Доклад что такое идеал

Обновлено: 28.06.2024

А вам когда-нибудь встречались идеальные люди? Может, вы сами стремитесь выглядеть идеальным человеком? В этой статье мы поговорим, хорошо или плохо быть идеальным человеком. В своих комментариях вы сами можете поделиться своим мнением.

Что такое идеал?

Что же такое идеал, ответ на этот вопрос весьма банален. Идеал — это когда вас в человеке абсолютно всё устраивает. Это как минимум. Максимум идеал, это когда все его черты характера и его качества вас восхищают. Для вас этот человек идеален. Даже придраться не к чему. Думаю, большинство людей в отношениях ищут идеального человека. По крайней мере, мечтают о таком. Девушки мечтают о высоком, спортивном, с голубыми глазами, светлыми волосами, богатом мужчине. Наши мужчины предпочитают блондинок с длинными ногами и большой грудью. Здесь это будет звучать несколько утрированно, Но он в качестве примера подойдёт.

Идеал — это всё хорошо, но до какого-то порыва времени. Если признаться, да вы и сами это знаете, но все люди нам могут казаться почти идеальными, когда мы с ними вот-вот только познакомились. Тем более если это знакомства между полами, которые проявляют друг к другу симпатии. Допустим, вы парень начали знакомиться с понравившейся вам девушкой. Что вы будете делать? Вы будете стараться понравиться ей, и покажете ей все свои положительные качества. До какого-то определённого времени, когда вы начнёте встречаться, вы так же будете демонстрировать ей свои положительные качества и черты характера. Может ей, вы даже покажетесь идеальным. Но спустя какое-то время- полгода, например, ваше "идеальное Я", начнёт постепенно соскальзывать с вашего лица. И девушка начнёт замечать в вас минусы. И наоборот.

К чему это всё? Думаю, вы и сами согласитесь, что идеальных людей не бывает и в этом вся её прелесть. Пока вы ищите идеал, кто-то другой уже наслаждается всеми прелестями любви, отношениями и вполне счастлив этому. Многие люди всю свою жизнь находятся в поиске идеала, да так и остаются на том же месте. Нас настолько"запичкали" шаблонами: красивый принц или прекрасная принцесса, что мы считаем, что такие люди есть! Да они есть, но если вы заметили, то отличия всё равно неизбежны от вымышленных героев и людей "реальных". Сейчас постараюсь пояснить: вы заметили, что в любом фильме все диалоги героев — идеальны? Идеален голос (не всегда), отличное произношение, все разговоры по делу и никто никакого не перебивает случайным образом. Двумя словами: идеальный диалог. Так же и тут. В нашем мире у нас есть свои идеалы.

Очень глупо, когда один человек пытается изменить другого. Причём делает это постоянно. В отношениях с людьми и в парах, каждый должен оставаться самим собой и следовать своим потребностям и желаниям.

"Каждый человек должен оставаться самим собой и следовать своим потребностям и желаниям".

Лично для меня, это и есть идеал: когда у человека есть цели, желания и он двигается к ним. А у всех людей разные интересы и это делает их интересными. И жизнь у всех разная. Давайте рассмотрим пример:

Один парень мечтает стать учёным. У него потребность что-то создавать для людей, делая тем самым их и себя счастливей. И вот он учиться целыми днями, сдаёт успешно экзамены, получает пятёрки и, казалось бы, мечта вот-вот осуществиться. И она осуществляется. Этот парень потратил много времени и сил на то, что бы добиться результатов и осуществить свою мечту. И теперь он счастлив. Но, делая одно, он лишился другого. Все его сверстники, в то время пока он зубрил, гуляли с девушками, отрывались по полной, веселились и прожили свою юность весело. Им есть что вспомнить. Тому парню, который стал известным учёным, было это не интересно и времени на это не хватало. У него были свои потребности и желания.

И что из этого следует?

Общаясь с ним, можно заметить, что он хорош в одном деле, но поговорить о других вещах, кроме как о работе с ним больше не о чем. Он умён, известен, богат. Но ведёт себя с девушками скованно и растерянно. И вывод здесь один: не ищите идеала! Ищите золотую середину.

Никогда не пытайтесь изменить человека. Это не только бесполезно, но это и преступление. Возможно благодаря тому, что человек вёл такой образ жизни, увлекался такими интересами — понравился вам, и вы его полюбили.

Вывод следующий: идеальных людей не бывает и это возможно, даже хорошо! Главное, чтобы в том человеке, которого Вы ищите было больше тех качеств и черт характера, которые нравятся вам. Если снова взять закон Парето 80/20, то вы понимаете, что в человеке, для вас в нём должно быть больше положительных качеств на 80%.

Самое что интересное, человек может повлиять на другого человека и заставить его изменится при этом, не пытаясь этого сделать осознано. Многие молодые ребята и девушки меняются ради других людей и это они делают по собственному желанию.

Возможно, с идеальными людьми не очень весело. Иногда, хочется к чему-нибудь придраться, а не к чему. Зато тот идеал всегда найдёт минусы в вас, а вам и ответить нечем. Как говориться: "У каждой медали есть обратная сторона".

Какие минусы могут быть у идеала?

Мы рассмотрим с вами один пример. Молодая девушка хочет парня, который бы заботился о ней и уделял ей много внимания. В то же время ходить пешком она тоже не хочет. Желательно, если у её идеала будет ещё и машина. И в один прекрасный миг она получает такого парня с машиной. Она рада, что парень возит её на машине, но как вы все знаете, с машиной бывают свои проблемы, и ей так же приходиться уделять внимание: возить по автосервисам. Получается, что внимания девушке не хватает, и она начинает по этому поводу устраивать скандалы.

Так же можно взять пример, когда девушка хочет замуж за успешного богатого парня. Здесь минусом будет выступать то, что этот богатый мужчина часто будет находиться в разъездах, а, следовательно, девушка постоянно будет прибывать в одиночестве. А хочется, чтобы любимый был рядом.

Наверное, в этом неидеальном мире идеальных людей не бывает. А что думайте вы? Оставьте свои комментария по этому поводу.

Идеа́л (лат. idealis от греч. ἰδέα — образ, идея) — высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления — образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).
1.В общеупотребительном смысле:
а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к.-л. явления,
б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч.-л., как правило, касающийся личных качеств или спосоностей;

Содержание

.Понятие идеала……………………………………………………………
2.Нравственный идеал………………………………………………………
3. Понятие идеала в немецкой философии………………………………..
4.Идеал в жизни общества………………………………………………….
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Кафедра1.doc

3. Понятие идеала в немецкой философии………………………………..

Список используемой литературы

Идеа́л (лат. idealis от греч. ἰδέα — образ, идея) — высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления — образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).

1.В общеупотребительном смысле:

а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к.-л. явления,

б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч.-л., как правило, касающийся личных качеств или способностей;

2. В строгом этическом смысле: в теоретическом плане

а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном

б) совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного.

Идеал — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство

в) высший образец нравственной личности.

Идеал как специальное понятие ценностного, в частности морального, сознания и этического рассуждения формируется в просветительской и романтической мысли. Однако в историко-философском анализе оно может быть реконструировано и в отношении иных, более ранних мыслительных эпох путем вычленения представлений о высшем благе (подлинном блаженстве), конечном предназначении человека или его доминирующих обязанностях. Различие подходов в теоретическом понимании идеала обусловливается решением проблемы соотношения идеала и реальности. При натуралистическом подходе к морали и ценностям вообще идеал может трактоваться по-разному:

1) как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека;

2) как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм: в каждом устанавливается общая цель, сообразно которой формулируется предписание относительно того, чего не следует или что следует делать. По такой логике нет морального идеала вообще, но есть идеалы добра, справедливости, человечности и т.д. Наряду с этим на практике универсальный идеал может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный идеал— в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт ч.-л., как правило, касающийся личных качеств или способностей. От индивидуализации идеала отличается конкретизация идеала в отдельном образе (к примеру, совершенной или божественной) личности при сохранении его абсолютных характеристик;

3) как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы

Идеал основан на радикальном противопоставлении должного и сущего, ценности и факта. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место; им задается содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. Идеал — наиболее отвлеченное и общее нравственное представление. Его императивная и ценностная сила несомненна. Проблема заключается в том, какую роль он играет в жизни индивида. В отличие от большинства др. нравственных понятий в идеале дан завершенный и абсолютный образ добра — вне его противопоставленности злу (частные принципы и нормы морали непременно отражают противоречивую взаимоопределенность добра и зла). По тому, признается ли существование универсального и абсолютного.

Идеал(франц. ideal, от греч. – первообраз) – образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, высшая цель стремления. Исторически понятие идеала было введено для гармонизации чувственно явленной (материализованной, воплощенной) и сверхчувственной (духовной) граней “идеи” Чувственно-телесный аспект идеала ценится не меньше, чем его идейное, сущностное, трансцендентальное значение. Вместе с тем одни люди могут в большей степени поклоняться телесной стороне идеала, тем самым иллюзорно превращая идеал в кумир, идол, фетиш, а другие – возделывать идеал как “окно в сущность” и относиться к нему преимущественно духовно.

Нравственный идеал представляет собой конкретизацию для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, справедливости, долге, счастье, смысле жизни, других понятий морали. Реально в качестве идеала выступает или живая историческая личность (чаще всего идеализированная), вернее, ее отлакированный образ — начиная от Александра Македонского и кончая Лениным, Сахаровым и другими выдающимися деятелями современности поэтами, артистами и т.д. Этому образу часто приписывают все необходимые нравственные качества, если их недостает и делают жизнь по. Дзержинскому, Матросову и т.д. В качестве реального воплощения идеала нередко выступает герой какого-либо литературного произведения. В прошлом, да отчасти сегодня, немало было подражателей у Печорина, Базарова, Рахметова, Корчагина и т.п. Перечень этих "живых" и вымышленных идеалов можно продолжить до бесконечности. Однако важно подчеркнуть: у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет и содержание нравственных ценностей той или иной личности, и технологию их выполнения. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам (с определенными оговорками).
Разумеется, надо отдавать себе отчет в том, что идеал по своей природе нечто не только возвышенное, но и недосягаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же перестает играть свои функции — "маяка", ориентира. Однако идеал не должен быть совершенно недосягаемым, пришельцем иных миров. В этом случае он не в состоянии стимулировать активность индивида, ибо чтобы он ни предпринимал, все будет тщетно. Неслучайно Иисус Христос — воплощение нравственного совершенства для христиан — является богочеловеком, т.е. в нем и божественная, недоступная простому смертному природа, и человеческая природа. Христианский идеал, говорят православные богословы, выражается не односторонним подчеркивание божественного начала. Они напоминают, что Иисус Христос родился в простой семье плотника, что он конкретно помогал страждущим и обездоленным, осуждал злых и т.д.
Но реальная нравственная жизнь человека состоит не только из добра, справедливости, счастья, порядочности и благородства. В мире немало зла, несправедливости, бесстыдства и т.д. Средоточие нравственного негативного выражается в своеобразных антиидеалах, в антигероях и т.д. В качестве их выступает как конкретные исторические деятели, начиная от Герострата до Гитлера, так и многочисленные герои произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Т. Булгакова и др. Причем, и в этом случае реальным историческим лицам, вернее их образам, приписываются чаще всего одни лишь отрицательные черты. Видимо, для того, чтобы этот антиидеал был более эффективен. Надо признать, что антиидеалы также могут сыграть позитивную роль: они ярко, по-своему убедительно показывают, как не надо чувствовать, мыслить, действовать, т.е. они отвращают от зла.
Со времен Платона предпринимались попытки создавать схемы идеального общества (государства), конструировать различные утопии (как и антиутопии). Но стоит помнить, что социальные идеалы могут рассчитывать на свое настоящее, а не на временное воплощение, если они базируются на основе вечных нравственных ценностей, если они согласуются с нравственными идеалами.

Понятие идеала в немецкой философии

Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой классической философии. Кант, связав проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел её в анализе эстетической способности суждения.

Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не имеют и идеала, например естественно-природные ландшафты.

Единственным из известных нам явлений, — говорил Кант, — действующих по внутренней целесообразности, является человек как представитель рода, составляющего его цель. В животном внутренняя целесообразность осуществляется, как и в растении, без сознания и воли, лишь инстинктивно.

Для человека характерно свободное, то есть сознательно совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рода. Он включает в себя, таким образом, осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности, и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то, будь то бог или вещь в себе.

Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рода

Согласно Канту, идеал как состояние достигнутого совершенства человеческого рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, то есть между индивидами, составляющими общество (род). Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом и влечением и т. д.

Каждый шаг по пути прогресса есть поэтому шаг на пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.

Из этого понимания идеала развились эстетические и философско-теоретические концепции Фихте, Шеллинга и Шиллера.

Что такое идеал

Идеал – это наилучший образец чего-либо или наивысшая цель в какой-то деятельности. Это предел мечтаний человека, то, к чему личность стремится. Но представление об идеале всегда носит субъективный характер.

Например, в представлении одной женщины идеальная фигура – это максимум мышц и минимум жира. А другая женщина тянется к пышным формам. Третья же представительница прекрасного пола мечтает о плоской фигуре. И такое расхождение идеалов наблюдается во всем: внешность, досуг, круг общения, место и условия работы, семейное положение, характер и т. д.

Идеал или система идеалов отличается не только от человека к человеку, но и меняется внутри самой личности. Это динамическая структура, которая зависит от возраста, ситуации развития, окружения, уровня интеллекта, кругозора человека. Наши идеалы меняются на протяжении всей жизни.

Как формируется идеал

Формирование идеалов происходит в процессе социализации. Основа идеалов:

  • потребности, интересы и мотивы личности; личности;
  • ценности и идеалы общества.

Большое влияние на формирование идеалов оказывает общество и его оценка, мнение. Например, в разные эпохи в обществе были разные представления об идеальной семье. Долгое время царил патриархат. Женщина играла исключительно роль хранительницы домашнего очага. Она во всем слушалась мужа, не смела ему перечить. А что мы наблюдаем сегодня? Поддерживается идея равенства полов, распределения семейных обязанностей. А кто-то и вовсе считает, что идеал семьи – это работающая женщина и мужчина-домохозяин.

Другой пример. Когда-то в обществе правил дух коллективизма, а теперь социум пропагандирует идею индивидуализма. Идеал гражданина – самостоятельная, постоянно развивающаяся и творчески самореализующаяся личность.

По мере взросления человек ориентируется на разных представителей социума. В раннем возрасте – родители, старшие братья и сестры. В школьные годы – учитель. В подростковом возрасте – ровесники. В юности и взрослости – другие взрослые. Идеалом может быть герой книги или историческая личность.

Стоит отметить, что общественно значимые идеалы не всегда становятся личностно значимыми убеждениями и устремлениями. Не всегда происходит переход общественных идеалов во внутриличностные образцы для подражания. На формирование идеалов влияет мировоззрение человека и менталитет общества. Идеал только тогда становится продуктом внутреннего мира, когда человек полноценно осознает, что должен следовать этому идеалу, исполнять обязанности, связанные с ним. Если человек воспринимает что-то как должное, а не просто знает, что так нужно поступать, то это что-то становится его устремлением. Таким образом, важно именно чувствовать и переживать на себе, а не просто знать, иметь представление о чем-то.

Какую роль в жизни человека играет идеал


Представление об идеале и тяга к нему способствуют развитию личности. В погоне за результатом человек самосовершенствуется и занимается самовоспитанием. Идеал определяет нормы поведения и задает направление деятельности, влияет на направленность личности. Идеал определяет цель и смысл жизни человека, влияет на поведение и мышление.

Иногда отношение к идеалу носит созерцательно-восторженный характер. Но это больше напоминает поклонение кумиру, и об этом мы поговорим в другой раз. А пока продолжим разговор об идеале.

Идеальный образ – это усовершенствованная реальность. Рассмотрим это подробнее на примере идеала личности. Идеал наделен теми качествами, которых не хватает человеку. Он умеет то, что не умеет человек в настоящем. Но, что немаловажно, человек может все это приобрести, если захочет. Этим Я-идеальное отличается от Я-фантастического. Однако иногда эти элементы путаются внутри личности, и человек выдвигает нереальные требования к самому себе. Достичь он их, конечно же, не может, от чего испытывает глубокую фрустрацию, раздражение, разочарование. На фоне этого может развиться депрессия, невроз или другое психическое расстройство. Предлагаю подробнее рассмотреть ситуацию, в которой человек путает Я-идеальное и Я-фантастическое, обрекая сам себя на неудачу и страдания.

Перфекционизм как стремление к идеалу


Перфекционизм – постоянное стремление к идеалу. Перфекционист всегда недоволен собой, старается улучшить себя, мир, деятельность. Он зацикливается на мелочах и в результате не замечает или не успевает уловить главное. Перфекционист недоволен собой, даже когда добивается успеха. Он все время думает, что мог бы сделать лучше, быстрее и т. д. В погоне за идеалом перфекционист забывает о базовых потребностях, а плод своих трудов он даже может уничтожить.

Перфекционизм может быть особенностью характера, а может принимать патологические формы, перерастать в обсессивно-компульсивные расстройства. Однако предпосылки у перфекционизма всегда одинаковые:

    ;
  • желание получить признание и похвалу; ;
  • неуверенность в себе;
  • потребность в любви и внимании;
  • страх критики, зависимость от чужого мнения.

Страх неудачи иногда сковывает перфекционисту руки. Тогда он предпочитает ничего не делать, не пробовать нового, не брать на себя лишнюю ответственность.

Причина развития перфекционизма – завышенные ожидания со стороны родителей. Порицание, запреты, эмоциональная холодность, требовательность и другие элементы авторитарного воспитания приводят к этому. Как мы уже говорили, дети следуют идеалам родителей. Перфекциониста с детства учат тянуться к нереалистичному идеалу.

Родители, как правило, не знают или сознательно игнорируют особенности ребенка. Вместо этого они стараются сделать из него пример для подражания (в их представлении), объект для гордости. Или стремятся в нем воплотить свои несбывшиеся мечты. А для развития ребенка нет ничего хуже, чем идти против своей сущности. То есть заниматься тем, к чему нет задатков и склонностей. Или жить по распорядку, противоречащему свойствам психики, темпераменту. Ребенок вырастает, а завышенная требовательность к себе и другим сохраняется, как и сопутствующее ей чувство личностной несостоятельности.

Послесловие

Здоровая Я-концепция важна для гармоничного и нормального развития личности. И это справедливо для всего, что нас окружает. Мы должны представлять идеальную жизнь, идеального себя. Мы должны мечтать об этом и тянуться к этому. Но нельзя выдвигать завышенные ожидания и требования. Нужно помнить об индивидуально-психологических особенностях, которые влияют на возможности и способности людей.

ИДЕАЛ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ИДЕАЛ (фр. idéal, лат. idealis, от греч. ἰδέα – вид, образ, идея) – 1) в общеупотребительном смысле: (а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, (б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, касающийся, как правило, личных качеств или способностей; 2) в гносеологическом и научном смысле – истина; 3) в эстетическом – прекрасное; 4) в этическом смысле: в теоретическом плане – (а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном плане – (б) совершенство в отношениях между людьми или – в форме общественного идеала – такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, (в) высший образец нравственной личности.

Как форма нравственного сознания идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признается ли существование универсального и абсолютного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

Европейская культура начинается с идеала единства, выраженного в натурфилософском учении о бесконечном едином начале Космоса, в гармонии с которым заключается подлинное существование. В отпадении от Логоса видел Гераклит причину порока и духовной смерти. Античное представление о всемирности воплотилось в государственной политике, направленной на установление власти, призванной объединить множество государств и народов. В философии это представление было развито в стоической мысли в виде идеала духовного единения всего человечества. Этот идеал был воспринят христианством. Стоики (с индивидуалистических позиций) и раннехристианские мыслители (с коммунитарно-соборных) первыми показали, что в условиях индивидуализированно-автономного и взаимно-обособленного существования человека реализация идеала возможна лишь как индивидуальное самосовершенствование, опосредованное духовным овладением внутренними и внешними обстоятельствами жизни и их преображением. Идеал единства – единства человека с природой, с согражданами и с самим собой – провозглашается или предполагается в качестве высшей нравственной идеи практически во всех развитых религиях.

1. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984, с. 275–323;

3. Франк С.Л. Нравственный идеал и действительность. – В кн.: Он же. Живое знание. Берлин, 1923, с. 169–197;

4. Фромм Э. Здоровое общество [III]. – В кн.: Он же. Мужчина и женщина. М., 1998, с. 146–185;

5. Gert В. Morality: A New Justifications of the Moral Rules. N. Y.-Oxf., 1988, p. 160–178.

Идеал – образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни – социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Категория идеала обладает огромным социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства, братства.

Для человека характерно свободное, т.е. сознательно совершаемое действие, совершаемое в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рада. Он включает в себя, таким образом, осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности и не в коем случае не средство для кого-то или для

чего-то, будь то бог или вещь в себе.

Согласно Канту, идеал как состояние достигнуто совершенства человеческого рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением противоречий между индивидом и обществом, т.е. между индивидами, составляющими общество. Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом и влечением и т.п. Каждый шаг по пути прогресса есть, поэтому шаг по пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории, состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.

Из этого понимания идеала развелись эстетические и философско-теоретические концепции Фихте, Шеллинга, и Шиллера.

Чтобы раскрыть свойство идеальности образа в психологическом аспекте, его нужно рассматривать во взаимоотношениях с породившей причиной. Иначе, определяя категорию идеального по любому другому из его проявлений, есть риск ошибаться в объеме класса, обозначаемого этим термином. Так же и само отношение образа к внешней причине – к энергии физического раздражителя может быть принципиально различным. Это отношение зависит от того, какой образ имеется в виду – чувственный или мысленный, осознаваемый или же бессознательно-психический.

Фундаментальное значение категории идеального определяется основным вопросом философии. Его содержание выражается противопоставлением и соотношением категорий материи и сознания, материального и идеального, бытия и мышления. Категория идеального является неприменимым компонентом постановки и решения основного вопроса философии. Формулировка основного вопроса философии имеет разные терминологические выражения, но суть его в том, что первично и, что вторично: материя или сознание, мышление или бытие, дух или природа, материальное или идеальное.

В различных философских направлениях (учениях концепциях) придается далеко не одинаковое значение терминам.

Эмпирическими познается наглядные представления, которые относятся через посредство ощущения к предмету.

Согласно принципу материалистического монизма мир представляет собой бесконечный ряд материальных взаимодействий, из которых и рождаются разнообразные вещи, свойства и отношения. Но ввиду противоположности человеческого духа материи неизбежно возникает проблема идеального – каким образом в едином процессе взаимодействий рождается эта противоположность.

В соответствии с антиномическим определением идеального, являющимся квинтэссенцией учения Декарта о душе, можно выделить следующие единицы идеального: чувственное качество веши – единственная реальность, наиболее осязаемая, открытая умственному взору, и понятия – антитеза материальному.

Любое знание есть, прежде всего, идеальное событие и неотделимо от своей физической причины как элементарный факт сознания. Кроме того, индивидуально рожденная идея становиться действительным значением лишь в системе общечеловеческих представлений, основанных на практике. Иначе говоря, идеальное как особый (психический) способ существования объекта для субъекта невозможно понять вне гносеологического отношения, при котором единая цепь превращений раздваивается на противоположности знания и его объекта. Вместе с тем необходимо учитывать, что процесс познания базируется на всей истории человечества, а не только на развитии отдельного индивида.

Читайте также: