Доклад горбачева на апрельском пленуме 1985 года

Обновлено: 17.06.2024

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 года. Инициатива этого процесса исходила "сверху" и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, избранный на этот пост после смерти Константина Черненко на мартовском 1985 года Пленуме ЦК КПСС.

Став генеральным секретарём КПСС, Горбачев сразу же осуществил перестановки в высшем руководстве, освобождаясь от старых кадров: председателем Совета Министров стал Николай Рыжков; министр иностранных дел Андрей Громыко был избран председателем Президиума Верховного Совета, а новым министром иностранных дел был назначен Эдуард Шеварднадзе, бывший до этого первым секретарем ЦК КП Грузии. Секретарями ЦК стали Борис Ельцин и Александр Яковлев.

Горбачёв и его соратники выступили с инициативой "обновления социализма" Суть обновления они видели в соединении социализма и демократии.

23 апреля 1985 года в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны. Он выступил на пленуме с программным докладом "О созыве очередного 27-го съезда КПСС и задачах, связанных с его подготовкой и проведением", в котором был провозглашен курс на ускорение экономического и социального развития СССР. В докладе предшествующий период был охарактеризован как "застойный".

Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В речи Михаила Горбачева были сформулированы главные задачи реформирования экономики: "Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности".

На Пленуме была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей; активизация всей системы политических и общественных институтов.

Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально - экономического развития общества.

Первоначально речь не шла об изменении экономических основ социализма и политического строя, не подвергались сомнению социалистические ориентиры советского общества.

Выдвинутая Михаилом Горбачевым на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС программа обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы "развитого социализма" на первых порах отличалась умеренностью. По замыслу партийных реформаторов, предполагалось включить "дополнительные резервы и преимущества" социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый "человеческий фактор") прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Михаил Горбачев призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д.

В стратегии "ускорения" социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы подстегивания "социалистического энтузиазма" в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.

Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985) Пленумом ЦК КПСС, в дальнейшем получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии, январского (1987) Пленума ЦК КПСС.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и председатель Президиума Верховного Совета Андрей Громыко. 1985 год

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и председатель Президиума Верховного Совета Андрей Громыко. 1985 год

Ровно 35 лет назад, 23 апреля 1985 года, состоялось историческое выступление генерального секретаря СССР Михаила Горбачева на пленуме Центрального комитета Компартии — именно на нем был провозглашен курс на перестройку. Само это слово также прозвучало в речи генсека, хоть и не в том значении, в каком мы его знаем сейчас. Горбачев говорил о необходимости ускорения социально-экономического развития страны и повышения благосостояния народа, заявлял, что он знает, что нужно делать дальше.

Едва ли Горбачев понимал тогда, чем закончится перестройка. Хотя и не признавал этого.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время посещения завода имени А.И. Лихачева.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время посещения завода имени А.И. Лихачева.. Фото: Владимир Мусаэльян / Эдуард Песов / ТАСС


Анатолий Лукьянов, последний председатель Верховного Совета СССР (март 1990 — сентябрь 1991), был одним из сподвижников Михаила Горбачева, затем стал его оппонентом:

Так называемая перестройка открыла путь к капитализму. Ею занималась не партия, а группа людей вокруг Горбачева. Главной фигурой в этой группе был Александр Яковлев — заведующий отделом пропаганды ЦК, секретарь ЦК, и член Политбюро. Без него Горбачев шагу не делал.

Именно в кругу Яковлева начали говорить, что нам нужен иной социализм. А на самом деле главная цель у них была уйти от социализма совсем. Это были мечты появившейся в СССР мелкой буржуазии и интеллигентиков.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов на заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР.

Кроме меня, против всего этого были старые члены Политбюро, это накаляло в нем обстановку и вынуждало Горбачева постоянно маневрировать между двумя группами.

Это было сложное время. Экономика трещала по швам. Горбачева бросало из одной крайности в другую. Стремясь примирить непримиримое, он метался, принимал под воздействием то одной, то другой стороны противоречивые решения, все дальше отступая от программы КПСС. Под влиянием Яковлева в его речах появились слова о приверженности социалистическому выбору при общем движении к свободному рынку. На этом фоне в стране нарастали межнациональные конфликты, но он не знал, что с ними делать. Авторитет Горбачева у населения и в партии в то время начал стремительно падать. Мы вступили в период распада, который закончился крушением не только партии, но и СССР.

29-30 июля 1991 года в закрытом режиме провели встречу в Ново-Огареве Ельцин, Горбачев и Назарбаев. В ходе нее Горбачев согласился с одноканальной системой налогообложения (СССР лишался бюджета, предприятий и банков) и на подписание конфедеративного договора фактически без участия представителей Верховного Совета СССР. Это был развал. Развал вопреки тому, что было решено народом на референдуме 17 марта 1991 года, на котором, напомню, 76,4 процента советских граждан высказались за сохранение СССР, а Верховный Совет СССР вслед за этим принял закон об обязательной силе решения референдума.


Евгений Ясин, заведующий отделом государственной комиссии по экономической реформе при Совете министров СССР в 1989-1991 годах, в настоящее время — научный руководитель Высшей школы экономики:

Когда в 1985 году к власти пришел Горбачев, андроповский эксперимент еще продолжался, но уже было ясно, что необходимо проводить более серьезные преобразования. И в 1987 году меня вместе с Григорием Явлинским привлекли к подготовке материалов для июньского Пленума ЦК КПСС и июльской сессии Верховного Совета СССР, после которых Рыжков объявил о проведении в стране экономической реформы.

Дело в том, что до этого высокие цены на нефть держали на плаву громоздкую и неэффективную советскую экономику. Уже с шестидесятых годов она стала пробуксовывать, начались застойные явления. Думающие люди понимали, что надо что-то делать. Незадолго до отставки Хрущева в обществе бурно обсуждались предложения харьковского экономиста Евсея Либермана по совершенствованию экономической системы. Косыгинская реформа была свернута после ввода войск в Чехословакию в 1968 году, когда советское руководство испугалось, что экономическая либерализация неизбежно повлечет за собой и политическую. Наши вожди всерьез верили в угрозу повторения Пражской весны в СССР.

Перестройка сыграла очень важную роль в истории нашей страны. Причем нельзя сказать, что она определила ее будущее. Но перестройка создала обстановку перемен, подготовила к ним общественное сознание. К сожалению, она так не привела к подлинной демократической революции, как многими ожидалось.

Тем не менее я считаю, что наибольших успехов Горбачев достиг не в экономике (он никогда не считал себя большим ее знатоком), а именно в политической сфере. Гласность, проведение свободных выборов, восстановление многопартийности — все это его заслуга


Николай Рыжков, председатель Совета министров СССР (1985-1991), с 2003 года — член Совета Федерации:

Меня в группу для разработки реформ включил Юрий Владимирович Андропов. Наша команда (Горбачев, Долгих и Рыжков) использовала те документы и идеи, которые накопились. Вот так в апреле 1985 года Михаил Сергеевич Горбачев выложил на стол для выступлений программу действий, над которой мы трудились три года.

После того как он умер, и я эти пять лет прожил и ушел в отставку, появилось время подумать, и я все больше приходил к выводу, что Андропов проводил бы в стране мягкие реформы, а не как Горбачев с Яковлевым.

Андропов был знаком с основами китайского варианта реформ. Если бы он дольше прожил, у нас по сути получился бы Китай


Ю. Афанасьев разговаривает со своими сторонниками в кулуарах II Съезда народных депутатов. На съезде сформировалась парламентская оппозиция, одним из лидеров которой стал ректор Московского историко-архивного института, народный депутат ССС Юрий Афанасьев.

Но здесь надо признать, хотя мы ясно заявили о своей оппозиционности по отношению к КПСС, на самом деле никакой оппозицией мы так никогда и не стали. Мы не были ни организованной фракцией съезда, готовой создать свою партию, ни теневым кабинетом, готовым прийти на смену существующему правительству. Наша заявленная оппозиционность была скорее пустопорожней декларацией, красивым намерением, искренним настроением, нежели фактической политической оппозицией.

Первая причина. Суть и сложность понимания проблемы — в том, что в Советском Союзе в тот промежуток времени не было ни политики, ни политической жизни, ни даже способности политически мыслить хотя бы в какой-то организованной части социума. Не было тогда и права — как устойчивого постоянного института и как устоявшейся общественной ценности. Более того, не было в то время в этих же смыслах ни общественной нравственности, ни морали. Поэтому разговор о перестройке, как и обо всем вообще происходившем в тогдашней реальности, в категориях и понятиях политики и политического, в категориях права, нравственности заведомо не имеет смысла.

Мы пребывали тогда в стране и обществе с дополитической еще, с догосударственной даже культурой. Строго говоря, Россия (СССР) тех времен в плане общего культурогенеза представляла собой не то чтобы докапиталистический, но не вполне даже и дофеодальный тип культуры. Это было нечто вроде патримониально-вотчинного периода, нечто вроде начала перехода от родоплеменного к ранне- или скорее псевдогосударственному состоянию. В плане общекультурного развития в России (СССР) времен перестройки продолжалась, образно говоря, эпоха Андрея Боголюбского, то есть отечественный ХII век.

А содержательное определение второй причины таково:

Вся современная Россия во всей своей феноменологической целостности и социокультурной системности, вместе со всей нашей историей, включая и протоисторию, есть ложь, миф, фальсификация, призрак, фантом

Нет ни одного существенного факта, события, явления, процесса в прошлом России и в ее настоящем, которые не были бы фальсифицированы или не представляли бы собой миф.


Алексей Пригарин, член ЦК КПСС с 1990 года, с марта 1991 года и до запрета компартии возглавлял Центр политического анализа и прогнозирования при ЦК КП РСФСР:

Судите сами. Он охватил прежде всего систему государственного управления: замедление научно-технического прогресса, накопление диспропорций в экономике, расширение масштабов коррупции, нарушение принципа распределения по труду.

Во-вторых, кризис поразил официальную идеологию (консервация ее на уровне 30-х годов, неспособность отвечать на новые явления в обществе); в-третьих, политическую сферу (рост недовольства у интеллигенции, отчуждение от компартии рабочего класса); в-четвертых, межнациональные отношения (рост национализма во всех республиках СССР, прямые столкновения на этой почве как между отдельными республиками, так и внутри них). И, наконец, общественную мораль: распространение лицемерия и цинизма, негласное признание большинством народа приоритета буржуазных нравственных ценностей. Назрела необходимость кардинальных изменений в общественных отношениях. Было необходимо перейти на новую ступень социализма, которая сочетала бы эффективно действующую общественную собственность, социальную справедливость и политическую демократию.


Вначале надо бы сказать, что это такое — перестройка. Разговоров было очень много, но по существу смысл того, что тогда произошло, был исключительно в одном: на высшем уровне было принято решение, что люди могут говорить публично то, что они думают, и их за это не только не уничтожат и не посадят, но даже не уволят с работы. Этого никто не ожидал, ничего подобного не было с октября 1917 года. Появилась свобода слова, и ушел страх. Все. Остальные процессы развивались как следствие.

Поскольку вся политическая система была построена на лжи, элемент правды оказал на эту систему сокрушительное влияние, и она развалилась

Роль Горбачева заключалась в том, что он дал сотням миллионов людей реальную свободу. Возможно, кто-то скажет, что он дал ее слишком быстро… Но все так произошло не потому, что он так задумал: процессы, вызванные к жизни появлением свободы, оказались такими мощными, что тоталитарная коммунистическая система их переварить была не в состоянии. Получив свободу, ею пользуются по-разному. Например, народ Финляндии, получив свободу от России в 1917 году, создал современное высокоразвитое европейское государство, то же сделали все восточноевропейские народы после 1990 года, а уж как полученной от Горбачева свободой распорядились у нас — это ответственность постсоветского правящего класса. Что касается опросов, то они, кстати говоря, сейчас в России ничего, кроме эффективности влияния телепропаганды на людей, не отражают. Изменится вектор пропаганды — изменятся результаты опросов. Это следствие монополии государства на все политически влиятельные СМИ.

Например, предлагалось не устраивать гиперинфляцию и уничтожение сбережений, как это сделал Гайдар, а ликвидировать денежный навес путем предоставления людям возможности покупать мелкие и средние производственные активы за счет личных денег, накопленных за годы советской власти.

Если при всем при этом Россия сохранится как единая страна, то настоящие, глубокие реформы еще впереди.

Михаил Горбачев и Андрей Громыко в президиуме первой сессии Верховного Совета РСФСР одиннадцатого созыва, 1985 год

23 апреля 1985 года Михаил Горбачев на Пленуме ЦК КПСС в Москве заявил о необходимости реформирования системы под лозунгом ускорения социально-экономического развития СССР. Так был дан старт масштабным преобразованиям, вошедшим в историю как Перестройка.

Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

Помимо того, на Пленуме ЦК КПСС была означена цель преобразования советского общества. Составляющими успеха назывались научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей, активизация всей системы политических и общественных институтов.

В то же время первоначально об изменении экономических основ социализма и политического строя речь не шла. Приверженность СССР давно выбранным ориентирам не подвергалась сомнению.

Резко критически Горбачев охарактеризовал политику руководства США.

Для реализации планов в экономике и других сферах Горбачев на заре своей деятельности в качестве генерального секретаря ЦК КПСС произвел масштабные кадровые перестановки в высших эшелонах власти. Были смещены или отправлены на второй план чиновники и функционеры, работавшие с Леонидом Брежневым. Их места заняли Александр Яковлев, Егор Лигачев, Николай Рыжков, Борис Ельцин, Эдуард Шеварднадзе, Анатолий Лукьянов и другие.

По свидетельству помощника Горбачева по международным делам Анатолия Черняева,

Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским Пленумом ЦК КПСС, в дальнейшем получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии и январского Пленума ЦК КПСС 1987 года.

Экономические преобразования намечалось осуществить на основе новой инвестиционной и структурной политике, предполагалось перенести центр тяжести со строительства новых объектов на модернизацию цже имевшихся предприятию, но главным объявлялось ускоренное развитие машиностроения. Поэтому авторов реформ, производство машин и оборудования должно было опережать другие отрасли промышленности примерно в 1,7 раза.

В течение 1985-1986 гг. производство алкогольных напитков в стране сократились вдвое, а госбюджет не досчитался с 1985 по 1988г. около 67 млрд. руб. Повсеместно резко выросло самогоноварение. В конце концов, в1988 г. антиалкогольная компания провалилась.

Большой энтузиазм у населения, особенно среди учительства, вызвала широко разрекламированная школьная реформа.

Несмотря на туманность провозглашавшихся целей и неясность средств, советское общество с воодушевлением восприняло новый курс. Давало себя знать негативное отношение к затхлой и надоевшей всем практике последних лет. Общество ждало перемен, и новое руководство, уловив эти ожидания, использовало их в целях укрепления своего положения.

Развернувшаяся компания открывала дорогу для чистки аппарата, замены кадров и укрепления власти новой команды. Заявив о курсе на обновление, она уже и дальше должна была идеологически подпитывать сама себя, параллельно заменяя кадры.

В сентябре 1985 Председателем Совмина был назначен Н. Рыжиков, сменивший на этом посту престарелого соратника Л. Брежнева, Н. Тихонова. Министром иностранных дел стал Э. Шеварднадзе. К началу 1987 г. было заменено 70% членов политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК. КПСС. От политической деятельности были отстранены Г. Романов, В. Гришин, В. Щербицкий, Д. Кунаев, Г. Алиев. В феврале 1986г. был смещён со своего поста 1 секретарь Московского горкома КПСС В. Гришин. На его место был назначен 1 секретарь Свердловского горкома КПСС Б. Ельцин. Всего за 1 год он сместил почти всех работников партийного аппарата, бывших опорой прежнего руководителя.

В феврале 1986г. состоялся XXVII съезд КПСС, который изменил Программу партии. Вместо устаревших положений о построении коммуникации был провозглашён курс на совершенствование социализма. Партия обещала удвоить к 2000г. экономический потенциал страны, а также представить каждой семье отдельную квартиру.

Съезд одобрил Закон о трудовых коллективов, предусматривавший создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, которые надеялись правом избирать руководителей, регулировать заработанную плату и отчисления на социальные нужды. Тем самым власти как бы обращались к народу, стремились опереться на него. Однако на практике реализация закона привела к дезорганизации производства, на многих предприятиях деятельность администрации оказалась парализованной.

Действительно, формально ни одна из основ социализма не подвергалась сомнению: ни государственная собственность на средства производства, ни руководящая роль партии и дт.

Читайте также: