Доклад как назвать новорожденного

Обновлено: 05.07.2024

16.01.2015 Новорожденные Даже наши предки считали что можно повлиять на судьбу новорожденного если дать ему то или иное имя. Сегодня также довольно часто можно встретить подобные взгляды на ситуацию.

Раньше некоторые родители давали ребенку возможность самому выбирать себе имя. Для этому малышу называли самые разные имена и внимательно следили за его реакцией. Так продолжалось до тех пор, пока ребенок не начинал улыбаться и выражать свое согласие по поводу какого-нибудь имени. Иногда перечисление имен продолжалось довольно долго.

Также был и другой способ называть ребенка: его могли назвать именем первого встречного незнакомого человека. Древние славяне считали, что иностранные незнакомцы — это посланцы Бога и считалось очень хорошо, когда люди подавали милостыню нищим странникам тем самым обеспечивая к себе его расположение. Также существовало мнение, что если назвать ребенка именем незнакомого человека, то ребенок будет счастливым и здоровым на протяжении всей жизни.

Немного позже, в христианскую эпоху детей начали называть в честь Святцев и давали им имена того святого в день памяти которого родился ребенок. После этого в день ангела не праздновали рождение самого ребенка, а чтили имя святого и молились Господу. Сейчас тоже возвращаются к данной традиции. Конечно стоит учитывать то, что слишком старые имена такие как Пелагея, Агафья и так далее могут отлично звучать с любым отчеством, но при этом могут принести вашей дочке очень много проблем в дальнейшем. Поэтому стоит заранее обговорить все эти интересные моменты.

Как правильно дать имя новорожденному

Как правильно дать имя новорожденному

При выборе имени стоит обращать внимание на то, как имя звучит. Кроме того важно, чтобы имя соответствовало характеру малыша. Если ребенок активный и энергичный, то и имя ему подойдет такое же. Спокойное и мягкое имя лучше давать флегматичным и крайне спокойным детям. Многие люди утверждают, что очень хорошо когда часть имени может говорить о имени мамы, а вторая часть на имя отца. Также стоит в современном мире учитывать тот факт, чтобы у ребенка было как меньше примеров для дразнилок и как можно больше ласкательных имен. Благодаря этому можно облегчить дальнейшую жизнь ребенка и облегчить его общение со сверстниками.

Стоит также учитывать и то время когда ребенок вырастет и его будут называть по имени и отчеству. Имя ребенка должно хорошо звучать с именем папы. Не нужно сочетать привычные имена, например Петровна или Ивановна с именами иностранного происхождения. Некоторые родители могут называть ребенка именем одного из родителей или именем близкого родственника. Некоторые люди утверждают, что тогда у ребенка могут в характере проявляться какие то черты поведения того человека в честь которого назвали кроху.

Психологи говорят о том, что если назвать ребенка в честь одного из родителей, то это в дальнейшем может принести довольно много хлопот, ведь ребенок, особенно в подростком возрасте будет со всех сил питаться доказать, что он ничем не хуже того человека в честь которого он назван. Конечно в большей степени это касается мальчиков, хотя и девочки довольно часто в последнее время начинают соперничать с мамами.

Если учитывать древние традиции, то никто не советует называть ребенка именем человека, который рано умер или же умер незадолго до рождения ребенка, или не своей смертью. Сегодня многие люди считают, что нежелательно называть ребенка именем, которое бы совпадало с его отчеством.

Хотелось бы также сказать несколько слов о моде на имена. Не стоит слепо ей следовать, ведь когда ребенок подрастет и пойдет в школу, то будет не очень приятно когда у каждого второго ребенка будет одинаковое имя. Та же самая проблема может возникнуть и в дальнейшей жизни.

Каждый из нас носит какое-либо имя. По имени к нам обра­ща­ются, наши имена реги­стри­ру­ются в доку­мен­тах, нако­нец, мы сами выби­раем и даем имена нашим детям. Но, выби­рая имя, заду­мы­ва­лись ли мы над тем: а что же это такое – имя? Попро­буем отве­тить на этот вопрос.

Изна­чаль­ный смысл имени, наиме­но­ва­ния заклю­ча­ется в том, чтобы одним точным словом или крат­кой фразой попы­таться схва­тить, обо­зна­чить глу­бин­ный смысл вещи, выявить ее суть, найти харак­тер­ную ее осо­бен­ность.

Здесь мы видим, как зна­че­ние имени отра­жало особую для свя­щен­ной исто­рии функ­цию его носи­теля.

Иногда имя изме­ня­лось. Изме­не­ние имени чело­века имело своей целью отме­тить новое его при­зва­ние:

Особое зна­че­ние в Ветхом Завете имеют имена Бога. Имен у Бога много, и каждое из них откры­вает для нас какое-либо из Его бес­чис­лен­ных свойств. Сам Гос­подь гово­рит Моисею:

Вот и в Новом Завете откры­ва­ются новые имена Божии: Отец Небес­ный, Любовь ( 1Ин.4:16 ).

«Он сказал им: когда моли­тесь, гово­рите:

Сам Гос­подь был наре­чен через Ангела именем Иисус – Спа­си­тель:

В этом мы видим про­дол­же­ние тех вет­хо­за­вет­ных тра­ди­ций, когда имя чело­века должно было выра­жать особое его отно­ше­ние к Богу.

Такое же отно­ше­ние к имени как выра­же­нию лич­но­сти имело место и в эпоху первых хри­стиан. Так, вмч. Пан­те­ле­и­мон пер­во­на­чально был назван роди­те­лями Пан­то­леон, что значит: во всем лев. Пред­по­ла­га­лось, что муже­ством он будет подо­бен льву. Но впо­след­ствии он был пере­име­но­ван в Пан­те­ле­и­мона, то есть все­ми­ло­сти­вого, ибо всем ока­зы­вал мило­сер­дие: бес­платно лечил боль­ных, раз­да­вал щедрую мило­стыню нищим.

Из ска­зан­ного необ­хо­димо сде­лать один важный вывод, каса­ю­щийся наре­че­ния имени.

Имена давали и дают люди: так, напри­мер, Адам и Ева сами наре­кали своих детей – так были названы Авель, Каин, Сиф ( Быт.4:1-2, 25 ) и др. Также и Гос­подь дает имя – как в Ветхом Завете Исааку ( Быт. 17:19 ) и др., так и в Новом Завете – Иоанну Кре­сти­телю ( Лк.1:13 ) и Ему Самому ( Мф.1:20-21 ) и неко­то­рым святым.

Таким обра­зом, само Свя­щен­ное Писа­ние, под­твер­ждая право роди­те­лей самим наре­кать имена своим детям и одно­вре­менно сви­де­тель­ствуя об уча­стии Бога в этом деле, пред­по­ла­гает тем самым прямое сотвор­че­ство Бога и чело­века в выборе имени.

Итак, читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы пони­маем, как воз­никли первые имена. Мы видим, что они были нераз­рывно свя­заны с боже­ствен­ным пред­на­зна­че­нием чело­века в кон­тек­сте свя­щен­ной исто­рии и имели целью при­бли­зить чело­века к Богу.

С уста­нов­ле­нием без­бож­ной власти в России активно вытрав­лялся, выхо­ла­щи­вался духов­ный смысл имен. Они пре­вра­ща­лись в при­ми­тив­ный бук­вен­ный код – напо­до­бие поряд­ко­вого номера, кото­рый в соче­та­нии с отче­ством и. фами­лией должен был слу­жить целям госу­дар­ствен­ной инвен­та­ри­за­ции насе­ле­ния.

Задолго до появ­ле­ния ребенка в семье начи­на­ются раз­мыш­ле­ния по поводу его буду­щего имени. В выбор активно вклю­ча­ются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но даже и многие сослу­живцы и зна­ко­мые. В связи с этим в выбор имени, о важ­ней­шем духов­ном смысле кото­рого гово­ри­лось выше, при­вно­сится немало сует­ного и житей­ского.

Кра­соту имен, как и всякую кра­соту, люди вос­при­ни­мают по-раз­ному, неда­ром на этот счет сло­жены пого­ворки. Тут играют роль раз­но­об­раз­ные обсто­я­тель­ства: воз­раст выби­ра­ю­щего имя (в этом деле очень часто при­ни­мают уча­стие стар­шие члены семьи – дедушки и бабушки; как пра­вило, у людей разных поко­ле­ний вкусы не сов­па­дают), место житель­ства, начи­тан­ность, эсте­ти­че­ское вос­пи­та­ние и т. д.

С модой на одни имена неиз­бежно отвер­га­ются другие.

Все знают, как наряду с отка­зом от при­выч­ных имен детям стали при­ду­мы­вать новые неле­пые имена.

Если только ты умен,
Ты не дашь ребя­там
Столь затей­ли­вых имен,
Как Протон и Атом.

Удру­жить хотела мать
Дочке бело­ку­рой,
Вот и взду­мала назвать
Дочку Дик­та­ту­рой.

> Хоть семья ее звала
Сокра­щенно Дита,
На роди­те­лей была
Девушка сер­дита.

Для другой искал отец
Имя похит­рее,
И назвал он, нако­нец,
Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра
Девочку Идей­кой,
А ребята со двора
стали звать Индей­кой.

А один ори­ги­нал,
Начи­нен газе­той,
Сына Спут­ни­ком назвал,
Дочь назвал Раке­той.

Пусть поймут отец и мать,
Что с про­зва­ньем этим
Век при­дется веко­вать
Зло­по­луч­ным детям.

Несмотря на это и позже про­дол­жают при­ду­мы­ваться такие имена как Фев­ра­лин, Мартий, Энглен, Вилор, Окто­мир и т. п. Рус­скую девочку, родив­шу­юся на борту само­лета Ил-18, назвали Илина, повто­рив в ее имени частицу ил из обо­зна­че­ния его марки.

Муж­ские имена дважды про­хо­дят свой путь в семье, служа отче­ствами при име­но­ва­нии сле­ду­ю­щего поко­ле­ния. Веро­ятно, это обсто­я­тель­ство совер­шенно не учи­ты­ва­лось теми, кто давал своим детям выше­пе­ре­чис­лен­ные имена. Можно только посо­чув­ство­вать тем, кото­рые теперь вынуж­дены стес­няться своих отчеств.

К сча­стью, самыми при­выч­ными на сего­дня все-таки оста­ются старые рус­ские кален­дар­ные имена, не вызы­ва­ю­щие пред­мет­ных или рево­лю­ци­он­ных ассо­ци­а­ций. Их много, и именно к ним прежде всего сове­туют при­бе­гать при выборе имени ново­рож­ден­ному раз­но­об­раз­ные спра­воч­ники. Основ­ная масса роди­те­лей счи­тает рус­ские имена един­ственно воз­мож­ными для своих детей, что и под­твер­жда­ется ста­ти­сти­кой.

Однако сле­дует заме­тить один небезын­те­рес­ный факт: все эти фор­маль­ные под­ходы (весьма, впро­чем, сомни­тель­ные) пере­стают играть какую-либо роль, если имя дается в честь или в память о людях, достой­ных под­ра­жа­ния. Имя начи­нает казаться кра­си­вым, если оно напо­ми­нает чело­века кра­си­вого, умного, доб­рого, отзыв­чи­вого, – зна­ко­мого лично или по лите­ра­туре. Не потому ли так при­ятно звучат личные имена, при­над­ле­жав­шие заме­ча­тель­ным пред­кам и совре­мен­ни­кам? Не потому ли неко­то­рые пре­льща­ются име­нами лите­ра­тур­ных пер­со­на­жей?

Дей­ствие святых имен

Итак, имя вызы­вает образ, а образ в душе есть сопри­кос­но­ве­ние или даже еди­не­ние души с этим обра­зом. При этом первое или второе – т.е. сопри­кос­но­ве­ние или еди­не­ние – будет зави­сеть от нашего отно­ше­ния к этому образу. Если мы в любви тянемся к нему, то этот образ вли­ва­ется в нашу душу, объ­еди­ня­ется с нами и влияет на наши чув­ства и ощу­ще­ния.

Свет не есть само солнце. Но для нас свет ближе солнца: он нас осве­щает, согре­вает и питает энер­гией и рас­ти­тель­ный, и живот­ный мир. Имя – это как бы свет от сущ­но­сти образа. Имя же Бога имеет в духов­ном мире то же зна­че­ние, что свет в физи­че­ском мире для рас­те­ний и живот­ных. Так мы можем постиг­нуть освя­ща­ю­щую, про­све­ща­ю­щую и очи­ща­ю­щую силу святых имен, дей­ству­ю­щих на нашу душу, на наш разум и сердце и через это – на всю нашу жизнь.

Поэтому цели­тель­ный баль­зам изли­ва­ется на нашу душу и от бла­го­ухан­ного имени Божией Матери, Прис­но­девы Марии, и от имени бес­плот­ных слу­жи­те­лей Бога – Архан­гель­ских и Ангель­ских чинов, от имени всех святых. Все они воз­вы­шают душу хри­сти­а­нина и вводят его в оби­тель свя­то­сти и пра­вед­но­сти.

Вот почему образы и имена в молитве глу­боко вол­нуют и уми­ляют очи­щен­ное сердце и не зани­мают мыслей у чело­века, сердце кото­рого пора­бо­щено миром. Отсюда поток свет­лых обра­зов и имен, кото­рыми напол­нена молитва, будет про­свет­лять сердце лишь бла­го­го­вей­ного хри­сти­а­нина.

Почему нам даются имена святых

Зная подвиги святых, их жития, полу­чая по молитве помощь от них, хри­сти­ане имели искрен­нюю любовь к угод­ни­кам Божиим, доро­жили их име­нами и давали их своим детям.

Как ука­зы­ва­лось выше, и в обыч­ной жизни память о заме­ча­тель­ных людях, про­сла­вив­ших свое имя какими-либо подви­гами или заслу­гами на поприще житей­ской дея­тель­но­сти, дорога для нас. Тем более для хри­сти­а­нина дорога память тех, кто бла­го­уго­дил своей жизнью и делами Гос­поду, кто воз­лю­бил Его всем серд­цем.

Святые, имена кото­рых мы носим, назы­ва­ются нашими анге­лами, и день именин – днем ангела. Мы назы­ваем их анге­лами потому, что они, со вре­мени наре­че­ния нам их имени, дела­ются осо­быми нашими покро­ви­те­лями, защит­ни­ками от неви­ди­мых и види­мых врагов, молит­вен­ни­ками за нас перед Богом и, таким обра­зом, после бес­плот­ных анге­лов-хра­ни­те­лей явля­ются нашими новыми анге­лами-хра­ни­те­лями. К их покро­ви­тель­ству мы должны при­бе­гать и быть уве­рены в их пред­ста­тель­стве за нас перед Богом.

Нако­нец, имена святых даются нам для того, чтобы ука­зать бли­жай­шие образцы, кото­рым мы должны под­ра­жать в бого­угод­ной жизни. Имя свя­того обя­зы­вает нас упо­доб­ляться ему в подви­гах и доб­ро­де­те­лях. И в обыч­ной жизни зна­ме­ни­тое, из рода в род пере­хо­дя­щее имя пред­ков заклю­чает в себе как бы обя­за­тель­ство для их потом­ков под­дер­жи­вать честь рода лич­ными заслу­гами и доб­ле­стями. Если же потомки не только не пока­зали заслуг и доб­ле­стей, но еще и запят­нали себя недо­стой­ными поступ­ками, то о них обычно гово­рят, что они обес­че­стили свой род и стали недо­стойны носи­мого имени. Подоб­ным обра­зом и нося­щие имена святых должны соот­вет­ство­вать своим именам делами святых через под­ра­жа­ние им.

Итак, имена святых, носи­мые нами, ука­зы­вают на нашу обя­зан­ность чтить и любить их, про­сить их молитв за нас и под­ра­жать при­меру их жизни.

Испол­нять же эти обя­зан­но­сти над­ле­жа­щим обра­зом можно не иначе, как хорошо зная их жизнь и подвиги. На чем же еще осно­вы­ва­ется ува­же­ние и сер­деч­ное рас­по­ло­же­ние к кому-либо, как не на знании его досто­инств? Если кто кого не знает или знает только пона­слышке, то не может над­ле­жа­щим обра­зом ува­жать и любить его, и тем более – быть близ­ким ему. Так же и в духов­ной жизни: кто не знает жизни и подви­гов свя­того, тот не может оце­нить его по досто­ин­ству и, сле­до­ва­тельно, не может над­ле­жа­щим обра­зом чтить и любить его.

Знание жизни и подви­гов святых помо­жет и в выборе имени. Поэтому роди­тели ново­рож­ден­ного через жития святых, опыт молит­вен­ного обра­ще­ния к ним должны ближе позна­ко­миться с теми, в честь кого пред­по­ла­гают назвать своего ребенка, – и тогда имя им под­ска­жет сердце.Тот же совет можно дать и взрос­лому хри­сти­а­нину, не зна­ю­щему, в честь какого именно свя­того его нарекли в дет­стве. Он должен вни­ма­тельно изу­чить жития святых, нося­щих его имя, помо­литься им и Богу, – и что Гос­подь поло­жит на сердце, то и при­нять, избрав таким обра­зом себе небес­ного покро­ви­теля, – и впо­след­ствии молиться ему уже как своему ангелу и отме­чать име­нины в день его празд­но­ва­ния.

Как выби­рать имя по-Божи­ему

Даруя роди­те­лям ребенка и уста­нав­ли­вая день его рож­де­ния, Гос­подь уже тем самым ука­зы­вает на его имя. Опре­де­лить же Божию волю мы можем по Пра­во­слав­ному меся­це­слову, в кото­рый вклю­чены имена святых, про­слав­лен­ных Цер­ко­вью.

Наре­че­ние хри­сти­ан­ского имени, по уставу Церкви, совер­ша­ется до кре­ще­ния и состав­ляет одно из первых под­го­то­ви­тель­ных к нему дей­ствий. В старые вре­мена имя наре­кали задолго до дня кре­ще­ния ребенка 1. Теперь же наре­че­ние имени про­ис­хо­дит обычно в день кре­ще­ния, перед чином огла­ше­ния.

Согласно ука­за­нию Треб­ника (гл. 2), имена хри­сти­ан­ские должны быть наре­ка­емы мла­ден­цам в вось­мой день по рож­де­нии, по при­меру Спа­си­теля Христа, при­няв­шего имя Иисус в вось­мой день по Своем рож­де­нии ( Лк.2:21 ), как тре­бо­вал того вет­хо­за­вет­ный закон обре­за­ния и наиме­но­ва­ния ( Быт.17:4-15 ).

Впро­чем, наре­кать мла­денца именем свя­того, кото­рый вос­по­ми­на­ется в вось­мой день по рож­де­нии, не счи­та­лось в России непре­мен­ной тра­ди­цией. Часто имя наре­кали и в самый день рож­де­ния, по жела­нию роди­те­лей скорее видеть свое дитя запе­чат­лен­ным святым именем и крест­ным зна­ме­нием, кото­рым дитя при этом бла­го­слов­ля­ется. Рож­де­ние мла­денца – столь вели­кое и зна­ме­на­тель­ное собы­тие в нашей жизни, осо­бенно ввиду опас­но­сти самих родов, что оста­ется только бла­го­да­рить Бога за эту милость наре­че­нием ново­рож­ден­ному имени свя­того, под осе­не­нием кото­рого он родился.

Итак, чаще всего ребенка назы­вали в честь свя­того, память кото­рого при­хо­ди­лась на день рож­де­ния или день наре­че­ния имени, а также день кре­ще­ния. Для дево­чек допус­кался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен.

При таком выборе день рож­де­ния и име­нины чаще всего сов­па­дали и в созна­нии сли­ва­лись воедино. До сих пор назы­вают име­нин­ни­ками тех, кто празд­нует день рож­де­ния, но хри­сти­ане празд­нуют име­нины в честь свя­того.

Были еще случаи, когда ребенка назы­вали по обету, в честь опре­де­лен­ного свя­того, кото­рого изби­рали зара­нее и моли­лись ему еще до появ­ле­ния чада. Тогда име­нины отме­ча­лись в день памяти этого угод­ника Божия, а если память празд­но­ва­лась несколько раз в году – то в день, бли­жай­ший ко дню рож­де­ния.

Таким обра­зом, чело­век полу­чал имя от Церкви, при Кре­ще­нии, и выби­ра­лось оно не про­из­вольно, а по одному из несколь­ких правил.

По ука­за­нию Еван­ге­лия в повест­во­ва­нии о наре­че­нии имени Спа­си­телю и Иоанну Кре­сти­телю ( Мф.1:20-21 ; Лк.1:30-31, 59-63 ), а также по цер­ков­ному пре­да­нию (св. Симеон Солун., гл. 59) и по обще­уста­но­вив­шейся цер­ков­ной прак­тике выбор имени ново­рож­ден­ному при­над­ле­жал роди­те­лям ребенка; взрос­лые же сами выби­рали себе имя 2. Только в том случае, если выбор имени мла­денца его роди­те­лями предо­став­лялся свя­щен­нику, послед­ний наре­кал его именем по соб­ствен­ному усмот­ре­нию, обычно изби­рая для этого имя свя­того, память кото­рого чтится в день чтения молитвы ново­рож­ден­ному или в вось­мой день по его рож­де­нии, а также в день рож­де­ния, в день кре­ще­ния или бли­жай­ший к тому день.

Теперь кре­ще­нию пред­ше­ствует граж­дан­ская реги­стра­ция ново­рож­ден­ного, и роди­тели всегда сами выби­рают имя ребенку, кото­рое впи­сы­ва­ется в сви­де­тель­ство о рож­де­нии. Если имя, под кото­рым ребе­нок заре­ги­стри­ро­ван, отсут­ствует в Пра­во­слав­ном меся­це­слове, это еще не значит, что сле­дует менять его при кре­ще­нии. Вполне воз­можно, что роди­тели по неосве­дом­лен­но­сти дали ребенку пра­во­слав­ное имя, но в запад­но­ев­ро­пей­ской или мест­ной его форме. В таком случае свя­щен­ник обычно пере­во­дит его в цер­ковно-сла­вян­скую форму и кре­стит под этим именем, пред­ва­ри­тельно сооб­щив его роди­те­лям кре­ща­е­мого или ему самому. Вот при­меры таких пере­во­дов: Анжела – Анге­лина; Жанна – Иоанна; Оксана, Акси­нья – Ксения; Агра­фена— Агрип­пина; Полина – Аппо­ли­на­рия; Луке­рия – Гли­ке­рия; Егор – Геор­гий; Ян – Иоанн; Денис – Дио­ни­сий; Свет­лана – Фотина или Фоти­ния; Марта – Марфа; Аким – Иоаким; Корней – Кор­не­лий; Леон – Лев; Томас – Фома.

В том случае, когда не уда­ется уста­но­вить подоб­ного соот­вет­ствия (напри­мер Эдуард, Эль­вира, Карл), свя­щен­ник реко­мен­дует роди­те­лям или самому кре­ща­е­мому выбрать пра­во­слав­ное имя (лучше близ­кое по зву­ча­нию), кото­рое впредь будет его цер­ков­ным именем.

В связи с тем, что в меся­це­слове неко­то­рые имена святых сов­па­дают и празд­ну­ются несколько раз в году, то празд­но­ва­ние одного опре­де­лен­ного дня Ангела ново­на­име­но­ван­ному хри­сти­а­нину назна­ча­ется свя­щен­ни­ком. Обычно это бли­жай­ший сле­ду­ю­щий за днем рож­де­ния день памяти свя­того.

Из бла­го­го­ве­ния перед именем Спа­си­теля в Пра­во­слав­ной Церкви не наре­кали именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы отно­симся и к имени Его Пре­чи­стой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празд­ну­ется 26 января, 1 апреля, 22 июля, и других.

Молитва в озна­ме­но­ва­ние наре­че­ния ребенка именем, на вось­мой день по рож­де­нии

Чте­нием этого тро­паря Цер­ковь напо­ми­нает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Гос­по­день был точно так же при­не­сен Богом­ла­де­нец Иисус, Дитя Прис­но­девы Марии, рож­де­нием Своим открыв­ший путь всем детям к неопи­су­е­мой радо­сти Цар­ства Божия.

Обряд наре­че­ния имени может быть опущен лишь в том, случае, когда мла­денцу угро­жает смер­тель­ная опас­ность и Кре­ще­ние совер­ша­ется по сокра­щен­ному чину. Опус­кать этот чин во всех осталь­ных слу­чаях, а тем более при Кре­ще­нии взрос­лого, не допус­ка­ется, учи­ты­вая его глу­бо­кий духов­ный смысл.

Заклю­че­ние

Есть место в книге Откро­ве­ния, где тай­но­зри­тель Иоанн повест­вует нам, что когда придет время, то каждый из пре­бы­ва­ю­щих в Цар­стве Божием полу­чит имя таин­ствен­ное, кото­рое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его полу­чает. Это имя как бы содер­жит в себе всю тайну чело­века; этим именем ска­зано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и полу­ча­ю­щего его, потому что оно опре­де­ляет то един­ствен­ное, непо­вто­ри­мое соот­но­ше­ние, кото­рое суще­ствует между Богом и Его тварью – каждой, един­ствен­ной для Него тварью. Мы носим имена святых, кото­рые про­жили и осу­ще­ствили на земле свое при­зва­ние; мы им посвя­щены, как храмы посвя­ща­ются тому или дру­гому свя­тому; и мы должны бы вду­мы­ваться и в зна­че­ние его имени, и в ту лич­ность свя­того, кото­рая нам доступна из его жития. Потому что он не только явля­ется нашим молит­вен­ни­ком, заступ­ни­ком и защит­ни­ком, но в какой-то мере и обра­зом того, чем мы могли бы быть. Повто­рить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни одного или дру­гого чело­века, свя­того или даже греш­ника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

При­ме­ча­ния:

История имен. Мода на имена. Исследование имен учащихся 5а класса.

ВложениеРазмер
imya_cheloveka.docx 27.48 КБ

Предварительный просмотр:

С давних времен люди заметили, что имя влияет на судьбу человека, играет определенную роль в становлении его характера. Зная имя, можно судить о происхождении, национальности, вероисповедании человека. Одно звучание имени дает большое количество информации. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Многие считают именинами свой день рождения. Это не так. Согласно учению православной церкви, именины - это день памяти святого, именем которого вы названы. Идеально, если день вашего рождения совпадает с днем памяти святого, имя которого вы носите. Если же эти даты не совпадают, необходимо искать ближайшую дату памяти святого ПОСЛЕ дня вашего рождения. Это и будет ваш день ангела.

Так что же такое имя?

Толковый словарь В. Даля

Словарь С.И. Ожегова

В древней Руси использовались три группы имен:

- древнеславянские имена (Святослав-святая слава, Владимир- владеющий миром, Людмила- людям милая); - скандинавские имена (Олег, Игорь, Ольга, Аскольд); - имена, используемые церковью (Иван, Федор, Елена).

Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его нужно было выделить из семьи родственников.

Давались числовые имена: родился первый ребенок – ПЕРВА или ПЕРВОЙ, второй – ВТОРОЙ или ВТОРАК, третий – ТРЕТЬЯК и др.

По внешнему виду: ЧЕРНЫЙ, ЧЕРНАВКА, МАЛ.

По характеру: ДОБР, ХРАБР, СМЕЯН, УМНИК.

В какое время года рожден : ЗИМ, ВЕШНЯК, МОРОЗ.

Духовное рождение считалось более значительным, чем телесное, и потому день рождения оставался незаметным, а день ангела праздновался всю жизнь.

Сейчас многие люди обращаются к православной вере и дают своим детям имена не по моде, а в соответствии с христианской традицией.

Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребенка.

Древние греки заметили, что имя влияет на судьбу человека и на его характер. Эту теорию не раз высмеивали. И только в наше время с помощью компьютеров удалось обработать материал и научно доказать, что судьба человека действительно зависит от его имени.

  • Лучше глаз лишиться, чем доброго имени.
  • Каждая Аленка хвалит свою Буренку.
  • Наш Андрей никому не злодей.
  • Какова Аксинья, такова и ботвинья.
  • Не верь Власу, а верь своему глазу.
  • Все Иванычи Ивана детки.
  • Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка.
  • Дружка на дружку, а всё на Петрушку.
  • По Сеньке – шапка, по Ерёмке – колпак, по Ивашке – рубашки.
  • Указчик Ерёма, указывай дома.
  • У всякого Федорки свои отговорки.

Каждый человек, родившись, имеет право на получение имени. Имя ему дают родители.

Потом возвращались к традиционным именам, но мода заставляла появляться целые классы Наташ и Сергеев. Например, у нашего классного руководителя в классе было семь Наташ. Получается, что в 70-е годы была мода на имя Наташа. А в нашем классе этого имени нет. У моих ровесников имена практически не напоминают имена наших мам и пап. Это стихотворение о семидесятых и восьмидесятых годах.

В нашем классе восемь Тань.

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках:

Та – высокая в очках.

Таня – темные реснички,

Таня – русые косички,

Челка черная у той,

У другой, как у лисички,

Есть румяная Танюшка,

Как снегирь в лесу зимой,

И, как звездочки, веснушки

У последней, у восьмой.

По фамилии в журнале

Их сегодня вызывали,

И фамилии подруг

Услыхали все вокруг.

И у нас в классе имена есть повторяющиеся имена: Артем (2), Дарья(2), Анастасия(2), Елена), но есть и много разных. Этот факт говорит о том, что сейчас мода на имена взяла новый виток. Стало больше разнообразия.

Знаешь ли ты значение своего имени?

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

Знаешь ли ты, когда у тебя именины?

Доволен ли ты своим именем?

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин. Выявились ребята, которые недовольны своими именами.

Это: Вера и Максим.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Имена людей - это часть истории народов. В них отражается все, что окружает человека: быт, верования, художественное творчество, исторические связи между народами. Как удалось выяснить, в истории существует несколько этапов в истории имен:

  • дохристианский (Чернавка, Мал, Молчан, Лобан – имена-прозвища);
  • период после принятия христианства (Анастасия, Александр, Никита, Дмитрий, Кирилл и др.);
  • новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции (Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур и др.

Артем - греч. - "здоровый", "невредимый".

Александр - Происходит от древнегреческих слов "алекс" - защищать и "андрос" - муж, мужчина, то есть "защитник людей", "защита мужественная".

Вадим - Происхождение имени точно не установлено. По одной из версий оно происходит от древнерусского слова "вадити" - сеять смуту, спорить, обвинять, клеветать и означает спорщик, раздорник, доказывающий. Возможно также, что это сокращенная форма славянского имени Вадимир. А некоторые даже считают это имя персидским.

Данил - Имя Даниил (разг. Данил, Данила, стар. разг. Данило) происходит от древнееврейского слова "даниел", которое означает "мой судья - Бог", "Бог мне судья", "Божий суд", "судья Божий".

В Библии Даниил - древнееврейский пророк, известный как главный тайновидец и прорицатель при дворах царей. Был правой рукой царя Навуходоносора.

Егор - Видоизмененная русская народная форма имени Георгий - покровитель земледелия. В некоторых областях России Егор - нарицательное название горького пьяницы, человека сомнительного поведения, а Егорка - это молодой лось. Разговорная форма - Егорий.

Никита - имя Никита (разг. Никитий, прост. Микита) происходит от греческого слова "побеждать" и означает победитель, победоносный, побеждать.

Николай - (нар. Никола, прост. Миколай и Микола) происходит от древнегреческого имени Николаос ("ника" - победа, "лаос" - народ) и означает: победитель народов, побеждающий народ, победа людей.

Роман - имя Роман происходит от латинского слова "романус" - римлянин, римский; от греческого - крепкий.

Семен - др. -евр. - "слышащий"

Михаил - (разг. Михайла, стар. разг. Михайло) происходит от древнееврейского имени Микаэль - равный, подобный Яхве (Богу), богоподобный, божественный.

Анастасия - (разг. Настасия и Настасья, прост. Анастасея и Настасея) - женская форма мужского имени Анастасий (Анастас). Происходит от древнегреческого слова "анастас" - воскресший, от индоевропейского корня "ста" - стоять. Означает: воскресение, возвращенная к жизни, воскресшая, воскрешенная, восставшая, воскрешенная к жизни, воскрешающая, возвращение к жизни.

Дарья - стар. Дария) - женский вариант имени персидского царя Дария (Дарайавауша). В переводе с древнеперсидского означает: сильная, побеждающая, обладательница, владеющая, владеющая богатством, огонь великий, победительница.

Елена - (народн. Алена, прост. Олена) древнегреческого происхождения, предположительно от слова "хеленос" - свет, светлая. Изначальная форма - Селена, так греки называли луну.

Елизавета – (разг. Лизавета, стар. Елисавета) происходит от древнееврейского имени, которое в переводе значит следующее: Бог - моя клятва, Богом и клянусь. Имя Елизавета означает Божья клятва, обет Богу, почитающая Бога, клятва Бога, клятва Богом, Божья помощь. Другие формы этого имени: Элизабет, Элиза, Эльза, Изабелла, Олисава.

Екатерина - (разг. Катерина) происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный. Того же корня слово "катарсис" - очищение. В традиции Запада начальное "е" везде отсутствует: Катерина, Катарин, Кэтрин. У католиков существует даже мужское имя Катерин. Имя Екатерина означает чистая, непорочная, истинная.

Марианна - образовано из сочетания имен Мария и Анна (народная форма — Марьяна).

Марина - женская форма старинного редкого имени Марин, происходящего от латинского слова "маринус" – морской.

Татьяна - (стар. Татиана) происходит от латинского "Татиус" - имени сабинского царя. Сабины - италийские племена, часть которых жила на холмах Рима. По другой версии, имя Татьяна древнегреческого происхождения, от слова "татто" - устанавливать, определять.

Полина - самостоятельная, русская сокращенная разговорная форма греческого, латинского имени Аполлинария, женской формы имени Аполлинарий (Полинарий - посвященный Аполлону, Аполлонов). Аполлон в древнегреческой мифологии - бог солнца, предсказаний, покровитель искусств.

Яна - или Янина, др. -евр. - "богом данная".

Какова же мода на имена сегодня? Об этом знают только сотрудники ЗАГСа, которые постоянно регистрируют новых граждан.

Как свидетельствует статистика, современные мамы и папы предпочитают выбирать наиболее оригинальные имена для своих малышей. И что самое интересное, для людей с несколькими высшими образованиями это – старинные славянские имена, а для людей проще по статусу – имена каких-нибудь актеров, популярных исполнителей, героинь сериала.

Что ж, это неудивительно. Во все времена родители называли своих детей в честь каких-то известных личностей. Если окунуться немного в историю, найдем этому подтверждение.

Донэра - Дочь Новой Эры;

Велиор - ВЕЛИкая Октябрьская Революция;

Ледат - ЛЕв ДАвидович Троцкий;

Тролебузина - ТРОцкий, ЛЕнин, БУхарин, ЗИНовьев;

Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет.

Ворс - ВОРошиловский Стрелок;

Бестрева - БЕрия СТраж РЕВолюции;

Даздрасмыгда - ДА ЗДРАвствует СМЫчка Города и Деревни;

Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА;

Лагшмивара - ЛАГерь ШМИдта В АРктике.

Статор - СТАлин ТОРжествует;

Меженда - МЕждународный ЖЕнский День;

Пофистал - ПОбедитель Фашизма Иосиф СТАЛин;

Папир - ПАртийная ПИРамида;

Одвар - Особая Дальне-Восточная АРмия.

Придеспар - ПРИвет ДЕлегатам Съезда ПАРтии;

Мират - МИРный АТом;

Нинель - Ленин наоборот;

Мэлор - Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская Революция;

Перкосрака - ПЕРвая КОСмическая РАКета.

Кукуцаполь - КУКУруза ЦАрица ПОЛей;

Ватерпежекосма - ВАлентина ТЕРешкова ПЕрвая ЖЕнщина-КОСмонавт;

Урюрвкос - УРа, ЮРа В КОСмосе;

Нисерха - НИкита СЕРгеевич Хрущев;

Юралга - ЮРий АЛексеевич ГАгарин.

Сегодня эти имена могут показаться странными, нереальными даже, однако эти дети 20-40 годов до сих пор живут среди нас. И их родители в то время с огромным желанием давали им именно эти имена в честь героев того времени.

Современность также диктует свою моду. Теперь люди, пытаясь выделиться, создают искусственные имена, ничем не объяснимые, ввергающие окружающий в состояние шока. Отсюда и запрет на имена. Такие запреты появились во многих странах.

В Новой Зеландии составлен список имён, которыми запрещено называть детей - в нём сейчас содержится 102 имени.

Утверждается, что необычное имя может нанести психологическую травму ребёнку, создать для него трудности в общении со сверстниками и во взрослой жизни.

Однако теперь родители руководствуются примерами имен из известных сериалов, фильмов и так далее.

Таким образом, можно составить еще один список распространенных имен за последнее десятилетие. Хотя среди них попадаются уж очень необычные и оригинальные варианты!

Имена для девочек:

Даниэла, Ева, София, Юлиана, Адиэль, Эдера, Виталия, Виолетта, Аксинья, Арина, Варвара, Василиса, Жанетта, Ванда, Соня, Стефания, Зоряна, Весна, Моника, Алиссия, Тамила, Василина.

Имена для мальчиков:

Филлип, Матвей, Тимофей, Назар, Ян, Серафим, Мирон, Арсений, Макар, Игнат, Давид, Георгий, Елисей, Семен, Эрик, Савелий, Лука, Клим, Гордей, Иосиф, Лев, Андрес, Раймонд, Мирослав.

По данным ЗАГС, после Артема и Александра в рейтинге популярности идут имена Максим, Иван, Дмитрий, Михаил, Кирилл, Даниил, Никита, Егор. Среди девочек самым популярным именем осталось Мария. Затем идут София, Анастасия, Дарья, Анна, Елизавета, Полина, Виктория, Варвара, Екатерина, сообщает "Интерфакс-Россия".(2012)

Самым популярным женским именем оказалось имя Анастасия: так в 2012 году назвали своих дочерей 9,5% участвующих в опросе родителей. На втором месте по популярности оказалось имя Елена: именно так назвали девочек 8,2% участвовавших в опросе мам. Далее в десятке популярных имен мальчиков следуют:

Имена мальчиков, которые участники проведенного исследования сочли наиболее необычными в 2012 году: Богдан, Тимофей, Матвей, Глеб, Захар, Фома, Нил, Аким и Лука.

Имена девочек, которые показались необычными участникам исследования: Таисья, Арина, Варвара, Ульяна, Василиса, Аксинья, Авдотья и Пелагея.

Можно назвать ребенка популярным именем – но тогда родителям следует приготовиться к тому, что рядом с ребенком всегда будет сразу несколько тезок и в детском саду, и в школе. Если назвать ребенка редким, необычным именем, то есть шанс, что из-за него окружающие будут обращать на ребенка повышенное внимание, что может прийтись ему не по душе. Но в любом случае родители должны помнить о том, что каким бы ни было имя, данное ребенку – главное, чтобы оно хорошо сочеталось с его отчеством и фамилией и не вызывало удивления и насмешек у окружающих.

8. Выводы: Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Как можно и нельзя назвать новорожденного ребенка?

Все новоиспеченные или будущие родители без исключения задаются десятками важных вопросов, связанных с появлением на свет новорожденного ребенка. Но одним из наиболее важных является затрагивающий будущее имя. Мало кто задумывается о том, какие человеческие имена можно и нельзя давать новорожденным детям. А ведь вопрос имеет первоочередную важность, а посему не уделить ему должное внимание просто глупо…

Шесть запретов именования…

Нельзя нарекать новорожденного ребенка именем недавно умершего члена семьи – каждая культура смотрит на сей вопрос уникально, но в большинстве из них считается грубым нарушением культурных традиций, именовать ребенка именем человека, члена семьи, умершего в относительной близости от даты рождения. Бытует мнение, что таким образом новорожденному будет передана последняя, а соответственно и негативная энергетика умершего человека. Суеверие, но прислушаться к нему стоит…

Нельзя именовать новорожденного ребенка именем живущего в доме человека – у имени есть святой покровитель, ангел-хранитель. И бытует мнение, что в доме может иметься только один покровитель – то есть, двое людей, проживающих в доме, не могут покровительствоваться одним и тем же Святым, а значит, кто-то останется без него, и соответственно, в его судьбе, будущем, могут проявиться негативные последствия (беды, неудача и т.п.).

Нельзя раскрывать имя новорожденного – в древние времена было одно нерушимое правило, гласившее о том, что имя, даваемое ребенку не должно быть раскрытым до крещения. Независимо от того, что это за имя, оно обязано быть известным только родителям, до момента, пока малыша не окрестят в церкви. Конечно это суеверие, но в древности с ним считались все семьи без исключения.

Имена утопленников – многие считают, что имена утопленников, особенно мужские, нежелательны для именования ребенка, в частности, если утопленник является кровным родственником. Но отметим, что в древности, а в сельской местности и даже сегодня, считалось, что имя утопленника обладает положительной магической энергетикой, способной защитить от сглазов, порчи, и проклятий, и брать такие вариации наименований как раз-таки можно было.

Нельзя брать женские имена с мужским аналогом – такие женские имена как Женя, Валерия, Богдана, Анатолия, Виталия и Кира, имеют мужскую подоплеку и обширное мужское значение, их мужские аналоги обладают куда более сильной энергетикой, а это, если верить суевериям, крайне негативно сказывается на личности будущей женщины. Считается, что названную такой именоформой девушку в будущем будет преследовать мужская судьба…

Как можно и нужно называть новорожденных детей?

Звучание и позитив – имя новорожденного ребенка обязано иметь крайне положительную энергетику, что зависит от звучания (звучности), от значения, от красоты произношения. такие именоформы нужно и даже можно давать.

Отчество – оно должно соответствовать даруемому имечку, как звучанием, так и значимостью. В идеале, нужно побольше узнать о значимости отчества, и только потом можно определять имя, подходящее к нему. Кстати, у нас можно узнать о том, какие имена можно или нельзя давать новорожденным, и прочитать о значениях именоформ и отчеств…

Соответствие планете покровителю и зодиаку – важную роль в процессе именования играет фактор соответствия имечка новорожденного астрологическим символам, и в частности, планете-покровителю и знаку-зодиака. Каждый знак покровительствуется определенным небесным телом, которое является покровителем определенного перечня наименований, на которые собственно и стоит обратить внимание.

Именуем по Святцам – именослов по Святцам предусматривает возможность подобрать наиболее соответствующее православной культуре имя. Но стоит помнить, что подходят не все именоформы, а только те, что принадлежат Святым, именины коих справляются в промежутке, не отдаленном от рождения ребенка. Можно выбирать изначально по звучанию, но решаеющим фактором должен быть названных выше.

Китайский гороскоп – в соответствии с китайским гороскопом можно подобрать имя, покровительствующееся животным, в год коего рожден малыш или малышка. Каждым животным покровительствуется определенный перечень наименований, и каждый символ дарует всем именам характеристики, где-то негативные, где-то положительные.

Похожие статьи

Хотите выбрать по-настоящему удачливое и счастливое имя своему ребенку, но не знаете, на какое бы обратить внимание? Что ж, эта статья поможет вам - здесь представлены самые счастливые по мнению астрологов и ученых имена для девочек и мальчиков.

Каждому месяцу соответствует определенное имя, и напротив, каждое имя покровительствует определенными месяцами. Ну а мы же в этой статье расскажем вам об именах, подходящих мальчикам, что должны родиться в весенние месяцы 2017 года.

Пришло время подобрать рожденному в Феврале 2017-ого года ребенку имя. Боитесь ошибиться и хотите выбрать что-то, сулящее успех и счастье. Тогда эта статья для вас! В ней мы расскажем о том, какие имена лучше всего давать февральским мальчикам и девочкам в этом году…

Фамилии - уже давно никто не интересуется их происхождением, историей возникновения, и тем, что за энергетику они таят в себе, а стоило бы, ибо фамилии являются неоспоримым источником сильнейшей энергетики. Ну а мы же сегодня расскажем вам о самых интересных фактах, связанных с фамилиями и их историей.

Читайте также: