Доклад кравцова о качестве образования

Обновлено: 15.05.2024

– Сергей Сергеевич, где надо учиться, чтобы стать министром образования?

– Правда ли, что вы – учитель в третьем поколении?

– Вы учитель, который стал чиновником, или чиновник, который остался учителем?

– Знаете, мне кажется, всегда надо прежде всего оставаться нормальным человеком: добрым, отзывчивым, ответственным, серьезным, думающим. А какая у тебя при этом должность – вторично. Когда работал учителем в школе, хотел, чтобы все мои ученики понимали материал, чтобы ни у кого не оставалось чувства, что он не уяснил что-то и его это расстроило и отбило желание учиться дальше. Когда стал чиновником, для меня также стало важно, чтобы все ученики в любой школе страны учились с интересом, чтобы о них заботились учителя, а уроки проходили в современных комфортных классах.

– Как вы считаете, школа должна воспитывать или все-таки учить?

Очень важно, чтобы учителя, которые как раз подают пример детям, тоже не были чем-то застывшим, чтобы они расширяли кругозор, участвовали во всех аспектах жизни школы, много читали, были внимательны к каждому ребенку и показывали детям, как много можно достичь, живя согласно духовным ценностям, следуя моральным принципам.

И, конечно, огромную роль в воспитании играет семья – и школе тоже надо внимательно и осторожно работать с родителями, вовлекая их в процессы, происходящие в школе.

– В Советском Союзе во всех школах страны учили по единой программе и учебникам. Сейчас же школы сами выбирают программы и даже график каникул. Вы считаете это правильным?

– Мне кажется, во всем нужна мера и здравый подход. Давайте по порядку.

Еще раз обращу внимание: задача Министерства просвещения – дать возможность каждому ученику, где бы он ни жил, получить качественное образование. Для этого, например, необходимы корректировки федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Было много вопросов по поводу единого перечня учебников. К списку было много нареканий. Он часто менялся. Мы решили подойти более систематизированно к его формированию. Согласовать с экспертным сообществом, включая экспертов-педагогов, ну и оставить окончательное утверждение перечня за министерством, которое, кстати, определяет госполитику в области образования. Предпринятые шаги сняли напряжение.

Еще один большой пласт работы – это работа с учителями. Тут предстоит сделать очень много, в частности, необходимо навести порядок в системе аттестации учителей, определить оценочные технологии. Сейчас программы переподготовки педагогов не отвечают запросам учителей и отстают от современных требований, но мы уже в активном процессе изменений и обновлений.


Общее образование должно быть доступно для всех детей вне зависимости от достатка семьи

Дмитрий Рогулин / ТАСС

– Существуют международные исследования TIMSS, PISA. Как мы в них выглядим на фоне других стран?

– К тем, что вы перечислили, важно добавить PIRLS – исследование качества чтения и понимания текста. Каждое исследование имеет свою специфику и проводится среди школьников разных возрастов. Мы всегда серьезно и внимательно относились к международным исследованиям. Они помогают увидеть сильные и слабые места в обучении и, соответственно, скорректировать программы, перенять более успешный опыт зарубежных коллег.

PISA – международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет в естественнонаучной, математической и читательской грамотности. У наших ребят отличные базовые знания, а вот с применением их в реальной жизни сложности. Значит, стоит уделять этому больше внимания: и программы менять, и педагогов переподготовить.

Отмечу, что кроме международных исследований мы проводим и свою диагностику. Ежегодно в школах проходят Всероссийские проверочные работы. Мы планируем провести ВПР в начале следующего учебного года, это позволит нам выявить пробелы в знаниях, вызванные известными событиями весны–лета, и скорректировать учебные программы для их устранения.

– Насколько известно, в СССР около 27% школьников поступали в вузы, а сейчас, наверное, 90% имеют высшее образование. После введения ЕГЭ намного ли снизилось количество поступающих в высшие учебные заведения?

– Во многих странах тоже проводится Единый государственный экзамен. Как он проходит у нас, в США и, скажем, во Франции?

– И во Франции, и в США проводят единые экзамены, схожие с нашим. В чем-то подходы пересекаются, но в части, например, снижения психологической нагрузки на участников мы ушли значительно дальше французских коллег. Наше расписание сбалансировано, между экзаменами есть перерывы, как правило, день или даже несколько, в зависимости от того, что конкретно сдает школьник, а во Франции экзамены могут идти подряд в один день.

Обсуждая с нашими зарубежными коллегами меры, которые предпринимались по всему миру, чтобы защитить здоровье школьников во время эпидемии, мы все чаще слышим позитивную оценку и просьбы помочь перенять наш опыт. Как и в России, обязательные экзамены для школьников отменили в США, Великобритании, Франции, Нидерландах, Казахстане, Индонезии и многих других странах. Правительства приняли решение об отмене ряда экзаменов и рекомендовали выставить школьникам среднюю оценку на основе текущих работ и проектов.

– Бюджет образования растет. Какой процент от выделенных средств тратится на зарплату учителей, а какой – на оборудование школ всем необходимым, и правильно ли это?

– Консолидированные бюджеты на образование существенно растут: только за последний год – более чем на 7%, в 2020 году сумма на образование составляет более 912 млрд рублей. Я считаю, это солидная сумма для финансирования того, что мы запланировали сделать.

Мы контролируем выплату зарплат учителям. С нового учебного года добавляется ежемесячная доплата в пять тысяч рублей всем классным руководителям. В национальных проектах заложены средства на строительство школ, детских садов, обновление инфраструктуры образовательных учреждений, в том числе колледжей, развитие дополнительного образования, а также повышение квалификации педагогов.

– В подчинение Минпросвещения перевели педагогические вузы. Зачем это было нужно?

– Это логичный и необходимый шаг для всей системы профессионального развития педагогов, когда каждый будущий учитель сможет получать знания, которые необходимы для преподавания в современной школе. Это поможет убрать из программ лишнее, дополнить их тем, что востребовано сейчас, новейшими методическими разработками, инновациями. Так будущие учителя получат больше практических навыков, будут более подготовлены к школе психологически. Например, будем готовить педагогов и к работе в условиях дистанционного образования – подчеркну, мы не планируем заменять им традиционное, но его возможности значительно могут повысить качество образования учеников.

– В период недавней эпидемии частные клиники оказались весьма полезными государственному здравоохранению. А вот частные школы могут помочь в каких-то ситуациях?

– Как мы в целом преодолевали время пандемии в образовании, что делали другие страны?

– Не скрою, это было тяжелое время для всех нас. Сохранить и обеспечить работу образовательной системы нам удалось благодаря четкой координации и сплочению. Прежде всего хочу сказать огромное спасибо всем педагогам, без их чуткого понимания происходящего, без их отклика, энтузиазма и вовлеченности, готовности помогать вести образовательный процесс в дистанте мало бы что получилось. Мы же сделали все, чтобы обеспечить поддержку и педагогам, и семьям, и учащимся.

Сейчас в ходе международных образовательных сессий зарубежные коллеги с большим интересом изучают сразу несколько наших наработок. Прежде всего мы интересны тем, что при огромном количестве учащихся, 16,5 млн у нас только школьников, мы в кратчайшие сроки перевели систему на дистанционные рельсы, 99% школ, 97% колледжей, что отразилось и на низких цифрах заболеваемости среди детей. Мы запустили самый масштабный по европейским меркам мультиплатформенный проект, подключив к этому федеральные телеканалы, операторов телевещания, ведущих издателей. Давали возможность ребятам и в Сети, и по телевидению, и по другим каналам связи продолжать учебу. Один из наших ключевых порталов – Российская электронная школа собрала свыше 63 миллионов посещений в этот период.

Так же, как и мы, по данным ЮНЕСКО, более 190 стран в это время закрыли школы и перевели учебу в дистанционную форму.

США, Великобритания, Франция, Нидерланды и ряд других стран так же, как и мы, отменили экзамены в школах и выставляли оценки по итогам текущих. При этом мы смогли обеспечить процесс таким образом, чтобы учащиеся могли поступить в вузы по итогам ЕГЭ, и сейчас в стране идет экзаменационная кампания, но только для тех, кто идет в вуз, и с обеспечением всех мер по защите здоровья.

– За последние годы мир сильно изменился. Представители каких профессий будут востребованы в ближайшее десятилетие?

От себя скажу, что совершенно точно перспективным направлением всегда будет педагогика, мы сейчас с каждым государственным педагогическим университетом страны разрабатываем программы развития педагогического образования.

Сергей Кравцов.

2020 год стал самым необычным в истории образования. Однако, несмотря на трудности, в нём было и немало позитивного. О том, что удалось, а также о планах на 2021-й рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.


В числе важных решений 2020 года — выплаты в 5 тыс. рублей учителям за классное руководство, снижение бюрократической нагрузки на педагогов. Учителя избавлены от большого количества отчетов: местным органам управления образованием рекомендовано сократить список необходимых для заполнениями учителями документов до четырех. Мы приняли программу об организации воспитательной работы. Со следующего года в десяти пилотных регионах в школах появятся советники директоров по воспитательной работе с дополнительной ежемесячной оплатой в 15 тыс. рублей.

— Какие самые большие трудности пришлось преодолевать?

В этом учебном году подавляющее большинство школ с сентября работали в очном режиме, полностью закрывались на карантин не больше 2-3% школ и около четверти работают в смешанном формате.

— Что показали Всероссийские проверочные работы, которые провели в начале учебного года?

— Никакой критической ситуации диагностика не выявила. Повезло, что дети уходили на домашнее обучение в четвертой четверти, когда школьники в основном повторяют пройденный материал и нет большого количества новых тем, как это могло быть в другой период. Поэтому мы увидели по результатам ЕГЭ, что баллы сопоставимы с прошлым годом. Разработана программа помощи школьникам на основе диагностики, каждая школа получила свои результаты, методические рекомендации, чтобы при необходимости соответствующую работу в начале года провести. Чтобы снять беспокойство, которое, возможно, есть у родителей.

А в этом учебном году подавляющее большинство школ с сентября работали в очном режиме, полностью закрывались на карантин не больше 2-3% школ, около четверти работают в смешанном формате.

Сергей Кравцов.

— Не так давно говорили о том, что у нас появится аналог Zoom, платформы для онлайн обучения, а также соцсеть с образовательной тематикой.

Еще раз хочу подчеркнуть, что мы никогда не откажемся от классической системы образования, от общения ученика с учителем.


— Министерству просвещения теперь переданы педагогические вузы. Будут ли изменения в подготовке учителей?

— Безусловно. В этом году впервые средний балл ЕГЭ в педагогические вузы вырос. Вы знаете, что всегда в педагогические вузы шли с невысокими баллами. Что бы мы ни говорили, какие бы проекты ни реализовывали, качество образования зависит от качества подготовки учителя. Поэтому мы рады тому, что в педагогические вузы пошли более подготовленные и мотивированные ребята. Со следующего года в 3 раза увеличим финансирование на развитие науки во всех 33 педагогических вузах. На это будет выделено почти 500 млн рублей. Это анализ того, каким должен быть учитель, изучение возрастной физиологии, того, какими должны быть подходы у современного учителя в работе с молодым человеком, какой должна быть система подготовки в педагогических вузах. Есть мнение, что педагога должны готовить классические университеты, а потом — доучивать до учителя. Мы видим, что не всегда это работает. Например, человек может быть прекрасным учёным-математиком, гением, но не у всех получается изложить математику ребятам так, чтобы они ее поняли. Учитель должен знать не только предмет, но и методику его преподавания. Уметь работать с детьми, их родителями. Если неподготовленный учитель придет в класс, то результат мы можем получить обратный. А на учителя смотрят, на него равняются. Поэтому наша задача — чтобы в педагогическом вузе (даже если туда пришли ребята с невысокими баллами) будущим учителям дали хорошую предметную и методическую подготовку, практику, научили работать с ребятами. Вот это те задачи, которые мы уже решаем и будем решать в следующем году.

В соответствии с поручением президента, принято очень важное решение о допуске студентов 4 курса педвузов к работе учителями. Сегодня молодые ребята могут сразу прийти в школу. Но их надо сопровождать, развивать наставничество. Поэтому мы будем расширять границы педагогических вузов и стараться сделать из них лучшие университеты.

В идеале учиться должно быть так же интересно, как играть.

— В новых СанПиНах для школ и садов прописано, сколько дети могут пользоваться электронными образовательными средствами. Даже в старших классах это не более 35 минут, в 5-9 классах — 20-25 минут, в младшей школе — 10 минут, а непрерывно — вдвое меньше. А мы все время говорим о развитии цифровой среды. Как это увязать, чтобы дети совсем больными из школы не вышли?

— Действительно, очень важно соблюсти баланс здоровья, и психологического в том числе, и разумного использования цифровых технологий. Для этого и есть требования врачей, чтобы максимально обезопасить детей. Информационные технологии должны быть только во благо ребенка. Здоровье школьников — один из наших приоритетов.

Государственный выпускной экзамен — это не такая строгая форма итоговой аттестации, как ЕГЭ. Выпускники, которые не собираются поступать в высшие учебные заведения, фактически напишут контрольные работы по русскому языку и математике у себя в школе.

— Будет ли меняться содержание заданий ЕГЭ? В прошлом году многие очень переволновались и получили меньше баллов из-за химии, куда включили сложные задания.

— Не соглашусь. По химии результаты сопоставимы с прошлым годом. Да, задания были изменены на более прикладные, практико-ориентированные, а не просто основанные на заучивании теории. Поэтому те ребята, которые готовились, сдали. У нас каждый год такие вопросы возникают. Нужно очень внимательно ознакомиться с демонстрационными заданиями, которые опубликованы на сайте ФИПИ. Рособрнадзор ведет большую программу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В демоверсиях есть примеры заданий, в том числе тех, которые будут в едином государственном экзамене этого года. Поэтому каких-то серьезных изменений здесь в ЕГЭ нет. Напомню, что сроки проведения ЕГЭ — это июнь и одна неделя в июле как резервные дни для тех, кто не сможет сдать ЕГЭ в июне. ЕГЭ фактически выбирают те, кто идет в вузы или готовится получить аттестат с отличием или медаль. Им в 2021 году нужно сдать только один обязательный экзамен — по русскому языку. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году проводиться не будет.

Сергей Кравцов.

— Как будут проходить выпускные экзамены для тех, кто не идет в вуз?

— Государственный выпускной экзамен — это не такая строгая форма итоговой аттестации, как ЕГЭ. Выпускники, которые не собираются поступать в высшие учебные заведения, фактически напишут контрольные работы по русскому языку и математике у себя в школе. Это необходимо, чтобы получить аттестат. Государственные выпускные экзамены, в отличие от ЕГЭ, пройдут в конце мая.

В планах создание школы мирового уровня с новым подходом к преподаванию. Нам нужна не только современная инфраструктура, но и новая философия школы.

— Что еще вы хотели бы изменить в школьном образовании?

— В планах создание школы мирового уровня с новым подходом к преподаванию. Нам нужна не только современная инфраструктура, но и новая философия школы. Что у нас есть сейчас? Проверочные работы, ОГЭ, ЕГЭ, мы про каждую школу — с точки зрения обучения — представляем её уровень. Мы даже подошли к решению очень непростого вопроса воспитания в школах. Но это не всё. Школа — это определенная среда. Как она должна быть организована? В следующие четыре года будет построено 1910 школ. Мы хотим сопровождать их не только на этапе строительства — от технического задания до лицензии, — но и в том, какие методики станут использоваться, как будут подготовлены учителя. Раньше были экспериментальные школы, где отрабатывались новые методики. Сейчас это не очень подходящее слово, хотя идея была правильная. Наверняка и сейчас есть интересные педагогические находки, методики, которые можно было бы попробовать применить с согласия учителей и родителей.

Министр просвещения Сергей Кравцов редко выступает с громкими заявлениями и не так заметен, как его предшественница. 25 мая он дал интервью Владимиру Познеру, где рассказал о своём отношении к ЕГЭ, платному образованию и поделился историей, как коррупция в вузах разрушила его детскую мечту. Выбрали главные тезисы из почти часовой беседы.

1. Сейчас президент возвращает воспитательные функции в школы

В соответствии с законом образование — это воспитание и обучение. Так сложилось, что до этого за воспитание в соответствии с нормативными документами отвечала семья. Новым законопроектом президент возвращает важнейшую функцию школы — воспитательную — в образовательные организации. В соответствии с этим законом в каждой школе будут разработаны воспитательные программы, занятости школьников. Я уверен, что это повысит патриотизм и гражданственность.

2. Мы не возродим пионерскую организацию, но в ней мы были заняты хорошими делами

Если говорить об уровне патриотизма у молодёжи, то, конечно, есть определённые вопросы. Хотя ситуация разная. Но мы видим и разные сообщества в интернете, и действия школьников, не всегда соответствующие нормам, и различное девиантное поведение. Всё это идёт от недостатка воспитательной работы. Не всегда у молодого человека есть ориентиры, на которые нужно опираться. Вспомним наше детство. Понятно, что пионерскую организацию мы не возродим — как и идеологию, которая была в Советском Союзе, но, с другой стороны, мы все были заняты определенными хорошими делами. Это было интересно, и это повышало мотивацию к обучению.

3. Преподавание истории зависит от возраста учеников

О неприглядных страницах нашей истории по-разному можно говорить. Из них тоже можно извлекать определенные уроки, но когда идет искажение определенных фактов, когда преподносится только с одной стороны, наверное, это неправильно. Преподавание истории зависит от возраста учеников. Существуют принятые историко-культурные стандарты, которые позволяют не искажать факты, а школьники понимают, почему и сейчас происходят те или иные явления. Те учебники, по которым учатся в школе, соответствуют этому историко-культурному стандарту. Изложение в них точное и выверенное, оно проверено и учеными, и педагогами и проходило соответствующие апробации.

4. Свою образовательную модель Финляндия взяла у СССР

Финляндия — мы все знаем, что там высокое качество образования — в 60-х годах начала реформу, взяв в качестве модели образование в Советском Союзе: как готовят учителей, повышение их квалификации, организация учебного процесса, методики. За счёт этого они серьёзно повысили качество образования. А почему оно стало снижаться? Определенные политические силы сказали, что так не должно быть, что каждая школа и сами учителя могут определять стандарты и учебники, программы, и они сразу пошли вниз. Поэтому я и выступаю за единое образовательное пространство, чтобы каждый школьник, вне зависимости от того, где он проживает, мог получать качественное образование. Потому что школьное образование потом не восполнишь.


Почему финским школам не нужен ФГОС и они не зацикливаются на тестах

5. В образовании не должно быть поспешных решений

Даже если мы видим, что что-то неправильно, но такая ситуация уже сложилась, не надо вставать и говорить — завтра мы всё это изменим. В системе образования мы должны обсуждать и только после принимать решение. Достаточно реформ, я считаю. Пока мы обсуждаем в рамках рекомендаций, как школам организовать учебный процесс: четверти, триместры, может быть, каким-то школам, которые показывают высокие результаты, дать больше свободы. Главное — результат.

6. Я однозначно против платного школьного образования

Общее образование необходимо всем школьникам вне зависимости от достатка семьи. Но это не значит, что мы как министерство против частных школ. Если родители имеют возможность обучать ребёнка в частной школе, то это их выбор. Закрывать мы их не собираемся, и смысла в этом нет. Они должны соответствовать лицензионным требованиям и тогда спокойно работать.

7. Никакие дистанционные и информационные технологии никогда не заменят очного обучения

Я сам преподаватель математики и информатики, у меня есть дети, но и в целом тот опыт, который мы получили во время пандемии коронавируса, определенно показывает, что нужно традиционное образование. Общение школьников друг с другом, учителя со школьником. Это определенная социализация, а второе, что касается цифровой образовательной среды, здесь речь идет о том, чтобы помочь системе образования. Допустим, если ребёнок заболел, он может подключиться к уроку и не пропускать занятия. Откуда идет отставание и потеря мотивации к обучению? Когда ребёнок пропустил ту или иную тему, он приходит уже на следующий урок, разрыв усиливается, и отставание нарастает, как снежный ком. Конечно, какие-то курсы могут быть в дистанционном режиме, но очное обучение мы никогда не отменим.


8. В образовании важны доступность, качество и объективность в оценивании

Если вы помните, как 2013 году утекали в сеть варианты ЕГЭ, то вы видели, как происходила девальвация системы образования. И когда мы, Рособрнадзор, убрали тестовую часть экзамена, ввели сочинение, ввели устный экзамен по русскому и иностранному языку, ЕГЭ стал другим. Он позволяет больше оценивать творческие способности, не просто угадать тот или иной ответ, а выразить свои мысли.

9. Я сторонник объективной оценки знаний школьника

Мы сделали это, и многие благодарны, что вне зависимости от достатка родителей и от того, где проживает школьник — в сельской местности или в городе, — экзамен позволяет показать знания объективно и поступить в тот вуз, который подходит по результатам.

10. Если бы в моё время был ЕГЭ, я стал бы врачом

У меня была мечта стать детским врачом, и в 9–10-м классе я работал санитаром в детской больнице. Тогда была такая возможность — поработать два года и поступить в медицинский. Но, несмотря на это, в приёмной комиссии родителям сказали, сколько будет стоить поступление, а у них не было таких денег. А если бы был ЕГЭ, я бы сдал биологию, математику, химию, русский язык. Я готовился, и, думаю, я бы поступил во второй мед. А в итоге пошел в педагогический, потому что всё равно хотел связать свою судьбу именно с детьми.

Сейчас многие школьники после 9-го класса идут в учреждения среднего специального образования, заявил министр просвещения России Сергей Кравцов. В интервью RT на полях ПМЭФ глава ведомства рассказал, как система образования приспособилась к условиям пандемии и сказалось ли это на уровне знаний учащихся. Кроме того, Кравцов отметил положительные стороны Единого госэкзамена и прокомментировал ход проверки учебников по истории, начатой после критики Владимира Путина одного из пособий.

— Как пандемия коронавируса отразилась на качестве обучения школьников за прошедший год? Можно ли говорить, что успеваемость учеников российских школ за рассматриваемый период снизилась или повысилась?

— Во-первых, хочу сказать, что это была вынужденная мера. Главная задача заключалась в том, чтобы сохранить здоровье учеников, их родителей и учителей. Понятно, что были определённые сложности с интернетом, с оборудованием, вообще с технологией. Но в достаточно короткие сроки удалось восстановить контакт учителей со своими учениками. Ещё раз хочу поблагодарить всех учителей за то, что они практически ни на миг не оставили своих учеников.

Хочу сказать, что в целом у России достаточно высокие результаты по международному исследованию PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста. — RT). По качеству начальной школы мы первые в мире. Также по международному исследованию TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования. — RT) Россия входит в пятёрку стран по качеству естественного научного образования. Это два исследования, которые проводятся международной организацией IEA (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений. — RT). В каждом исследовании участвуют более 60 стран.

Министерство просвещения России надеется, что ситуация с распространением COVID-19 в стране позволит начать новый учебный год в.

У нас высокие результаты на международных предметных олимпиадах. Буквально недавно состоялась Азиатская олимпиада, и наша команда по физике взяла первое место. Восемь ребят — наша гордость: они завоевали золото. Задания были очень непростые. Были очень серьёзные команды из Индии, из Китая, но мы выиграли.

— Расскажите о технологии проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Отличаются ли механизмы проведения ЕГЭ и результаты оценки российских школьников от тех, которые существуют в других странах?

— Единый государственный экзамен — это массовая оценка учеников 11-х классов. Хочу сказать, что, по мнению ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. — RT), в России существует одна из лучших в мире технологий проведения ЕГЭ. В этом году экзамен сдают порядка 600 тыс. выпускников школ. Не сдают его те ученики, которым не нужен ЕГЭ для поступления в вузы, кто получает аттестаты и идёт в учреждения среднего профессионального образования — в колледжи. Несмотря на этот факт, всё равно порядка 600 тыс. человек сдают ЕГЭ.

Ни в одной стране мира такое количество результатов, работ не обрабатывается в течение недели. У нас уже в течение недели школьники в своих личных кабинетах видят результаты своей работы — видят, как она оценена, и могут подать апелляцию.

Второе — в ЕГЭ в основном творческие задания, которые проверяются методистами, они проверяются деперсонифицированно. Мы считаем, что отход от тестовой части — это правильный шаг, который был сделан в своё время. Это в том числе позволяет развивать методики и сделать обучение более творческим, нежели автоматизированным, когда оценка выносится на основании выбора ответа.


На добровольной основе: ЕГЭ по иностранному языку официально исключён из списка обязательных

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранному языку официально исключён из списка обязательных. Соответствующий приказ.

Также важно, что нам удалось разработать устный экзамен (этого тоже нет в мире) по русскому языку как допуск к экзамену в 9-м классе. Все ученики сдают его. Он также стандартизирован — сделать это было непросто. Экзамен проводится максимально объективно, эта технология уникальна.

Также мы ввели — и это успешно реализуется — опыт сочинений, но уже как допуск к ЕГЭ. Эта процедура тоже стандартизирована — это возможность школьнику излагать свои мысли, анализировать те или иные факты, приводить аргументы. Таким образом, система оценки влияет на те методики и стандарты, которые существуют в школе.

— Согласно данным опросов, большая часть россиян негативно относится к ЕГЭ. Как считаете, можно ли в перспективе рассчитывать, что программа Единого госэкзамена будет пересмотрена или он будет отменён? Показал ли он за время своего существования эффективность? Можно ли считать реализацию этой инициативы оправданной?

— В целом, если говорить о ЕГЭ, это возможность каждому школьнику, где бы он ни проживал — в городе, в сельской местности — объективно продемонстрировать свои знания и на основании этих результатов поступить в тот или иной вуз страны.

Раньше, когда каждый вуз разрабатывал свои задания, система в определённой степени была закрытой. Намного сложнее было молодому человеку понять, какие задания, каков уровень этих заданий, будет ли он соответствовать школьной программе. Поэтому была система так называемых репетиторов из соответствующего вуза, которые целенаправленно готовили школьников за деньги к поступлению.

Сегодня такой ситуации нет. Все образцы заданий доступны, можно их обсуждать, улучшать — мы это делаем. Мы в истории ввели историческое сочинение, в литературе вообще отказались от заданий, когда вписывается правильный ответ. Там просто пишется сочинение и оценивается умение излагать свои мысли, отношение к тому или иному произведению, персонажу, оцениваются творческие способности школьника.

С того момента, как было принято решение (о введении ЕГЭ. — RT) более 15 лет назад, экзамен изменился — и в лучшую сторону. Мы готовы к обсуждению заданий и формата.

— Ранее президент России Владимир Путин заявил, что в одном из просмотренных им учебников по истории не говорилось о значимом сражении Великой Отечественной войны — о Сталинградской битве. После этого вы сообщили о начале проверки учебников по истории. Расскажите о ходе этой проверки и о том, кто принимает в ней участие.

— Действительно, мы провели проверку всех школьных учебников. Все они проходят соответствующую проверку экспертами. Есть федеральный перечень учебников — и с точки зрения школьных учебников вопросов нет. Кстати, я хочу сказать, что не везде в других странах проходит такая серьёзная экспертиза школьных учебников. Экспертиза проходит с точки зрения научных знаний и с точки зрения методики — то есть педагогическая экспертиза.

Мы действительно обнаружили учебник (учебник по истории России и мира под редакцией профессора Олега Волобуева. — RT), он используется — точнее, использовался — в колледжах, в учреждениях среднего профессионального образования. Мы проводили проверку своими силами: у нас есть подведомственное учреждение — институт, который занимается разработкой стандартов, разработкой программ, там работают специалисты, методисты. И принято решение. Уже принят закон, в соответствии с которым учебники, которые используются в учреждениях среднего профессионального образования, будут проходить экспертизу и будет введён соответствующий федеральный перечень учебников для колледжей.

— Существует мнение, что в России растёт запрос на получение высшего образования. Приводит ли это к снижению престижа среднего специального образования? Принимает ли министерство какие-либо меры для популяризации среднего образования? Ведь практики стране нужны не меньше, чем теоретики.

— Хочу сказать, что у нас ситуация в последнее время меняется: уже порядка 60% учащихся 9-х классов поступают как раз в техникумы. В своё время порядка 90% учащихся шли в старшую школу, а в последнее время мы видим тенденцию, когда ребята после 9-го класса поступают в техникум, получают рабочую специальность — и успешны.

Сегодня мы реализуем стратегию развития среднего профессионального образования, которую приняли в прошлом году на заседании коллегии. Её ключевая цель — синхронизация потребностей региональных экономик именно в тех специалистах, которых готовят колледжи. Мы провели анализ всех программ в прошлом году, которые реализуют колледжи, на соответствие региональным запросам рынка труда и выявили порядка 30 программ, которые этому не соответствуют. Сегодня проведена корректировка. Поэтому важно, чтобы именно колледж готовил учащихся под те запросы рынка, которые есть. Это первое.

Второе. Необходимо, чтобы было современное оборудование, условия — и у нас есть соответствующий проект по оснащению колледжей современным оборудованием.

Читайте также: