Доклад маргиналы в социальной структуре российского общества

Обновлено: 02.07.2024

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

Маргиналы в чоциальной структуре российского общества.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Маргиналы в социальной структуре российского общества

Выполнил студент:

Анищенко Никита Евгеньевич

Мкртчян Елена Рафаеловна

Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества…………6

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности

или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям

(национальным, классовым, культурным).

Маргинальный человек (от лат.Margo – край) – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее

промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо

социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала — человек, пришедший из

села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы

деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена.

Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в

духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи

в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных

и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей

экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым

условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой.

маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса, человек

теряет его субъективные признаки, психологически деклассируется. Ведь

деклассирование — понятие прежде всего социально-психологическое, хотя и

имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является

прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы пролетариата

безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет психологию класса и

прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы, но есть

деклассированные представители рабочих, колхозников интеллигенции,

управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак? Прежде всего— в

отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Профессионал не

унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при отсутствии материальных

стимулов настоящий рабочий не сможет работать плохо — скорее он откажется

работать вообще! Физическая невозможность халтурить отличает кадрового

рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и интеллигента) от

деклассированного бракодела и летуна.

В данной работе будет рассмотрена роль маргиналов в формировании социальной

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они

были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и

использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной

ситуации при характеристике "личности на рубеже культур"

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к

тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую

подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей

(социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение

термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения

пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым

социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в

городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном)

варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов

в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации

(негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности

консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты

деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода

маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с

отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей

мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие

типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в

открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное,

восходящее движение, а маргинальность носит приходящий, временный характер. В

обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и

масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах

переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы

маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри

Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо учитывать

следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и

после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и

воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной, искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности

следует говорить применительно к процессам экономического, социального или

культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в

виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных

элементов – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком

обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются

периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом

и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а

маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным

явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости,

"зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в

результате сознательно проводимой властью политики искусственной

маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или

ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в

дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в

отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто

подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным

признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация

коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на

противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались

режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не

имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с

1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы,

как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и

призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение –

аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким

образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе

колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим

элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже

экономических проблем (создание системы принудительного труда).

Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых рассматриваются

проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века.

Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса изложена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на

На настоящем этапе развития российского общества концепция маргинальнсти становится одной из признанных исследовательских теоретических моделей, которая может быть использована в таких направлениях развития отечественной социологии, которые наиболее перспективны для исследования социальной структуры, социальной динамики и социальных процессов

Содержание
Работа состоит из 1 файл

рефератик.doc

Содержание :

1. Введение.

3. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.

4. Особенности современного процесса маргинальности.

5. Маргинальность как социальный феномен:опыт концептуализации.

6. Заключение.

7 Список используемой литературы.

1. Введение

На настоящем этапе развития российского общества концепция маргинальнсти становится одной из признанных исследовательских теоретических моделей, которая может быть использована в таких направлениях развития отечественной социологии, которые наиболее перспективны для исследования социальной структуры, социальной динамики и социальных процессов. Анализ современного общества с точки зрения теории маргинальности приводит к интересным наблюдениям и результатам. Особое значение здесь имеет её многоаспектность и взгляд на определенные социальные явления с различных позиций. Трансформация социально-экономической и политической систем современного российского общества способствует активизации процессов переконструирования социальных объектов и формирования новой социальной структуры, что ведет к интенсификации процессов маргинализации и образованию большого количества переходных и периферийных маргинальных групп. Вследствие этого происходит изменение социальной структуры российского общества в сторону увеличения маргинального сегмента, изучение которого является актуальным с точки зрения исследования трансформирующегося общества и социальных явлений, сопровождающих этот процесс. Важным является также то обстоятельство, что образующиеся маргинальные субъекты характеризуются особыми социально-психологическими характеристиками, которые отражаются в поведении и социальном самочувствии индивидов. Пребывание в состоянии маргинальности способствует изменению мировоззрения и формированию у индивидов маргинального поведения.

В свою очередь, формы социального поведения значительных масс людей сказываются на социальных процессах в обществе.

В связи с этим, выявление маргинальной составляющей в структуре населения современного российского общества и изучение различных видов маргинального поведения индивидов приобретают особую актуальность.

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и

использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной

ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности , периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям.

В российском обществе накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или

культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в

виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество.

Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией.

Различным может быть только удельный вес этих групп.Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей.

3. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества

Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства,на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, наинтеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемахформирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда вcоциально-производственных структурах.

Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно,что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8%

активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще накачество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости,

эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими

ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и

образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.

Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-

групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой

консолидации и интеграции.

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс

глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации,

сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией

значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в российском обществе.

Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.

Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится

значительная и притом весьма активная часть американского общества

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике.

Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления.

Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос.

a институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.).

4. Особенности современного процесса маргинальности:

Особенности современного процесса маргинализации в странах Западной Европы связывались прежде всего с глубокой структурной перестройкой системы производства в постиндустриальных обществах, определяемой как последствия научно-технической революции. В связи с этим интересно привести выводы о характерных чертах и тенденциях маргинальных процессов в Западной Европе, сделанные в вышеупомянутой работе (еще и потому, что в них можно угадать основные контуры современной ситуации нашей действительности:

• основная причина развития маргинальных процессов — кризис занятости;

• маргиналы в Западной Европе — это сложный конгломерат групп, в который наряду с традиционными (люмпен-пролетариями) входят новые маргиналы, характерными чертами которых являются высокая образованность, развитая система потребностей, большие социальные ожидания и политическая активность, а также многочисленные переходные группы, находящиеся на различных этапах маргинализации и новые национальные (этнические) меньшинства;

Развитие современного российского общества неизбежно вызывает вопросы о характере трансформаций, которые оно переживает. Масштабность этих изменений оказывает серьезное влияние на социальную структуру России. Перекомпоновка элементов этой структуры, установление или утрата взаимосвязей между ними, последствия преобразований в экономике, политике, отношениях между различными социальными группами вызывают не только научный интерес, но и становятся судьбоносными для российского общества.

Содержание
Работа содержит 1 файл

СОЦиология КР.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский Государственный Нефтяной Институт

Кафедра гуманитарного образования и социологии

Выполнил студент группы 49-72В

№ зачетной книжки: 49-72В-06

Проверил : к.соц.н., доцент

1. МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ. ВЗАИМОСВЯЗЬ БЕДНОСТИ И МАРГИНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ 5

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МАРГИНАЛЬНОСТИ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным).

Маргинальный человек (от лат. Margo – край) это человек,
находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и
испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

Развитие современного российского общества неизбежно вызывает вопросы о характере трансформаций, которые оно переживает. Масштабность этих изменений оказывает серьезное влияние на социальную структуру России. Перекомпоновка элементов этой структуры, установление или утрата взаимосвязей между ними, последствия преобразований в экономике, политике, отношениях между различными социальными группами вызывают не только научный интерес, но и становятся судьбоносными для российского общества. Размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, следствием которой оказывается маргинальный человек, принадлежащий одновременно двум культурам и не принадлежащий целиком ни той, ни другой. Современное общество находится в "переходном" состоянии. Исследование феномена маргинальности как общественного явления переходного периода представляется особенно актуальным для России. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений.

Таким образом, при определении потенциала и направлений дальнейшего политического развития страны актуализируется необходимость комплексного анализа влияния причин и форм маргинализации на политическую жизнь общества. Такого рода исследования приобретают особую значимость для участников политического процесса, наделенных правом принимать решения и тем самым напрямую влияющих на жизнь российского общества.

Качественные характеристики и количественные показатели, которыми описывается глубина изменений в этих сферах, побуждают сделать принципиальный вывод: за годы реформ российское общество сложилось как новая социальная реальность.

Как показывают результаты анализа стратификации, в основе которого лежит специальный индекс уровня жизни, разработанный учеными ИС РАН по данным общероссийских исследований 2003-2007 гг., в обществе сложились минимум 10 социальных слоев (страт), обладающих собственными устойчивыми и при этом обособленными интересами, уровень и качество жизни которых принципиально различны.

В рамках выявленной модели стратификации выделяются первые нижние две страты, объединявшие весной 2008 г. 16% россиян. Это именно та доля населения, которая по своему реальному уровню жизни находится за чертой бедности. Третья и четвертая страты представляют малообеспеченных, в составе которых выделяются две подгруппы. Третья страта – это первая подгруппа малообеспеченных, носит промежуточный характер и объединяет россиян, балансирующих на грани бедности (16%). Данную группу для краткости называют еще нуждающимися.

Во вторую подгруппу малообеспеченных входят представители четвертой страты. Они охватывают часть россиян, которые живут на классическом для России уровне малообеспеченности, объединяя более четверти населения страны (27%). Именно уровень жизни, характерный для данной страты является наиболее типичным для данного региона проживания. Поэтому данную часть населения можно именовать как собственно малообеспеченные.

Страты с пятой по восьмую, объединяющие не менее трети населения, представляют средние слои: они заметно различаются между собой и могут рассматриваться как относительно благополучные на общероссийском фоне. К этому следует приплюсовать представителей 9 и 10 страт, которые, согласно меркам общественного мнения, могут называться богатыми, хотя объективно они принадлежат к верхним слоям среднего класса (6-8%). В совокупности представители с 5-й по 10-ю страту составляют благополучное население страны.

При исследовании категории "прожиточный минимум" и "уровень малообеспеченности", определяемые как некоторый минимальный предел, обеспечивающий биологическое и социальное воспроизводство человека и работника, имели большое практическое значение.

Рассмотрим минимальный размер оплаты труда в развитых странах на примере США (рис.1).

Рис. 1 Динамика МРОТ в США в 2007-2010 гг, долл. в час. 3

Проанализировав представленную таблицу, мы видим, что МРОТ увеличился на 10% (по сравнению с 2009 г.), а увеличение по сравнению с 2007 г. составляет 29%. При новом уровне МРОТ в 7,25 долл. в час при 33-х часовой рабочей неделе работник будет зарабатывать 12441 долл. в год. Установленный федеральным правительством размер прожиточного минимума составляет 10830 долл. в год на одного человека. Теперь сравним МРОТ и ПМ: (12441/10830)*100%=115%. Т.е. МРОТ превышает ПМ на 15%, что является характерным для развитых стран.

Минимальный размер оплаты труда в России в 2009 г. составил 4330 руб., а усредненный прожиточный минимум – 6120 рублей. Сравнив данные показатели, мы увидим, что ПМ превышает МРОТ на 29%. А в развитых странах считается нормальным превышение МРОТ над ПМ на 10-15%. Наблюдается явное несоответствие. МРОТ, который меньше прожиточного минимума на 29%, не может гарантировать восстановление рабочей силы.

Возникли две формы бедности: "устойчивая" и "плавающая". Первая связана с тем, что низкий уровень материальной обеспеченности, как правило, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете - к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Две трети детей и одна треть престарелого населения оказались "за порогом" социальных гарантий, в группе бедности. Наряду с традиционными бедными (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды и престарелые) возникла категория "новых бедных", представляющих те группы населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическим характеристикам никогда ранее (в советское время) не были малообеспеченными. Все специалисты пришли к выводу о том, что работающие бедные - это чисто российский феномен.

Динамика доли малоимущего населения, по данным Федеральной Службы Государственной статистики РФ, начиная с 1992 г. до 1998 г. имела формально тенденцию к снижению (с 33,5% до 20,8%); однако с III квартала 1998 г. (в результате дефолта 17 августа) произошел существенный рост удельного веса бедных с максимальной точкой в I квартале 2000 г. (41,2%). Истекшее десятилетие, когда численность бедного населения колебалась в пределах от 30 до 60 млн. чел., характеризует весьма тяжелую ситуацию в стране, если учитывать, что сам уровень прожиточного минимума (ПМ) обеспечивает лишь физическое выживание: от 68 до 52% его объема составляют расходы на питание. Таким образом, в этих условиях около 45 млн. чел. либо вырабатывали стратегию выживания, либо переходили в слой маргиналов.

По данным ФСГС РФ в III квартале 2003 г. доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности составляла 21,9% или 31,2 млн. человек. В 2008 и 2009 гг наблюдается следующая ситуация (рис. 2)

Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.

Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах.
Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в российском обществе.
Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей[2].

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент : про- должая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас-

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:

- либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;

- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.

Наличие значимых маргинальных слоев становится серьезной угрозой для общественной морали, социального развития страны.

1. Социальная стратификация российского общества. Ред. д.филос.н., проф. Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003

[2] Социальная стратификация российского общества. Ред. д.филос.н., проф. Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003. С. 9

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 19437
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: