Доклад логика воспитательного процесса
Обновлено: 19.05.2024
А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогические логики - логики организации и развития педагогического процесса.
«Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.
Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным - всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы средств.
Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества.
Делись добром ;)
Похожие главы из других работ:
1.1 Особенности воспитательного процесса и его содержание
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности (рис. 1). В той части.
1. Особенности воспитательного процесса и его содержание
В целостном педагогическом процессе важное место зани-мает процесс воспитания. Сущ-ность, а также место и роль этого процесса легче всего обнару-жить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности (рис. 1). В той части.
1.1 Общая характеристика воспитательного процесса
Как социальное явление воспитание представляет в качестве инструмента, который продолжает общество в отдельной личности, приводит человека к социализации. Результатом воспитания является выбор человеком соответствующей нормы поведения.
1.3.2 Характеристика учебно-воспитательного процесса
Миссия детского сада - обеспечение единства физического, интеллектуального и личностного развития детей в педагогическом процессе.
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
Особенности воспитательного процесса в Уральском Федеральном Университете имени первого президента России Б.Н. Ельцина
1.3 Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят - методом “кнута и пряника”.
2. Амбивалентность воспитательного процесса
Сам же человек выступает как продукт амбивалентного мира и носитель полярно противоположных отношений. С одной стороны, он ничтожно мал и слаб, с другой стороны, велик и высок в своих проявлениях; с одной стороны.
5. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
Отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах.
Планирование учебно-воспитательного процесса
Это начальный этап в подготовке инженера-педагога к занятиям, дающий исходную информацию для работы с другими учебно-программными документами. Анализируя учебный план.
2. Подходы к организации воспитательного процесса
Главной целью воспитания студентов в условиях высшей школы служит формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих специалистов.
2. Особенности воспитательного процесса
детский сад япония дошкольное образование Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации.
1. СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.7.1. Формы воспитательного процесса
Форма воспитания - это: ь вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; ь совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач.
1. Методы осуществления воспитательного процесса
Метод воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Метод воспитания - это способ действия воспитателя.
Формы и методы духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современном духовно-просветительском центре
1.1 Общая характеристика воспитательного процесса
Воспитание в широком смысле (соц.аспект)-общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией).
Воспитание в узком смысле (педагогич-ий аспект)-целенаправленная деятельность педагога (воспит-ая работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды соц-ых отношений (в учебе, в общении, игре).
Компоненты воспитательного процесса (М.И. Рожков и Л.В. Байбородова):
1.Целевой-определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.
2.Содержательный-включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.Содержание воспитание отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений.
3.Операционно – деятельностный-определяет комплекс педагогических средств реализуемых педагогом и, по сути, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания учащихся на основе поставленных целей.
4.Аналитико-результативный-отслеживание эффективности воспитательного процесса, которое характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся - это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом.
Педагогическое взаимодействиепредполагает взаимное развитие качеств личности, педагога, его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.Функционально-ролевая-обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо.
Личностная сторона-педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся.
Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе.
Воздействие педагога на ученика: а) прямое-непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений; б) косвенное-педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого; в) преднамеренное-осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения (убеждение-система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает, внушение-основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Необходимыми условиями внушающего воздействия являются авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию); г) непреднамеренное.
Педагогическое общение-общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно развивающие задачи.
Два вида общения: 1) социально ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т. д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие; 2) личностно ориентированное, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.
Типы взаимодействия:
Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников восп.процесса на всех уровнях: учитель-ученик, ученик-ученик, педагог-педагог.
Сотрудничество – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, распределение сил, средств, совместный контроль результатов работы и оценка, а затем прогнозирование новых целей. При сотр-ве конфликты возможны, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели.
Диалог – равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон. Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
Соглашение – в основе лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе. Участники взаимод-ия знают возможности и потребности др.др, понимают необходимость договориться в целях достижения общих целей.
Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающее потребительский характер.
Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.
Индифферентность — равнодушие, безучастность друг к другу. Характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров.
Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций. Конструктивный конфликт возможен когда оппоненты не выходят за рамки деловых отношений и аргументов.
Пед.взаимодействие это всегда организованный процесс, направленный на решение воспитат.задач.
Сущность взаимодействия раскрывается через интегративные характеристики: срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость – это феномен, характеризующий совм.д-ть людей с точ.зр её успешности, колличества, качества.
Совместимость характеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом.
Противоречия воспитательного процесса:
1.между требованиями к личности со стороны социума и возможностями (физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности удовлетворить эти проблемы в социуме. Как социум не может в полной мере удовлетворить все потребности личности, так и личность никогда абсолютно не соответствует требованиям социума.
2.между воспитательными задачами и интересами каждой отдельной личности. Интересы связаны с избирательными отношениями к деятельности, и сами по себе являютсямощным стимулом к действию. Но для того, чтобы у ребенка сформировался интерес, он должен пройти какой-то путь.
3. между целью, средствами и результатом воспитания. Воспитательный процесс, будучи целенаправленным, предполагает выбор необходимых средств достижения. Выбирая те или иные средства воспитания, педагог должен понимать, что абсолютной является ценность личности, а не результат, которого он хочет добиться.
4. между социальной ролью воспитанияи его личностными особенностями, его нравственной позицией. Любая воспитательная практика отражает духовный опыт воспитателя, содержит его личностный потенциал.
Разрешаются противоречия воспит-го процесса через совершенствование цели, содержания, форм и методов воспитания, системы подготовки воспитателей
Логика воспитательного процесса – это определенная последовательность содержательных и организационных этапов (стадий) приводящих к поставленной цели.
Начинается воспитание, формирование качеств личности с эмоциональной ориентации, возбуждения положительного эмоционального отношения к определенной форме поведения. На важность возбуждения соответствующего эмоционального состояния у воспитанника до усвоения им знаний о вырабатываемом качестве особо указывал К.Д.Ушинский. Вторым этапом является выработка умения правильно выполнить действие, т.е. фактически поступать правильно. На этой основе у ребенка формируется представление о правильной норме поведения. И далее вырабатывается привычка правильного поведения в ходе многократного выполнения действия при положительном к нему отношении. Усвоение (формирование) понятия - последующая ступень процесса воспитания. На основе усвоенных понятий организуется опыт общественного поведения и усваиваются основы этики, эстетики, политических теорий и других наук о человеческих отношениях и об обществе.
Таким образом, последовательность процесса воспитания можно схематически представить следующим образом: эмоциональная ориентация —> выработка умений —> формирование представлений и выработка привычек —> усвоение понятий и организация опыта общественного поведения —> усвоение основ наук об обществе и формирование мировоззрения.
Выделение этих ступеней весьма условно. В реальном воспитательном процессе границы между ними трудно, а иногда и невозможно определить.
Воспитание в широком смысле (соц.аспект)-общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией).
Воспитание в узком смысле (педагогич-ий аспект)-целенаправленная деятельность педагога (воспит-ая работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды соц-ых отношений (в учебе, в общении, игре).
Компоненты воспитательного процесса (М.И. Рожков и Л.В. Байбородова):
1.Целевой-определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.
2.Содержательный-включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.Содержание воспитание отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений.
3.Операционно – деятельностный-определяет комплекс педагогических средств реализуемых педагогом и, по сути, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания учащихся на основе поставленных целей.
4.Аналитико-результативный-отслеживание эффективности воспитательного процесса, которое характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся - это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом.
Педагогическое взаимодействиепредполагает взаимное развитие качеств личности, педагога, его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.Функционально-ролевая-обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо.
Личностная сторона-педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся.
Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе.
Воздействие педагога на ученика: а) прямое-непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений; б) косвенное-педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого; в) преднамеренное-осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения (убеждение-система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает, внушение-основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Необходимыми условиями внушающего воздействия являются авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию); г) непреднамеренное.
Педагогическое общение-общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно развивающие задачи.
Два вида общения: 1) социально ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т. д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие; 2) личностно ориентированное, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.
Типы взаимодействия:
Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников восп.процесса на всех уровнях: учитель-ученик, ученик-ученик, педагог-педагог.
Сотрудничество – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, распределение сил, средств, совместный контроль результатов работы и оценка, а затем прогнозирование новых целей. При сотр-ве конфликты возможны, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели.
Диалог – равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон. Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
Соглашение – в основе лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе. Участники взаимод-ия знают возможности и потребности др.др, понимают необходимость договориться в целях достижения общих целей.
Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающее потребительский характер.
Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.
Индифферентность — равнодушие, безучастность друг к другу. Характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров.
Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций. Конструктивный конфликт возможен когда оппоненты не выходят за рамки деловых отношений и аргументов.
Пед.взаимодействие это всегда организованный процесс, направленный на решение воспитат.задач.
Сущность взаимодействия раскрывается через интегративные характеристики: срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость – это феномен, характеризующий совм.д-ть людей с точ.зр её успешности, колличества, качества.
Совместимость характеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом.
Противоречия воспитательного процесса:
1.между требованиями к личности со стороны социума и возможностями (физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности удовлетворить эти проблемы в социуме. Как социум не может в полной мере удовлетворить все потребности личности, так и личность никогда абсолютно не соответствует требованиям социума.
2.между воспитательными задачами и интересами каждой отдельной личности. Интересы связаны с избирательными отношениями к деятельности, и сами по себе являютсямощным стимулом к действию. Но для того, чтобы у ребенка сформировался интерес, он должен пройти какой-то путь.
3. между целью, средствами и результатом воспитания. Воспитательный процесс, будучи целенаправленным, предполагает выбор необходимых средств достижения. Выбирая те или иные средства воспитания, педагог должен понимать, что абсолютной является ценность личности, а не результат, которого он хочет добиться.
4. между социальной ролью воспитанияи его личностными особенностями, его нравственной позицией. Любая воспитательная практика отражает духовный опыт воспитателя, содержит его личностный потенциал.
Разрешаются противоречия воспит-го процесса через совершенствование цели, содержания, форм и методов воспитания, системы подготовки воспитателей
Логика воспитательного процесса – это определенная последовательность содержательных и организационных этапов (стадий) приводящих к поставленной цели.
Начинается воспитание, формирование качеств личности с эмоциональной ориентации, возбуждения положительного эмоционального отношения к определенной форме поведения. На важность возбуждения соответствующего эмоционального состояния у воспитанника до усвоения им знаний о вырабатываемом качестве особо указывал К.Д.Ушинский. Вторым этапом является выработка умения правильно выполнить действие, т.е. фактически поступать правильно. На этой основе у ребенка формируется представление о правильной норме поведения. И далее вырабатывается привычка правильного поведения в ходе многократного выполнения действия при положительном к нему отношении. Усвоение (формирование) понятия - последующая ступень процесса воспитания. На основе усвоенных понятий организуется опыт общественного поведения и усваиваются основы этики, эстетики, политических теорий и других наук о человеческих отношениях и об обществе.
Таким образом, последовательность процесса воспитания можно схематически представить следующим образом: эмоциональная ориентация —> выработка умений —> формирование представлений и выработка привычек —> усвоение понятий и организация опыта общественного поведения —> усвоение основ наук об обществе и формирование мировоззрения.
Выделение этих ступеней весьма условно. В реальном воспитательном процессе границы между ними трудно, а иногда и невозможно определить.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И ЛОГИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Движущие силы воспитательного процесса Определения: Внешние движущие силы воспитательного процесса – это окружающая ребенка среда, оказывающая на него определенное воспитательное воздействие. Внутренние движущие силы воспитательного процесса – это внутренние потребности и возможности ребенка в личностном развитии.
Движущие силы воспитательного процесса Внутренние движущие силы Личностные потребности ребенка в развитии и их удовлетворение средствами воспитания. Внутренний потенциал каждого ребенка и возможности его оптимальной реализации в рамках воспитательного процесса. Цели, которые ставит перед собой каждый ребенок и способы их достижения.
Вывод Для того, чтобы воспитательный процесс протекал эффективно необходимо сочетание внутренних и внешних движущих сил. Это вызвано тем, что движущие силы вызывают у воспитанника желание и стремление выполнять требования педагога, совершенствовать собственные умения и навыки, совершать одобряемые поступки. Это будет содействовать воспитанию ребенка и развитию его личности.
Логика воспитательного процесса Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному). В педагогической литературе существуют различные точки зрения на определение логики воспитательного процесса. Рассмотрим логику воспитательного процесса Мальковской Т.Н. и Выготского Л.С.
Логика воспитательного процесса Т.н. мальковской целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития; формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и социально ориентированной мотивации; приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований; организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; организация личностно и социально ценностной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; развитие важнейшей социальной функции личности – общения.
вывод На основании данной концепции, логика воспитательного процесса, должна опираться в первую очередь на зону актуального развития ребенка. Это необходимо для того, чтобы грамотно и верно спланировать для всей группы воспитанников зону ближайшего развития, а затем на основании достигнутого результата, перевести процесс управления воспитания личности в самовоспитание и саморазвитие. Успешность процесса воспитания при такой его организации во много определяется уверенностью воспитателя, который его реализует, а также ребенка, который проявляет определенное упорство и настойчивость.
Задачи педагога Задача педагога правильно и целесообразно применять движущие силы, предварительно тщательно изучив каждого воспитанника, узнав ближние и дальние перспективы его развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи. Логика воспитательного процесса, направленного на всесторонне развитие личности, предполагает, что педагогу необходимо четко представлять завтрашний день развития воспитанников, то есть, то, что они могут сделать с помощью воспитателя и то, что они могут сделать самостоятельно. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.
ГОСТ
Воспитательный процесс – это организованный, последовательный и систематический процесс воспитания личности и ее отдельных качеств, организуемый и осуществляемый педагогом.
Внешние движущие силы воспитательного процесса
Формирование и развитие личности ребенка осуществляется в процессе воспитания и представляет собой качественные и количественные преобразования, движущей силой которых является разрешение разнонаправленных противоречий, посредством педагогического воздействия на ребенка.
Преодоление противоречий в процессе воспитания осуществляется за счет движущих сил. Принято различать внутренние и внешние движущие силы воспитательного процесса.
Внешние движущие силы воспитательного процесса – это окружающая ребенка среда, оказывающая на него определенное воспитательное воздействие.
К внешним движущим силам относятся:
- Семья и образовательное учреждение, а также требования, которые предъявляет педагог к ребенку в процессе воспитания.
- Окружающая ребенка информация: духовно-нравственная, культурологическая, историческая, литературная, политическая, формирующая личностные взгляды и пристрастия.
- Личный пример взрослого, который формирует у ребенка представление о том, как необходимо поступать и вести себя в определенных ситуациях.
- Требования, предъявляемые к деятельности ребенка со стороны взрослых (учителя, воспитателя, родителей и т.д.).
- Требования со стороны взрослых, предъявляемые к личности ребенка, направленные на формирование и совершенствование конкретных личностных качеств.
- Требования со стороны взрослых, предъявляемые к формированию у ребенка конкретных навыков саморазвития и самовоспитания.
Внутренние движущие силы воспитательного процесса
Внутренние движущие силы воспитательного процесса – это внутренние потребности и возможности ребенка в личностном развитии.
Готовые работы на аналогичную тему
К внутренним движущим силам воспитательного процесса относятся:
- Личностные потребности ребенка в развитии и их удовлетворение средствами воспитания.
- Внутренний потенциал каждого ребенка и возможности его оптимальной реализации в рамках воспитательного процесса.
- Цели, которые ставит перед собой каждый ребенок и способы их достижения.
Для того, чтобы воспитательный процесс протекал эффективно необходимо сочетание внутренних и внешних движущих сил. Это вызвано тем, что движущие силы вызывают у воспитанника желание и стремление выполнять требования педагога, совершенствовать собственные умения и навыки, совершать одобряемые поступки. Это будет содействовать воспитанию ребенка и развитию его личности.
Задача педагога правильно и целесообразно применять движущие силы, предварительно тщательно изучив каждого воспитанника, узнав ближние и дальние перспективы его развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.
Логика воспитательного процесса
Воспитание является сложным и динамичным процессом, эффективная реализация которого предполагает соблюдение определенной логики его проведения, основанной на строгом поэтапном совершении действий.
В настоящее время существует несколько вариантов логики воспитательного процесса, предложенные разными авторами.
Логика воспитательного процесса, предложенная Т.М. Мальковской, разработана на основании ведущих воспитательных задач:
- Осуществление целостного формирования личности каждого воспитанника, с учетом целей его всестороннего и гармоничного развития.
- Формирование у детей нравственных качеств личности, основанной на общечеловеческих ценностях и имеющих социально ориентированные мотивации.
- Приобщение детей с раннего возраста к общечеловеческим, научным и культурным ценностям.
- Воспитание у каждого ребенка четкой жизненной позиции, в соответствии с демократическими преобразованиями общества, обязанностями и правами личности.
- Воспитание и развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения, с учетом его возможностей и потребностей.
- Организация познавательной деятельности воспитанников, развивающей у детей общественное и индивидуальное сознание.
- Организация личностно-ориентированной деятельности, направленной на формирование у детей конкретных личностных качеств.
- Воспитание культуры общения, как одной из основных социальных функций личности.
Логика воспитательного процесса, предложенная Л.С. Выготским, основана на постепенном переходе от управляемого процесса воспитания личности, к процессу самовоспитания и саморазвития. Данная логика включает в себя:
На основании данной концепции, логика воспитательного процесса, должна опираться в первую очередь на зону актуального развития ребенка. Это необходимо для того, чтобы грамотно и верно спланировать для всей группы воспитанников зону ближайшего развития, а затем на основании достигнутого результата, перевести процесс управления воспитания личности в самовоспитание и саморазвитие. Успешность процесса воспитания при такой его организации во много определяется уверенностью воспитателя, который его реализует, а также ребенка, который проявляет определенное упорство и настойчивость.
Таким образом, логика воспитательного процесса, направленного на всесторонне развитие личности, предполагает, что педагогу необходимо четко представлять завтрашний день развития воспитанников, то есть, то, что они могут сделать с помощью воспитателя и то, что они могут сделать самостоятельно. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.
Читайте также: