Доклад к д ушинский об использовании природы в первоначальном обучении и воспитании детей

Обновлено: 07.07.2024

Содержание работы

Глава I. Теоретические основы экологического образования в истории зарубежной и отечественной педагогики.

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.

Экологическое образование как системообразующий фактор образования

1.4 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста.

Глава II. Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Методика констатирующего эксперимента

2.2 Результаты диагностического исследования

Файлы: 1 файл

экологическое образование детей дошк.возр..docx

Повседневную практику, личный опыт ребенка, его наблюдения Руссо признает лучшим источником приобретения знаний.

«Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучит науку, а выдумает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игруш-

Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Педагог указывает на три ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и мышление. Этим ступеням соответствуют три органически связанные способности: способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению.

Поэтому Фребель требует, чтобы детей с ранних лет ставили в близость с природой. Ничто не сближает так воспитателей и детей, как обоюдные стремления заниматься изучением природы.

Как видим, Ф. Фребель считал природу важным средством нравственного воспитания. Для решения его задач он рекомендовал привлекать детей к уходу за растениями и животными, к практическому освоению мира природы.

1. Ребенок, приступая к наблюдению природы, постепенно начинает заботиться о живых существах.

2. Ребенок самостоятельно учится предусмотрительности, когда узнает, что жизнь растений, посаженных им, животных зависит от его заботы о них. Монтессори полагает, что между ребенком и живыми организмами зарождается какая-то таинственная связь, заставляющая его выполнять известные, определенные акты без вмешательства педагога.

3. В процессе труда в природе дети приучаются к терпению, доверчивому ожиданию, когда они кладут в землю семя и ожидают его всходы, видят первое проявление бесформенного растеньица и следят за его ростом, цветением и превращением цветка в плод, замечают происходящие с ними изменения, сравнивают. Так дети постепенно приобретают спокойную уравновешен-ность сознания.

4. Ребенок должен следовать по естественному пути развития человечества, такое воспитание приводит в гармонию эволюцию отдельной личности с эволюцией всего человечества.

Для осуществления этого при Домах ребенка должны быть животные и грядки растений. Кое-где имеются рыбки в фонтане или голуби, американские курочки, садики, участки земли, где это невозможно – расставлены на террасе цветочные горшки, а по стенам пущены вьющиеся растения. Монтессори, подобно Фребелю, считает в крайнем случае годным для этой цели даже гор-шок цветов на окне.

Таким образом, Монтессори сходится с Фребелем в признании важности для детей ухода за животными и растениями.

Монтессори разработала специальные занятия, в основе которых лежали упражнения, опыты, т.е. дошкольникам предлагался инструмент самостоятельного познания природы. Например, переливание воды с целью ознакомления с ее свойствами, ориентировки в окружающем мире; уход за срезанными цветами с целью формирования представлений о способах составления букетов, о необходимости для жизни растений воды; развитие эстетических чувств, координации движений и т.д.

1.2. Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.

Для становления экологического образования дошкольников в России огромное значение имеет учение К.Д. Ушинского о природе в первоначальном обучении. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным средством воспитания детей. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня. Естественнонаучные взгляды Ушинского сложились на основе изучения новейших открытий в области естествознания его времени.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТРЕФЕРАТ Тема: Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на природу в развитии ребенкаВыполнила: Пономарева Е.А. Проверила: Гончарова Н.В.Нижневартовск, 2014СодержаниеВведение . К.Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении детей . Взгляды Водовозовой Е.Н. на роль природы в воспитании детей до школы . Природа как среда развития и воспитания ребенка - дошкольника в теории Е.И.Тихеевой . Практика работы по ознакомлению с природой в дореволюционных детских садах по методу Л.К.Шлегер . А.Я. Герд о значении естественных наук в системе образования детей Заключение Список использованной литературы

ушинский дошкольный обучение природа

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

1. К.Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении детей

К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) вошел в историю русской педагогической мысли как основоположник педагогической психологии, создатель оригинальной педагогической системы первоначального обучения детей, а также основ естествознания дошкольников. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

К.Д. Ушинский определял природу как один из "могущественных агентов в воспитании человека" [1, с.54]. К.Д. Ушинский считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить.

Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д. Ушинского с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, ее историю, ее природу.

Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе в первоначальном обучении детей?

Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в Предисловии к "Детскому миру" К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и "прежде даже созерцать, чем думать".

В "Родном слове" - книге для учителя К.Д. Ушинский вновь подчеркивает значение наглядного обучения.


Общественно-политические взгляды В. М. Бехтерева (1857–1927) формировались под влиянием Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева.

Впервые в русской педагогике с материалистических позиций В. М. Бехтерев показал значение различных факторов в развитии и становлении человеческой личности, попытался представить в определенной системе всю их совокупность в формирования личности. К их числу относилась и окружающая природа.

Учение константина Дмитриевича Ушинского о роли природы в первоначальном обучении и воспитании детей

Для становления экологического образования дошкольников в России огромное значение имеет учение К. Д. Ушинского (1824–1870), демократа-просветителя, великого русского педагога о роли природы в первоначальном обучении. Распространение в стране теоретических воззрений передовых общественных деятелей содействовало разработке содержания первоначального обучения и воспитания детей. Создатели оригинальной теории дошкольного воспитания (К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова, Е. И. Тихеева, А. С. Симонович и другие) рекомендовали знакомить дошкольников с предметами и явлениями окружающей природы и общественной среды.

Педагогическая система К. Д. Ушинского оказывала огромное влияние именно на школьную практику. В своих произведениях он не говорил непосредственно о воспитании детей дошкольного возраста. Но все положения, которые он предлагал для воспитания школьников, можно с большим успехом применять в дошкольном деле.

Педагогическая система К. Д. Ушинского построена на материалистических позициях. Его естественнонаучные взгляды сложились еще в годы учебы в университете на основе изучения новейших открытий его времени в области естествознания под влиянием профессора К. Рулье.

Рисуемый писателем по воспоминаниям пейзаж многоцветен, то и дело мелькают в ландшафтах К. Д. Ушинского румяные яблоки, желтые груши, синие сливы, краснеет рябина, зеленые рощи превращаются в разноцветные, дрожит осинка вся золотая и пурпуровая.

В определенной группировке предстают перед детьми и растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которыми дети чаще всего сталкиваются: грибы, трава, цветы. В другую группу включаются растения, практически используемые человеком; выращиваемые им хлебные и огородные, ягоды и плоды. К третьей группе растений относятся деревья, плодовые, простые и кустарники. Включаются сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях и труде людей, детских забавах.

К. Д. Ушинский рекомендовал познакомить детей с металлами и камнями – драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний он дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы. Такие объединения внешне как будто задают систему, упорядочивают знания, однако внутренне они их не перестраивают, так как не обеспечивают понимания ценности вещей, не вскрывают их внутреннее содержание и существенные связи.

– на выделение следствия тех или иных явлений;

Пословицы расширяли у детей понятие о полевых работах, о том, как растет рожь, лен, что нужно делать, чтобы земля приносила урожай, когда выезжать в поле, когда начинать сев, зачем нужно кормить домашних животных, ухаживать за скотом и.т.д. Приводимые народные изречения расширяли познавательные способности ребенка или иллюстрировали отдельные рассуждения, мысли.

Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы: наглядности (связывая ее с проблемой мышления и развития личности в целом), сознательности, посильности, последовательности, прочности. Вслед за Я. А. Коменским он показал необходимость формирования знаний не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.

Признание Ушинским необходимости формирования у ребенка системы природоведческих знаний, ведя ребенка от близкого, понятного, знакомого к более далеким и сложным понятиям, создание специальных пособий для первоначального обучения, где сделана попытка систематизировать знания детей по ознакомлению с природой (материал должен быть систематически изложен), но это, по его мнению, не значит излагать детям систему естественных наук.

Считая, что ум это система организованных знаний, К. Д. Ушинский уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей природы осуществляет как процесс формирования системы знаний.

в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным" (Коменский, 1989:56).

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.).К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы . так мало оценено в педагогике" (Ушинский, 1988: 56). В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках.

Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе . " (Сухомлинский, 1972: 12). Природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности" (Сухомлинский, 1972: 49). Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". (Сухомлинский, 1972: 61)

Академик И.Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании". (Зверев, 1980: 19)

Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям (Лихачев, 1993:19-21). Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей,

Читайте также: