Доклад лекарственные растения 2 класс кубановедение

Обновлено: 08.07.2024

Растения могут быть полезными (лекарственными) и опасными (ядовитыми), бывают даже растения-хищники, способные ловить и переваривать мелких насекомых.

Рассмотрим более подробно примеры лекарственных растений.

Ромашка

Широко распространённое растение. Отваром ромашки можно полоскать горло, можно использовать как противовоспалительное, успокаивающее, мочегонное средство. Ромашку также применяют для создания шампуней, кремов и зубной пасты.

Одуванчик

Этот цветок люди знают и любят с детства, плетут венки, делают куколок. Когда одуванчик превращается в белый шар, можно подуть на него и посмотреть на разлетающиеся воздушные парашютики семян. Из цветов одуванчика можно делать салаты, и варить варенье. Одуванчик используют как отхаркивающее средство при кашле, жаропонижающее и потогонное.

Мать-и-мачеха

Листочки этого растения имеют разное покрытие. С одной стороны лист мягкий, как бархат, имеет белый оттенок, а с другой – лист зеленый, жесткий и холодный. Отсюда и такое название. Мать-и-мачеха появляется ранней весной одной из первых и радует своим ярким цветом после долгой зимы. Мать-и-мачеха укрепляет иммунитет , применяется при кашле, избавит от воспаления десен.

Подорожник

Подорожник помогает остановить кровь , заживлять раны и порезы, снимает отеки от укусов ос и пчел. Листья подорожника применяют для смягчения кашля, также они обладают успокаивающим и болеутоляющим действием.

Невероятно ароматное растение, имеющее приятный вкус и запах. Мяту добавляют в готовые блюда, напитки и выпечку, используют для приготовления маринадов. Если добавить в молоко листочек мяты, то оно долго не закиснет. Мята обладает противовоспалительным и расслабляющим эффектом, помогает при боли желудка, спазмах, изжоге, тошноте и головной боли. Мята помогает восстановить силы, снимает нервное перевозбуждение.

Шиповник

Высокий куст, густо усеянный шипами. В ягодах шиповника содержится большое количество витаминов и минералов. Шиповник используют для лечения болезней печени, как легкое слабительное средство. Шиповник улучшает обмен веществ , понижает давление, укрепляет стенки кровеносных сосудов. Чай с плодами шиповника будет не только вкусен, но и очень полезен.

Из листьев алоэ делают сок, который применяется в медицине, а гель из алоэ применяют в косметологии. В соке алоэ содержится много полезных микроэлементов. Он способствует укреплению иммунитета, очищению крови, лечит заболевания глаз, заживляет раны и язвы.

Крапива

Крапива знаменита не только своими жгучими качествами, но и полезными свойствами. В крапиве содержание витамина С больше чем в лимоне, а каротина больше чем в моркови. Опытные кулинары знают много рецептов приготовления блюд из крапивы. Крапива также широко применяется в медицинских целях. Крапива улучшает работу сердца, облегчает мышечные боли, нормализует работу пищеварительной системы, обладает заживляющим эффектом. Применяется в косметологии для ухода за волосами и кожей головы.

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все

(Дети хором) – природа.

Учитель: Растения окружают нас. Зачем они нужны человеку?

(Питание, одежда, строительство, предметы быта и т.д.) Растения украшают нашу жизнь. Часто люди изображают растения в своих художественных произведениях, украшают ими свою одежду.

В нашем школьном музее много экспонатов народной кубанской вышивки, украшенных растительным орнаментом или цветами. Вот несколько образцов вышивки.

Сегодня на уроке мы поговорим о небольшой частице природы. О какой группе растений пойдет речь, вы должны догадаться сами.

3. Работа над новой темой.

Учитель. У вас на столах лежат чистые листки бумаги. Вы должны записать названия растений, о которых мы будем рассказывать.

– Что вы знаете об этом растении?

Валериана лекарственная (Слайд 11 Приложение 2). Ценным лекарственным сырьем являются корневища с выходящими из них корнями. Валериана и ее препараты применяются в качестве успокаивающего средства при возбуждении и бессоннице.

Василёк (Слайд 12 Приложение 2). В медицине используют краевые цветки василька как легкое мочегонное средство. В народной медицине – при желтухе и при глазных болезнях.

Фиалка (Слайд 13 Приложение 2). Применяют при простудных, желудочно-кишечных заболеваниях, для заживления ран, язв, фурункулов.

Хмель Слайд 14 Приложение 2). Применяют для улучшения пищеварения, при неврозах и бессоннице, как успокаивающее средство. Используют для лечения при болезнях почек, печени и желчных путей.

Ромашка (Слайд 15 Приложение 2). В народной медицине часто пользуются настоем ромашки как болеутоляющим и успокаивающим средством. При мигренях предпочитают назначать вместо настоя порошок из измельченных соцветий ромашки.

Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.

Учитель. Некоторые всем нам знакомые растения (фрукты, ягоды) тоже являются лекарственными.

Грецкий орех (Слайд 16 Приложение 2). Плоды используют при атеросклерозе, склерозе головного мозга и гипертонии. Околоплодники и листья в виде настоя принимают внутрь как вяжущее и глистогонное средство, а также от некоторых кожных заболеваний.

Арбуз (Слайд 17 Приложение 2). В народной медицине арбузную мякоть или сок часто дают для утоления жажды при лихорадочных состояниях, для этой же цели специально готовят арбузное “молоко”: толченые семена арбуза растирают в холодной воде. Используют в диетотерапии, при анемии, как сильное мочегонное средство.

– Где вы встречали это растение?

Пеларгония (герань) (Слайд 18 Приложение 2). Настойка пеларгонии помогает от болей в сердце, при гастритах, бронхитах. Отвар этого растения помогает в качестве полоскания при стоматитах и ангине. Листок герани помогает при простуде уха. Пеларгония хорошо помогает при стрессах, неврозах и бессоннице.

Учитель. Комнатные растения тоже могут обладать лечебными свойствами и применятся в народной медицине.

Хлорофитум (Слайд 19 Приложение 2). Главная особенность растения – очищение воздуха от вредных микроорганизмов.

Каланхоэ перистое (Слайд 20 Приложение 2). Применяют при кашле, ангине, фурункулезе. При ревматизме и глубоких порезах, может облегчить зубную боль и улучшить аппетит.

Сенполия (фиалка) (Слайд 21 Приложение 2). Обладает противовоспалительным действием, применяется для лечении бронхита и коклюша.

Традесканция (Слайд 22 Приложение 2). Заживляет раны, порезы, царапины. Быстро останавливает кровь, уменьшает опухоль и размер синяка.

Алоэ (Слайд 23 Приложение 2). Применяется при близорукости и воспалении век. Используется для лечения бронхиальной язвы, болезней желудка, фарингитах. Как общеукрепляющее средство.

Золотой ус (калиссия) (Слайд 24 Приложение 2). Применяется для лечения язвы желудка и бронхиальной астмы. Используется при сахарном диабете, заболеваниях сердца.

– Какова тема нашего урока кубановедения?

4. Физкультминутка.

Если я называю травянистое растение – нужно присесть, кустарник – развести рука в стороны, дерево – поднять руки вверх. А если не растение – захлопать в ладоши.

Береза Тысячелистник
Подорожник Ворона
Сирень Мать-и-мачеха
Воробей Ель
Тополь Шиповник
Олень Малина
Ромашка Василек
Дуб Орех
Роза Цикорий
Крапива Заяц
Калина Клевер
Сосна Смородина
Фиалка Ежевика

5. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Соотнеси названия растений с их изображениями”.

(На доске названия растений и рисунки. Нужно составить пары.)

Дети рассказывают о растениях.

Береза
Ежевика
Клевер
Василек
Ромашка
Смородина
Цикорий
Хмель

2) Работа в парах.

Учитель показывает растение из гербария, дети записывают название в кроссворд на карточке.

– Для чего нужен гербарий?

Дети: Чтобы сохранить растения надолго.

Учитель: Где используют гербарий? (В школе, в музее.)

В краеведческих музеях обязательно имеется экспозиция, посвященная растениям данной местности.

– Какое слово у вас получилось в кроссворде?

6. Подведение итогов урока.

– О каких растениях мы говорили на уроке?

– Как нужно собирать растения для лечения?

Увидел молодой росток – не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –
На этом месте вырастет целебная трава.
Лес зеленый охраняй, никого не обижай!
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай.
Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Лекарственные растения Краснодарского края.docx

МБОУ СОШ № 38 г. Краснодара

Информационный проект на тему:

« Лекарственные растения

МБОУ СОШ №38 г. Краснодара

учитель начальных классов

Сокольская Наталья Алексеевна

2.1 Многообразие растительности Краснодарского края 3

2.2 Область применения лекарственных растений 5

Список использованной литературы 7

Многообразна природа. Большое значение в природе и жизни человека имеют растения.

Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности как на Кубани. Всего на Кубани 160 видов лекарственных растений. Но человек так безжалостно их рвёт, даже бывает с корнями, что некоторые из них начинают исчезать.

Цель исследования : формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений.

Задачи исследования : познакомиться с лечебными свойствами растений, и уметь их различать, а также знать особенности лекарственных растений.

Методы исследования:
Основным методом исследования является изучение и наблюдение.

Объект исследования :

Природа и окружающая среда Краснодарского края

Основная часть:

2.1 Многообразие растительности Краснодарского края

Мой Отчий край, краса и сила! Богат и славен ты трудом!

Люблю тебя, где все мне мило, люблю Кубанский светлый дом!

Рассветы ранние, закаты, и тихий шелест тополей,

И вишни белые у хаты, и ширь, простор родных полей.

Ю. Н. Колодний

Выезжая на дачу к бабушке с дедушкой, я беру фотоаппарат и снимаю растения, которые встречаются в лесу. Их там великое множество! Некоторые любят укромные уголки, а другие наоборот красуются на полянах и вдоль дорог. Оказывается, что растения могут быть как полезными так и ядовитыми. Совсем невзрачные и простые растения могут быть лечебными. Поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача.

На территории нашего края произрастает много лекарственных растений, таких как: ромашка аптечная, мать-и-мачеха, шалфей, крапива, сурепка и другие.

Ромашка аптечная . В медицине используются соцветия (корзинки) ромашки аптечной . Растёт ромашка аптечная на пустырях, в населённых пунктах, по обочинам дорог.

Среди многочисленных цветов с жёлтыми серединками и белыми лепестками, которые мы привычно зовём ромашками, настоящая или аптечная попадается редко. Это растение мест с нарушенным растительным покровом – осыпей, обрывистых склонов, берегов речушек, железнодорожных насыпей, картофельных полей и огородов.

Мать-и-мачеха

И распахнуться листочки шального цветка –

мягкие снизу, как тихая добрая мать,

жёстко – зелёные сверху… Возьмёт их рука,

станет крошить их, варить и на ситечке мять.

Листья спасут от недужных подарков зимы –

кашлей и хрипов, от прежних рискованных ран…

Помним и верим в тебя – даже если не мы

встретим в проталинах солнечный твой сарафан!

Александр Седов

Это первая цветущая весной травка. Стоит сойти снегу, и, буквально через несколько дней, на проталинах загораются её ярко-жёлтые корзинки. Мать-и-мачеха относится к семейству сложноцветных, и то, что нам кажется одним цветком – на самом деле достаточно сложно устроенное соцветие-корзинка. Плодоносящая мать-и-мачеха похожа на одуванчик, только белые пуховые шарики меньше и располагаются на стебельках с редкими листочками.

Зверобой

Вечен той травины сон –

Каждый лист стрелой пронзён.

Зверобой сечёт под корень

Девяносто девять хворей!

Татьяна Смертина

Зверобой- это одно из древнейших лекарственных растений нашей страны. Одно из его старинных названий – здоровая трава. Растёт повсеместно в лесной и лесостепной зоне. Собственно растёт не зверобой, а зверобои, потому что почти повсеместно встречаются два вида зверобоя – зверобой продырявленный, он же зверобой обыкновенный, он же зверобой пронзеннолистный, и его ближайший родственник – зверобой пятнистый, или, как его ещё называют, зверобой четырёхгранный. Обычно они и растут рядом.

Нельзя сказать, что зверобой четырёхгранный или пятнистый менее эффективен, чем продырявленный, но, видимо, не зря народная медицина их различает, до недавнего времени тоже.

Лопух

А ты – широкоплеч, хорош!

Звёздно-сиренево цветёшь.

Как часто в детстве я до слёз

Рвала те звёзды из волос.

А бабка мне: «Прилип жених?

Татьяна Смертина

Лопухи или репейники знают все. Это одно из немногих растений, которое обязательно знакомо даже современному горожанину. И неудивительно. Лопуху соседство с человеком просто необходимо, иначе некому будет разносить по свету его семена. Для невнимательного глаза все лопухи одинаковы. На самом деле их несколько видов. Это лопух лесной, малый, большой и паутинистый.

Пастушья сумка

Это растение в изобилии встречается на грядках и в полях, занятых овощными культурами, особенно картофелем. Своё название пастушья сумка получила по форме плодов, действительно напоминающих стянутый верёвочный мешочек, или вернее, кисет.

Зелёная масса пастушьей сумки содержит аскорбиновую кислоту, каротин (провитамин А), витамин В, дубильные вещества, сахара, органические кислоты, флавоноиды, укрепляющие стенки сосудов, вещества, усиливающие свёртываемость крови.

Пустырник пятилопастный

Пустырник не зря так называется, он действительно часто встречается на пустырях, пустошах, в зарослях кустарников. Многие, впервые увидев пустырник, удивляются – растение давно знакомо внешне, только названия не знали.

Это крупная 1 – 2 м высотой, многолетняя трава с прямыми, вверху слабо ветвящимися стеблями. Стебли четырёхгранные, волосатые, листья супротивные, пары листьев располагаются крест-накрест, чтобы не затенялись нижерасположенные листья.

Подорожник

2.2 Лечебные свойства трав и их применение в медицине

В медицине используются соцветия ромашки, содержащие эфирное масло, которое и оказывает основное лекарственное действие. Интересно, что большинство эфирных масел либо вовсе не окрашены, например, мятное, либо окрашены в различные оттенки желтого и коричневого цветов. Эфирное масло ромашки, благодаря содержащемуся в нём хамазулену имеет синий цвет. Оно обладает сильным противовоспалительным, спазмолитическим и довольно значительным бактерицидным действием. Нужно подчеркнуть антитоксичное действие (помогает при отравлениях) ромашки на организм, кроме того, в ней есть вещества, оказывающие защитное действие на клетки печени.

Мать-и-мачеха.

Молодые, нераспустившиеся соцветия мать-и-мачехи и её листья съедобны. В немецком языке она даже называется копытным салатом, поскольку общая форма листа немного напоминает след от копыта.

В листьях мать-и-мачехи содержатся витамины, горечи, дубильные вещества, сапонины и значительное количество слизи. Все эти вещества оказывают благотворное влияние при воспалительных процессах в слизистых оболочках дыхательных путей.

Зверобой имеет чрезвычайно широкое медицинское применение, он содержит эфирное масло, смолистые вещества.

Препараты зверобоя применяют при заболеваниях печени и желчных путей: гепатитах, застое желчи, в начале желчекаменной болезни, при гастритах с недостатком выделения соляной кислоты, при вздутиях как лёгкое мочегонное средство и при мочекаменной болезни как вспомогательное средство.

В медицине применяют в основном лопух большой, хотя паутинистый очень близок к нему по химическому составу, и по сути своей может быть равноправным сырьём.

Пастушья сумка.

В пищу используют молодые розетки пастушьей сумки до цветения. По вкусу они напоминают капусту и могут использоваться как её заменитель. Кроме того, пастушья сумка входит в состав смесей для весеннего витаминного лечения.

Трава пустырника содержит гликозиды, эфирное масло, дубильные и горькие вещества, сахара, витамины.

Пустырник используется в медицине как успокаивающее средство. Он замедляет ритм сердечных сокращений, увеличивает их силу, понижает артериальное давление. Как горечь он стимулирует выделение желудочного сока.

Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании.

3 Заключение

В своей работе я рассмотрела лишь некоторые из очень полезных растений нашего края. Природа удивительно богата. Вы узнали из моей работы, как жизненно важны лекарственные растения для человека, увидели, что это ценные пищевые и лекарственные запасы. Я надеюсь, что, познакомившись с моей работой, вы легко сможете определять представленные растения в природе и использовать их. Но при этом, нельзя забывать о том, что мы обязаны и заботиться об этих растениях: не собирать их больше, чем это нам необходимо, стараться создать благоприятные условия для роста и развития этих растений, культивировать лекарственные растения на садово-огородных участках.

Проведя исследовательскую работу, я пришла к следующему выводу:

Сама природа даёт нам силы и здоровье. Лекарства вокруг нас. Только нужно уметь их увидеть, использовать, сохранить и преумножить.

Если приложить усилие и старание, природа нас и накормит, и напоит.

В дальнейшем я решила:

Изучить правила сбора, сушки и применения лекарственных растений

4 Список литературы

Залесова Е.Н., Петрова О.В. Полный русский иллюстрированный словарь-травник и цветник. – СПБ. Изд. Каспари.

Справочник-лечебник по народной и нетрадиционной медицине. -Тула:Ариэль,1996.

Даников Николай Илларионович Ваш травник: -М.:РИПОЛ,1996.

Залесова Е.Н., Петрова О.В. Полный русский иллюстрированный словарь-травник и цветник. – СПБ. Изд. Каспари.

А.п. Тильба. Растительность краснодарского края. Учебное пособие. Краснодар, 1981

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. Приветствие учащихся.

Эмоциональный настрой учащихся.

Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я. Зовут меня Юлия Владимировна.

-Мы продолжаем путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

-Проверим готовность к уроку!

-Каждый посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал.

-Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

Цель:актуализировать знания учащихся. Проверка знаний по прошлой теме урока. -На прошлом уроке вы изучали разнообразие растительного мира нашей местности. Проверим, как вы усвоили этот материал.

- На какие три группы можно разделить растения? (Травы, кустарники, деревья)

-Какие ярусы существуют в природе? Опишите каждый ярус. (К первому ярусу относятся– травы; ко второму ярусу относятся-кустарники; к третьему ярусу относятся-деревья.

- Назовите деревья, которые встречаются на Кубани? (Липа, дуб, сосна, береза, ольха, ясень, клен, ель)

-Какое дерево является символом России? (Берёза)

-Для чего нужна красная книга? (Для того чтобы спасти исчезающие виды растений) Проверяет качество усвоенного ранее материала. Контролирует и исправляет ошибки детей. Актуализируют свои знания по ранее изученному материалу. Отвечают на вопросы учителя.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Вступительное слово учителя о природе.

-Ребята, окружающий мир прекрасен. Прекрасны леса и поля, горы, моря и реки, животный и растительный мир во всем своем многообразии.

- На прошлом уроке вы узнали о разнообразии растительного мира Кубани. Сегодня мы продолжим эту работу и познакомимся с вами с особенностями растений нашего края.

-Так о каких растениях мы на уроке будем говорить? (На уроке мы будем говорить о лекарственных растениях)

- Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

- Познакомимся с лекарственными растениями нашего края.

-Узнаем, как правильно использовать лекарственные растения при заболеваниях.

-Узнаем, как можно заготовить лекарственные растения в домашних условиях. Обеспечивает мотивацию и понятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.

Организует проблемное обучение, предлагает с играть в игру.

Внимательно слушают вступительное слово учителя.

Играют в игру, развивают логическое мышление.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

Беседа с учащимися о лекарственных растениях.

- Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.

- Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.

- Ребята, сейчас мы просмотрим видеоролик про лекарственные растения. Я прошу вас обратить внимание на виды лекарственных растений и на то, какую пользу они приносят людям. После просмотра вам будут заданы вопросы.

- О каких лекарственных растениях вы узнали, просмотрев видеоролик? (Ромашка, череда, одуванчик, крапива, зверобой, тысячелистник, мать-и-мачеха, календула, подорожник).

-Молодцы, ребята! Рассказ учителя о растениях. Показ видеоролика для учащихся. Задает вопросы учащихся.

Слушаю рассказ учителя. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя.

Работа по учебнику -Ребята, теперь мы с вами поработаем с учебником. Откройте свои учебники на странице 20-ой.

-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что это за растение? (Подорожник)

- Давайте прочитаем информацию, о подорожнике которая написана в учебнике. После прочтения вам будут заданы вопросы по тексту.

-Как люди называют подорожник? (Зелёным бинтом называют это растение)

-Где именно появляется подорожник? (Подорожник появляется там, где когда-то прошёл человек)

-Правильно! Вы большие молодцы! Работа по учебнику. Задает вопросы учащихся по тексту, который находится в учебнике. Читают информацию в ученике. Отвечают на вопросы учителя. Ищут информацию в тексте.

Знакомство с растениями -Ребята, а сейчас мы с вами узнаем об особенностях некоторых лекарственных растений, которые произрастают в нашем крае.

-Угадайте о каком лекарственном растении пойдет сейчас речь?

- С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня. (Мать-и-мачеха)

-Откройте свои памятки. Откройте станицу 4- ую. Найдите информацию о данном растении и прочитайте ее.

- Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение? (Ответы учащихся)

- Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

- В народе есть легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Вот такая необычная легенда характеризует растение Мать-и-мачеха! Учитель загадывает загадки про лекарственные растения. Рассказывает информацию о растениях. Задает вопросы учащимся. Отгадывают загадки, которые задает учитель. Слушают информацию о растениях. Отвечают на вопросы педагога.

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.

-Ребята, а теперь немножко отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

-Тихонько присаживаемся и продолжаем работу. Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. Выполняют упражнения вместе с учителем.

Работа с учебником -Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Всем известная …. (Крапива)

- А знаете, почему крапива обжигает? (Ответы детей)

- А насколько правильны ваши ответы мы узнаем из учебника.

-Обратите внимание на станицу 21-ую. Найдите где именно написано про крапиву.

- Так почему же крапива ожигает? (На ее листьях и стеблях есть особые волоски, каждый из них – как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся-получается укол.)

-Что надевают люди при заготовке крапивы? (При заготовке крапивы люди надевают перчатки)

- Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название (крапивница).

- Давайте познакомимся еще с одним лекарственным растением.

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто же лечит ранки? (Чистотел)

- Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле.

- Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

- Чистотел применяют при заболевании лёгких, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения : чистотел или бородавочник.

-Лекарственные растения можно приобрести в аптеке, а можно заготовить в домашних условиях. При этом нужно помнить правила их заготовки.

- Для того, что узнать правила заготовки вам нужно открыть станицу 22-ую.

-Найдите правила заготовки. И прочитайте их. (Учащиеся читают о правилах заготовки лекарственных растений в домашних условиях)

- Когда собирают растения? (Большинство растений собирают по утрам, когда высохла роса)

-Где нельзя собирать лекарственные растения? (Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов и скверах)

-Когда именно собирают цветки, листья, корень и кору лекарственных растений? (Цветки собирают в начале цветения; листья- перед цветением или в начале его; корни – весной и осенью; кору –весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется)

-Молодцы, ребята! Учитель загадывает загадки про лекарственные растения. Рассказывает информацию о растениях. Задает вопросы учащимся по учебнику. Отгадывают загадки, которые задает учитель. Слушают информацию о растениях. Отвечают на вопросы педагога. Ищут ответы на вопросы в учебнике.

1) Задает вопросы по тебе урока. Применяет прием критического мышления. Отвечают на вопросы учителя. Дают пояснение ответам.

V.Итог урока.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Обобщающая беседа.

-Ребята, откройте учебники на странице 22. Внизу страницы у вас находиться таблица. Вам нужно найти и обвести названия лекарственных растений. После того как вы закончите работу, мы проверим какие растения вы нашли. (Ромашка, репейник, мята, календула, лопух, калина)

-Урок подходит к концу, повторим, что мы с вами изучили сегодня на уроке.

-Откроем дневники и запишем домашние задание в учебник стр. 20-22пересказ.

-Оценки на уроке получают. … Все сегодня были молодцы.

-Ребята, у каждого из вас на столах лежат картинки растений крапивы и ромашки Тем, кому урок понравился, было интересно, всё получалось – поднимите картинку ромашки; тем, кому урок не понравился, возникали затруднения – поднимите картинку крапивы.

-Урок окончен! Мне было приятно с вами работать! До свидания! Задает вопросы с целью понимания изученного материала. Задает домашнее задание, выставляет оценки. Проводит работу по самоконтроли деятельности учащихся на уроке. Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание в дневник. Проводят самоконтроль своей деятельности на уроке.

Читайте также: