Доклад игры народов севера

Обновлено: 30.06.2024

Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке умственного развития.

В последнее время наблюдается тенденция на ухудшение состояния здоровья детей проживающих в районе Крайнего Севера. Это вызывает озабоченность и тревогу.

В поиске новых эффективных средств по решению задач укрепления здоровья детей мое внимание привлек богатый опыт коренного населения Крайнего Севера, в частности народов ханты. Большинство исследователей, изучавших народную педагогику аборигенов Севера и Сибири, отмечают, что они создали уникальную систему воспитания личности, способной выдержать суровые условия жизни. В данной системе четко прослеживается полоролевой подход к воспитанию детей. Современные авторы (Градусова Л. В., Кудрявцева Е. А., Репина Т. А. и др.) подчеркивают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с малых лет, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного и физического воспитания. Иначе при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции. И многовековой опыт коренных северян подтверждает мудрость данного подхода к воспитанию детей.

Основным средством физического развития и приобщения их к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства) у ханты являются подвижные игры. Подвижные игры способствуют умственному развитию детей, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, физическому и психическому закаливанию. Большинство игр детей до 4 лет способствуют развитию навыков ходьбы, бега, а также других видов движений, они носят подражательный характер. С 3 - 4 лет дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют возрасту и росту ребенка. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и прячется в них.

Детей постарше (от 4 до 7 лет, следуя опыту народной педагогики, ханты готовят к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей степени помогают детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствуют осознанию особенностей своего пола. Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая деятельность требуют от народа ханты, чтоб уже с 6-7 летнего возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное обучение и воспитание мальчиков как будущих кормильцев семьи. В них стараются выработать мужественность, выносливость, трудолюбие, правдивость, преданность семье. Девочка – будущая хранительница очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, женственность, ловкость, быстрота, хороший глазомер. Детям сызмальства внушается, что в тайге нельзя быть никому обузой. Игры этого возраста отличаются от игр предыдущего тем, что здесь дети начинают играть в игры с правилами, которые разнообразны по своему содержанию и организационным формам проведения.

Игры детей от 10 до 14 лет все чаще имели промысловую направленность, готовили к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствовали воспитанию физических и волевых качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. У детей ханты в этом возрастном периоде так же, как и в предыдущем, большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями.

К четырнадцати-пятнадцати годам хантыйские подростки практически становились полноценными промысловиками. В связи с этим существенно менялась роль народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений. Их задачами были уже не только развитие физических качеств и обучение специфическим умениям и навыкам, необходимым для ведения промыслов и домашнего хозяйства, но и дальнейшее их совершенствование и поддержание на оптимальном уровне.

Народные игры в этом возрастном периоде также служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой, изнурительной работы в лесу, на реке.

Значение подвижных народных игр для физического развития детей.

Чрезвычайно разнообразно развивающее и воспитательное значение традиционных народных игр, особенно подвижного характера. С их помощью развиваются различные физические качества, и, прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, физические качества проявляются все полнее и разнообразнее.

Народная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях: зимние игры, игры в лесу, на воде и т. д. – ни с чем несравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.

В практике у многих народов используются разнообразные подвижные игры. Чтобы составить более отчетливое представление о существенных особенностях содержания народных игр, а также обеспечить их правильный выбор для каждого конкретного случая, соответственно конкретным задачам, которые ставятся перед проведением той или иной игры, большое значение приобретает распределение народных игр на группы по определенным сходным признакам.

Рекомендации по использованию хантыйских народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в процессе физического воспитания современных школьников.

Содержимое публикации

Рекомендации по использованию хантыйских народных игр,

состязаний и самобытных физических упражнений в процессе физического воспитания современных школьников.

На протяжении многовековой истории хантыйский народ придавал большое значение физическому развитию личности. Оно занимало одно из ведущих мест в воспитании народа ханты. Это было вызвано суровыми условиями жизни на Севере: сильные морозы, тяжелый и разнообразный физический труд (в основном промыслы – охота, рыболовство, оленеводство), частые военные действия в прошлом. Национальное своеобразие традиционного физического воспитания хантов заключается в направленности на подготовку подрастающего поколения к промысловой деятельности, кочевому и полукочевому образу жизни. Отсюда – своеобразная, специфическая “школа” закаливания, раннее обучение стрельбе из лука и винтовки, ходьбе на лыжах, управлению оленьей и собачьей упряжками, метанию аркана, плаванию на различных лодках и т.д.

Основными средствами физического воспитания у народа ханты являлись исторически сложившиеся народные игры, состязания и самобытные физические упражнения. Широкой популярностью пользовались такие виды состязаний, как борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, гонки на охотничьих лыжах и лодках, поднятие и переноска тяжестей, перетягивание палки, метание аркана, прыжки в высоту, длину и через лодки (обласа), хантыйские городки и т.д. Они проводились обычно на народных и религиозных праздниках, сходах, во время отдыха на промыслах, на досуге и т.д.

1. Выявить традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения народа ханты, которые в наибольшей степени способствуют развитию физических качеств и закаливанию подросткового организма в условиях Севера.

2. Осуществить отбор наиболее оптимальных игр и состязаний на основе учета материально-технической базы школы, расписания, погодных и иных условий.

3. Адаптировать проведение традиционных игр, состязаний и физических упражнений хантов на основе учёта особенностей обучающихся, материально-технической базы и проч.

Предметом изучения являются традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения хантов, их содержание, приемы, организационные формы эффективного использования в экстремальных климатических условиях Севера.

Этнопедагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений, являются:

- реализация духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому;

- учет системного характера охвата народными играми и состязаниями разнообразных сфер жизнедеятельности хантов (промыслы, домашнее хозяйство, быт, праздники и т.д.);

- использование традиционной технологии организации и руководства игрой старшими*;

- применение адекватной традиционной символики и атрибутики (игрушек, инвентаря), сопровождающих проведение игр и традиционных ритуалов.

* Под использованием традиционной технологии организации и проведения игр составители рекомендаций подразумевают: 1) последовательное усложнение правил и содержания игр; 2) постепенное увеличение нагрузки на организм детей и подростков; 3) проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности.

Выявление и изучение использования в прошлом хантыйских народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений позволили разработать и предложить конкретные рекомендации по включению их в современный процесс физического воспитания школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.

1. Исследования в области изучения воздействия подвижных игр народов ханты и манси как традиционного средства физического воспитания позволили констатировать, что они практически не используются на уроках физической культуры в северных регионах нашей страны.

2. Особенно много игр должен включать урок физической культуры у школьников младших классов, где почти полностью урок может состоять из подвижных игр (это так называемые игровые уроки). Возможна и комплексная форма проведения урока.

3. В средних и старших классах можно применять на уроках физической культуры более сложные игры, силовые единоборства и самобытные физические упражнения, которые наиболее эффективны в этом возрасте.

4. Подвижная перемена предназначена для оптимизации двигательного режима ученика, снятия или снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности, и повышения работоспособности для дальнейшей продуктивной учебы. Игры на подвижной перемене должны проводиться с малой и умеренной интенсивностью, которую обязательно следует уменьшать к концу занятий.

5. При любой возможности надо играть на свежем воздухе и только в случае плохой погоды игры следует переносить в помещения школы (спортзал, рекреация или классная комната).

6. Руководят играми на перемене учителя, организаторы досуга или подготовленные помощники из числа учеников. Учитель физической культуры инструктирует их, знакомит с методикой преподавания игр.

7. Теоретические и полевые этнографические исследования показали, что главными задачами хантыйского народа всегда были: всестороннее физическое развитие детей, подростков, молодежи; воспитание у них нравственных, эстетических норм, духовности; обучение трудовым навыкам. Это являлось гарантией приспособления этноса к экстремальным условиям проживания в Сибирском регионе.

Таким образом, традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения имели комплексный характер воздействия на детей, подростков и взрослое население, так как решали практически все задачи воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса.

Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу, в естественных условиях проживания, нельзя быть никому обузой.Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность.

Волк и зайцы

Игра развивает решительность, ловкость, смелость, реакцию, силу ног.

Загадка: Злой голодный шатун в поисках пищи обойдёт семь тундр. (Волк)

Деревянные рога

Игра способствует развитию силы рук, ловкости, глазомера.

Загадка: Сыри хойэл, лолом тахийон юлта хёйэл лоль. (Вулы онэт)

На месте предыдущего мужчины сто­ит следующий. (Оленьи рога)

Описание игры.Участники делятся на несколько команд. Для игры необходимы рога или подбираются срубленные ветки сосны, напоминающие рога оленя. Их дают участникам одной команды и расставляют в ряд на расстоянии 50-70 см друг от друга.

Догонялки (“Пэнкинат”)

Игра способствует развитию быстроты, ловкости, выносливости, в зимнее время является хорошим закаливающим средством.

Считалка: “Тьэкэли–пукэли. Талу пева. Вотэнкэси. Кутэнкэси. Тетярина–мутярина. Телан–Тюк!”

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Перед игрой определяется игровая зона (её границы).

С помощью считалки выбирают водящего, он должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

Загони в озеро

Игра развивает ловкость, профессиональные качества оленевода, дальность броска, воспитывает упорство и чувство коллективизма.

Загадка:Безголовая кукушка шумит, свистит. (Тынзян – аркан)

Заяц и волк

Игра развивает смелость, решительность, ловкость, реакцию, силу ног.

Загадка:Злой голодный шатун в поисках пищи обойдёт семь тундр. (Волк)

Гонки на нартах

Состязание развивает скорость, выносливость, силу рук, ног, мышц.

Загадка:Двое скрип – скрип,

шестеро молитвы читают. (Нарты)

Описание состязания.Состязание проводится в зимнее время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берёт нарты за верёвку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.

Кто быстрее

Состязание развивает скорость, ловкость, координацию движений, а так же волевые качества.

Загадка:Один мужчина шагает, что-то ужасное с шестью ногами и руками догоняет. (Мужчина тянет за собой ручные нарты)

Описание состязания.Состязание проводится в зимний период года. Количество участников в командах должно быть одинаковым. Участники делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны в затылок друг другу. Первые игроки держат верёвку с привязанными нартами. По сигналу ведущего они бегут вперёд к своими ориентирам, обегают их и возвращаются обратно к линии старта, на которой уже стоят следующие игроки их команд. Передают в руки следующим, а сами становятся в конец своей колонны. Получившие нарты так же бегут до ориентира и обратно и передают нарты следующим игрокам и т.д. Состязание идёт до тех пор, пока начинающие не окажутся опять впереди. Победительницей становится та команда, которая закончит состязание первой.

Игра способствует развитию скоростно-силовых качеств, быстроты, координации движений.

Загадка:Нет зубов, но всё же кусается, злой, но первым не кусается. Если тронет кто его, не отпустит никого. (Капкан)

Описание игры.Игра проводится в любое время года. На площадке или в зале чертится круг. Участники игры встают в круг. Ведущий выбирает с помощью считалки двух игроков, которые, взявшись за руки и подняв их вверх, образуют капкан (линия круга находится между ними). По команде ведущего играющие выполняют бег (с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени, прыжками) по кругу. По свистку капканы захлопываются (пары, державшиеся за руки вверху, опускают их вниз), и игроки, оказавшиеся пойманными, образуют новый капкан в разных местах круга.

Победителем становится тот игрок, который не был пойманным.

Состязание развивает координацию движений, быстроту, ловкость, реакцию, внимание, смелость.

Лось – сын черёмухи.

Описание состязания.Состязание проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники игры делятся на две равные команды. Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста – снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.

Перетягивание палки

Состязание способствует развитию силы рук, спины, ног; воспитанию настойчивости, выдержки.

Описание состязания.Два игрока садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают равномерно палку. По команде судьи игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает и расцепляет пальцы, то он считается побежденным. Нельзя сгибать ноги в коленях. Победитель состязается со следующим игроком. Игра продолжается до выявления победителя среди всех участников состязания.

Быть оленеводом

Состязание развивает глазомер, ловкость, профессиональные навыки оленевода, воспитывает терпение и упорство в достижении цели.

Вот, пока стоим на месте,

Ладно сделан, честь по чести,

Мой пастушеский хорей.

Ровно в два оленьих маха

Он – обструганный – длиной,

Лёгкий, гибкий, да не хлипкий

И с головкой костяной.

Воздух, вода, земля, ветер

Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность.

Мы – рождённые природой,

Мы ещё какие дети,

Любим рыбу, лес и воды,

Горы на рассвете…

Важенка и оленята

Игра развивает ловкость, реакцию, сообразительность, внимание, координацию движений.

Вон он – северный олень,

Белый, словно снег.

Пусть сугробы до колен,

Описание игры.Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

- Бродит по тундре важенка, с нею – оленята. Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины…

Бег по-медвежьи (“Пупи нэвер”)

Загадка:За деревней яркая звезда.

Скачки на одной ноге

Игра способствует развитию прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости; воспитанию смелости, выдержки.

Описание игры.Количество участников не ограничивается. Дистанция для прыжков произвольная и зависит от возраста детей; о ней договариваются заранее.

Перед игрой проводят стартовую линию, от которой начинают скакать, а в конце дистанции – линию финиша, на которой определяется победитель. Иногда линию старта и финиша заменяют каким-либо предметом (дерево, камень и т.д.), до которого выполняются скачки. Все участники становятся перед линией старта, принимают исходное положение: стоя на одной ноге. По команде судьи или кого-либо из участников игроки начинают скакать, стараясь преодолеть условленное расстояние. Тот, кому удаётся сделать это первым, и становится победителем. В игре существует правило: скачки до конца дистанции выполнять только на одной ноге (смена ног во время прыжков запрещается).

Болотная женщина

Игра способствует развитию ловкости, быстроты, смекалки; воспитанию смелости и решительности.

Описание игры.Выбирается водящий – “Болотная женщина”. Ей завязывают глаза платком, затем поворачивают несколько раз вокруг себя. После этого все игроки разбегаются в разные стороны. Водящий ходит по площадке и старается схватить кого-либо из игроков, которые убегают и ловко увёртываются от неё. Игроки могут и обманывать водящую, подставляя вместо себя свою одежду или другие предметы. Если игрок пойман “Болотной женщиной”, то в этом случае он становится водящим. В конце игры определяются наиболее ловкие игроки, как среди водящих, так и среди тех, кто не был пойман “Болотной женщиной”.

86386 1232916281m.jpg

Подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях Пятнашки на санках


Карельская народная игра

Играют несколько пар. В каждой из них один игрок везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих, которые стремятся догнать любую другую пару игроков и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это простым прикосновением руки. Если в паре один осален, оба становятся водящими. Игра продолжается. Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за ее границы, становится водящей. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была водящей.

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки Сверкают, звенят: Дзинь-дзинь…

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.


Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.


Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.


Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба)

Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжение всей гонки. По сигналу ведущего начинается состязание. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.


Пидлтатак (Прыжки на коленях)

Эта забава проводится в форме состязания. Игру начинают, стоя на коленях, держа руки на поясе и вытянув носки назад. По сигналу ведущего игроки вскакивают с коленей на корточки, а затем снова прыгают на колени. Игра продолжается до тех пор, пока только один игрок сможет продолжать состязание (долго это не продлится!)

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

Еще одно состязание в физической силе для двух человек. Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Начертите линию на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену. Правила игры. Когда к шеренге соперников приближается кто-либо из игроков, они все обязаны вытянуть вперед руки. Преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру. Преследователь, догнавший убегающего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге соперника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру. В остальных случаях преследователи назначаются капитаном тайно. Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается. Пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе. Преследователь может ловить и освободителя, и освобожденного пленника. Остальные игроки не имеют права вмешиваться в игру.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

(для детей старшего школьного возраста) Борьба происходит на специальной площадке, в круге из копий, воткнутых в землю. Раздетые по пояс борцы, соревнуясь в силе и ловкости, должны оторвать противника от земли и поднять его над собой.

(для детей старшего школьного возраста) Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепляются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.


А вот в "Льдинку", русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки", на хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке. В "Льдинку" играют отроки, то есть младшие и средние школьники, от 5 до 10 человек. Играющие, образуя круг, становятся на расстоянии 2 м друг от друга. Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается "зафутболить" льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому, задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок, пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так, чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя, тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.


В игру "Олени" ребята из Республики Коми играют в школе на уроках физкультуры. Спортивный зал — подходящая по размерам площадка для этой игры, но лучше играть на улице. Перед игрой нужно договориться о границах поля, ориентируясь на деревья, кусты или пешеходные дорожки. Выбирается водящий-оленевод. Для этого бегут наперегонки. Или, если игроков немного, то перехватывают палку руками: последний, ухватившийся за кончик палки, — водит. По команде оленевод ловит разбегающихся "оленей", на манер салок. Осаленный игрок должен остановиться. Оленевод подходит к нему и задает вопрос: "Олень или человек?" Если игрок отвечает: "Человек!", то становится помощником "оленевода" и тоже ловит "оленей". Если же он крикнет "Олень!", начинается новая погоня, но уже за "оленем". Осаленный за определенное время "олень" считается пойманным и отправляется в "загон", то есть выходит из игры. Помощники оленевода — "люди" тоже стараются осалить "оленя". Игра заканчивается, когда остается один "олень". Он и становится очередным "оленеводом".


Вот уж где дети почти круглый год играют в зимние игры, так это в зоне "вечной мерзлоты" в Якутии. Вот старинная игра "Прорубь". Оленеводы традиционно охотились и ловили рыбу. В "прорубь" играют дети примерно с 10 лет и взрослые. Играют на площадке с небольшими вырытыми в снегу ямками. Ямки ("проруби") по количеству участников без водящего располагаются на расстоянии друг от друга примерно в двух метрах. Водящий играет роль "мороза", который норовит "ударить" по ногам или заморозить лунку.


Все игроки держат прямые палки, толщиной около 5 см, длиной соответствующие росту игрока. Играют маленьким мячом из кожи, набитым шерстью. Участники опускают палки, каждый в свою "прорубь". Мяч у водящего, который стремится завоевать одну из лунок, попав в нее мячом с помощью своей палки, или осалить игрока мячом по обуви (ниже щиколотки). Если "морозу" удалось попасть в ноги "рыболова", они меняются ролями. Утопив мяч в чужой "проруби", водящий начинает считать громко до десяти. Во время счета он стремится опустить свою палку в "прорубь", а ее владелец пытается выбросить своей палкой мяч из ямки. Каждый игрок может отбивать палкой подгоняемый к его лунке мяч. Чтобы мяч не попал в ноги, игрок подпрыгивает, опираясь о палку. Соседи по "проруби" помогают: они отбрасывают мяч палками. Водящий, не сумевший отвоевать себе "прорубь" в течение условленного времени, считается проигравшим. Основные правила: нельзя бить по мячу руками, ногами, туловищем. Запрещается любое применение силы, нарушитель назначается водящим или выбывает из игры. Если "морозу" удалось занять ямку, ее бывший владелец становится водящим.


Долгой зимой крестьяне занимаются ремеслами. Сплетенные корзины, связанные шали и расписные игрушки рано или поздно нужно везти на ярмарку. Эстонская игра "Ярмарка" иллюстрирует сборы в дорогу ремесленника. Для игры не нужны специальные приспособления. А вот чем больше друзей собирается для игры, тем лучше. Водящий — "ярмарочник" присваивает остальным игрокам названия предметов, необходимых для поездки.

Например: "телега", "упряжка", "дуга", "бубенцы", "мешок", "кошелек". Игроки становятся в круг. "Ярмарочник" начинает рассказывать о своих сборах в дорогу, употребляя названия предметов, присвоенные игрокам. Тот, чей предмет назван, должен обернуться вокруг себя на каблуке одной ноги. А если игрок прозевал и не успел сразу отреагировать, то должен отдать свой "фант": носовой платочек, шнурок или записку со своим именем. Когда "ярмарочник" закончил сборы, "фанты" возвращаются владельцам после выполнения какого-нибудь задания.

Игру можно проводить в закрытом помещении, где есть стулья. В этом случае игроки не стоят в кругу, а сидят на стульях и, услышав свое шуточное "имя", вскакивают и обегают вокруг стула. Водящий заканчивает свой рассказ словами: "Ярмарка закрывается…" В этот момент игроки должны встать и бегать рядом со стульями. А когда "ярмарочник" скажет: "…ярмарка закрыта!" занять любой стул, при этом "ярмарочник", для которого стул не предусмотрен, тоже старается сесть. Тот, кому места не досталось — водит.

Образ жизни коренных народов Севера – это во многом испытание на прочность. Охотники и оленеводы должны быть ловкими, быстрыми, меткими, выносливыми. Истоки традиционных видов спорта – в повседневных занятиях: погоне за дичью, долгих переходах через тундру и тайгу, схватках с хищниками и неприятелями.

Содержание

Северное многоборье


Пять дисциплин северного многоборья: метание топора на дальность, бег с палкой по пересеченной местности, тройной национальный прыжок, метание тынзяна на хорей и прыжки через нарты.

Современные национальные виды спорта народов Севера берут начало в образе жизни предков. Один из самых популярных видов спорта, распространенный у большинства народов – северное многоборье.

Все пять дисциплин северного многоборья тесно связанны с традиционным образом жизни охотников и оленеводов. Без этих навыков в тундре и тайге не то что не преуспеть – иногда просто не выжить.

Видео


Обзорный фильм про Северное многоборье


Репортаж о чемпионате по Северному многоборью – 2021

Метание топора на дальность


Для соревнований делают специальные топорики – с длинной рукояткой и длинным узким лезвием. Вес топора – не менее 350 г. У каждого спортсмена – собственный топорик, сделанный своими руками.

Умение метать топор – ценный навык, который помогал коренным жителям Арктики не только прокормиться, но и выжить в критической ситуации. Легенда о происхождении этого вида спорта гласит, что оленевод, любуясь полетом стаи лебедей, стал искать вокруг себя предметы, которые могли бы взлететь в небо, как птица.

Современные соревнования проходят на открытой площадке с соблюдением всех мер техники безопасности. По данным Федерации Северного многоборья России, рекорд по метанию топора принадлежит Григорию Окотэтто (ЯНАО). В 2002 году он метнул топорик более чем на 250 м!

Видео


Метание топора на дальность, Анадырь


Открытый кубок ЯНАО по северному многоборью

Бег с палкой по пересеченной местности


Возникновение этой дисциплины, как и других, связано с образом жизни коренных народов Севера. Преодолевая многие километры пешком, тундровик пользовался палкой, чтобы перебраться через овраги и болота. Современные спортсмены состязаются в беге по пересеченной местности на участке 3 км. Во время национальных праздников, например, Дня оленевода, дистанция гораздо короче: в забегах участвуют все желающие.

Видео


Видео о беге с палкой от Музея природы и человека
(г. Ханты-Мансийск)


Соревнования по бегу с палкой в Югре

Тройной национальный прыжок


Три прыжка делают один за другим без остановок, отталкиваясь обеими ногами, и в конце также приземляются на обе ноги. Легенда о возникновении тройного прыжка гласит, что таким образом охотник-тундровик спасся от волков, перепрыгивая через реку с камня на камень. Современный рекорд (11 м 11 см), по данным Федерации Северного многоборья России, принадлежит Семену Говорову из Якутии и установлен в 1994 году.

Видео


Тройной национальный прыжок, Ямальское телевидение


Тройной прыжок чемпиона России Павла Земцова

Метание тынзяна на хорей


Тынзян – это аркан, с помощью которого пастухи отлавливают оленя, а хорей – это шест, которым оленей погоняют. Хорей вертикально устанавливают в центре площадки, метание производится с любой точки радиуса круга. Для взрослых мужчин это 15 м, для женщин – 11. На переднем конце тынзяна – костяшка-сармик с двумя отверстиями, через которые протянут аркан.


Традиционно тынзян изготавливается из кожи оленя, но правила современных соревнований допускают и аркан из искусственных материалов.

Видео


Метание тынзяна на хорей, Ямальское телевидение


Видео о метании тынзяна от Музея природы и человека (г. Ханты-Мансийск)

Прыжки через нарты


Прыжки через нарты (сани для езды на собаках и оленях) – традиционная забава оленеводов. На современных состязаниях используют стилизованные нарты. Прыжки выполняются с одновременным отталкиванием обеих ног с места. Для соревнований расставляют 10 нарт. Перепрыгивать через преграды можно в однуи в другую сторону неограниченное количество раз. В 2018 году Родион Талигин из ЯНАО поставил рекорд, перепрыгнув через 1226 нарт!

Видео


Видеорепортаж о прыжках через нарты от Ямальского ТВ


Видео о прыжках через нарты от Музея природы и человека (г. Ханты-Мансийск)

Перетягивание палки


Перетягивание палки – традиционная забава, которую любят многие народы севера: ненцы, эвенки, эскимосы. Правила просты: участники садятся друг напротив друга, и каждый тянет палку на себя. Задача – перетянуть соперника на свою сторону или вырвать из его рук палку.

Видео


Перетягивание палки на Дне оленевода, Надым


Первенство Якутска по мас-рестлингу

Перетягивание каната


На Чукотке древние традиции подсказывали особый вид досуга – спортивные состязания и игры на развитие силы и выносливости. Среди национальных игр чукчей и эскимосов: метание чаата (чукотский аркан), рыболовных снастей, гарпуна, перетягивание веток, ремней, каната. Соревнования по перетягиванию каната зачастую становятся частью программы праздничных, спортивных, национальных мероприятий полуострова. Один из главных символов Чукотки – чукотско-эскимосский мяч – тоже является традиционным участником всех национальных спортивных состязаний.

Видео


Игры в национальный мяч на празднике Кильвей


Спортивная жизнь Чукотки по версии блогера Евгения Басова

Национальная борьба


Еще одно единоборство, широко распространенное среди коренных народов Севера – национальная борьба. У нее много общего с вольной борьбой, но техника и правила отличаются: как от вольной борьбы, так и у разных народов. Эвены, коряки, эскимосы, ненцы, ханты, манси, чукчи – каждый народ называет этот спорт по-своему, и у каждого с ним связаны собственные традиции.


Соревнования по чукотской национальной борьбе проходят на снегу.

Видео



Чукотская борьба в снегу и другие состязания

Стрельба из лука


Стрельба из лука распространена у большинства народов мира, в том числе у коренных жителей Арктики, однако везде свои особенности: материалы для изготовления лука и стрел, техника стрельбы.


Фото: Государственный Дарвиновский музей Тунгусы – старое название эвенков. Изобретение лука часто становится отправной точкой в эвенкийских сказаниях.

У народов Севера известно два вида луков – простой и сложный. Первый – согнутое в дугу и перетянутое тетивой древко. Второй – оружие, состоящее из нескольких деталей, у каждой из которых свое название: например, середина древка – это рукоять, конец – пальцы, обращенная к цели сторона – спинка.

Тетиву эвенки, якуты, манси, чукчи делали из сыромятных ремней, у ханты были в ходу тетивы из конопляной или крапивной кудели. Способы крепления тоже отличаются: например, манси накладывают ее на нарезку на древке, а чукчи или коряки – навешивают петлей.

Видео


Стрельба из лука и другие активности на хантыйском празднике Вурна Хатл


Чемпионат Республики Саха (Якутия) по стрельбе из лука

Гонки на веслах


Международные гонки на обласах на Кубок губернатора Ханты-Мансийского автономного округа проходят в Нефтеюганском районе каждое лето с 2015 года.

Облас – традиционная лодка народов Севера, выдолбленная из осины или кедра. В рамках сохранения национальных традиций с 2001 года в первые выходные июля в Югре проходят гонки на обласах (традиционна лодка хантов и манси), приуроченные к традиционному празднику народов Севера – поклонению духу воды Вит Хону. С 2014 года соревнования приобрели интернациональный статус.


Облас – традиционная лодка народов Севера, выдолбленная из осины или кедра.

Читайте также: