Доклад композиторы ленинградской области

Обновлено: 05.07.2024

. выдающийся российский композитор, педагог, воспитатель нескольких поколений композиторов. Среди его учеников — Геннадий Банщиков, Леонид Десятников, Александр Кнайфель, Сергей Слонимский. Преподаватель Ленинградской (Петербургской) консерватории с 1930 года (с 1940 года профессор), Арапов с 1974 года до конца жизни возглавлял в ней кафедру композиции. Арапов — автор трех опер, балета, семи симфоний, множества симфонических и камерно-инструментальных сочинений, вокальной и фортепианной музыки (читать продолжение)

АРХИМАНДРИТОВ Борис

. заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов. Борис Иванович Архимандритов родился в 1932 году. В 1962 году окончил Санкт-Петербургскую (Ленинградскую) консерваторию по классу профессора Б. А. Арапова. C 1964 — член Союза композиторов, в 1994–2009 г.г. активно работал в АСМ (Ассоциация Современной Музыки) при Союзе композиторов Санкт-Петербурга. Борис Архимандритов был профессором факультета музыки Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена, читал курсы: творческое музицирование (читать продолжение)

БАНЕВИЧ Сергей

. заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга, кавалер инициатор ежегодных Международных детских музыкальных фестивалей в Петербурге. Представитель петербургской композиторской школы, продолжатель традиций русского музыкального романтизма. Его деятельность почти 40 лет связана с музыкальным просветительством, музыкальным театром и кино. Отличительная черта творчества — лиризм, изысканность музыкального языка, щедрость мелодического дара (читать продолжение)

БРОВКО Валерий

ВОРОБЬЕВ Игорь

. петербургский композитор, музыковед, выпускник Ленинградского Хорового училища и Ленинградской консерватории. Дипломант Всероссийского конкурса студентов-композиторов (1988) и Смотра молодых композиторов Ленинграда (1989). С 1994 преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Кандидат искусствоведения (1998), доцент (2006). Стипендиат Министерства культуры РФ (1998–2000 гг.). Обладатель гранта Российского гуманитарного научного фонда (2000). С 1992 — директор Международного (читать продолжение)

ГАВРИЛИН Валерий

ГЕТАЛОВА Ольга

ДЕСЯТНИКОВ Леонид

ДРУСКИН Михаил

. музыковед, пианист, педагог, доктор искусствоведения (1946), профессор Ленинградской консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР (1962). Окончил Ленинградскую консерваторую (1925, фортепианный факультет, учился у А. Винклера и О. Калантаровой). В 1924 году стал научным сотрудником Ленинградского Института истории искусств <. >(читать продолжение)

ДРУХ Игорь

. петербургский композитор, пианист, автор произведений в различных жанрах, член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Родился в 1966 году в Ленинграде. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (1992) по классу композиции профессора А. Д. Мнацаканяна. Игорь Друх участвовал во многих международных мастер-курсах в Германии, Польше, Швеции, Голандии, России, проводимых такими известными отечественными и зарубежными композиторами, как П. Х. Дитрих, Х. Лахенман, М. Копытман, Э. Денисов, С. Слонимский (читать продолжение)

ДУБРАВИН Яков

. советский, российский композитор, народный артист Российской Федерации (2006). автор двух мюзиклов, оперетты, шести кантат для детского хора, пятнадцати вокальных циклов, около 300 песен, а также музыки для кинофильмов, спектаклей, радиопередач и цирковых программ. Среди исполнителей песен Дубравина — М. Магомаев, Э. Хиль, И. Кобзон, С. Захаров, М. Пахоменко, Э. Пьеха, Л. Сенчина, Е. Камбурова, И. Понаровская, И. Тальков, И. Скляр, М. Боярский, Ю. Охочинский, М. Леонидов и другие . (читать продолжение)

ЗАЙЦЕВА Татьяна

Зайцева Татьяна Андреевна — доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, член Союза композиторов России, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Международного конкурса пианистов, лауреат конкурсов Российского гуманитарного научного фонда (читать продолжение)

КНАЙФЕЛЬ Александр

. композитор, член Союза композиторов с 1968 г. и Союза кинематографистов с 1987 г., свободный художник, заслуженный деятель искусств России (1996), живет и работает в Санкт-Петербурге, автор свыше 100 композиций во всех областях музыкального творчества (читать продолжение)

КОРОЛЕВ Анатолий

. петербургский композитор, выпускник Хорового училища имени М. И. Глинки, Ленинградской (Петербургской) консерватории по классу хорового дирижирования (проф. Е. П. Кудрявцева) и композиции (1975, класс В. И. Цытовича); позже окончил аспирантуру по композиции (класс проф. Б. А. Арапова). Профессор Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств России (читать продолжение)

КОРЧМАР Григорий

ЛИХАЧЕВ Михаил

. музыкант, композитор, педагог, поэт, фотохудожник. Заслуженный работник культуры России. Автор гимна Московского района Санкт-Петербурга (1999). Выпустил 12 аудиоальбомов, записал на студиях свыше 100 песен и инструментальных пьес с исполнителями н.а.России В. Кривоносом, з.а.России В. Самсоновым, з.а. России В. Псарёвым, з.а. России А. Тукишем, С. Савченко, М. Лукониным, Д. Неласовым, С. Зыковым, Б. Петровым, Д. Яковлевым, Е. Агаповой, А. Атласовой . (читать продолжение)

ЛИХАЧЕВ Сергей

ЛИХАЧЕВ Юрий

ЛОКШИН Александр

МЕЛЬНИК Ион


. уникальный музыкант, композитор и дирижёр, с богатейшей биографией, которого сравнивали с Мендельсоном или Мусоргским, представлявшего последнее поколение, которое помнило войну. (читать продолжение)

МЕТАЛЛИДИ Жаннэта

МИЛКА Анатолий

. музыковед, доктор искусствоведения (1984), профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Окончил Ленинградскую консерваторию в 1967 году (класс А. Н. Должанского, после его кончины — С. М. Слонимского); занимался в классе композиции и в классе органа. (читать продолжение)

НЕСТЕРЕНКО Евгений

советский российский оперный певец (бас), педагог, публицист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1988). Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1982). Каммерзенгер Австрии (1992). Автор свыше двухсот печатных трудов — книг, статей, интервью. Вокальный консультант в Большом театре в Москве. В настоящее время живёт в Москве и в Вене (читать подробнее)

ПЕРВОЗВАНСКАЯ Татьяна

ПЕТРОВ Андрей


. советский (российский) композитор, автор опер, балетов, симфонических произведений, инструментальных концертов, эстрадной музыки, песен и музыки для театральных спектаклей. Андрей Петров также написал музыку к более чем 80 кинофильмам (читать продолжение)

ПОДДУБНЫЙ Сергей

ПОПОВ Александр


. петербургский композитор, выпускник Петербургской консерватории (1988, проф. А. Мнацаканян). Автор симфонических сочинений, камерно-инструментальной и вокальной музыки (читать продолжение)

ПОПОЛЗИН Владимир


. петербургский композитор, исполнитель, выпускник Новосибирской консерватории по классу баяна. Лауреат 1 премии международных конкурсов в г. Кастельфидардо (Италия) в составе дуэта аккордеонистов “Yava Band” (читать продолжение)

ПУДОВОЧКИН Эдуард

РАДВИЛОВИЧ Александр


. композитор, пианист, педагог, выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории по классу композиции профессора С. М. Слонимского, стажировался на композиторских семинарах в Польше, Голландии и Германии, где посещал консультации В. Лютославского, Б. Шеффера, Т. де Лееу, П.-Х. Диттриха, Б. Фернехоу (читать продолжение)

РЕЗЕТДИНОВ Леонид


. российский композитор, автор опер и балетов, симфонической и камерно-инструментальной музыки, музыки к ряду кинофильмов и спектаклей. Родился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у профессора Б. И. Тищенко в 1985 году. В 1990 году посетил мастер-курсы ISCM в Польше под руководством В. Лютославского (читать продолжение)

РУЧЬЕВСКАЯ Екатерина


. выдающийся отечественный музыковед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Ленинградской-Петербургской консерватории (читать продолжение)

РЫТОВ Дмитрий

СЛОНИМСКИЙ Сергей


. один из лидеров современной отечественной музыки, композитор, музыковед, пианист, автор произведений во всех жанрах, профессор Санкт-Петербургской консерватории, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени М. И. Глинки (читать продолжение)

ТИЩЕНКО Борис

ХОССЕЙНИ Мехди


. иранский композитор и музыковед. Основатель Центра Современной музыки Санкт-Петербурга. Художественный руководитель Санкт-Петербургского Международного фестиваля новой музыки “reMusik” (читать продолжение)

ФАЛИК Юрий


. советский и российский композитор и дирижёр, мастер современного хорового письма, автор множества произведений в разных жанрах, профессор Петербургской консерватории по классу композиции и инструментовки (читать продолжение)

ШАБАЛИНА Татьяна


. музыковед, доктор искусствоведения (2000), профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. (читать продолжение)

ШАЛЬМАН Савелий


. известный российский скрипач-педагог, заслуженный работник культуры, кандидат искусствоведения, преподаватель Специальной музыкальной школы (колледжа) Санкт-Петербургской консерватории, автор эффективной методики развития юных скрипачей (читать продолжение)

ШНИТКЕ Альфред


. один из крупнейших русских композиторов, открывший новые измерения отечественной музыки, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1986), Государственной премии РФ (1995) (читать продолжение)

Александр Бородин

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ
13 ноября 1856, Владимир — 6 июня 1915, Дютьково под Звенигородом

Сергей Иванович ТАНЕЕВ - русский композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель. С 1878 по 1905 год преподавал в Московской консерватории (с 1881 года — профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, свободного сочинения, полифонии, контрапункта и фуги, музыкальной формы.

С 1878 по 1905 год преподавал в Московской консерватории (с 1881 года — профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано (1881—1888), свободного сочинения (1883—1888), полифонии, контрапункта и фуги (с 1888), музыкальной формы (с 1897). В 1885—1889 годах занимал должность директора Московской консерватории и ру­ко­во­дил ор­ке­ст­ро­вым и хо­ро­вым клас­са­ми.
Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год)

Александр Бородин

ЛОМАКИН ГАВРИИЛ ЯКИМОВИЧ
25 марта 1812 Курская Губерния — 9 мая 1885, Гатчина

Александр Бородин

10. АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ РУБИНШТЕЙН

Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Родился в Подольской губернии в 1829 году умер в возрасте 64 года, в 1894 году в Петергофе. Основоположник профессионального музыкального образования в России. Именно его усилиями в 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория.

СЕМЬЯ. Композитор родился в достаточно состоятельной еврейской семье. Отец был купцом второй гильдии. Мать — музыкант, происходила из прусской Силезии. Еще в раннем детстве композитора, семья переехала в Москву, на Ордынку.

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. У Рубинштейна было блестящее музыкальное образование: учителями Великого композитора были французский пианист А. И. Виллуан; в Берлине он брал уроки фортепианной игры у Теодора Куллака и изучал теориею музыки под руководством Зигфрида Дена.
На гастролях в Париже он познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, а в Лондоне был тепло принят королевой Викторией.
В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером. При возвращении в Россию, Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени.

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Антон Григорьевич был человеком с потрясающей неиссякаемой энергией, благодаря которой он успешно совмещая исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. Ежегодно выезжая за границу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства. Гонорар. полученный от гастролей в США позволил композитору отказаться от концертной деятельности и полностью посвятить себя сочинительству.

"Чего только не сможет сделать человек, если захочет. он должен суметь невозможное сделать возможным! Я выбираю это своим девизом"

Антон Григорьевич Рубинштейн умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Они творили без патетики, пафоса, уверенные, что всё закончится нашей победой.


Забыли о подвиге?

- Когда мы обращались в архивы, нам с удивлением говорили, что за 70 лет запросов на эти нотные материалы не поступало, - сожалеет Юрий Лаптев, режиссёр-постановщик концерта. - Считаю, что это непростительное упущение и укор послевоенным поколениям.

Кровь событий

Та же участь постигла Юлию Вейсберг. Автор популярных детских опер и песен, невестка Римского-Корсакова, вместе с сыном погибла в блокаду.

170 человек остались без выплат.

Полна неожиданностей судьба архива Калафати. Его вывез в Грецию сын композитора, впоследствии он неоднократно перепродавался, в том числе в одну из антикварных лавок, и осел на острове Керкира. Там его и обнаружили инициаторы проекта.

Удивительно было и смирение великого мастера, которому предлагали эвакуироваться в первую очередь, но он предпочёл разделить судьбу вместе с городом.


Падали от слабости

- Работая над этими произведениями, я не устаю поражаться, как рука композитора - замерзающая, еле двигающаяся - создавала произведения такой силы и уверенности, - поделился впечатлениями Василий Синайский, дирижёр. - Они жили и творили без патетики, пафоса, но уверенные, что ленинградцев враг не сломит и всё закончится нашей победой.

Лишь некоторые фотокорреспонденты из любви к профессии запечатлели реалии жизни.

Из дневника Бориса Асафьева

Декабрь 1941

Январь 1942

Блокада Ленинграда — одна из самых трагических страниц в истории страны. 900 дней во вражеском кольце показали, насколько мужественным может быть человек. Несмотря на трудности и лишения, в эпицентре событий неустанно трудились музыканты симфонического оркестра городского Радиокомитета под управлением Карла Ильича Элиасберга. Этому самоотверженному человеку, его ученикам и артистам я посвящаю новый пост в музыкальной рубрике.

Симфония написана задолго до окончания войны. Исследователи поражались уникальной прозорливости Шостаковича. Композитор предрек крах фашизма и триумф свободного народа.


После концертов 5 марта 1942-го в Куйбышеве (ныне — Самара) и 29 марта в Москве, слава симфонии распространилась по миру. Партитуру Шостаковича пересняли на микроплёнку и отправили на Запад, в страны антигитлеровской коалиции. 22 июня симфония прозвучала в Лондоне (Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда), а затем в США (оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини). И только в августе её впервые исполнили в блокадном Ленинграде, городе, в котором долгое время жил и творил Дмитрий Шостакович.

Продолжительные поиски привели меня к уникальным кадрам репетиции симфонии. Съёмка велась в 1942 году. Дирижёр Карл Элиасберг хотел воссоздать атмосферу контраста между миром и войной, ощущение тотального страха перед неизвестностью.

Музыканты были истощены и физически, и морально. Карл Ильич не мог передвигаться без посторонней помощи. Однако какая-то неведомая сила помогала ему и оркестру в трудные минуты.

О тех временах не раз рассказывал народный артист СССР Владимир Спиваков:


Надо сказать, что Карл Ильич Элиасберг не смог бы выдержать испытаний без поддержки близких. В быту ему помогала преданная супруга, пианистка Надежда Бронникова. Она отчаянно верила в успех мужа. В день исполнения симфонии перед публикой Надежда Дмитриевна специально накрахмалила мужу белую рубашку неизвестно откуда добытым картофелем.

Подвиг ленинградского оркестра, к слову, является примером для многих профессионалов нашего времени. На 6-часовых репетициях Элиасберг оттачивал каждую ноту и довёл исполнение до совершенства. Перфекционизм и врождённое чувство ответственности музыкантов стали причиной безоговорочного успеха.




Мало кто знает, что идея исполнения симфонии Шостаковича принадлежала журналисту Якову Бабушкину. Уроженец Конотопа, он переехал в Ленинград в начале 30-х, чтобы поступить в университет и найти работу. Молодой человек трудился в местном Радиокомитете, затем был назначен редактором литературно-драматического вещания в той же организации. В период блокады Бабушкин часто писал сёстрам, которые были в эвакуации.


Но однажды Яков Бабушкин задумал воплотить в жизнь невозможное.


С Седьмой симфонией связана одна удивительная история. В ходе прорыва блокады был пленён немец Фриц Херман. Солдата сослали в сибирский лагерь, но годы спустя он смог вернуться в родной Дрезден. В тюремных застенках он впервые услышал о Карле Элиасберге и после освобождения задался целью найти дирижёра. В откровенном разговоре с Карлом Ильичём он внезапно признался:

Позднее начальник Литературного отдела Ленинградского радиокомитета Георгий Макагоненко и его супруга Ольга Берггольц напишут киносценарий по событиям тех лет.

Другие знаковые исполнения Симфонии № 7:

1. Запись выступления в Филармонии Шостаковича 5 мая 2018 года (дирижёр — Юрий Темирканов):

2. Запись выступления в Мариинском театре (дирижёр — Валерий Гергиев):

4. Запись выступления Белорусско-российского симфонического оркестра (дирижёр — Вячеслав Валеев):

5. Запись выступления симфонического оркестра Приморского театра оперы и балета 9 мая 2014 года (дирижёр — Антон Лубченко):

6. Исполнение первой части симфонии (Allegretto) самим Дмитрием Шостаковичем:


СПБ РОО АНКА "АНЦ-АРМЕНИЯ

Обновлено: 3 сент. 2021 г.

К 80-летию со дня начала ЛЕНИНГРАДСКОЙ БЛОКАДЫ

ЛЕНИНГРАДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ в 1941–44 годах

Публикация подготовлена кандидатом искусствоведения

Ниной Мелик-Давтян

Фрагмент (2 мин) музыки из кинофильма "Приключения принца Флоризеля". Оркестр Кинематографии, 2018 г.




Конец августа 1941 г. Мы приехали в Ташкент: консерватория, музыкальное училище при консерватории и школа десятилетка. Нас встретили сердечно, даже с почетом: Ленинградская консерватория. Под занятия отвели большое здание – Клуб Швейников. При помощи фанеры быстро соорудили, где было возможно, дополнительные помещения. Мне сказали, что из Ленинграда с нашим эшелоном ехали 13 роялей. Появились и классы с пианино (думаю, это были местные инструменты). Здание Дома Ученых превратили в общежитие: бывший зрительный зал стал огромной комнатой, где стояли 58 кроватей. Сцена от зала была отделена опять же кусками фанеры. Образовалась еще одно жилое пространство. Всевозможные помещения пошли под комнаты для педагогов. Ученики школы десятилетки тоже размещались в этом здании. И ректор консерватории П. А. Серебряков со своей семьей – здесь (его дети благополучно добрались до Ташкента). Еще было одно общежитие на Саперной улице. Ташкентцы потеснились в своих квартирах, в результате чего профессура получила там жилье.


Н. С. Симонян и П. А. Серебряков (профессор, ректор Ленинградской консерватории)

Когда мы возвращались с хлопковых полей, то включались в занятия. Время занятий было жестко определено. С 9 часов утра до 12 ночи педагоги работали с учениками, с 12 ночи до 6 утра студенты занимались самостоятельно. С 6 до 9 утра школьники делали домашние задания. Я до сих пор не могу забыть, как мы в 6 утра, отзанимавшись, шли в общежитие. А нам навстречу, кто молча, кто тихо разговаривая, шагали маленькие не выспавшиеся дети с нотами в руках. Их было очень жаль.




С огромными фортепианными программами выступал и П. А. Серебряков. Он играл много, самозабвенно. Особенно в его исполнении мне запомнилась Вторая фортепианная соната Д. Д. Шостаковича си-минор. Она была написана композитором в 1942 году и посвящена его учителю Л. В. Николаеву, бывшему также консерваторским наставником П. А. [Леонид Владимирович Николаев, к сожалению, умер в ташкентской эвакуации, в этом же, 1942 г.].



Удивительный был человек – наш ректор. Однажды, когда мы только приехали в Ташкент, П. А. где-то на улице подобрал вусмерть напившегося студента и, как малого ребенка, на руках, принес его в общежитие. Мы хохотали, настолько неожиданным было зрелище. Престиж ленинградской консерватории был для ректора превыше всего!


Чем дальше, тем труднее жилось: очень многих людей Ташкент должен был прокормить, обогреть. Скоро пожары нам грозить перестали. Судя по холоду в ночное время, уголь закончился или его было очень мало. Мы занимались. Скрюченные от холода пальцы не слушались, но мы упорно сидели и работали. Бесконечные отлучки (куда пошлют на работу) не способствовали систематическим занятиям, которые были необходимы. Но разве это было главным в то тяжкое время? Но все это – ерунда! Лишь бы Победа, в которой ни один человек не сомневался. Вот, когда оставался ночью один в классе, занимаясь, думалось, в основном, о войне. Как многолика война, как трагична, душа не умещала в себе всех страданий людей. А страданий было много. У коренных ленинградцев оставались в блокадном городе родные и близкие. Из Ленинграда редко, но приходили письма, скорбные, тяжелые, в которых сообщалось, что кто-то из них умер от голода. Получавшие письма плакали, уходя туда, где их никто не видел. Все держались, пряча от людей личное горе.


Проходило время. Я получала письма с фронта, от брата. Иногда письма задерживались и тогда, как впрочем и все люди, я дрожала от неизвестности. Очень волнуясь, слушали сводки Совинформбюро.

Как-то в здании консерватории организовали сборный пункт. Народу приехало очень много. П. А. отдал приказ отменить все занятия и не ходить в консерваторию. Мы не понимали его действий. Подождав несколько дней, я подумала, что можно тихо пробраться наверх, в класс, чтобы поиграть…просто поиграть. Помчалась и, надо же, в дверях столкнулась с ректором! Он был очень расстроен и, увидев меня, так закричал, что я поскорее убежала. В консерватории были антисанитарные условия. Почему П. А. был часто так грозен и неумолим и, по возможности, контролировал каждый наш шаг? Он все проверял сам. Он требовал дисциплины от всех. Должна сказать, что сам он служил для нас ярким примером. П. А., вопреки всем тяготам военного времени, оставался человеком очень скромным, собранным, сдержанным и честным.

Внимание ректора к людям, в частности к студентам, было удивительным. Однажды вечером, занимаясь в классе, я услышала эстрадную музыку. Вышла посмотреть. И что же. Я увидела Сказку, которую устроил П. А. – Вечер Танцев для студентов. Он сидел за роялем, а нарядные ребята танцевали. Я была плохо одета, поэтому спряталась за колонну и следила счастливыми глазами, стараясь быть не замеченной.

В день снятия блокады П. А. оставил свой кабинет открытым, чтобы студенты, могли услышать сами радио (радио было только в его кабинете). Счастью не было предела! По случаю снятия блокады, силами педагогов в Оперном театре был организован концерт. Мне запомнилось, как стремительно вышел на сцену П. А. (оркестр сидел в яме). Я не могу передать словами, как он играл! Это было поистине незабываемо! Первые аккорды Концерта П. Чайковского звучали празднично, величественно, победоносно!



Подъезжая к Ленинграду, мы увидели лес мертвых деревьев, кроны которых были срезаны артснарядами – и так до самого Ленинграда. Мы приехали в одиннадцать вечера. Нас ждал грузовик, погрузившись в машину, мы покатили прямо на Невский. Невский был величественным, но мне показалось, что город онемел от горя. Безмолвие, казалось, что дома уже не откроют своих окон и дверей… Вот здание, пострадавший фасад которого тщательно, удивительно аккуратно, заделан фанерой. Чистота города поражала. Мне казалось, что все умыто человеческими слезами. Притихшие, мы добрались до консерватории. Поселили нас в Малом зале им. А. Глазунова: кресла сдвинули в сторону, мы расположились посередине.

Колоссальное здание надо было приводить в порядок. П. А. позаботился, и откуда-то появились бочки с масляной краской, кисти для малярных работ, пульверизаторы для побелки потолков, несложные инструменты для штукатурных работ. Все с энтузиазмом взялись за работу. Белили, красили, штукатурили, очень спешили. Педагоги, оставшиеся по тем или иным причинам в блокадном городе, жили в консерваторском здании. Мы разбирали печурки, с трубами, выведенными в окна – все нужно было убрать.

Читайте также: