Доклад логопеда на методическом объединении

Обновлено: 30.04.2024

Выполнила: учитель-логопед МКДОУ № 20 г. Аши Устюгова Ю. С.

1 слайд Коррекционная работа по исправлению недостатков речи осуществляется на логопедических занятиях. Занятия бывают групповые, подгрупповые и индивидуальные.

Содержание групповых занятий базируется на программном материале.

Подгрупповые занятия объединяют детей со сходными речевыми нарушениями в стадии автоматизации навыка.

Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

2 слайд При подготовке и проведении подгрупповой и индивидуальной непрерывной образовательной деятельности логопед должен:

- сформулировать тему и цель НОД;

- определить этапы НОД, их взаимозависимость и последовательность;

- постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

- разнообразить НОД с помощью игр и игровых приёмов;

- учитывать зону ближайшего развития ребёнка;

- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

- кратко и чётко формулировать инструкции, даваемые детям;

- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъёмы с учётом увеличения сложности излагаемого материала.

3 слайд Следует помнить, что залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

4 слайд Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение её вполне оправдано, так как произношение звуков речи – сложный двигательный навык.

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребёнка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.

Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребёнка правильно их применять, т. е. предъявлять определё нные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

5 слайд Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различие входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлимая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

6 слайд Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа:постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

7 слад Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев – более сложный и искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребёнка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса.

8 слайд Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности – это введение вновь созданной и закреплённой относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры – слова и фразы.

Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развёрнутой речи.

9 слайд дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя.

Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развёрнутой речи. В тех случаях, когда у ребёнка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.

- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- развитие речи и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

- взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка) :

- дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

- связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Поэтому содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.

11 слайд На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведётся на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

Активизация мыслительной деятельности у детей, развитие внимания и памяти – необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания мышления, воображения - обязательная составляющая индивидуального и подгруппового логопедического занятия.

13 слайд Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

- развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

- формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

- развитие фонетического восприятия, навыков звукового анализа;

- совершенствование лексико-грамматических конструкций;

- развитие неречевых психических процессов;

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

14 слайд 15 принципов коррекции речевых нарушений на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

1. Обеспечение на подготовительном этапе трех видов готовности к вызыванию звука речи: психологической, фонематической, артикуляторной.

2. Проведение направленной артикуляционной гимнастики.

3. Опора при вызывании звука на кинестетический контроль и на различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).

4. Учет фонетических требований при подборе лексического материала для автоматизации и дифференциации звуков (отсутствие неправильно произносимых ребенком звуков).

5. Определенная последовательность упражнений при автоматизации и дифференциации звуков (звук, слоги, слова, предложения, стихи, рассказы, скороговорки, самостоятельная речь).

6. Проведение всех упражнений в занимательной, игровой форме.

7. Систематичность в занятиях (2-3 раза в неделю с логопедом, при ежедневных занятиях воспитателей и родителей по заданию логопеда).

8. Смысловая доступность лексического материала.

9. Преобладание осмысленного речевого материала над звуковыми и слоговыми упражнениями.

10. Постепенное убыстрение темпа упражнений с целью более прочной автоматизации звука.

11. Постепенный переход от отраженной речи (повторение вслед за логопедом, через заученную, к самостоятельной.

12. Необходимость работы на одном занятии с несколькими группами звуков.

13. Определенный порядок исправления фонем, при котором два смешиваемых звука (С-Ш, Ч-ТЬ, Л-Р и пр.) на одном занятии на автоматизируются.

14. Значительная речевая нагрузка на ребенка, минимальный удельный вес речи логопеда.

15. Учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

При подготовке и проведении индивидуального и подгруппового занятия очень важно помнить о том, что на протяжение всего занятия у ребёнка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.

16 слайд Пожелания к манере ведения логопедом индивидуально-групповых занятий.

1. Приглашение к игре, к увлекательной и занимательной деятельности, требующей, однако, старания и настойчивости.

4. Голос более тихий и мягкий, чем на групповом занятии.

5. Искренняя заинтересованность во всем, что делает ребенок, похвала даже за малейшую удачу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

  1. Практические методы (упражнения игры и моделирование).
  1. Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.
  1. Подражательно-исполнительские методы.

Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).

Используется при устранении оптическойдисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.(упражнения: покажи правильную букву, допиши букву и т.д)

  1. Упражнения творческого характера. Использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИГАСОЛНЦЕ

Задание 2: Вот девять слов (зачитываются слова): река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце.

Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их в рассказ, да ещё представить себе все происходящее – совсем другое дело. Давайте побываем в стране Вообразилии и придумаем историю, которая случилась с этими словами. Вот история, придуманная учениками 3 класса.

У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Начался дождь. Капли дождя попали в корзину. В корзине были грибы. Грибы поплыли как корабли. Мимо проходил ёжик. Он взобрался на один корабль. Ёжик увидел там книгу. Книга была про солнце.

Потом можно предложить детям записать слова по памяти. На первых этапах работы требуется помощь и подсказка.

Упражнение направлено на активизацию словаря, развитие творческих способностей учащихся, на формирование умения действовать по правилу, развивает оперативную память. Дополнительно можно предложить ученикам выделить среди данных слово, в котором звуков больше, чем букв, или слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

- в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет;

- в правом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие признак предмета;

- в левом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие действие предмета;

- в левом верхнем углу доски – слова-помощники. Это могут быть служебные слова.

При выполнении этих четырех заданий у детей, кроме прочего, формируется навык ориентировки в пространстве.

Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь. Вот какие предложения получились у учащихся 2 класса:

Наступила холодная зима. Пушистый снег покрыл землю. Дети надели теплые шапки и шубы. Ребята катаются на лыжах, на санках.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

  • осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;
  • систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);
  • постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;
  • самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.);
  • дифференцированный анализ и оценка выполнения.
  1. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

Используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

  1. Моделирование— это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

  • модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
  • быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
  • должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

  1. Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
  1. Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны:

  1. быть хорошо видны всем;
  2. подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  3. соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
  4. сопровождаться точной и конкретной речью;
  5. словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели:

  • коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),
  • развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),
  • развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),
  • закрепление правильного произношения звука,
  • развитие лексического запаса слов,
  • развитие грамматического строя,
  • развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
  1. Воспроизведение аудиозаписейсопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
  2. Кинофильмы, мультфильмы, презентации используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

d Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

  1. Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.

  1. Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
  2. Предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.
  3. Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

  • опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
  • соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
  • активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
  • вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
  • характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
  1. развитие познавательной деятельности,
  2. закрепление правильного произношения,
  3. уточнения грамматической структуры предложений,
  4. закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
  1. Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
  1. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

ВЫВОД

Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.

Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Методы и приемы можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Республики Крым

Доклад на методическое объединение начальных классов:

«Использование нетрадиционных методов

и приёмов в работе

учителя-логопеда

Выполнила учитель-логопед:

Великолуг И.И.

с.Чеботарка, 2019 г.

В педагогическом сознании сформировалось устойчивое представление о развитии и социализации человека как о процессе его образования. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: нарушения речи у детей сопровождаются нарушением развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Отсутствие специальной коррекционно -педагогической помощи таким детям неизбежно приводит к трудностям в общении, изменениям в личности подрастающего человека.

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее состояния зависит, в конечном счете, уровень реализации личности. Вне речи невозможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти и поведения в социуме.

Работа учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии , направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми приобретает особую актуальность и значимость. Нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми я выбрала те, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Аурикулотерапия (массаж ушных раковин) также можно использовать на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.

Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Стрельникова Александра Николаевна рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям и имеет 100%-ный успех при лечении заикания у детей и подростков.

Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой:

1 Думайте о вдохе носом, тренируйте его. Вдох резкий, короткий (как хлопок в ладоши).

2 Выдох уходит после вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайтевыдох. Вдох — предельно активный (носом), выдох абсолютно пассивный (через рот).

3 Вдох делается одновременно с движениями.

4 Все вдохи делаются в темпоритме строевого шага (все видели, как маршируют солдаты).

5 Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8 Считать мысленно, не вслух.

Помните! Активный вдох носом—пассивный выдох через рот.

Таким образом, дыхательная гимнастика — действенный метод кинезотерапии, она увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, тренирует его глубину,

ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.

Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Массажный мячик, орешки, шишечки, каштаны, шестигранные карандаши .

Ни для кого не секрет, что самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов.

Су-Джок терапия

В своей практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Как известно, самомассаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки

Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребёнка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами.

Знакомясь с трудами Марии Монтессори, я обратила внимание на то, как много уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики, мускулатуры рук и тонких движений пальцев, откуда собственно идея включить в свою работу цветные капельки и возникла

Сжимая и разжимая тремя основными пальцами колпачок пипетки, ребёнок тем самым упражняет именно те пальцы, которыми потом будет писать. Упражнение требует предельного внимания, концентрации внимания, что также немаловажно

* Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному)

Игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического речевого опыта

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. К такой технологии относится литотерапия.

Игры с использованием камней стимулируют речевое развитие, развивают моторику пальцев рук. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи.

Например: Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

В своей работе активно применяю песочную терапию, которая способствует повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям и дает положительные результаты.

В коррекционно-развивающей деятельности с детьми, я использую стол-планшет для игр с песком.

Дети с СНР эмоционально замкнутые, их эмоции. Лучшее раскрепощение эмоций – это сказки.

СКАЗКОТЕРАПИЯ – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логопеды используют в своей практике логосказки, которые могут выступать как целостное занятие, часть занятия или как дидактическая игра.

 Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики)

 Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков)

 Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации)

 Лексико – грамматические (обогащение словаря, закрепление знаний грамматических категорий)

Сказки, способствующие развитию связной речи

 Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах)

Логопед ставит цель (взрослая задача) и решает ее через сказку. В сказке всегда есть герои. Оживают они и появляются куклы.

В настоящее время введение в программу обучения ребенка компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Новые технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свое место в окружающем его социуме.

С помощью таких нетрадиционных методов и приёмов пробуждается интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, фонематических процессов, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной.

Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.

Представленные Вам формы работы , методы , приёмы носят системный характер, чередуя их на каждом занятии, я сохраняю интерес и желание у ребят использовать эти занимательные игры и упражнения в нашей совместной деятельности, что очень важно в работе .

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально-личностного развития,
которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. (слайд 3)

Задачи по социально-личностному развитию:

создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

организовать единую систему работы;

совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;

создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод. (слайд 4)

ИОМ определяется:

потребностями и запросами родителей

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников

возможностями
дошкольного
учреждения (слайд 5)

ИОМ разрабатываются:

для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

для детей, с особыми образовательными потребностями

для детей с высоким интеллектуальным развитием (слайд 6)

беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами

игры, упражнения и тренинги

занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов

релаксационные психогимнастические упражнения (слайд 7)

Принципы ИОМ:

принцип опоры на обучаемость ребенка

принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития

принцип соблюдения интересов ребенка

принцип тесного взаимодействия;

принцип отказа от усредненного нормирования

принцип опоры на детскую субкультуру (слайд 8)

1. Этап наблюдения

2. Диагностический этап

3. Этап конструирования

4. Этап реализации

5. Этап итоговой
диагностики (слайд 9 - 11)

Предполагаемый результат

развитие социальной компетентности

развитие коммуникативных навыков

приближение к адекватной самооценки

развитие чувства самоценности

коррекция имеющихся у ребенка
социально-личностных проблем (слайд 12)

Направления ИОМ:

совершенствование психологической базы речи;

просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание;

развитие артикуляционной моторики;

формирование фонетико – фонематической стороны речи;

развитие общей и мелкой моторики;

работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов;

совершенствование грамматического строя речи;

формирование навыка связной речи. (слайд 13)

Для того, чтобы перейти к конструированию ИОМ нужно

провести психолого – педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализировать историю его развития, сопоставить все полученные данные, записать их в виде заключения.

Я обращаю ваше внимание на примерные формулировки логопедического заключения. (слайд 14)

Примерные формулировки логопедического заключения. (слайд 15 - 16)

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

Фонетико – фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико – фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

И первое направление при конструировании ИОМ это: (слайд 17 - 19)

Совершенствование психологической базы речи, коррекционная работа заключается в том, что ребёнок с диагнозом ОНР – 1 уровня испытывает психологические трудности, так как у него не развиты ВПФ (высшие психические функции) и нужно ему помочь, планируя коррекционную работу с помощью:

расширение объема зрительной и слуховой памяти;

развитие вербального мышления.

Второе направление ИОМ – это развитие общих речевых навыков с помощью коррекционной работы над просодикой: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание (слайд 20- 21)

Воспитание длительного ротового выдоха.

Отработка слитности нескольких гласных.

Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )

Воспитание правильного темпа и ритма речи.

Воспитание интонационной выразительности речи.

Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.

Мимика (слайд 22 - 23)

Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).

Развитие артикуляционной моторики (слайд 24 - 26)

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.

Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений.

Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.

Развивать мышечную силу и подвижность губ.

Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.

Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

Третье направление при конструировании ИОМ –

Формирование фонетико – фонематической стороны речи (слайд 27 - 32)

Развитие фонематического восприятия и слуха.

Отработка базовых звуков.

Формирование моторики артикуляционного аппарата (если моторика в норме, то работаем над постановкой звуков). В зависимости от нарушенных звуков строится индивидуальная работа.

Постановка ранее дефектных свистящих звуков [с], [з], [ц], [с’], [з’]

Автоматизация звуков в слогах (прямых и обратных, со стечением согласных и т. д.)

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация звуков в предложениях, в связной речи.

Дифференциация автоматизированных звуков.

Совершенствование фонематических процессов, звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Четвёртое направление при конструировании ИОМ -

Развитие общей моторики (слайд 33 - 34)

Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

Совершенствовать ритмическое чувство.

Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).

Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений

Формирование пространственных представлений с опорой на ведущую руку

Статические упражнения с функциональными нагрузками

Совершенствование пространственной организации движений

Развитие мелкой моторики (слайд 35 - 39)

Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

воспроизводить серию движений).

Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.

(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

Формирование графомоторных навыков.

Формирование различного вида захвата.

Для расширения, обогащения и активизации словаря планируется коррекционная работа по лексическим темам – пятое направление при конструировании ИОМ (слайд 40 - 42)

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Важное шестое направление при конструировании ИОМ - работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов (слайд 43-44)

Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

Седьмое направление ИОМ – это совершенствование грамматического строя речи (слайд 45 - 47)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование множественного числа существительных.

Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

Образование относительных и притяжательных прилагательных.

Восьмое направление ИОМ - формирование навыка связной речи (слайд 48 - 52)

Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.

Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

Заключение (слайд 53)

Вы загляните в детские глаза,
Когда все хорошо у ребёнка.
Там глубина души и блеск огня.
Пусть сохранится это навсегда!

Читайте также: