Доклад гуманистическая парадигма а психология

Обновлено: 06.07.2024

Гуманистические теоретики подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего собственного поведения и жизненного опыта. Человек — это мыслящее существо, которое свободно принимает решения и выбирает свои действия. Таким образом, гуманистическая психология предполагает ответственного человека, который свободно выбирает из предложенных вариантов.

Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В его рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и несводимая система, которая находится или может находиться в процессе постоянного формирования. Человек несет ответственность за использование возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Психология человека уделяет особое внимание вопросу о природных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, как таковые, не ограничивают свободный ценностный выбор и направление личности.

Метакогниции и метапотребности (пиковые ценности и потребности) занимают особое место в гуманистической психологии. Обширный эмпирический материал доказал, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь ей выбрать такой путь развития, при котором эти ценности и потребности могут быть сформированы и реализованы. Особое значение и уникальность имеет экзистенциальный (жизненный и смысловой) опыт каждого человека.

Гуманистическая психология

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология — это особое направление, отличающееся от других школ рядом принципиально важных положений для понимания природы человека. Она традиционно включает такие концепции, как теория черт личности Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу. Теория Маслоу, теория К. Роджерса и непрямая психотерапия, идеи Ш. Бюлера о жизненном пути человека и идеи Р. Мэя.

Каждая из перечисленных теорий использует свой понятийный аппарат, создает оригинальные концепции внутреннего мира человека и его развития на протяжении жизни, верифицирует и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Однако различия, существующие между теориями, не являются препятствием, которое не позволяло бы рассматривать их с позиции общих методологических принципов.

Такими принципами являются:

  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию в силу наличия врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самореализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, который позволяет рассматривать личность как сложную, открытую систему, направленную на реализацию всего своего потенциала.
  • Принцип гуманности, утверждающий, что человек по своей природе добр и свободен, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной природы, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целенаправленного детерминизма, который предполагает изучение черт личности в связи с ориентацией человека на будущее, то есть в связи с его ожиданиями, целями и ценностями, отвергая при этом идею каузального детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принимать субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития. Психотерапевт меняет отношение клиента и помогает ему взять на себя ответственность за себя, но не читает нотаций и не инструктирует его.
  • Принцип неэкспериментального изучения личности, в основе которого лежит идея целостности, а значит невозможность адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (как и личность) обычно обладает свойствами, которые не содержатся в ее отдельных частях.
  • Принцип репрезентативности, который означает, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, поскольку задача изучения нормальной и полноценно функционирующей личности реализуется в отборе здоровых, самоактуализированных индивидов.

Каждый опыт в жизни человека, даже если он оценивается им как негативный, является полезным, значимым опытом, уже содержащимся во внутренней жизни личности, достойным уважения и признания — хотя бы как урок, который, возможно, дорого нам обошелся, но который защищает нас от многих ошибок в настоящем и будущем.

Теория личностных черт Г. Олпорта

К диспозиционному направлению часто относят теорию Гордона Олпорта (1897-1967), согласно которой: 1) люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый отдельный человек уникален, отличается от других людей своим психологическим оснащением (системой характеристик) (см. учебник 4.2).

Особое место в этой сложно организованной системе занимает сфера мотивации и потребностей. В нем выделяют два уровня функционирования: уровень мотивов потребностей и уровень высших мотивов или мотивов развития.

Принцип так называемого гомеостаза — стремление к устранению напряжения — применим только на самом низком уровне мотивационной системы (мотивы потребности). Формы подлинно личного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, реализация собственной инициативы и чувства ответственности и т.д.) не укладываются в формулу гомеостаза. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию — характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов проникают в центральное ядро личности — самость — и трансформируются в системы ценностей индивида. Стремление к самоактуализации и самореализации являются мотивами развития и частью присущих человеку потребностей. Мотивы развития порождают систему целей, ориентированных на будущее, реализация которых обеспечивает формирование новых способностей человека. Человек, по мнению Олпорта, обращен к своему будущему.

Согласно Олпорту, развитие личности связано с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека сохраняются связи между старыми и новыми мотивами, причем характер этих связей носит исторический, а не функциональный характер. Функционально они не идентичны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы человеческой психики, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Олпорт объясняет формирование новых мотивов путем преобразования средств деятельности в ее цели и мотивы. Другими словами, предметы и действия, которые когда-то служили человеку лишь средством для достижения определенных целей, начинают вызывать интерес к себе и приобретают собственную мотивационную силу.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых, как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертхаймер.

Научные поиски Маслоу были многогранны. Он занимался поведением приматов с точки зрения бихевиоризма, женской сексуальностью, антропологическими исследованиями индейцев; проводил тренинговые группы.

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отвергая психоаналитическую интерпретацию потребностей и мотивов, он формулирует позицию, согласно которой социальность присуща человеческой природе и проявляется как биологически обусловленный атрибут. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости обусловлены не природой, а нечеловеческими условиями воспитания и жизни индивида, некоторыми традициями, присущими обществу.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им как тенденция, нарушающая душевное равновесие индивида. Именно это нарушение гомеостаза приводит к личностному росту, развитию и самоактуализации, то есть к желанию, которое Маслоу определяет как стремление человека быть тем, кем он может быть. Концепция самоактуализации занимает видное место в его концепции.

Хотя желание человека быть тем, кем он может быть, является врожденным, оно остается потенциальным, пока не возникнут особые условия для его реализации. Это условие — удовлетворение всех остальных (базовых) потребностей человека: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. «Если окажется, что все потребности не удовлетворены и в организме преобладают физиологические потребности, то все остальные потребности могут просто перестать существовать или отойти на второй план.

В более поздних работах позиция о порядке удовлетворения потребностей была пересмотрена и дополнена следующим положением: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, то он приобретает способность стойко переносить лишения в этой области и добиваться успеха, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Основными компонентами психического здоровья человека являются: 1) стремление быть всем, чем может быть человек, и 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительные и отрицательные стороны самоактуализации, последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии. С положительной стороны самоактуализации, определенная относительная независимость от других, присущая здоровой личности, конечно, не означает отсутствие взаимодействия с ними; это лишь означает, что в такого рода контактах цели индивида и его собственное бытие являются главными определяющими факторами.

В целом, он описывает здоровую личность как автономную, склонную принимать других, спонтанную, чувствительную к красоте, юмору и склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека с больным, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавилось, а потому, что он ничего не потерял в процессе своей индивидуальной жизни.

Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

Важным постулатом теории К. Роджерса (1902-1987) является представление о том, что человек существует в постоянно меняющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Это не мир предметов и вещей, но включает в себя все, что человек (организм) чувствует, независимо от того, осознанно это чувство или нет. Восприятие того или иного чувства он назвал символизацией объекта. В личном мире человека сознательно переживается лишь малая его часть, причем некоторые содержания опыта легко облекаются в образы, а другие остаются неартикулированными основаниями нового опыта. Истинное значение индивидуального опыта известно только самому человеку. Полное и непосредственное знание и понимание мира опыта возможно лишь потенциально.

Тело реагирует на окружающую среду так, как она дана ему через опыт и восприятие. Именно эта сфера — восприятие событий — является реальной. Другими словами, человек реагирует не на абсолютную реальность, а на свое собственное восприятие этой реальности. Эта позиция является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

Она раскрывается в следующих трех принципах:

1) поведение человека нельзя понять с точки зрения объективного наблюдателя, а с точки зрения самого человека, его субъективного восприятия и познания действительности;

2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения

3) Люди по своей природе добры и стремятся к совершенству.
В психологическом смысле реальность — это личный перцептивный мир человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психологической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.

Тело реагирует на конкретное феноменальное поле как организованное целое. Эта роджерсианская позиция противопоставляется функционализму, который разбивает личность и когнитивные процессы на отдельные компоненты, которые сами по себе не составляют этой целостности.

Личность имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и укреплять организм как среду опыта, развиваться к зрелости. Тело движется к большей независимости и ответственности, к самоуправлению, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самореализации присуща каждому человеку от рождения, но воспитание и нормы, установленные обществом, заставляют человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении кроется источник аномального поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить в поведении общую картину своего феноменального мира; чем меньше защитных, искажающих содержание переживаний, тем адекватнее они выражаются в общении.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

2. Главные идеологи гуманистической психологии: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.

3. Основное отличие гуманистической психологии от глубинной психологии.

4. Психотерапевтическая практика, как основная область применения гуманистической психологии.

5. Проблемы, связанные с реализацией основных идей гуманистической психологии в наше время.

7. Список литературы.

1. Введение.

В древности самыми важными критериями для выживания были физические свойства: сила мышц, выносливость, ловкость. В современном мире всё иначе – людей интересует не только физическая оболочка, но и душевный комфорт. Люди тратят тысячи рублей и долларов на походы к психологам, принятие таблеток и различные сеансы терапии. Психотерапевты являются врачами в полном смысле этого слова, только врачами души, а не тела.

Но когда-то всё это только зарождалось, и было лишь несколько десятков людей, делающих предположение, что психология – это наука, и её нужно изучать. Что порою головная боль, тошнота и слабость – признаки не гриппа, а депрессии, и что страшные припадки с судорогами – это не захват тела демоном, а психоз.

Когда это было доказано, сотни талантливых людей стали частью этой интересной профессии, оспаривая друг друга, ругаясь, доказывая, перетягивая на свою сторону. Так и родилось такое направление, как гуманистическая психология.

2. Главные идеологи гуманистической психологии: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.

Нужно начать с того, что гуманистическая психология является достаточно крупным направлением в психологии. Оно зародилось в начале ХХ столетия, однако официальное признание данное направление получает только в 60-х годах в США. Толчком послужило то, что в Америке в это время царили многочисленные общественные, экономические кризисы, вызвавшие отчужденность людей друг от друга, их крайнюю духовно-социальную неоднородность, неуверенность в своих социальных ценностях. В американской психологии был период сочетания между собой различных концепций. Среди них можно выделить по мере своей распространённости бихевиоризм и классический психоанализ. Однако, у обоих этих направлений был большой минус: они отказывались от исследования субъективных переживаний, таких, как ценности и смысл, сознание человеком своего бытия. Значительное влияние на развитие направление гуманистической психологии оказали такие значительные личности, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн, Ф. Перлз и другие.

В отличие от бихевиористов, А. Маслоу проповедовал совсем другой взгляд на образ человека в психологии. Если до этого американское психологическое сообщество, в особенности психоанализ, изучало психические отклонения людей, формулируя на основе этого все теории личности, то Маслоу проводил исследование среди здоровых и реализованных в жизни людей, получая при этом совершенно иное представление о человеческой природе. На первом этапе А. Маслоу было тяжело донести концепцию своих идей, они вызывали лишь негативную реакцию у окружающих, ещё долго учёный не получал должного признания своих идей.

Виктор Франкл является психиатром, психологом и неврологом. В его биографических данных также можно отметить, что он – бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Он прославлен как создатель логотерапии, он же – экзистенциальный анализ. Данный вид анализирования даёт целостную оценку личности человека, вбирая в себя как психофизиологически-организменные факторы, так и духовно-личностные. Экзистенциальный анализ берёт в расчёт самые глубинные духовные причины, то есть подсознательные. Сам Франкл говорил, что в этом смысле его метод заслуживает названия глубинной психологии.

Приверженцы гуманистической психологии начали возрождать то, что всегда считалось в истории людей: человек на первом месте. Его переживания, чувства, эмоции встают на первый план, как когда-то у древних философов. Может быть это и привлекало: теория, что каждый человек может добиться чего угодно сам, что он самодостаточен и уникален. А может гуманистам нравилось то, что такое направление очень мирное. Оно признает доброту, любовь, развитие как основные качества. В современном мире с капитальной мыслью, что каждый должен жестоко драться за своё существование, такое направление, как гуманистическая психология, не помешало бы.

3. Основное отличие гуманистической психологии от глубинной психологии.

Для того чтобы сравнить два направления, необходимо рассмотреть каждое из них по отдельности.

Гуманистическая психология имеет следующие принципы:

2. Принцип позитивности. Гуманисты придерживаются мнения, что природа человека положительна сама по себе, наполнена добротой, стремлениями, любовью к творчеству и саморазвитию. Личность самодостаточна и может жить в этом мире самостоятельно, без какой-либо внешней помощи. Именно такого человека гуманистическая психология признает здоровым и полноценным, готовым к изучению и общению.

3. Принцип развития. Тенденция к росту встречается у каждого живого существа. Дерево стремится ветками к небу, детеныши вырастают во взрослых особей. Так же и люди проходят путь развития и возвышения. Только здесь приверженцы гуманистической психологии разделяются на два лагеря.

К. Роджерс, к примеру, считал, что в человеке изначально заложена сила, помогающая ему умножать внутренние качества и нести больше добра в окружающий мир. В то время, как Р. Мэй утверждал, что в личности есть потенциал, но как его использовать определяет сам носитель. Сила может быть использована и в злых, и в хороших целях.

4. Принцип активности. Человек – творец своей судьбы. Он не подвластен влиянию окружающей среды, не боится идти вперед и развиваться. В нём заложена огромная энергия, которую он использует на своём пути.

Глубинная же психология имеет следующие принципы:

Личность развивается исходя из личных побуждений. Эгоистичная натура берет вверх, и человек добивается чего-то только из собственной выгоды.

Адаптация к среде. Личность противостоит окружающему миру, борется с ним за своё существование.

Бессознательность. То, что движет человеком, не осознается им до конца. Огромная часть подсознания скрыта даже от носителя, и с трудом подвергается изменению. Личность стремится достигнуть удовлетворения, и это является основной её целью.

Детство – решающая ступень. Если верить глубинной психологии, личность закладывается в детстве, и все её проявления в зрелом возрасте лишь отголоски прошлого. Поэтому З.Фрейд так интересовался травмами, воспоминаниями из юных лет своих пациентов.

Сразу можно заметить, что почти каждый принцип одного направления противостоит другому. Если гуманистическая психология кажется куда более позитивной, оптимистичной и жизнерадостной, то глубинная предстает реалистичной, мрачной, суровой.

В первом движении человек рассматривается как самодостаточный, яркий, неповторимый владелец собственной судьбы. Главное отличие двух направлений состоит в том, что глубинная психология, куда больший акцент делает на внешние факторы, считая, что жизнь и первостепенные потребности определяют человека.

Оба течения очень интересны для изучения. Но, как известно, большая часть людей всё же остановили свой выбор на глубинной психологии.

4. Психотерапевтическая практика, как основная область применения гуманистической психологии.

Гуманистическая психология стремится раскрыть личность, активировать её. По мнению приверженцев, лишь 1% населения раскрывает творческий потенциал сами, другим же предстоит долгий путь.

1. Прослушивание музыки. Личность расслабляется под нужные ритмы и уходит в себя, раскрывая свой потенциал.

2. Любимое хобби. Это может быть рисование, лепка, собирание пазлов. Что-то, позволяющее забыться и уйти глубоко в себя.

Этой деятельностью можно заниматься в домашней обстановке, но терапия с врачом должна соблюдать несколько правил.

1. Полное доверие. Очень важна атмосфера открытости между участниками терапии, их готовность сопереживать и поддерживать. Поэтому важно не критиковать, внимательно слушать, не отвергать чужой опыт. К слову, в самостоятельной практике личность тоже должна доверять сама себе.

2. Готовность к эмоциональным переживаниям. Гуманисты считали, что через сильные переживания человек может постичь смысл бытия. Прослушивание музыки, чтение романов как способ развития появились именно из этого правила. Чем больше чужих эмоций сможет узнать человек, тем больших вершин он достигнет.

В целом, каждый современный человек в какой-то мере занимается гуманистической психологией в повседневных делах. Почти любой подросток слушает музыку в автобусах. Часто девушки читают любовные романы. Всё это способы узнать себя и других лучше, поэтому соответствует идеалу гуманистической психологии.

5. Проблемы, связанные с реализацией основных идей гуманистической психологии в наше время.

Гуманистическая наука необходима в современном мире. Так считают многие нынешние ученые и психологи, ведь само по себе течение несет мир и уважение ко всему окружающему.

Но в этом и заключается проблема. Гуманистическая психология подразумевает, что общение – это особенный контакт двух взаимно уважаемых, равных людей. Он раскрывает особенную индивидуальность каждого из них, передает информацию, наполняя собеседника новыми знаниями и намерениями. Общение должно укреплять, возвышать человека.

В современном мире это, к сожалению, не всегда возможно. Иногда один человек стоит выше другого по должности, моральному развитию, силе, возможностям. Побороть собственное ЭГО бывает не так легко, чтобы на равных общаться с другими. Идея, которая положена как основополагающая в гуманистической психологии является почти утопической идеей.

Вторая проблема связана с мнением, что человек непрерывно развивается и самодостаточен сам по себе. Сама идея звучит вдохновляюще, поэтому не удивительно, что и в современном мире она находит множество откликов. Но внешняя сторона жизни личности всё так же сильно влияет на формирование человека, его вкусов и интересов. Признать гуманистическую психологию как полностью верную – это признать, что внешние факторы можно откинуть, и через внутреннюю силу личность способна достигнуть чего угодно. И что каждый человек сам по себе рожден с уникальными, положительными качествами.
Посмотрев на современный уклад жизни, можно понять, что не всё, сказанное гуманистами, правда. Множество людей являются злыми, замкнутыми, не стремящимися к развитию, и это их собственный выбор, сформированный с внешними факторами.

Например, ребенок рос в неполноценной семье, где у матери была алкоголическая зависимость. С детства деформируется психика ребенка, выдавая убежденность, что такое поведение является абсолютной нормой. Он просто не видит другой картины, и, в итоге, очень сложно затем изменить мировоззрение созревшего человека. А самому сделать это практически невозможно.

Третье, за что многие критикуют гуманистическую психологию, это один из её принципов – ответственность. Очень большой груз ложится на плечи человека, заставляя его полностью отвечать за каждый свой поступок. Если всё вокруг плохо – значит, дело в тебе.

Но бывают и жизненные обстоятельства, которые действительно невозможно изменить и они катастрофично влияют на личность, меняя подсознание в корне. Например, катастрофа, или же ситуация в детстве. Тут будет уже мало убежденности, что всё меняет сам человек, необходима помощь извне. Не получив её, человек может сильно ухудшить как свою, так и чужую жизнь.

В целом, последний недостаток гуманистической психологии – это недостаточная разработанность. Она была словно яркая вспышка, но так и не смогла достигнуть верхов. Взять хотя бы психоанализ – его изучают долго и подробно во всех высших заведениях. Гуманистическая психология в большинстве литературы занимает одну-две главы максимум. Возможно, недостаточная обоснованность, наличие экспериментов, и делают это интересное направление не столько известным в современном мире.

6. Заключение.

Гуманистическая психология является очень интересным направлением. Она содержит в себе необычные принципы, и открывает новую страницу в большой книге этой дисциплины.

Гуманисты пошли против системы, сумев ударить по основным направлениям, существующим в то время. Это было не только смело, но ещё и позволило взглянуть на ситуацию под другим углом.

Сейчас гуманистическая психология особенно необходима. Она ведет к миру и пониманию, воспринимая людей как отдельных, полноценных личностей. Чем-то напоминает утопический мир, но, тем не менее, является идеалом многих кругов. Взять ту же демократию, где каждый имеет право на уважение, вне зависимости от своего рождения.

Гуманистическая психология расцветает в Европе. Все лозунги, парады, законы очень напоминают принципы направления, образованного несколько десятков лет назад. Личность как первозданная, прекрасная натура, свобода, ответственность, любовь, творчество. Эти слова встречаются в обоих кругах.

Гуманистическая наука определенно стоит того, чтобы быть изученной. Ведь в ней кроются идеи, столь необходимые в современном мире.

7. Список литературы:

1. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2002. 272 с.

2. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 4

3. Нуркова В.В. Психология: учебник для бакалавров/ В.В. Нуркова, Н.Бб Березанская – 2-е изд., перераб. И доп. – М: Издательство Юрайт, 2012. – 575 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Гуманистическое и экзистенциальное направления психологической мысли заинтересовали меня как психолога практически с первых дней моего обучения. Обращение к этим подходам убивало для меня сразу нескольких зайцев.

Во первых, сразу же привлекает внимание близость обсуждаемых психологами этих направлений вопросов к жизни каждого отдельного человека, в том числе – и к моей собственной. Безусловно, проблемы смыслов (как частных, так и общих), существования, жизни, одиночества, совести, любви, свободы, смерти, изменения, роста и многие другие могут волновать различных людей практически на любом этапе их жизни, а уж для семнадцатилетнего подростка они выступают как сверх значимые, сверхинтересные, но и, в то же время, как сверхсложные для решения, по крайней мере, именно так было в моем случае.

Данная работа построена сообразно логике формулировки темы: в первой и второй главах я рассмотрю экзистенциальную и гуманистическую парадигмы по отдельности, в третьей главе я рассмотрю некоторые аспекты их взаимоотношения.

II . Возникновение и развитие гуманистического и экзистенциального направлений.

II .1 Путь становления экзистенциальной психологии

Более или менее близкие по духу идеи содержит другое философское направление - феноменология, основоположником которой является Э. Гуссерль. С определенными оговорками можно сказать, что ключевая идея этого направления – неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира. Общим моментом для феноменологии и экзистенциализма является обращение к индивидуальному переживанию.

Равно как и Бинсвангер, М. Босс попытался перестроить медицину в соответствии с онтологией М. Хайдеггера с целью получения возможности видеть человеческое существование в целостности и более эффективно лечить болезни. По мнению М. Босса, органические нарушения есть следствие сужения экзистенции. Болезнь зависит от свободного выбора индивида и его отношений с бытием.

Сообразно представлениям о логоневрозе, Франкл создает и метод борьбы с ним – логотерапию, основным средством которой является выработка у человека адекватного отношения к любой ситуации, вплоть до самой критической. Так же, человек обретает смысл, по мнению Франкла, благодаря творчеству или благодаря переживаниям, в частности, любви. Попадая в те или иные обстоятельства, человек не всегда способен изменить что-либо в них, но он безусловно ответственен за то отношение, которое он по отношению к ним занимает. И в выборе этого отношения человек абсолютно свободен.

Безусловно, рассмотренные мной авторы – далеко не все, чьей заслугой является развитие экзистенциальной психологии. Этот перечень можно продолжить и современными представителями экзистенциальной психологии и психотерапии: Ирвин Ялом, Джеймс Бъюдженталь, Альфред Лэйнгли, Сальваторе Мадди. Однако останавливаться подробно на каждом из них я не буду в силу формата данной работы.

На основании рассмотренных нами взглядов психологов-экзистенциалистов, а так же с помощью гораздо более глубоко анализа этих авторов многими психологами историками психологии, постараемся сформулировать основные и наиболее общие положения экзистенциальной психологии.

Для Б.В. Зейгарник «основные утверждения экзистенциальной теории в обобщенной форме следующие:

1.Человеческая психика, сознание не могут быть сведены к физиологическим механизмам.

2. Человеческое действие всегда обладает значимостью (или стимулом), в которой находит свое отражение отношение человека к окружающему.

II .2. История развития гуманистического направления в психологии

Можно отметить также, что внутри психологического знания, гуманистическая психология появилась в противопоставление психоанализу и бихевиоризму как редукционистским и механистическим течениям. Первые работы психологов-гуманистов приходятся на 50-е годы ХХ столетия, однако расцвет данного направления произошел в конце 60-х – начале 70-х годов.

Как отмечает Д.А. Леонтьев, «Американская ассоциация гуманистической психологии в первые годы своего существования выдвинула следующее, достаточно размытое определение: «Гуманистическую психологию можно определить как третью основную ветвь психологических исследований (две другие ветви – это психоаналитическая и бихевиористская), которая занимается прежде всего теми человеческими способностями и потенциями, которые не нашли своего места ни в позитивистской или бихевиористской теории, ни в классической психоаналитической теории, например, креативность, любовь, самость, развитие, организм, удовлетворение базовых потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, привязанность, естественность, теплота, трансценденция эго, объективность, автономия, ответственность, психологическое здоровье и родственные понятия. Этот подход может также быть представлен работами К. Гольдштейна, Э. Фромма, К. Хорни, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, А. Энгьяла, Ш. Бюллер, К. Мустакаса и т.д., а также некоторыми аспектами работ К. Юнга, А. Адлера, эго-психологов психоаналитического направления, экзистенциальных и феноменологических психологов (цит. по Quimann, 1985, р.25-26)[16] .

Эта слегка затянутая цитата, однако, обрисовывает то проблемное поле, на котором развернулась гуманистическая психология, а так же тех теоретиков и практиков, которые участвовали в развитии этих идей.

Мне представляется возможным в данной работе рассмотреть некоторые теоретические взгляды лишь одного из самых ярких представителей гуманистической парадигмы в психологии – Абрахама Маслоу.

Спустя менее чем десять лет, А. Маслоу как психолог, да и вся гуманистическая психология в целом, становится чрезвычайно популярной, в силу чего Маслоу избирают президентом Американской психологической ассоциации. Однако уже в 1970 году он уходит из жизни.

Вопрос о месте гуманистической психологии в системе научно-психологического знания, на мой взгляд, остается открытым; высказываются различные точки зрения, как поддерживающие, так критикующие те или иные аспекты этого подхода. Для того, чтобы сформулировать собственную позицию относительно этого вопроса, необходимо остановиться на некоторых теоретических выдержках из работ А. Маслоу, на примере которого мы и рассматриваем данное направление.

Очевиден подход А. Маслоу к личности человека как явлению уникальному, единственному и неповторимому. У человека можно чему-то научиться, можно на кого-то равняться в собственных достижениях, но сравнивать их (людей) одного с другим – занятие малопродуктивное. Ведь самоактуализация и личностный рост возможны только в случае прислушивания к своему собственному голосу, а не к чьему-либо чужому.

III . Взаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии.

Рассмотрев в самом общем виде некоторые аспекты теорий экзистенциального и гуманистического направлений, мы можем сделать некоторые предположения о взаимоотношении этих течений на основе сравнения содержательных моментов каждого из направлений.

Мне представляется возможным обобщить описанные выше различия таким образом, что проблематика как экзистенциального, так и гуманистического направлений в психологии, схожа, однородна, а зачастую и просто едина, причем эти вопросы специфичны именно для этих подходов. Однако, отношение самих психологов к изучаемым ими вопросам – различное, что и делает необходимым рассмотрение взаимоотношения этих линий.

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Теории личности в современной психологии// В сб. Б.В. Зейгарник. Психология личности: норма и патология. Москва-Воронеж, 1998.

2. Калина Н.Ф. Первая книга о Dasein-анализе//в кн. Л. Бинсвангер, Бытие-в-мире. Рефл-Бук, Ваклер, 1999.

3. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997.

4. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997.

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., Смысл, 1999.

8. Тиллих П. и Роджерс К. : диалог//Московский Психотерапевтический Журнал, 1994 №2

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990

[3] Зейгарник Б.В. Теории личности в современной психологии// В сб. Б.В. Зейгарник. Психология личности: норма и патология. Москва-Воронеж, 1998. Стр.326

[4] Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997. Стр.40

[5] Зейгарник Б.В. Теории личности в современной психологии// В сб. Б.В. Зейгарник. Психология личности: норма и патология. Москва-Воронеж, 1998. Стр.327

[6] Калина Н.Ф. Первая книга о Dasein-анализе//в кн. Л. Бинсвангер, Бытие-в-мире. Рефл-Бук, Ваклер, 1999. Стр.7

[8] Калина Н.Ф. Первая книга о Dasein-анализе//в кн. Л. Бинсвангер, Бытие-в-мире. Рефл-Бук, Ваклер, 1999. Стр.8

[10] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990. Стр.115.

[12] Зейгарник Б.В. Теории личности в современной психологии// В сб. Б.В. Зейгарник. Психология личности: норма и патология. Москва-Воронеж, 1998. Стр.328

[13] Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997. Стр.46.

[14] Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997. Стр.47

[15] Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997. Стр.21

[18] А. Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. М., Смысл, 1999. Стр. 15

[19] А. Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. М., Смысл, 1999. Стр. 294

[21] Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997. Стр.41

[25] П. Тиллих и К. Роджерс: диалог//Московский Психотерапевтический Журнал, 1994 №2, стр.136


Насчет гуманистической психологии как метода.
культурно выражаться сложно. Но попробую.

Понимаю, что очень многим приятны и близки идеи личностного роста, собственной уникальности, поиск смыслов там, где их, скорее нет, и прочее прочее.

Что я по этому поводу думаю?
– Что каждая обезьяна думает о том, что она не обезьяна.

По-сути, гуманистическая психология представляет собой некий навязываемый директивный набор взглядов и систему ценностей.

То есть гуманистическая психология представляет собой догматичную структуру.

А успех метода обуславливается тем, что люди куда с большим удовольствием выбирают "системы" с подобной догматичной структурой. Люди нуждаются в подобном, чем-нибудь, дающим им ориентир.

Другой вопрос в гибкости, здравости любой догматичной структуры.

И гуманистическая психология с присущей ей взглядами и позициями может иметь сложности с тем, как например объяснить отсутствие "счастья" у человека, который везде успел, всем помог, накормил миллионы, придумал тысячи вакцин, родил 20 детей, жертвует кучи денег бездомным.

Как метод, она может и прививает человеку некие ориентиры, в которых он так нуждается.
Но навязываемые методом ориентиры, при всем уважении, вряд ли могут претендовать на объективный характер.

Многим подобный подход помогает. Каждому, как говорится, своё.

В данной статье Вы узнаете об истории возникновения гуманистической психологии, особенности консультирования, основные принципы, концепция Абрахама Маслоу и критика данного направления.

Гуманистическая психология:

Это одно из направлений психологии, главным предметом которой является личность и присущие только ей проявления, такие как: самоактуализация, свобода, творчество, любовь, ценности и смыслы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Гуманистическая психология возникла в середине двадцатого века в США, выступала в качестве протеста устоявшемуся в то время принципу построения психологии по стандартам естественных наук и стремилась доказать неприменимость такого подхода к человеку.

Основоположники:

Самыми яркими представителями гуманистического направления являются: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй, Гордон Олпорт, Виктор Франкл, Джеймс Бьюдженталь, Фредерик Перлз и другие.

Основная идея:

Основу нового направления составила экзистенциальная философия (читайте в предыдущей статье), приверженцы которой стремились познать само существование человека. Среди них было множество известнейших философов (Серен Кьеркегор, Мартин Хайдеггер) и писателей (Жан Поль Сартр, Альбер Камю).

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Основным рабочим инструментом в терапии является глубокий контакт, взаимоотношения клиента с терапевтом, формируя у первого опыт переживания безусловного принятия и искренней заинтересованности в его личности. Именно поэтому психологу важно постоянно самосовершенствоваться, работать над своей личность, иметь опыт личной терапии и обращаться за супервизией.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АБРАХАМА МАСЛОУ

Абрахам Маслоу - один из самых ярких представителей гуманистического направления. Ведущим концептом в его учении является самоактуализация.

Cамоактуализация имеет первостепенное значение для всей гуманистической психологии и отражает направленность данного течения.

Автор определял самоактуализацию как стремление человека и процесс воплощения им своего потенциала, реализацию наибольшего количества возможностей.

Самоактуализации невозможно достигнуть один раз и навсегда, это процесс развития, понимания себя, изучения своей природы длиною в жизнь. Маслоу описывал личность, стремящаяся к самоактуализации, следующим образом: человек принимает себя, мир и окружающих; имеет хорошие отношения с другими людьми; адекватно оценивает ситуацию; сосредоточен на задаче, а не на себе, стремится к автономии от окружающей среды и культуры; он спонтанный, независимый, имеет богатую внутреннюю жизнь, креативен и демократичен.

Принципиально отличным от всех других существ человека делает творчество. Оно может проявляться во всевозможных формах и является врожденной способностью личности. Однако эта способность может утратиться в процессе подчинения жестким общественным стандартам и усвоения культурных норм, ограничивающих свободу.

Абрахам Маслоу является автором известной пирамиды потребностей.

Читайте также: