Доклад манипуляция как стратегия взаимодействия

Обновлено: 03.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ВИД ОБЩЕНИЯ.

В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении. Когда человек говорит одно, а подразумевает совсем другое. Манипуляция начинается там, где кончается логика и здравый смысл.

Человек — существо социальное. Как говорил Аристотель – только боги и звери могут жить вне общества. Заложенная в нас биологически программа поведения недостаточна для того, чтобы мы были людьми. Она дополняется программой, записанной в знаках культуры. И эта программа — коллективное произведение. Значит, наше поведение всегда находится под воздействием других людей, и защитить себя от этого воздействия каким-то жестким барьером мы в принципе не можем.

Какой же вид воздействия на наше поведение мы определим как манипуляцию?

Отсюда произошло и современное переносное значение слова — ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

Можно выделить главные признаки манипуляции:

Во-первых, это – вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама.

В-третьих, манипуляция — это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярная литература.

Еще важный, хотя и не столь очевидный признак: к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели — и начинает действовать по новой программе — манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится. Манипуляция — это не насилие, а соблазн. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли. Значит, он нагружен ответственностью — устоять, не впасть в соблазн.

Для манипуляции характерны определенные свойства. Это: скрытый характер воздействия, отношение манипулятора к другому как к средству достижения своих целей; стремление получить односторонний выигрыш.

Манипуляция — наиболее распространенный вид человеческого общения. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом.
При манипулятивном общении ставится цель — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Это сближает манипуляцию с императивом. Коренное же отличие этих видов общения друг от друга состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Итак, манипуляция — это скрытое управление другим человеком, такое психологическое воздействие на него, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ. Но это происходит таким образом, что у партнера сохраняется иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; утаивается как сам факт воздействия, так и, естественно, его цель.

Манипуляции в общении – один из самых действенных рычагов давления на партнера и управления процессом взаимодействия людей. Этот прием применяется как в личном общении на внутрисемейном уровне, так и в коллективе.

Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию.

1. Характеристика манипуляций в общении.

2. Причины манипуляции.

3. Правила нейтрализации манипуляции.

2. Характеристика манипуляций в общении.

Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);

Манипуляция – важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов:

Во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения;

Во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удастся ни одному руководителю;

В-третьих, для создания единой направленности желаний подчиненных

на достижение целей организации.

Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы. И в то же время он должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях.

Всю совокупность уловок-манипуляций, используемых в деловом общении ( в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции.

2.1 Организационно-процедурные манипуляции.

Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.

Примерами манипуляций данной группы являются :

2.2 Психологические манипуляции.

Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда. К числу таких манипуляций можно отнести:

партнера или смешивание лжи и достоверной информации, выдергивание фраз из контекста, одностороннее освещение фактов, неточные или расплывчатые формулировки);

2.3 Логические манипуляции.

Логические манипуляции построены на сознательных на - рушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:

Конструктивное использование манипуляций призвано способствовать сохранению и развитию деловых отношений и личности партнеров. Следует при этом иметь в виду, что обратное влияние Манипулятивного общения на личность существует в тех случаях, когда в силу его частого употребления,

хорошей техники использования и, соответственно, постоянных

успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к Манипуляциям другими людьми (и тогда, когда это нужно, и когда это совершенно неоправданно).

3. Причины манипуляции.

Основная прич ин а манипуляции, в вечн ом конфликте че­л овека с самим собой, поскольку в повседнев ной жизни он вы­нужден опираться как на себя, так и на внеш нюю среду.

Человек никогда не д ове ряе т с ебе полностью. Сознательно или подсознательно он всегда верит, чт о его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому вступает на скользкий путь манипуляци й, чтобы "другие" всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролиро­ вать и, при таком условии, дове рять им д ольше. Первая, и главная, — причина манипуляции — Недоверие .

Вторая причи на манипулирования — это любовь . Любовь обязательно предп олагает знание челов ека таким, каков он есть, и уважение его и стинной сущности.

Великие мировые религии призывают н ас любить ближнего своего, как самого себя, и вот тут закол дованный круг на­шей жизни замыкается. Современный чел овек ничего не понимает в этих заповедях. Он понятия не имеет, что значит любить. Большинство людей при всем желан ии не могут любить ближне го, потому что не любят самих себя.

Любовь — это победа, достичь которой нелегко. И в сущности ленивому м анипулятору оста­ется лишь одна жалкая альтернатива любви — отчаянная, полная власть над другой личн остью; вла ст ь, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хоче т; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет. Эта в ласть позвол яет сдел ать из д ругой личности вещь, ЕГО вещь.

Третья причина манипуляции — риск и нео пределенн ость , окружают нас со всех сторон". В любую мин у­ту с нами может случиться все, что угодно. Че ловек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывает­с я перед экзистенциальной проблемой. По этому пассивный манипулятор занимает такую позицию: "Ах, я не могу конт­ролировать всего, что может со мной случиться?! Ну так я ни­чего не буду контролировать! "

С горечью осознавая непредсказуемость своей жизни, че­ловек впадает в инерцию, полностью превращает се бя в объ ­ект, что многократно усиливает его беспом ощность. Несве ду­щему человеку может показаться, что с этой минуты пассив ный манипулятор стал жертвой активного. Это не так. Крики: "Я сдаюсь! Делайте со мной, что хотите!' — не боле е чем т русливый трюк пассивного манипулятора.

Четвертая причина манипуляции — страх затруднительного положения . Манипулятор — это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.

Пятая причина манипуля ции — необходимо получить одобрение всех и каждого . Пассивный манипулятор — это человек, принципиально не желающий быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами стара­ ющийся угодить все м, поскольку он строит свою жизнь на этой глупейшей аксиоме.

Вместе с тем манипуляции становятся негативными, когда насилие над личностью превышает уровень, диктуемый спецификой работы. Соответственно, коммуникативная культура предполагает умение не только конструктивно использовать манипуляции, но и противостоять им.

4. Правила нейтрализации манипуляций.

Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров. Противостояние манипулятивному воздействию требует уме-

ния, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейтрализовать.

В поисках способов распознавания манипулятивного воздействия можно идти следующими путями: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия.

манипуляции. Общим признаком наличия манипуляций является нарушение

баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:

Наличие силового давления;

Нарушение сбалансированности элементов ситуации (необычность мишеней воздействия (темы разговоров, смена направлений беседы и пр.), необычность компоновки или подачи информации, смешение акцентов значимости на второстепенные детали и т. п.);

Несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);

Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата.

Можно указать следующие виды таких индикаторов:

Регрессия к инфантильным реакциям — плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т. п., особенно, если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям;

Дефицит времени, отпущенного на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект);

Неожиданное изменение фоновых состояний, т. е. эмоциональная реакция адресата — ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций (особенно должны насторожить случаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов).

Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок. Чаще всего применяются следующие :

открытое объявление о недопустимости использования манипуляций (обычно накануне дискуссии, полемики или спора стороны открыто договариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам);

повторное напоминание о недопустимости использования уловок;

5. Заключение.

1. Характеристика манипуляций в общении.

Таким образом, мною был сделан вывод, что манипуляция и манипулирование по содержанию – это форма социального управления, при которой игнорируются собственные цели и интересы объекта управления;

2. Причины манипуляции.

Таким образом, мною был сделан вывод, что очевидно, манипуляции вызываются разными причинами. Среди них необходимость в мобилизации групп населения и отдельных людей для достижения их большей активности, а следовательно, и эффективности в достижении поставленных целей. Без определенных свойств человеческой психики манипуляции были бы невозможны. Но не следует забывать, что манипуляции используются как во благо, так и во вред. В этом случае они выполняют задачу возвышения одних за счет других, способствуют дифференциации общества на управляющих и управляемых. 3.Правила нейтрализации манипуляции.

Таким образом, мною был сделан вывод, что во-первых, количество воздействий на нас настолько велико, что нельзя и помыслить о том, в каком напряжении должен находиться адресат, чтобы проконтролировать и проанализировать все свои собственные состояния, сдвиги поведения партнёра и ситуации. Во-вторых, часто адресат воспринимает манипуляцию лишь на подсознательном уровне, даже не догадываясь о факте её присутствия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ВИД ОБЩЕНИЯ.

В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении. Когда человек говорит одно, а подразумевает совсем другое. Манипуляция начинается там, где кончается логика и здравый смысл.

Человек — существо социальное. Как говорил Аристотель – только боги и звери могут жить вне общества. Заложенная в нас биологически программа поведения недостаточна для того, чтобы мы были людьми. Она дополняется программой, записанной в знаках культуры. И эта программа — коллективное произведение. Значит, наше поведение всегда находится под воздействием других людей, и защитить себя от этого воздействия каким-то жестким барьером мы в принципе не можем.

Какой же вид воздействия на наше поведение мы определим как манипуляцию?

Отсюда произошло и современное переносное значение слова — ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

Можно выделить главные признаки манипуляции:

Во-первых, это – вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама.

В-третьих, манипуляция — это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярная литература.

Еще важный, хотя и не столь очевидный признак: к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели — и начинает действовать по новой программе — манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится. Манипуляция — это не насилие, а соблазн. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли. Значит, он нагружен ответственностью — устоять, не впасть в соблазн.

Для манипуляции характерны определенные свойства. Это: скрытый характер воздействия, отношение манипулятора к другому как к средству достижения своих целей; стремление получить односторонний выигрыш.

Манипуляция [30.05.13]

1. Психологическая природа манипуляции

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой разрешенной манипуляции является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды.

Изучим подробнее манипулятивный стиль общения.

Манипуляция — наиболее распространенный вид человеческого общения. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом.

Манипуляция — это вид психологического воздействия, используется для скрытого внедрения в психику человека желаний, намерений, целей, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с реальными потребностями человека. (1)

Цель манипулятивного общения — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Это сближает манипуляцию с императивом. Коренное же отличие этих видов общения друг от друга состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Человек-манипулятор распоряжается партнером, всегда стремится получать одностороннее преимущество. В когнитивном плане возникает эгоцентризм, фрагментарное, одностороннее видение партнера и самого себя.

Выделяют следующих манипуляторов:

1. Манипулятор-диктатор - тиран, направо и налево раздающий указы, сыплющий окриками, угрозами. Стремится управлять окружающими при помощи грубой силы сурового и жестокого слова и, конечно, действия. Такие манипуляторы зачастую рвутся к власти, а, получив её, используют весь деспотизм.

3. Манипулятор-тряпка - покоряет всех своей инфантильностью, беспечностью, безволием, слабостью. Хочет, чтобы его жалели, чтобы были рядом только с ним, сам стелется и желает, чтобы стелились около него. Как бы жестоко это ни звучало, в пример разрешается привести изнеженную женщину, постоянно жалующуюся на головную боль, упрекающую домочадцев в чёрствости, невнимании к своей персоне.

7. Славный парень - сражает своей добротой, но доброта его неискренняя, слащава до приторности, навязчива. Такой человек, мило улыбаясь, готов совершить любую подлость. Люди, контактирующие с ним и поимевшие из-за него неприятности, удивляются, что фальшивая доброта так подкупила их.

Также все манипуляторы подразделяются на активных (хулиган, диктатор), пассивных (тряпка, прилипало), конкурирующих (вычислитель) и безразличных. (2)

2. Технология методов и приемов манипуляции в межличностном общении

Для достижения своих целей манипулятор использует технические приемы и методы манипулирования в межличностном общении, их использование влияет на успешность достижения целей манипулирования.

В настоящее время существует разнообразие методов и приемов манипулятивного воздействия в межличностных отношениях, которые как систематически или постоянно используются в повседневной жизни и практически во всех сферах социального взаимодействия людей. Таким образом по направленности манипулятивного воздействия, приемы можно разделить на три группы: организационно-процедурные, социально-психологические и логико-психологические.

Они связаны с созданием определенных условий и предварительной организацией и осуществлением процедуры межличностного взаимодействия. Их использование затрудняет процесс обсуждения для объектов манипулятивного воздействия, что очень облегчает достижение конечной цели манипулятора.

К другому такому подвиду можно отнести целенаправленный подбор выступающих, то есть при данном методе слово предоставляется сначала тем, чье мнение известно, доминантно, а так же импонирует организатору манипулятивного воздействия, либо же ее участникам, что сразу же устанавливает желаемую установка у участников обсуждения и позволяет манипулятору добиться необходимого исхода встречи.

Социально-психологические приемы

К этой группе относятся приемы и методы, основанные различных индивидуально-психологических особенностях человека, таких как стыд, самолюбие и другие, вызывающие раздражение оппонента, выведение его из равновесия насмешками, несправедливыми обвинениями и т. п.

Логико-психологические приемы

Таким образом, когда обмен информацией участников обсуждения сопровождается целенаправленным использованием организационных, психологических и логических приемов, можно с уверенностью говорить о манипулировании в межличностном общении.

3. Является ли знание приемов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности.

Я думаю что знание приемов и методов манипулятивного воздействия не является гарантией защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности, но значительно снижает риск воздействия со стороны манипулятора, ведь не зря в народе говорится "предупрежден - значит вооружен". Также риск воздействия со стороны манипулятора зависит от степени подготовленности его оппонента, его психологических качеств. Для формирования психологической защиты личности необходимо использовать знание манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия на человека.

В любой дискуссии действия оппонента направлены на манипулирование другим человеком с целью принять его приоритеты в ущерб его собственным. По мере приобретения навыков выявления данного воздействия человек сможет своевременно и эффективно противостоять манипулятору и защитить свои интересы.

На сегодняшний день существует большое количество способов уберечься от манипуляций с использованием следующих защитных установок: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование.

Уход - увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, ее прерывание под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприятными Вам людьми. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми. (3)

Изгнание - увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, колком замечании, насмешке (частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д.). (3)

Управление - контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение подчинение себе другого человека. Привычные способы использования таких защит жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения. (3)

Замирание - контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане. (3)

Игнорирование - контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Предельная форма выражения утрата адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне желают добра). Все эти базовые защитные установки можно попарно объединить между собой, опираясь на степень пассивность/активность. Получаются следующие пары: уход изгнание, блокировка управление, замирание игнорирование. Каждая пара имеет своё поле действие. Уход изгнание создаёт дистанцию с агрессором, блокировка укрытие управляет потоком воздействия, замирание игнорирование работает с информационным каналом.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: знание приемов и методов манипулятивного воздействия способствуют снижению риска стать жертвой манипулирования, более того при совершенствовании навыков защиты имеется возможность поменяться "ролями" с манипулятором.

Список литературы

1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизм, защита. – М.: Че Ро: Юрайт, 2000.

2. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: ИФРАН, 1999.

3. Титова Л.Г. Деловое общение: учебное пособие– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Дунюшкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. – СПб.: Питер, 2004.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: