Доклад игры и забавы народов северного поволжья

Обновлено: 05.07.2024

Визитная карточка

У нас учатся: 250
У нас учат: 27

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Татарская народная игра горшки Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

· Азат, чулмәк бир эле.

· 2 (бер, ике, өч) сум.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Мордовская игра “Раю – раю”

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Особенности игр народов Поволжья.

Выполнили : Королёва Татьяна Александровна,

Нурутдинова Альфия Равильевна ,

Замалетдинова Эльза Анваровна,

Сказочная природа Башкирии

Сказочная природа Башкирии

Башкирский национальный костюм

Башкирские народные игры

имеют свою историю . Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.

Башкирские народные игры

– исторически сложившиеся развлечения, забавы, зрелища, увеселения, спортивные, танцевальные песенные состязания башкирского народа.

Башкирские народные игры сформировались в традициях кочевой культуры и связаны с историей башкир, их трудовой деятельностью, бытом и обычаями. Игры воспитывают, развивают в человеке силу, выносливость, ловкость, умения обращаться с людьми, орудиями труда, боевым оружием. Часть игры построено на соперничестве, состязании участников, часть на показе умений, часть преследуют познавательные цели.

Игры разделяются делятся следующие группы:

детские (бег с яйцом, Уксы, Бакыр букэн, куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш, усэт, кул туп, юрта- по своему содержанию похожи на русские игры жмурки, прятки, горелки, лапту и др. ) или взрослые.

•игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: "Игра тетеревов", "Игра кукушек".

•игры, сопровождающие праздники (каргатуй, сабантуй, майдан, туй) и обряды, посвящённые этапам жизненного пути людей,, связанные с календарными праздниками.

•игры мужские (конноспортивные) или женские.

Проводились состязания в игре на музыкальных инструментах - гармони, думбыре, дунгуре, кубызе, курае. При этом один начинал играть какую-либо мелодию, а следующий - заканчивал.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Медный пень (Бакыр букэн)

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

-Я хочу у вас спросить, можно ль мне ваш пень купить?

-Коль джигит ты удалой, медный пень тот будет твой.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Палка-кидалка (Сойош таяк)

Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку- кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Правила: ведущий выбирается по считалке. Участники стоят в шеренге. Ведущий напевает:

Белая кость — знак счастья ключ, лети до Луны,

До белых снежных вершин.

Находчив и счастлив тот, кто тебя вовремя найдет.

Бросает кость за шеренгу.

Никто не оглядывается. Когда кость упадет, ведущий говорит:

Ищите кость — найдете счастье скоро, А найдет его тот, кто быстрее и ловчее.

Нужно найти и незаметно принести кость ведущему. Если кто-то это замечает, дотрагивается до плеча, отбирает кость, бежит к ведущему. Кому удается донести кость, тот загадывает желания — участники исполняют.

Задачи: развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к народным играм.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Проводятся две параллельные линии на расстоянии

10 - 15 м друг от друга. В середине между ними

чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок.

Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные

игроки начинают перебежку от одной линии

к другой. Стрелок старается попасть в них

мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится

присел последним. Момент броска мяча

определяется самим стрелком. Мяч, брошенный

мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок

поймал мяч, брошенный в него, то это не считается

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Стрельба по соломенным бабкам

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков. Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Сейчас в эту игру играют небольшим резиновым мячом, а раньше играли мячом, скатанным из шерсти.

На игровой площадке чертят три параллельные ли­нии на расстоянии около 10 м друг от друга: первая линия — это линия бросания мяча, вторая — это сред­няя линия, третья — это линия обхода.

3. Чтобы быстрее вернуть мяч за линию бросания, «пастухи могут передавать его друг другу

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Белый заяц, мягкий заяц

в гости к нам пришел.

Ушки – длинные. Короткий хвост.

дети-зайцы прыжками быстро

возвращаются в свой дом, а волк

старается поймать как можно

больше детей. Правила: передвигаться по

площадке можно только прыжками на

двух ногах; убегать в дом только после

сигнала водящего; ловить, касаясь

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Перетягивание каната. Аркан тартыш

На площадку кладется канат, середина которого отмечена цветной лентой. По обе стороны от середины площадки чертятся две параллельные линии. Две команды берут канат и становятся с разных сторон. По сигналу начинают тянуть канат в свою сторону. Побеждает команда, которая перетянет канат на свою сторону (т.е. цветная ленточка пересечет линию границы команды). Правила: не отпускать канат из рук.

Дети сидят по кругу, закрыв глаза. Позади

круга ходит водящий с платочком в руках.

Подходит сзади к каждому играющему и

Прячу, прячу я платочек под зеленой сосной.

Незаметно положу я кому-то за спиной.

Затем кладет незаметно платочек за спиной

у одного из детей. С окончанием текста все

дети поворачиваются и ищут платочек у себя

за спиной. Тот, у кого платочек, быстро встает

и догоняет водящего. Если догонит, то садится

на свое место, если нет, то водящий занимает

место играющего, а ребенок становится водящим.

Правила: бегать через круг нельзя,

оборачиваться только после окончания текста.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

На площадке начерчены круги диаметром 1 м. по одному кругу на пару. В кругу два ребенка стоят на одной ноге, придерживая другую ногу рукой. Все произносят слова:

Всю ночь шел снег, накрыл он землю белым одеялом

Почему же наши петушки Стали одноногими?

С этими словами дети-петушки, прыгая на одной ноге и толкаясь плечами, стараются вытолкнуть

соперника из круга. Тот, кто

оказался за кругом, считается

проигравшим. Правила: на один

бой отводится 1 минута; игрок,

коснувшийся земли согнутой

ногой, считается проигравшим.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Уголки Муйуш алыш

По четырем углам площадки стоят 4 стула, на них 4 детей. В центре стоит водящий. Он подходит по - очереди к сидящим и задает каждому вопрос:

- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1 играющий отвечает:- Моя баня занята.

2 играющий отвечает:- Моя собака ощенилась.

3 играющий отвечает:- Печка обвалилась.

4 играющий отвечает:- Воды нет.

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши

три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева

быстро меняются местами. Водящий должен успеть

занять свободный стул. Правила: меняться только после

хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим

количеством детей: в этом случае воспитателю следует

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Курай. (Народное название растения группы перекати- поле, из него делают народный башкирский духовой музыкальный инструмент, род свирели.)

В центре круга один ребенок, он кураист, ходит в противоположную сторону. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, бегут, выполняют притопы на слова:

Услыхали наш курай и собрались все сюда. поиграли с кураистом, разбежались кто куда.

Хай, хай, хай, хай на зеленом, на лугу мы попляшем под курай,

Дети разбегаются по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:

-Ты, курай задорный, веселей играй тех, кто лучше пляшет, выбирай.

Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Правила: разбегаться только после окончание слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).

Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.

На мольбертах изображения кукол в национальных одеждах, орнаменты.

Рассказ ведущего о республиках Поволжья. Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры).

Беседа с детьми о Татарстане и других республиках.

1 – й ребенок: Торсак та без төрле җирләрдә

Без яшибез Рәсәй илендә,

Сөйләшәбез төрле телләрдә,

Аңлашабыз дуслык телендә.

Үстергән дә безне чын дуслык,

Көч биргән дә безгә чын дуслык,

Дуслык булса, яшәр гомергә

Бөтен җир шарында тынычлык.

2 – ой ребенок: Сколько у нас не русских у России

И татарских, и иных кровей

Имена носящих непростые

Непростых российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас,

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас!

Загадки народов Поволжья.

1. 1 – й ребенок: Юмарт синең җирең, Башкортастан,

Шуңа татлы, ахры, икмәгең.

Игенченең батыр хезмәте бу –

Күпереп пешкән арыш икмәге.

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Заходят дети в русском костюме.

1 – й ребенок: Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Заходят дети в татарских костюмах.

1 – й ребенок: Сез кайдан? – дип сорыйсыз

Без Казаннан, Иделдән

Идел эчкән су булыр,

Иделдә иген иккән,

Яшәгән, көнен иткән,

Татарстан шул булыр.

2 – ой ребенок: Спросите нас: Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Азат, чулмәк бир эле.

Мә эле.

2 (бер, ике, өч) сум.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Общие игры.

1 – ый ребенок: У нас в Мордовии

Солнце ярко, небо сине,

На полях колосится.

2 – ой ребенок: В доме пахнет калачом

Капуста в бочках бродит,

Стол накроем пусть любой

В гости к нам приходит.

Мордовская игра “Раю – раю”

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

1 – ый ребенок: Цветут необразимые

4 Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо. Хлопушки На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной. С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга. Чувашские народные игры Луна или солнце Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными. Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

5 Тили-рам? В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии м. Первая команда говорит хором: Тили-рам, тили-рам? (Кого вам, кого вам?). Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту. Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната. Башкирские народные игры Юрта В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который

7 мешают попаданию мяча в ямку. Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается. Правила игры. Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел. Салки Ямки-салки роют по размеру мяча (3-4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5-1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим. Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места. Круговой Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч

8 запятнает всех детей, играющие меняются местами. Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. Раю-раю Для игры выбирают двух детей ворота; остальные играющие мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят: Раю-раю, пропускаю, А последних оставляю. Сама мать пройдет И детей проведет. В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью входят в ворота. Дети ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова пароль (например, один ребенок щит, другой стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки, остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Читайте также: