ребятам. Главное при подготовке – организовать найденный материал: сделать наглядным, понятным, интересным.


На зимних каникулах



Посвящение в первоклассники. Визитка класса





Вся эта работа даёт свои положительные результаты.


Медиаобразование легко входит в учебно-воспитательный процесс. Оно позволяет организовать работу с информацией и на стадии приобретения знаний, и на стадии переработки и передачи. При этом по максимуму задействовать все органы чувств ребенка, а это способствует повышению качества образования и воспитания за счёт формирования гармонично развитой личности учащихся.

Комментарии

Ушакова Юлия опубликовано 18:12 7.11.2018

Очень понравилась статья. Сразу видно, человек с душой относится к своему делу. Жаль, немного у нас таких учителей. Я как мама третьеклассника многое взяла на заметку. Особенно понравилось про кино и мультфильмы. С удовольствием смотрим и обсуждаем с ребенком. Четко, доступно и интересно. Спасибо, Елена Михайловна!

Марина Седова опубликовано 13:28 19.11.2018

Очень верный подход.Превратить учебу в увлекательный процесс это важно.Постоянное участие в различных конкурсах,олимпиадах и интересных проектах развивает и обогащает.Мы,как родители стараемся как можно больше помогать детям мотивировать их активную школьную и учебную деятельность.

Татьяна опубликовано 20:53 26.11.2018

Кто будет первым учителем ребёнка -такой вопрос задаёт себе каждый родитель, когда в первый раз приводит ребёнка в школу. Появится ли у ребёнка желание посещать школу, получать новые знания, желание общаться с одноклассниками? Благодаря Васильевой Елене Михайловне и её методам работы оба моих ребёнка делали это с удовольствием! Спасибо Вам огромное за разностороннее воспитание наших детей!

Логинова Ольга. опубликовано 10:42 6.12.2018

Мой ребенок уже в 7 классе, но до сих пор вспоминает смешные моменты при подготовке сценок, а поездка на конкурс чтецов была настоящим СОБЫТИЕМ! Честь и хвала учителю , вкладывающему душу в наших детей.

Читайте также: