Доклад глобальной комиссии по вопросам наркополитики

Обновлено: 18.05.2024

В предыдущих шести докладах Глобальная Комиссия обсуждала влияние ошибочной политики запрета на людей, её неспособность снизить производство и употребление нелегальных наркотиков и пресечь преступную деятельность.

Среди главных тезисов – не все наркотики одинаково опасны, наркозависимые – не преступники, стигматизация ограничивает их доступ к медицине, а слово “наркоман” нужно забыть навсегда.

За последние шесть лет Глобальная комиссия по наркополитике стала лидером в обсуждении неудач международного режима контроля за наркотиками, в осуждении репрессивных антинаркотических законов, а также в разработке реформ, необходимых для преодоления трагических последствий прогибиционизма. 25 членов Комиссии – это опытные лидеры из мира политики, науки и бизнеса, считающие необходимостью соблюдение прав человека и устойчивое развитие.

В предыдущих шести докладах Глобальная Комиссия обсуждала влияние ошибочной политики запрета на людей, её неспособность снизить производство и употребление нелегальных наркотиков и пресечь преступную деятельность. Комиссия также представила всеобъемлющий обзор мер, необходимых для эффективного устранения последствий этой провальной политики. К таким последствиям относятся: распространение инфекционных заболеваний, смертность от передозировок и использования низкокачественных веществ, насилие, связанное с репрессиями и войнами между преступными группировками, коррупция, недостаток адекватного лечения наркозависимости и обезболивания, переполненные тюрьмы и отсутствие какой-либо перспективы социальной интеграции людей с судимостями, связанными с наркотиками, включая рядовых потребителей и людей, не совершавших насильственные преступления, но участвующих в незаконных производстве или продаже наркотиков. Этот список далеко не исчерпывающий.

Помимо самих людей, причастных к наркотикам, наркополитика затрагивает их семьи и друзей, а также жителей районов, захваченных незаконным рынком, и общество в целом. Правительства тратят огромные государственные средства на репрессии и не финансируют эффективные меры профилактики, лечения и снижения вреда. Политика, основанная на передаче контроля над наркотиками преступным организациям, негативно влияет на всё общество.

Ситуация варьируется в разных странах и регионах в зависимости от того, насколько глубок кризис общественного здравоохранения, насколько переполнены тюрьмы, насколько высок уровень насилия, связанного с наркотиками, и крепка организованная преступность. В каждой стране разные группы населения в той или иной степени страдают от наличия наркотиков и неэффективности наркополитики. Поэтому реформы должны отличаться в зависимости от страны и региона. Реформы в области наркополитики должны учитывать местные условия и реальные потребности людей и сообществ. Важно, чтобы реформы основывались на углубленном анализе
поднятых проблем; они также должны мобилизовать всех тех, кого касается
наркополитика, и предусмотреть адекватную оценку эффективности.

Однако очевидно то, что

несостоятельными в плане

достижения своей цели —

Что такое Глобальная комиссия по наркополитике

Члены комиссии (список неполный):

бывший Генеральный секретарь Организации объединённых наций

Фернанду Энрики Кардозу

бывший президент Бразилии

член парламента Великобритании

Сесар Гавириа Трухильо

бывший президент Колумбии

специальный посол Генерального секретаря ООН по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии

бывший председатель Федеральной резервной системы США)

Глобальная комиссия по наркополитике никак не связана с ООН или какими-либо другими международными организациями. Это не консультативный орган, но абсолютно независимая группа экспертов мирового уровня в области наркополитики. В нее входят тяжеловесы вроде Кофи Аннана, Сесара Гавирии, Рут Дрейфус и ещё почти двух десятков бывших президентов и премьер-министров (в основном именно тех стран, в которых наркополитика занимает далеко не последнее место), а также почему-то миллиардер-либертарий Ричард Брэнсон и перуанский лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса.

Комиссия регулярно публикует свои доклады с 2011 года. Выявляя ключевые проблемы доминирующего агрессивного подхода к наркополитике, докладчики предлагают их практические решения. Механика учитывает сложную ситуацию с международными документами по борьбе с наркотиками, связывающими руки любому государству, которое решится на по-настоящему мощные реформы. Именно поэтому доклад изобилует ccылками на нормы международного права, с помощью которых можно хотя бы красиво обойти архитектуру запрета, если вдруг человечество в едином порыве не согласится их снять совсем.

Чем этот доклад отличается от всех предыдущих

Помимо закономерно возросшего по сравнению с прошлым годом количества важных данных, текст примечателен ещё и тем, что вводит новые категории жертв агрессивной борьбы с наркотиками.

Значительная часть людей, задерживаемых за хранение и транспортировку небольшого количества наркотика, занимается именно социальным сбытом — таким образом, уголовному преследованию подвергаются люди, фактически просто организующие приятный досуг для себя и своих друзей.

Из этих примеров очевидно, что при рассмотрении преступлений, связанных с наркотиками, необходимо уделять большое внимание нюансам и тонким разграничениям, которые на сегодняшний день отсутствуют в большинстве стран. Суровые законы, существующие во всём мире против преступлений, связанных со сбытом наркотиков, опираются на обесчеловеченный образ наркоторговца и игнорируют тот факт, что значительный сегмент сбыта не является ни хищническим, ни насильственным.

Мне кажется, многие штаты сегодня задумываются о том, пропорционально ли мы наказываем рекреационных потребителей наркотиков? Стоит ли упекать людей за решетку на пять, 10, 15 лет, если это не крупные наркоторговцы, если они просто употребляют вещества, возможно не полезные для них, но и не приносящие вреда большому числу окружающих?

Президент США, в интервью KMBC, Канзас, 26 февраля 2015 г

Почему запрет наркотиков не работает

Главная мишень комиссии — до сих пор доминирующая во всём мире политика жёсткого прогибиционизма и криминализации всего, что связано с психоактивными веществами. В своей критике запрета докладчики основываются на нескольких основных пунктах.

Карательный подход не может искоренить наркотики

Прогибиционизм нарушает право на неприкосновенность частной жизни

Война с наркотиками разъедает правовые институты

Для соблюдения принципа верховенства права необходимо, чтобы граждане уважали и следовали юридическим нормам, даже если они с ними не согласны. Но кто по-настоящему уважает закон, почему-то решающий за тебя, как можно, а как нельзя обращаться со своим телом в пятничный вечер?

Кроме того, наркозаконы зачастую форсируют именно в отношении наиболее уязвимых слоёв общества, что подрывает принцип всеобщего равенства перед законом.

Международный контроль над наркотиками ведёт к грубому нарушению прав человека

Вооружённая борьба с наркотиками под эгидой международных соглашений — это парамилитаристские спецоперации, уличная стрельба и тысячи трупов.

Запрет — это эпидемии

Если даже за дозу для личного употребления можно лишиться свободы, ты в последнюю очередь будешь думать о комфорте и гигиене, опасаясь полицейского преследования. А постоянная стигматизация наркоманов не подталкивает их к сотрудничеству с профилактическими программами, обмену шприцев и общению с социальными работниками. Во многих странах таких опций нет вообще — зато есть ненужные юридические ограничения на предоставление стерильного инъекционного инструментария или опиоидной заместительной терапии.

Посадки за наркотики перегружают тюрьмы

Согласно Всемирному докладу о наркотиках Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) за 2016 год, 18 % людей, находящихся в местах лишения свободы по всему миру, осуждены за совершение наркопреступлений.

Стремление контролировать наркотики становится поводом для социального контроля

Cудимость за наркопреступления мешает интегрироваться в общество

Запись о судимости может повлечь за собой множество негативных побочных последствий, влияя на возможности человека получить работу, образование, дом и завести семью.

Я повторяю сегодня то, что говорил и раньше: я считаю, что наркотики разрушили много жизней, но неправильная политика со стороны правительств разрушила еще больше. Судимость за мелкое правонарушение, связанное с наркотиками, может нанести молодому человеку гораздо больший ущерб, чем эпизодическое употребление этих самых наркотиков.

Что конкретно предлагает Глобальная комиссия по наркополитике

  • Отменить смертную казнь за все правонарушения, связанные с наркотиками.
  • Отменить все наказания — как уголовные, так и гражданские — за хранение наркотиков для личного употребления, а также за выращивание наркотиков для личного употребления.
  • Ввести альтернативы наказанию, такие как перенаправление из системы уголовного правосудия, для всех людей, вовлечённых в оборот наркотиков на невысоком уровне: тех, кто занимается социальным сбытом наркотиков, наркокурьеров, наркопотребителей-дилеров и культиваторов незаконных культур.
  • Вывести наказание за хранение наркотиков из договорных обязательств в рамках международной системы контроля над наркотиками (документов ООН).
  • Признать, что регулирование будет следующим после декриминализации логическим шагом в реформе наркополитики.

На что может повлиять доклад комиссии?

сотрудник фонда им.Андрея Рылькова (организация признана иностранным агентом)

«Этот доклад может послужить хорошим руководством для людей, принимающих решения на национальном уровне в тех странах, которые реально хотят улучшить ситуацию по контролю над наркотиками. В нём достаточно технически грамотно описано, почему полная декриминализация употребления и хранения наркотиков не противоречат действующим положениям международных соглашений о наркотиках, и, хотя нет конкретных рецептов, приведено достаточно много ресурсов, которые подробно описывают опыт разных стран по декриминализации наркотиков.

ГЛОБАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ НАРКОПОЛИТИКИ выступила с заявлением о необходимости фактической легализации наркотиков по всему миру - так как карательные методы борьбы, по мнению комиссии, доказали свою неэффективность и чрезмерную затратность.

Свой очередной доклад о мировой ситуации в этой сфере, представленный в Нью-Йорке, сами члены комиссии называют "революционным" и рассчитывают, что его тезисы будут вынесены на обсуждение Специальной сессии генеральной ассамблеи ООН в 2016 году.

Среди членов глобальной комиссии - бывший генсек ООН Кофи Аннан, бывший госсекретарь США Джордж Шульц, американский предприниматель Ричард Брэнсон, известный перуанский писатель Марио Варгас Льоса, бывший генсек НАТО Хавьер Солана, а также ряд видных мировых общественных деятелей и политиков, включая бывших президентов Бразилии, Колумбии, Чили, Польши, Швейцарии, Португалии и Мексики.

"На смену карательной идеологии должны прийти более гуманные и эффективные подходы, основанные на научных данных, принципах общественного здравоохранения и правах человека," — из доклада Глобальной комиссии по вопросам наркополитики.

Семь рекомендаций доклада "Взять под контроль"

Госрегулирование наркотиков

Авторы доклада озаглавили его "Взять под контроль: на пути к эффективной наркополитике" и в целом избегают употребления слова "легализация", предпочитая выражение "государственный контроль".

Однако по сути речь идет именно о декриминализации сферы оборота наркотиков и переходе на легальное регулирование психоактивных веществ. Режим прогибиционизма - то есть запретительных методов борьбы с наркотиками - себя исчерпал, считают члены комиссии.

"Мы не можем продолжать притворяться, что война с наркотиками приносит какие-то позитивные результаты, - заявил на презентации доклада американский миллиардер Ричард Брэнсон. - Риски, связанные с употреблением веществ возрастают – порой катастрофически - когда они производятся, продаются и употребляются в нерегулируемых, криминальных условиях. Наиболее действенный способ защитить общественное здоровье и безопасность - взять наркотики под контроль посредством ответственного легального регулирования".

По оценке независимых экспертов, на войну с наркотиками ежегодно во всем мире тратится более 100 млрд долларов, в то время как на различные программы по снижению риска и помощи наркозависимым было бы достаточно выделять около 3-3,5 млрд долларов.

"Регулирование всей цепочки, от производства до продажи, позволит ослабить преступные организации, обеспечить соблюдение стандартов качества и защитить жизни, здоровье и безопасность людей", - считает бывший президент Швейцарии Рут Дрейфус.

Марихуана уже легализована в Уругвае и в нескольких североамериканских штатах, во многих странах мира ее употребление не является преступлением.

Страшное слово "ЛЕГАЛИЗАЦИЯ"

Важность (если не революционность) нового доклада состоит в том, что первый раз за последние десятилетия на столь высоком уровне стали говорить о том, что регулирование наркотиков силами государства - это на данный момент единственная более-менее вменяемая альтернатива тому, что происходит, считает Анна Саранг, президент Фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, который занимается помощью наркоманам.

"Я думаю, многие боятся слова "легализация", потому что оно за последние несколько десятков лет почему-то приобрело в глазах общественности какой-то страшный смысл. Эта тема долгл была страшным табу в общественных обсуждениях. И даже если посмотреть на состав комиссии, там в основном бывшие президенты. Суть в том, что когда эти люди на посту президента находятся, у них нет возможности эту тему вообще поднимать. Потому что люди просто не готовы это обсуждать. Это очень непопулярная тема", - объясняет Саранг.

Анна Саранг подчеркивает, что в докладе глобальной комиссии по наркополитике содержатся лишь общие рекомендации - никто не говорит о том, что уже завтра наркотики, в том числе тяжелые, появятся в свободной продаже.

Российские власти пока не готовы

В России только по официальным подсчетам больше 8 миллионов потребителей наркотических средств. Тем не менее, чиновники из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств уже заявили, что легализация наркотиков категорически неприемлема.

Отсутствие в докладе слова "легализация", однако, не ввело в заблуждение российские органы контроля за наркотиками, которые тут же поняли, что именно о ней речь и идет.

Глава ФСКН Виктор Иванов известен крайне резкими заявлениями относительно любых попыток обсуждения легализации наркотиков. По его мнению, например, употребление марихуаны неизбежно ведет к психиатрическим заболеваниям - шизофрении и глубоким депрессиям - и в дальнейшем, как правило, приводит к употреблению более тяжелых наркотиков.

Такой подход противоречит огромному числу экспертных мнений врачей-наркологов.

"У нас и так есть ряд веществ, которые легальны и регулируются государством: психоактивные вещества и даже те, которые рискованно для здоровья потреблять - те же табак и алкоголь. Не менее вредные вещества, но которые в силу исторических процессов оказались в настоящий момент легальными", - напоминает Саранг.

Далеко не все россияне разделяют карательные настроения властей. Многие из них солидарны с идеями Глобальной комиссии.

Обществом правят предубеждения

"У нас еще люди до конца не готовы признать, что наркоманы - это люди, что им надо помогать. Более-менее за последние два года сдвигается с мертвой точки эта концепция, что не нужно пытать наркоманов, что надо по-человечески относиться", - добавляет Саранг.

С ней согласен и нарколог Владимир Менделевич.

"Если брать практику российскую со сложностями коррупции и со множеством других проблем, с высоким уровнем алкоголизации и курения, я не вижу перспективы легализации наркотиков для того, чтобы какие-то цели достичь. А вот декриминализация - это совсем другое", - считает врач.

По его мнению, большинство его коллег в России также выступает против легализации. Но вот относительно декриминализации - то есть прекращения уголовного преследования наркоманов - врачебное сообщество разделилось приблизительно пополам, предполагает Менделевич.

Официальный пресс-релиз

Новый доклад: Мировые лидеры призывают к окончанию криминализации употребления и хранения наркотиков и к ответственному юридическому регулированию психоактивных веществ

Бывшие президенты Бразилии, Чили, Колумбии, Мексики, Польши, Португалии и Швейцарии вместе с Кофи Аннаном, Ричардом Брэнсоном, Джоржем Шульцем, Полом Волкером и другими выносят смелые, революционные рекомендации о необходимости смены парадигмы глобальной наркополитики в преддверии Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2016 г.

Глобальная Комиссия по вопросам наркополитики выпустила новый, революционный доклад "Взять под контроль: На пути к эффективной наркополитике" – и проводит конференцию в Нью-Йорке. Пресс-конференция транслировалась в сети, среди выступающих – бывший президент Бразилии Фернанду Энрики Кардозу, бывший президент Мексики Эрнесто Седильо, бывший Президент Колумбии Сесар Гавириа, бывший Президент Швейцарии Рут Дрейфус, Ричард Брэнсон и другие.

По окончании пресс-конференции, члены Комиссии встретятся с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и заместителем Генерального Секретаря Яном Элиассоном.

Доклад отражает новый этап осмысления необходимых кардинальных изменений в наркополитике со стороны членов Комиссии. Ранее они уже, призывали к декриминализации ряда психоактивных веществ, введению альтернатив лишению свободы и усилению подхода, основанного на общественном здравоохранении. Теперь они предлагают перейти к легальному регулированию психоактивных веществ. Комиссия объединяет группу выдающихся высокопоставленных лидеров, призывающих к неотложной реформе.

В 2011 г. Комиссия выпустила свой первый доклад, который вывел на мировой уровень дебаты относительно запрета наркотиков и возможных альтернатив. Комиссия заявила, что пришло время нарушить табу и признать, что война с наркотиками проиграна. Она призвала к реформе глобального режима прогибиционизма.

Благодаря работе Комиссии, честно высказываться о наркополитике теперь могут не только бывшие, но и нынешние президенты разных стран. К призывам Комиссии о реформе наркополитики присоединились президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос, президент Гватемалы Отто Перес Молина и президент Уругвая Хосе Мухика, а также занимавший тогда пост президента Мексики Фелипе Кальдерон. На саммите стран Америки в апреле 2012, впервые за его историю, реформа наркополитики стала основным предметом обсуждения. В мае 2013 г., Организация американских государств опубликовала доклад, подготовленный руководителями стран региона, где в качестве основной альтернативы текущей наркополитике рассматривалась легализация наркотиков. В декабре прошлого года, Уругвай стал первой страной в мире, перешедшей от слов к делу, и одобрившей легальное регулирование производства, распространения и продажи марихуаны.

Подобный прогресс дает почву для обсуждений во время грядущей Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по наркотикам в 2016 г. (ГА ООН) и возможность пересмотреть мировой режим контроля над наркотиками 21-го века.

“Факты говорят сами за себя. Настало время перемен,” сказал Kофи Аннан, Председатель фонда Кофи Аннана и оргкомитета Западно-африканской комиссии по наркотикам (под председательством бывшего президента Нигерии Олусегуна Обасанджо), которая в начале этого года представила широкий спектр рекомендаций по реформе наркополитики. “Нам нужна научно обоснованная, эффективная наркополитика, а не та, что способствует криминализации потребителей наркотиков без предоставления адекватного доступа к профилактическим и лечебным программам. Подобный подход привел не только к переполненным тюрьмам, но и к тяжким медицинским и социальным проблемам.”

“В конечном итоге, глобальный режим контроля над наркотиками должен быть реформирован так, чтобы обеспечить легальное регулирование наркорынков,” сказал бывший президент Бразилии Фернанду Энрики Кардозу. “Давайте начнем с того, что будем относиться к зависимости от наркотиков как к проблеме здравоохранения, а не как к преступлению – и начнем снижать спрос на наркотики посредством научно обоснованных профилактических программ. Но давайте также поддержим страны в испытании разных моделей ответственного юридического регулирования, как способа подорвать организованную преступность, процветающую благодаря нелегальным наркорынкам.”

“По мере того, как некоторые европейские страны все больше сталкивались с вредными последствиями, связанными с репрессивной наркополитикой, они начали внедрять подходы снижения вреда и новые стратегии оказания помощи, такие как программы игл и шприцев, заместительные терапии, рецептурное назначение героина и использование помещений для употребления наркотиков, а также декриминализовали употребление и хранение в личных целях”, сказала бывший президент Швейцарии Рут Дрейфус. “Эти меры спасают жизни и увеличивают безопасность, но их недостаточно для ответственного отношения общества к проблеме наркотиков. Регулирование всей цепочки, от производства до продажи, позволит ослабить преступные организации, обеспечить соблюдение стандартов качества и защитить жизни, здоровье и безопасность людей.”

“Подходы к наркополитике, основанные на здравоохранении, постоянно доказывают, что они гораздо менее затратны и более эффективны, чем уголовное преследование и лишение свободы,” сказал бывший президент Мексики Эрнесто Седильо. "Декриминализация употребления наркотиков играет ключевую роль, но ей нельзя ограничиваться. Правительства и общественность должны иметь возможность регулировать поставки веществ, основываясь на тщательных медицинских критериях что выбьет почву из-под ног организованной преступности, процветающей благодаря незаконному обороту наркотиков. Для этого необходимы существенные юридические и институциональные реформы, как на страновом, так и на международном уровнях."

“Мы не можем продолжать притворяться, что война с наркотиками приносит какие-то позитивные результаты,” сказал Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group. “Мы должны обратить внимание наших лидеров на альтернативные, эмпирически обоснованные подходы. Нас многому научили успехи и недостатки в регулировании алкоголя, табака и фармацевтических препаратов. Риски, связанные с употреблением веществ возрастают – порой катастрофически – когда они производятся, продаются и употребляются в нерегулируемых, криминальных условиях. Наиболее действенный способ защитить общественное здоровье и безопасность – взять наркотики под контроль, посредством ответственного легального регулирования.”

Члены Комиссии:

- Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, Председатель Фонда Кофи Аннана, Гана

- Луиза Арбур, бывший Верховный комиссар ООН по правам человека, Канада

- Павел Бем, бывший мэр Праги, Чешская республика

- Ричард Брэнсон, Предприниматель, защитник социальных свобод, основатель Virgin Group, один из основателей The Elders, Великобритания

- Фернанду Энрики Кардозу, бывший президент Бразилии (Председатель Комиссии)

- Мария Каттауи, бывший генеральный секретарь Международной торговой палаты, Швейцария

- Рут Дрейфус, бывший министр по социальным вопросам и бывший президент Швейцарии

- Сесар Гавириа, бывший президент Колумбии

- Асма Джахангир, правозащитница, бывший Специальный докладчик ООН по вопросу о внесудебных, произвольных казнях и расправах, Пакистан

- Мишель Казачкин, Специальный посол Генерального секретаря ООН по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии, бывший исполнительный директор Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, профессор медицины, Франция

- Рикардо Лагос, бывший президент Республики Чили

- Георгиос Папандреу, бывший премьер-министр Греции

- Хосе Рамос-Орта, бывший президент Восточного Тимора, лауреат Нобелевской премии мира

- Жорже Сампайю, бывший президент Португалии

- Джорж Шульц, бывший Государственный секретарь США (почетный председатель Комиссии)

- Хавьер Солана, бывший Верховный представитель Европейского Союза по вопросам внешней политики и безопасности, Испания

- Торвальд Столтенберг, бывший министр иностранных дел и Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Норвегия

- Марио Варгас Льоса, писатель и общественный интеллектуал, Перу

- Пол Волкер, бывший председатель Федеральной резервной системы США и Консультативного совета при Президенте США по экономическому восстановлению

- Джон Уайтхед, бывший заместитель Государственного секретаря США, бывший со-председатель Goldman Sachs & Co., основатель и председатель Мемориала и музея 9/11

- Эрнесто Седильо, бывший президент Мексики

Глобальная комиссия по вопросам наркополитики

Нарушая табу / Breaking the taboo



В фильме участвуют:
бывшие руководители государств и международных организаций


Перевод: Профессиональный (двухголосый), cубтитры: отсутствуют
Формат: SATRip, AVI, XviD, AC3
Страна: Великобритания, Бразилия, Breaking the Taboo Film Company Ltd., TVF International
Режиссер: Космо Филдинг Меллен, Фердинандо Гросетейн Андрад
Жанр: документальный, политика, криминал
Продолжительность: 00:52:28
Год выпуска: 2011

Описание: Совместную борьбу мировых держав с наркобизнесом можно считать провальной, полагают авторы фильма "Нарушая табу". За последние 40 лет ситуация только усугубилась: санкции ООН не помогают, с каждым годом объем оборота наркотиков увеличивается, запрещённые препараты становятся всё доступнее и дешевле. Предпринимаемые усилия практические не дают результатов – нужно искать новые способы, в том числе и на политическом уровне, чтобы истребить смертельный бизнес.

Не все наркотики одинаково вредны

Последствия потребления разных веществ отличаются по степени вреда, а иногда они даже приносят пользу, говорится в докладе Глобальной комиссии. В некоторых странах каннабиоиды могут прописать в медицинских целях, стимуляторы показали свою эффективность в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а метадон помогает людям побороть зависимость от опиатов.

Транслирование неверной информации о наркотиках снижает доверие людей к властям. В докладе приводится монолог женщины по имени Вини из Чили, которая лечила сына от эпилептических припадков. От судорог не помогали ни диеты, ни лекарства, ни операция на головном мозге, ни электрические разряды, тогда как после приема масла каннабиса судороги у мальчика стали случаться гораздо реже. Чилийские законы разрешают выращивать и употреблять каннабис в медицинских и личных целях, но Вини боится, что полиция может ворваться в ее дом и обвинить в выращивании травы на продажу: стоимость бутылки масла каннабиса в местных аптеках достигает 300 долларов.

Употребление наркотиков — не признак слабости

О потребителях наркотиков распространен стереотип, что это слабые и аморальные люди, которые не заслуживают быть полноправными членами общества. На самом деле, утверждают авторы доклада, причин употребления может быть множество: облегчение эмоциональной и физической боли, стремление к удовольствию и социализации, юношеские эксперименты, улучшение производительности.

Кроме того, наркотики далеко не всегда вызывают зависимость. По утверждению Глобальной комиссии, в 2016 году около 250 миллионов людей принимали запрещенные вещества, и только в 11,6% случаев это было связано с зависимостью. При этом наркотики употребляют люди с любым достатком — различаются только вещества и их качество. Никто из них не заслуживает плохого отношения и не должен быть дискриминирован.

Наркопотребители — не преступники

В выступлениях политиков, СМИ и бытовых разговорах встречается мнение, что наркозависимые часто идут на преступления ради дозы. На самом деле это не так — большинство из них нарушают только антинаркотические законы. Несмотря на то что прием и хранение психоактивных веществ не насильственное действие, во многих странах это считается преступлением. В нескольких странах, включая Индонезию, Иран, Китай, Малайзию и Саудовскую Аравию, хранение наркотиков наказывается смертной казнью.

Если у человека появляется судимость, найти легальную работу становится сложнее. В такой ситуации криминальные действия могут стать основным источником доходов наркопотребителя. Вынужденные преступления еще сильнее стигматизируют наркозависимых, что позволяет властям вести карательную политику против них. Это, в свою очередь, приводит к дискриминации. Круг замыкается.

Вместо того чтобы наказывать наркозависимых, их стоит поддержать, считают авторы доклада. Судебная система должна рассматривать болезнь как смягчающее, а не отягчающее обстоятельство. Также комиссия порекомендовала правоохранительным органам прекратить преследование людей, употребляющих наркотики, в том числе запугивание, необоснованные обыски, захват имущества и расовое профилирование.

Стигма ограничивает доступ к медицине

Физическое и психическое здоровье человека должно быть на первом месте — при этом многие медицинские учреждения дискриминируют наркопотребителей. Необходимо бороться со стигмой наркозависимых и продвигать научно обоснованные подходы к профилактике наркозависимости, лечению и снижению вреда от употребления. Это программы по распространению чистых шприцов и презервативов, создание комнат для безопасных инъекций, заместительная терапия и тестирование наркотиков на наличие опасных примесей. При этом человеку необязательно полностью отказываться от употребления.

Глобальная комиссия по наркополитике ( GCDP) основана в 2011 году. Это независимый орган, в который входят 25 экспертов, включая 12 бывших глав государств, бывшего Генерального секретаря ООН и трех лауреатов Нобелевской премии мира. Комиссия ежегодно выпускает доклады, посвященные проблемам наркополитики. Например, в 2011 году она выпустила работу, в которой объясняла, почему пятидесятилетняя война с наркотиками окончательно проиграна. Следующие доклады были посвящены пользе декриминализации, реформам здравоохранения и профилактике распространения болезней.

Над последним докладом работали бывший президент Швейцарии и председатель комиссии Рут Дрейфус, бывший президент Нигерии Олусегун Обасанджо, экс-премьер Новой Зеландии Хелен Кларк, бывший вице-премьер Великобритании Ник Клегг, бывший исполнительный директор Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией Мишель Казачкин и бывший спецдокладчик ООН по вопросу о казнях без надлежащего судебного разбирательства Асма Джахангир.

В России очень актуальна проблема наркофобии, демонизирования наркотиков и людей, которые их употребляют, но сейчас я вижу некоторые положительные изменения в высказываниях людей о наркопотребителях. Пять-семь лет назад общественные деятели, политики и публичные интеллектуалы могли просто так говорить, что наркозависимые — это животные, зомби, что к ним не нужно применять человеческих методов лечения. Сейчас все-таки такого уже нет. Хотя иногда можно услышать, как некоторые политики очень пренебрежительно и патерналистски говорят о людях, которые употребляют наркотики и подвергаются репрессиям за употребление.

Еще мы видим, что в медицинских учреждениях до сих пор с большим предубеждением относятся к наркопотребителям. Зачастую их не берут ни в скорую, ни в больницы, выгоняют при первой возможности. Люди, которым нужны серьезные вмешательства, например, лечение туберкулеза, не могут долго находиться в больнице, потому что им не предоставляют наркологической помощи. Во всем мире в больницах используют метадон, чтобы у человека не было ломок и он закончил курс лечения. В России такой возможности нет, поэтому наркозависимым на первый-второй день становится плохо, и им приходится отказываться от лечения, чтобы найти наркотики.

Профилактика употребления и зависимости по сути у нас вообще не ведется. Все, что делается в России, это, в принципе, подрывная деятельность, направленная на лишение людей доступа к адекватной информации. В России в качестве профилактики предлагается тестировать школьников на наркотики. Это, конечно же, ужасно и полностью противоречит идеям профилактики. Подросткам нужно говорить, что с первого употребления того или иного вещества ни у кого зависимости не возникает, что есть некоторые нелегальные наркотики, например, MDMA, менее вредные, чем легальные, как алкоголь или табак. Это информация, к которой мы не привыкли, но, к сожалению, без нее люди полностью теряют доверие к учителям и вообще ко всем, кто говорит об этом. Профилактические программы не должны строиться на страхе и лжи: подростки уже никогда не обратятся к вам, если вы искажаете факты и заставляете их писать в банку в школе.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Член Глобальной комиссии по наркополитике Мишель Казачкин прокомментировал “Ъ” ее новый доклад


Фото: Предоставлено представительством UNAIDS в странах Восточной Европы и Центральной Азии

— Под государственным регулированием наркорынка в докладе понимается полный уход от запретительной идеологии?

— Система, о которой мы говорим,— это вовсе не либерализация, которая дает доступ всем к наркотикам. Это строгое регулирование, подобное тому, как мы регулируем употребление табака или алкоголя. Конечно, алкоголь все еще является причиной около 30% ранних смертей в России, но за последние 10 лет наблюдается существенный прогресс в снижении его употребления. Так же обстоит дело в мире и с табаком: хотя в развивающихся странах проблема растет, так как туда ринулись международные табачные компании, с пропагандой и низкими ценами, но в целом в мире потребление табака падает. И здесь существуют подходы снижения вреда — электронные сигареты, в которых используется чистый никотин, он менее опасен, чем другие составляющие в обычной сигарете.

— В чем причина появления доклада с таким посылом именно сейчас?

Почему глобальная комиссия по наркополитике предлагает государствам легально регулировать наркорынок

Почему глобальная комиссия по наркополитике предлагает государствам легально регулировать наркорынок

— Черный рынок процветает, потому что есть спрос. Это стандартная ситуация: если трудно будет найти то, что требуется покупателю, то это можно всегда будет купить на черном рынке. Мы прекрасно все помним, что когда в США в 1930-е годы запретили алкоголь, черный рынок стал огромной индустрией. Когда растут цены на сигареты, они нелегально появляются по более низкой цене. И здесь нужно привести данные ВОЗ: табак убивает 50% курильщиков (6 млн человек в год.— “Ъ” ). А алкоголь является причиной смерти 3 млн человек в год. А наркотики — это около 300–400 тыс. смертей в год от передозировок. Вроде бы число меньше, но в прошлом члены комиссии обращали внимание, что политика в отношении наркопотребителей является репрессивной: молодые люди подвергаются уголовному преследованию, сидят в тюрьмах, теряют шанс на нормальную жизнь из-за одного единственного случая употребления наркотиков. И это большая социальная проблема, которая возникла из-за запрета употребления наркотиков. Именно из-за запрета на употребление наркотиков Россия сопротивляется заместительной терапии, говоря, что это, в общем, наркотик, который государство раздает людям, и частичная легализация употребления наркотиков. Но мы, как вы знаете, говорим, что метадон — это лекарство и доказанный эффективный путь лечения опиоидной наркозависимости. Наш доклад как раз о том, что пора государствам начать регулировать ситуацию с наркотиками так, как регулируют алкоголь и табак, как регулируют все потенциально опасное поведение. Опасное поведение — это, например, еще и вождение автомобиля, но есть регулирование — правила дорожного движения. Если вы поедете на мотоцикле, то наденете шлем. Это и есть государственное регулирование безопасности, то, что я называю снижением вреда или снижением риска.

— Не слишком ли радикально приравнивать наркотики к алкоголю и табакокурению?

— Мы не строим иллюзий, мы прекрасно понимаем, что это дело не одного-двух дней. Мы просто говорим, что это цель, к которой нужно двигаться. И если говорить о регулировании, то, конечно, нужно начинать с самых легких наркотиков. В США многие штаты легализовали и регулируют продажу марихуаны, то же происходит в Уругвае или Голландии. Как вы знаете, Канада несколько месяцев назад легализовала марихуану, или каннабис, теперь марихуана продается в специальных магазинах, а государство следит за качеством продукта. Но в Канаде и алкоголь можно покупать только в государственных магазинах, где, например, проверяют возраст покупателей. Это также пример регулирования. До того, как легализировать и регулировать, Канада уже использовала марихуану как лекарство. Великобритания также разрешила использовать марихуану в качестве лекарства несколько месяцев назад. Она используется при эпилепсии у маленьких детей, если они резистентны ко всем другим лекарствам. В Великобритании это произошло так: родители ребенка обратились к властям с просьбой разрешить использовать каннабис как последнее средство, им отказали, в результате они достали препарат нелегальным путем. История вызвала большой резонанс, в результате каннабис официально разрешили выписывать при некоторых формах эпилепсии. Есть научные данные, что люди, которые страдают от сильных болей и которым прописана марихуана, меньше пользуются морфином, а значит, снижается потенциальная опасность получить наркозависимость. Каннабис не только помогает уменьшить дозы морфина, он также используется в лечении неврологических болезней. Но я просто хочу сказать, что многие наркотики являются и просто лекарствами.

И мы можем говорить об огромной вариативности этого регулирования. Препараты могут покупать в магазинах, а могут выдаваться по рецептам врача. Регулирование может быть легким, может быть жестким. Это может зависеть от социальных и политических обстоятельств в стране. А если продолжится черный рынок, то никакое регулирование невозможно. И мы говорим, что то, что должно регулироваться жестко, должно регулироваться жестко.

— Мы говорим, что просто реалистически смотрим на мир. Чем больше запрещаешь, чем строже относишься, чем больше сажаешь в тюрьму, тем меньше мешаешь черному рынку. Многие люди осознают, что хотят курить, многие осознают, что хотят пить алкоголь. Я француз, я пью вино каждый день. Я не хочу жить в мире полностью без алкоголя, но я хочу, чтобы люди понимали опасность алкоголя, были информированы и относились ответственно к своим действиям.

— В мире повсеместно ужесточаются правила для курильщиков: им нельзя курить в кафе, на улице возле культурных объектов, на остановках транспорта и так далее…

— Здесь как раз доказательство того, что регуляция может быть очень жесткой. Например, я выступаю за то, чтобы морфин был только по рецепту врача. А ваш пример только показывает, до какой степени регулирование может быть разным и интересным для общественного здравоохранения.

— Тема регулирования не первый раз звучит в докладе комиссии. Почему сейчас она стала основной?

— В нашем первом докладе 2011 года мы говорили о необходимости начать разговор, который был табуированным, затем мы говорили о том, что здравоохранение в наркополитике должно быть на первом месте. Далее мы обратились к декриминализации, чтобы люди не сидели в тюрьмах за мелкий проступок. В нашем докладе, выпущенном в 2015 году, у нас пять предложений по новым направлениям наркополитики, и регулирование является последней степенью, целью, к которой нужно дойти. В этом году мы говорим о том, что может принести регулирование и какие условия для реализации этого направления могут потребоваться.

— Давайте вернемся к России. Что вы думаете о ситуации с наркопотребителями? Может быть, у вас есть какие-то рекомендации?

Институт проблем правоприменения проанализировал судебную статистику по наркостатьям

Институт проблем правоприменения проанализировал судебную статистику по наркостатьям

— Я ни в коем случае не буду давать рекомендации Российской Федерации. Она является большой, великой, замечательной страной. Я только говорю как врач, как ученый, как член международной комиссии по наркополитике. Я говорю со стороны науки. И я уже говорил в Амстердаме (на конференции AIDS 2018.— “Ъ” ), что абсолютно ясно, что в странах, где есть программы заместительной терапии, где на хорошем уровне действуют программы обмена шприцев, новых случаев инъекционного инфицирования ВИЧ и гепатита больше нет. Это закончилось. В моей стране, Франции, или в Женеве, в Швейцарии, где я сейчас живу, этого совсем нет. А я смотрю статистику Российской Федерации, где в прошлом году было более 100 тыс. новых случаев ВИЧ-инфекции, из которых около 45% — это наркопотребители. Я не знаю, как можно не учитывать эти данные. И есть данные, в том числе и в странах региона Восточной Европы и Центральной Азии, что люди на заместительной терапии социализируются: есть множество примеров, что они нашли работу, они нормально живут, у них теперь семья, им не нужно искать каждый день деньги, чтобы искать на черном рынке наркотики. Факт, что они должны будут годами или десятки лет продолжать эту терапию, но мне это неважно, так как никто же не грустит из-за того, что если у тебя высокое давление, то ты пьешь каждый день лекарство против него, а если диабет, то тебе нужен каждый день инсулин. Если же у тебя зависимость от героина, то нужно ходить к врачу за метадоном. Точка. Это простое, реалистическое мнение, основанное еще и на научной базе. И ООН, и ВОЗ, и Организация против наркотиков в Вене, и UNAIDS рекомендуют методы снижения вреда на международном уровне. Но я не буду давать советы Российской Федерации. Она сама примет свои решения.

— В России министерство здравоохранения говорит о необходимости развития наркологической службы, помощи в избавлении от наркозависимости.

— Одно не противоречит другому. Если человек хочет избавиться от наркозависимости через реабилитацию — пожалуйста. Если мы посмотрим на общемировую статистику, реабилитация занимает 2–6 месяцев, через год после ее завершения около 50% продолжают жить без наркотиков, но уже через пять лет — меньше 10%. Мы говорим о зависимости как о болезни, которая у многих не исчезает. Но я не говорю, что один вариант лучше другого, я говорю, что нужно человеку дать возможность выбора. Врач должен говорить с пациентом, который и должен решать, как и где он хочет получать лечение. Это может быть реабилитация, психологическая терапия, заместительная терапия. И пациент пойдет туда, где ему покажется лучше. Я не ратую только за заместительную терапию, но самым эффективным способом, по данным ВОЗ, избавления от героина является метадон.

— Какие последствия может иметь ваш доклад?

Почему первый замдиректора ФСИН Анатолий Рудый поддерживает введение заместительной терапии

Почему первый замдиректора ФСИН Анатолий Рудый поддерживает введение заместительной терапии

— Мы надеемся, мы хотим, чтобы в странах начались открытые дискуссии, чтобы ученые, специалисты, представители правоохранительных органов, законодатели начали честный разговор. Я встречал много полицейских, в том числе и в России, которые устали каждый месяц арестовывать одного и того же человека. Это бессмысленно. И есть международное движение полицейских по работе с программами снижения вреда. В октябре в Торонто (Канада) у них будет конференция на эту тему. Так что мы хотим, чтобы люди начали разговаривать, а разговор велся бы о правах человека, о настоящих цифрах, о том, чего политики добились или нет, и о том, что здоровье каждого человека и здравоохранение должно быть на первом месте в любом политическом решении. Если законодательство идет против интересов здравоохранения, нужно серьезно посмотреть, не надо ли менять законодательство. Но каждая страна принимает свои решения. Мы говорим и в докладе, что нужно экспериментировать с регулированием, как сейчас экспериментируют Канада, США, Голландия и Уругвай. Так, Португалия, например, показала, что декриминализация наркопотребления уменьшает инфицирование ВИЧ, гепатитом С, снижает уровень употребления наркотиков. И в мире около 70–80% людей, нуждающихся в наркотических обезболивающих, не имеют доступа к ним. Это говорит о том, что где-то система не работает. Нужно экспериментировать с новыми подходами к наркополитике. Если они окажутся более эффективными, чем репрессия, нужно будет к ним переходить и когда-нибудь снова начать разговор на международном уровне.

Читайте также: