Доклад из опыта работы по пдд безопасные дороги 2021

Обновлено: 22.07.2024

Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

Целью моей работы является формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Приступая к обучению детей правилам дорожного движения, поставила следующие задачи:

1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

2. Обоснование темы.

  • Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.
  • Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.

3. Сущность опыта.

В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:

  • наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Прежде как начать проект, была создана развивающая среда: оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит:

  • Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
  • Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.).
  • Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора).
  • Детская художественная литература по тематике.
  • Конструкторы.
  • Пособие и игры по обучению детей ПДД.
  • Действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД.
  • ЛЭП бук по ПДД

Дети переходя из второй младшей группы в среднюю, знали сигналы светофора, виды транспорта, правила поведения на дороге, различали тротуар, проезжая часть. В средней группе обучала детей ориентировке на местности, а именно на территории детского сада. Объясняла, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Показывала детям те части улицы на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходный переход, по которым держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На занятиях давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляла у детей понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняла, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях использовала иллюстрационный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью. Закрепляла понятия "тротуар" и "проезжая часть", детей знакомила с местами движения машин и людей, отрабатывала навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением. Дети научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Объясняла детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа).

Обучая детей правилам дорожного движения, использовала все доступные формы и методы работы.

Проект был разработан в три этапа

На третьем этапе в продуктивной деятельности мы с детьми рисовали, лепили, изображали в аппликации различные виды транспорта; в конструктивной деятельности создавали разнообразные здания и сооружения из строительного материала.

Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Именно через игровую деятельность, возможно, обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций. В группе ребята любили рассматривать картинки с последующим обсуждением, играть в настольные и дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные игры и моделируют разные дорожные ситуации.

В заключительный этап включила работу с родителями

Выступила на общем итоговом собрании с рекомендациями родителям по ПДД, познакомила родителей с используемым материалом в работе с детьми, раздала родителям буклеты по ПДД.

- изготавливала памятки – рекомендации по ПДД;

Цель проекта: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения

Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора

Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу

Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающиеся, знаки сервиса.

В продуктивной деятельности мы с детьми рисовали, лепили, делали аппликации; в конструктивной деятельности создавали разнообразные здания и сооружения из строительного материала.

В организованно образовательной деятельности познакомила детей с видами транспорта и их назначением, с правилами для пешеходов и для пассажиров. На прогулке продолжила обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объясняла, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок за территорией детского сада расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и конструктивных особенностях. Показывала детям те улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы. Во время игровой деятельности составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки. Для этого использовала иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).

Во время экскурсий по улицам села учила детей, как нужно переходить улицу. Во время игр в группе использовала наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент.

Новизна опыта.

Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности

При формировании представлений дошкольников о правилах дорожного движения моя предметно-развивающая среда, не только разноплановая и разнообразная, она, прежде всего, многофункциональна: позволяет детям овладевать игрой, трудом и общением в процессе ознакомления с правилами дорожного движения, интегрирует в процессе игры разные виды детской деятельности.

Подводя итог работы за 3 года, надо отметить: расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;

- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,

- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды,

- значительно расширился и обогатился словарный запас детей,

Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Проведя проекты за три года, решила сделать завершающий этап «Изготовление ЛЭП бука по ПДД. В него входят дидактические игры, картотеки, раскраски, знаки и многое другое.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

10. И.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на педсовет.

Из опыта работы на тему:

Подготовила: Супрун Т.И.


Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода. Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.


Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.

Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
Следует отметить, что данные задачи так же решаются в следующих образовательных областях:

Если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.




Создание предметно – пространственной развивающей образовательная среды.

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

· насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;

· трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

· полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.

· вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

· доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.
За основу используется следующая методическая литература: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста; Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. - Дошкольникам; о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада; Шорыгина Т.А. Осторожные сказки и др.

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы :

1.Словесный:
- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);

- составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.


- наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);



Существует три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой:

ü Ребенок пассажир городского транспорта

ü Ребенок водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат)

Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми:

ü Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;

ü Различные виды ИЗО деятельности;

ü Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

ü Досуги, праздники, развлечения

ü Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;

ü Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;

ü Беседы и разговоры по ПДД;

ü Наблюдения за транспортом и пешеходами.

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий:

Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска.

Поэтому в своей работе использую следующие технологии:

Ø целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических видов деятельности;

Ø проектной деятельности;

Ø личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов. Поэтому я использую следующие формы:

ü консультации в виде информационных карт и ссылок на интернет ресурсы;

ü беседы, раздача буклетов

ü демонстрации видео роликов

Тренинговые игровые упражнения и задания.
Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице.

Обращение к опыту родителей.

Привлечение к активной деятельности.

Результаты работы с детьми.

В настоящее время мы с родителями создаём условия для развития смышленого и любознательного ребенка, для развития творческих способностей, дарованных природой. И благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.

Итогом работы по освоению детьми ПДД является:

ü участие в конкурсах (грамоты, сертификаты);

ü организация выставки детских работ (поделки, рисунки, аппликации, сказки);

Результативность опыта .

Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге.

И в заключении хотелось бы сказать следующее… Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над своим повышением своего профессионального уровня.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

1. Актуальность и перспективность.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.

В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, пропаганда безопасности дорожного движения, повышение интереса дошкольников к углубленному изучению основ дорожной безопасности.

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования инновационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

В основу моего опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

Мной часто используется такая инновационная технология, как проблемная ситуация, направленная на познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную и двигательную деятельность.

Считаю целесообразным использование в работе по данной теме ИКТ. Эти технологии направлены на познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную и коммуникативную деятельность. В своей практике я использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы :

Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе уже с детьми среднего дошкольного возраста использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.

Во время игровой деятельности старшие дошкольники составляют рассказы о ситуациях на дороге, разыгрывают сценки. Для этого активно используется иллюстративный материал.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

- Папки-передвижки по ПДД;

-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.

Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением инновационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную инновационными технологиями, образовательную среду.

3. Теоретическая база опыта.

Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:

• игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

• Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

• Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

• Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н. делят их на:

- опасности в природе;

- опасности на улице и дороге;

- опасности контактов с незнакомыми людьми.

Таким образом, где бы не находился человек, всегда рядом с ним существуют опасности.

При рассмотрении основных подходов к проблеме формирования навыков безопасного поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:

- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил дорожного движения для себя и окружающих посредством художественной литературы, бесед;

- формирование представлений о последствиях нарушения правил;

- включение в активную познавательную деятельность.

Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому я в своей работе использую различные дидактические игры, игры-минутки, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольные, подвижные игры, а также беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, просмотр мультфильмов, презентаций, отгадывание загадок, развлечения, досуги по данной тематике.

Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

4. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

5. Результативность опыта

Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса (приложение 2) позволяют сделать вывод об итогах работы :

- Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

- Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

- Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

А также результаты анкетирования родителей (приложение 1) показали необходимость формирования компетентности в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.

5. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

7. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М. : ТЦ Сфера, 2002.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, С. Г. Комаровой. – М. : Просвещение, 2006.

9. Романова Е. А. Занятия по правилам дорожного движения. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

10. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Мозаика – Синтез, 2009.

12. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №6, 2011.

13. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М. : Педагогическое общество Россия, 2005.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к.

Обучение правилам дорожного движения в первой младшей группе Обучение правилам дорожного движения. Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Улица большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребенок,оказавшийся здесь один,почти автоматически может считаться.

Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.

V. Формы, методы и приемы работы с детьми.

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий:
- релаксация;
- сказкотерапия;
- игротерапия;
- физкультминутки.

VIII. Результаты работы с детьми.
В настоящее время мы с родителями создаём условия для развития смышленого и любознательного ребенка, для развития творческих способностей, дарованных природой. И благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.

Динамика уровня овладения знаниями
правил дорожного движения

Результативность опыта
Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге.
IX Перспективы.
И в заключении хотелось бы сказать следующее…
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над своим повышением своего профессионального уровня, поэтому, продолжая работать по данной теме, ставлю перед собой следующие задачи:
- составить сборник материалов - пособие, которое бы включило в себя теоретический и практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения на дорогах.
- расширить тему по изучению безопасности детей:
• о безопасности дома (пожарная безопасность, опасные предметы, электроприборы)
• на улице (терроризм, дикие животные, водоемы).

Читайте также: