Доклад изучение вселенной от коперника до наших дней

Обновлено: 02.07.2024

Много веков в науке о Вселенной господствовало учение Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным и неопровержимым. Но шло время, росли города, развивались ремёсла и торговля, европейцы узнавали новые страны и народы. Открытия мореходов Португалии и Испании в XIV—XVI вв. изменили географическую карту. Люди поняли, как огромен мир, в котором они живут, а кругосветное путешествие Ф. Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.

Система мира по Николаю Копернику

Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Николай Коперник (1473—1543). Наблюдения за звёздами и планетами, изучение трудов древних мыслителей и своих современников, сложные математические расчёты позволили ему сделать вывод о том, что Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира, по убеждению Коперника, является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды, по Копернику, неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Их вращение вокруг Земли кажущееся, и связано оно с тем, что наша планета сама вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 24 часа. Звёзды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.

Представление о Вселенной Джордано Бруно

Учение Коперника сразу же нашло сторонников среди учёных XVI в. Они распространяли идеи великого астронома в своих странах, расширяли и углубляли их. Так, итальянский учёный Джордано Бруно (1548—1600) считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце — центр Солнечной системы. Но само оно — одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты. Возможно, полагал Дж. Бруно, на них тоже есть жизнь. Да и Солнечная система пока полностью не изучена, не исключено, что в ней существуют ещё не открытые планеты. Как стало ясно позднее, многие из этих догадок Дж. Бруно были верными.

Изучение Вселенной Галилео Галилеем

Много сделал для развития учения Коперника и другой итальянский учёный — Галилео Галилей (1564—1642). В своих наблюдениях за небесными телами он впервые использовал телескоп, который изготовил самостоятельно (кто был изобретателем этого прибора, сейчас сказать трудно). Лучший телескоп Галилея давал увеличение всего лишь в 30 раз. Но и этого было достаточно, чтобы увидеть неровности на поверхности Луны и тёмные пятна на Солнце. Солнечные пятна не оставались неподвижными, они перемещались по его поверхности, но всегда в одну сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается вокруг собственной оси. Больше всего поразило современников открытие Галилеем спутников Юпитера. Это доказывало, что не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела.

Знакомя современников со своими открытиями, Галилей указывал на правильность учения Н. Коперника. Это учение медленно, в жестокой борьбе со старыми предрассудками завоёвывало всё новых и новых сторонников.

Современные представления о строении Вселенной

С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение учёных. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полёты человека в космическое пространство.

Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью галактики (гигантского скопления звёзд). Наша и другие галактики, в свою очередь, образуют скопления галактик, а они — сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

Учёные, перевернувшие мир

Джордано Бруно родился на юге Италии. Посвятив свою жизнь распространению и развитию учения Н. Коперника, он вынужден был покинуть родину, скитаться по многим странам Европы. Его преследовала церковь, так как учение Коперника было ею запрещено. В то время церковь жестоко наказывала тех, чьи взгляды противоречили её установлениям. Дж. Бруно был схвачен и после нескольких мучительных лет тюрьмы сожжён в Риме 17 февраля 1600 г. Он погиб, но не отказался от своих убеждений.

Уильям Гершель родился в Ганновере. Обладал большими музыкальными способностями и в четырнадцать лет поступил музыкантом в полковой оркестр. Наряду с занятиями теорией музыки интересовался математикой, оптикой, астрономией. Занимался изготовлением телескопов. В 1789 г. Гершель изготовил самый большой телескоп своего времени. Главные работы Гершеля относятся к звёздной астрономии: он сделал вывод о существовании звёздных систем, наблюдал туманности и кометы, изучал структуру Млечного Пути. Прославился открытием планеты Уран и двух её спутников, а также двух спутников планеты Сатурн и инфракрасного излучения.

  1. Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от системы мира по Птолемею?
  2. Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной?
  3. Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной?
  4. Какую модель Вселенной предлагает современная наука?
  5. Что такое галактика?

Долгое время в науке господствовало учение Птолемея о Вселенной. Великий польский астроном Николай Коперник создал новую модель Вселенной, согласно которой центром мира является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты. Взгляды Коперника распространяли и развивали Джордано Бруно и Галилео Галилей. Согласно современным представлениям, Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звёзд — галактики. Галактики образуют сверхскопления — метагалактики. Вселенную составляет огромное число галактик.

От слонов и черепахи до теории относительности: эволюция взглядов на место, где мы живём, с древних времён до наших дней.

Как только человек обзавёлся разумом, он стал интересоваться тем, как всё устроено. Почему вода не переливается за край мира? Вращается ли Солнце вокруг Земли? Что находится внутри чёрных дыр?

Миф — первый способ, с помощью которого люди объясняли происхождение и устройство всего окружающего и своё собственное существование. Космогонические мифы рассказывают о том, как из хаоса или небытия появился мир. Сотворением вселенной в мифе занимаются божества. В зависимости от конкретной культуры получившаяся космология (представление об устройстве мира) различается. Например, небесная твердь могла казаться крышкой, скорлупой мирового яйца, створкой гигантской раковины или черепом великана.

Как правило, во всех этих историях присутствует разделение первоначального хаоса на небо и землю (верх и низ), создание оси (стержня мироздания), сотворение природных объектов и живых существ. Общие для разных народов базовые понятия называются архетипами.


Мир как тело

Это может быть интересно :

Древний человек познавал мир с помощью своего тела, измерял расстояния шагами и локтями, много работал руками. Это нашло отражение в олицетворении природы (гром — результат ударов божьего молота, ветер — божество дует). Мир тоже ассоциировался с большим телом.

Например, в скандинавской мифологии мир был создан из тела великана Имира, глаза которого стали водоёмами, а волосы — лесами. В индуистской мифологии эту функцию взял на себя Пуруша, в китайской — Паньгу. Во всех случаях устройство видимого мира связывается с телом антропоморфного существа, великого предка или божества, приносящего себя в жертву, чтобы мир появился. Сам человек при этом — микрокосм, вселенная в миниатюре.

Великое древо

Ещё один архетипический сюжет, который часто появляется у разных народов — ось мира, мировая гора или же мировое древо. Например, ясень Иггдрасиль у скандинавов. Изображения дерева, в центре которого находится фигурка человека, встречались также у майя и ацтеков. В индуистских Ведах священное древо называлось Ашваттха, в тюркской мифологии — Байтерек. Мировое древо связывает нижний, средний и верхний миры, его корни находятся в подземных областях, а крона уходит в небеса.


Покатай меня, большая черепаха!


Греческие философы заложили астрономические представления, которыми мы пользуемся и сегодня. Разные философы их школы имели свою точку зрения на модель мироздания. В большинстве своём они придерживались геоцентрической системы мира.

Геоцентризм — это убеждение, что неподвижная Земля находится в центре мироздания, а Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неё.

Некоторые представители пифагорейской школы полагали, что и, Солнце, и Луна и планеты вращаются вокруг Центрального Огня, Гестии. Такую модель называют пироцентрической.

Аристарх Самосский предложил гелиоцентрическую систему мира, согласно которой Солнце — центральное небесное тело, а также предположил, что Земля меньше Солнца. Однако идея о том, что центр космоса — Земля, была популярна ещё долго.


В своих представлениях мыслители европейского средневековья опирались на работы античных философов, принимали системы Птолемея и Аристотеля. Главной концепцией мира оставался геоцентризм, средневековыми философами дополнялось и расширялось представление о небесных сферах. При этом античная мудрость дополнялась христианскими воззрениями.

Мир на средневековых изображениях — это мир глазами Бога. Все существующие вещи имеют глубокий духовный смысл. Большое развитие получает учение Платона о вещах и идеях, согласно которому все явления и объекты земного мира — это частные проявления божественных идей из горнего мира.

Для европейской средневековой миниатюры и скульптуры не важны пропорции и перспектива — важны символы и значения. Здесь могут одновременно происходить события из прошлого и будущего, а христианская символика пронизывает всё вокруг.


Евангелист Лука держит в руках одиннадцать небесных сфер с ангелами и святыми, а над ним находится Господь со свитком. Евангеларий Оттона III, ок. 1000 года.

На протяжении сотен лет средневековая живопись оставалась плоской. И вдруг за очень краткий период Ренессанса стала объёмной. Это тесно связано с мировоззренческим подходом: мир стали изображать так, как он видится человеку, появилось учение о перспективе. Методы наблюдения за природой развивались и создавали всё более полную картину мира.


Гелиоцентрический переворот Коперника

Ещё по этой теме :

На протяжении долгого времени в европейской астрономии не сдавал позиций геоцентризм. Однако в XVI веке Николай Коперник поместил в центр мира Солнце, вокруг которого вращались планеты, включая Землю, и указал на то, что Земля вращается вокруг своей оси.


Гео-гелиоцентрическая система

У Коперника появилось множество оппонентов. Датский астроном Тихо Браге, не соглашаясь поместить Солнце в центр Вселенной, предложил гео-гелиоцентрическую систему мира (впервые она была описана ещё Гераклидом Понтийским).


Иоганн Кеплер и орбиты небесных тел


Открытия Галилео Галилея

Галилей защищал коперниканство, придерживаясь гелиоцентрической системы мира, а также настаивал на том, что Земля обладает суточным вращением (крутится вокруг своей оси). Это привело его к знаменитым разногласиям с Римской церковью, которая теорию Коперника не поддерживала.

Галилей построил собственный телескоп, обнаружил спутники Юпитера и объяснил свечение Луны отражённым Землёй солнечным светом.


Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, разработал единую систему земной и небесной механики и сформулировал законы динамики — эти открытия легли в основу классической физики. Ньютон доказал законы Кеплера с позиции гравитации, заявил, что Вселенная бесконечна и сформулировал свои представления о материи и плотности.

Ещё по этой теме :

Качественным прорывом в представлении человека о мире в ХХ веке стали положения общей теории относительности (ОТО), которые вывел в 1916 году Альберт Эйнштейн. Согласно теории Эйнштейна, пространство не является чем-то неизменным, время имеет начало и конец и может течь по-разному в разных условиях.

ОТО до сих пор наиболее влиятельная теория пространства, времени, движения и гравитации — то есть, всего, что составляет физическую реальность и принципы мира. Теория относительности утверждает, что пространство должно либо расширяться, либо сужаться. Так оказалось, что Вселенная динамична, а не стационарна.

Американский астроном Эдвин Хаббл доказал, что наша галактика Млечный Путь, в которой находится Солнечная система — лишь одна из сотен миллиардов других галактик Вселенной. Исследуя дальние галактики, он сделал вывод о том, что они разбегаются, удаляясь друг от друга, и предположил, что Вселенная расширяется.

Если исходить из концепции постоянного расширения Вселенной, выходит, когда-то она находилась в сжатом состоянии. Событие, которое обусловило переход от очень плотного состояния материи к расширению, получило название Большого Взрыва.



Это может быть интересно :

Мы осознали свою неуникальность — ведь вокруг столько звёзд и планет. Поэтому вопрос возникновения жизни на Земле современными учёными рассматривается в контексте того, почему вообще возникла Вселенная, где такое стало возможным.

Галактики, звёзды и вращающиеся вокруг них планеты, да и сами атомы существуют только потому, что толчок тёмной энергии в момент Большого взрыва оказался достаточным, чтобы Вселенная не свернулась снова, и в то же время таким, чтобы пространство не разлеталось слишком сильно. Вероятность такого очень мала, поэтому некоторые современные физики-теоретики предполагают, что существует множество параллельных Вселенных.

Физики-теоретики верят, что одни вселенные могут иметь 17 измерений, в других могут быть звёзды и планеты, подобные нашим, а некоторые могут состоять всего лишь из аморфного поля.

Впрочем, опровергнуть это с помощью эксперимента невозможно, поэтому другие учёные полагают, что концепцию Мультивселенной следует считать скорее философской.


Сегодняшние представления о Вселенной во многом связаны с нерешёнными проблемами современной физики. Квантовая механика, построения которой существенно отличаются от того, что говорит классическая механика, физические парадоксы и новые теории уверяют нас, что мир куда многообразнее, чем кажется, а результаты наблюдений во многом зависят от наблюдающего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Как представлял Птолемей вселенную? Много веков в науке о Вселенной господств.

Как представлял Птолемей вселенную? Много веков в науке о Вселенной господствовало учение Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным и неопровержимым. Но шло время, росли города, развивались ремёсла и торговля, европейцы узнавали новые страны и народы.

Открытия мореходов Португалии и Испании в XIV—XVI вв. изменили географическу.

Открытия мореходов Португалии и Испании в XIV—XVI вв. изменили географическую карту. Люди поняли, как огромен мир, в котором они живут, а кругосветное путешествие Ф. Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.

Цель урока: Изучить взгляды разных ученых на строение Вселенной

Цель урока: Изучить взгляды разных ученых на строение Вселенной

Изучение Вселенной Ученый Год Представление Николай Коперник Джордано Бруно Г.

Изучение Вселенной Ученый Год Представление Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей Современные представления

Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий поль.

Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Николай Коперник (1473—1543).


1. Система мира по Николаю Копернику Земля обращается вокруг Солнца. Центром.

1. Система мира по Николаю Копернику Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира, по убеждению Коперника, является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды, по Копернику, неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Их вращение вокруг Земли кажущееся, и связано оно с тем, что наша планета сама вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 24 часа. Звёзды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную


2. Представление о Вселенной Джордано Бруно Вселенная бесконечна, она не имее.

2. Представление о Вселенной Джордано Бруно Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце — центр Солнечной системы. Но само оно — одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты. Возможно, полагал Дж. Бруно, на них тоже есть жизнь. Да и Солнечная система пока полностью не изучена, не исключено, что в ней существуют ещё не открытые планеты.

Джордано Бруно (1548—1600)

Джордано Бруно (1548—1600)

3. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Солнечные пятна не оставались неподви.

3. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Солнечные пятна не оставались неподвижными, они перемещались по его поверхности, но всегда в одну сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается вокруг собственной оси. Больше всего поразило современников открытие Галилеем спутников Юпитера. Это доказывало, что не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела.

Галилео Галилей (1564—1642).

Галилео Галилей (1564—1642).

4. Современные представления о строении Вселенной Наша Земля входит в состав.

4. Современные представления о строении Вселенной Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью галактики (гигантского скопления звёзд). Наша и другие галактики, в свою очередь, образуют скопления галактик, а они сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.


Ученый Год Представление Николай Коперник 1473—1543 Земля обращается вокруг.

Ученый Год Представление Николай Коперник 1473—1543 Земля обращается вокруг Солнца. Центром является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей Джордано Бруно 1548—1600 Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце — центрСолнечной системы Галилео Галилей 1564—1642 Неровностина поверхности Луны и тёмные пятнана Солнце. Не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела. Галилей указывал на правильность учения Н. Коперника Современныепредставления Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая являетсячастью галактики ,галактики, в свою очередь, образуют скопления галактик, а они —сверхскопления

Ответим на вопросы: Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от сис.

Ответим на вопросы: Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от системы мира по Птолемею? Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной? Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной? Какую модель Вселенной предлагает современная наука?

Вывод: Долгое время в науке господствовало учение Птолемея о Вселенной. Велик.

Вывод: Долгое время в науке господствовало учение Птолемея о Вселенной. Великий польский астроном Николай Коперник создал новую модель Вселенной, согласно которой центром мира является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты. Взгляды Коперника распространяли и развивали Джордано Бруно и Галилео Галилей. Согласно современным представлениям, Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звёзд — галактики. Галактики образуют сверхскопления — метагалактики. Вселенную составляет огромное число галактик.

Оцени себя сам Рядом с вашей заполненной таблицей поставьте себе оценку. Наск.

Оцени себя сам Рядом с вашей заполненной таблицей поставьте себе оценку. Насколько правильно вы заполнили все колонки

познакомиться с деятельностью Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея, а также с их вкладом в науку; расширить знания об изучении Вселенной, о моделях Вселенной. Цель:

В начале 16 в. Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана неопровержимо доказывало, что Земля круглая, но ложное учение Птолемея не сдавало позиции. Фернан Магеллан (1480-1521)

Первая кругосветная экспедиция Ф. Магеллана 1519-1522 г.г. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Система мира Николая Коперника ?

Система мира Николая Коперника В центре мира находится Солнце (по-гречески - гелиос ), а не Земля; 2. Шарообразная Земля вращается вокруг своей оси; Земля, как и все другие планеты, обращается вокруг Солнца.

Система мира по Копернику

Работа в группах Сравните систему мира Птолемея и Коперника. Что является центром вселенной? Форма Земли? Вращается ли Земля? Вращаются ли другие планеты? 5. Представления о Луне?

Трава маленькая-маленькая. Деревья высокие-высокие. Ветер деревья качает-качает. То направо, то налево наклоняет. То вперед, то назад. То вниз сгибает. Птицы летят-улетают. Физминутка

Джордано Бруно 1. Вселенная бесконечна; Земля – рядовая планета , а Солнце – рядовая звезда; 3. Солнце – самосветящееся тело; 4. Планеты светят отраженным светом;

Галилео Галилей В 1609 г. конструирует первый телескоп и направляет его в небо; 2. Открыл горы на Луне; 3. Обнаружил 4 спутника Юпитера.

Иоганн Кеплер Первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы .

Современная наука предпологает такую модель Вселенной 1. Наша Земля входит в состав Солнечной системы; 2. Солнечная система является частью галактики; 3. Галактика – гигантское скопление звезд.

1.Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму шара? А – Аристотель Б – Пифагор В – Птолемей Тест

2.Кто из ученых предложил гелиоцентрическую систему мира: А – Джордано Бруно Б – Аристотель В – Николай Коперник Г – Клавдий Птолемей

3.Что такое галактика : А – Вселенная Б – солнечная система В – гигантское скопление звезд Г – спутник Венеры

4.Чем знаменит Иоганн Кеплер: А – открыл законы движения планет солнечной системы Б – предложил что центром Вселенной является Солнце В – открыл Млечный Путь Г – обнаружил 4 спутника Юпитера

Правильные ответы: 1. Б 2. В 3. В 4. А

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От Коперника до наших дней

Презентация к уроку содержит не только учебный, но и дополнительный материал. "Карандаш" показывает обязательность записи в тетради данного пункта. К сожалению, не могу загружать все видеофрагмен.

открытый урок "Русская национальная кухня. Напитки. От старины до наших дней"

Урок разработан с целью:Систематизировать и обобщить знания учащихся о национальной кухне.Познакомить с традициями и особенностями русской национальной кухни.Научить приготовлению русских национальных.


От Коперника до наших дней.

Астрономические взгляды на зарождение планет.

Тест. От Коперника до наших дней

Поурочные тесты по природоведению.

Конспект урока "Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней" (5 класс)

Конспект урока "Изучение Вселенной от Н.Коперника до наших дней" разработан по требованиям ФГОС.

Презентация "От Коперника до наших дней"

План урока 1.Открытия XIV-XVI в.в. 2.Система мира по Копернику 3.Великие итальянцы.

Читайте также: