Доклад использование инновационных технологий на уроках английского языка

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.
Иностранный язык обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно:
• межпредметностью – содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;
• многоуровневостью – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой – умениями в четырех видах речевой речи;
• полифункциональностью – иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;
ситуативность – решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения.

Оценить 300 0

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС.

В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.

Иностранный язык обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно:

межпредметностью – содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;

многоуровневостью – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой – умениями в четырех видах речевой речи;

полифункциональностью – иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;

ситуативность – решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения.[1]

На данном этапе главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.

Основнойстратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.[2]

Современные интерактивные педагогические технологии (ИПТ) включают в себя: диалоговое общение, критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН, формирование личностных качеств ребенка.

Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.

В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.

Таким образом, основная задача педагога, заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.

Выбранные приемы и методы обучения иностранному языку призваны решать следующие задачи:

Обеспечить филологическое образование детей, приобщить их с ранних лет к общечеловеческим культурным ценностями и к национальной культуре

Создать условия для формирования нравственных понятий и убеждений

Создать условия для развития творческих и мыслительных способностей

Раскрыть возможности использования межпредметных знаний для интеллектуального развития

Цельюсвоей работы считаю выявление возможностей современных педагогических интерактивных технологий, как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучения, и развития креативных способностей детей на уроках английского языка.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;

применение ИПТ на уроках английского языка как средства повышения результативности обучения;

создание условий для творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных современных педагогических технологий: методов проекта, игровых технологий, интерактивных технологий, драматизаций, использование ИКТ, приемов работы в парах и малых группах;

обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках английского языка.

Таким образом, современные педагогические технологии это не только использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса, повышающих образовательную эффективность.[2]

В свою очередь, эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком.

Современные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность,

активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции учащихся. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главныхзадач современного образовательного процесса.

Технология, стимулирующая интересы школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов.[5] (Приложение 1) .Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.[6]

Интерактивные технологии предполагают:

Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения

Развитие критического мышления

Развитие умения решать проблемы

Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия

Формирование личностных качеств учащихся

Существует несколько видов технологий интерактивного обучения: (Приложение 2)

Информационные технологии. ( Приложение 3)

Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.[7]

Игровые технологии на уроке иностранного языка. ( Приложение 4)

Продуктивность опыта заключается в возможности использования на уроках различных форм игровой технологии, способствующей повышению мотивации учащихся по изучению английского языка.

В качестве здоровьесберегающих технологий на уроках, я использую различные формы релаксации. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. На своих уроках использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.

Таким образом, игра это сильнейшее, средство социализации ребенка, включающее в себя как социально – контролируемые процессы, так и стихийные, спонтанные, влияющие на формирование ребенка. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разного возраста. Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития, с опорой на подсознание, разум и творчество.

Результативностьиспользования ИПТ на моих уроках носит троичный характер (учитель-ребенок-родитель).
Со стороны педагога, я, как учитель иностранного языка, постоянно мотивирована на поиск новых форм, ресурсов и технологий в образовании, творческий подход в организации урока, для достижения конкретных целей и задач. Использование ИПТ, помогает мне в самореализации, раскрытии собственных возможностей, мотивирует на изучение передового педагогического опыта, что в конечном итоге предохраняет от профессиональной деформации и способствует повышению самооценки.

Со стороны учеников, наблюдается рост интереса к изучаемому предмету. В 2014-2015 учебном году увеличилось количество учеников, участвующих в конкурсах по английскому языку.

Список литературы:

Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы методики и технологии. Ларионова И.В. СПб 2011г

Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат // Иностр. языки в школе. - 2000. - N 2. - С.3-10; N 3. - С.3-9.

Преподавание иностранного языка в ХХI веке: проблемы и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М., 1998. - 120 с.

7. Чусовская И.В. Компьютер в обучении иностранным языкам / И.В.Чусовская // Информатика и образование. - 2000. - N 9. - С.35-36.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проектная технология. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучения посредством активного включения учащегося в процесс обучения, ведет к овладению искусством коммуникации.

Можно выделить разные виды проектов:

1.Монопроекты
Данный вид проектов лучше всего проводить по темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют строгой структуры, с четким обозначением целей и задач.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Интерактивноеобучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде. Существует несколько видовтехнологий интерактивного обучения:

Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

Основные направления использования ИКТ на моих уроках иностранного языка включают в себя: использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала, использование электронных энциклопедий и словарей, участие в международных проектах, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, тестирование знаний учащихся, поиск иллюстративного материала, возможность использования аутентичного материал, который позволяет учащимся совершенствовать навыки аудирования и разговорной речи.

Специфика ИКТ включает в себя:

Интерактивность – возможность диалога с обратной связью и оценкой;

Независимость - равные возможности при обучении, т.к. ИКТ доступны всем учащимся в школе бесплатно;

Адаптивность – возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения);

Аутентичность – ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.

Таким образом, суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Использование игр на уроке английского языка и во внеурочное время продиктовано несколькими причинами:

игровые формы оживляют и делают урок разнообразным;

вся учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка (он должен произвольно контролировать свое поведение, быть внимательным на уроке и не отвлекаться).

игровые виды работы помогают учителю развивать творческую активность учащихся: они способствуют работе воображения и развитию художественных способностей каждого ребенка.

Игра способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала, она влияет на развитие познавательной активности. У меня сложилось два основных правила использования игры на уроках, которых придерживаюсь в своей практической деятельности.

Прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она дает. Преподаватель всегда должен четко ставить перед собой дидактическую цель.

Не надо пытаться одной игрой решить две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новые слова. Если вам нужно отработать новую грамматическую структуру, то лексика должна быть хорошо знакома. Если вашей задачей в данной игре является запоминание новых слов, то делать это нужно на хорошо усвоенном грамматическом материале.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аракчаа Салим Марсельович

учитель английского языка

МБОУ СОШ с. Эрзин

Эрзинского кожууна

Использование инновационных технологий на уроках английского языка.

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и мультимедийными средствами обучения.

В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку. Новые информационные педагогические технологии становятся частью учебного процесса.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения начался не так давно.

Однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ. [6, с.367]

Создание и размещение в сети сайтов и презентаций - они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран.

Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку. [2, с.145]

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода и т. д. [4, с.23]

Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.[1, с.28]

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу.

Проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания. [5, с.34]

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Естественный метод. Целью обучения является достижение обучающимися среднего уровня владения иностранным языком. Педагог никогда не обращает внимания обучаемых на ошибки в речи, так как считается, что это может затормозить развитие речевых навыков. Ранний продуктивный период начинается с момента, когда пассивный словарь учащихся достигает около 500 словарных единиц.

С точки зрения педагогики, главными составляющими инновационного подхода к обучению являются деятельностный подход. В основе данного подхода лежит представление о том, что функционирование и развитие личности, а также межличностные отношения учеников опосредуются целями, содержанием и задачами социально значимой деятельности.

Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический. Все эти подходы обращены к личности ученика.

Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе.

Из практики преподавания английского языка можно назвать примерные темы проектов, вызывающие интерес у учащихся: “Достопримечательности Лондона”, “Достопримечательности Москвы”, , “Города Великобритании”, “Города России”, “Города Соединенных Штатов Америки”, “Известные города Европы”, “Литература Великобритании”, “Литература Америки”, “Культура англо-говорящих стран”, “Великие открытия” и другие.

Можно привести примерную тематику и учебных проектов: “Моя любимая книга”, “Любимый фильм”, “Мои каникулы”, “Мой друг”, “Праздники”, “Поход на выставку”, “Путешествие”, “Телевидение”, “Кино”, “Домашние животные”, “Новый год”, “Мой любимый сезон” и другие.

Работая над такими проектами целесообразно создавать объемные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения.

Проекты такого типа могут использоваться полностью, а также фрагментарно. Текстовые материалы могут быть использованы учащимися для самостоятельной подготовки к урокам и итоговым аттестациям во внеаудиторное время. Поэтому целесообразно создавать подбор текстовых материалов и медиотеки проектов учащихся в учебных кабинетах.

Задача учителя: правильно сформулировать темы проектов, определить круг необходимых вопросов, направленных на реализацию целей и задач конкретного урока.

Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Хочется отметить, что использование метода проектов возможно в разноуровневых классах и группах. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе.

Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы, а также выполнять исследовательские проекты, ориентированные на социальный интерес самих участников, требующих хорошо продуманной структуры.

И можно сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.

Работу над проектами целесообразно применять на всех ступенях обучения в школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это могут быть мини-проекты, затем они будут усложняться и расширяться. Формы предъявления проектов могут быть разными от открыток, стенгазет, альбомов, мультимедийных презентаций до объемных докладов, рефератов, разработок мероприятий и прикладных общезначимых проектов.

Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. Компьютер не определяет содержание обучения - он является лишь эффективным средством обучения иностранному языку, поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам с помощью компьютера должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию умений и навыков коммуникативной компетенции.

На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер может заменить учителя, другие - компьютер не способен подать материал так, как это делает учитель. [3, с.23]

Компьютер служит как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей коррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой с участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные.

Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические упражнения и тесты, отбирать тексты), а также анализировать тексты и целые учебные пособия.

Помимо разработки печатных учебных материалов, современные компьютерные средства позволяют учителям самостоятельно создавать новые ЭОPы:

тексты с пропусками (с различными возможностями оказания поддержки пользователю);

лингвистические игры (кроссворды).

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений.

В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчеркивается его обучающая функция, а также, компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом.

Основную роль здесь, конечно, играют мультимедийные средства. Но хотелось бы сначала сказать несколько слов об использовании на уроке несложных мультимедийных документов, которые может сделать сам преподаватель в программе MicrosoftWord, и презентаций (PowerPoint). Они просты в исполнении и применении, но роль их в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся велика.

Достоинством документов Word является их относительно небольшая ёмкость и простота создания. Преподаватель может разрабатывать их для конкретных ситуации, темы и группы, бесконечно разнообразя варианты. При этом такие документы не теряют достоинств мультимедиа: они ярки, красочны, позволяют учащимся работать в индивидуальном режиме, расширяют возможности работы.

Так, например, электронный вариант теста даёт учащимся возможность перемещать объекты в пределах документа, расставляя их на нужные места, удалять их, группировать в соответствии с заданием, вставлять необходимое, и т.д.

Хочется еще раз подчеркнуть эффективность использования проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся в различных видах речевой деятельности.

Таким образом, для учителя применение компьютера обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса, внедрения новых организационных форм обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.В. Могилёв “Интернет приходит в школу”, Воронеж, ВГПУ, 2001.

2. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№.

3. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4.

4. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.

5. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

6. Галиулина Т.Н. “Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа - Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анотация: Данный доклад может быть полезен для учителей английского языка.В нём приведены виды работ с компьютерными технологиями, в частности с презентациями. Показана их роль и эффективность в обучении английскому языку.

Ключевые слова: Инновационный, критического мышление,

проектные технологии, компьютерные технологии, презентация, языковые явления, мультимедийные программы.

Язык народа является важнейшим средством общения, без него невозможно существование и развитие человечестваи общества в частности. Изменения в общественных отношениях сегодня требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, развития и совершенствования их языковой подготовки.

Задачи современного обучения английскому языку.
Сегодня сформировались качественно новые взаимоотношения нашей независимой страны с членами мирового сообщества на основе новых политических и социально-экономических связей. В нашем образовании есть все благоприятные возможности для изучения английского языка и его использования в общении с учителями, школьниками и студентами других стран. Хорошее владение английским языком в настоящее время – это гарантия для получения интересной работы в любой точке мира, укрепления дружбы с народами различных стран, платформа для продолжения обучения за рубежом и повышения квалификации по специализации.
Основные задачи современного обучения английскому языку хорошее образование, развивать навыки обучаемого к самостоятельному приобретению знаний, развивать интерес к знаниям. Для качественного обучения учащихся необходим целый ряд факторов, в том числе поиск методов и форм организации учебной деятельности.

Инновационные подходы в процессе обучения английскому языку.
В последние годы много говорится об инновации в образовании. При изучении этого вопроса я пришла к выводу, что нет единого мнения в определении современных инновационных подходов в обучении английскому языку.
В своем докладе я рассмотрю те инновационные подходы, которые сама использую на своих уроках.
На современном этапе особенно актуальным становится применение компьютерных технологий на уроках английского языка. Применение ИКТ позволяет в увлекательной форме продуктивно решать все задачи урока, а также реализовать обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Всем известно, что изучение английского языка на начальной ступени обучения у многих учащихся вызывает затруднения. Учащиеся обычно автоматически заучивают материал. Использование компьютера помогает реализовать один из принципов обучения — наглядность. Английский язык, особенно при обучение школьников младших классов, больше чем другие предметы, требует наглядности, красочности. Я ставлю себе цель – научить моих учеников ориентироваться в этом многообразии информации.

Стараюсь, используя компьютер, организовывать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Но помню всегда, что компьютер не заменит учителя на уроке. Поэтому использую компьютер только тогда, когда в нем есть большая необходимость.

Наиболее продуктивным использования ИКТ на уроках английского языка считаю мультимедийные презентации.

Современные методы в обучении английскому языку подчеркивают значимость использования компьютера на уроках, а проект и презентация - это продуктивный способ выразить свои собственные идеи в удобной для детей творческой форме.

Использование информационных технологий в совокупности с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, поэтому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно осуществляется совместная коллективная деятельность, которая позволяет повысить мотивацию в изучения английского языка.

Такой метод открывает огромное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных этапах обучения, с учащимися разных возрастов. Из личного опыта, могу сказать, что такая форма учебной деятельности дает возможность каждому ребенку не только выразить и показать свои умения, знания и навыки, но и получить положительную оценку.

В ходе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, моно использовать эту заинтересованность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.

Учебный материал в виде презентаций воздействует на учащихся степенью иллюстративности материала. Компьютерные презентации позволяют заострить внимание учащихся на важных моментах излагаемой информации и создавать наглядности в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. Презентация воздействует сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную.

На уроках английского языка заметила, что использовать презентацию в ходе урока можно на различных его этапах:повторение пройденного материала, объяснение новой темы, закрепление новых знаний.

Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает?

На мой взгляд, полезно использовать презентации, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала. В этом случае применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft Power Point. Эта программа позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации.

Красочно и ярко оформленные презентации вызывают большой интерес у учащихся, особенно младших классов. Презентации помогает учителю решить проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Если картинок много, то оформить несколько слайдов. Детям очень нравятся презентации.

Заключение.

Таким образом, современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении, профессиональной сфере. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Кроме того, введение в учебный процесс использования мультимедийных программ не означает исключение традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка

1.Аудио-визуальный метод/А.А.Миролюбова// Иностранные языки в школе. 2003.-№5.-С.22-23.

2.Беляева Л. А., Иванова Н.В. Презентация Power-point и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2008. – №4.

10.Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроке иностранного языка – потребность времени.//Иностранные языки в школе.-2005.-№5.-С.57-60.

Использование инновационных технологий на уроках английского языка: личный опыт

В современном мире довольно часто затрагивается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательных учреждениях. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания.

Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком.

Основной целью изучения английского языка является формирование коммуникативной компетенции, а значит, все остальные цели ( воспитательная, образовательная развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению использовать полученные знания в практических ситуациях.

1)Создать условия практического овладения языком, выбрать определенные методы обучения, которые позволили бы ученику проявить свою активность и творчество.

2)Активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку.

Современные педагогические технологии, такие как сценарно – контекстная; информационные технологии и интернет ресурсы; технология интерактивного обучения; проектная технология; обучение в сотрудничестве; игровая технология ¾ помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся.

Сценарно – контекстная технология .

Для полноценного обучения общению на английском языке, нужно создавать реальные жизненные ситуации, то есть, использовать принцип аутентичности общения, что позволяет стимулировать изучение материала и вырабатывать подходящее поведение в определенной ситуации. Она основана на принципах делового общения. Примерами могут служить следующие темы.

-Meeting friends in the Conference;

-At the Airport и другие .

Урок-пресс-конференция

Эти уроки ставят своей целью имитацию проходящих в жизни пресс-конференций: когда группы ученых и общественных деятелей ведут беседы с представителями прессы, которые направлены на выяснение ключевых вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение работать в коллективе, и расширяют кругозор.

Урок-пресс-конференцию проводят с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы; другая - в специалистов определенной области знаний.

Эти уроки, как нельзя лучше, способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности

Информационные технологии и интернет ресурсы .

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают в себя изучение всех видов деятельности учащихся, а именно: чтения, аудирования, говорения, письма.

Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке учитель вместе с учащимися может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, пополнять словарный запас учащихся, формировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка. Это дает возможность учащимся принимать участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и вебинарах и т.д.

На своих уроках я широко использую ресурсы обучающего сайта "Якласс", что позволяет не только закрепить и проверить знания учащихся по определенной грамматической или лексической теме, а также дает возможность обучающимся повторить теоретический материал, углубить их знания в определенной тематике и потренировать навык аудирования, прослушивая записи, сделанные носителями языка.

Олимпиадные или проверочные работы организую с помощью сервисов "Инфоурок" и "Фоксфорд", задания которых отличаются оригинальностью и вызывают интерес лицеистов, позволяя проверить знания каждого ученика, так как задания у каждого индивидуальны и возможность списывания исключена.

Интерактивная технология обучения.

Интерактивность создает реальные ситуации из жизни, и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах целесообразно давать задания по грамматике, чтению аудированию с выполнением задания. В группах 3-5 человек. Задания должны быть Элементарными. Группа формируется:- по желанию, - разноуровневая (сильная + слабая)

Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:

а) Что будем делать? б) Как будем делать? в) Сколько времени? г) В каком виде будем проводить? Итог?

Метод проектов.

Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут делиться на: моно-проекты, коллективные, устно – речевые, видовые, письменные, Интернет - проекты.

Данный метод способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и формирует у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий. Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету или теме. Учащиеся развивают свой кругозор, границы владения языком, учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта.

Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом процесс творческий. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно занимаются поиском проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику. Примером проектных работ могут быть: " My futures plans " " My business " " Celebrations " и т.д.

Технология сотрудничества.

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается определенное задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся ответственен не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому учащиеся, имеющие слабые знания стараются выяснить у более сильных непонятные вопросы, а сильные учащиеся стремятся оказать им помощь и содействие. Выигрывает весь класс, потому что совместно устраняются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.

Не соревнование, а именно сотрудничество лежит в основе данного метода. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

Практика показывает, что вместе учиться значительно эффективнее. Помочь другу, вместе решать проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи должно быть естественным для каждого ребенка.

Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве следует придерживаться следующих требований:

1. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо подчеркнуть ответственность каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.

2. Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные.

3. Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется помощь.

Игровая технология.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекая каждого лицеиста в работу, учитывая его интересы и склонности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. Игры могут выполняться учащимися как индивидуально, так и коллективно.

Индивидуальные рекомендуется выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности.

Примерный диалог :

· Hello! I'm ________ . And you?

· Hi! I'm __________. Nice to meet you! How old are you?

· I`m _____. What about you?

· I am ________. What sport do you prefer ?

· I'm keen on _________________. Have you ever try it?

Также для введения, а далее для закрепления новой лексики часто на уроках использую игру в "Карты"

Новая лексика написана на карточках, задача лицеистов объяснить значение слова, используя диффиницы, синонимы, антонимы, а иногда даже ситуации ( если слово знакомо). Если вводится новая лексика - задача учеников прослушав объяснение учителя или ученика, который готовил данный материал, дать перевод.

Для закрепления лексики также использую карточки со знакомыми словами. Задача ученика/группы - составить рассказ, используя лексику.

Компьютерные презентации.

Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет [5]:

· повысить мотивацию учащихся;

· использовать большое количество иллюстративного материала;

· вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения

Компьютер не должен заменять учителя на уроках иностранного языка, а являться эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Главной и ведущей фигурой на уроке является учитель, применение компьютерных технологий - это один из эффективных способов организации учебного процесса.

Важная роль отводиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности.

В заключении хочу отметить, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

Используемая литература:

1. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№.

3.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М: АРКТИ, 2004.

4.Гусельникова Е.В. Как работает школьный Интернет-класс, Москва, РАО, 2000

6.Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. Использование новых информационных технологий обучения в школе. Материалы Региональной Научно-практической конференции Английский язык в системе Школа - Вуз, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

Читайте также: