Доклад исследовательская работа содержащая субъективные данные а также мнение самого студента

Обновлено: 25.06.2024

Доклад является одной из первых научных работ для студентов ВУЗов. Он помогает учащимся не только усваивать полученный материал, но и уметь грамотно выражать свои мысли. Научный доклад и его структура — это сложная работа, обладающая определенной алгоритмом и требующая правильного исполнения. Мало просто найти нужный материал — его следует правильно структурировать и представить преподавателям.

Что такое доклад и что он дает студентам?

Доклад является научно-исследовательской работой, выполняемой студентами, где они излагают суть проблемы, приводят подтвержденные факты, а также высказывают свое мнение касательно выбранной темы. Научный доклад оформляется как в печатной, так и в письменной форме. Доклад нужен не только для хорошей успеваемости учеников. Его главное назначение — это развить умение у студентов работать с документами, уметь компоновать информацию, высказывать свое мнение и выступать перед широкой публикой.

Если тему исследовательской работы ученики выбирают самостоятельно, то писаться доклад должен по четко предоставленной структуре. Студенты должны придерживаться правил оформления работы, чтобы преподаватели и другие ученики смогли лучше воспринимать преподносимую информацию.

Структура научного доклада

Структура доклада

Доклад представляет собой небольшое исследовательское задание, которое обычно не занимает более 5 страниц. Работу студенты выполняют на листах формата А4. Найденную и скомпонованную информацию записывают в письменном виде или распечатывают на компьютере. Структура научного доклада:

  • вступление. Обычно оно посвящено приветствию;
  • введение. в этой части обозревается главный вопрос, который будет поднят в докладе;
  • основная часть. В этой части представлен основной объем информации по заданной теме (вместе доводами автора).

Качественный доклад обязательно должен иметь небольшое заключение, позволяющее сделать вывод из представленной информации.

Требования по ГОСТу

Нормы оформления исследовательского доклады схожи со стандартами создания реферата. Следует отметить, что отдельного ГОСТа для научного доклада нет. Поэтому при компоновки информации рекомендовано обращать внимание на методические советы конкретного ВУЗа. Не существует также особых требований к передаче сведений в форме научного доклада. Единственное правило — текст должен быть написан в научном стиле. Также студентам необходимо пользоваться следующими правилами при написании работы:

  • отказаться от употребления длинных и сложных для восприятия предложений;
  • не употреблять иностранные слова, которые редко используются в русской речи;
  • отказаться от узкоспециальных терминов;
  • свести к минимуму применение вводных конструкций, которые не несут смысловую нагрузку.

В научном докладе может озвучиваться позиция автора. Однако она не должна занимать более 20-30 % всей работы. Ученикам рекомендовано минимизировать количество личных ремарок и правок.

Как писать доклад, выбор темы

Написание доклада — довольно интересный и творческий процесс. Однако предварительно студенту необходимо выбрать интересующую его тему, собрать достоверную информацию, набросать планы работы и только потом приступать к ее написанию.

Доклад - выбор темы

Научные руководители обычно выдают студентам инструкции по написанию исследовательского доклада. Учащемуся необходимо тщательно ее прочитать и вникнуть в суд задания. Возможно, вопрос придется перечитать несколько раз, чтобы более четко понимать о том, что нужно писать. Чаще всего в таких заданиях дан четкий вопрос, на который необходимо ответить студенту, а также представлена дополнительная информация о целевой аудитории доклада, возможности применения личных ремарок.

Если преподаватель не предоставил выбор тем, то ученику необходимо ориентироваться на ту сферу, которая его больше всего привлекает и в которой ему хотелось бы разобраться. Многие эксперты советуют выбирать оригинальную и нетипичную тематику, которая точно заинтересует и преподавателей, и остальных студентов. Часто бывает так, что ученики не могут найти нужную информацию по выбранной теме.

Если возникают подобные трудности, не стоит бояться менять направление работы на начальном этапе. Лучше в начале пути выбрать что-то полегче, чем застрять на середине и долго топтаться на одном месте.

Подготовка к написанию доклада

После выбора тематики следует преступить к поиску информации и тщательно продумать оформление научной работы. Часто преподаватели дают волю фантазии ученикам и не требуют от них четкого следования всем критериям ГОСТа. В таких случаях студенты могут проявлять свою креативность в оформлении доклада, которая поможет им привлечь внимание публики и удержать его на время рассказа.

Немаловажная часть подготовки — это сбор достоверной информации. Не стоит в этом случае опираться только на интернет. Очень многие издания в сети не предоставляются в бесплатном режиме или в нужных форматах. Кроме того, в сети сведения могут быть недостоверными. Поэтому лучше все-таки обратиться в библиотеку и параллельно просматривать некоторые интернет-порталы.

Составление плана доклада

Чтобы не запутаться в большом объеме информации, необходимо набросать план научной работы. Все данные необходимо структурировать, чтобы по ходу чтения работы все больше и больше раскрывалась представленная тема. Ученикам стоит учитывать то, что научная работа в обязательном порядке должна содержать какие-либо фактические данные, цитаты, доводы и аргументы.

В докладе не должно быть воды, все сведения следует подкреплять какими-либо фактами (даты, мнения ученых).

Обязательно необходимо подготовить небольшое введение, чтобы вовлечь читателя в рассказ. Заканчивается повествование выводом, который закрепляет полученные сведения.

Рекомендации к написанию

Ниже представлены рекомендации экспертов по написанию каждой части научно-исследовательского доклада.

Научный доклад

Введение содержит слова приветствия, цели и задачи представленного материала, информацию об авторе. студенту необходимо в доброжелательной и сдержанной форме поздороваться с аудиторией, назвать свои данные, тему выполняемой работы, обозначить цели, которые преследует написанная работа. Вводная часть не должна быть чрезмерно размытой и растянутой. Лучше в 4-7 предложениях представить четкую и интересную информацию, которая сможет вовлечь в слушание большую часть аудитории.

В заключении доклада студенты пишут общую мысль, которую они хотели донести до слушателей. То есть здесь можно указать какие-то личные выводы, итоги, особенности проведенного исследования. Можно также указать данные о том, как проводилась авторская работа, какие периоды исследовались докладчиком.

Список литературы и источников

После вывода с новой страницы ученики пишут список использованной литературы и источников. Это не обязательно должны быть книжные издания. в качестве источников можно вписывать журналы, интернет-порталы. Список литературы пишется в алфавитном порядке. Однако не все преподаватели призывают придерживаться этого правила.

Советы для оформления презентации

Полезные рекомендации к написанию исследовательской работы:

  1. Перепроверять информацию. Особенно если источниками для сбора информации прослужили интернет-ресурсы. В сети легко попасть на недостоверные и лживые источники, созданные некомпетентными в конкретном вопросе гражданами.
  2. Чтобы не путаться в большом количестве, лучше предварительно составлять структурированный план доклада, который поможет подавать информацию постепенно и в нужно порядке.
  3. Если выбранная тема считается узкопрофильной, то информацию по ней лучше искать в библиотеке.

Написанный доклад необходимо внимательно прочесть несколько раз, чтобы суметь пересказать некоторые данные своими словами. Например, преподаватели во время чтения работы могут остановить ученика и задать ему несколько наводящих вопросов, чтобы понять, насколько тот ориентируется в теме. Не нужно зазубривать текст. Важно понимать его смысл.

Советы для выступающих перед аудиторией

Демонстрационность доклада

Чтобы грамотно презентовать написанную работу, необходимо предварительно ознакомиться со всеми незнакомыми или малознакомыми терминами, представленными в научной работе. Это поможет избежать неприятных казусов в процессе передачи информации в устной форме.

Лучше все-таки не использовать незнакомые понятия, если у ученика имеются сомнения в уместности их применения. Чтобы публика лучше воспринимала представленный материал, не нужно полностью считывать всю информацию с листа в одном голосовом режиме. Лучше всего пересказывать некоторые предложения своими словами, чаще отрывать глаза от документации, менять интонацию в нужных местах для лучшего восприятия материала.

Типичные ошибки

От ошибок не застраховании ни один студент. Чаще всего они заключаются в следующих моментах:

  • ошибки. Многие работы составляются в спешке из-за нехватки времени. Поэтому студенты не находят возможностей для корректировки написанного и исправления опечаток;
  • неактуальность или банальность темы. Эта ошибка распространена среди тех учащихся, которые не особо желают напрягаться в писке нужной информации;
  • представленный материал не содержит научных подкреплений. Часто студенты составляют водные работы, которые не содержат четкой конкретики и полностью лишены практической части. Научная работа должна подкрепляться примерами, доводами, фактами, вырезками из экспериментов.

Частые ошибки учащихся заключаются также в использовании публицистического стиля повествования, отклонении от выбранной темы, неправильном оформлении научного доклада.

Научно-исследовательский доклад — это студенческая работы , составленная на основе достоверных источников и презентованная перед аудиторией. Подобного рода работы помогают не только повысить успеваемость учащихся, но и научить их структурировать информацию, работать с большим объемом данных, уметь отделять главное от второстепенного.

Как правильно провести презентацию и стильно подать даже самую сложную информацию вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рефераты и доклады подходят для изучения нового материала и закрепления полученных знаний. На первый взгляд такие виды работ идентичны: студент должен подобрать источники, изучить литературу, систематизировать полученную информацию и представить ее слушателям. Основное отличие доклада от реферата заключается в способе обработки и подачи данных, правилах оформления.

Что такое доклад

Докладом называется подробное, логично структурированное изложение материала по выбранной тематике, основанное на глубоком изучении вопроса или его отдельных составляющих. Основная цель - формирование у студентов навыков к самостоятельной научно-исследовательской работе, развитие способности к критическому мышлению.

Главная составляющая доклада публичное выступление, которое предполагает умение преподнести аудитории материал, обосновать свою точку зрения, сделать правильные выводы.

Виды докладов

Студенческие доклады различаются в зависимости от структуры и бывают:

Девушка пишет реферат

  • линейными – выстроенными на последовательном представлении материала;
  • разветвленными – охватывающими несколько основных аспектов изучаемого вопроса.

По способу изложения материала доклад может быть:

  • Устный – предоставляет обобщенные сведения по теме исследования, кратко раскрывающие его цель, суть и результаты. Выступление должно быть информативным, понятным и доступным широкому кругу слушателей. Зачастую сопровождается презентацией.
  • Письменный краткий – подытоживает наиболее важную информацию, полученную в результате проведенных исследований.
  • Письменный подробный – представляет собой более детальное изложение, включающее не только конечные результаты, но и материалы о ходе выполнения работы.

Письменный доклад может содержать не только текст, но и включать графики, таблицы, фотографии, приложения.

Что такое реферат

Реферат от доклада отличается тем, что формирует общие представления по заданному вопросу – без детального анализа информации и логических выводов.

Виды рефератов

В зависимости от формы изложения материала различают:

  • репродуктивные – сведения излагаются коротко, в виде тезисов или ряда выводов, имеющихся в первоисточниках;
  • продуктивные – сравнение нескольких точек зрения по изучаемому вопросу.

Разница между докладом и рефератом

Чем отличается реферат от доклада

Несмотря на кажущееся сходство, реферат существенно отличается от доклада.

  • Доклад – исследовательская работа, содержащая субъективные данные, а также мнение самого студента. Реферат основан на изложении фактического материала без авторских рассуждений и умозаключений.
  • Написание реферата осуществляется на основе одного или нескольких источников с точной передачей приведенной в них информации и не предполагает выводов пишущего. Доклад составляется с опорой на анализ различных точек зрения и фактов, представленных в научной литературе. В нем указываются методы и способы решения вопроса, выражается мнение автора.
  • Обычно по объему реферат меньше доклада.

Таким образом, материал, представленный в форме доклада, по сравнению с рефератом излагается обстоятельнее и полнее. Поэтому, даже если по тематике такие виды работ перекликаются, то по содержанию они должны существенно отличаться.

Чтобы овладеть новой информацией, а также лучше усвоить, пройденный на лекциях, материал по той или иной науке, студенты пишут реферат, подготавливают доклад на определенную тему. Данная форма закрепления знаний нередко применяется преподавателями высших учебных заведений.

Многие люди считают, что вышеперечисленные работы являются абсолютно одинаковыми, и не понимают в чем их отличие. По их мнению, и в том, и в другом случае, учащийся должен подобрать библиографические источники, статьи, изучить литературу, систематизировать собранную информацию, изложить ее в печатном виде, а после всех, приведенных выше манипуляций, ознакомить с ней слушательскую аудиторию.


Чем отличается доклад от реферата?

Это только спервоначала кажется, что доклад и реферат схожи между собой. На самом деле, они значительно отличаются друг от друга. Разница между докладом и рефератом ощутимая.

Главное отличие доклада от реферата заключается в том способе, который применим для обработки, подачи сведений. Также есть разница и в правилах оформления трудов. Если по тематике данные виды работ могут перекликаться, то по содержанию они должны кардинально отличаться друг от друга.

От доклада реферат отличается способствованием формирования, по заданному вопросу, общей картины представлений. При этом детальный анализ не проводится, не делаются логические выводы.

Доклад представляет собой работу исследовательского характера, выражающую мнение студента. Он содержит субъективные данные. Реферат основывается на изложении фактического материала. В нем нет рассуждений, умозаключений, выводов автора. При написании реферата, автор использует от одного и более источников.

При составлении доклада, лицо, работающее над ним, опирается на анализирование:

  • разных фактов;
  • противоположных мнений, которые представлены в научной литературе.

В докладе перечисляются основные методы, способы решения вопроса намного полнее, обстоятельнее, чем в реферате излагается материал. В нем автор выражает собственное мнение, дает личные оценки. По объему, реферат, как правило, меньше доклада.
Чтобы понять, чем отличается доклад от реферата, нужно рассмотреть каждый вид работ по отдельности.

Доклад: суть работы

Если говорить простыми словами, то доклад можно охарактеризовать как отчет, документ, содержащий информацию о проведенной научной, исследовательской работе, оформление, структура которого отвечают требованиям стандартов ГОСТа.

Цель доклада состоит не только в информировании, но и в формировании у учащихся навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, развитии способностей мыслить критически.

Доклад не обходится без таких составляющих, как публичное выступление, монологическая речь. Задача доклада - научиться преподносить материал аудитории, обосновывать собственную точку зрения, делать правильные умозаключения.


В зависимости от структуры, студенческие доклады подразделяются на следующие виды:

  • Линейные. Они выстроены таким образом, что представляют материал в определенной последовательности.
  • Разветвленные. Охватывают сразу несколько аспектов вопроса, лежащего в основе изучения.

Также, по способу изложения материала, доклады бывают:

В устном докладе, обобщенные сведения по теме исследования, представляются аудитории словесно. Они должны быть информативными, доступными, понятными для восприятия. В выступлении широкий круг слушателей информируют о:

  • целях;
  • сути;
  • результатах исследовательского труда.

Часто устный доклад сопровождается презентацией.

В кратком письменном докладе подводится итог важным информационным сведениям, которые были получены в результате проведенного исследования. Подробный письменный доклад предполагает более детальное изложение информации. Берутся во внимание не только конечные результаты, но и материалы, полученные в процессе выполнения работы.

В сложный письменный доклад, помимо текста, могут быть включены:

  • диаграммы и графики;
  • приложения и таблицы;
  • рисунки и фотоснимки;
  • рефераты и резюме;
  • приложения и сноски;
  • линки и гиперссылки.
  • Репродуктивные. В них сведения подаются кратко, в виде тезисов, выводов из первоисточников.
  • Продуктивные. В них сравнивается несколько точек зрения по вопросу, который изучается.

Чтобы провести исследование, учащийся подбирает материал, позволяющий раскрыть актуальность темы, проиллюстрировать главные аспекты, изучаемого им, вопроса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на заседании цикловой комиссии

Председатель цикловой комиссии _________________А.С. Рыкалова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке и выполнению

самостоятельной работы

эссе, проектов)

(для студентов СПО)

г. Шадринск, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка __________________________________________________3

1. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ________________________ 5

1.1.Методические рекомендации по написанию и оформлению рефератов _____ 5

1.2.Методические рекомендации по подготовке докладов ___________________ 7

1.4.Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе __________ 9

1.5. Методические рекомендации по выполнению творческого проекта ______ 10

2. СПИСОК ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ __________________ 13

2.1. Темы рефератов по социально-экономической географии _______________ 13

2.2. Темы докладов по социально-экономической географии ________________14

2.3. Темы докладов по социально-экономической географии ________________15

2.4. Примерные темы эссе по географии _________________________________ 15

2.5.Примерные темы исследовательских проектов по географии _____________16

3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ________________________ 16

Список литературы __________________________________________________ 18

Пояснительная записка

ФГОС СПО – это федеральный государственный образовательный стандарт, среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831.

ФГОС претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. В целом ФГОС имеет следующие характерные особенности:

- виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий;

- изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;

- повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;

- определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;

- определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;

- введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен.

В результате освоения образовательной программы студент должен сформировать единые общие компетенции:

• ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

• ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

• ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

• ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

• ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

• ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.

• ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

• ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

• ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

• ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

• ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Внедрение ФГОС СПО требует создания условий для его реализации, совершенствования методического сопровождения образовательного процесса, а также уделения особого внимания организации самостоятельной работы студентов. При этом, важно обеспечить учебный процесс необходимыми учебно-методическими материалами и материально-техническим оснащением.

В рамках выше перечисленного, важным представляется наличие методического материала, разработанного для самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов как вид учебной деятельности и составляющая учебного процесса представляет собой планируемую работу сту­дентов, выполняемую по заданию и при методическом руко­водстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Различные виды самостоятельной работы подразумевают самостоятельную подготовку студента по специально разработанному преподавателем учебно-методическому материалу; текущую работу с лекционным материалом, предусматривающую проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме дисциплины, курса; домашние задания репродуктивного характера, предусматривающие решение задач, выполнение упражнений и т.д.; подготовку к практическим, семинарским занятиям, к контрольной работе, к зачету, к экзамену; написание реферата по заданной проблеме; домашние задания реконструктивного характера, применение знаний в новых условиях, моделирование, разрешение проблемных ситуаций; выполнение учебно-исследовательской работы; подготовка прикладных, творческих работ; участие в научно-практических конференциях и семинарах; анализ статистических и фактических материалов по заданной теме; другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой учебной деятельности образовательной организацией.

Задания для самостоятельной работы студентов могут иметь различную направленность:

- Задания для овладения знаниями: аудиторная самостоятельная работа; работа с текстом; работа со словарями и источниками, аудио- и видеозаписями; работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Интернет; ознакомление с нормативными документами.

- Задания для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом; составление планов и тезисов ответа; составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов; изучение нормативных документов; выполнение тестовых заданий; ответы на контрольные вопросы; написание эссе, подготовка докладов, рефератов; заполнение рабочей тетради для самостоятельной работы студентов; подготовка к сдаче зачета/экзамена.

Читайте также: